Для чего эмоциональный интеллект нужен врачу?
Эмоциональный интеллект позволяет лучше понимать себя, отслеживать свое эмоциональное состояние (злость, раздражение, обиду), а значит и возможность управлять негативным проявлением эмоций, не попадая в эмоциональные ловушки и не разрушая контакт с пациентом.
Можно ли испытывать к пациентам злость или раздражение?! Конечно, можно, просто важно понимать, какое поведение (слова) пациента вызывают у вас такие чувства? Например, родители, которые не следят за здоровьем своих детей?! Злитесь на них? Раздражаетесь? Что делаете в таких ситуациях?! В какие эмоциональные ловушки вы попадаете? И как это влияет на вас и на ваши отношения с родителями маленького пациента?! Пациент, который не согласен с планом лечения? Требует объяснений? Сидит в телефоне вместо того, чтобы слушать вас?!
Считается, что только при условии понимания себя мы в состоянии понимать, что происходит с другим человеком, понять, что у него могут свои ценности, свои страхи, свои ожидания, будь то коллега, пациент, руководитель или члены семьи…
Нас часто спрашивают, а для чего мне, как врачу понимать эмоции пациента? Именно эмоциональный интеллект помогает нам сопереживать, сочувствовать, вставать на место пациента, лучше понимая его. А это просто необходимо для развития долгосрочных и доверительных отношений, что в свою очередь создает условия для позитивного настроя пациента на лечение, выполнения пациентом рекомендаций врача и достижения ожидаемого результата от лечения. Пациенту не надо отстаивать свои ценности, не надо быть «одному» в своих переживаниях и страхах, относительно лечения, прогнозов. У него есть ВЫ, которого не страшно спросить, которому не страшно пожаловаться, рассказать о своих страхах и увидеть в вас понимание и заботу.
А еще развитый эмоциональный интеллект создает условия для снижения риска профессионального выгорания среди врачей, за счет того, что умение сопереживать пациенту, способствует более открытым коммуникациям и создает позитивное отношение пациентов к вам и за счет того, что осознавая свои чувства и эмоции, умея проявлять их, вы снижаете риск развития у себя психосоматических заболеваний.
Можно ли «прокачать» эмоциональный интеллект? Можно! И мы вам обязательно в этом поможем!
Источник
Эмоциональный интеллект и правила эмоционального реагирования в работе медсестры
Эмоциональный интеллект и правила эмоционального реагирования
в работе медсестры.
Когда человек спокоен, сложное становится простым.
Роль эмоций в жизни человека велика и нельзя её недооценивать. В зависимости от социальных условий, от роли которую мы выполняем (мать, жена, медсестра, начальник, подчиненный и др.), люди ожидают от нас определенного поведения, определенных эмоциональных реакций (или их отсутствия) на те или иные события. И мы стремимся соответствовать этим ожиданиям, демонстрировать эмоциональные состояния, отвечающие принятой на себя роли. Однако очень часто неумение управлять своими эмоциями или, наоборот, постоянное их подавление приводит человека к срывам, депрессии или эмоциональному выгоранию. Чтобы этого не происходило, психологи советуют развивать в себе эмоциональный интеллект.
Что же такое эмоциональный интеллект? По мнению психологов П. Саловей и Дж. Майера, эмоциональный интеллект – это способность понимать и распознавать собственные эмоции и эмоции других людей, с тем чтобы управлять ими в различных жизненных ситуациях и во взаимоотношениях с другими людьми. Развитый эмоциональный интеллект предполагает, что человек – хозяин своих эмоций, осознает их и владеет ими, не подавляет нежелательных эмоций, а сам решает и «разрешает» себе проявление той или иной эмоции в определенной ситуации.
Для работников медицинской профессии, эмоциональный интеллект особенно важен, потому что позволяет владеть собственными эмоциями и эффективно взаимодействовать с пациентами, испытывающими сильные негативные эмоции. Умение управлять своими эмоциями – важное профессиональное качество, которое необходимо выработать любому медику. Известный психолог отмечает, что «если стремление подавить или искоренять эмоции в корне неверно, то умение регулировать их проявление необходимо».
Для начала мы предлагаем небольшой тест, который позволит определить, что именно мешает вам правильно эмоционально реагировать в ситуации общения.
Тест: Что Вам мешает устанавливать контакты с другими людьми? ()
Напротив каждого утверждения поставьте знак «+» или «-».
1. Обычно к концу рабочего дня на моём лице заметна усталость.
2. Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести благоприятное впечатление на человека (волнуюсь, замыкаюсь, много говорю).
3. В общении мне часто не достаёт эмоциональности, выразительности.
4. Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.
5. Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.
6. Я обычно умею скрыть от партнера вспышки эмоций.
7. Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своём.
8. Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, сопереживание), но он этого не чувствует, не воспринимает.
9. Чаще всего в моих глазах или в выражении лица видна озабоченность.
10. В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.
11. Все мои неприятные переживания обычно написаны на моём лице.
12. Если я увлекаюсь разговором, то мимика лица становится излишне выразительной, экспрессивной.
13. Пожалуй, я несколько эмоционально скован, зажат.
14. Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.
15. Обычно я чувствую дискомфорт при тактильном контакте.
16. Иногда близкие люди одергивают меня: не криви губы, не морщи лицо и т. п.
17. Разговаривая, излишне жестикулирую.
18. Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.
19. Пожалуй, моё лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.
20. Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.
21. Если я хочу, то мне всегда удаётся скрыть свою неприязнь к плохому человеку.
22. Мне часто бывает почему-то весело без всякой причины.
23. Мне очень просто сделать по собственному желанию или по заказу разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг и т. д.
24. Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.
25. Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.
Сопоставьте свои ответы с ключом.
«Помехи» в установлении контактов
Номера вопросов и ответы по «ключу»
1. Неумение управлять эмоциями, дозировать их
+1, -6, + 11, + 16, + 21
2. Неадекватное проявление эмоций
3. Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций
4. Доминирование негативных эмоций
5. Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе
Теперь давайте сформулируем несколько основных правил, которые позволят вам развивать эмоциональный интеллект и помогут управлять своими эмоциями в общении.
Правило 1. Проявляйте заботу о привлекательности психогигиенического личного образа.
Как гласит поговорка: «По одежке встречают…», поэтому в первую очередь стоит обратить внимание на то, что несет в себе ваш образ, ведь привлекательность «Я-образа» — залог доверия к вам со стороны других людей.
В понятие психогигиенического образа входит:
·аудио-визуальная культура: речь, манера держаться, одежда, прическа.
·стереотип эмоционального поведения: спокойствие, активность, доброжелательность, оптимизм.
С одной стороны, благоприятный «Я-образ» влияет на ваше настроение, с другой, на эмоциональный фон собеседника. Чем больше психогигиенический образ соответствует вашей профессиональной роли, тем легче вам будет найти оптимальный эмоциональный контакт с окружающими людьми.
Правило 2. Преодолевайте двойственность и неопределённость эмоциональных состояний.
Важно вырабатывать такую экспрессию, которая бы была достаточно информативной и коммуникабельной, адекватной обстоятельствам, но в то же время экономичной:
·преодолевайте эмоциональную безучастность — привычку недостаточно или плохо включаться эмоциями в общение, запрещайте себе быть равнодушным, отстраненным;
·снимайте мимическую маску — однообразное выражение лица;
·устраняйте невыразительность голоса;
·избавляйтесь от состояния эмоционального диссонанса — когда вы внутренне переживаете одно состояние, а внешне выражаете другое. Если вы чувствуете себя скверно не старайтесь изображать хорошее настроение. Лучше постарайтесь успокоить себя, сделать то, что даст возможность почувствовать удовлетворение, тогда лицо само выразит что-то хорошее.
У некоторых людей бывает ещё и мимический диссонанс — глаза говорят одно, а губы другое. Это не дает возможности другому человеку сориентироваться, что именно вы хотите сказать или сделать, как относитесь к нему, чего хотите от него.
Правило 3. Не перегружайте эмоции энергией и смыслом.
·Устраняйте из своего репертуара утрированные эмоции, возникающие в общении с некоторыми неприятными для вас людьми в ходе рабочих контактов. Критическое отношение к вам воспринимайте не как личную обиду, а как рабочие моменты, относительно вашей профессиональной роли.
·Снимайте в общении накал своих эмоций за счёт перехода на более умеренные варианты: гнев на огорчение, злость на недовольство, презрение на критическое отношение, тревогу на озабоченность.
·Опосредуйте свои эмоции своим профессиональным долгом и гуманистическими целями — не имею права показывать нетерпимость к людям, понимаю людские недостатки и не принимаю их на свой счёт.
Правило 4. Проявляйте экспрессию в коммуникабельной форме.
Средства экспрессии: улыбка, взгляд, тон, жесты, позы.
