К вам приходит менеджер и слегка заикаясь рассказывает, как провалил презентацию у очень перспективного клиента. Теперь контракт на несколько миллионов уйдет к конкурентам, но вы даже не повышаете голоса. Просто спокойно обсуждаете ошибки горе-сотрудника, рассказываете, как аукнется ситуация компании, и думаете, где искать другие варианты.
После неудачи из прошлого примера ваш сотрудник замечает, что закрытых сделок у него в целом меньше, чем у остальных продажников. Но вместо того, чтобы впасть в истерику и махнуть рукой, мол, им просто везет, он анализирует свою работу, следит за более успешными коллегами, проводит работу над ошибками — и начинает продавать больше.
Менеджер едет на встречу и блестяще проводит презентацию, но клиент говорит, что не уверен в качестве продукта. Продажник начинает работать с возражениями и понимает, что на самом деле причина в цене — поэтому делает приличную скидку или предлагает рассрочку.
Вы считаете, что давно пора завести сообщество в фейсбуке и привлекать клиентов и потенциальных партнеров через него. Рассказываете свои мысли команде, находите единомышленников, вместе разрабатываете стратегию и создаете группу. После этого продолжаете сообща его развивать и привлекаете людей из других отделов.
Практика показывает, что эмоциональный интеллект важен как для руководителей отделов продаж, так и для команды. Начнем с первых, ведь от них зависит работа целого подразделения, а значит, и ответственность в разы больше.
В конце прошлого века известный социолог Дэвид Макклелланд проводил исследование в одной крупной компании, которая производит еду и напитки по всему миру. Ее подразделения есть в США, Азии и Европе. Оказалось, в филиалах под руководством менеджеров с развитыми навыками эмоционального интеллекта годовая прибыль на 20% превышает план продаж. В тех, где лидерам не хватало этих навыков, прибыль отставала от плана примерно на столько же.
EQ особенно важен для руководителей, потому что они испытывают больше стресса и негативных эмоций, чем рядовые сотрудники. Развитый эмоциональный интеллект позволяет не подавлять в себе чувства, а контролировать их и адекватно реагировать на разные ситуации. А главное — принимать взвешенные решения и координировать работу команды.
Как развить EQ? Если говорить о работе над собой, то в развитии эмоционального интеллекта помогут три вспомогательных навыка. Они вам наверняка знакомы:
Причин развивать эмоциональный интеллект у сотрудников тоже хватает. Менеджеры должны понимать потребности клиентов, разрешать конфликты с ними, убеждать и направлять разговор в нужное русло.
На атмосферу в отделе высокий EQ сотрудников тоже влияет положительно: он поможет разрешить заскорузлые конфликты и предотвратит новые, сделает работу более продуктивной. А помните, что мы только что писали про мотивацию? Эмоциональный интеллект — залог самомотивации ваших менеджеров.
Как развить EQ? По-хорошему стоит нанять психолога или отправить команду на специальный тренинг. Но если вы пока не готовы, начать можно самостоятельно. Эксперты рекомендуют такой подход:
Не стоит забывать, что развитие эмоционального интеллекта команды — процесс долгий и непростой. Поэтому задуматься о специальных тренингах все же стоит, однако полностью перекладывать ответственность на психологов — не дело. Помните, что уделять внимание менеджерам нужно каждый день, и тогда постепенно они ответят вам высокими показателями продаж и перевыполнением плана.
Успех каждой сделки зависит от опыта и экспертности продажника. И если за последнее отвечает его IQ, то в опыте большую роль играет EQ. Когда он становится достаточно развит, менеджер чувствует момент, может определить эмоциональное состояние клиента и установить контакт. Но об этом мы уже говорили, так что не будем повторяться — и удачных вам продаж.
«36 вопросов, приводящих к любви»
Карточная игра для семейных и дружеских посиделок (помогает людям становиться ближе).
Источник
Эмоциональный интеллект (ЭИ) устойчиво входит в топы компетенций будущего. О том, что это такое, как ЭИ помогает общаться с клиентами и продавать — рассказала бизнес-тренер Консалтинговой группы «Здесь и Сейчас», сертифицированный тьютор по развитию эмоционального интеллекта Александра Егорушкина.
— Умение управлять своими эмоциями, сохранять положительный настрой, вдохновлять своих подчиненных, поддерживать их приверженность цели помогает успешным руководителям формировать высокоэффективные команды и добиваться выдающихся результатов.
Александра Егорушкина
Руководитель направления Soft Skills, бизнес-тренер Консалтинговой группы «Здесь и Сейчас», сертифицированный тьютор по развитию эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект — это как раз и есть те способности человека, которые помогают ему понимать, использовать и управлять эмоциями, своими и чужими. На практике это означает, что руководитель с развитым ЭИ в состоянии понять, что сотрудник, например, расстроен, осознать, что сейчас эмоциональное состояние мешает ему выполнять работу. Именно это понимание позволяет принять в отношении такого сотрудника правильное решение. Например:
Но самое интересное, на мой взгляд, то, что, хотим мы или нет, мы все влияем на эмоции друг друга. Так, ЭИ воздействует практически на все процессы в компании, где присутствуют люди, потому что именно он лежит в основе коммуникативных навыков.
