- Признаки низкого эмоционального интеллекта
- Вы легко поддаетесь стрессу
- У вас низкий уровень ассертивности
- У вас ограниченный эмоциональный словарь
- Вы делаете предположения быстро и отчаянно их защищаете
- Вы обидчивы
- Вы часто чувствуете, что вас неправильно поняли
- Вы не знаете своих триггеров
- Вы не сердитесь
- Эмоциональный интеллект низкий у гениев
- Эмоциональный мозг
- Развитие мозга
- Почему детские воспоминания влияют на нас во взрослой жизни
- Управляющий эмоциями
- Что не так с IQ
- Пять составляющих эмоционального интеллекта
Признаки низкого эмоционального интеллекта
Когда в 1964 году понятие эмоционального интеллекта впервые появилось в работе Майкла Белдока, для многих все стало на свои места: наконец нашлось недостающее звено в понимании успеха. Вот почему люди со средним IQ становились миллиардерами, создавали международный бизнес, были великими лидерами. И вот почему высокий интеллект, казалось бы, гарантировавший светлое будущее, на самом деле не всегда был неизменным его атрибутом.
Психологи в наше время пошли еще дальше: теперь они считают, что именно эмоциональный интеллект является самым ценным навыком для любого человека. Это верно лишь отчасти, ведь существуют профессии, где именно когнитивное развитие является определяющим. Но если говорить о счастье в целом и об умении общаться с людьми, то здесь эмоциональному интеллекту нет равных.
Он влияет на то, как мы управляем своим поведением, решаем проблемы в социуме, принимаем решения, достигаем целей.
Сложно рассчитать коэффициент эмоционального интеллекта, до сих пор не существует такого теста, который бы показал объективную оценку. И тем не менее, можно наблюдать за признаками, которые помогут выяснить, как обстоят дела. Вот те, которые указывают на низкий уровень.
Вы легко поддаетесь стрессу
Если вы не распознаете зарождающихся негативных эмоций, то через несколько минут получите большой уровень стресса. Неразделенные эмоции напрягают ум и тело. Высокий эмоциональный интеллект позволяет сделать стресс управляемым, распознавать неприятные ощущения внутри на ранних стадиях.
У вас низкий уровень ассертивности
Ассертивность — это способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Это нечто среднее между агрессивностью и пассивностью в общении с людьми. Вам никто ничем не обязан, но и вы не обязаны, границы четко определены.
Ассертивность нужна для того, чтобы никто не «садился вам на шею». Это значит иметь хорошие манеры и дружелюбие, но при этом держать людей на расстоянии, если те хотят использовать вас для своих целей. Низкий ЭИ мешает это делать: вы либо сдаетесь и убираете свои же границы, либо действуете агрессивно, атакуя собеседника по поводу и без.
У вас ограниченный эмоциональный словарь
Все люди испытывают эмоции, но только избранные могут четко определить и назвать, что с ними происходит. Другие же если и пытаются это сделать, то ошибаются в терминах.
Человек с низким ЭИ будет характеризовать свое состояние как «Мне плохо», человек с высоким ЭИ скажет: раздражен, расстроен, зол, встревожен, взволнован, обеспокоен, напряжен. Чем конкретнее выбор слов, тем больше шансов справиться с состоянием.
Вы делаете предположения быстро и отчаянно их защищаете
Люди с низким ЭИ быстро формируют мнение, а затем поддаются подтверждению предвзятости и ищут лишь ту информацию, которая подтверждают их правоту. Это особенно опасно для лидеров, так как их идеи влияют на десятки других людей.
Аутсайдеры в ЭИ боятся признать неправоту, потому что это вызывает дискомфорт и боль. Люди с высоким эмоциональным интеллектом признают ошибки, потому что умеют с ними справляться.
Вы обидчивы
Обида — это реакция на стресс. Если вы давно мечтаете избавиться от стресса, перестаньте обижаться. Откажитесь от злобы и недовольства и начнете себя чувствовать лучше и поправите свое здоровье.
Вы часто чувствуете, что вас неправильно поняли
Обычно это случается, когда речь идет о том, что вы чувствуете. Признак низкого эмоционального интеллекта в том, что при общении с людьми вам трудно выражать свои мысли и доносить суть сообщения.
Плохо не то, что вы неудачно выражаете мысль (даже великие лидеры этим грешат), а то, что не замечаете этого сразу. Это выясняется позже, когда уже поздно вносить поправки и разъяснять. Научитесь считывать язык тела человека, наблюдайте за его реакцией, постоянно ищите обратную связь.
Вы не знаете своих триггеров
У всех есть триггеры — ситуации и люди, которые «нажимают на специальные кнопки» и заставляют действовать импульсивно. Эмоционально умные люди изучают свои триггеры и используют эти знания, чтобы не стать жертвой обстоятельств и манипуляций.
Вы не сердитесь
Эмоциональный интеллект заключается не в том, чтобы быть хорошим, речь идет об управлении своими эмоциями для достижения результатов. Иногда это означает показывать людям, что вы расстроены или обеспокоены. Маскировка эмоций не является признаком подлинного, настоящего человека.
