Эмоциональный интеллект это карузо

Дэвид Карузо — эксперт в области эмоционального интеллекта

Дэвида Карузо можно смело отнести к той категории профессионалов, о которых говорят: «Он стоял у истоков. ». Дэвид Карузо является одним из составителей едва ли не самого известного методического теста, по результатам которого можно выявить уровень эмоционального интеллекта (EQ msceit).

Эмоционально-интеллектуальный менеджмент

Объединившись с коллегами — американскими учёными Питером Саловеем и Джоном Майером, Карузо, после многочисленных экспериментов, посвящённых исследованию EQ, изложил результаты на бумаге, а затем опубликовал их. По мнению соавторов книги, один из которых – Дэвид Карузо, эмоциональный интеллект (книга называется «Эмоциональный интеллект руководителя») – важное звено в деловых отношениях.

Учёные-соавторы, упомянутые выше, объединились для сотрудничества примерно 30 лет назад. По мнению авторов книги, умственные способности возбуждённого человека (или эмоциональный интеллект) состоят из нескольких «приложений»:

  • осознанного урегулирования впечатлений;
  • осмысливания эмоций;
  • слияния чувств в мышлении;
  • умения различать и высказывать эмоции.

Кроме множества академических статей и вышеупомянутой книги, проливающей свет на эмоционально-интеллектуальный менеджмент, Дэвид Карузо (фильмы на эту тему можно найти на YouTube и других видео-контентах) и его последователи являются создателями тематических видео-уроков.

Деятельность Дэвида Карузо

Несмотря на такой послужной список, Дэвид Карузо — не безучастный теоретик. Оставшись преданным науке, он был задействован в исследованиях иного характера, посвящённых «земным» делам: стратегическому планированию и выстраиванию линейки продуктов. Кроме того, Карузо руководил производственными коллективами, разрабатывал новые продукты и заботился о квалификации обслуживающего персонала.

На сегодняшний день, являясь владельцем собственной компании, доктор Карузо ведёт бизнес-тренинги по развитию лидерских качеств и оценке возможностей карьерного роста, не забывая и о консультировании в сфере эмоционального интеллекта.

Деятельность EI Skills

Понятие «эмоциональный интеллект» появилось, а затем и распространилось в западных научных кругах в 1990-м. Он состоит из опыта, навыков и привычек, приобретённых в процессе восприятия, и умения управлять своими эмоциями.

В отличие от инакомыслящих специалистов, Дэвид Карузо усматривает тесную связь эмоционального интеллекта с традиционным, так как эмоции, по его мнению, тоже могут быть носителям информации.

Эмоциональный интеллект, по мнению авторов этого понятия и их последователей, — один из элементов, без которых трудно дать оценку развитию лидерских качеств человека.

Эмоциональный интеллект: что это такое?

В последнее время концепцию эмоционального интеллекта стали использовать применительно ко многим другим понятиям, таким как уверенность своих силах, чуткость, умение общаться. Официальная наука рассматривает понятие эмоциональный интеллект как умение воспринимать и «переваривать» сведения, содержащиеся в чувствах, а также определять значение последних и их взаимосвязь.

Цель научных изысканий — научить человека применять сведения, содержащиеся в эмоциях, в качестве базы знаний, необходимых для овладения принципами результативного мышления и способностью самостоятельно принимать решения.

Источник

Эмоциональный интеллект это карузо

В 1990 г. П.Сэловей и Дж.Мэйер предложили свою модель эмоционального интеллекта [Salovey, Mayer, 1990], опубликовав статью на эту тему. Они предложили формальное определение эмоционального интеллекта как набора навыков, имеющих отношение к точной оценке своих и чужих эмоций, а также выражению своих эмоций, использованию эмоций и эффективному регулированию своих и чужих эмоций. Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих трех категорий адаптивных способностей:

  • оценка и выражение эмоций;
  • регулирование эмоций;
  • использование эмоций в мышлении и деятельности.

