Эмоциональный интеллект навык будущего

Содержание
  1. Эмоциональный интеллект и способы его развития
  2. Что такое эмоция?
  3. Как зарождается эмоция?
  4. Эмоции характеризуются тремя компонентами:
  5. Теория базовых эмоций
  6. Что такое эмоциональный интеллект?
  7. Краткая история
  8. Модель Майера-Саловея
  9. Модель Рувена Бар-Она
  10. Модель Гоулмана
  11. Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
  12. Важность коэффициента эмоционального интеллекта
  13. Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
  14. Как развить эмоциональный интеллект?
  15. Шаг первый
  16. Шаг второй
  17. Шаг третий
  18. Шаг четвертый
  19. Эмоциональный интеллект – навык будущего
  20. Эмоциональный интеллект – навык будущего
  21. Что такое эмоциональный интеллект?
  22. Зачем нужен эмоциональный интеллект?
  23. Маленький тест на определение эмоционального интеллекта
  24. Как развивать эмоциональный интеллект у взрослого?
  25. Можно и нужно учиться распознавать эмоции других.
  26. Как развивать эмоциональный интеллект у ребенка?

Эмоциональный интеллект и способы его развития

«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».

Что такое эмоция?

Как зарождается эмоция?

  1. Сначала приходит стимул из окружающего мира.
  2. Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.

Эмоции характеризуются тремя компонентами:

  1. Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
  2. Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
  3. Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.

Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.

Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.

Чувства длительны и устойчивы.

Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.

Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?

Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.

Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.

Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.

Теория базовых эмоций

Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.

Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:

  1. Нейрофизиологический
  2. Экспрессивный
  3. Субъективный

Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.

Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.

Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:

  1. радость
  2. печаль
  3. страх
  4. гнев

На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.

Читайте также:  Кусочек хорошего настроения для тебя

Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.

Краткая история

В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.

В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.

Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.

Модель Майера-Саловея

Модель Рувена Бар-Она

Модель Гоулмана

Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?

EQ основан на четырех факторах:
  1. Самосознание
  2. Самоконтроль
  3. Эмпатия
  4. Управление отношениями

Важность коэффициента эмоционального интеллекта

Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
  • понимает свои эмоции;
  • знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
  • умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
  • стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
  • умеет регулировать свои эмоции;
  • умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
  • конфликтен;
  • раздражителен;
  • нерешителен;
  • стремится держать все под контролем;
  • подвластен сильному чувству гнева.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».

Фазы управления эмоциями:
  1. Идентификация. Распознавание эмоции.
  2. Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
  3. Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
  4. Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.

Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?

  • Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
  • Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
  • Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
  • Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.

Как развить эмоциональный интеллект?

Шаг первый

Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.

Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.

В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.

Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:

Факт (ситуация, человек)

Шаг второй

Практика «Немой телевизор»

Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.

Читайте также:  При выдохе чувствуется запах крови

Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.

Практика «Общественный транспорт»

Шаг третий

Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.

Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.

Практика «Телесные методы»
Практика «Проблемы»

Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).

Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.

Шаг четвертый

Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Практика «Эмоциональный баланс»

Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».

Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?

Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?

И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.

Источник

Эмоциональный интеллект – навык будущего

Эмоциональный интеллект – навык будущего

Что такое эмоциональный интеллект?

Говоря простым языком, эмоциональный интеллект – это умение распознавать эмоции, возникающие как у себя самого, так и у других людей.

Работа над эмоциональным интеллектом ведет к умению контролировать свои эмоции, способствует пониманию, в какой момент и почему та или иная эмоция возникает, а также помогает адекватно выражать свои эмоции.

Помимо этого, развитие эмоционального интеллекта позволяет человеку узнавать и определять чувства окружающих. Такому человеку легче понять других и выстроить свою линию поведения с учетом эмоций собеседника.

То есть эмоциональный интеллект «проводит электричество» не только в свой внутренний мир, но и во внутренний мир окружающих нас людей.

Зачем нужен эмоциональный интеллект?

Сегодня все чаще и чаще мы слышим о необходимости развивать эмоциональный интеллект. Причем, не только от психологов. Экономисты, бизнесмены, успешные люди современности – все в один голос говорят о том, что это один из базовых навыков, который нужно развивать современному человеку.

Читайте также:  Чувство кислоты во рту что это может быть

По результатам исследований, именно эмоциональный интеллект определяет 85 % успеха человека в профессиях, связанных с общением и управлением людьми.

