Эмоциональный интеллект младшего школьника это

Особенности развития эмоционального интеллекта у младших школьников

Автор: Абрамова Мария Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей «Серпухов» г.о. Серпухов.

Технический прогресс, стремительно набирающий обороты с каждым днем, несомненно, облегчил жизнь современного человека. Техника помогает нам экономить время, улучшает условия жизни, а также помогает общаться. Невозможно представить свою жизнь без планшета или смартфона, но, приближаясь к технике, человек отдаляется от человека.

В процессе межличностного взаимодействия люди сталкиваются с рядом трудностей – невозможность услышать и понять другого, невозможность различить собственные эмоции и, что самое главное, невозможность почувствовать в собеседнике личность, умеющую сочувствовать и переживать.

Период младшего школьного возраста является наиболее сензитивным для развития эмоционального интеллекта, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства) [4].

К сожалению, в современной практической психологии мало исследований, посвящённых изучению эмоционального интеллекта у младших школьников, отсутствуют программы коррекции эмоционального интеллекта в начальной школе.

Всё это и определило актуальность исследования.

Поэтому цель исследования – изучение особенностей развития эмоционального интеллекта у младших школьников.

Гипотеза исследования: психокоррекционная работа по формированию эмоционального интеллекта влияет на уровень его развития.

В ходе теоретического исследования мы выяснили, что эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе способности различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению [5].

Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Р. Бар-Он, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман, Д.В. Люсин, Ю.Б. Гиппенрейтер и другие.

Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Питером Сэловейем и Джеком Майером. Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как «способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту» личности [1].

Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией. Алекситимия — затруднение в осознании и определении собственных эмоций – повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых.

Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка. Кроме того, исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека [1].

Исследователи эмоционального интеллекта выявили некоторые возрастные особенности развития этого качества. Эмоциональный интеллект повышается по мере приобретения жизненного опыта, возрастая в период юности и зрелости. Это значит, что у ребенка уровень эмоционального интеллекта заведомо ниже, чем у взрослого, и не может быть ему равен. Но это не означает, что формирование эмоциональных способностей нецелесообразно в детском возрасте. Наоборот, существуют данные о том, что специальные обучающие программы существенно повышают уровень эмоциональной компетентности детей, что мы и решили проверить в практической части исследования [2, 5].

В настоящее время существует 3 группы методик на изучение эмоционального интеллекта:

  1. Методики, исследующие отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта.
  2. 2. Методики, основанные на самоотчете и самооценке испытуемых.
  3. Методики — “мульти-оценщики”, то есть тесты, которые должен заполнить не только испытуемый, но и 10-15 знакомых ему людей (так называемых “оценщиков”), проставляющих баллы его эмоциональному интеллекту.
Читайте также:  Море эмоций его девушка

Для определения особенностей развития эмоционального интеллекта у младших школьников нами было проведено эмпирическое исследование.

Целью практического исследования являлось эмпирическим путём изучить уровень развития эмоционального интеллекта у младших школьников и определить пути его повышения.

При проведении исследования в качестве испытуемых выступали 25 учащихся 3-его класса МБОУ «Лицей «Серпухов», из них 13 девочек и 12 мальчиков. Средний возраст детей – 8,5 лет.

В качестве диагностического инструментария использовались:

  • проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций О.А. Ореховой «Домики» [6];
  • цветовой тест Люшера [6];
  • тест для выявления уровня общего эмоционального интеллекта.

На этапе первичного исследования, организованного в сентябре 2018 года, было установлено, что у 8% учащихся — невысокий уровень эмоционального интеллекта, что говорит о недооценивании ими своей эмоциональной сферы, напряжённости в отношениях с собой и другими; у 12% учащихся — средний уровень эмоционального интеллекта – они хорошо понимают других и успешно управляют своими эмоциями, но до конца пока не научились владеть собой полностью, и у 80% учащихся — высокий уровень развития эмоционального интеллекта, что говорит о понимании ими себя на телесном и интуитивном уровнях.

Для лучшей диагностики уровня развития эмоционального интеллекта, мы исследовали отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта, такие, как степень дифференциации эмоций, эмоциональная самооценка, эмоциональное состояние ребёнка в школе.

В сентябре 2018 года мы получили такие данные.

Степень дифференциации эмоций рассматривалась по нескольким критериям. Мы установили, что эмоцию счастье различают 80% учащихся, не различают — 20%; горе различают 84% учащихся, не различают – 16%; справедливость различают 72% учащихся, не различают — 28%; обиду – различают 68%, не различают – 32%; дружбу — различают 72% учащихся, не различают — 28%; ссору – различают 96%, не различают 4%, доброту различают 64% учащихся, не различают — 36%; злобу – различают 80% учащихся, не различают — 20%; скуку – различают 36%, не различают 64%, восхищение — различают 84% учащихся, не различают — 16%.