Первая категория состоит из компонентов оценки и выражения своих эмоций и оценки эмоций других людей. Компоненты оценки и выражения своих эмоций в свою очередь разделены на вербальный и невербальный подкомпоненты, а оценка чужих эмоций – на подкомпоненты невербального восприятия и эмпатии. Вторая категория эмоционального интеллекта, регулирование эмоций, имеет подкомпоненты регулирования своих эмоций и регулирования эмоций других людей. Третья категория – использование эмоций в мышлении и деятельности – включает подкомпоненты гибкого планирования, творческого размышления, управления вниманием и мотивацией. Несмотря на то что в этой модели участвуют социальные и когнитивные компоненты, они связаны с выражением, регулированием и использованием эмоций.

К 1997 г. Джон Мэйер и Питер Сэловей доработали и расширили свою модель эмоционального интеллекта [Mayer, Salovey, 1997].

В переработанной модели сделан новый акцент на когнитивной составляющей эмоционального интеллекта, связанной с переработкой информации об эмоциях. Также в этой модели появился компонент, связанный с личностным и эмоциональным ростом. В свете этих изменений понятие эмоционального интеллекта получило и новое определение – как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.

Дальнейший анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил Дж.Мэйеру и П.Сэловею выделить четыре компонента эмоционального интеллекта, которые были названы «ветвями». Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, последовательно развиваются в онтогенезе (рис.1):
восприятие, оценка и выражение эмоций или же идентификация эмоций;
использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности;
понимание и анализ эмоций;
сознательное управление эмоциями для личностного роста и улучшения межличностных отношений.

На основе этой иерархической модели авторами был создан первый экспериментальный вариант методики для исследования эмоционального интеллекта – MEIS (Multi-factor Emotion Intelligence Test). Он состоял из 12 субтестов (от 2 до 4 субтестов на каждую «ветвь») и включал в себя более 200 вопросов. На вопросы было предложено несколько вариантов ответов. Подсчет баллов производился на основе консенсуса, экспертных оценок или заданного стандарта. Однако этот тест не удовлетворил авторов своими психометрическими показателями в области согласованности по субтестам, и они продолжили работу. К 1999 г. к ним присоединился Дэвид Карузо [Mayer, Salovey, Caruso, 1999], и уже в 2002 г. они предложили новый тест – MSCEIT, V2.0. (The Mayer–Salovey–Caruso Emotional Intelligence Test) [Mayer, Salovey, Caruso, 2002]. В этом тесте был уже 141 вопрос, всего 8 секций – по 2 на каждую «ветвь». Эта методика оказалась более сбалансированной и непротиворечивой, показала хорошие психометрические результаты и получила наибольшее распространение.

Читайте также:  Выражение чувств детьми это

Источник

Эмоциональный интеллект руководителя Дэвид Карузо саммари

Как развивать и применять эмоциональный интеллект руководителя.

Руководитель, обладающий эмоциональным интеллектом, не отгораживается на работе от чувств. Он использует их как ценный источник информации.

Считается, что эмоции мешают работе, отвлекают и заставляют мысли двигаться в неверном направлении. Авторы этой книги профессора Йельского уни­вер­си­те­та Дэвид Карузо и Питер Сэловей утверждают обратное.

Они доказывают, что эмоции – неотъ­ем­ле­мая часть мыс­ли­тель­но­го процесса, а попытка от них избавиться приводит к снижению эф­фек­тив­но­сти, неверным решениям, неспо­соб­но­сти правильно выстраивать меж­лич­ност­ные отношения и мо­ти­ви­ро­вать подчиненных.

Поэтому ру­ко­во­ди­те­лям следует развивать в себе эмо­ци­о­наль­ный интеллект – не иг­но­ри­ро­вать свои чувства, а, наоборот, при­слу­ши­вать­ся к ним в процессе анализа ситуации и принятия решений.

В книге приводятся результаты множества ис­сле­до­ва­ний психологов, случаи из практики менеджеров, прак­ти­че­ские ре­ко­мен­да­ции, упражнения и списки вопросов для оценки собственных навыков.

