Эмоциональный интеллект для детей с овз

Условия для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

В статье доказывается необходимость создания специальных условий для решения комплекса коррекционно-развивающих и образовательно-вос­питательных задач в процессе динамического психолого-педагоги­ческого обучения и воспитания ребенка с нарушением интеллекта.

Скачать:

Вложение Размер
usloviya_dlya_razvitiya_emotsionalnogo_sotsialnogo_i_intellektualnogo_potentsiala_rebyonka_s_ovz.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

Условия для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка с ОВЗ

Теоретики отечественной дошкольной общей и коррекционной педагогики, психологи и педагоги П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин установили, что наиболее важными факторами детского развития являются процессы воспитания и обучения.

Венгер Л.А., Запорожец А.В., Зинченко В.П., Поддьков Н.Н. доказали значение создания особенных условий для каждого возрастного периода и вывели теорию об амплификации (обогащении) детского развития.

Давыдов В.В., Лисина М.И., Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б. доказали необходимость учитывать свойственную определённую ведущую деятельность ребёнка, отношение к окружающим людям, к действительности, назвав её теорией дифференциации процессов воспитания и обучения в зависимости от возрастного периода.

Репина Т.А., Рузская А.Г., Смирнова Е.О. вывели теорию о формировании личности ребенка в процессе сотрудничества с окружающими людьми.

В результате исследований учёных мы знаем о развитии ребенка, которое происходит по диалектическим законам, и каждый возрастной период значим для формирования его личности, определяет общий характер поведения ребенка, и, так называемые, «заделы» на будущее выражаются в психологических новообразованиях, появляющихся к концу данного возрастного периода; о необходимости «создания определенных условий для обогащения всех основных видов деятельности ребенка, характерных для каждого возрастного периода» (А.В. Запорожец).

Из исследований учёных Е.Р. Баенской, Т.А. Басиловой, А.Л. Венгер мы знаем, что у детей с нарушением интеллекта есть не только общие недостатки, но и особенные осложнения, связанные «с характером и выраженностью первичных нарушений, с особенностями вторичных отклонений и с индивидуальными особенностями психики и личности ребенка. Первичные нарушения вытекают непосредственно из биологического характера болезни, а вторичные отклонения возникают вследствие первичных нарушений. Их наличие и степень выраженности зависят от своевременности и адресности ранней коррекционной помощи, а также от ее целенаправленности и интенсивности.

По утверждению Л. С. Выготского, именно вторичные отклонения являются основным объектом психолого-педагогического изучения и коррекционного воздействия».

Л. С. Выготский в результате своих исследований так же утверждает, что «не только первичное нарушение определяет структуру и характер отклонений, но и условия воспитания, которые могут либо усиливать дефицитарность, либо способствовать ее сглаживанию или преодолению».

К числу общих проблем относятся социальная дезадаптированность детей, т. е. нарушение его связей с окружающими людьми, что приводит к затруднению взаимодействия с социальной средой. У всех детей с нарушениями развития отмечаются изменения приема информации, уменьшении способности к ее переработке. Для большинства из них характерен замедленный темп становления психических процессов (внимания, восприятия и представлений, памяти, мышления, речи, воображения); несформированность мотивационно — потребностной и эмоционально-волевой сферы; недостаточность моторного развития; снижение произвольности психических процессов, деятельности и поведения. Все эти особенности приводят к существенной задержке развития возрастных психологических новообразований, к их слабому совершенствованию и низкой завершенности на каждом возрастном этапе и к своеобразному становлению личностных качеств ребенка и его Я- концепции.

«Сгладить» недостатки и проблемы в развитии, в некоторых случаях даже устранить их может только своевременная помощь и коррекция, которая обеспечит полноценное развитие ребенка.

Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем с меньшими затруднениями будет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие. Оказание ранней комплексной помощи позволяет более эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии ребенка группы риска, тем самым смягчить вторичные отклонения.

По исследованиям А.В. Выготского, который вывел принцип системности, для исправления или сглаживания причин отклонений в психическом развитии ребёнка необходимо проанализировать как структуру нарушения, так и социальную ситуацию развития ребёнка, опираясь на диагностическое обследование.

Другими словами, для разработки стратегии коррекционного воздействия необходим системный подход, который предусматривает изучение ребёнка. На основе полученных сведений в процессе медико-психолого-педагогического обследования специалисты определяют пути коррекционного воздействия, учитывая уровень первичного нарушения, структуру вторичных отклонений, анализируют сущность трудностей ребенка, выделив факторы происхождения отклонений в целях устранения или ослабления остроты проблемы.

В итоге исследований целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушением интеллекта стало создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка, формирование его позитивных личностных качеств. Решаются задачи организации комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка для уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса и составления индивидуальной программы развития ребенка.