Эмоционально умные люди намеренно используют негативные и позитивные эмоции в соответствующих ситуациях.
Источник
Эмоциональный интеллект низкий у гениев
Каникулы — время поразмышлять и узнать новое. Поговорим сегодня о строении мозга. Почему эмоции часто побеждают разум? Достаточно ли острого ума, чтобы добиться успеха в жизни? Американский психолог, признанный эксперт в области эмоционального интеллекта Дэниел Гоулман в книге «Эмоциональный интеллект» отвечает на эти и другие вопросы, а также доходчиво объясняет, чем отличается «обычный» интеллект от «эмоционального» и почему обладатели первого зачастую уступают место под солнцем обладателям второго.
Эмоциональный мозг
Эмоциональный интеллект
«Возможно, с помощью IQ я и получу работу, но только EQ сделает мне карьеру», — пишет автор Дэниэл Гоулман.
У нас два ума: один думает, другой чувствует. Из взаимодействия этих двух процессов складывается наша психическая деятельность. Процесс, осуществляемый рациональным умом, более заметен по результату (полученное знание), насыщен мыслями, он отражает способность рацио обдумывать и размышлять. Наряду с этим есть и другая система познания, мощная и импульсивная, хотя порой и нелогичная, — ум эмоциональный.
В большинстве случаев эти умы строго скоординированы: чувства необходимы для мышления, а мышление — для чувств. Но если страсти бушуют, равновесие нарушается. Значит, эмоциональный ум взял верх и подавил рациональный.
Развитие мозга
Чтобы лучше понять, насколько сильным бывает влияние эмоций на мышление — и почему чувство и разум так легко приходят в состояние войны, — посмотрим, как происходило развитие головного мозга.
Самая примитивная часть мозга у всех видов с более простой нервной системой — мозговой ствол, являющийся продолжением спинного мозга. Первичный мозг управляет главными жизненными функциями, например дыханием и метаболизмом, а также стереотипными реакциями и движениями. Простейший мозг не способен думать или учиться.
Из ствола мозга возникли эмоциональные центры. У первых млекопитающих образовались новые жизненно важные слои эмоционального мозга. Данная часть мозга находится на границе между стволом и новой корой, поэтому ее назвали лимбической системой (лат. limb — граница, кромка, край). Новая область добавила эмоций в нашу палитру чувств. И когда мы оказываемся во власти страстного желания или ярости, по уши влюблены или содрогаемся от ужаса — все это результат действия лимбической системы.
Примерно 100 миллионов лет назад произошел резкий скачок в развитии мозга млекопитающих. Из эмоциональных зон развился думающий мозг, или «неокортекс». Тот факт, что думающий мозг развился из эмоционального, очень многое говорит о взаимосвязи мысли и чувства.
Неокортекс — средоточие мышления. В нем располагаются центры, где объединяется и осознается информация, поступающая от органов чувств. Благодаря неокортексу к чувству добавляются размышления, к тому же мы приобретаем способность эмоционально воспринимать идеи, произведения искусства, символы и мысленные образы.
Вблизи нижней части лимбического кольца находится миндалевидное тело, которое исполняет функцию хранилища эмоциональной памяти и ,следовательно, играет крайне важную роль. От него зависят все страсти и увлечения, а также эмоциональная привязанность.
Иллюстрация из книги
Посмотрите, как сенсорные сигналы от глаза или уха попадают в головной мозг, чтобы понять, почему эмоциональная реакция всегда первична. Сначала сигналы проходят в таламус (зрительный бугор), а потом — через одиночный синапс (место соединения двух нервных клеток) — в миндалевидное тело. Второй сигнал из таламуса направляется в неокортекс, то есть думающий мозг. Благодаря такому разветвлению миндалевидное тело начинает реагировать раньше неокортекса, который «обмозговывает» информацию на нескольких уровнях мозговых контуров, прежде чем полностью ее воспримет и перейдет наконец к действиям в виде ответной реакции, оптимальной в конкретной ситуации.
Прямиком в миндалевидное тело направляются сигналы о наших самых примитивных и сильных чувствах. Эта схема во многом объясняет, почему зачастую эмоции перевешивают здравый смысл.
Почему детские воспоминания влияют на нас во взрослой жизни
Характер взаимодействия между ребенком и теми, кто за ним ухаживает в первые годы его жизни, определяет набор эмоциональных реакций ребенка на всю его дальнейшую жизнь. Эти эмоциональные реакции имеют решающее значение, хотя их очень трудно понять с точки зрения взрослой жизни, поскольку они хранятся в миндалевидном теле как необработанные, невербализованные модели эмоционального поведения.
Поскольку ранние эмоциональные воспоминания укореняются еще до того, как ребенок находит слова для описания своего опыта, когда уже во взрослой жизни какой-то стимул вызывает проявление его детских эмоциональных воспоминаний, у человека не оказывается четко сформулированного описания для овладевшей им реакции. Одна из причин, почему мы не можем понять собственные эмоциональные взрывы, заключается в том, что они часто приходят из ранних периодов жизни.
