- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (статья)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Эмоциональный интеллект для учителя: что это такое и стоит ли им заниматься?
- Эмоциональный интеллект и профессиональное выгорание учителя
- Эмоциональный интеллект для учителя
- Упражнения на эмоциональный интеллект для учителя
- Эмоциональный интеллект учеников
- «Банк эмоций»
- «Угадай эмоцию»
- «Что ты чувствуешь?»
- «Корень чувства»
- «Ситуации»
- Что почитать на тему?
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (статья)
В статье рассматриваются современные подходы к изучению эмоционального интеллекта, а также связь эмоционально-волевой регуляции с эффективностью профессиональной деятельности. представлены результаты исследования «Преподаватель глазами студента». Целью исследования явилось определение общего уровня педагогической и психологической компетенции преподавателей, а также общий уровень взаимопонимания между студентами и преподавателями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnyy_intellekt_kak_komponent_professionalnoy_kompetenstnosti_prepodavatelya.docx | 31.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Ключевые слова: эмоции, эмоциональный интеллект, эмоциональная культура, профессиональная компетентность.
Проблема эмоциональной культуры человека остаётся актуальной на протяжении всей истории человеческого общества. Свидетельством все возрастающего интереса исследователей к человеческим эмоциям является возникновение понятия «эмоциональный интеллект». Общеизвестно, что показатели интеллекта не позволяют прогнозировать жизненный успех, среди факторов, его определяющих, показатель уровня интеллектуального развития не превышает 20%. В настоящее время намного более существенная роль приписывается эмоциям: «Эмоциональная способность — это метаспособность, определяющая, насколько хорошо человек может использовать все свои остальные навыки, включая интеллект» [1].
В системе образования профессия педагога является преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.
Профессиональная компетентность педагога — это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующей его профессионализм. Профессиональная компетентность педагога включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности [6].
Поэтому в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной культуре педагога.
Говоря о любой культуре, нужно иметь ввиду, что она означает степень совершенства чего-либо, в данном случае, совершенства эмоционального развития человека [4].
Педагогическая деятельность насыщена разными напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования.
Важнейшими показателями эмоциональной культуры педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости.
Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество. Данное качество называется также динамизмом. Так же эмоциональная гибкость — это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатию.
Эмпатия — образование системное, которое включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего [5].
Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога.
Эмоциональная культура тесно связана с понятием «эмоциональный интеллект», которое впервые стали употреблять Питер Саловей и Джон Майер в 1990 году. Эмоциональный интеллект в научных психологических концепциях определяется как совокупность интеллектуальных способностей к пониманию эмоциональных состояний и управлению ими. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, который отражает закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связь с поведением личности. Если обобщить имеющиеся точки зрения исследователей, то можно выделить следующие составляющие эмоционального интеллекта: способность понимать отношения личности, воспроизводимые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа; сложившиеся у человека устойчивые способы эмоциональной регуляции деятельности, проявляющиеся как в общении, так и в познавательной деятельности и влияющие на успешность его приспособления к среде, или способы её творческого изменения; способность распознавать собственные эмоции, владеть ими, распознавать эмоции других людей, выражать свои эмоции в общении с другими людьми и мотивировать себя; совокупность программ-«регуляторов» и программ-«мотиваторов» деятельности и общения, отвечающих за понимание себя и других людей [2].
Взаимосвязь эмоциональной культуры и эмоционального интеллекта может быть наиболее полно реализована в эмоциональной среде. Под эмоциональной средой мы понимаем организацию ситуаций социально-педагогического сопровождения, способствующих максимальному проявлению определенного качества, свойства личности, адекватной реакции на происходящее, основанной на самопознании и самоконтроле. Находясь в эмоциональной среде, личность реализует себя, проявляя те или иные эмоции, воздействует на другого (или других) участника (участников) этих отношений, тем самым либо создавая среду, либо преобразовывая ее [7].
