1. Эмоциональный интеллект в музыкальном образовании
Мы рассматриваем феномен эмоционального интеллекта как фактора музыкального развития обучаемых в части основных характеристик коммуникативного взаимодействия учителям музыки с учениками. Эмоциональный интеллект – это комплексное сочетание следующих компонентов: эмоциональная осведомленность, управление эмоциями, эмоциональная самомотивация, эмпатия и распознавание эмоций окружающих людей в процессе коммуникативного взаимодействия обучаемых с учителем. Надо показать функции педагогической культуры преподавателя и его технологий по формированию эмоционального интеллекта как целостного динамичного построения, создающего основу для оптимистичной осведомленности, понимания и контроля собственных эмоций и эмоций окружающих. Особый интерес представляют проблемы формирования у обучаемых личностных качеств, в том числе и эмоционального интеллекта.
Актуальность проблемы определяется целью образования, которая заключается в подготовке профессионально и социально успешного выпускника. Интерес к исследованию эмоционального интеллекта и его влияния на академическую успеваемость обучаемых неуклонно растет. Среди многих факторов, из-за которых обучающиеся испытывают затруднения в обучении и даже бросают его, можно выделить следующее: негативные эмоции, возникающие в процессе обучения, напряженные отношения с учителями и сверстниками, а также трудности, обусловленные необходимостью адаптации к новым условиям.
Эмоциональные компетенции непосредственно связаны с учебным и социальным развитием обучаемых. При наличии эмоциональных компетенций им проще учиться и эффективно выстраивать межличностные отношения. Кроме того, они с более высоким коэффициентом эмоционального развития добиваются лучших образовательных результатов. Возникающие в процессе социального взаимодействия проблемы быстрее и успешнее решают те люди, которые способны контролировать собственные эмоции, анализировать чувства других, а также сопереживать и оказывать поддержку. Такие люди часто демонстрируют более высокий уровень самосознания и способность генерировать инновационные идеи. Вот почему формирование эмоционального интеллекта можно небезосновательно считать одним из ключевых факторов, способствующих успешному обучению человека и в частности полноценному развитию всего общества в целом.
Зарубежные и отечественные исследователи эмоционального интеллекта позволяют сделать однозначный вывод о наличии положительной корреляции между эмоциональным интеллектом человека и его успеваемостью. Они характеризуют эмоциональный интеллект как интегральный динамичный феномен, обеспечивающий оптимистичную осведомленность, понимание и контроль собственных эмоций и эмоций других людей, а также влияющий на успех социокультурного взаимодействия.[1]
Вокруг эмоций и чувств человека сконцентрировано огромное количество разнообразных мифов. Связано это с тем, что люди плохо представляют себе их разнообразие и важность. Чтобы научиться понимать друг друга, необходимо разобраться, какие виды эмоций существуют, и узнать их характеристики. Кроме того, нужно научиться отличать подлинные чувства от простой показухи.
Эмоциональная сфера человека являет собой сложное хитросплетение элементов, которые вместе позволяют переживать всё происходящее с ним и вокруг него. Состоит она из четырёх основных компонентов:
• Эмоциональный тон – это реагирование в форме переживания, которое задаёт состояние организма. Именно оно информирует организм о том, насколько удовлетворены его текущие потребности, насколько ему сейчас комфортно. Если прислушаться к себе, то можно оценить свой эмоциональный тон.
• Эмоции – это субъективные переживания, касающиеся ситуаций и событий, важных для человека.
• Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение человека к какому-то объекту. Они всегда субъективны и появляются в процессе взаимодействия с окружающими.
• Эмоциональное состояние отличается от чувства своей слабой направленностью на объект, а от эмоции – большей продолжительностью и устойчивостью. Оно всегда запускается определёнными чувствами и эмоциями, но при этом как бы само по себе.
Человек может быть в состоянии эйфории, гнева, подавленности, меланхолии и т. д.
Эмоции в большей или в меньшей мере регулируют жизнь каждого из нас. Обычно за ними признают четыре основные функции:
• Мотивационно-регулирующая, призванная побуждать к действию, направлять и регулировать. Нередко эмоции полностью подавляют мышление в регуляции поведения человека.
• Коммуникативная отвечает за взаимопонимание. Именно эмоции сообщают нам о психическом и физическом состоянии человека и помогают выбирать правильную линию поведения при общении с ним. Благодаря эмоциям мы может понимать друг друга, даже не зная языка.
• Сигнальная позволяет сообщать о своих потребностях окружающим при помощи эмоционально-выразительных движений, жестов, мимики и т. д.
