- Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
- Что представляет собой эмоциональный интеллект?
- Почему эмоциональный интеллект так важен?
- Составляющие эмоционального интеллекта
- Коммуникативные навыки
- Мотивация
- Эмпатия
- Социальная ответственность
- Умение контролировать и нивелировать конфликты
- Как использовать EQ?
- Как измеряется EQ?
- Как развивать эмоциональный интеллект?
- Учитесь слушать
- Развивайте эмпатию
- Рефлектируйте на тему собственных эмоций
- Потенциальные сложности, возникающие у людей с высоким EQ
- Вместо заключения
- Эмоциональный интеллект: как протестировать и прокачать
- Эмоциональный интеллект
- Эмоциональный интеллект
- Коммуникативные навыки
- Основы эффективной коммуникации
- Мотивация
- Эмпатия
- Социальная ответственность
- Soft Skills для руководителя
- Навыки управления конфликтами
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
Рассказываем о том, что представляет собой эмоциональный интеллект, почему так важно его повышать и как можно его применить в жизни.
Что представляет собой эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность воспринимать, контролировать и подвергать критической оценке эмоции. Как свои, так и эмоции других людей. Кто-то считает, что это уникальный врожденный навык, другие говорят, что эмоциональный интеллект можно развивать.
Умение следить за своими эмоциями, управлять ими – важный навык как в повседневной жизни, так и в карьере. Также в рабочей среде высоко ценится способность считывать эмоции других людей и правильно реагировать на них. Все это тесно связано с эмоциональным интеллектом и помогает людям строить более успешную карьеру (и жизнь).
Почему эмоциональный интеллект так важен?
Потому что EQ используется в разных сферах жизнедеятельности. Повышенный эмоциональный интеллект может влиять на успехи человека в обучении и в работе. Он позволяет проявить лидерские качества, находить контакт с разными людьми и вести их за собой. А также убеждать их в своей правоте.
Стабильно развивающийся эмоциональный интеллект благоприятно сказывается на физическом здоровье. Он помогает прорабатывать стрессовые ситуации и снижать их влияние на тело.
Также неконтролируемые эмоции могут привести к проявлению психологических заболеваний. Чаще всего неправильная работа со своими чувствами ведет к тревожности и депрессии. Развитый EQ помогает избежать таких последствий.
Имея развитый эмоциональный интеллект, проще понимать других людей, воспринимать их эмоции, выражать сочувствие, подбирать подходящие слова и т.п. Вкупе это помогает строить более тесные и надежные отношения с коллегами и близкими.
Составляющие эмоционального интеллекта
EQ – это сущность, состоящая из нескольких отдельных навыков. Они взаимосвязаны, но развиваются отдельно. Они также могут присутствовать в одном человеке, но в разных пропорциях.
Задача человека – анализировать каждый компонент и регулярно подвергать его критической оценке.
Коммуникативные навыки
Как я уже сказал выше, эмоциональный интеллект помогает налаживать и поддерживать контакты. Это особенно важно в профессиональной деятельности при создании новых деловых связей, общении с партнерами и т.п.
Также развитые коммуникативные навыки помогают выстраивать более продуктивные взаимоотношения между сотрудниками в одном офисе. Они могут просить о помощи и словесно решать любые конфликты.
Начальник с повышенным EQ может поднимать серьезные вопросы и поддерживать обсуждение в команде, добиваясь положительных результатов этого обсуждения (например, принятия решения по вопросу, волнующего весь офис).
Мотивация
Эта сущность тесно связана с EQ и часто включается специалистами в состав эмоционального интеллекта. Мотивация подразумевает под собой возможность ставить цели и достигать их.
За счет мотивации как раз и формируется желание выполнять те или иные задачи. Хороший мотиватор может сподвигнуть целую группу людей к выполнению даже крайне сложных задач.
А еще мотивация дает возможность лучше справляться с неудачами, оценивать ситуацию и возвращаться к работе.
Эмпатия
Важнейшая часть развитого эмоционального интеллекта – умение считывать чужие эмоции и планировать свои действия исходя из того, как ощущают себя другие люди. Правильная трактовка эмоций дает возможность выбирать наиболее удачное время для принятия сложных решений. Сотрудники с развитой эмпатией умеют предугадывать реакцию окружающих и избегать возможных проблем и конфликтов.
Обеспокоенность чужими мыслями и чувствами в коллективе создает в нем более здоровую и человечную атмосферу. В современном обществе, как бы банально это ни звучало, такой подход помогает повысить продуктивность, снизить общий уровень стресса и тревоги, а также сократить «текучку» за счет комфортной рабочей среды для всех и каждого.