С понятием «эмоциональный интеллект» связано представление об «эмоциональной грамотности» — целенаправленном повышении эмоциональной компетентности. Развитие эмоциональной компетентности особенно актуально для повышения педагогической культуры преподавателя. Управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих — наиболее важные качества, необходимые для успешной педагогической деятельности.
Проблема эмоциональной саморегуляции – одна из наиболее важных психолого-педагогических проблем в работе современного педагога. Эмоциональная напряженность сопровождает многие занятия. Психологические нагрузки, получаемые педагогом, приводят к развитию синдрома «эмоционального выгорания». Профессиональный долг обязывает преподавателя принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, сдерживать недовольство и гнев. Повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога, таких, как пессимизм, раздражительность, тревожность. Это, в свою очередь, негативно сказывается на эффективности его деятельности и на взаимоотношениях со и студентами. В дальнейшем это может привести к общей неудовлетворенности педагога своей профессией [3].
В рамках проведения конкурса «Лучший преподаватель вуза» в Дальневосточном государственном университете путей сообщения, сотрудниками Психологического центра ДВГУПС было проведено исследование «Преподаватель глазами студента». Целью исследования явилось определение общего уровня педагогической и психологической компетенции преподавателей, проходящих по конкурсу, а также общий уровень взаимопонимания между студентами и преподавателями. В исследовании приняли участие 709 студентов и 23 преподавателя из различных филиалов вуза.
В ходе исследования был использован модифицированный сотрудниками Психологического центра ДВГУПС вариант метода семантического дифференциала. Этот метод разработан в середине 50-х гг. XX века американскими учеными под руководством Ч. Осгуда. Широко известный в психологии и социологии, метод СД является весьма информативным для изучения восприятия учащимися различных объектов познания. В частности, СД позволяет изучить восприятие студентами преподавателей как партнеров по общению. Это важно для адекватного взаимодействия с ними.
В процессе исследования, по полученной методике СД, студентам предлагалось оценить степень выраженности качеств по шкале от 7 (качество сильно выражено) до 1 (качество выражено крайне слабо или совсем не выражено).
Перечень качеств, оцениваемых студентами, был составлен на основании результатов ранее проведенного в 2004 г., сотрудниками Психологического центра, ассоциативного эксперимента. В ходе данного эксперимента, студентам было предлагалось ответить на вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас слово «преподаватель», и какими качествами, по вашему мнению, должен обладать преподаватель»? В результате обобщения полученных данных была сформирована методика, где в иерархическом порядке представлены наиболее часто встречающиеся качества, характеризующие: 1) профессиональный уровень, подходы к преподаванию педагогов; 2) личностные особенности, а так же их внешние проявления. Таким образом, в методике представлено 21 качество: 1. понимающий; 2. нестандартный подход к преподаванию; 3. всесторонняя образованность; 4. чувство юмора; 5. доброжелательный; 6. требовательный; 7. отзывчивый; 8. справедливый; 9. четкая, громкая речь; 10. коммуникабельный, общительный; 11. высокий теоретический уровень; 12. сдержанный, спокойный уравновешенный; 13. индивидуальный подход к студентам; 14. объективность, непредвзятость; 15. опрятность, аккуратность; 16. уважительный, внимательный; 17. уважаемый, авторитетный; 18. высокий практический уровень; 19. творческий; 20. современный; 21. высокий практический уровень.
Результаты исследования показывают следующее. В целом, степень выраженности качеств преподавателей, проходящих по конкурсу, оценивается студентами положительно, данные находятся в диапазоне от 5,5 до 6,7, при максимальной оценке в 7 баллов. Это позволяет говорить о достаточно высокой степени выраженности всех качеств. Межличностные отношения студентов и преподавателей отличаются благоприятностью. Отношение студентов к преподавателям достаточно позитивное, толерантное, присутствует установка на принятие преподавателей, их особенностей, как личностных, так и профессиональных.
Наиболее высоко студенты оценили следующие качества: высокий теоретический уровень; опрятность, аккуратность; уважительный, внимательный; высокий практический уровень; высокий профессионализм. Наиболее низкие оценки получили следующие качества: нестандартный подход к преподаванию; чувство юмора; отзывчивый; индивидуальный подход к студентам; творческий.
