Объединившись с коллегами — американскими учёными Питером Саловеем и Джоном Майером, Карузо, после многочисленных экспериментов, посвящённых исследованию EQ, изложил результаты на бумаге, а затем опубликовал их. По мнению соавторов книги, один из которых – Дэвид Карузо, эмоциональный интеллект (книга называется «Эмоциональный интеллект руководителя») – важное звено в деловых отношениях.
Учёные-соавторы, упомянутые выше, объединились для сотрудничества примерно 30 лет назад. По мнению авторов книги, умственные способности возбуждённого человека (или эмоциональный интеллект) состоят из нескольких «приложений»:
Кроме множества академических статей и вышеупомянутой книги, проливающей свет на эмоционально-интеллектуальный менеджмент, Дэвид Карузо (фильмы на эту тему можно найти на YouTube и других видео-контентах) и его последователи являются создателями тематических видео-уроков.
Несмотря на такой послужной список, Дэвид Карузо — не безучастный теоретик. Оставшись преданным науке, он был задействован в исследованиях иного характера, посвящённых «земным» делам: стратегическому планированию и выстраиванию линейки продуктов. Кроме того, Карузо руководил производственными коллективами, разрабатывал новые продукты и заботился о квалификации обслуживающего персонала.
На сегодняшний день, являясь владельцем собственной компании, доктор Карузо ведёт бизнес-тренинги по развитию лидерских качеств и оценке возможностей карьерного роста, не забывая и о консультировании в сфере эмоционального интеллекта.
Понятие «эмоциональный интеллект» появилось, а затем и распространилось в западных научных кругах в 1990-м. Он состоит из опыта, навыков и привычек, приобретённых в процессе восприятия, и умения управлять своими эмоциями.
В отличие от инакомыслящих специалистов, Дэвид Карузо усматривает тесную связь эмоционального интеллекта с традиционным, так как эмоции, по его мнению, тоже могут быть носителям информации.
Эмоциональный интеллект, по мнению авторов этого понятия и их последователей, — один из элементов, без которых трудно дать оценку развитию лидерских качеств человека.
В последнее время концепцию эмоционального интеллекта стали использовать применительно ко многим другим понятиям, таким как уверенность своих силах, чуткость, умение общаться. Официальная наука рассматривает понятие эмоциональный интеллект как умение воспринимать и «переваривать» сведения, содержащиеся в чувствах, а также определять значение последних и их взаимосвязь.
Цель научных изысканий — научить человека применять сведения, содержащиеся в эмоциях, в качестве базы знаний, необходимых для овладения принципами результативного мышления и способностью самостоятельно принимать решения.
Источник
В 1990 г. П.Сэловей и Дж.Мэйер предложили свою модель эмоционального интеллекта [Salovey, Mayer, 1990], опубликовав статью на эту тему. Они предложили формальное определение эмоционального интеллекта как набора навыков, имеющих отношение к точной оценке своих и чужих эмоций, а также выражению своих эмоций, использованию эмоций и эффективному регулированию своих и чужих эмоций. Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих трех категорий адаптивных способностей:
Первая категория состоит из компонентов оценки и выражения своих эмоций и оценки эмоций других людей. Компоненты оценки и выражения своих эмоций в свою очередь разделены на вербальный и невербальный подкомпоненты, а оценка чужих эмоций – на подкомпоненты невербального восприятия и эмпатии. Вторая категория эмоционального интеллекта, регулирование эмоций, имеет подкомпоненты регулирования своих эмоций и регулирования эмоций других людей. Третья категория – использование эмоций в мышлении и деятельности – включает подкомпоненты гибкого планирования, творческого размышления, управления вниманием и мотивацией. Несмотря на то что в этой модели участвуют социальные и когнитивные компоненты, они связаны с выражением, регулированием и использованием эмоций.
К 1997 г. Джон Мэйер и Питер Сэловей доработали и расширили свою модель эмоционального интеллекта [Mayer, Salovey, 1997].
В переработанной модели сделан новый акцент на когнитивной составляющей эмоционального интеллекта, связанной с переработкой информации об эмоциях. Также в этой модели появился компонент, связанный с личностным и эмоциональным ростом. В свете этих изменений понятие эмоционального интеллекта получило и новое определение – как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.
Дальнейший анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил Дж.Мэйеру и П.Сэловею выделить четыре компонента эмоционального интеллекта, которые были названы «ветвями». Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, последовательно развиваются в онтогенезе (рис.1):
восприятие, оценка и выражение эмоций или же идентификация эмоций;
использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности;
понимание и анализ эмоций;
сознательное управление эмоциями для личностного роста и улучшения межличностных отношений.