• Защитная выражается в том, что моментальная эмоциональная реакция человека способна в некоторых случаях спасти его от опасностей.
Восприятие эмоций – включает способность определять и распознавать эмоции, выраженные определенным поведением, мимикой, интонацией голоса, жестами. Эффективное использование эмоций – содействует формированию и развитию различных когнитивных (познавательных) способностей. Человек с развитым эмоциональным интеллектом сможет эффективно использовать свое настроение для максимально успешного решения стоящих перед ним задач. Кроме того, эмоциональный интеллект подразумевает способность понимать язык эмоций и различать оттенки чувств. Очень важно, что эмоциональный интеллект проявляется в умении контролировать в первую очередь собственные эмоции, а также эмоции окружающих.
Мы опирались на точку зрения Д. В. Люcина (2004), который подчеркивает, что неправильно рассматривать эмоциональный интеллект как исключительно когнитивную способность по аналогии с пространственным или вербальным интеллектом. Можно небезосновательно предположить, что способность понимать эмоции и управлять ими, тесно связана с общей ориентацией индивида на эмоциональную сферу (то есть с интересом к внутреннему миру людей, в том числе к своему собственному внутреннему миру), а также со склонностью к психологическому анализу поведения и с пониманием ценностей, приписываемых эмоциональным переживаниям. Вследствие этого эмоциональный интеллект может быть представлен как феномен, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой – с личностными характеристиками человека.[19]
Опираясь на это, мы используем четыре части эмоционального интеллекта, ориентированные не только на когнитивную составляющую, но и на личностные характеристики:
– когнитивный компонент – способность понимать эмоциональную информацию, осознанное восприятие языка эмоций, эмоциональная осведомленность;
– эмоционально-оценочный компонент – способность понимать язык эмоций, наличие положительных эмоций в составе эмоционально-оценочных ориентаций личности: ценности – цели, ценности – качества, ценности – отношения, эмпатия;
– коммуникативный компонент – прогнозирование эмоциональной окраски коммуникативных ситуаций, уровень креативности в рамках эмоционального и коммуникативного контроля, речевое искусство, распознавание эмоций окружающих в процессе коммуникативного взаимодействия;
– компонент, связанный с эмоциональной активностью, – способность использовать эмоции для достижения своих целей, эмоциональная самомотивация, способность контролировать свои эмоции.
В процессе формирования эмоционального интеллекта необходимо применять специальные технологии, которые обеспечивают целостность эмоциональных и рационально-логических процессов познания. Для решения этой задачи подходят педагогические технологии, основными отличительными чертами которых являются персонализация, творческий характер деятельности и стремление постичь природу эмоциональной выразительности личности. Эти технологии формируют мотивационное и ценностное отношение обучаемых к содержанию образовательного процесса.
Эмоциональное восприятие материала способствует фиксации внимания и поддержанию интереса. Обучающиеся испытывают чувство расслабленности, свободы, эмпатии к собеседнику, у них формируется способность превращать знания в персональный опыт, развивается позитивное творческое состояние, появляется ощущение здоровья и вдохновения. При этом учитываются:
1) целостность личности, включая формирование жизненных ценностей, межкультурную и коммуникативную компетентность, творческую и личностную самореализацию, внутреннюю свободу и ответственность;
2) искусство как особая форма культуры определяет не только художественные законы и индивидуальные психологические особенности творческой личности, но и их соответствие социально-культурным тенденциям эпохи как ориентиру для формирования контекстуальных связей личности с обществом и художественной культурой в целом.[2]
Содержание технологий формируется исходя из необходимости решения следующих задач:
– раскрытие универсальных возможностей искусства с точки зрения развития, познания и информирования; разработка способов применения этих возможностей в рамках учебно-воспитательного процесса; подготовка и реализация программ индивидуальной социально-культурной адаптации, способствующих полноценному эмоциональному и интеллектуальному развитию обучаемых;
– оказание педагогическим работникам поддержки в формировании принципов взаимопомощи, толерантности, щедрости, ответственности и уверенности в себе, а также в обретении или развитии ими способности активно взаимодействовать, не нарушая прав и свобод другого человека;
– обучение применению позитивных стратегий адаптации личности в культуре и обществе.
Развитие технологий базируется на следующих принципах:
1) Приоритет жизни, здоровья, общечеловеческих ценностей.
2) Отношение к образованию как к эмоциональному и интеллектуальному процессу, направленному на диалог и сотрудничество его участников.