Социальная ответственность
Этот навык дает человеку возможность осознать себя частью команды и научиться работать с другими людьми. Такой вид ответственности обязывает человека отвечать за принятые решения и общий результат работы. Важный навык для тех, кто планирует занять лидерскую позицию.
Чувствуя ответственность за итог деятельности, каждый сотрудник будет пытаться сделать максимум, чтобы команда не «провалилась». Не будет сотрудников-якорей, думающих, что все решат за них.
Умение контролировать и нивелировать конфликты
Еще один аспект эмоционального интеллекта, который высоко ценится в профессиональной среде. Умение не просто сглаживать конфликты, а разрешать их, четко осознавая причины и следствия.
Коллективы, состоящие из таких работников, показывают высокую эффективность в даже самых сложных ситуациях. Повышается продуктивность, любая деструктивность трансформируется в конструктивность. Конфликты воспринимаются как способ осознать ошибки и стать лучше.
Как использовать EQ?
Использовать его можно в самых разных жизненных ситуациях.
Учиться принимать критику, чтобы не вступать в конфликты.
Учиться справляться с допущенными ошибками и постоянно двигаться вперед.
Уметь говорить «нет», когда этого требует ситуация. В повседневности и на работе.
Корректно делиться с другими людьми своими эмоциями, ничего не придумывая и не обманывая других.
Знать, что именно вы делаете и для чего это делаете. То есть грамотно справляться с целеполаганием.
Уметь корректно оценивать поступки других людей и не судить их избыточно.
Как измеряется EQ?
Обычно используется не общая метрика, а несколько разных, зависящих от конкретного компонента EQ.
Есть тест для оценки коммуникативных умений от Ильина.
Тест на проверку коммуникативных навыков от Михельсона.
Тест для оценки уровня мотивации от Элерса.
Тест на степень мотивированности и страха перед неудачами от Рвана.
Система оценки уровня эмпатии Мехрабиана.
Тест эмпатических способностей человека от Бойко.
У Ильина есть тест на степень конфликтности индивида и тест для проверки уровня личной агрессии.
Как развивать эмоциональный интеллект?
Нужна специальная литература. Читайте книги по повышению коммуникативных навыков, книги, рассказывающие об эмпатии и т.п. Чаще взаимодействуйте с людьми и отдавайте отчет своим действиям.
Есть несколько простых стратегий повышения EQ. Нужно уделять внимание лишь трем основным действиям.
Учитесь слушать
Чтобы понимать чувства других людей, важно научиться уделять им достаточное количество внимания. Потратьте свое драгоценное время на другого человека и постарайтесь осознать, что он хочет до вас донести. Причем обращайте внимание не только на вербальные знаки, но и на невербальные.
Язык тела – важная метрика оценки поведения человека, его намерений, желаний и т.п. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют корректно считывать этот язык и лучше понимают других людей.
Развивайте эмпатию
Умение понимать чужие чувства – критически важный навык в бизнесе, но не менее важный в повседневной жизни. Навык ощутить себя в чужой шкуре позволяет объективно оценивать поступки, слова и решения других людей.
Только с достаточным уровнем эмпатии можно корректно оценивать намерения других людей. А зная эту информацию, можно скорректировать свое поведение, чтобы каждая коммуникация заканчивалась успехом. Например, не лезть к человеку, который явно не в духе, или прекратить речь, если собеседник чувствует дискомфорт.
Рефлектируйте на тему собственных эмоций
Это умение поможет вам не сойти с ума. Нужно жить в гармонии со своими чувствами. Отслеживать моменты, когда эмоции берут верх и заставляют принимать решения, которые не были до этого четко проанализированы.
В меру контроля, в меру анализа. Не пытайтесь все подавлять, а научитесь этим управлять. Вот ваша задача по ходу развития EQ.
А еще важно понимать, почему те или иные чувства вынуждают людей принимать решения. Это позволит не просто лучше ладить с коллегами и близкими, но и предугадывать некоторые их решения вкупе с привычками.
Потенциальные сложности, возникающие у людей с высоким EQ
Справедливости ради, необходимо упомянуть и возможные недостатки повышенного эмоционального интеллекта. Везде требуется баланс, и чересчур большой EQ может быть так же опасен, как и чересчур низкий.
Ученые подтвердили, что люди с высоким EQ часто отличаются низкой креативностью, не генерируют инновационные идеи.
