Эмоциональный интеллект как фактор академической успешности

эмоциональный интеллект как фактор успешности обучения студентов

Дата публикации: 07.07.2019 2019-07-07

Статья просмотрена: 968 раз

Библиографическое описание:

Битюцких, Е. В. эмоциональный интеллект как фактор успешности обучения студентов / Е. В. Битюцких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61462/ (дата обращения: 12.10.2021).

Процесс понимания и перевода эмоций в рациональное мышление получил название «Эмоциональный интеллект» (Дж. Майер, Д. Карузо и П. Саловей). Согласно результатам исследований уровень развития эмоционального интеллекта является одним из ключевых факторов эффективности деятельности. В статье рассматривается взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и учебной успешностью студентов.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, учебная успешность.

The process of understanding and translating emotions into rational thinking is called «Emotional intelligence» (J. Mayer, D. Caruso, and P. Salovey). According to research emotional intelligence is a key factor in the effectiveness of activities. The article examines the relationship between emotional intelligence and academic success of students.

Key words: emotional intelligence, educational successful.

В современном, быстроизменяющемся динамическом мире, в процессе обучения важно обеспечить максимальное раскрытие потенциала молодого специалиста. В такой ситуации основной задачей преподавателя становится — не столько передача знаний, сколько пробуждение познавательной активности студентов, повышение учебной мотивации, формирование интереса к деятельности. Эффективность данных процессов достигается через эмоционально окрашенное, личностное взаимодействие с учащимися, опосредованное единством мышления и эмоций — эмоциональным интеллектом.

Понятие «эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence) ввели в научную терминологию Дж. Майер из Нью-Гемпширского университета и П. Сэловей из Йельского университета. В 1990 г. выходит статья «Эмоциональный интеллект», которая стала первой публикацией на эту тему. В обзоре исследований эмоционального интеллекта утверждается, что модель Сэловея и Майера, возникшая хронологически первой, включает в себя когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации.

Согласно научной концепции, эмоциональный интеллект — это способность человека обрабатывать ту информацию, которую он получает через эмоции — свои и окружающих. Авторы данной модели рассматривают эмоциональный интеллект (ЭИ) как «четко определяемую и измеряемую способность, близкую к традиционным аспектам интеллекта. Способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений».

Анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил им выделить четыре компонента эмоционального интеллекта, которые были названы ветвями. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой последовательно развиваются в онтогенезе.

Первая ветвь — восприятие, идентификация эмоций. Распознавание эмоциональных сигналов с помощью коммуникативных каналов.

Вторая ветвь — использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности.

Третья ветвь — понимания и анализ эмоций. Способность предугадать, как эмоциональные состояния меняются со временем и оценить влияние эмоций на результат.

Четвёртая ветвь — сознательное управление эмоциями. Регулирование реакции в ответ на эмоциональные стимулы в рамках конкретной ситуации.

Повышение уровня эмоционального интеллекта возможно путем организации целенаправленного внешнего (тренингового) воздействия на развитие каждой из четырех составляющих данного конструкта в рамках модели когнитивных способностей.

Глубинная проработка эмоционального состояния и развитие эмоционального интеллекта по всем четырём ветвям не может быть скорым, это требует индивидуального подхода и длительного времени. Однако даже элементарное знакомство с азбукой эмоций и освоение практических упражнений по регуляции эмоционального состояния, повышает эффективность трудовой и учебной деятельности.

Каждая эмоция обладает интенсивностью, поэтому можно снизить или повысить уровень эмоции. Рассмотрим эмоцию интерес — базовая эмоция, стимулирующая развитие человека и основная повышающая эффективность процесса обучения.

Интерес движет нами с момента рождения и обеспечивает ясность мысли и мудрый взгляд на мир на протяжении всей нашей жизни. Экспериментально доказано — интерес можно включить! Новизна, одушевлённость, перемены — активируя эти факторы можно управлять интересом. Если у студента нет заинтересованности в получении знаний, то он, используя ресурсы памяти учится по принципу — «Выучил — сдал — забыл». При этом даже способен показывать высокий уровень академической успеваемости, но после окончания ВУЗа не идёт работать по специальности. Интерес лежит в основе мотивационной составляющей, а как показывают исследования, фактор мотивации важен для успешной учебной деятельности сильнее, чем фактор интеллекта. Самое важное свойство эмоций состоит в том, что они обладают мотивационным потенциалом. Эмоции и мотив — термины, имеющие общее происхождение, от латинского «motere» — «двигать». Эмоции служат в качестве фактора мотивации действия, заставляющего человека приспосабливаться к частной эмоциональной ситуации. Человек получает импульс к конкретному способу поведения, цель эмоции служит фактором мотивации действия.

