Эмоциональный интеллект младших школьников это

Содержание
  1. Особенности развития эмоционального интеллекта у младших школьников
  2. Эмоциональный интеллект ребёнка
  3. Елена Петрусенко
  4. Историческая справка
  5. Особенности эмоционального интеллекта детей
  6. Зачем развивать
  7. Как определить уровень эмоционального интеллекта
  8. Методика ЭмИн
  9. Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»
  10. Тест Холла
  11. Тест SREIT
  12. Тест ЭмIQ–2
  13. Как развивать эмоциональный интеллект
  14. Игры на развитие ЭИ
  15. «Кубик настроений»
  16. «Зеркало»
  17. «Я радуюсь, когда. »
  18. Упражнения на работу с эмоциями
  19. «Подушка злости»
  20. «Дневники добра»
  21. Какие книги можно почитать
  22. Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:
  23. Если хотите почитать с ребёнком:
  24. Интересное по рубрике
  25. Найдите необходимую статью по тегам
  26. Подпишитесь на нашу рассылку
  27. Мы в инстаграм
  28. Рекомендуем прочитать
  29. Реальный опыт семейного обучения

Особенности развития эмоционального интеллекта у младших школьников

Автор: Абрамова Мария Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей «Серпухов» г.о. Серпухов.

Технический прогресс, стремительно набирающий обороты с каждым днем, несомненно, облегчил жизнь современного человека. Техника помогает нам экономить время, улучшает условия жизни, а также помогает общаться. Невозможно представить свою жизнь без планшета или смартфона, но, приближаясь к технике, человек отдаляется от человека.

В процессе межличностного взаимодействия люди сталкиваются с рядом трудностей – невозможность услышать и понять другого, невозможность различить собственные эмоции и, что самое главное, невозможность почувствовать в собеседнике личность, умеющую сочувствовать и переживать.

Период младшего школьного возраста является наиболее сензитивным для развития эмоционального интеллекта, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства) [4].

К сожалению, в современной практической психологии мало исследований, посвящённых изучению эмоционального интеллекта у младших школьников, отсутствуют программы коррекции эмоционального интеллекта в начальной школе.

Всё это и определило актуальность исследования.

Поэтому цель исследования – изучение особенностей развития эмоционального интеллекта у младших школьников.

Гипотеза исследования: психокоррекционная работа по формированию эмоционального интеллекта влияет на уровень его развития.

В ходе теоретического исследования мы выяснили, что эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе способности различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению [5].

Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Р. Бар-Он, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман, Д.В. Люсин, Ю.Б. Гиппенрейтер и другие.

Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Питером Сэловейем и Джеком Майером. Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как «способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту» личности [1].

Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией. Алекситимия — затруднение в осознании и определении собственных эмоций – повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых.

Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка. Кроме того, исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека [1].

Исследователи эмоционального интеллекта выявили некоторые возрастные особенности развития этого качества. Эмоциональный интеллект повышается по мере приобретения жизненного опыта, возрастая в период юности и зрелости. Это значит, что у ребенка уровень эмоционального интеллекта заведомо ниже, чем у взрослого, и не может быть ему равен. Но это не означает, что формирование эмоциональных способностей нецелесообразно в детском возрасте. Наоборот, существуют данные о том, что специальные обучающие программы существенно повышают уровень эмоциональной компетентности детей, что мы и решили проверить в практической части исследования [2, 5].

В настоящее время существует 3 группы методик на изучение эмоционального интеллекта:

  1. Методики, исследующие отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта.
  2. 2. Методики, основанные на самоотчете и самооценке испытуемых.
  3. Методики — “мульти-оценщики”, то есть тесты, которые должен заполнить не только испытуемый, но и 10-15 знакомых ему людей (так называемых “оценщиков”), проставляющих баллы его эмоциональному интеллекту.

Для определения особенностей развития эмоционального интеллекта у младших школьников нами было проведено эмпирическое исследование.

Целью практического исследования являлось эмпирическим путём изучить уровень развития эмоционального интеллекта у младших школьников и определить пути его повышения.

Читайте также:  Возможно ли изменить свой тип темперамента

При проведении исследования в качестве испытуемых выступали 25 учащихся 3-его класса МБОУ «Лицей «Серпухов», из них 13 девочек и 12 мальчиков. Средний возраст детей – 8,5 лет.

В качестве диагностического инструментария использовались:

  • проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций О.А. Ореховой «Домики» [6];
  • цветовой тест Люшера [6];
  • тест для выявления уровня общего эмоционального интеллекта.

На этапе первичного исследования, организованного в сентябре 2018 года, было установлено, что у 8% учащихся — невысокий уровень эмоционального интеллекта, что говорит о недооценивании ими своей эмоциональной сферы, напряжённости в отношениях с собой и другими; у 12% учащихся — средний уровень эмоционального интеллекта – они хорошо понимают других и успешно управляют своими эмоциями, но до конца пока не научились владеть собой полностью, и у 80% учащихся — высокий уровень развития эмоционального интеллекта, что говорит о понимании ими себя на телесном и интуитивном уровнях.

