- Эмоциональный интеллект: как протестировать и прокачать
- Эмоциональный интеллект
- Эмоциональный интеллект
- Коммуникативные навыки
- Основы эффективной коммуникации
- Мотивация
- Эмпатия
- Социальная ответственность
- Soft Skills для руководителя
- Навыки управления конфликтами
- Как развивать эмоциональный интеллект? Исследования Дэниела Гоулмана
Эмоциональный интеллект: как протестировать и прокачать
Крупные компании предлагают сотрудникам пройти не только тесты на профпригодность, но и психологическое тестирование. Procter & Gamble определяют уровень эмпатии кандидатов, а Nestle — коммуникативные навыки. IQ кандидата иногда востребован меньше, чем EQ — эмоциональный интеллект.
Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект, как его протестировать и прокачать.
Продюсер программ направления «Бизнес и управление»
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект или EQ — способность распознавать и управлять своими эмоциями, воспринимать чувства, понимать мотивацию и желания окружающих. Психологи заговорили о EQ, когда поняли: тестов на IQ недостаточно, чтобы предсказать успешность человека в жизни и карьере. Чтобы продвигаться по карьерной лестнице, человеку нужно общаться с начальством и подчинёнными, чувствовать ответственность за свою часть работы в команде, справляться со стрессами и конфликтами.
Благодаря IQ вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ — делаете карьеру.
Эмоциональный интеллект включает: коммуникативные навыки, мотивацию, эмпатию, социальную ответственность, навыки управления конфликтами.
Курс
Эмоциональный интеллект
- Научитесь принимать эмоции и управлять ими
- Сможете лучше понимать окружающих и строить крепкие деловые отношения
- Усилите свою конкурентоспособность и лидерский потенциал
Коммуникативные навыки
- умение слушать и слышать собеседника, понимать его позицию;
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- вести переговоры с подчинёнными, руководством, поставщиками, партнёрами, инвесторами;
- задавать вопросы, просить помощи опытных коллег для решения сложных задач;
- выводить команду на обсуждение проблемы, инициировать и поддерживать обсуждения.
Чтобы заводить и поддерживать полезные деловые связи, налаживать общение с бизнес-инвесторами, общаться с коллегами и руководством и организовать рабочий процесс в команде. Коммуникативные навыки повышают личную продуктивность работников. Когда специалист умеет просить о помощи и обсуждать проблемы, он решает рабочие задачи быстрее. Руководителям развитая коммуникация позволяет эффективно управлять коллективом.
Книга описывает базовые уровни коммуникации по группам. Автор описывает 31 теорию групповой, публичной, межличностной, массовой и кросс-культурной коммуникации. Освещает определения, принципы, сильные и слабые стороны всех теорий. Издание для руководителей и специалистов в коммуникациях.
Автор описывает ключевые принципы общения, благодаря которым вы будете чувствовать себя уверенно. Книга о правильном поведении, считывании эмоций, общении с собеседником.
Курс
Основы эффективной коммуникации
- Научитесь справляться с волнением, аргументировать свою позицию и выстраивать здоровое общение — на работе и в обычной жизни
- Разберётесь, как решать конфликты без лишних эмоций и договариваться в пользу своих интересов
- Освоите навыки, которые помогут встать на путь профессионального роста
Мотивация
- способность ставить цели, стремиться к их достижению;
- внешнее или внутреннее побуждение к действию ради результата;
- желание преодолевать трудности на пути к цели;
- умение справляться с неудачами, искать другие способы решения задачи;
- заинтересованность в достижении результата.
Руководители применяют внешнюю мотивацию, чтобы повысить работоспособность коллектива, обеспечить выполнение задачи оптимальным способом в установленный срок. Внутренняя мотивация нужна членам команды, чтобы выполнять работу качественно, нести ответственность за свою часть задачи.
Автор рассказывает, что такое эффект плато, когда после каждого успеха приходит застой. Книга посвящена восьми элементам плато и правилам, которые помогут разрушить их и развиваться дальше. Материал для тех, кто переживает застой в работе и других сферах жизни.