На основе этой иерархической модели авторами был создан первый экспериментальный вариант методики для исследования эмоционального интеллекта – MEIS (Multi-factor Emotion Intelligence Test). Он состоял из 12 субтестов (от 2 до 4 субтестов на каждую «ветвь») и включал в себя более 200 вопросов. На вопросы было предложено несколько вариантов ответов. Подсчет баллов производился на основе консенсуса, экспертных оценок или заданного стандарта. Однако этот тест не удовлетворил авторов своими психометрическими показателями в области согласованности по субтестам, и они продолжили работу. К 1999 г. к ним присоединился Дэвид Карузо [Mayer, Salovey, Caruso, 1999], и уже в 2002 г. они предложили новый тест – MSCEIT, V2.0. (The Mayer–Salovey–Caruso Emotional Intelligence Test) [Mayer, Salovey, Caruso, 2002]. В этом тесте был уже 141 вопрос, всего 8 секций – по 2 на каждую «ветвь». Эта методика оказалась более сбалансированной и непротиворечивой, показала хорошие психометрические результаты и получила наибольшее распространение.
Источник
Как развивать и применять эмоциональный интеллект руководителя.
Руководитель, обладающий эмоциональным интеллектом, не отгораживается на работе от чувств. Он использует их как ценный источник информации.
Считается, что эмоции мешают работе, отвлекают и заставляют мысли двигаться в неверном направлении. Авторы этой книги профессора Йельского университета Дэвид Карузо и Питер Сэловей утверждают обратное.
Они доказывают, что эмоции – неотъемлемая часть мыслительного процесса, а попытка от них избавиться приводит к снижению эффективности, неверным решениям, неспособности правильно выстраивать межличностные отношения и мотивировать подчиненных.
Поэтому руководителям следует развивать в себе эмоциональный интеллект – не игнорировать свои чувства, а, наоборот, прислушиваться к ним в процессе анализа ситуации и принятия решений.
В книге приводятся результаты множества исследований психологов, случаи из практики менеджеров, практические рекомендации, упражнения и списки вопросов для оценки собственных навыков.
Из краткого содержания книги вы узнаете:
Основные идеи
Краткое содержание Эмоциональный интеллект руководителя
Проявление эмоций на рабочем месте обычно считается неуместным. Тот, кто решил все-таки дать волю чувствам, может услышать советы вроде “Не надо так волноваться”; “Вам не помешало бы научиться действовать с холодной головой”; “Не будем давать волю эмоциям. Здесь нужен рациональный подход”.
Все эти знакомые многим советы отражают ошибочное, хотя и очень распространенное представление о том, что, собственно, такое эмоции. Это представление сводится к тому, что эмоции – это эволюционный атавизм, своего рода аппендикс, что “совершенный человек” должен быть более рациональным, а значит, менее эмоциональным.
Поэтому от эмоций следует избавляться, насколько это возможно. Жить и работать без них будет куда проще.
Такой подход абсолютно неверен с научной точки зрения. Результаты исследования Антонио Дамасио, нейробиолога из Университета Айовы, свидетельствуют: эмоции – не утратившее прежнее значение наследие предков, а неотъемлемая часть мыслительного процесса.
За миллионы лет эволюции человеческий мозг становился все сложнее, но его эмоциональная составляющая при этом неизменно сохранялась. Она неразрывно связана с интеллектом.
“Эмоции имеют колоссальное значение – всегда. Мы верим, что игнорировать их или отрицать то, что наши чувства и чувства окружающих несут в себе особую мудрость, значит обрекать себя на поражение – и в личной жизни, и на работе”.
Современным руководителям необходимо обладать эмоциональным интеллектом, то есть научиться объединять эмоциональную и рациональную реакции.
Если при принятии решения отдать предпочтение чему-то одному – или разуму, или чувствам, то оно в итоге может оказаться неверным. Вот шесть основных принципов эмоционального интеллекта:
“Интеграция рационального и эмоционального… это ключ к успеху руководителя”.
Чтобы развить эмоциональный интеллект, необходимо научиться считывать информацию, которую сообщают нам чувства. Некоторые это делают с легкостью, другим для этого может понадобиться пошаговая инструкция.
“Матрица эмоций” включает в себя следующие этапы, предполагающие наличие у руководителя четырех основных эмоциональных навыков:
“Эмоции не случайны. Каждая эмоция развивается по своему сценарию, как в шахматах каждая фигура ходит по-своему. Вы просто должны знать, какая фигура как ходит”.