Источник
Эмоциональный интеллект медицинских работников
Организация труда специалистов сферы помогающих профессий, связанной с интенсивным и нередко напряженным межличностным общением, становится в последние годы объектом все более активного внимания психологии. Это в полной мере относится и к медицинским работникам, которые, в силу специфики своей повседневной практики, наиболее предрасположены к воздействию различных стрессоров. Поэтому особое место в вопросе эффективной организации труда таких специалистов занимает проблема синдрома эмоционального выгорания.
В целях профилактики и снижения эмоционального выгорания работников системы здравоохранения представляется актуальным исследование связи данного синдрома с эмоциональным интеллектом, как фактором, с одной стороны обеспечивающим продуктивное взаимодействие врача с пациентами, и, с другой стороны, позволяющим найти внутренние ресурсы для повышения эмоциональной устойчивости, управлять своим эмоциональным состоянием.
В 11-ом пересмотренном варианте Международной классификации болезней синдром эмоционального выгорания определяется как «синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен» [1].
В.В Бойко полагает, что эмоциональное выгорание является особым механизмом психологической защиты личности, который представляет собой полное или частичное исключение эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия [2, с. 8].
Согласно теории К. Маслач синдром выгорания имеет три стадии:
- Эмоциональное истощение. В данной стадии следует подчеркнуть недостаток энергии, несоответствия степени испытываемых человеком эмоций реальной ситуации, её контексту. Также для этой стадии типично снижение общего эмоционального фона.
- Деперсонализация характеризуется нарушением межличностных отношений, поскольку специалист становится либо зависимым от других, либо склонным к негативизму, равнодушию, цинизму по отношению к коллегам и пациентам.
- Редукция профессиональных достижений может проявляться через тенденцию к негативной самооценке своих возможностей, профессионального успеха, ограничение своих обязательств перед другими. Соответственно, специалист воспринимает себя как некомпетентного, неспособного к достижению профессиональных целей [3, с. 79].
Понятие «эмоциональный интеллект» было предложено Дж. Мэйером, П. Сэловейем и Д. Карузо [4, с. 3]. В интерпретации данных авторов, эмоциональный интеллект включает в себя способность отслеживать и различать свои и чужие эмоции, а также использовать эту информацию для управления своими мыслями и действиями. В дальнейшем была уточнена иерархическая схема эмоционального интеллекта путём включения четырёх компонентов: восприятие и выражение эмоций, усиление мышления через эмоции, понимание эмоций, управление эмоциями.
Д. В. Люсин предложил структуру эмоционального интеллекта как конструкта, имеющего двойственную природу и связанную, с одной стороны, с когнитивными способностями, с другой – с личностными характеристиками [5, с. 276]. Способность понимать и управлять эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей. В соответствии с этим подходом, эмоциональный интеллект трактуется как способность понимать и контролировать эмоции, подчеркиваются внутриличностные и межличностные аспекты эмоционального интеллекта.
Рассматривая межличностный аспект, следует отметить, что успешность врачебной деятельности определяется во многом эффективной коммуникацией с пациентами. Именно эмоциональный интеллект в существенной мере влияет на формирование коммуникативной компетентности врача. Развитый эмоциональный интеллект обеспечивает адекватное взаимодействие, правильное понимание больного и соответствующее эмоциональное реагирование на его поведение.
При этом стоит обратить внимание на адаптивную, ресурсную и протективную функцию эмоционального интеллекта, которые позволяют человеку восстанавливать утраченные ресурсы за сравнительно короткое время. Так, ряд исследователей полагает, что высокий эмоциональный интеллект является способностью, защищающей специалистов от развития синдрома выгорания [6, с. 8]. Данный процесс включает в себя, первоначально, выявление профессионального стресса и связанных с ним негативных эмоций через способность к их распознаванию, а затем и управлению ими. С этой точки зрения необходимо также указать на прогностическую роль эмоционального интеллекта.
Таким образом, рассматривая перспективу изучения связи эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания, можно отметить, что дальнейшие научные исследования в этой области могут касаться углубления представлений об эмоциональном интеллекте как предикторе выгорания, что в конечном счёте сделает возможным разработку научно обоснованных программ профилактики и преодоления данного явления за счет развития компонентов эмоционального интеллекта.
Соответственно, гипотеза предполагаемого исследования исходит из предположения о том, что существует связь между стадиями профессионального выгорания (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений) и компонентами эмоционального интеллекта (осознание и понимание своих эмоций, управление своими эмоциями, распознавание эмоций других) у работников здравоохранения.
Источник