Практическое руководство, как завершать начатое. В книге собраны результаты практического исследования, в котором участвовали люди с проблемами по завершению начатых проектов. Для тех, кто не умеет завершать начатые проекты и хочет решить проблему.
Автор перечисляет популярные страхи, которые не позволяют двигаться дальше и достигать поставленных целей. Рассказывает о десяти правилах, которые помогут укротить страхи. Издание полезно тем, кто часто думает, что ещё не время и у него ничего не выйдет.
Эмпатия
- способность воспринимать и правильно трактовать эмоции и чувства членов команды;
- учитывать чувства коллег при принятии решений;
- предсказывать реакции окружающих в конфликтных, стрессовых ситуациях.
Эмпатия — одна из ключевых составляющих положительной дружелюбной атмосферы в команде. Когда каждый работник беспокоится о чувствах коллег, учитывает их желание и интересы, работоспособность коллектива повышается. Все чувствуют поддержку и взаимовыручку. Навык полезен для разрешения конфликтов: стороны с высоким уровнем эмпатии умеют разрешать проблемы так, чтобы прийти к оптимальному решению и не задеть коллег или подчиненных.
Сборник исследований в области психологии лидерства, посвященных способности руководителя вызывать эмоциональный отклик у подчинённых. Авторы рассказывают, как освоить стратегию резонансного лидерства и придерживаться её.
Книга о помогающем поведении и личностных особенностях, которые способствуют или препятствуют ему. Автор собрал методики усовершенствования помогающего поведения. Рассказывает, почему стоит помогать окружающим и чем это полезно вам.
Автор рассказывает, как вести переговоры с собеседниками и лучше понимать, что ими движет. В издании собраны практические советы, как превращать конфликты в совместный поиск решения, принимать позицию других людей, налаживать диалог.
Социальная ответственность
- способность воспринимать себя как часть команды;
- взаимодействовать с коллегами и руководителями;
- брать на себя ответственность за общий результат и других сотрудников, например, новичков;
- выполнять свою часть работы качественно, а при необходимости — брать на себя задачи коллег, например, если они заболели или не справляются;
- отслеживать дальнейшее развитие завершённого проекта, анализировать его успешность и учитывать опыт при решении следующих задач;
- не перекладывать ответственность на коллег или руководителей в случае неудачи.
Команды с социально ответственными работниками лучше справляются с поставленными задачами. Когда каждый специалист чувствует свою личную ответственность за результат работы и готов подстраховать коллег, вероятность успешного завершения проекта выше.
Книга о невыполненных обещаниях, несоблюдении сроков и плохо сделанной работе. Авторы перечисляют сложные ситуации и способы их решения. Рассказывают, как избавиться от привычки забывать, сформировать ответственность.
Обзор глобального и национального опыта корпоративной социальной ответственности. Авторы рассказываю о целесообразности КСО, моделях ответственности в разных странах и компаниях, определяют самые эффективные.
Курс
Soft Skills для руководителя
- Soft Skills необходимы в любой профессиональной сфере, независимо от специальности — именно они помогают расти в карьере и повышать авторитет среди коллег и подчинённых
- Научитесь управлять командой и мотивировать подчинённых
- Узнаете, как проводить конструктивные встречи и оптимизировать их количество
Навыки управления конфликтами
- способность решать конфликты;
- прогнозировать и предотвращать их развитие, усугубление;
- разрешать последствия конфликтов;
- работать в текущих конфликтных ситуациях, которые нельзя решить прямо сейчас;
- переводить деструктивные конфликты в конструктивные, которые приносят пользу;
- анализировать прошлые конфликты, находить их причины и триггеры, применять опыт, чтобы не допустить повторения в будущем.
Чтобы предупредить конфликт при его первых признаках и избежать снижения эффективности работы команды. Если конфликт произошёл — разрешить его как можно быстрее без потерь для процесса работы, коллектива в целом и по возможности — каждого его участника. Извлечь пользу для рабочего процесса и компании.