Функции педагогической культуры:
– культурообразующая – ориентация на культурообразующие дискурсы в диалоге культур;
– художественная и коммуникативная – инициирование полилога и диалога в рамках коммуникативного взаимодействия, речевой артистизм;
– эстетическая – актуализация эстетической позиции и самоактуализация эмоционально-творческого отношения; формирование художественного и эстетического вкуса у обучаемых;
– креативно-герменевтическая – целенаправленная работа по обеспечению интеллектуальной и творческой наполненности профессиональной деятельности;
– интерпретационная – обеспечение эмоциональной и логической интерпретации массива информации, поступающей в процессе коммуникации;
– защитная – гуманное отношение к произведениям искусства, родному языку и языку культуры.[3]
Эффективное применение технологии определяется выполнением следующих функций:
1. Мотивационная функция осуществляется во время подготовки к занятиям и в ходе самих занятий. На этом этапе формируется высокая когнитивная мотивация к обучению, позволяющая связать фактическое обретение знания с его эмоциональным восприятием.
2. Мобилизационная функция осуществляется на этапе ожидания предстоящего общения, когда происходит снятие напряжения и устанавливается позитивная эмоциональная доминанта.
3. Функция привлечения: привлекательная самопрезентация определяет выразительные проявления личностей учителя и учеников, а также их коммуникативную духовность.
4. Функция толерантности: эмоциональная эмпатия облегчает взаимодействие между учителем и учениками, способствует проявлению толерантности к чужой культуре, уважения к иным мнениям и убеждениям.
5. Функция стимулирования: формирование творческого настроя и стимулирование творческой активности учителя и учеников в их единстве.
6. Эмоционально-энергетическая функция речи раскрывается в единстве манеры поведения и произношения. Экспрессивная энергетика речи определяется эмоциональным биополем, которое обеспечивает выразительность приводимых аргументов.
7. Синтетическая функция: учитель, демонстрируя все богатство своих личностных проявлений, свою оригинальность и неравнодушное отношение к обучающимся, обеспечивает эффективность эмоционального и творческого коммуникативного взаимодействия и создает атмосферу совместного творчества, эмоциональной и логической корефлексии.[4]
Успешность формирования коммуникативной составляющей эмоционального интеллекта обеспечивается комплексом коммуникативных эффектов: эффект визуального образа и первых фраз, воображение и дискуссия.
Эффект визуального образа обусловлен впечатлениями от внешнего вида говорящего. Привлекательный внешний вид, элегантная манера общения и доброжелательность – все это оказывает положительное эмоциональное воздействие.
Эффект первых фраз призван закрепить или скорректировать первое впечатление. Главный критерий эффективности воздействия первых фраз – наличие в них интересной информации.
Эффект передачи информации – один из действенных методов риторики, направленный на удержание внимания аудитории. Он основан на рациональном распределении в речи эмоциональных мыслей и аргументов.
Цель эффекта дискуссии – поставить перед учениками интересную проблему, «вовлечь» их в обмен мнениями и обеспечить умелое управление обсуждением. Данный эффект помогает учителю создать два образа: образ сотрудничества и образ интервьюирования.
Эффект воображения – это активизация интеллектуальной активности учеников с помощью эмоционального вызова для их воображения. Обучающиеся должны представить свои гипотезы, предположения, фантазии и мечты.[5]
Исследования зарубежных и отечественных ученых, посвященных проблемам эмоционального интеллекта, указывают на наличие положительной корреляции между эмоциональным интеллектом и успеваемостью обучающихся. Детальное исследование эмоционального интеллекта позволяет прояснить эту научную теорию и охарактеризовать эмоциональный интеллект как интегральный динамичный феномен, обеспечивающий оптимистичную осведомленность, понимание и контроль собственных эмоций и эмоций других людей, а также влияющий на успех коммуникативного взаимодействия. Разработанные технологии, способствуют повышению эффективности формирования эмоционального интеллекта путем обеспечения целостности эмоциональных и рационально-логических процессов познания.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Источник
Развитие эмоционального интеллекта с помощью музыки
Давайте поговорим об эмоциональном интеллекте. Что это такое?
«Эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) – способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Относится к гибким навыкам».
Эмоциональный интеллект – это soft skill, с помощью которого люди взаимодействуют. Как музыка поможет его развить?
Прослушивание
Это должен быть, прежде всего, психоэмоциональный акт сопереживания, проекция эмоций автора на себя. Требование к этому акту – музыка не должна идти фоном, быть прикладной и второстепенной. Надо полностью сосредоточиться только на прослушивании, пытаться как можно больше пропустить через себя эмоциональной информации. Научитесь этому! Таким образом мы сможем лучше понимать других людей, коллекционируя их опыт переживаний из различных музыкальных произведений.