Обладающий развитым эмоциональным интеллектом руководитель умеет распознавать чувства своих подчиненных с такой точностью, будто они носят на себе бейджи с описанием своего эмоционального состояния.
Вероятно, это связано с тем, что такой руководитель в первую очередь хорошо разбирается в собственных чувствах. И не боится демонстрировать окружающим свои эмоции – от разочарования до восторга.
“Эмоции содержат данные о вас и вашем мире. Эмоции – это не случайные хаотические события, которые вторгаются в наше мышление”.
Руководители с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом не способны понимать эмоции окружающих. Они предпочитают промолчать, а не вести разговор о чувствах.
Свои эмоции они выражают крайне редко, предпочитая сохранять беспристрастное выражение лица. Такие руководители не в состоянии понять и объяснить собственные чувства.
“Суть деятельности руководителя не в том, чтобы избегать конфликта и стремиться всех навсегда осчастливить. Менеджмент должен быть эффективным, а эффективность предполагает целый спектр эмоций”.
Способность осознавать свои эмоции является важной составляющей эмоционального интеллекта. Представьте, что вы сидите на совещании по продажам, которое вас не слишком интересует.
Что вы чувствуете и почему? Вы устали, и поэтому вам неинтересно? Быть может, вы раздражены, оттого что руководство попусту тратит ваше время? Вам скучно?
Любая ваша эмоциональная реакция на выступление содержит в себе важную информацию о самом выступлении. В данном случае это может быть сигнал о том, что докладчик не способен привлечь внимание аудитории.
Однако следите за тем, чтобы стремление осознавать свои эмоции не переросло в самокопание.
эмоциональный интеллект руководителя
“Несмотря на важность эмоций, им уделяют слишком мало внимания в нашем обязательном образовании, и мы, к сожалению, ведем себя неадекватно, когда сталкиваемся с необходимостью понять или проявить эмоции”.
Чтобы понимать, какие эмоции испытывает другой человек, необходимо уметь считывать выражение лица собеседника. Мимика – это система сигналов, несущих определенную информацию.
Впрочем, нельзя забывать, что демонстрируемые людьми эмоции – например ослепительные улыбки на праздничной вечеринке – могут значительно отличаться от их подлинных чувств.
Поэтому если вы стремитесь развивать эмоциональный интеллект, вам необходимо учиться читать между строк, отличать подлинные чувства от деланых. Кстати, последние тоже содержат ценную информацию – по крайней мере о том, какое отношение к вам намерен показать собеседник.
Включая в анализ ситуации не только эмоциональные, но и поведенческие данные, вы в результате получаете более полную картину.
“Нас учили тщательно контролировать чувства, которые мы испытываем и выражаем, а также что они уместны лишь в некоторых ситуациях и в определенное время”.
Существуют три вида подсказок, которые помогают распознать подлинные эмоции человека: выражение лица, язык тела и голос. Слушая собеседника, обратите внимание на эмоционально окрашенные слова в его речи, высоту, тон и ритм голоса.
Оцените другую невербальную информацию – позу, жесты, мимику. Тщательно следите за любыми несоответствиями между словами, тоном и выражением лица собеседника. Однако не торопитесь с выводами о том, чтó эти несоответствия означают.
Свое высказывание начните со слов: “Мне кажется, вы…” Так вам проще будет получить от собеседника подтверждение тому, что вы верно определили характер его эмоций. Сверьте свои впечатления с мнением другого наблюдателя.
“Эмоциональная система… развита у животных и людей. Наши эмоции указывают нам правильное направление и мотивируют делать то, что должно делать”.
Непроницаемое лицо стоит делать только при игре в покер. В остальных случаях старайтесь невербально выражать свои чувства. При этом следите за тем, чтобы ваши слова и мимика соответствовали друг другу.
“Выражение радости – один из важных инструментов эмоционального и интеллектуального управления, и нам надо чаще радоваться успехам и поддерживать друг друга, чтобы снова испытать это чувство”.
Эмоции могут как стимулировать, так и тормозить мыслительный процесс. Например, когда у нас хорошее настроение, то в голову чаще приходят интересные идеи и оптимальные решения.
Когда мы подавлены, мы хуже работаем. Однако это не значит, что негативные эмоции сказываются на нашем мышлении только сугубо отрицательно.
