- Эмоциональный интеллект финансовая грамотность
- Развитый эмоциональный интеллект помогает добиться успеха в бизнесе и в небе
- Эмоциональный интеллект для бизнеса и продаж
- Что такое эмоциональный интеллект и зачем он нужен
- Как определить уровень эмоционального интеллекта
- Как применять эмоциональный интеллект в продажах
- Как развивать эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект финансовая грамотность
На взгляд простого обывателя способность зарабатывать деньги ассоциируется с холодным и ясным умом, но никак не с эмоциями. Однако современная цифровая реальность диктует новые условия, и сегодня для того, чтобы быть первым, нужно обладать не просто определенными знаниями, а развитым набором навыков (для которых знания, конечно же, также важны). АCCA рассматривает совокупность этих навыков как единый блок компетенций, включающий высокий технический уровень, профессиональную этику и личные способности, одной из которых является эмоциональный интеллект.
Современные финансисты пока что интуитивно осознают влияние EQ на свой успех – констатирует генеральный директор ACCA Хелен Бранд, комментируя отзывы более 4660 финансовых специалистов из 139 стран мира. Многие только нащупывают правильное понимание – мол, это что-то такое, что связано с «мягкими» навыками успешной коммуникации, и это, безусловно, в современном мире очень важно. Однако вся обширная область грамотного управления эмоциями и применения этого в мире финансов простирается далеко за пределы коммуникаций.
Над эмоциональным интеллектом необходимо работать: развивать самопознание, эмпатию, заниматься духовным ростом. EQ – тоже навык, поддающийся развитию с течением времени в ситуациях, где он оказывается задействован. Хелен Бранд отмечает, что их сегодняшнее исследование имеет более глобальные цели, чем просто показать значимость эмоционального интеллекта для финансовой профессии. Их действительная цель – воспитать следующее поколение профессионалов, которые создадут новую, нужную современному миру финансовую профессию.
Источник
Развитый эмоциональный интеллект помогает добиться успеха в бизнесе и в небе
Впервые о необходимости развития эмоционального интеллекта (ЭИ) заговорили в 90-е годы XX века. За последние десятилетия интерес к этой способности человека только усиливается: эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году.
Несомненно, эмоциональный интеллект помогает добиться успеха на профессиональном поприще. К таким выводам пришли российские ученые, проведшие масштабное исследование в области эмоционального интеллекта под руководством профессора института психологии РАН Елены Сергиенко. Кроме того, специалистам удалось выяснить, что представители одной и той же профессии обладают схожим уровнем ЭИ.
Накладывает ли отпечаток работа на уровень эмоционального интеллекта человека? Или же способность управлять своими эмоциями определяет то, в какой сфере человек будет работать и насколько хорошую карьеру он построит? Вопрос дискуссионный, но сегодня точно ясно одно: чем выше уровень эмоционального интеллекта человека, тем он более успешен в различных сферах жизнедеятельности. Поэтому недаром крупные корпорации уделяют большое внимание работе с ЭИ сотрудников, а у международных компаний одним из главных запросов на топовые позиции является уровень эмоционального интеллекта кандидата.
В исследовании профессора ИП РАН, научного руководителя цифровой платформы «Работающий эмоциональный интеллект» Е. Сергиенко приняли участие около трех тысяч человек из десяти профессиональных групп. В ходе исследования был изучен уровень эмоционального интеллекта следующих профессиональных групп: индивидуальные предприниматели, менеджеры, инженеры, летчики, преподаватели, медики, музыканты, спортсмены, менеджеры и специалисты.
Актуальность исследования обосновывается тем, что для повышения эффективности специалистам, независимо от рода профессии, кроме профессиональных знаний, навыков и опыта требуется и развитый эмоциональный интеллект.
По результатам тестирования наиболее развитый эмоциональный интеллект продемонстрировали две категории — руководители и владельцы бизнеса и летчики.
Очевидно, что для достижения профессиональных задач владельцам и руководителям бизнеса приходится коммуницировать с большим количеством людей. Эмоциональный интеллект помогает сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, стратегически мыслить во время конфликтов и проявлять эмпатию к сотрудникам.
