Эмоциональный интеллект медицинских работников

Для чего эмоциональный интеллект нужен врачу?

Эмоциональный интеллект позволяет лучше понимать себя, отслеживать свое эмоциональное состояние (злость, раздражение, обиду), а значит и возможность управлять негативным проявлением эмоций, не попадая в эмоциональные ловушки и не разрушая контакт с пациентом.

Можно ли испытывать к пациентам злость или раздражение?! Конечно, можно, просто важно понимать, какое поведение (слова) пациента вызывают у вас такие чувства? Например, родители, которые не следят за здоровьем своих детей?! Злитесь на них? Раздражаетесь? Что делаете в таких ситуациях?! В какие эмоциональные ловушки вы попадаете? И как это влияет на вас и на ваши отношения с родителями маленького пациента?! Пациент, который не согласен с планом лечения? Требует объяснений? Сидит в телефоне вместо того, чтобы слушать вас?!

Считается, что только при условии понимания себя мы в состоянии понимать, что происходит с другим человеком, понять, что у него могут свои ценности, свои страхи, свои ожидания, будь то коллега, пациент, руководитель или члены семьи…

Нас часто спрашивают, а для чего мне, как врачу понимать эмоции пациента? Именно эмоциональный интеллект помогает нам сопереживать, сочувствовать, вставать на место пациента, лучше понимая его. А это просто необходимо для развития долгосрочных и доверительных отношений, что в свою очередь создает условия для позитивного настроя пациента на лечение, выполнения пациентом рекомендаций врача и достижения ожидаемого результата от лечения. Пациенту не надо отстаивать свои ценности, не надо быть «одному» в своих переживаниях и страхах, относительно лечения, прогнозов. У него есть ВЫ, которого не страшно спросить, которому не страшно пожаловаться, рассказать о своих страхах и увидеть в вас понимание и заботу.

А еще развитый эмоциональный интеллект создает условия для снижения риска профессионального выгорания среди врачей, за счет того, что умение сопереживать пациенту, способствует более открытым коммуникациям и создает позитивное отношение пациентов к вам и за счет того, что осознавая свои чувства и эмоции, умея проявлять их, вы снижаете риск развития у себя психосоматических заболеваний.

Можно ли «прокачать» эмоциональный интеллект? Можно! И мы вам обязательно в этом поможем!

Источник

Эмоциональный интеллект и правила эмоционального реагирования в работе медсестры

Эмоциональный интеллект и правила эмоционального реагирования

в работе медсестры.

Когда человек спокоен, сложное становится простым.

Роль эмоций в жизни человека велика и нельзя её недооценивать. В зависимости от социальных условий, от роли которую мы выполняем (мать, жена, медсестра, начальник, подчиненный и др.), люди ожидают от нас определенного поведения, определенных эмоциональных реакций (или их отсутствия) на те или иные события. И мы стремимся соответствовать этим ожиданиям, демонстрировать эмоциональные состояния, отвечающие принятой на себя роли. Однако очень часто неумение управлять своими эмоциями или, наоборот, постоянное их подавление приводит человека к срывам, депрессии или эмоциональному выгоранию. Чтобы этого не происходило, психологи советуют развивать в себе эмоциональный интеллект.

Что же такое эмоциональный интеллект? По мнению психологов П. Саловей и Дж. Майера, эмоциональный интеллект – это способность понимать и распознавать собственные эмоции и эмоции других людей, с тем чтобы управлять ими в различных жизненных ситуациях и во взаимоотношениях с другими людьми. Развитый эмоциональный интеллект предполагает, что человек – хозяин своих эмоций, осознает их и владеет ими, не подавляет нежелательных эмоций, а сам решает и «разрешает» себе проявление той или иной эмоции в определенной ситуации.

Читайте также:  Эмоциональная окрашенность что это

Для работников медицинской профессии, эмоциональный интеллект особенно важен, потому что позволяет владеть собственными эмоциями и эффективно взаимодействовать с пациентами, испытывающими сильные негативные эмоции. Умение управлять своими эмоциями – важное профессиональное качество, которое необходимо выработать любому медику. Известный психолог отмечает, что «если стремление подавить или искоренять эмоции в корне неверно, то умение регулировать их проявление необходимо».

Для начала мы предлагаем небольшой тест, который позволит определить, что именно мешает вам правильно эмоционально реагировать в ситуации общения.

Тест: Что Вам мешает устанавливать контакты с другими людьми? ()

Напротив каждого утверждения поставьте знак «+» или «-».

1. Обычно к концу рабочего дня на моём лице заметна усталость.

2. Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести благоприятное впечатление на человека (волнуюсь, замыкаюсь, много говорю).

3. В общении мне часто не достаёт эмоциональности, выразительности.

4. Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.

5. Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.

6. Я обычно умею скрыть от партнера вспышки эмоций.

7. Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своём.

8. Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, сопереживание), но он этого не чувствует, не воспринимает.

9. Чаще всего в моих глазах или в выражении лица видна озабоченность.

10. В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.

11. Все мои неприятные переживания обычно написаны на моём лице.

12. Если я увлекаюсь разговором, то мимика лица становится излишне выразительной, экспрессивной.

13. Пожалуй, я несколько эмоционально скован, зажат.

14. Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.

15. Обычно я чувствую дискомфорт при тактильном контакте.

16. Иногда близкие люди одергивают меня: не криви губы, не морщи лицо и т. п.

17. Разговаривая, излишне жестикулирую.

18. Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.

19. Пожалуй, моё лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.

20. Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.

21. Если я хочу, то мне всегда удаётся скрыть свою неприязнь к плохому человеку.

22. Мне часто бывает почему-то весело без всякой причины.

23. Мне очень просто сделать по собственному желанию или по заказу разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг и т. д.

24. Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.

25. Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.

Сопоставьте свои ответы с ключом.

«Помехи» в установлении контактов

Номера вопросов и ответы по «ключу»

1. Неумение управлять эмоциями, дозировать их

+1, -6, + 11, + 16, + 21

2. Неадекватное проявление эмоций

3. Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций

4. Доминирование негативных эмоций

5. Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе

Теперь давайте сформулируем несколько основных правил, которые позволят вам развивать эмоциональный интеллект и помогут управлять своими эмоциями в общении.

Читайте также:  Препарат для поднятия настроения

Правило 1. Проявляйте заботу о привлекательности психогигиенического личного образа.

Как гласит поговорка: «По одежке встречают…», поэтому в первую очередь стоит обратить внимание на то, что несет в себе ваш образ, ведь привлекательность «Я-образа» — залог доверия к вам со стороны других людей.

В понятие психогигиенического образа входит:

·аудио-визуальная культура: речь, манера держаться, одежда, прическа.

·стереотип эмоционального поведения: спокойствие, активность, доброжелательность, оптимизм.

С одной стороны, благоприятный «Я-образ» влияет на ваше настроение, с другой, на эмоциональный фон собеседника. Чем больше психогигиенический образ соответствует вашей профессиональной роли, тем легче вам будет найти оптимальный эмоциональный контакт с окружающими людьми.

Правило 2. Преодолевайте двойственность и неопределённость эмоциональных состояний.

Важно вырабатывать такую экспрессию, которая бы была достаточно информативной и коммуникабельной, адекватной обстоятельствам, но в то же время экономичной:

·преодолевайте эмоциональную безучастность — привычку недостаточно или плохо включаться эмоциями в общение, запрещайте себе быть равнодушным, отстраненным;

·снимайте мимическую маску — однообразное выражение лица;

·устраняйте невыразительность голоса;

·избавляйтесь от состояния эмоционального диссонанса — когда вы внутренне переживаете одно состояние, а внешне выражаете другое. Если вы чувствуете себя скверно не старайтесь изображать хорошее настроение. Лучше постарайтесь успокоить себя, сделать то, что даст возможность почувствовать удовлетворение, тогда лицо само выразит что-то хорошее.

У некоторых людей бывает ещё и мимический диссонанс — глаза говорят одно, а губы другое. Это не дает возможности другому человеку сориентироваться, что именно вы хотите сказать или сделать, как относитесь к нему, чего хотите от него.

Правило 3. Не перегружайте эмоции энергией и смыслом.

·Устраняйте из своего репертуара утрированные эмоции, возникающие в общении с некоторыми неприятными для вас людьми в ходе рабочих контактов. Критическое отношение к вам воспринимайте не как личную обиду, а как рабочие моменты, относительно вашей профессиональной роли.

·Снимайте в общении накал своих эмоций за счёт перехода на более умеренные варианты: гнев на огорчение, злость на недовольство, презрение на критическое отношение, тревогу на озабоченность.

·Опосредуйте свои эмоции своим профессиональным долгом и гуманистическими целями — не имею права показывать нетерпимость к людям, понимаю людские недостатки и не принимаю их на свой счёт.

Правило 4. Проявляйте экспрессию в коммуникабельной форме.

Средства экспрессии: улыбка, взгляд, тон, жесты, позы.