Люди с повышенным уровнем эмпатии не умеют высказывать критику, чем усложняют себе жизнь, напрочь игнорируя недостатки других людей из-за своих страхов.
Ну и самое значимое – людей с высоким EQ часто используют в собственных целях. В ход идут манипуляционные схемы взаимодействия.
Вместо заключения
На этом все. Развивайте свой эмоциональный интеллект. Его повышение даст плоды во всех сферах жизни – от личных отношений до профессиональной деятельности.
Источник
Эмоциональный интеллект: как протестировать и прокачать
Крупные компании предлагают сотрудникам пройти не только тесты на профпригодность, но и психологическое тестирование. Procter & Gamble определяют уровень эмпатии кандидатов, а Nestle — коммуникативные навыки. IQ кандидата иногда востребован меньше, чем EQ — эмоциональный интеллект.
Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект, как его протестировать и прокачать.
Продюсер программ направления «Бизнес и управление»
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект или EQ — способность распознавать и управлять своими эмоциями, воспринимать чувства, понимать мотивацию и желания окружающих. Психологи заговорили о EQ, когда поняли: тестов на IQ недостаточно, чтобы предсказать успешность человека в жизни и карьере. Чтобы продвигаться по карьерной лестнице, человеку нужно общаться с начальством и подчинёнными, чувствовать ответственность за свою часть работы в команде, справляться со стрессами и конфликтами.
Благодаря IQ вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ — делаете карьеру.
Эмоциональный интеллект включает: коммуникативные навыки, мотивацию, эмпатию, социальную ответственность, навыки управления конфликтами.
Курс
Эмоциональный интеллект
- Научитесь принимать эмоции и управлять ими
- Сможете лучше понимать окружающих и строить крепкие деловые отношения
- Усилите свою конкурентоспособность и лидерский потенциал
Коммуникативные навыки
- умение слушать и слышать собеседника, понимать его позицию;
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- вести переговоры с подчинёнными, руководством, поставщиками, партнёрами, инвесторами;
- задавать вопросы, просить помощи опытных коллег для решения сложных задач;
- выводить команду на обсуждение проблемы, инициировать и поддерживать обсуждения.
Чтобы заводить и поддерживать полезные деловые связи, налаживать общение с бизнес-инвесторами, общаться с коллегами и руководством и организовать рабочий процесс в команде. Коммуникативные навыки повышают личную продуктивность работников. Когда специалист умеет просить о помощи и обсуждать проблемы, он решает рабочие задачи быстрее. Руководителям развитая коммуникация позволяет эффективно управлять коллективом.
Книга описывает базовые уровни коммуникации по группам. Автор описывает 31 теорию групповой, публичной, межличностной, массовой и кросс-культурной коммуникации. Освещает определения, принципы, сильные и слабые стороны всех теорий. Издание для руководителей и специалистов в коммуникациях.
Автор описывает ключевые принципы общения, благодаря которым вы будете чувствовать себя уверенно. Книга о правильном поведении, считывании эмоций, общении с собеседником.
Курс
Основы эффективной коммуникации
- Научитесь справляться с волнением, аргументировать свою позицию и выстраивать здоровое общение — на работе и в обычной жизни
- Разберётесь, как решать конфликты без лишних эмоций и договариваться в пользу своих интересов
- Освоите навыки, которые помогут встать на путь профессионального роста
Мотивация
- способность ставить цели, стремиться к их достижению;
- внешнее или внутреннее побуждение к действию ради результата;
- желание преодолевать трудности на пути к цели;
- умение справляться с неудачами, искать другие способы решения задачи;
- заинтересованность в достижении результата.
Руководители применяют внешнюю мотивацию, чтобы повысить работоспособность коллектива, обеспечить выполнение задачи оптимальным способом в установленный срок. Внутренняя мотивация нужна членам команды, чтобы выполнять работу качественно, нести ответственность за свою часть задачи.
Автор рассказывает, что такое эффект плато, когда после каждого успеха приходит застой. Книга посвящена восьми элементам плато и правилам, которые помогут разрушить их и развиваться дальше. Материал для тех, кто переживает застой в работе и других сферах жизни.
Практическое руководство, как завершать начатое. В книге собраны результаты практического исследования, в котором участвовали люди с проблемами по завершению начатых проектов. Для тех, кто не умеет завершать начатые проекты и хочет решить проблему.
Автор перечисляет популярные страхи, которые не позволяют двигаться дальше и достигать поставленных целей. Рассказывает о десяти правилах, которые помогут укротить страхи. Издание полезно тем, кто часто думает, что ещё не время и у него ничего не выйдет.