Всемирный экономический форум в Давосе поместил эмоциональный интеллект в топ-10 умений, которые должен освоить каждый человек к 2020 году.

Маленький тест на определение эмоционального интеллекта

Как много эмоций Вы знаете? Запишите все, которые можете назвать, и посчитайте, сколько у Вас получилось. Если сходу, не залезая в интернет, Вы можете назвать только 7 или даже меньше, значит, Вам есть, куда стремиться, если больше 7 – значит, Ваш эмоциональный интеллект достаточно развит. Однако, все мы знаем, что нет предела совершенству, и можно и нужно развиваться дальше.

Если Вы хотите развивать эмоциональный интеллект у себя, постарайтесь начать отслеживать свои эмоции. В течение дня спрашивайте себя: «Что я чувствую сейчас?», и старайтесь определить оттенок той эмоции, которую Вы поймали и осознали в тот или иной момент. Спросите себя, есть ли еще какие-то эмоции у Вас сейчас.

Очень часто бывает так, что мы испытываем не одну эмоцию в определенный момент времени. Это может быть «букет» из двух-трех, а то и большего количества эмоций.

К примеру, мне сделала замечание какая-то бабуля в транспорте. Что в этот момент со мной происходит? Немного гнева, может быть, усталость, а может быть, и жалость к бабушке, которая по какой-то причине «негативит» на меня. А может, ностальгия, потому что я вспомнила свою бабушку, которая была хорошей женщиной, но примерно такой же ворчливой.

Таким образом, отслеживайте свои эмоции в течение всего дня и постарайтесь записывать их в специальный блокнотик. А после попробуйте проанализировать, какие эмоции возникают у Вас чаще других.

Как правило, чаще всего у человека возникают 2-3 эмоции, что формирует его основной эмоциональный фон. Так вот отследите, какие эмоции чаще всего испытываете именно Вы. С чем они связаны, и устраивает ли эта ситуация Вас?

Можно и нужно учиться распознавать эмоции других.

Для этого прекрасно подойдет тот же транспорт. Постарайтесь понаблюдать за людьми вокруг себя. Постарайтесь отследить, что они чувствуют в данный момент. Спросите себя, почему Вы подумали так, а не иначе. Подумайте, по каким признакам Вы определяете те или иные эмоции. Нет ли в Ваших догадках проекции? То есть, не приписываете ли Вы другим людям свои реакции и эмоции?

Можно последить за разговором двух людей и попытаться понять, о чем они разговаривают, и в каких позициях друг по отношению к другу они находятся.

То же самое упражнение можно повторять перед телевизором с выключенным звуком.

Так развивается эмоциональное чутье, и повышается эмоциональный интеллект.

Как развивать эмоциональный интеллект у ребенка?

Для начала ребенка нужно познакомить со «словарем» эмоций и понять, как много эмоций знает Ваш ребенок.

Спросите у него, какие чувства он знает, и дополните его, так называемый, «словарь эмоций». Обсуждайте вместе, как проявляются эмоции у людей, и как можно распознать каждую эмоцию на лице человека. Помогите ребенку вспомнить, когда он испытывал ту или иную эмоцию.

Когда смотрите мультфильм или фильм, читаете книгу или играете в ролевую игру, спрашивайте у ребенка об эмоциях каждого из героев. Помогайте ребенку определить, к чему могут привести те или иные эмоции в сложившейся ситуации. Выстраивайте вместе причинно-следственную связь в поведении героев. Помогайте проанализировать, как те или иные действия связаны с их эмоциями. Спрашивайте у ребенка, а что бы он почувствовал в такой же ситуации и как бы поступил.

Конечно, все это очень и очень не просто. Часто мы и сами не всегда можем с уверенностью определить все эмоции героев и предсказать их поведение с учетом этих эмоций. И далеко не всегда получается объяснить ребенку, почему нам так нужны все наши эмоции. Почему нет плохих эмоций, и все они полезны. И как уметь справляться со своими эмоциями.

Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок вырос успешным, необходимо обратиться к профессионалу – к психологу, который поможет ребенку научиться распознавать свои эмоции и справляться с ними, а также общаться с другими людьми, учитывая их эмоциональные реакции.

В центре «Счастливый человек» г. Раменское психологи проводят групповые занятия и летние интенсивы, направленные специально на развитие эмоционального интеллекта.

Источник

Оцените статью