Эмоции в музыке соответствуют эмоциям в голосе. Поэтому мы лучше научимся «слышать» людей, тренируясь дополнительно и на музыкальных паттернах.
Справедливым будет установить требование не только к самому процессу прослушивания, но и к потребляемому контенту. Вы и сами, наверное, понимаете какая музыка вас продвинет в изучении эмоционального состояния других людей, а какая – нет. Некоторые необязательные, но помогающие нам требования к контенту:
- Хорошо, если музыка будет от первоисточника. Лучше всего, если автор её и исполняет (или автор текста – сам и поёт). Возможны, конечно, хорошие прочтения композиций, но так или иначе, любая интерпретация может изменить первичный замысел. Добавляя в цепочку ещё один анализ-синтез, мы размываем чистоту первоначальных эмоций.
- Крик души против прикладной коммерции. Тут логика простая — чем эмоционально богаче произведение, тем оно для нас полезнее. Если текст (смысл) и музыка (эмоция) почти не содержат в себе эмоционального переживания, то что же тогда присоединять к нашему совокупному опыту? При выборе музыки ориентируйтесь на внутренний измеритель качества, он предустановлен в нас по умолчанию. Мы его точность, чувствительность, как раз прослушиванием и улучшаем. Качественно разницу можно заметить на примере некоторых авторов, превращение музыки которых из крика души в прикладную коммерцию усугубляется с каждым альбомом и заработанным банковским билетом.
Исполнение
Научиться более качественно интерпретировать чувства других способствует прослушивание. А донести свои эмоции правильно – исполнение. Опыт игры на любом музыкальном инструменте укрепляет паттерны в нашей нейронной гирлянде. Большим плюсом будет пение, это поможет и руководителю и докладчику и любому разработчику во взаимоотношениях с коллегами. Межведомственные коммуникации уже не будут как прежде!
Если хотите не только лучше понимать других, но и чтобы вас тоже лучше понимали — играйте музыку. Вырази свою эмоцию правильно – и уменьшишь риск быть непонятым. Во взаимодействии две стороны, так что даже караоке может тебе помочь лучше донести свою эмоциональную информацию до собеседника или широкой аудитории.
Сочинение
Здесь я выдвину свою гипотезу насчёт того, что сочинение музыки есть не только процесс самовыражения, но и проверка систем анализа-синтеза, сопоставление интеллектуального дебета с кредитом. Мы здесь судья правильности и честности. Сами смотрим, что отдаём, и пытаемся усилить эмоцию. Здесь цель – настроить эмоциональный фокус так чётко, чтобы создать бесконечную серию анализа и синтеза. Как это работает? При сочинении мы проецируем желаемый переживаемый нами опыт в музыку, т.е. находим наиболее подходящий паттерн передачи этой эмоции. И если анализ полученного паттерна не соответствует нашему ожиданию – он нам не нравится.
Получается замкнутая на себе система синтеза с внутренней проверкой на соответствие выполненной работы техническому заданию. Мы чувствуем как эмоция усиливается под воздействием музыки, это же её прямое натуральное назначение. В итоге получается, что ты испытываешь эмоцию, и если попал паттерном в её алгоритмическое музыкальное представление – значит усилил. Конечно, есть порог возможности усиления степени наших переживаемых эмоций от нашей же музыки, эндокринная система не позволит тут сильно баловаться, но вы однозначно поймёте, что не ошиблись.
Сочинение музыки можно даже представить себе как «домашнюю работу» по сверке приобретённого опыта. Можно и обойтись, но наверняка это поможет вам в развитии эмоционального интеллекта.
Эпилог
Эмоциональная составляющая во взаимодействии между людьми настолько важна, что от неё может зависеть результат этого самого взаимодействия. Ведь смысл текста меняется, если мы добавим ту или иную эмоцию. В бытовом опыте мы учимся правильно воспринимать и генерировать эту вербальную информацию. Познаём нюансы эмоциональных контекстов, которые способны в значительной степени влиять на интерпретацию сказанного. Мы же знаем — реакция слушающего может измениться, если произнести эмоционально по-разному одну и ту же фразу. И чем меньше ошибок при передаче этой информации – тем качественнее связь. А значит, улучшая soft skill, можно повысить и взаимопонимание, важнейшее качество социального взаимодействия. Так развивайте же свой навык эмоционального универсального языка с помощью прослушивания, исполнения и сочинения музыки! Это и приятно и полезно одновременно.
Источник