Книга о механизмах возникновения и развития конфликтов, их типологии. Автор проанализировал конфликты в семьях, учебных и рабочих коллективах и предложил технологию управления ими. Материал полезен для тех, кто хочет научиться предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.
Книга о бытовых и рабочих конфликтах и поведении людей в них. Автор рассказывает, как слышать оппонентов, учитывать интересы сторон и выступать лидером при решении конфликтов. Издание для директоров организаций и менеджеров всех уровней, которые хотят повысить продуктивность.
Издание о конфликтах и способах их грамотного разрешения для процветания команды. Автор приводит теоретическую информацию и практические примеры из жизненных и рабочих ситуаций. Книга тех, кто хочет работать в эффективных коллективах.
В рубрике «Беседка» поговорили с бизнес-тренером, экспертом в области управленческих навыков, эмоционального интеллекта и практик в области геймификации Анастасией Высоцкой.
Источник
Как развивать эмоциональный интеллект? Исследования Дэниела Гоулмана
Книга Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» впервые была издана в 1995 году, но и сейчас она сохраняет свою актуальность. Тьютор по развитию эмоционального
интеллекта Артем Ступак рассказывает, почему.
«Безумен тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими» (с) Публий Сир
Будучи журналистом Гоулман проводил интервью со многими успешными людьми и понял, что есть в их поведении что-то такое, что напрямую влияет на достижение успеха, создание гармоничных отношений и развитие лидерских качеств. Изучив наработки и исследования по эмоциональному интеллекту предшественников, Гоулман создал свою структуру компетенций эмоционального интеллекта.
Подробнее об этом сертифицированный бизнес-тренер и тьютор по развитию эмоционального интеллекта Артем Ступак.
Гоулман разделил компетенции на два вида:
Внутриличностный эмоциональный интеллект
Межличностный эмоциональный интеллект
2. Навыки социального общения
А теперь обо всем по порядку.
В эту компетенцию входят следующие навыки:
1. Понимание своих эмоций
2. Понимание причины возникновения эмоций
3. Адекватная самооценка — сильные и слабые стороны
4. Уверенность в себе
5. Умение ставить цели и достигать их
Эти навыки развиваются именно в такой последовательности, и вот почему: не понимая, что человек чувствует и почему, он находится в нестабильном эмоциональном состоянии. Которое влияет на его самооценку и адекватное восприятие самого себя, что напрямую влияет на уверенность в своих силах. В таком состоянии человек имеет трудности с целеполаганием и последовательным достижением результатов.
Данная группа навыков одна из самых сложных для развития и, в тоже время, основополагающая в развитии эмоционального интеллекта в целом.
В эту компетенцию входят следующие навыки:
1. Управлять своим эмоциональным состоянием (как негативным, так и позитивным)
2. Управлять эмоциональными импульсами
3. Рациональное принятие решения в эмоциональной ситуации
4. Эффективное управление дистрессом
5. Создавать у себя необходимое эмоциональное состояние
Профессиональные руководители да и просто успешные люди умеют не только понимать себя, свои эмоции и чувства, но и управлять своим состоянием, не давая негативным эмоциям спровоцировать на непоправимые
действия. Как известно, иногда, самое лучшее слово — то, которое я не сказал.
Живой человек испытывает и проявляет всю палитру эмоций и связанных с ними состояний: от крайне негативных до крайне позитивных. Но жить по воле страстей и, что еще хуже, принимать решения, полагаясь на сиюминутные эмоциональные импульсы, — значит отдать свою жизнь на волю случая.
Данная группа навыков эффективно «прокачивается» только после развития компетенции «Самоосознание». Как мы можем управлять тем, что не можем проанализировать и понять? Сначала понимаю — потом управляю.
Есть два вида стресса — эустресс и дистресс. Первый вариант выводит нас из зоны комфорта и дает позитивный эффект в нашей жизни. Второй же, наоборот, излишне нагружает нашу нервную систему и разрушает нас. Эффективно управлять своими эмоциями — знать и применять индивидуальные техники и методы нормализации эмоционального состояния.