Это качество чрезвычайно важно для работодателя, независимо от количества подчиненных. Один из ключевых навыков эмоционального интеллекта — умение активно слушать. Это нужно для понимания состояния сотрудников. Постарайтесь представить себе чужой опыт, а затем поделитесь своим пониманием и поддержкой. Сотрудники поймут, что работодатель их слушает и понимает, а, значит, вовлечен в их рабочий процесс и их состояние на работе. Более того, возможно, сотрудники смогут указать на неэффективные процессы, изменяя которые можно увеличить производительность компании в целом.
Что касается летчиков гражданской авиации (а в исследовании приняло участие 40 пилотов, средний возраст которых составил 35 лет), то для них характерен высокий уровень идентификации эмоций и их использование для решения проблем. Это говорит о стрессоустойчивости представителей данной профессии.
А вот группа менеджеров по подбору профессионала, которая должна в силу специфики профессии отличаться высоким уровнем эмоционального интеллекта, не продемонстрировала особенных показателей. Для них было характерно только повышенное умение и понимание эмоций собеседника.
Не обладают эмоциональным интеллектом выше среднего уровня и музыканты. Можно считать это парадоксальным результатом: считается, что творческие профессии выбирают люди эмоциональные и эмоционально экспрессивные. Однако эмоциональная экспрессивность не гарантирует понимания, использования и осознания эмоций, способности управлять ими.
Также пониженным ЭИ, как показало исследование, обладают спортсмены (выборка 93 человека, средний возраст 18,5 лет). Ввиду возрастных особенностей группы можно говорить о некоторой эмоциональной задержке развития в силу акцента на развитие базовых способностей.
Медики и преподаватели в ходе исследования показали более низкие по сравнению со среднестатистическими результаты. Очевидно, что для этих профессий характерно «выгорание». Для педагогов это связано с ежедневными психо-эмоциональными нагрузками, регламентированным и часто вынужденным общением с большим количеством студентов. Кстати, при пониженном общем уровне эмоционального интеллекта врачей они, как показывает исследование, хорошо управляют собственными эмоциями.
А вот пониженный уровень эмоционального интеллекта у инженеров (выборка из 118 человек, средний возраст 37 лет) — ожидаемый результат. Возможно, что в эту профессиональную область попадают люди с определенным профилем ЭИ, связанного с развитием специфических когнитивных способностей. Инженеров традиционно считают менее эмоциональными людьми по сравнению с гуманитариями или представителями творческих профессий.
Эмоциональный интеллект не передается генетически, а формируется под влиянием ряда факторов, среди которых — воспитание, окружение и другие. Развитие эмоционального интеллекта возможно в любом возрасте.
«Клерк. Премиум» — закрытое сообщество бухгалтеров. Неограниченные консультации от экспертов «Клерка». Онлайн-курсы и вебинары.
До конца рабочей недели держим скидку в 20%. Успевайте подписаться.
Источник
Эмоциональный интеллект для бизнеса и продаж
Почему эмоциональный интеллект необходим в продажах, бизнесе, маркетинге, как его использовать и развивать — обо всем подробно.
Исследования показывают: у 90% успешных профессионалов — высокий уровень эмоционального интеллекта (EI, emotional intelligence). Соответственно, и зарабатывают они больше среднего.
Ученые утверждают, что эмоциональный интеллект отвечает за 58% успехов в работе — практически в любой профессии. Так что смело заявляем: развитый EI — минимум половина успеха в продажах и онлайн-предпринимательстве.
Что такое эмоциональный интеллект и зачем он нужен
Эмоциональный интеллект — навык, который позволяет взаимодействовать с людьми, обществом, понимать и оценивать происходящее вокруг, реагировать на события должным — выгодным и экологичным для себя и окружающих — образом. Это навык, который поможет установить связь с миром и людьми, в нашем случае — с целевой аудиторией, потребителями, потенциальными клиентами и покупателями.