Другая очень серьёзная проблема, которую можно регулировать с помощью развития эмоционального интеллекта — страх студентов во время сессии. Страх базовая эмоция, одна из самых важных и необходимых человеку, потому что лежит в основе и инстинкта самосохранения. Все эмоции нужны, все эмоции важны — но, важен уровень эмоций в конкретной ситуации. Страх не сдать сессию двигает студентом и побуждает готовиться и посещать занятия. Но при этом повышенный уровень страха в экзаменационный период негативно влияет на психическое и соматическое здоровье, работоспособность, на показатели познавательных, эмоциональных и физиологических процессов. Разработаны специальные упражнения, которые помогают снизить эмоциональный уровень страха. Из комплекса упражнений каждый выбирает для себя наиболее подходящие и эффективные инструменты помогающие перевести страх из деструктивного в конструктивный уровень.

Эмоции рассматриваются, как ресурс, они помогают нам, выступают внутренними советчиками. Для повышения эффективности деятельности важно научиться осознавать, понимать и интеллектуально использовать ту информацию, которую мы получаем через эмоции.

Слишком высокий градус даже самых приятных эмоций быстро нас истощает, а низкий уровень часто выступает нашим дезорганизатором. Очень важно умение искать и настраивать собственные оптимальные режимы. Конечно, все настройки индивидуальные, но законы настроек являются общими.

Понимая ресурс эмоционального интеллекта, можно развить его до автоматизма. Он будет работать так же естественно, как работает мозг взрослого человека, когда он ходит, ест, говорит. Навык узнавания и понимания эмоций открывает другое видение мира, которому, к сожалению, пока не обучают всех.

Источник

Эмоциональный интеллект как фактор академической успешности

Исследование показало, что как для мальчиков, так и для девочек ЭИ как когнитивная способность сглаживает корреляцию между познавательными способностями и академической успеваемостью. При высоком ЭИ как когнитивной способности девочки демонстрировали успешные результаты экзаменов — но только при большом показателе познавательных способностей.

Для мальчиков результаты оказались иными: соотношение между ЭИ как когнитивной способностью и результатами экзаменов было сильным вне зависимости от познавательных способностей. Мальчики и девочки с высоким показателем познавательных способностей и ЭИ как когнитивной способности в седьмом классе получили более высокие результаты на выпускном экзамене, чем остальные дети.

Более того, мальчики с высоким показателем ЭИ как когнитивной способности и низким показателем познавательных способностей сдавали выпускные экзамены лучше сверстников. С девочками это не работало: им ЭИ помогал только в случае хороших познавательных способностей.

Это значит, что на академическую успеваемость влияют не только познавательные способности, но и эмоциональный интеллект. ЭИ влияет на корреляцию между познавательными способностями и результатами выпускных экзаменов, причем по-разному у мальчиков и девочек. Высокий ЭИ как когнитивная способность повышает академическую успеваемость девочек и мальчиков с хорошими познавательными способностями и помогает мальчикам с низкими познавательными способностями.

Скорее всего, ЭИ помогает детям справляться с стрессогенными факторами во время учебы и особенно в период экзаменов — и наоборот, его отсутствие мешает детям учиться, даже если их способности высокие. Высокий Э И помогает детям справляться с эмоциями, оставаясь спокойными и концентрируясь на задании. Дети с высоким ЭИ реже хулиганят и пропускают уроки. Эксперимент не описывает механизмы того, как ЭИ влияет на академическую успеваемость — эта тема еще ждет своего исследователя.

Читайте также:  Сколько может длиться чувство влюбленности

ЭИ как личностная черта влияет и на академическую успеваемость — но только для мальчиков. То есть два типа ЭИ по-разному влияют на академическую успеваемость и поэтому должны оцениваться отдельно друг от друга.