Для лучшей диагностики уровня развития эмоционального интеллекта, мы исследовали отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта, такие, как степень дифференциации эмоций, эмоциональная самооценка, эмоциональное состояние ребёнка в школе.

В сентябре 2018 года мы получили такие данные.

Степень дифференциации эмоций рассматривалась по нескольким критериям. Мы установили, что эмоцию счастье различают 80% учащихся, не различают — 20%; горе различают 84% учащихся, не различают – 16%; справедливость различают 72% учащихся, не различают — 28%; обиду – различают 68%, не различают – 32%; дружбу — различают 72% учащихся, не различают — 28%; ссору – различают 96%, не различают 4%, доброту различают 64% учащихся, не различают — 36%; злобу – различают 80% учащихся, не различают — 20%; скуку – различают 36%, не различают 64%, восхищение — различают 84% учащихся, не различают — 16%.

Таким образом, не дифференцируют эмоции:

  • блока базового комфорта – 24% испытуемых,
  • блока личностного роста – 36% испытуемых,
  • блока межличностного взаимодействия – 28% испытуемых,
  • блока потенциальной агрессии – 44% испытуемых,
  • блока познания – 36% испытуемых.

Выяснилось, что 76% респондентов имели позитивную самооценку, что говорило об их внутреннем отождествлении с хорошими детьми. 4% респондентов имели негативную самооценка. 20% — инфантильную самооценку, что говорило об их личностной незрелости, сохранении установок и манер поведения, свойственных младшему возрасту.

У 16% испытуемых выявилось преобладание отрицательных эмоций в школе, что свидетельствовало об их плохом настроении и неприятных переживаниях, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. У 64% испытуемых эмоциональное состояние было в норме. У 20% преобладали положительные эмоций.

Так как у большинства учащихся выявился средний уровень развития эмоционального интеллекта, было принято решение провести работу по повышению этого качества.

Работа включала следующие направления:

  • психокоррекционная работа;
  • работа с родителями.

Проведение психокоррекционной работы осуществлялось с помощью следующих психотехник «Войти в образ героя» «VAK-образы», «Сосуд самоценности», «Магические слова» [5], работа с родителями осуществлялась через консультации и лектории, на которых родителям были предложены следующие рекомендации для развития эмоционального интеллекта у их детей.

Развивая эмоциональный интеллект, следует помнить, что эмоции – ключ к понимаю себя и других людей, поэтому нужно учить младших школьников:

  • контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край” и определять свои чувства, принимая их такими, какие они есть;
  • умению сознательно влиять на свои эмоции и использовать их на благо себе и окружающим;
  • способности распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему, эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения [2].

В ходе анализа результатов повторного исследования уровня развития эмоционального интеллекта в декабре 2018 года мы выяснили, что средний уровень эмоционального интеллекта имеют 76% испытуемых, высокий уровень эмоционального интеллекта – 24% испытуемых; детей с низким уровнем выявлено не было.

На основании полученных данных мы сделали вывод, что из-за того, что с учащимися проводилась психокоррекционная работа по повышению уровня эмоционального интеллекта, у 80% учащихся вырос уровень понимания себя, эмпатии к другим людям, 25% учеников научились дифференцировать свои эмоции.

Поэтому мы считаем, что наша гипотеза получила подтверждение и исследование своей цели достигло.

В заключении хочется отметить, что от степени развития эмоциональной компетентности зависит общее благополучие человека – его успехи и продвижение на работе, удовлетворённость отношениями с другими людьми, счастье в семейной жизни [5]. Поэтому заботиться об эмоциональном развитии ребёнка так же важно, как и о физическом и умственном [2].

Читайте также:  Элементы концепции эмоционального интеллекта

Литература:

  1. Аткинсон Р.Л, Аткинсон Р.С, Смит Э.Е, Бем Д. Дж. и др. пер. с англ. — «Введение в психологию» (Сер. «Психологическая энциклопедия»). М.: 2003 — 672 с.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем. / Ю. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2014. – 96 с.: ил.
  3. Ильин Е.П., Эмоции и чувства СПб.:Питер, 2001
  4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
  5. Онишина В.В. Развитие эмоционального интеллекта младшего школьника в учебном модуле «Основы светской этики» / В.В. Онишина. – М.: Ювента, 2014. – 64.
  6. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребёнка. – СПб.: «Речь», 2006. – 112 с. – (Практикум по психодиагностике).

Источник

Эмоциональный интеллект ребёнка

Вместе с психологом рассказываем, что это такое и как и зачем его развивать.

Елена Петрусенко

Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми. Знает, как помочь ученикам с низким эмоциональным интеллектом.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.

Историческая справка

Именно такое определение впервые ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году в своей статье с одноимённым названием. Чуть позже к команде присоединился Дэвид Карузо, который стал автором единственного признанного научным сообществом теста для определения уровня ЭИ – MSCEIT (The Mayer Salovey Caruso Emotional Intelligence Test).

Авторы выделили четыре составляющие ЭИ:

  • восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу;
  • понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью;
  • управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;
  • использование — активизация мозга с помощью эмоций.