Источник

Эмоциональный интеллект медицинских работников

Организация труда специалистов сферы помогающих профессий, связанной с интенсивным и нередко напряженным межличностным общением, становится в последние годы объектом все более активного внимания психологии. Это в полной мере относится и к медицинским работникам, которые, в силу специфики своей повседневной практики, наиболее предрасположены к воздействию различных стрессоров. Поэтому особое место в вопросе эффективной организации труда таких специалистов занимает проблема синдрома эмоционального выгорания.

В целях профилактики и снижения эмоционального выгорания работников системы здравоохранения представляется актуальным исследование связи данного синдрома с эмоциональным интеллектом, как фактором, с одной стороны обеспечивающим продуктивное взаимодействие врача с пациентами, и, с другой стороны, позволяющим найти внутренние ресурсы для повышения эмоциональной устойчивости, управлять своим эмоциональным состоянием.

В 11-ом пересмотренном варианте Международной классификации болезней синдром эмоционального выгорания определяется как «синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен» [1].

Читайте также:  Когда женщина чувствует власть

В.В Бойко полагает, что эмоциональное выгорание является особым механизмом психологической защиты личности, который представляет собой полное или частичное исключение эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия [2, с. 8].

Согласно теории К. Маслач синдром выгорания имеет три стадии:

  1. Эмоциональное истощение. В данной стадии следует подчеркнуть недостаток энергии, несоответствия степени испытываемых человеком эмоций реальной ситуации, её контексту. Также для этой стадии типично снижение общего эмоционального фона.
  2. Деперсонализация характеризуется нарушением межличностных отношений, поскольку специалист становится либо зависимым от других, либо склонным к негативизму, равнодушию, цинизму по отношению к коллегам и пациентам.
  3. Редукция профессиональных достижений может проявляться через тенденцию к негативной самооценке своих возможностей, профессионального успеха, ограничение своих обязательств перед другими. Соответственно, специалист воспринимает себя как некомпетентного, неспособного к достижению профессиональных целей [3, с. 79].

Понятие «эмоциональный интеллект» было предложено Дж. Мэйером, П. Сэловейем и Д. Карузо [4, с. 3]. В интерпретации данных авторов, эмоциональный интеллект включает в себя способность отслеживать и различать свои и чужие эмоции, а также использовать эту информацию для управления своими мыслями и действиями. В дальнейшем была уточнена иерархическая схема эмоционального интеллекта путём включения четырёх компонентов: восприятие и выражение эмоций, усиление мышления через эмоции, понимание эмоций, управление эмоциями.

Д. В. Люсин предложил структуру эмоционального интеллекта как конструкта, имеющего двойственную природу и связанную, с одной стороны, с когнитивными способностями, с другой – с личностными характеристиками [5, с. 276]. Способность понимать и управлять эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей. В соответствии с этим подходом, эмоциональный интеллект трактуется как способность понимать и контролировать эмоции, подчеркиваются внутриличностные и межличностные аспекты эмоционального интеллекта.

Рассматривая межличностный аспект, следует отметить, что успешность врачебной деятельности определяется во многом эффективной коммуникацией с пациентами. Именно эмоциональный интеллект в существенной мере влияет на формирование коммуникативной компетентности врача. Развитый эмоциональный интеллект обеспечивает адекватное взаимодействие, правильное понимание больного и соответствующее эмоциональное реагирование на его поведение.

При этом стоит обратить внимание на адаптивную, ресурсную и протективную функцию эмоционального интеллекта, которые позволяют человеку восстанавливать утраченные ресурсы за сравнительно короткое время. Так, ряд исследователей полагает, что высокий эмоциональный интеллект является способностью, защищающей специалистов от развития синдрома выгорания [6, с. 8]. Данный процесс включает в себя, первоначально, выявление профессионального стресса и связанных с ним негативных эмоций через способность к их распознаванию, а затем и управлению ими. С этой точки зрения необходимо также указать на прогностическую роль эмоционального интеллекта.

Таким образом, рассматривая перспективу изучения связи эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания, можно отметить, что дальнейшие научные исследования в этой области могут касаться углубления представлений об эмоциональном интеллекте как предикторе выгорания, что в конечном счёте сделает возможным разработку научно обоснованных программ профилактики и преодоления данного явления за счет развития компонентов эмоционального интеллекта.

Соответственно, гипотеза предполагаемого исследования исходит из предположения о том, что существует связь между стадиями профессионального выгорания (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений) и компонентами эмоционального интеллекта (осознание и понимание своих эмоций, управление своими эмоциями, распознавание эмоций других) у работников здравоохранения.

Источник

Оцените статью