Наши взрывные эмоции так и остаются для нас не познанными, и мы продолжаем им поддаваться. Миндалевидное тело может отреагировать, обезумев от ярости или страха, раньше, чем кортекс выяснит, что происходит: необработанная эмоция запускается независимо от мышления и опережает его.
Управляющий эмоциями
Главным «выключателем» негативных эмоций, по-видимому, служит левая префронтальная доля. В правых префронтальных долях помещаются негативные чувства вроде страха и агрессивности, тогда как левые доли контролируют эти необработанные эмоции, вероятно, угнетая правую долю.
К примеру, в одной группе у больных, перенесших инсульт, повреждения находились в левой префронтальной зоне кортекса. Они были подвержены катастрофическому беспокойству и страхам. Больные же с повреждениями справа оказались «чрезмерно веселыми». Во время неврологических обследований они без конца шутили, бывали безмятежны, их как будто не заботило, как обстоят дела со здоровьем.
Иными словами, левая префронтальная доля, по-видимому, представляет собой часть нейронной цепи, которая может выключать или, во всяком случае, снижать интенсивность всех эмоций, кроме сильнейших негативных всплесков. Если миндалевидное тело нередко действует как экстренный пусковой механизм, то левая префронтальная доля, похоже, составляет часть «выключателя» эмоций, выводящих из душевного равновесия.
Префронтально-лимбические связи играют в психической деятельности решающую роль, выходящую далеко за рамки тонкой настройки эмоций; их деятельность определяет принятие человеком наиболее важных жизненных решений.
Нам вовсе не требуется отделываться от эмоций и ставить на их место разум, нам лучше было бы постараться найти разумное равновесие между ними, установить гармонию между головой и сердцем. Чтобы с успехом реализовать эту систему в нашей жизни, прежде всего следует осознать, что значит пользоваться эмоциями с умом.
Что не так с IQ
Академический ум не предполагает готовности к хаосу или к разбросу возможностей, которые преподносят превратности судьбы. Хотя высокий IQ не гарантирует преуспевания, престижа или счастья в жизни, американские учебные заведения и культура буквально зациклены на академических способностях. Игнорируется эмоциональный интеллект, набор черт — кто-то может назвать его характером, — имеющий огромное значение для нашей личной судьбы.
Источник
Люди с высоким коэффициентом умственного развития, но низким эмоциональным интеллектом (или низким коэффициентом умственного развития и высоким эмоциональным интеллектом) встречаются — несмотря на сложившиеся стереотипы — довольно редко. Действительно, между коэффициентом умственного развития и некоторыми аспектами эмоционального интеллекта существует корреляция, хотя и незначительная.
Эмоциональная жизнь — сфера, с которой можно обращаться более или менее искусно, так же, как со способностью считать или читать, но при прочих равных она нуждается в особенном наборе компетенций, то есть выполняемых ею функций. И то, насколько человек сведущ в этом, имеет решающее значение для понимания, почему один преуспевает в жизни, а другой — интеллектуально равный — оказывается в тупике.
Эмоциональная одаренность — метаспособность, определяющая, насколько хорошо мы используем любые другие навыки и умения, которыми располагаем, включая «необученный» интеллект.
Пять составляющих эмоционального интеллекта
1. Знать свои эмоции
Зачастую кажется, что наши чувства очевидны и мы можем сразу же в них разобраться. Однако как правило, при зрелом размышлении мы понимаем, как часто не замечали своего отношения к тому или иному событию. Либо осознали всю глубину собственных эмоций лишь спустя время.
Люди, уверенные в своих чувствах и способные вовремя в них разобраться, демонстрируют впечатляющие результаты. Им проще принимать решения и они меньше сомневаются в их правильности.
2. Управлять эмоциями
Люди, которым не хватает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством. А люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.
3. Мотивировать самого себя
Исследования, проведенные при участии олимпийских чемпионов, музыкантов мирового класса и гроссмейстеров, показали, что всех их объединяет одна общая черта — способность находить для себя стимул неотступно следовать определенному режиму тренировочных занятий.
Люди, владеющие этим искусством, как правило, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы ни взялись.
4. Распознавать эмоции других людей
Одна из составляющих эффективного общения — эмпатия — умение распознавать и прочувствовать эмоции окружающих. Люди, способные сопереживать, больше настроены на тонкие социальные сигналы, указывающие, чего хотят или в чем нуждаются другие.
5. Поддерживать взаимоотношения
Умение сопереживать, находить общий язык, интересоваться и быть интересным — вот ключи к продуктивному и постоянному общению.
Обладая способностями к общению, человек сумеет придать нужный характер случайной встрече, мобилизовать и воодушевить, преуспеть в интимных отношениях, убедить и приобрести влияние, успокоить и ободрить других.
Источник