Из краткого содержания книги вы узнаете:

  • Что такое эмо­ци­о­наль­ный интеллект;
  • Почему его необходимо развивать;
  • Как научиться лучше понимать свои эмоции и эмоции окружающих людей.

Основные идеи

  • Эмоции – это адаптивная форма поведения, а не ата­ви­сти­че­ские импульсы, оставленные нам в наследство эво­лю­ци­он­ным процессом.
  • Эмоции несут в себе ценную информацию. Это первичные сигналы, снабжающие нас данными.
  • Попытки многих компаний заставить сотрудников подавлять свои чувства контр­про­дук­тив­ны.
  • Людям крайне редко удается подавлять или скрывать свои эмоции.
  • Стремление справиться со своими чувствами приводит к замедлению мыс­ли­тель­но­го процесса.
  • Любое – позитивное или негативное – чувство можно успешно ис­поль­зо­вать для принятия решений.
  • Умение понять подлинные чувства сотрудников дает ру­ко­во­ди­те­лю множество преимуществ.
  • Эмоции не возникают просто так. За каждой из них стоит опре­де­лен­ная причина и логическая по­сле­до­ва­тель­ность.
  • Распознать чужие эмоции позволяет вни­ма­тель­ное наблюдение за мимикой, тембром голоса и языком тела собеседника.
  • Наделенный эмо­ци­о­наль­ным интеллектом ру­ко­во­ди­тель может предсказать, какими чувствами будет со­про­вож­дать­ся та или иная ситуация в будущем.

Краткое содержание Эмоциональный интеллект руководителя

Эмоции связаны с интеллектом

Проявление эмоций на рабочем месте обычно считается неуместным. Тот, кто решил все-таки дать волю чувствам, может услышать советы вроде “Не надо так волноваться”; “Вам не помешало бы научиться действовать с холодной головой”; “Не будем давать волю эмоциям. Здесь нужен ра­ци­о­наль­ный подход”.

Все эти знакомые многим советы отражают ошибочное, хотя и очень рас­про­стра­нен­ное пред­став­ле­ние о том, что, собственно, такое эмоции. Это пред­став­ле­ние сводится к тому, что эмоции – это эво­лю­ци­он­ный атавизм, своего рода аппендикс, что “совершенный человек” должен быть более ра­ци­о­наль­ным, а значит, менее эмо­ци­о­наль­ным.

Поэтому от эмоций следует избавляться, насколько это возможно. Жить и работать без них будет куда проще.

Такой подход абсолютно неверен с научной точки зрения. Результаты ис­сле­до­ва­ния Антонио Дамасио, ней­ро­био­ло­га из Уни­вер­си­те­та Айовы, сви­де­тель­ству­ют: эмоции – не утратившее прежнее значение наследие предков, а неотъ­ем­ле­мая часть мыс­ли­тель­но­го процесса.

За миллионы лет эволюции че­ло­ве­че­ский мозг становился все сложнее, но его эмо­ци­о­наль­ная со­став­ля­ю­щая при этом неизменно сохранялась. Она неразрывно связана с интеллектом.

“Эмоции имеют ко­лос­саль­ное значение – всегда. Мы верим, что иг­но­ри­ро­вать их или отрицать то, что наши чувства и чувства окружающих несут в себе особую мудрость, значит обрекать себя на поражение – и в личной жизни, и на работе”.

Шесть принципов эмо­ци­о­наль­но­го интеллекта

Современным ру­ко­во­ди­те­лям необходимо обладать эмо­ци­о­наль­ным интеллектом, то есть научиться объединять эмо­ци­о­наль­ную и ра­ци­о­наль­ную реакции.