Исследование позволяет сделать вывод, что качества, характеризующие профессиональный уровень педагогов, оценены студентами более высоко, чем личностные качества преподавателей, входящие в состав эмоционального интеллекта и эмоциональной культуры, и позволяющие эффективно взаимодействовать со студентами. Можно говорить о том, что по мнению респондентов преподаватели плохо понимают эмоциональное состояние студентов (индивидуальный подход), мало способны управлять собственным эмоциональным состоянием (чувство юмора) и эмоциональным состоянием учащихся (отзывчивость, творчество). Общение и эмоции играют огромную роль в обучении. Современное обучение требует конкретных способов непосредственного взаимодействия педагога и студента. Без обратной связи с аудиторией работа педагога превращается в механическое действие. Эффективность такого занятия резко снижается. В дальнейшем, если ситуацию не исправить, такое поведение может стать «нормой» для преподавателя и своеобразной личностной защитой от студентов, что в конечном счете оказывает непосредственное влияние на профессиональную компетентность преподавателей и качество подготовки выпускников.
Проблема развития эмоциональной компетентности педагогов связана не только с профессиональной необходимостью – выслушать и понять учащихся, создать позитивный эмоциональный фон на занятии, но и с удовлетворением собственного профессионализма, с переживанием личностного и профессионального роста. Полученные результаты являются основой для последующего углубленного изучения влияния эмоционального интеллекта на различные стратегии поведения и оптимизацию профессиональной деятельности преподавателя.
- Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта [Текст] / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. Пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 301 с.
- Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман. — М.: АСТ, 2008. – 480 с.
- Ермакова, И. В. Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке [Текст] / И. В. Ермакова, Н.И. Поливанова, И.В. Ривина // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 1 – С. 63–73.
- Масленникова, В.Ш. Педагог и культура [Текст] / В.Ш. Масленникова, В.П. Юдин. –Казань.: КГУ, 1994. — 111с.
- Митина, Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция [Текст] / Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец. –М.: МПСИ; Флинта, 2001. -192 с.
- Резниченко, М.Г. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: Учебное пособие для студентов факультета начального образования / М.Г. Резниченко.- Самара.: СГПУ, 2003. – 132 с.
- Сергеева, О.А. Воспитание эмоциональной культуры школьников [Текст] / О.А. Сергеева // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 1 (58) – С. 109 – 112.
Источник
Эмоциональный интеллект для учителя: что это такое и стоит ли им заниматься?
Ценность этого эмоционального интеллекта в реальной жизни неоспорима. Как бы ни называть умение понимать себя, владеть собой, стремиться к цели, сочувствовать окружающим и результативно взаимодействовать с ними, очевидно, что это ценнейший навык, полезный отнюдь не только в бизнесе (где о нем впервые заговорили), но и в педагогике.
По-настоящему об эмоциональном интеллекте заговорили в 60-х годах прошлого века, основные исследования прошли в 80-х, а в 1990 году вышла статья Питера Саловея и Джона Майера «Эмоциональный интеллект». Авторы дали такое определение этому понятию: «Это способность воспринимать и выражать эмоции, понимать их и объяснять, ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные эмоции и эмоции других людей».
Д. Гоулманом было вычленено пять составляющих эмоционального интеллекта (но надо иметь в виду, что не все согласны с его разработкой):
- самопознание;
- саморегуляция;
- мотивация;
- эмпатия;
- социализация.
В первом случае речь идет о способности осознавать собственные эмоции и их причины, а также понимать себя в целом: свои цели, интересы, достоинства и недостатки и т.п. Способность к саморегуляции предполагает умение контролировать себя. Мотивация — это готовность добиваться цели, а эмпатия — умение понимать окружающих и сочувствовать им. Наконец, под социализацией автор книги подразумевал способность бесконфликтно общаться с людьми и влиять на них.
С тех пор появилось множество разработок, в которых понятие эмоционального интеллекта трактуется так же, не совсем так и почти совсем не так. Большинство из них рассматривают эмоциональный интеллект как основу успешности в бизнесе и в управлении. Например, приводится такой факт: уровень эмоционального интеллекта начальника в среднем на 20% выше, чем у его подчиненных.
