- Эмоциональный интеллект: как развивать у себя и своей команды, и оценивать кандидатов
- Что это такое
- Как оценить?
- Как развивать
- И в заключение
- Как высокий эмоциональный интеллект помогает работать эффективнее
- Зачем человеку эмоции
- Что такое эмоциональный интеллект
- Какая польза от EQ на рабочем месте
- Специалист берет на себя слишком много
- Совещания заканчиваются ссорами
- Заказчик хочет странного
Эмоциональный интеллект: как развивать у себя и своей команды, и оценивать кандидатов
Про эмоциональный интеллект говорят давно, так что для 60% руководителей уже очевидно, что ЭИ — очень важный показатель при выборе кандидатов на открытую должность.
Чтобы оставаться востребованным на изменчивом рынке труда и конкурировать с искусственным интеллектом, сотрудникам придется развивать навыки, непосильные компьютеру и ИИ.
Согласно докладу Всемирного экономического форума «The Future of Jobs», к 2020 году эмоциональный интеллект станет одним из самых востребованных качеств при устройстве на работу.
Что это такое
Эмоциональный интеллект (ЭИ) – умение человека распознавать эмоции, намерения, желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими и чужими эмоциями. Другими словами, чем лучше развит ЭИ, тем более точно человек сможет истолковать ситуацию и будет меньше подвержен стрессу.
Довольно сложно одновременно воспринимать, использовать и понимать эмоции, а также управлять ими. Обычно у человека хорошо развиты 1-3 составляющих эмоционального интеллекта.
Существует несколько моделей эмоционального интеллекта. Пожалуй, самая простая для понимания — смешанная модель. Она состоит из 5 характеристик, объясняющих ЭИ.
- Самопознание — изучение самого себя, своих психических и физических особенностей
- Самоконтроль — способность управлять своими эмоциями для достижения поставленных целей
- Социальные навыки — способность успешно взаимодействовать с другими людьми
- Эмпатия — способность определять чувства других людей
- Мотивация — стимулы, побуждающие человека к действию
Признаки человека с низким эмоциональным интеллектом:
- Склонны к обидам
- Не умеют прощать
- Не умеют сочувствовать и сострадать
- Не умеют понимать эмоции и чувства как свои, так и чужие
- Думают, что другие слишком чувствительны
- Сосредоточены только на себе
- Постоянно спорят
- Плохо контролируют свои эмоции
- Неспособны учиться на своих ошибках
- Не умеют слушать и слышать
Мифы вокруг эмоционального интеллекта
Вокруг понятия «эмоциональный интеллект» накопилось уже немало мифов, теперь стало сложно разобраться, что же это такое и как его применять в жизни. Попробуем разобраться, где правда.
Да, эмоциональный интеллект позволяет лучше понимать не только свои эмоции, но и эмоции окружающих, что дает возможность управления взаимоотношениями. Но не стоит путать это с манипулированием. Согласно определению, психологическая манипуляция — социальное и психологическое воздействие, стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики. А развитый ЭИ – это ровно противоположное. Никакого сокрытия, обмана или манипуляции, более того, ЭИ позволяет понять, когда манипуляция направлена на тебя.
2. Человек с развитым эмоциональным интеллектом постоянно сдерживает эмоции
На самом деле, человек с развитым ЭИ может игнорировать бессмысленное эмоционирование окружающих и включать внутреннего наблюдателя при необходимости. Это помогает сохранять спокойствие, не вестись на эмоцию, а видеть суть, которая за этим скрывается. EQ помогает понять, что за любым неконструктивным действием на самом деле может стоять позитивное намерение.
3. Эмпатия наше все
Эмпатия – это способность к сопереживанию, она помогает лучше понять чувства других. Но одного понимания, что происходит с другими, совсем не дает понимания об этом мире. Дюди с развитой эмпатией и другими недоразвитыми навыками EQ готовы сопереживать, но они совершенно не понимают, что делать дальше с этими переживаниями и эмоциями. Эмпатия без осознанности, без достаточно развитой стрессоусточивости и целеполагания может принести только вред, а не пользу.
Как оценить?
Какие вопросы задавать кандидатам, чтобы лучше оценить их уровень эмоционального интеллекта:
Во время собеседования с потенциальным работником старайтесь задавать больше вопросов, о том, как он повёл (бы) себя в той или иной ситуации. Например:
• Когда был последний раз, когда вы потерпели неудачу? Что случилось? Как вы себя чувствовали, что предпринимали?
• Когда был последний раз, когда вы получали критику в свой адрес? Что вы чувствовали?
• Было такое, что вы чувствовали разочарование на работе? Что вы делали в таких случаях?