Если при принятии решения отдать пред­по­чте­ние чему-то одному – или разуму, или чувствам, то оно в итоге может оказаться неверным. Вот шесть основных принципов эмо­ци­о­наль­но­го интеллекта:

  1. Эмоции содержат важную информацию.Эмоции не случайны и не хаотичны. Они не пре­пят­ству­ют мышлению, а являются одной из его форм. Они несут информацию, которая в основном относится к окружающим нас людям. Эмоции готовят нас к действиям, кон­цен­три­ру­ют наше внимание, помогают достичь цели, а также спо­соб­ству­ют выживанию.
  2. Эмоции нельзя иг­но­ри­ро­вать.Сдерживая эмоции, мы запоминаем меньше информации. Борьба со своими чувствами отнимает у нас энергию и внимание, которые могли бы быть потрачены на получение и обработку новой информации. Это, конечно, не значит, что мы должны постоянно быть во власти переживаний. Это значит, что нам необходимо признать важную роль эмоций и ис­поль­зо­вать их для достижения хороших результатов на работе.
  3. Эмоции редко удается скрыть.В некоторых ор­га­ни­за­ци­ях сотрудников специально учат тщательно скрывать свои чувства. Особенно это характерно для компаний сферы об­слу­жи­ва­ния. Но подлинные чувства человека не так уж сложно распознать. А попытка скрыть их ведет к неверным решениям и росту взаимного недоверия в коллективе.
  4. Чтобы принимать эффективные решения, нужно учитывать эмоции.По­ло­жи­тель­ные эмоции побуждают нас вза­и­мо­дей­ство­вать с окружающими, расширяют границы нашего мышления. От­ри­ца­тель­ные – пре­ду­пре­жда­ют об опасности, заставляют кон­цен­три­ро­вать­ся, менять свой образ мышления. Все это влияет на принимаемые нами решения.
  5. Эмоции подчиняются при­чин­но-след­ствен­ным связям.Эмоции не возникают спонтанно. Каждая из них развивается по опре­де­лен­но­му сценарию. Приведем пример. Менеджер по продажам очень удивилась тому, что ее клиент общается с ней на повышенных тонах. По мнению менеджера, у него не было для этого никаких оснований. На самом же деле были: сначала менеджер сорвала сроки выполнения заказа, затем не отвечала на звонки клиента и, в конце концов, так и не позвонив ему, ушла в отпуск. Эти поступки привели к по­сле­до­ва­тель­но­му фор­ми­ро­ва­нию у клиента чувства раздражения и затем гнева.
  6. Существуют не только уни­вер­саль­ные, но и уникальные эмоции.Например, радость – это уни­вер­саль­ная эмоция; улыбка будет одинаково воспринята во всем мире. Но существуют и такие эмоции, которые могут по-разному вос­при­ни­мать­ся в зависимости от пола (к примеру, считается, что мальчики не должны плакать), сферы де­я­тель­но­сти (юристы по сравнению с ре­кла­ми­ста­ми гораздо более сдержанны), на­ци­о­наль­ной культуры (японец сильно смутится, если американец обнимет его на прощание) и других факторов.

“Интеграция ра­ци­о­наль­но­го и эмо­ци­о­наль­но­го… это ключ к успеху ру­ко­во­ди­те­ля”.

Матрица эмоций

Чтобы развить эмо­ци­о­наль­ный интеллект, необходимо научиться считывать информацию, которую сообщают нам чувства. Некоторые это делают с легкостью, другим для этого может по­на­до­бить­ся пошаговая инструкция.

Читайте также:  Смешные подкаты девушке для поднятия настроения

“Матрица эмоций” включает в себя следующие этапы, пред­по­ла­га­ю­щие наличие у ру­ко­во­ди­те­ля четырех основных эмо­ци­о­наль­ных навыков:

  1. Рас­по­зна­вай­те характер эмоций.Речь идет о и ваших собственных чувствах, и о чувствах других людей. Чтобы понять эмоции собеседника или подчиненных, внимательно слушайте, задавайте вопросы, пе­ре­фра­зи­руй­те сказанное.
  2. Используйте эмоции.Разберитесь в том, какие чувства оказывают влияние на процесс мышления – ваш собственный и членов вашей команды.
  3. Пред­ска­зы­вай­те эмоции.Определите, в чем причины возникших эмоций и возможные эмо­ци­о­наль­ные сценарии – какие чувства и как могут проявиться в дальнейшем.
  4. Управляйте эмоциями.Эмоции несут информацию (см. пункт 1) и влияют на наше мышление (см. пункт 2), поэтому необходимо учитывать их в анализе ситуации, вынесении суждений, принятии решений, выборе стратегии поведения. Объединив ра­ци­о­наль­ное и эмо­ци­о­наль­ное мышление, вы сможете выяснить причину проблемы и решить ее.