Таким образом, не дифференцируют эмоции:

  • блока базового комфорта – 24% испытуемых,
  • блока личностного роста – 36% испытуемых,
  • блока межличностного взаимодействия – 28% испытуемых,
  • блока потенциальной агрессии – 44% испытуемых,
  • блока познания – 36% испытуемых.

Выяснилось, что 76% респондентов имели позитивную самооценку, что говорило об их внутреннем отождествлении с хорошими детьми. 4% респондентов имели негативную самооценка. 20% — инфантильную самооценку, что говорило об их личностной незрелости, сохранении установок и манер поведения, свойственных младшему возрасту.

У 16% испытуемых выявилось преобладание отрицательных эмоций в школе, что свидетельствовало об их плохом настроении и неприятных переживаниях, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. У 64% испытуемых эмоциональное состояние было в норме. У 20% преобладали положительные эмоций.

Так как у большинства учащихся выявился средний уровень развития эмоционального интеллекта, было принято решение провести работу по повышению этого качества.

Работа включала следующие направления:

  • психокоррекционная работа;
  • работа с родителями.

Проведение психокоррекционной работы осуществлялось с помощью следующих психотехник «Войти в образ героя» «VAK-образы», «Сосуд самоценности», «Магические слова» [5], работа с родителями осуществлялась через консультации и лектории, на которых родителям были предложены следующие рекомендации для развития эмоционального интеллекта у их детей.

Развивая эмоциональный интеллект, следует помнить, что эмоции – ключ к понимаю себя и других людей, поэтому нужно учить младших школьников:

  • контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край” и определять свои чувства, принимая их такими, какие они есть;
  • умению сознательно влиять на свои эмоции и использовать их на благо себе и окружающим;
  • способности распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему, эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения [2].
Читайте также:  Развитие эмоций у дошкольников презентация

В ходе анализа результатов повторного исследования уровня развития эмоционального интеллекта в декабре 2018 года мы выяснили, что средний уровень эмоционального интеллекта имеют 76% испытуемых, высокий уровень эмоционального интеллекта – 24% испытуемых; детей с низким уровнем выявлено не было.

На основании полученных данных мы сделали вывод, что из-за того, что с учащимися проводилась психокоррекционная работа по повышению уровня эмоционального интеллекта, у 80% учащихся вырос уровень понимания себя, эмпатии к другим людям, 25% учеников научились дифференцировать свои эмоции.

Поэтому мы считаем, что наша гипотеза получила подтверждение и исследование своей цели достигло.

В заключении хочется отметить, что от степени развития эмоциональной компетентности зависит общее благополучие человека – его успехи и продвижение на работе, удовлетворённость отношениями с другими людьми, счастье в семейной жизни [5]. Поэтому заботиться об эмоциональном развитии ребёнка так же важно, как и о физическом и умственном [2].

Литература:

  1. Аткинсон Р.Л, Аткинсон Р.С, Смит Э.Е, Бем Д. Дж. и др. пер. с англ. — «Введение в психологию» (Сер. «Психологическая энциклопедия»). М.: 2003 — 672 с.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем. / Ю. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2014. – 96 с.: ил.
  3. Ильин Е.П., Эмоции и чувства СПб.:Питер, 2001
  4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
  5. Онишина В.В. Развитие эмоционального интеллекта младшего школьника в учебном модуле «Основы светской этики» / В.В. Онишина. – М.: Ювента, 2014. – 64.
  6. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребёнка. – СПб.: «Речь», 2006. – 112 с. – (Практикум по психодиагностике).

Источник

Эмоциональный интеллект в учебе: польза или еще одна выдумка

О чем эта статья:

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект (EQ) — это супер-сила, с помощью которой можно распознать свои и чужие эмоции и управлять ими. Увы, это не то, что можно освоить раз и навсегда, но тем интереснее — это бесконечный простор для исследования.

Психологи выделяют пять компонентов эмоционального интеллекта:

Самоосознание (self-awareness) — это понимание своих сильных и слабых сторон. Анализ своих чувств и реакций: что я испытываю, когда отвечаю у доски или иду по высокому мосту над рекой.

Саморегуляция (self-management) — это способность контролировать свои эмоции, выражать или сдерживать их в соответствии с ситуацией. Например, заметить, что обиделся на друга, понять, почему именно и вместо игры в молчанку — поделиться с другом своими переживаниями и продолжать дружить.

Мотивация (motivation) — это осознание своего желания, умение приложить усилия для достижения цели. Мотивированным людям проще делать выбор, расставлять приоритеты и предпринимать действия.

Эмпатия (empathy) — это понимание чужих эмоций, способность сопереживать и общаться с учетом состояния собеседника. Этот навык помогает создать доверительные отношения с любым человеком.