Подмечайте, как кандидат описывает свои чувства и эмоции. Важно понять, способен ли он правильно интерпретировать эмоции других, анализировать свое поведение, делать из этого выводы, не обвиняя в неудачах окружающих.
Вот еще пять вопросов, которые помогут выявить кандидатов с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Также они хороши тем, что скорее всего на них вы получите максимально честные ответы.
- Кто вас вдохновляет? Почему?
Вы сможете понять, какие виды поведенческих отношений уважает ваш кандидат.
- Представьте, что вы открываете свою собственную компанию. Какие будут три её основные ценности?
Скорее всего ответ кандидата будет отражать его собственные истинные ценности.
- Каких навыков и опыта в какой сфере вам не хватает?
Помните, любопытство и рвение к постоянному самосовершенствованию — важные признаки того, что у сотрудника все ок с ЭИ. Если кандидат затрудняется ответить на вопрос или долго думает, скорее всего он считает, что и так уже все знает.
- Научите меня чему-то, в чем вы хорошо разбираетесь. Представьте, что я никогда ранее ничего не слышал об этом.
Благодаря этому вопросу вы сможете проверить несколько качеств. Умеет ли кандидат объяснить что-то простыми словами, насколько он внимателен к своему учебнику, как много времени ему надо, чтобы придумать ответ на неординарный вопрос.
- Назовите 3 фактора, которые больше всего повлияли на ваш успех.
Чтобы найти командного игрока, который принесет что-то положительное в компанию, очень важно подобрать человека, сосредоточенного не только на собственном успехе, но и на успехе компании. Поэтому обращайте внимание, как часто кандидат употребляет «я» или «мы» в своем рассказе об успехе. Это поможет определить, является человек бескорыстным или эгоистичным.
Тесты для измерения эмоционального интеллекта
Существует немало вариантов тестов для оценки эмоционального интеллекта кандидата. Но не надо забывать, что это не основной, а дополнительный диагностирующий инструмент. Принимать конечное решение только на основании тестов не совсем корректно, лучше использовать их для перепроверки своих предположений.
- Тест Майера-Сэловея-Карузо MSCEIT (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test) — один из первых тестов, оценивающих ЭИ. Этот тест выявляет способности понимать эмоции свои и других людей, а также использовать их для решения проблем.
- Тест Гоулмана показывает способность человека эмоционально адаптироваться и оценивать ситуацию. Он основан на проверке наличия у человека 5 основных характеристик ЭИ. Тест состоит из 10 вопросов.
- Тест Холла определяет у кандидата, помимо умения распознавать эмоции и управлять своим состоянием, еще и способность к самомотивации.
- Тест Аспергера помогает выявить аутистические признаки, когнитивные особенности и сопутствующие расстройства. Психолог Саймон Барон-Коган и его коллеги из Кембриджского центра по изучению аутизма разработали шкалу для оценки уровня эмпатии. Среднее значение EQ для контрольной группы — 42, для группы с синдромом Аспергера/высокофункциональным аутизмом — 20.
Как развивать
Эмоциональный интеллект это не только то, что надо искать в кандидатах. Развитый ЭИ также поможет рекрутерам добиться успеха. Поэтому рассмотрим подробнее, как его можно развить
Хорошая новость — в отличие от IQ, эмоциональный интеллект можно развить в любой период своей жизни. Если вы испытываете неловкость или дискомфорт при общении с близкими и коллегами, то при определенных усилиях и желании, его можно преодолеть, занявшись развитием эмоционального интеллекта.
- Старайтесь анализировать свои эмоции и осознавать себя. Записывайте, что вы ощущаете, почему у вас возникло то или иное чувство и как вы себя ведёте в различных ситуациях (в состоянии покоя, наслаждения, радости, гнева и т.д.).
- При возникновении отрицательных эмоций, ищите способ нейтрализовать их. Музыка, прогулка на свежем воздухе или чай с ромашкой — важно найти свое «лекарство» и обращаться к нему в случае чего.
- Если спора и встречи с оппонентом не избежать, всегда старайтесь примерять на себя противоположную точку зрения, понимать, что он чувствует и озвучивать это. Интересуйте мнением других, только так можно развить эмпатию.
- Во время общении будьте спокойны, старайтесь оставаться максимально открытым и не давите.
- Не забывайте, что контролировать эмоции невозможно, но вы можете управлять реакцией на них. Старайтесь реагировать более сдержанно на раздражители, и всегда смотрите на причину их возникновения.
Как развивать эмоциональный интеллект внутри компании?