Эмпатия
- способность воспринимать и правильно трактовать эмоции и чувства членов команды;
- учитывать чувства коллег при принятии решений;
- предсказывать реакции окружающих в конфликтных, стрессовых ситуациях.
Эмпатия — одна из ключевых составляющих положительной дружелюбной атмосферы в команде. Когда каждый работник беспокоится о чувствах коллег, учитывает их желание и интересы, работоспособность коллектива повышается. Все чувствуют поддержку и взаимовыручку. Навык полезен для разрешения конфликтов: стороны с высоким уровнем эмпатии умеют разрешать проблемы так, чтобы прийти к оптимальному решению и не задеть коллег или подчиненных.
Сборник исследований в области психологии лидерства, посвященных способности руководителя вызывать эмоциональный отклик у подчинённых. Авторы рассказывают, как освоить стратегию резонансного лидерства и придерживаться её.
Книга о помогающем поведении и личностных особенностях, которые способствуют или препятствуют ему. Автор собрал методики усовершенствования помогающего поведения. Рассказывает, почему стоит помогать окружающим и чем это полезно вам.
Автор рассказывает, как вести переговоры с собеседниками и лучше понимать, что ими движет. В издании собраны практические советы, как превращать конфликты в совместный поиск решения, принимать позицию других людей, налаживать диалог.
Социальная ответственность
- способность воспринимать себя как часть команды;
- взаимодействовать с коллегами и руководителями;
- брать на себя ответственность за общий результат и других сотрудников, например, новичков;
- выполнять свою часть работы качественно, а при необходимости — брать на себя задачи коллег, например, если они заболели или не справляются;
- отслеживать дальнейшее развитие завершённого проекта, анализировать его успешность и учитывать опыт при решении следующих задач;
- не перекладывать ответственность на коллег или руководителей в случае неудачи.
Команды с социально ответственными работниками лучше справляются с поставленными задачами. Когда каждый специалист чувствует свою личную ответственность за результат работы и готов подстраховать коллег, вероятность успешного завершения проекта выше.
Книга о невыполненных обещаниях, несоблюдении сроков и плохо сделанной работе. Авторы перечисляют сложные ситуации и способы их решения. Рассказывают, как избавиться от привычки забывать, сформировать ответственность.
Обзор глобального и национального опыта корпоративной социальной ответственности. Авторы рассказываю о целесообразности КСО, моделях ответственности в разных странах и компаниях, определяют самые эффективные.
Курс
Soft Skills для руководителя
- Soft Skills необходимы в любой профессиональной сфере, независимо от специальности — именно они помогают расти в карьере и повышать авторитет среди коллег и подчинённых
- Научитесь управлять командой и мотивировать подчинённых
- Узнаете, как проводить конструктивные встречи и оптимизировать их количество
Навыки управления конфликтами
- способность решать конфликты;
- прогнозировать и предотвращать их развитие, усугубление;
- разрешать последствия конфликтов;
- работать в текущих конфликтных ситуациях, которые нельзя решить прямо сейчас;
- переводить деструктивные конфликты в конструктивные, которые приносят пользу;
- анализировать прошлые конфликты, находить их причины и триггеры, применять опыт, чтобы не допустить повторения в будущем.
Чтобы предупредить конфликт при его первых признаках и избежать снижения эффективности работы команды. Если конфликт произошёл — разрешить его как можно быстрее без потерь для процесса работы, коллектива в целом и по возможности — каждого его участника. Извлечь пользу для рабочего процесса и компании.
Книга о механизмах возникновения и развития конфликтов, их типологии. Автор проанализировал конфликты в семьях, учебных и рабочих коллективах и предложил технологию управления ими. Материал полезен для тех, кто хочет научиться предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.
Книга о бытовых и рабочих конфликтах и поведении людей в них. Автор рассказывает, как слышать оппонентов, учитывать интересы сторон и выступать лидером при решении конфликтов. Издание для директоров организаций и менеджеров всех уровней, которые хотят повысить продуктивность.
Издание о конфликтах и способах их грамотного разрешения для процветания команды. Автор приводит теоретическую информацию и практические примеры из жизненных и рабочих ситуаций. Книга тех, кто хочет работать в эффективных коллективах.
В рубрике «Беседка» поговорили с бизнес-тренером, экспертом в области управленческих навыков, эмоционального интеллекта и практик в области геймификации Анастасией Высоцкой.
Источник