Это первое исследование, которое связывает ЭИ и тип личности у детей. Оно показывает, что некоторые из черт личности (межличностное общение, стресс-менеджмент и гибкость) связаны с невротизмом и экстраверсией — но только у девочек. Более того, связь когнитивных способностей и эмоциональной жизни человека в данном исследовании не установлена — на это мог повлиять используемый личностный опросник.

ЭИ как когнитивная черта имеет значение для академических достижений, и поэтому имеет смысл обучать детей навыкам работы с эмоциями — скорее всего, это повлияет на академическую успеваемость. Эмоциональный интеллект можно и нужно развивать — это подтверждают исследования, в которых было достигнуто улучшение ЭИ, и оно повлияло на образовательную деятельность.

Более того, если психологи смогут сформулировать простые правила для развития эмоционального интеллекта и рассказать о них всем педагогам, это может значительно повысить качество обучения в школе.

Источник

Эмоциональный интеллект как фактор академической успешности

Изучение состояния эмоционального интеллекта учащихся старшего школьного возраста как фактора успешности при обучении в школе

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Эмоции — это огромная сила, которой подвластны не только наши мысли, но и наши действия. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. «Эмоции, — утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, — возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей» [1].

Особую обеспокоенность педагогов-психологов в начале 21 века вызывает процесс формирования стрессовых состояний учащихся в условиях школы. По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным фактором. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического и эмоционального здоровья учащихся.

В настоящее время увеличилось число подверженных психологическому и эмоциональному стрессу детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью и это снижает успешность их обучения в школе

В рамках изучения особенностей эмоционального состояния как одного из факторов, влияющего на успешность обучения в школе, наиболее интересными для нас оказалась возрастная категория старшеклассников. В старшем школьном возрасте усиливается потребность в понимании и сопереживании, в сочувствии, в установлении доверительных отношений. Общение со сверстниками приобретает особую значимость и становится одним из ведущих факторов личностного развития. Учащиеся данного возраста подвергаются постоянному стрессу при подготовке и во время сдачи государственной итоговой аттестации. Наблюдается отсутствие способности правильно выражать и контролировать свои эмоции, понимать эмоции собеседника.

Выборку исследования составили 30 старшеклассников — учащиеся 11-х классов МОБУ СОШ №2 п. Саракташ.

Переживание в условиях школы обозначается по-разному: «школьный невроз», «школьная фобия». Каждое из понятий указывает на отдельные состояния школьников, характеризующиеся комплексом переживаний, ведущих к эмоциональной неустойчивости, неприспособленности, которые сказываются на успешности обучения в школе.

К числу наиболее распространенных причин можно отнести экзаменационный стресс или «стресс получения отметки». При организации процедуры опроса, экзамена, тестирования у учащегося возникают негативные эмоции, чрезмерное для его организма напряжение, сопровождающиеся соответствующими психофизическими реакциями с их внешними проявлениями, что влияет на успешность обучения.

Цель: изучить состояние эмоционального интеллекта учащихся старшего школьного возраста как фактора успешности при обучении в школе. Разработать рекомендаций с целью повышения уровня эмоционального интеллекта.

Изучить научно-популярную литературу по теме: эмоции, эмоциональный интеллект, фактор успешности;

На основе теоретического материала выявить факторы, влияющие на развитие эмоционального интеллекта;

Провести опрос среди учащихся старшего школьного возраста МОБУ СОШ №2 с целью определения факторов, влияющих на успешность при обучении в школе;

Провести опрос среди учащихся старшего школьного возраста МОБУ СОШ №2 с целью выявления уровня эмоционального интеллекта;

Интервьюировать педагога-психолога о состоянии эмоционального интеллекта у учащихся старшего школьного возраста;

Установить зависимость между состоянием эмоционального интеллекта и успешностью при обучении в школе;

На основании полученных результатов разработать рекомендации для развития эмоционального интеллекта;

Объект исследования – эмоциональный интеллект учащихся старшего школьного возраста.

Предмет исследования – зависимость между состоянием эмоционального интеллекта и успешностью при обучении в школе.

Сроки исследования: сентябрь — январь 2018-2019 года.

анализ литературы по теме исследования;

2. Практическая часть, собственное исследование:

анализ полученных данных;

рекомендации учащимся старшего возраста.