“Эмоции не случайны. Каждая эмоция развивается по своему сценарию, как в шахматах каждая фигура ходит по-своему. Вы просто должны знать, какая фигура как ходит”.

Обладающий развитым эмо­ци­о­наль­ным интеллектом ру­ко­во­ди­тель умеет рас­по­зна­вать чувства своих подчиненных с такой точностью, будто они носят на себе бейджи с описанием своего эмо­ци­о­наль­но­го состояния.

Вероятно, это связано с тем, что такой ру­ко­во­ди­тель в первую очередь хорошо разбирается в собственных чувствах. И не боится де­мон­стри­ро­вать окружающим свои эмоции – от разо­ча­ро­ва­ния до восторга.

“Эмоции содержат данные о вас и вашем мире. Эмоции – это не случайные хаотические события, которые вторгаются в наше мышление”.

Ру­ко­во­ди­те­ли с недо­ста­точ­но развитым эмо­ци­о­наль­ным интеллектом не способны понимать эмоции окружающих. Они пред­по­чи­та­ют промолчать, а не вести разговор о чувствах.

Свои эмоции они выражают крайне редко, предпочитая сохранять бес­при­страст­ное выражение лица. Такие ру­ко­во­ди­те­ли не в состоянии понять и объяснить собственные чувства.

“Суть де­я­тель­но­сти ру­ко­во­ди­те­ля не в том, чтобы избегать конфликта и стремиться всех навсегда осчаст­ли­вить. Менеджмент должен быть эффективным, а эф­фек­тив­ность пред­по­ла­га­ет целый спектр эмоций”.

Способность осознавать свои эмоции является важной со­став­ля­ю­щей эмо­ци­о­наль­но­го интеллекта. Представьте, что вы сидите на совещании по продажам, которое вас не слишком интересует.

Что вы чувствуете и почему? Вы устали, и поэтому вам неинтересно? Быть может, вы раздражены, оттого что руководство попусту тратит ваше время? Вам скучно?

Любая ваша эмо­ци­о­наль­ная реакция на выступление содержит в себе важную информацию о самом выступлении. В данном случае это может быть сигнал о том, что докладчик не способен привлечь внимание аудитории.

Однако следите за тем, чтобы стремление осознавать свои эмоции не переросло в самокопание.

эмоциональный интеллект руководителя

“Несмотря на важность эмоций, им уделяют слишком мало внимания в нашем обя­за­тель­ном образовании, и мы, к сожалению, ведем себя неадекватно, когда стал­ки­ва­ем­ся с необ­хо­ди­мо­стью понять или проявить эмоции”.

Как рас­по­зна­вать чужие эмоции

Чтобы понимать, какие эмоции испытывает другой человек, необходимо уметь считывать выражение лица собеседника. Мимика – это система сигналов, несущих опре­де­лен­ную информацию.

Впрочем, нельзя забывать, что де­мон­стри­ру­е­мые людьми эмоции – например осле­пи­тель­ные улыбки на праздничной вечеринке – могут значительно отличаться от их подлинных чувств.

Поэтому если вы стремитесь развивать эмо­ци­о­наль­ный интеллект, вам необходимо учиться читать между строк, отличать подлинные чувства от деланых. Кстати, последние тоже содержат ценную информацию – по крайней мере о том, какое отношение к вам намерен показать собеседник.

Включая в анализ ситуации не только эмо­ци­о­наль­ные, но и по­ве­ден­че­ские данные, вы в результате получаете более полную картину.

“Нас учили тщательно кон­тро­ли­ро­вать чувства, которые мы испытываем и выражаем, а также что они уместны лишь в некоторых ситуациях и в опре­де­лен­ное время”.