Социальные навыки (relationship skills) — это набор навыков, которые помогают выстраивать отношения с людьми в зависимости от цели и обстоятельств. Как говорить и убеждать, как слушать и поддерживать, как использовать мимику и жесты.

Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей

Кажется, чтобы стать успешным, нужно обязательно делать упор на развитие умственных способностей. Отсюда так много дошкольных программ, кружков, образовательных центров, где в ребенка пытаются впихнуть столько, что не каждому взрослому под силу освоить.

Но дело не только в интеллекте: кроме новых знаний, ребенку также нужно, чтобы с ним поговорили про его чувства, помогли разобраться в отношениях с одноклассниками или просто окутали теплом и поддержкой.

Читайте также:  Цой мое настроение бой

Современные исследования доказывают важность знакомства ребенка с эмоциональной сферой. И выгода очевидна не только в рамках быта, но и в школьных дисциплинах.

Например, в Стэнфордском исследовании ученые наблюдали за жизнью добровольцев с детства до самой старости и выяснили: IQ нельзя считать надежным показателем успеха.

Топовые специалисты и руководители не были умнее тех, кто до пенсии занимал должности попроще. На самом деле секрет успеха скрыт в развитом эмоциональном интеллекте: навык решать конфликты, сила воли, настойчивость, способность отложить маленькое удовольствие сейчас ради большой награды потом. Самое любопытное, что участники исследования проявляли эти качества уже будучи подростками.

Но дело не только в детях. То, как родитель обращается с собственными чувствами — крайне важно для воспитания детей. На бесплатном курсе Skysmart «Учеба без слез» психолог Екатерина Мурашова рассказывает, что делать родителям с постоянной тревогой и чувством вины и как правильно злиться на ребенка и домашних. Присоединяйтесь!

В чем польза эмоционального интеллекта для учебы

Хорошо развитый эмоциональный интеллект помогает школьникам лучше учиться и выстраивать надежные отношения со сверстниками и учителями. Как это происходит:

  • Ребенок адекватно реагирует на стресс. Вместо истерики из-за низкой оценки, он говорит, что ему обидно и интересуется, как это можно исправить.
  • Ребенок проявляет свои переживания и понимает эмоции других. Вместо неуместных шуток и сумбурных разговоров, он знает, как донести свою мысль и получить то, что для него действительно важно.
  • Ребенок стремится быть в контакте с учителями и одноклассниками. Легко знакомится с новыми людьми, проявляет внимание к собеседнику, сглаживает острые углы.
  • Ребенок владеет саморегуляцией, легко перемещает свое внимание. Умеет переключить внимание из игры на смартфоне на вопрос про Древний Рим.

Как учить детей эмоциональному интеллекту

Создать безопасную среду. Это пойдет на пользу не только детям, но и взрослым. Знать, что есть место, где тебя не осудят, примут в любом настроении и поддержат — очень ценно. А если везде есть ощущение, как на «пороховой бочке» — развиваться крайне сложно.

Не игнорировать чувства ребенка и задавать вопросы. Это поможет ему научиться чаще обращать внимание на себя и не ждать интерпретации других, как в том анекдоте.

Например, если ребенок переживает из-за плохой оценки — предложить ему сделать перерыв и вместе поиграть на улице, а после выполнить работу над ошибками. Выгрузить эмоции через тело — отличный способ справиться со стрессом.

Пополнять словарь эмоций. Нейробиологи объясняют: невозможно управлять эмоциями, если мы не знаем, как они называются. Например, у грусти есть множество оттенков: уныние, растерянность, отчаяние. Их важно различать, потому что каждое чувство проявляется и корректируется по-разному.

Чтобы помочь ребенку расширить эмоциональный словарный запас, можно играть с карточками: на каждой написать разные чувства и несколько раз в день искать подходящее описание для состояния в этот самый момент. Еще можно распечатать колесо эмоций Роберта Плутчика и вечером отмечать, какая эмоция преобладала сегодня.

Играть в игры живого действия. Ролевая игра — отличный способ научить детей навыкам межличностного общения, эмпатии и эмоциональной регуляции. Например, а образе Человека Паука ребенку может быть проще проживать разные сценарии, экспериментировать и самовыражаться.

Читать вместе художественную литературу. Чтение — самый эффективный тренажер для развития эмпатии. Оно помогает детям развить «модель психического состояния человека» — так они учатся понимать, что испытывает другой человек.

Нас окружает множество технологий, которые делают нашу жизнь комфортнее. Но выстраивать близкие отношения с машиной невозможно, а с людьми — важно. Поэтому учить детей быть в контакте со своими чувствами и эмоциями с ранних лет — отличная инвестиция в их успешное и счастливое будущее.

Источник

Оцените статью