Уровень ЭИ внутри команды влияет на способность услышать друг-друга, нейтрализовать конфликты, ясно доносить свою точку зрения, мотивировать себя и коллег. В общем, эффективно работать. Чтобы поднять уровень эмоционального интеллекта среди сотрудников компании:
- Убедитесь, что сотрудники чувствуют себя ценными
Если у сотрудника есть право голоса и возможность влиять на внутренние процессы компании, он чувствует себя важной и ценной частичкой компании и коллектива. Регулярно говорите с работниками о том, что они чувствуют по поводу каких-то изменений в компании. Сделайте так, чтобы они могли спокойно вам сообщить о том, что они расстроены, злы или напуганы. Не забывайте почаще благодарить коллег и напоминать о том, какой вклад в компанию они приносят.
- Сделайте обратную связь регулярной и основанной на реальных фактах
Давать, также как и получать, позитивную и негативную обратную связь помогает работать над собой и становиться лучше. Но будьте открыты также принимать критику в свой адрес. Подвести сотрудника к оценке вашей деятельности можно с помощью вопроса: «Если ли бы ты был на моем месте, чтобы ты поменял?». Вы должны контролировать свою реакцию на все, что вы услышите в ответ. Если вам не понравилось услышанное, сперва проанализируйте, почему это вызывает у вас такую реакцию, и только потом отвечайте.
- Сделайте тренинги по контролю эмоций доступными для всех сотрудников
Вспышки гнева, негодование и разочарование от работы часто являются результатом сдерживаемых ранее эмоций. Тренинги должны научить выражать свои эмоции словесно, спокойно решать сложные ситуации и предотвращать эмоциональные взрывы.
И в заключение
Ищите кандидатов, которые страстно любят то, что делают и сохраняют спокойствие, когда вокруг бушуют страсти. Способствуйте развитию и поощряйте рост ЭИ у уже существующих сотрудников. Не забывайте о том, что более высокий уровень эмоционального интеллекта поможет вам добиться успеха в роли рекрутера, потому что именно самосознание, эмпатия и хорошие коммуникативные навыки могут помочь вам укрепить отношения с кандидатами.
И помните, что не стоит опираться исключительно на этот показатель, в одной компании совершенно спокойно могут вместе работать люди с высоким и низким уровнем эмоционального интеллекта.
Источник
Как высокий эмоциональный интеллект помогает работать эффективнее
Зачем человеку эмоции
Эмоции — это психические процессы, которые являются реакцией на внешние обстоятельства. Это можно заметить по поведению детей, которые начинают кричать и топать ногами, если что-то вызывает у них гнев и чувство протеста. Взрослые люди переживают те же чувства, однако способны осознанно выбирать стратегии поведения, вместо того чтобы сразу переходить к действиям.
Эмоции поставляют нам быстрые, но иногда слишком безапелляционные программы действий. В первобытные времена это могло спасти человеку жизнь. Однако в наше время мир стал намного сложнее, и для того, чтобы справиться с проблемой, нельзя просто убежать от неё или ввязаться в драку.
Что такое эмоциональный интеллект
Термин «эмоциональный интеллект» впервые появился в 1960-х годах в работе психолога Майкла Белдока, посвящённой выражению переживаний. Если традиционные тесты IQ измеряют логику, способность рассуждать и математические навыки, то эмоциональный интеллект, или EQ (emotional quotient), позволяет успешно использовать эти качества.
Эмоциональный интеллект — это умение разобраться в своих чувствах, проследить, как и почему они возникли, и решить, дать им волю или нет. Психологи признают, что запретить себе эмоции невозможно, мало того, такая практика чревата неврозом. А вот распоряжаться эмоциями — в наших силах.
Чтобы отреагировать «эмоционально умным» способом, нужно осознать, что произошло, принять своё переживание и направить энергию на то, на что можешь повлиять. Кроме того, развитые социально-эмоциональные навыки позволяют успешно выстраивать отношения с окружающими.
Эмоциональный интеллект сегодня попадает во всевозможные списки компетенций XXI века, без которых в будущем не обойтись на рынке труда. Его относят к мягким, или некогнитивным навыкам. То есть таким, которые связаны с межчеловеческими взаимодействиями и нужны в любой сфере профессиональной деятельности, вне зависимости от того, занимаетесь ли вы разработкой ПО или работаете шеф-поваром.
Какая польза от EQ на рабочем месте
Эмоциональный интеллект бывает как индивидуальным, так и общим для конкретной компании или рабочей команды — это называют коллективным эмоциональным фактором. По словам американской специалистки в области организации труда Джуди Белл, коллективы, в которых EQ высок, имеют более высокую производительность, потому что специалисты лучше взаимодействуют между собой. В компаниях, где этот показатель низкий, отмечают более высокую «текучку», низкую производительность и снижение продаж.