Например, чувства беспокойства, страха способны заставить нас сконцентрироваться и благодаря этому, скажем, помочь обнаружить важную ошибку в финансовой документации.
Поэтому вместо того чтобы сопротивляться чувствам и считать их контрпродуктивными, принимайте их как важную составляющую мыслительного процесса.
Определить свое эмоциональное состояние вам помогут следующие вопросы:
“Если не уметь точно идентифицировать эмоции, мы не сможем понять, устали мы или нам просто грустно, радостны мы или расстроены”.
Уровень эмоционального интеллекта можно измерить так же, как IQ. Для этого используются различные тесты. Самый простой тест на умение правильно распознавать чужие эмоции – попробовать определить, какие чувства испытывает человек на фотографии.
“По-настоящему разумный подход к управлению людьми должен выходить за рамки священного поиска идеальной рациональности”.
Эмоциональная сфера достаточно сложна, но поскольку эмоции подчиняются причинно- следственным закономерностям, это позволяет предположить, каким образом различные варианты развития событий отразятся на чувствах того или иного человека или группы людей.
Разумеется, предсказывать эмоции со стопроцентной точностью невозможно. Но если вы будете внимательно присматриваться к тому, что заставляет вас самих и окружающих испытывать определенные чувства, то понемногу научитесь достаточно точно прогнозировать следующее эмоциональное состояние – свое и окружающих вас людей.
“Точное распознавание негативных эмоций – ключ к нашему благополучию и в некоторых случаях к выживанию”.
Способность управлять своими чувствами – основа эмоционального интеллекта. Управление эмоциями отнюдь не означает, что вы полностью избавитесь от переживаний.
Это означает, что в основе ваших поступков теперь будет лежать равновесие разума и чувств. Вы перестанете отдавать предпочтение тому или другому.
“Для того чтобы стать менеджером, обладающим эмоциональным интеллектом, нужно осознавать эмоции и уметь оставаться открытым для них”.
Одно из узкоспециальных исследований показало, что на работе доминирующей эмоцией является гнев. Его открыто выражают 53% сотрудников, в то время как радость выражают лишь 19%.
Гневом нужно управлять. Но прежде чем вы сможете освоить управление собственным гневом или гневом окружающих, необходимо научиться различать чувство крайнего раздражения и действия, основанные на этом чувстве.
Гнев может быть как конструктивным, так и абсолютно деструктивным. Например, он может заставить вас не сдаваться в какой-то затруднительной ситуации.
В то же время из-за его проявлений вы можете испортить отношения с окружающими, совершить поступок, о котором будете впоследствии сожалеть.
Предположим, вы делаете доклад, во время которого подчиненный все время вас перебивает, подвергая сомнению вашу идею и явно срывая вашу презентацию. Чтобы правильно отреагировать, для начала осознайте, что вы разгневаны.
Скажите себе, что, судя по характеру вопросов, реальной опасности данная ситуация для вас не представляет (гнев – эмоция, которая заставляет нас сосредоточиться на потенциальной угрозе и пытаться ее предотвратить). Затем постарайтесь уяснить точку зрения оппонента.
Это поможет вам понять его чувства, а значит, и управлять ими. Возможный выход – сказать, что вам хотелось бы продолжить свое выступление, и пообещать оппоненту обсудить беспокоящие его вопросы позднее.
Гнев сам по себе не проблема. Проблема – понять, что его вызывает и что с этим делать.
Спросите членов группы, какие чувства они испытывают по поводу ситуации, с которой столкнулись. Проанализируйте, как эти чувства влияют на их мысли и поведение.
Разберитесь в том, чем вызваны именно такие эмоции. Это поможет вам понять, как они будут меняться по мере изменения ситуации. Решите, что следует сделать для того, чтобы эмоции сотрудников привели к нужному в данной ситуации поведению.
Руководители, обладающие эмоциональным интеллектом, создают крепкие команды, умеют планировать, принимать эффективные решения, доносить до сотрудников свои идеи и мотивировать их. Они способны формировать в коллективе крепкие дружеские отношения.
Чтобы развить в себе эмоциональный интеллект, в первую очередь нужно согласиться с тем, что проявление эмоций – это нормально, что эмоции содержат информацию, помогающую не только адаптироваться к окружающим условиям, но и принимать решения.
В той мере, в какой вы научитесь объединять рациональное мышление с эмоциональным, в той мере вы увеличите свои шансы на успех. Не стоит подавлять свои чувства, избегать их или бессмысленно выплескивать. Используйте их как источник информации и вдохновения.
Источник