Существуют три вида подсказок, которые помогают распознать подлинные эмоции человека: выражение лица, язык тела и голос. Слушая собеседника, обратите внимание на эмо­ци­о­наль­но окрашенные слова в его речи, высоту, тон и ритм голоса.

Оцените другую невер­баль­ную информацию – позу, жесты, мимику. Тщательно следите за любыми несо­от­вет­стви­я­ми между словами, тоном и выражением лица собеседника. Однако не торопитесь с выводами о том, чтó эти несо­от­вет­ствия означают.

Свое вы­ска­зы­ва­ние начните со слов: “Мне кажется, вы…” Так вам проще будет получить от собеседника под­твер­жде­ние тому, что вы верно определили характер его эмоций. Сверьте свои впечатления с мнением другого наблюдателя.

“Эмо­ци­о­наль­ная система… развита у животных и людей. Наши эмоции указывают нам правильное направление и мотивируют делать то, что должно делать”.

Как рас­по­зна­вать свои эмоции

Непро­ни­ца­е­мое лицо стоит делать только при игре в покер. В остальных случаях старайтесь невербально выражать свои чувства. При этом следите за тем, чтобы ваши слова и мимика со­от­вет­ство­ва­ли друг другу.

“Выражение радости – один из важных ин­стру­мен­тов эмо­ци­о­наль­но­го и ин­тел­лек­ту­аль­но­го управления, и нам надо чаще радоваться успехам и под­дер­жи­вать друг друга, чтобы снова испытать это чувство”.

Эмоции могут как сти­му­ли­ро­вать, так и тормозить мыс­ли­тель­ный процесс. Например, когда у нас хорошее настроение, то в голову чаще приходят интересные идеи и оптимальные решения.

Читайте также:  Чувство обожженного рта причины

Когда мы подавлены, мы хуже работаем. Однако это не значит, что негативные эмоции сказываются на нашем мышлении только сугубо от­ри­ца­тель­но.

Например, чувства бес­по­кой­ства, страха способны заставить нас скон­цен­три­ро­вать­ся и благодаря этому, скажем, помочь обнаружить важную ошибку в финансовой до­ку­мен­та­ции.

Поэтому вместо того чтобы со­про­тив­лять­ся чувствам и считать их контр­про­дук­тив­ны­ми, принимайте их как важную со­став­ля­ю­щую мыс­ли­тель­но­го процесса.

Определить свое эмо­ци­о­наль­ное состояние вам помогут следующие вопросы:

  1. Какие чувства я испытываю и насколько они сильны?
  2. Каким образом эти эмоции влияют на ход моих мыслей? О чем я сейчас думаю?
  3. Что стало причиной ис­пы­ты­ва­е­мых мною эмоций? Как они развивались? Какие изменения произойдут с ними в дальнейшем?
  4. Как я могу изменить свои эмоции? Нужно ли это делать? Как их следует изменить, чтобы принять правильное решение или нужным образом мо­ти­ви­ро­вать поведение?

“Если не уметь точно иден­ти­фи­ци­ро­вать эмоции, мы не сможем понять, устали мы или нам просто грустно, радостны мы или расстроены”.

Уровень эмо­ци­о­наль­но­го интеллекта можно измерить так же, как IQ. Для этого ис­поль­зу­ют­ся различные тесты. Самый простой тест на умение правильно рас­по­зна­вать чужие эмоции – попробовать определить, какие чувства испытывает человек на фотографии.

“По-на­сто­я­ще­му разумный подход к управлению людьми должен выходить за рамки священного поиска идеальной ра­ци­о­наль­но­сти”.

Эмо­ци­о­наль­ная сфера достаточно сложна, но поскольку эмоции подчиняются причинно- след­ствен­ным за­ко­но­мер­но­стям, это позволяет пред­по­ло­жить, каким образом различные варианты развития событий отразятся на чувствах того или иного человека или группы людей.