О том, что дела с эмоциональным интеллектом в коллективе обстоят плохо, свидетельствуют частые вспышки гнева сотрудников, конфликты, непонимание специфики работы соседних отделов и конкретных коллег, а также сложности во взаимодействии с заказчиками и подрядчиками. В американском исследовании 2005 года было выявлено, что четыре из пяти работников теряли ценное рабочее время, беспокоясь о неприятном инциденте, а больше половины опрошенных откладывали дела, избегая коллег, с которыми не складываются отношения. Справедливо ли оправдание «нет времени на расшаркивания», если из-за невнимания к своим и чужим переживаниям производительность так сильно падает?
В книге « Другой разум» эксперт в области эмоционального интеллекта Харви Дойчендорф обращается к данным проведенного Йельской школой менеджмента исследования, согласно которому 24% опрошенных сообщают, что постоянно чувствуют раздражение на работе. Дойчендорф отмечает, что «сотрудники могут давать только то, что получают сами», а здоровая корпоративная культура — прямой путь к довольным клиентам.
Казалось бы, все эти вещи, которые звучат как аргументы «за всё хорошее против всего плохого», понятны на интуитивном уровне, а значит, не требуют специальных умений и теоретических исследований. Однако, если бы всё было так просто, мы не попадались бы в однотипные ловушки и никогда не выходили бы из себя.
Рассмотрим несколько рабочих ситуаций, в которых умение разбираться в подлинных эмоциях и желаниях может сослужить хорошую службу.
Специалист берет на себя слишком много
Проблема. Работник или руководитель стремится решать все вопросы и вникать во всё сразу. Из-за этого его производительность падает, и в момент активного роста компании проблема особенно заметна.
Решение. В такой ситуации для специалиста важно признать свои переживания, мешающие делегировать полномочия: например, страх потерять контроль или избыточное желание одобрения, которое ведёт к непродуктивному перфекционизму. Авторы книги «Вдохновляющий лидер: Команда. Смыслы. Энергия» Ян Мульфейт и Мелина Кости приводят статистику, согласно которой «80% руководителей не отдавали себе отчёта в собственных навыках и талантах». По мнению авторов, успешный руководитель знает свои пробелы и окружает себя сотрудниками, которые дополняют его и друг друга. Высокий уровень самопознания позволяет сформулировать собственные сильные и слабые стороны, чтобы заняться тем, что получается лучше всего, а не тратить ресурсы зря.
Совещания заканчиваются ссорами
Проблема. Обсуждения внутри команды приводят к разногласиям и даже скандалам, потому что у разных членов коллектива разные точки зрения.
Решение. Важный вопрос, который лежит в области эмоций: почему на самом деле происходит ссора? Считается, что профессионалы — «взрослые люди», а значит, они не должны обижаться или поступать из духа противоречия. Но не тут-то было! Мы до последнего будем отпираться и рационализировать, утверждая: «Я вовсе не расстроен, просто моя стратегия лучше». Однако часто за этими словами скрывается разочарование из-за того, что наши идеи (а значит — нас самих) не оценили по достоинству. В результате человек не замечает, как начинает подтасовывать факты, чтобы оказаться правым. Поэтому для каждого участника дискуссии важно: 1) спрашивать себя, где заканчивается то, в чём он уверен как профессионал, и начинается то, что он отстаивает, чтобы победить в споре; 2) понимать, где эта граница проходит у оппонента. Эти «мягкие навыки» помогут перевести обсуждение в продуктивное русло и выработать общую стратегию вместо того, чтобы спорить.
Заказчик хочет странного
Проблема. Можно ли осуществить желания клиента и в то же время создать качественный продукт, если условия кажутся странными и трудно выполнимыми?
Решение. Чтобы удачно провести переговоры, нужно быть немного психологом: все мы часто не отдаём себе отчёт в том, чего действительно хотим. Допустим, клиент пришёл с образцами, показывая их как пример удачного исполнения, однако разработчикам очевидно, что есть куда более современные и интересные решения. Можно согласиться и сделать продукт, за который будет стыдно, либо вступить в спор, отталкиваясь от конкретных деталей, и, возможно, лишиться клиента. Однако главное — понять, что именно нравится другой стороне в приведенных примерах, и помочь верно сформулировать запрос. Велика вероятность, что самым ценным является вовсе не устаревший дизайн или неудачное техническое исполнение, а нечто совсем другое. Нащупав основную ценность, можно правильно поставить задачу.
Таким образом, современная наука не отодвигает переживания на задний план, а внимательно изучает. При этом эмоциональный интеллект относят к обязательным качествам профессионалов, а его развитие — к важным для успешной работы практикам.
Источник