Создание специальных условий осуществляется в целях решения комплекса коррекционно-развивающих и образовательно-воспитательных задач в процессе динамического психолого-педагогического обучения и воспитания ребенка. При этом соблюдаются следующие требования:

содержание воспитания и обучения должно быть направлено на амплификацию (обогащение) развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;

задачи и содержание коррекционной работы с детьми учитывают структуру, степень и характер нарушений в развитии;

содержание и характер взаимодействия взрослых с детьми в разные периоды детства различны;

материально-технические и медико-социальные условия, предметно развивающая среда соответствуют образовательным и коррекционным задачам;

профессиональная подготовка специалистов направлена на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, коррекцию имеющихся у него отклонений. Кроме того, она должна постоянно совершенствоваться и соответствовать достижениям передовой науки и практики.

Воспитание и обучение детей осуществляется специально подготовленными учителями-дефектологами, воспитателями, музыкальными руководителями и инструкторами по физическому воспитанию, психологами, врачами, логопедами.

Все специалисты организуют свою работу на основе общих психолого-педагогических принципов:

принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;

принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребенка;

принцип генетический, учитывающий общие закономерности развития применительно к воспитанию и обучению детей с отклонениями;

принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности;

деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой «вызревают» психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка;

принцип раннего начала коррекционно-педагогического воздействия.

Каждый из специалистов осуществляет своё направление в методах воздействия не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других в соответствии со специальным учебным планом и программами, в том числе и лицензированными авторскими, где учитываются особенности ребёнка с нарушением интеллекта.

Для выработки единого стиля работы, для единого подхода к воспитанию каждого ребёнка особое внимание уделяется работе дефектолога и воспитателя. Единство работы заключается в необходимости

совместного изучения содержания программы обучения и воспитания и ссовместного составления перспективного плана работы;

в диагностическом изучении детей для анализа и планировании дальнейшей работы;

в совместной подготовке и участии в праздниках и развлечениях для раскрытия всех возможностей детей в итоге проведённой коррекционно-воспитательной работы;

в проведении работы с родителями, обдумывая и согласовывая все рекомендации родителям.

Большое значение имеет характер взаимодействия взрослого с ребёнком. Оно должно обеспечивать психологическую защищённость и комфортность каждому ребёнку в ходе коррекционно-педагогического процесса. При этом необходимо учитывать своеобразность психического развития, характерные отклонения, состав нарушений, актуальный и допустимый уровень развития ребёнка.

Протекание взаимодействия зависит от условий, в которых находится ребёнок и от изменений ведущей деятельности и ведущих мотивов. В раннем возрасте первостепенное значение имеет необходимость признания его успешности, что содействует образованию «Я — сознания».

В дошкольном возрасте содержание общения обусловлено игровыми и познавательными интересами, формирование которых являются главной целью педагога. В процессе общения педагог способствует развитию у ребёнка образа «Я — позиции», пониманию себя среди взрослых и сверстников, в окружающей природе, пространстве, времени. Взаимодействуя с дошкольниками, взрослый формирует познавательные и творческие умения и навыки, развивает его как личность: учит самостоятельности и непринуждённому осознанному положительному поведению, пониманию своих поступков, проявлениям познавательной активности.

Список использованных источников

  1. Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии. [Текст] : науч.-метод. пособие / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — СПб. : Каро, 2013. — 330, [1] с. — (Коррекционная педагогика). — Библиогр.: с. 324-329.
  2. Игры и игровые задания для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: практическое пособие / под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. — Москва : Инфра-М, 2016. — 108 с. ; 20 см. — (Практическая педагогика : ПП).
  3. Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: Методическое пособие / Филипповых Г.И., Лазуренко С.Б., Закрепина А.В., Тихонова Е.С., Стребелева Е.А., Кинаш Е.А., Вейс Ю.Н., Шалимова Т.И., Бутусова Т.Ю., Кремнева Е.А., Афанасьева Ю.А. ; Под редакцией Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. Москва : ЛОГОМАГ, 2013. — 242 с. : ил. — Библиогр.: с. 156-160.
  4. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. — Москва : Владос, 2008. — 256 с. : ил. ; 21 см. — (Коррекционная педагогика).
  5. Стребелева Е. А. Пути формирования наглядных форм мышления у дошкольников с нарушением интеллекта: монография / Е. А. Стребелева. — Москва : Инфра-М, 2016. — 207, [3] с. : ил. ; 22 см. — (Научная мысль). — Библиогр.: с. 188-199 (197 назв.)

Источник

Развитие эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ посредством театральной деятельности

Людмила Федина
Развитие эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ посредством театральной деятельности

Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества.

А самое главное — навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.

Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.