Понятие эмоции, их влияние на человека

Эмоции — физиологические состояния, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения[2].

Эмоции обусловливают творческий и поисковый характер умственной деятельности («фермент творчества»). Они помогают в усвоении информации (система эмоциональной памяти), а также способствуют воспитанию волевых качеств, надежное средство общения людей (коммуникативная функция).Кроме этого эмоции имеют защитное значение — средство быстрой оценки повреждающих факторов, положительные эмоции повышают жизненный тонус, настроение, увеличивают работоспособность, интерес к жизни, способствуют приспособлению организма к меняющимся условиям среды[3].

Центральный нервный аппарат эмоций представлен совокупностью мозговых образований, которые называются «висцеральным мозгом» гипоталамус, передние ядра таламуса, перегородку, свод мозга, мамиллярные тела, миндалевидное ядро, венечную борозду, гиппокамп, грушевидную долю. Все эти образования входят в состав лимбической системы мозга (systema limbicum, — совокупность структур головного мозга, обеспечивающих интегративную функцию внутренних органов и специализированных органов чувств, формирующих эмоциональную окраску поведенческих реакций и настроение) [4].

“Гипоталамус, ядро передней части поясной извилины, поясная извилина, гиппокамп и его соединения представляют собой слаженный механизм, который отвечает за центральные эмоциональные функции, а также принимает участие в выражении эмоций”. Джеймс Пейпец, 1937 [5].

Джеймс Пейпец (James Papez) (1883-1958) — врач-невропатолог, доктор медицины создал и научно подтвердил оригинальную теорию «циркуляции эмоционального возбуждения» в структурах мозга. Он показал, что структурно и функционально связанные между собой гипоталамус, передние таламические ядра, мамиллярные тела, поясная извилина и гиппокамп составляют замкнутый круг, по которому циркулируют «эмоциональные процессы» [6]. (Приложение 1)

Этот круг активируется сигналами, поступающими из коры в гипоталамус. Если эмоциональное возбуждение выше, тем качественнее человек выполняет свою работу, то эффективность действий возрастает. Постепенно эмоциональное возбуждение доходит до своего пика, который также известен как оптимальное эмоциональное состояние. Если эмоциональное возбуждение продолжает расти, то эффективность выполнения работы снижается. Это подтверждается законом Йеркса-Додсона: существует оптимальный эмоционально-мотивационный уровень, к которому необходимо стремиться.

Если эмоции превосходят эту планку, то у человека пропадает желание обучаться, он заинтересован только в результате. Появляется страх не получить этот результат. Слишком сильные эмоции становятся врагом, они влияют на появление деятельности другого рода, концентрируют внимание не на том, что нужно в данный момент[7].

Понятие эмоциональный интеллект, описание модели эмоционального интеллекта. Этапы развития эмоционального интеллекта

Важно владеть эмоциями для достижения высокого результата в своей образовательной, трудовой и творческой деятельности. Эмоциональный интеллект по определению Дж. Мейера, Д. Карузо — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач[9].

Эмоциональный интеллект позволяет быстро разобраться с причинами негативных эмоций, вместо того, чтобы испытывать их долгое время. Развитие эмоционального интеллекта позволяет избавиться от многих страхов и сомнений, начать действовать и общаться с людьми для достижения своих целей.

Эмоциональный интеллект позволяет понимать мотивы других людей, следовательно, находить нужных и эффективно взаимодействовать с ними[10].

Понятие эмоционального интеллекта появилось, как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности[11]. Когда эмоции — не враги, а друзья, они начинают помогать в достижении цели.

Читайте также:  Как снять чувство вины перед умершим мужем

Модель эмоционального интеллекта Дэниела Гоулмана состоит из четырех компонентов:

1.Самопознание (мы способны идентифицировать свои эмоции и не путаем гнев с раздражением)

2.Саморегуляция (мы умеем контролировать чувства и сдерживать импульсы)

3.Социальные навыки (мы выстраиваем наши отношения с людьми, подталкивая к нужным эмоциям)

4.Эмпатия (мы учитываем чувства других людей для принятия решений, а также способны сопереживать им) [12].