В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (EQ).

Особенности эмоционального интеллекта детей

Особенности ЭИ младших школьников:

  • непосредственны и откровенны;
  • оптимистичны и позитивны;
  • легко эмоционально отзываются на события;
  • чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок;
  • резко меняют эмоциональный настрой;
  • незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции.

Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со слабым выражением эмоций.

Особенности ЭИ подростков:

  • нестабильно проявляют эмоции и чувства, с которыми не всегда могут совладать;
  • осознают собственную исключительность и неповторимость;
  • противопоставляют себя окружающим, что приводит к конфликтам;
  • не понимают, что происходит с их эмоциональным состоянием.

Зачем развивать

Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте.

Родительские установки «не кричи», «не смейся так громко», «не злись» и им подобные приводят к понижению ЭИ, так как родитель как бы запрещает ребёнку чувствовать и проявлять эмоции.

Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.

Зачем это детям:

  • поможет в общении;
  • повысит продуктивность в учёбе;
  • научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
  • укрепит уверенность в себе;
  • позволит быстро принимать решения.

В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена каждая эмоция. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее описание в круге. Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных реакциях.

Как определить уровень эмоционального интеллекта

Эти методики и тесты может использовать родитель ещё до похода к специалисту, чтобы определить уровень на момент «сейчас». После коррекционной работы нужно пройти тест ещё раз, чтобы оценить результат.

Методика ЭмИн

Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых ребёнок должен выбрать ответ из четырёх возможных, от «полностью согласен» до «полностью не согласен».

Результат скажет о межличностном и внутриличностном ЭИ.

Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»

За 15 минут ребёнок должен дорисовывать детали к трём фигурам, чтобы получить картинку со смыслом.

Читайте также:  Урок английского языка настроение

Результат выявит эмоциональную ориентацию ребёнка на мир людей или вещей.

Тест Холла

Опросник предлагает 30 утверждений, на которые нужно ответить от +3 (полностью согласен) до −3 (совершенно не согласен) баллов.

Результат подсчитывается по шкалам, показывает уровень эмоциональной осведомлённости, управления эмоциями, самомотивации, эмпатии и управления эмоциями других людей.

Тест SREIT

Опросник из 33 утверждений, которые нужно оценить от 1 (совершенно не про меня) до 5 (точно про меня) баллов.

Результат говорит об общем уровне ЭИ и трёх компонентах: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.

Тест ЭмIQ–2

Опросник из 66 вопросов, в каждом из которых пять вариантов ответов.

Результат сообщает об общем уровне ЭИ и пяти компонентах: самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость и самооценка чуткости.

Если уровень развития ЭИ ребёнка средний и ниже, отчаиваться не стоит. ЭИ подвижен, и его можно развивать.

Как развивать эмоциональный интеллект

Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития ЭИ. Задания не должны казаться ребёнку полноценными занятиями.

Игры на развитие ЭИ

«Кубик настроений»

Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.

«Зеркало»

Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и командами.

«Я радуюсь, когда. »

По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда. ». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.

Упражнения на работу с эмоциями

«Подушка злости»

Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.

«Дневники добра»

Для отслеживания позитивных эмоций составьте:

  • «Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;
  • «Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;
  • «Дневник успеха», который помнит только хорошее.

После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и родители смогут наблюдать ребёнка, который:

  • обладает богатым эмоциональным словарём;
  • не стремится к совершенству и перфекционизму;
  • не позволяет другим портить себе настроение;
  • способен переключаться от негатива к позитиву;
  • наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую;
  • умеет отказывать;
  • может увлекаться делом и не ждать при этом награды.

Развитием эмоционального интеллекта чаще всего занимается психолог. Правда, это понятие ЭИ достаточно молодое: в России им стали интересоваться буквально несколько лет назад. Поэтому, возможно, у вашего школьного психолога ещё не было такой практики. Тогда вы можете взять эту функцию на себя или доверить её профессионалам.

Например, в «Домашней школе Фоксфорда» есть наставники — персональные помощники семьи, которые знают ответы на все вопросы по обучению и помогают ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки», которые помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. К ним относится и эмоциональный интеллект. А ещё есть психолог, который помогает справиться со сложными ситуациями.

Какие книги можно почитать

Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:

  • Джон Готтман, Джоан Декклер «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей»;
  • Анна Быкова «Как подружить детей с эмоциями. Советы “ленивой мамы”».

Если хотите почитать с ребёнком:

  • Седрик Рамадье «Моя книжка злится», «Моей книжке страшно»;
  • Жо Витек, Кристин Руссе «Большое маленькое сердце»;
  • Жаклин Крупи, Джен Портер, серия книг «Я такой разный»;
  • Корнелия Спилман «Когда я злюсь»;
  • М. Лебедева «Радуюсь, злюсь, боюсь. Азбука развития эмоций»;
  • серии книг «Капризные сказки» и «Книга первых чувств» издательства «Феникс-Премьер».

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Интересное по рубрике

Найдите необходимую статью по тегам

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

Посмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

Звонок по России бесплатный

Пишите нам письма

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Источник

Оцените статью