Подборка исследований, доказывающих важность эмоционального интеллекта для бизнеса
Дэниел Гоулман — автор книги «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ». Согласно Гоулману, есть пять составляющих эмоционального интеллекта:
- самоосознанность, понимание себя и собственных эмоций;
- самоконтроль, способность управлять эмоциями;
- внутренняя мотивация;
- эмпатия;
- социальные навыки, умение общаться и взаимодействовать с людьми.
Есть еще модель Майера, которая содержит четыре элемента эмоционального интеллекта:
- умение воспринимать и выражать эмоции;
- умение использовать эмоции для повышения собственной эффективности;
- правильное понимание и распознавание эмоций;
- оценка эмоций, умение направлять их в правильное русло.
Эмоциональный интеллект — позитивная характеристика, а вовсе не инструмент для запугивания, манипулирования или других корыстных целей. Человек с высоким EI не угрожает, не жонглирует эмоциями других, не применяет психологического насилия. Он убеждает, ищет компромиссы, настраивается на волну окружающих.
И да, это навык, развитие которого призвано сделать человека более счастливым и успешным, а не кровожадным, злым и авторитарным.
Человек с высоким эмоциональным интеллектом доверяет другим людям, не мучает их микроменеджментом и умеет делегировать обязанности и полномочия. Он дает адекватную обратную связь, готов пойти навстречу, мотивировать.
Но при этом не поддается на манипуляции и провокации, требует отдачи, умеет отстаивать свою точку зрения. Звучит как идеальный продажник, правда?
Как определить уровень эмоционального интеллекта
Существуют стандартные тесты для оценки эмоционального интеллекта:
И, конечно, можно заняться саморефлексией. Подумайте, умеете ли вы прощать, справляться с негативными эмоциями, распознавать и выражать чувства, доносить мысли до других, понимать, чего от вас хотят. Если нет, пожалуй, над эмоциональным интеллектом стоит поработать.
Вот еще несколько вопросов для самопроверки на уровень эмоционального интеллекта.
Как применять эмоциональный интеллект в продажах
Казалось бы, ответ на вопрос подзаголовка можно сформулировать одним предложением: эмоциональный интеллект для маркетологов, продажников и бизнесменов — инструмент для понимания болей, потребностей аудитории.
Но все сложнее. Вот в чем поможет развитый эмоциональный интеллект.
- Наладить взаимопонимание с клиентами и дать им то, чего они хотят; не просто слушать, а слышать потребителей. Для этого следите за упоминанием бренда в соцсетях (есть специальные инструменты). Мнения и отзывы людей помогут выявить проблемы, улучшить продукт и маркетинговую стратегию.
Представители российской сети кафе Lao Lee обратили внимание, что посетителям не понравился новый рецепт булочек бань бао. Lao Lee устроили голосование: пользователи выбирали, вернуть старый рецепт или оставить новый. Пример, когда бренд чувствует настроения и нужды пользователей, идет на контакт.
- Построить путь покупателя и понять, какие эмоции и потребности движут клиентами (потенциальными в том числе). EI также поможет и при сборе семантического ядра для контента и рекламных кампаний. Чем лучше вы понимаете эмоции пользователей, тем больше ключевых запросов — в том числе редких, по которым мало кто настраивает контекстную рекламу, — сможете собрать.
Например, вы продаете детские товары, в том числе слингокуртки. Если понимаете целевую аудиторию, вместо очевидного «купить слингокуртку» рассмотрите и другие запросы, которые интересуют мам. Многие ищут (об этом Академиирассказаланаш веб-мастер) не просто слингокуртку, но демисезонную, безопасную для ребенка, чтобы выглядела прилично, чтобы ее удобно было надевать. Исходя из этих неочевидных, но важных потребностей и нужно формировать семантическое ядро. Эмоциональный интеллект помогает понять контекст, который сопутствует покупке товара.
Например, вы используетечат-бота. Он ведет диалоги с людьми по заранее заданным сценариям. Чтобы эти сценарии составить и подстроить под нужды потребителей, находящихся на определенном этапе жизненного цикла клиента, необходимо понимать, о чем думают пользователи.