Структуру эмоционального интеллекта можно представить следующим образом:

1. Осознанная регуляция эмоций

2. Понимание (осмысление) эмоций

3. Различение (распознавание) и выражение эмоций

4.Использование эмоций в мыслительной активности

Дж. Мейер — практикующий психолог, автор книг, научных статей по психологии, медицине — придерживается позиции, что повысить уровень эмоционального интеллекта невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. Однако увеличить эмоциональную компетентность путем обучения вполне возможно. Оппоненты, в частности, Д. Гоулман — американский психолог, научный журналист считает, что эмоциональный интеллект можно развивать[13].

Аргументом в пользу этой позиции служит тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни, позволяющие увеличивать фактор успешности человека [14]. Чем раньше человек научится контролировать свои эмоции, читать эмоции собеседника, влиять на эмоциональное состояние человека, тем успешнее он может стать, потому что он сможет держать эмоциональное состояние под контролем. Для раскрытия всех возможностей эмоциональной сферы, ребенку нужно пройти через пять этапов образовательного процесса:

осознанность (я чувствую);

мотивация (я хочу);

самооценка (я могу);

интеллект (я знаю);

самореализация (я делаю);

Каждый этап позволяет освоить модели восприятия, осознания и взаимодействия с действительностью: «я чувствую», «я хочу», «я могу», «я знаю», «я делаю» соответственно.

Негативные эмоции тоже необходимы ребенку. Анализируя положительные и негативные эмоции человек способен развить свой эмоциональный интеллект[15].

Факторы, влияющие на успешность обучения в школе

В книге доктора психологических наук, академика и член-корреспондента Академии педагогических и социальных наук и Международной академии психологических наук, специалиста по проблемам социальной психологии и психологии личности, профессора кафедры общей и практической психологии МГГУ им. Шолохова, Р С Немова «Психология» определены факторы, влияющие на успешность ребенка в школе:

Доверие между родителями и детьми

Развитие познавательного интереса

Развитие эмоционально интеллекта

Эмоциональный интеллект напрямую влияет на успешность и качество образования школьников, так как эмоциональный интеллект позволяет повысить самостоятельность и уверенность в себе, позволяет ответственно поступать в ситуации выбора, проводить эффективную коммуникацию в социуме, спокойно реагировать на критическую или конфликтную ситуацию, справляться со своими эмоциями при стрессе [16].

Развитие эмоционального интеллекта у учащихся старшего школьного возраста как фактор успешности при обучении в школе

Установлено, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и 20% — всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Главное, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта.

Необходимо отметить способности эмоционального интеллекта:

умение контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;

способность сознательно влиять на свои эмоции;

умение определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

способность использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

умение эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

способность распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Возможны три этапа развития эмоционального интеллекта.

Первый — это познание самого себя. Следующий шаг в развитии эмоционального интеллекта — это умение управлять своими чувствами и эмоциями. Третьим этапом развития эмоционального интеллекта может стать шаг к освоению следующих навыков:

1. Активно слушать. Умение слушать — это намного больше, чем просто молча ждать своей очереди высказаться, время от времени кивая головой. Активные слушатели заняты только одним делом, — они полностью участвуют в том, что было сказано.

2. Слушать глазами. Второй навык — восприятие жестов — в общем-то тоже относится к умению слушать. Но он еще помогает доносить собственные мысли.

3. Адаптироваться к эмоциям. У каждого эмоционального состояния есть положительная и отрицательная сторона. Взять, к примеру, гнев. Хотя он отдаляет от окружающих, мешает критической самооценке и парализует тело, он, кроме того, служит защитой от самолюбия: создает чувство справедливости и побуждает к действиям.

Эмоциональный интеллект позволяет быстро разобраться с причинами негативных эмоций, вместо того, чтобы испытывать их долгое время.

Развитие эмоционального интеллекта позволяет избавиться от многих страхов и сомнений, начать действовать и общаться с людьми для достижения своих целей [17].

Таким образом, все способности эмоционального интеллекта как ничто другое может повлиять на успешность при обучении в школе.

Установлена взаимосвязь между эмоциями, эмоциональным интеллектом, факторами успешности при обучении в школе. Контролируемые эмоции лежат в основе эмоционального интеллекта учащихся и способствуют успешности при обучении в школе.