Эмоциональный интеллект и профессиональное выгорание учителя
Педагог — это тот человек, которому необходим высокий уровень обладания эмоциональным интеллектом.
Учитель ежеминутно испытывает сильнейшее эмоциональное напряжение. Это и сочувствие настроению ученика (а ведь ребят много, и у каждого что-то свое на душе), и ответственность за жизнь и здоровье не всегда спокойных и дисциплинированных детей, и беспокойство и чувство вины за не сданный вовремя отчет, и волнение из-за открытого урока. Все не перечислишь. А ведь еще постоянно возникают конфликтные ситуации, из которых хочется выйти с честью и минимальными потерями.
Высокий уровень эмоционального интеллекта позволит избежать многих проблем, главная из которых — профессиональное выгорание учителя.
Профессиональное выгорание — реальная и остро стоящая проблема. Эмоциональное и физическое напряжение приводит к нарастанию тяжелых симптомов, мешающих качественно работать и разрушающих личность педагога. Выгорание может проявляться в полной апатии, нежелании работать творчески, использовать широкий спектр методических приемов. Может возникнуть нервность, раздражительность, нетерпимость, которые педагогу бывает трудно, а то и невозможно сдерживать. Бывает, у учителя падает самооценка, он теряет интерес к жизни, к семье, настроен всегда на неудачу, начинает испытывать страх перед администрацией или родителями учеников.
Всех этих симптомов можно избежать или ослабить их, если повысить свой уровень эмоционального интеллекта. Но возможно ли это?
Эмоциональный интеллект для учителя
Развить свой эмоциональный интеллект не так уж трудно, надо лишь уделять упражнениям немного времени ежедневно. Большинство из них увлекательны и не требуют особых условий.
Упражнения на эмоциональный интеллект для учителя
Приведем несколько примеров.
Чтобы потренировать самопознание, можно выполнить интересное упражнение. Оно потребует 5-10 минут.
Сначала надо закрыть руками уши и осмотреться, обращая внимание на возможно большее количество мелочей. Затем открыть уши и закрыть глаза. Теперь надо внимательно вслушиваться в окружающее. Наконец, третья часть упражнения — закрыть глаза и уши и постараться воспринимать мир с помощью остальных органов чувств.
Другое полезное упражнение предлагает специфическую рефлексию. Надо стараться называть эмоции, которые вы в настоящий момент испытываете, размышлять, чем эта эмоция полезна.
Нередко рекомендуют вести дневник эмоций. Его можно оформить в виде таблицы, где в первом столбике указывать эмоцию, а во втором — ее причины, проявления и т.п.
Чтобы научиться саморегуляции, обычно рекомендуют ежедневно две минуты стоять в «позе лидера»: выпрямив спину и подняв руки и голову.
Уж с чем — с чем, а с мотивацией-то учителя умеют работать! Но все же рассмотрим одно упражнение.
Надо составить список проблем. Желательно вспомнить все проблемы, которые имеются в настоящий момент.
Затем необходимо переформулировать все проблемы в цели, стараясь не использовать «негативные формулировки», то есть частицу «не» и слова типа «прекратить». Обязательно проследите за изменением своего эмоционального состояния.
Полезным может стать и прием «Пять почему». Например, можно задать себе вопрос: «Почему я стал учителем?» К каждому ответу надо снова задавать вопрос «Почему?».
Для тренировки эмпатии можно использовать такую игру. Включите телевизор во время демонстрации фильма, а звук не включайте. Постарайтесь без слов понять эмоции, которые стремятся передать актеры. Можно смотреть и документальные фильмы, и ток-шоу, и политические дебаты.
Тем же самым можно заниматься в транспорте, стремясь определить эмоциональное состояние окружающих людей и придумывая как можно больше причин такого состояния.