Эмоции — энергия, которую надо уметь направлять на достижение своих целей, создавая у себя необходимое для этого ресурсное состояние. Управление эмоциями подразумевает еще и создание или возбуждение у себя
нужной эмоции для решения задачи. Поэтому негативные эмоции, как и позитивные, могут послужить хозяину на пользу.
В эту компетенцию входят следующие навыки:
1. Понимание: почему я делаю то, что делаю
2. Понимание своего профессионального и личного пути
3. Оптимизм, видение перспектив и умение принимать собственные ошибки
4. Приемы самомотивации
Великие открытия, успешные бизнес-проекты были сделаны людьми, которых никто насильно не заставлял, не мотивировал к этому. У этих людей откуда-то было собственное желание добиться своих целей и готовность преодолеть все преграды и ошибки на этом нелегком пути.
История жизни Томаса Эдисона, Рея Крока или Стива Джобса наглядно иллюстрируют компетенцию «Мотивация». Знание своих целей, понимание, почему мне это важно и ценно, следование своей интуиции или зову сердца, готовность сделать сотни ошибок и еще раз попробовать снова и снова — это способствует достижению успеха во всех сферах жизни.
В эту компетенцию входят следующие навыки:
1. Когнитивная эмпатия
2. Эмоциональная эмпатия
3. Эмпатическая забота
Когнитивная эмпатия — умение понять эмоциональное состояние другого человека по внешним признакам (вербально, невербально, паравербально).
Эмоциональная эмпатия — это сопереживание. Умение представить себя на месте другого человека и понять причину его эмоций: почему он так чувствует и поступает. Мы все находимся в разных жизненных обстоятельствах, которые определяют наши решения, поступки, эмоции и реакции. Понимание, что именно являлось причиной определенного действия другого человека, позволяет нам скорректировать собственное поведение с ним.
Эмпатическая забота — способность понять, в чем именно нуждается другой человек в этой ситуации от меня. Умение оказать правильную эмоциональную поддержку отличает человека с высоким уровнем развития эмпатии.
Навыки социального общения
В эту компетенцию входят следующие навыки:
1. Понимание различия людей, их сильных и слабых сторон
2. Умение устанавливать новые связи и выстраивать долгосрочные отношения
3. Навыки эффективной коммуникации
4. Социальный анализ
Положительный эффект развития первых четырех компетенций эмоционального интеллекта неизбежно тянет за собой вверх и последний пятый навык. Что логично: понимающий себя человек, умело управляющий своим состоянием, знающий, чего хочет и двигающийся к своей цели, умеющий считывать эмоции других людей, качественно лучше создает и выстраивает отношения с другими людьми.
И тем не менее, необходимо сознательно развивать свои навыки коммуникации, которые входят в разряд soft-skills навыков: научиться понимать различия людей, создавать и выстраивать долгосрочные отношения поможет типология поведения людей DISC.
Умение красиво говорить, выступать публично, убеждать и аргументировать, понимая, с каким человеком я говорю и в чем его особенности, в каком он эмоциональном состоянии, делает нашу коммуникацию эффективной. И конечно же, умело защищаться от эмоциональных и других видов манипуляций — ведь как известно, мир не без «добрых» людей.
Социальный анализ — умение прогнозировать поведение других людей. И этот навык особенно важен для руководителя. Как именно воспримет команда управленческие решения, поставленные цели и задачи — будет саботировать или ринется в бой — зависит от опыта и профессионализма управленца в понимании людей.
Итак, подходить к развитию эмоционального интеллекта необходимо системно и последовательно, начиная развивать компетенции внутриличностного эмоционального интеллекта. И самое главное — EQ невозможно развить быстро, только каждодневное сознательное желание разбираться со своими эмоциями, чувствами и мотивами поступков даст ощутимый эффект в умении управлять собой.
Часто я слышу от участников тренинга EQ, что они как можно быстрее хотят научиться управлять другими. Но если нет гармонии с самим собой, разве можно ее создать с другими?
Источник