2.1 Интервьюирование педагога-психолога

По мнению педагога-психолога МОБУ «Саракташская СОШ №3» Удовиченко Д. Ю.

«…Одним из важных факторов, влияющим на успешность обучения является саморегуляция своего эмоционального состояния. Развитый эмоциональный интеллект позволяет не только определять эмоции, но и главное – контролировать их. Это очень важно при обучении, так как является одним из факторов успешности. В формировании эмоционального интеллекта огромное влияние оказывает способность человека к самоанализу и к анализу других людей.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

эффект успокоения – устранение эмоциональной напряженности;

эффект восстановления – ослабление проявлений утомления;

эффект активизации – повышение психофизиологической реактивности…» (Приложение 2).

2.2 Анализ состояния эмоционального интеллекта у учащихся старшего школьного возраста

В основе исследования состояния эмоционального интеллекта взята российская психодиагностическая методика Люсина Дмитрия Владимировича, определяющая уровень развития эмоционального интеллекта по четырем шкалам:

способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими (межличностный эмоциональный интеллект);

способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими (внутриличностный эмоциональный интеллект);

способность к пониманию своих и чужих эмоций;

способность к управлению своими и чужими эмоциями.

Выборку исследования составили 30 учащиеся 11-х классов МОБУ СОШ№2 п. Саракташ.

В результате опроса выяснилось следующее: высокий эмоциональный интеллект наблюдается у 16% опрошенных учащихся. По результатам опроса выяснилось, что учащиеся данной группы находятся в полной гармонии с окружающим миром. Они имеют индивидуально выработанную систему ценностей, фактически не наносящую вреда окружающим, имеются навыки изменения мнений, если они оказываются ошибочными, и признания своих ошибок, противостояние стрессам, наличие стремления развиваться и помогать в этом окружающим, отсутствие боязни брать ответственность за свой коллектив на себя, честность перед людьми. У данной группы учащихся высокая успеваемость.

23% учащихся имеют положительную оценку собственного положения в обществе, высокую самооценку и уровень самоконтроля в плане эмоционального состояния, простоту общения с людьми без приложения волевых усилий, способность определиться с отношением и чувствами к тому или иному обстоятельству. У данной группы средняя успеваемость.

Очень низкий уровень эмоционального интеллекта наблюдается у 26 % учащихся. Это говорит о том, что данная группа учащихся не способна четко понимать, какую эмоцию он испытывает в той или иной момент, может путать эмоции между собой, с трудностями справляется со своим эмоциональным состоянием в критических стрессовых ситуациях, плохо замечает изменения своего состояния. Важно отметить, что отсутствие этих способностей может повлиять на успешность обучения, так как данная группа учащихся может не справиться со своим эмоциональным состоянием в стрессовой ситуации (Приложение 3). 70% учащихся имеют удовлетворительную успеваемость.

Таким образом, высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают 16%(из них 3% очень высокий, 13% высокий), средним уровнем обладают 23% учащихся, а 23% и 26% низким и очень низким соответственно. Это говорит о том, что низкий уровень эмоционального интеллекта преобладает (Приложение 4).

2.3. Анализ опроса учащихся старшего школьного возраста по теме «Факторы, влияющие на успешность при обучении в школе»

Читайте также:  Поднять рабочее настроение любимой

Для того чтобы выяснить значимость факторов, влияющих на успешность обучения в школе, нами был проведен опрос среди учащихся старших классов. Выборку исследования составила та же группа учащихся 11-х классов МОБУ СОШ№2 п. Саракташ, которые участвовали в определении эмоционального интеллекта.

В результате опроса выяснилось, что на первом месте у 35% учащихся находится распределение своего времени, у 23% доверительные отношения между родителями и детьми. Этот фактор может быть реализован тогда, когда старшеклассник правильно читает эмоции собеседника (родителя, учителя), выражает свои эмоции и чувства, контролирует их. Если учащийся не получает в достаточной мере одобрения и поддержки, он начинает испытывать эмоциональный стресс. 10% опрошенных считают для себя важным фактором отсутствие страха, использование эмоций в мыслительной деятельности.