- Укрепить самоконтроль. Продажи — это стресс. Это еще одна причина, по которой важно маскировать, контролировать эмоции, не давать раздражению выплеснуться в ответственный момент (если, например, попался капризный клиент).
Ученые выяснили: умение управлять собственными эмоциями улучшает качество социального взаимодействия. Это, в общем-то, логично. Если видите негативный комментарий, первая реакция — ответить агрессией на агрессию, грубостью на грубость. Но люди с развитым эмоциональным интеллектом смогут разрулить конфликт. Этот навык стоит использовать, когда отвечаете людям в цифровом пространстве — на жалобы, просьбы, претензии. Прямая и доброжелательная коммуникация с потребителями повысит узнаваемость бренда и поможет заполучить лояльных клиентов.
Пробудить в потребителях эмоции, мысли и чувства, которые подтолкнут к покупке. Согласно исследованиям, основанная на эмоциях реклама вдвое эффективнее, чем та, которая обращается к разуму и логике. Чем сильнее эмоциональный отклик, тем выше продажи (вот подтверждающие это исследования). А еще у эмоциональной рекламы больше шансов стать виральной.
Вот пример рекламы от Heinz. Ролик не говорит ничего о преимуществах продукта, зато какие эмоции вызывает!
Подведем итоги и вернемся к пяти составляющим эмоционального интеллекта по Гоулману. Посмотрим, какую пользу для продаж EI несет согласно каждому пункту.
- Самоосознанность. Вы должны понимать ваш продукт продукт, в чем его польза для покупателей, к какой аудитории обращаетесь, какую ценность несете, чем отличаетесь от конкурентов.
- Самоконтроль. Это — об активном слушании, понимании потребителей, доброжелательном отношении к ним.
- Мотивация. Ценности бренда или продукта, от которых не следует отклоняться.
- Эмпатия. Вы продаете не безликой толпе, а людям. Каждый потребитель — индивидуальность. И хочет, чтобы к нему относились по-человечески, с эмпатией.
- Социальные навыки. Ищите компромиссы, не эскалируйте конфликты, не бойтесь признавать свои ошибки и идти навстречу потребителям. Будьте искренними.
Как развивать эмоциональный интеллект
Прелесть эмоционального интеллекта в том, что это soft skill — навык, который можно тренировать и развивать.
Понимание — ключ к развитию. В когнитивно-поведенческой психологии есть техники, которые научат распознавать собственные чувства. В дальнейшем это поможет понимать и эмоции других людей.
Все просто: если вас накрыла эмоция, остановитесь и подумайте: что это за ощущение, почему вы его испытываете, что с этим делать. Так и говорите себе: «Сейчас я зол, потому что… Чтобы справиться с этой эмоцией, мне нужно…».
Эксперты рекомендуют вести дневник собственных эмоций. Нужно ежедневно отмечать их, анализировать источники и искать механизмы контроля. Цепочка «эмоция-реакция» должна стать сложнее: к ней добавляется ваш выбор, как реагировать на эмоцию. Так вы научитесь различать факторы стресса, ваши позитивные и негативные триггеры. А со временем — и триггеры окружающих.
Есть еще несколько психологических методов и приемов, которые помогут оттачивать каждую из пяти составляющих EI: майндфулнес, когнитивно-поведенческая терапия, активное слушание, психология конфликтов. Все они легко гуглятся.
Немного успокаивающей психотерапевтической мудрости: не отрицайте ваши эмоции, примите их, работайте с ними. Отбросьте стереотипы о том, что вы якобы должны или не должны чувствовать (из серии «мальчики не плачут»). Во всех эмоциях, даже негативных, есть польза. Все эмоции можно использовать.
Советы для развития эмоционального интеллекта
Еще упражнение. Попробуйте посмотреть на сложную рабочую ситуацию с разных точек зрения. Подумайте, какое мнение насчет нее может быть у окружающих: коллег, клиентов. Постарайтесь быть объективными. Держите в уме, что ваша точка зрения может оказаться не единственной верной, и это нормально.
Источник