Разумеется, пред­ска­зы­вать эмоции со сто­про­цент­ной точностью невозможно. Но если вы будете внимательно при­смат­ри­вать­ся к тому, что заставляет вас самих и окружающих испытывать опре­де­лен­ные чувства, то понемногу научитесь достаточно точно про­гно­зи­ро­вать следующее эмо­ци­о­наль­ное состояние – свое и окружающих вас людей.

“Точное рас­по­зна­ва­ние негативных эмоций – ключ к нашему бла­го­по­лу­чию и в некоторых случаях к выживанию”.

Как управлять своими эмоциями

Способность управлять своими чувствами – основа эмо­ци­о­наль­но­го интеллекта. Управление эмоциями отнюдь не означает, что вы полностью избавитесь от переживаний.

Это означает, что в основе ваших поступков теперь будет лежать равновесие разума и чувств. Вы перестанете отдавать пред­по­чте­ние тому или другому.

“Для того чтобы стать менеджером, обладающим эмо­ци­о­наль­ным интеллектом, нужно осознавать эмоции и уметь оставаться открытым для них”.

Одно из уз­ко­спе­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний показало, что на работе до­ми­ни­ру­ю­щей эмоцией является гнев. Его открыто выражают 53% сотрудников, в то время как радость выражают лишь 19%.

Гневом нужно управлять. Но прежде чем вы сможете освоить управление собственным гневом или гневом окружающих, необходимо научиться различать чувство крайнего раздражения и действия, основанные на этом чувстве.

Гнев может быть как кон­струк­тив­ным, так и абсолютно де­струк­тив­ным. Например, он может заставить вас не сдаваться в какой-то за­труд­ни­тель­ной ситуации.

В то же время из-за его проявлений вы можете испортить отношения с окружающими, совершить поступок, о котором будете впо­след­ствии сожалеть.

Предположим, вы делаете доклад, во время которого подчиненный все время вас перебивает, подвергая сомнению вашу идею и явно срывая вашу презентацию. Чтобы правильно от­ре­а­ги­ро­вать, для начала осознайте, что вы разгневаны.

Скажите себе, что, судя по характеру вопросов, реальной опасности данная ситуация для вас не пред­став­ля­ет (гнев – эмоция, которая заставляет нас со­сре­до­то­чить­ся на по­тен­ци­аль­ной угрозе и пытаться ее предот­вра­тить). Затем по­ста­рай­тесь уяснить точку зрения оппонента.

Это поможет вам понять его чувства, а значит, и управлять ими. Возможный выход – сказать, что вам хотелось бы продолжить свое выступление, и пообещать оппоненту обсудить беспокоящие его вопросы позднее.

Гнев сам по себе не проблема. Проблема – понять, что его вызывает и что с этим делать.

Как управлять эмоциями группы людей

Спросите членов группы, какие чувства они испытывают по поводу ситуации, с которой столкнулись. Про­ана­ли­зи­руй­те, как эти чувства влияют на их мысли и поведение.

Разберитесь в том, чем вызваны именно такие эмоции. Это поможет вам понять, как они будут меняться по мере изменения ситуации. Решите, что следует сделать для того, чтобы эмоции сотрудников привели к нужному в данной ситуации поведению.

Ру­ко­во­ди­те­ли, обладающие эмо­ци­о­наль­ным интеллектом, создают крепкие команды, умеют планировать, принимать эффективные решения, доносить до сотрудников свои идеи и мо­ти­ви­ро­вать их. Они способны формировать в коллективе крепкие дружеские отношения.

Чтобы развить в себе эмо­ци­о­наль­ный интеллект, в первую очередь нужно согласиться с тем, что проявление эмоций – это нормально, что эмоции содержат информацию, помогающую не только адап­ти­ро­вать­ся к окружающим условиям, но и принимать решения.

В той мере, в какой вы научитесь объединять ра­ци­о­наль­ное мышление с эмо­ци­о­наль­ным, в той мере вы увеличите свои шансы на успех. Не стоит подавлять свои чувства, избегать их или бес­смыс­лен­но вы­плес­ки­вать. Используйте их как источник информации и вдохновения.

Источник

Оцените статью