Второе место по важности у 33% опрошенных занимает фактор развития самостоятельности, у 17% отсутствие страха. Учащиеся, которые посчитали для себя важным фактором, влияющим на обучение, выделили осознание эмоций 22%. Это говорит о том, что опрошенные осознают, что большое значение в стрессовых ситуациях имеют эмоции, самоконтроль и регуляция эмоций.

Всего 5% опрошенных выделяют фактор использования эмоций в мыслительной деятельности. Большая часть опрошенных (17%учащихся указали на развитие самостоятельности). (Приложение 5).

95% учащихсяне осознают роли влияния эмоционального интеллекта как фактора способствующего успешному обучению в школе.

Таким образом учащиеся не осведомлены о взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и факторами успешностями при обучении в школе.

2.4. Определение взаимосвязи между состоянием эмоционального интеллекта у учащихся старшего школьного возраста и факторами, влияющими на успешность обучения в школе

Умение слушать и слышать гораздо важнее умения использовать собственные знания, а умение задавать правильные вопросы гораздо важнее умения давать прямые и четкие инструкции.

В результате проведенных опросов выяснилось, что у учащихся с низким и средним уровнем эмоционального интеллекта факторы, влияющие на успешность обучения, являются следующие: распределение своего времени, отношение учителя к ученику. Эта группа не придает внимания важности развития эмоционального интеллекта.

Стоит отметить, что у учащихся с высоким уровнем эмоционального интеллекта на первом месте в рейтинге стоят следующие факторы: формирование самооценки, отсутствие страха, использование эмоций в мыслительной деятельности.

Группа учащихся с высоким уровнем эмоциональным интеллектом понимают, что эмоции играют важную роль при обучении в школе.

На основе полученных данных мы сделали вывод: эмоциональный интеллект существенно влияет на успешность обучения. Однако, 95% учащихсяне осознают роли влияния эмоционального интеллекта как фактора способствующего успешному обучению в школе. Всем участникам образовательного процесса следует понять важность формирования эмоционального интеллекта.

Нами разработаны рекомендации, которые позволят сформировать представление у учащихся о важности использования эмоций в мыслительной деятельности, осознанной регуляции эмоций, а также помогут повысить уровень эмоционального интеллекта, так как высокий уровень эмоционального интеллекта часто становится ведущим фактором успешности (Приложение 6).

Изучены диагностики определения уровня эмоционального интеллекта, способы повышения эмоционального интеллекта.

В результате проведенных исследований было изучено состояние эмоционального интеллекта учащихся старшего школьного возраста как фактора успешности при обучении в школе.

По результатам проведенных опросов пришли к выводу, что высокий уровень эмоционального интеллекта у 16% учащихся из них 100% поставивших на 1 место как фактор успешности эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект является определяющим фактором комфортной среды при обучении в школе.

Разработаны рекомендации для учащихся старшего школьного возраста с целью повышения уровня эмоционального интеллекта.

Разработан буклет для детей старшего школьного возраста (Приложение 7)

В перспективе совместно с педагогом-психологом запланировано в 2019 году:

1. Познакомить учащихся старшего возраста с понятием «эмоции», «эмоциональный интеллект», «фактор успешности»;

2. Запланировано провести серию тренингов, направленных на повышение уровня эмоционального интеллекта среди учащихся старших классов.

Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 3. Стратегии и стили преодоления стресса / Психол. журнал. 2006. — 94 – 105 с.

Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 1. «COPING STRESS» и теоретические подходы к его изучению / Психол. журнал. 2006. — 122-133 с.

Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Проблемы и ресурсы преодоления стресса / Психол. журнал. 2006. — 122-133 с.

Бьюзен Т. Могущество социального интеллекта. – Минск: “Попурри”, 2004. – 208 с.

Васильев И.А. Гуманитарная и естественнонаучная парадигма в современных исследованиях эмоций // Психологический журнал. Т.13. 1992. – 80-89 с.

Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психол. журнал. 1998. — 49 — 60 с.

Взаимосвязь особенностей эмоционального интеллекта и синдрома выгорания у врачей [Электронный ресурс]. URL: https://disser.spbu.ru/files/disser2/disser/8LN4K0sxfp.pdf

Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — М.: Издательство ЭКСМО — Пресс, 2000. — 108 с.