Современная специальная психология и педагогика все больше ориентируются на использование арт-терапии, а театральное искусство — это часть терапии. И как показывает практика, достаточно эффективное средство в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Такие дети зачастую лишаются возможности по-настоящему раскрыть свою индивидуальность; не умеют управлять своим телом и владеть своим голосом. Именно театр помогает ребёнку раскрыться, найти своё место среди сверстников и взрослых.

Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия, позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с развитием коммуникативных качеств личности, с созданием положительного эмоционального настроя, решением коррекционных задач обучения и воспитании. Театрализованная деятельность — это одна из форм освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка, его социализации.

У детей с ОВЗ наблюдается системное недоразвитие речи, познавательных процессов, наблюдается слабое моделирование отношений, они не проявляют активности для совместной деятельности, пассивны, эмоционально не устойчивы, не владеют умением общаться и договариваться. Конфликтные ситуации возникают часто и переходят в агрессию друг против друга.

Воспитанники отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Детям сложно понимать обращенную к ним речь, следовательно, и выполнять задания.

Театральная деятельность предполагает такой уровень и такое качество вовлечения детей в мир художественного произведения, когда дети радуются и огорчаются, восхищаются и негодуют, думают, сомневаются, решают проблемы вместе с героями произведений. Театр позволяет одновременно сделать далекое — близким, непонятное — понятным, безразличное — значимым.

Театр – искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника – своя творческая задача, даёт детям возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу.

Через театральную деятельность можно обратиться к эмоциональному опыту детей, учить их распознавать чувства, как свои, так и других людей, знакомить с основными эмоциями: радостью, страхом, гневом, грустью, обидой и т. д. Ребенок получает возможность быть главным действующим лицом, ощущать собственную значимость

Использование театрализованной деятельности позволяет не только знакомить их с миром прекрасного или расширять представления об окружающем, но и пробуждает способность к состраданию, сопереживанию, активизирует мышление, воображение, а главное помогает психологической адаптации ребенка в социуме, что помогает преодолеть робость, связанную с трудностями в общении, неуверенностью в себе.

Игровая роль — та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.

Очень часто материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки, несущие в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка.

Сказка, являясь одним из элементов культуры, создает возможности для развития творческого воображения ребенка, подключения его образного мышления к волшебному, и реальному плану.

Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.

Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с застен-чивостью.

Поэтому, в процессе системно и комплексно создаются условия для развития:

1. Познавательных способностей. Через разнообразную тематику, яркость сюжетов и богатство жанров художественных произведений. образность и яркость изображения окружающей действительности служит эффективным средством расширения знаний и ознакомления с миром и явлениями природы.

2. Интеллекта – это грамотные вопросы, поставленные к прочитанному художественному тексту, побуждают к размышлению.

3. Речи, так как в процессе театрализованной деятельности происходит обогащение и активизация словаря, совершенствование монологической и диалогической речи, формируется грамматика, отрабатывается «звуковая сторона речи».

4. Творческого воображения. Ведь театрализованную деятельность дети нередко вводят новые сюжеты, порой не связанные друг с другом, иногда в реальные события включают моменты из прочитанных сказок, рассказов, вплетают новые сюжетные линии, меняют зачин, концовку.

5. Памяти. Заучивание монологов и диалогов персонажей, описаний явлений природы прекрасно тренирует произвольную память. Постепенно увеличивается и ее объем.

6. Нравственных качеств. Известно, что художественные произведения имеют богатое этическое содержание. В них ярко раскрываются и обсуждаются такие качества, как доброта, честность, отзывчивость, надежность, смелость и другие, осуждаются и критикуются ложь, предательство, трусость.

7. Эстетического вкуса. Красочное оформление спектакля, подготовка декораций, костюмов способствует развитию чувства прекрасного.

8. Эмоций. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоционально-чувственное развитие ребенка. Яркость образов, эмоциональность передачи чувств и переживаний героев не могут оставить равнодушной детскую душу. Участвуя в постановке, дети учатся передавать различные эмоции и чувства

Следует отметить, что драматизация помогает преодолеть пассивность, которая характерна для детей с ОВЗ: во время подготовки и проведения театрализованных постановок такие дети попадают в атмосферу непринужденного общения и дружеской обстановки, тем самым подсознательно стремясь внести свой вклад в общее дело.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

Игра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций» Ирина Сорокоумова Здравствуйте дорогие ребята и родители! Я очень рада Вас приветствовать! — Ребята, а какое настроение сегодня у Вас?.

Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста». Форма проведения «Гайд-парк» Уважаемые коллеги, предлагаю очередной тематический совет, который прошёл у нас в детском саду. Тема очень сложная. Во всех нормативных.

Источник

Читайте также:  Что чувствуешь когда ударили ножом
Оцените статью