Например, рассерженный заведующий магазином, который орет на своего сотрудника, именно в этот момент напрямую влияет на снижение продаж со всеми вытекающими последствиями.
Этот гнев, как токсин, переходит к продавцам, менеджерам по работе с клиентами, консультантам. Кто бы у вас ни занимался конечной работой с клиентами — они цепляют это настроение и такими вот «заряженными» идут разговаривать с вашими клиентами. Клиенты тоже не дураки и, чувствуя раздражение, неудовольствие или тревогу консультанта, скорее, уйдут, чем купят.
Фото с сайта vmire.life
Предлагаю более пристально посмотреть на влияние ЭИ на продажи. Вне зависимости от того, работаете вы в сегменте В2 В или В2С, решение о покупке принимают конкретные люди. И принимают всегда на основе своих эмоций. Потому что без эмоций человек в принципе не способен принять решение — это уже давно доказано нейробиологами.
Каждая из эмоций имеет определенные функции и побуждает к тем или иным действиям наших клиентов. Их поведение напрямую зависит от того, какие эмоции они испытывают от общения с вашими консультантами, представителями бренда, продавцами и т.д. Например, испытывая тревогу, человек не примет решение о покупке в пользу продавца, потому что подсознательно его будет точить «червячок сомнений». Не говоря уже про нового клиента, когда цель общения с ним — привлечь внимание, то есть вызвать эмоцию интереса, но никак не сомнений.
Специалисты по работе с клиентами, у которых от природы развит эмоциональный интеллект, способны очень точно почувствовать отношение клиента к продукту или его настроение в целом и понять, как воздействовать на его эмоции таким образом, чтобы приблизить к покупке, а не отдалять.
Эмоции, которые должны вызвать ваши сотрудники, которые взаимодействуют с клиентами напрямую, — это интерес, доверие, восхищение, радость, предвкушение.
Давайте посмотрим, какие типичные ошибки делают сотрудники в работе с эмоциями клиента.
Пример. Вот вы предложили клиенту несколько вариантов товара, он задал вопросы (этап накопления информации по матрице принятия решения) про каждый, проанализировал и задумался — ушел на этап осмысления. Этот этап характерен падением энергии и в эмоциональном проявлении похож на грусть, апатию.
Фото с сайта knife. media
Видя такие эмоции у клиента, менеджер предполагает, что предложенные варианты ему не нравятся, и предлагает еще какую-нибудь альтернативу. Таким образом он выдергивает клиента в самое начало этапа принятия решения — на стадию накопления информации. Этот цикл может продолжаться бесконечно, пока клиент не устанет и в конечном счете не уйдет.
Менеджер же с развитым ЭИ, увидев такое состояние у клиента, с большей вероятностью задаст правильные вопросы: «Над каким вариантом размышляете? Что еще я могу сделать, чтобы помочь вам с выбором?»
Давайте рассмотрим еще один пример — работа с недовольным клиентом. Согласитесь, между фразами: «Не злитесь, мы сейчас решим вашу проблему» и «Да, понимаю, это действительно очень неприятно. Мы прямо сейчас разберемся в сложившейся ситуации» — настоящая пропасть. В первом случае негативный настрой клиента будет только усиливаться, во втором — снижаться. Со второй ситуацией можно работать дальше с уверенностью, что клиента вы не потеряете.
На продажи в компании влияет не только непосредственно процесс общения с клиентом, но и внутренние коммуникации в компании (как передается запрос, с какой скоростью его берут в работу, как между собой договорятся продажи и производство/склад). Безусловно, все эти вещи регламентируются структурой и процессами — добиться эффективности можно и административным ресурсом. Однако описать все невозможно, да и не нужно — компания забюрократизируется.
Эмоциональный интеллект — это не «вместо», это «вместе», со всеми остальными инструментами. То есть:
И так абсолютно со всеми процессами в компании. Без развитого ЭИ у сотрудников компании бизнес может быть вполне успешен, но существовать он будет за счет силы или жестких правил. А везде, где людям придется взаимодействовать не по регламенту, бизнес будет буксовать.
Люди с высоким уровнем ЭИ, как правило, обладают всеми этими качествами:
Понять, что у кого-то или у всех сотрудников в компании не хватает эмоционального интеллекта, можно по следующим признакам:
Фото с сайта ru.depositphotos.com
Хорошая новость в том, что эмоциональный интеллект — это способности. Их можно и нужно развивать. Лучше всего для этого подходят тренинги, тренажеры и т.д. — практически любая активность, в которой есть обратная связь. Многое можно почерпнуть из книг. Если хотите выбрать этот вариант, ищите практические книги, в которых будут предложены конкретные упражнения, и внедряйте их на уровень привычки. Например: «Ненасильственная коммуникация» Маршалла Розенберга или «EQ. Эмоциональный интеллект на практике» Джастина Барисо.
Для повышения уровня ЭИ можно использовать и простые приемы. Например: эффективно в течение нескольких недель вести дневник эмоций по часам и 4−5 раз в день фиксировать эмоцию и причину. Из игр вполне подойдут «Мафия», покер и другие игры, которые учат считывать партнера и распознавать изменение его реакций.
Но есть и плохая новость. Развитие и изменения в поведении происходят не быстро. Чтобы заметить существенную разницу, нужно как минимум несколько месяцев.
Источник