К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта [Электронный ресурс]. URL : https :// cyberleninka . ru / article / v / k voprosu ob istorii izucheniya emotsionalnogo intellekta

Как развить эмоциональный интеллект, зачем его развивать [Электронный ресурс]. URL: https://psychologist.tips/3049-kak-razvit-emotsionalnyj-intellekt-zachem-ego razvivat.html?utm_source=elaminaria&utm_campaign=psy-sidebar-2&utm_term=3081&utm_content=1&utm_medium=img

Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. – М.: “КСП”, 2003. – 272 с.

Понятие «интеллект» и его свойства [Электронный ресурс]. URL: https://brainapps.ru/blog/2016/02/vidy-intellekta/

Понятия: Разум, Ум, Интеллект, Эрудиция, Талант, Образованность, Интеллигентность [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/@trendsetter/%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BA-%D0%BE%D0%B1-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B5-%D0%B8-%D0%B4%D1%80-3b64d5963b93

Постылякова Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности /Психол. журнал. 2005. — 35-44 с.

Тайлакер Й. Б., Визингер У. Тренировка IQ: Ваш путь к успеху. – М.: Издательство “АСТ”, Издательство “Астрель”, 2004. – 174 с.

Тест на эмоциональный интеллект Д.Гоулмана [Электронный ресурс]. URL: https://onedio.ru/news/test-na-emocionalnyj-intellekt-goulmana-22607

Тест на эмоциональный интеллект Н.Холла [Электронный ресурс]. URL: https://psycabi.net/testy/21-emotsionalnyj-intellekt-eq

Улыбина, Ю. Н. Как контролировать свои эмоции / Ю. Н. Улыбина. — М.: Издательство «Весь год», 2008. — 232 с.

Фирсова Т. А., Захарова Е. А. Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов / Молодой ученый. — 2014. — 829-831 с.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я.- М.: Генезис, 2001. – 280 с.

Эмоциональный интеллект — что такое, его уровни, тесты диагностики [Электронный ресурс]. URL: https://psychologist.tips/3081-emotsionalnyj-intellekt-chto-takoe-ego-urovni-testy-diagnostiki.html?utm_source=elaminaria&utm_campaign=related-independend&utm_term=1310&utm_content=1&utm_medium=text

Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ [Электронный ресурс]. URL: https://www.livelib.ru/book/11730/readpart-emotsionalnyj-intellekt-deniel-goulman/

Теория «циркуляции эмоционального возбуждения» в структурах мозга

Интервью с педагогом-психологом МОБУ «Саракташская СОШ №3» Удовиченко Денисом Юрьевичем

Вопрос: Насколько актуальна проблема изучения эмоционального интеллекта при обучении в школе?

Ответ: В школе современному ученику очень важно контролировать свои эмоции и знать, когда и что ему нужно, как раз за это отвечает эмоциональный интеллект. Развитый эмоциональный интеллект позволяет не только определять эмоции, но и главное — контролировать ими. Это очень важно для саморегуляции.

Вопрос: Какие факторы влияют на формирование эмоционального интеллекта?

Ответ: Эмоциональный интеллект – широкое пространство для развития человека. Как мы уже говорили, есть 4 направления для развития эмоционального интеллекта:

осознание собственных эмоций и состояний

управление собственными эмоциями и состояниями

социальная восприимчивость: осознание эмоций собеседников

управление эмоциями собеседников.

В формировании эмоционального интеллекта огромное влияние оказывает способность человека к самоанализу и к анализу других людей.

Вопрос: Какие факторы влияют на успешность обучения в школе?

Ответ: Если рассматривать в контексте эмоциональный интеллект, то, конечно, огромную роль для успешности обучения в школе влияет саморегуляция.

Саморегуляция — это произвольное управление своим собственным психическим состоянием, основанное на способности человека осознавать процесс реализации действий и согласованности внутренних психических актов и состояний. Приемы саморегуляции можно применять в любых ситуациях.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности)

Опросник эмоционального интеллекта ЭмИн (Люсин)

Российская психодиагностическая методика, определяющая уровень развития эмоционального интеллекта по четырем шкалам:

способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими (межличностный эмоциональный интеллект)

способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими (внутриличностный эмоциональный интеллект)

способность к пониманию своих и чужих эмоций

способность к управлению своими и чужими эмоциями.

Источник

Оцените статью