Что касается социальных отношений, то здесь может помочь также рефлексия. Присмотритесь к своим взаимоотношениям с каким-то человеком и проанализируйте (лучше письменно, в виде таблицы), какие эмоции испытываете в общении с ним вы (надо вспомнить побольше и приблизительно определить их частотность), а какие — он с вами. В идеале отношения должны быть сбалансированными (неправильно, если у вас преобладают отрицательные эмоции, а у другого человека — положительные или наоборот). Если это не так, надо попытаться определить причину этого дисбаланса.
Эмоциональный интеллект учеников
Разумеется, эмоциональный интеллект учеников развит в меньшей степени, нежели эмоциональный интеллект педагогов. Причины этого очевидны: недостаток жизненного опыта, не вполне развитое умение понимать себя и других, несовершенная в силу возраста способность держать себя в руках и так далее.
Но задача учителя помочь ребенку стать развитой, самодостаточной личностью. А значит, нужно развивать эмоциональный интеллект детей.
Сразу надо принять во внимание, что люди от природы могут обладать большими или меньшими способностями в этой области. Например, сангвинику или флегматику трудно понимать окружающих. У меланхоликов часто проблемы с целеустремленностью, а у холериков — с самоконтролем. У детей проявления темперамента намного ярче, чем у взрослых. Поэтому трудно придумать методику, общую для всех. И это задача для психолога, который ведет в классе групповые занятия, а не для учителя.
Однако все же существует ряд занимательных игр, которые могут помочь ребятам лучше понять себя и свои эмоции. А проводить такие игры можно во время классного часа.
Почти для всех игр потребуются карточки-смайлики или просто карточки с названиями эмоций, лучше не менее 10 вариантов: страх, гнев, разочарование, обида, апатия, печаль, радость, азарт, уверенность, удовольствие, восхищение, торжество и т.д. В некоторых случаях требуется несколько комплектов.
«Банк эмоций»
Каждый ребенок должен написать на листочке не менее двух названий эмоций, начинающихся на ту же букву, что и его имя. Затем все эти эмоции вписываются в большой лист бумаги. Можно дополнить список и другими эмоциями, в том числе на другие буквы.
«Угадай эмоцию»
Каждый игрок берет карточку, но не показывает ее другим. Его задача — с помощью мимики или пантомимы изобразить эту эмоцию. Остальные ребята должны ее угадать.
«Что ты чувствуешь?»
Учитель называет какую-нибудь ситуацию или рассказывает (зачитывает) небольшую историю. Ученик должен выбрать карточку с той эмоцией, которую он сам испытывает в связи с этой ситуацией или историей. Можно предложить ребенку объяснить, почему он испытывает такие чувства.
Задание можно усложнить, предложив проанализировать эмоцию героя рассказа, а не свою. Собственно, нечто подобное делается на уроках литературы при анализе мотивации героя произведения.
«Корень чувства»
Ребята делятся на группы. Каждая группа получает (вытягивает, как жребий) карточку с какой-то эмоцией. Необходимо придумать как можно больше ситуаций, в которых люди могут испытывать такое чувство. У кого больше?
«Ситуации»
Ребята разбиваются на пары и разыгрывают ситуацию, которую предложил учитель (например, «Вы рассказываете о победе на олимпиаде по информатике», «Вы рассказываете о болезни хомячка», «Ваш друг случайно разбил ваш смартфон» и т.д.). Разыграв сценку, ребята должны рассказать о чувствах, которые они испытывали.
Многие из этих игр можно проводить на классных часах или собраниях, польза от этого непременно будет. Ведь даже небольшое изменение в лучшую сторону способности понимать других и самого себя очень поможет ребятам в жизни.
Можно по-разному относиться к учению об эмоциональном интеллекте. Среди ученых нет единого мнения по этому вопросу, высказываются различные критические замечания, в основном касающиеся рамок предмета исследования и сложности фиксирования результата. Но нет сомнений, что навыки, которые обычно включают в понятие эмоционального интеллекта, чрезвычайно важны и полезны для каждого. А поэтому есть смысл потратить некоторое время и усилия для того, чтобы развить эти качества у учеников и улучшить у себя самого.
Что почитать на тему?
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Источник