Эмоциональный интеллект дети конспекты

Содержание
  1. Конспект по формированию компонентов эмоционального интеллекта план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  5. Интегрированная НОД по развитию эмоционального интеллекта с детьми старшей группы. план-конспект занятия (старшая группа) на тему
  6. Скачать:
  7. Предварительный просмотр:
  8. Эмоциональный интеллект ребёнка
  9. Елена Петрусенко
  10. Историческая справка
  11. Особенности эмоционального интеллекта детей
  12. Зачем развивать
  13. Как определить уровень эмоционального интеллекта
  14. Методика ЭмИн
  15. Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»
  16. Тест Холла
  17. Тест SREIT
  18. Тест ЭмIQ–2
  19. Как развивать эмоциональный интеллект
  20. Игры на развитие ЭИ
  21. «Кубик настроений»
  22. «Зеркало»
  23. «Я радуюсь, когда. »
  24. Упражнения на работу с эмоциями
  25. «Подушка злости»
  26. «Дневники добра»
  27. Какие книги можно почитать
  28. Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:
  29. Если хотите почитать с ребёнком:
  30. Интересное по рубрике
  31. Найдите необходимую статью по тегам
  32. Подпишитесь на нашу рассылку
  33. Мы в инстаграм
  34. Рекомендуем прочитать
  35. Реальный опыт семейного обучения

Конспект по формированию компонентов эмоционального интеллекта
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)

Формирование компонентов эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте — актуальное и важное направление психолого-педагогической работы.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya_solnechnaya_osen.docx 20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Солнечная осень» из программы

по формированию компонентов эмоционального интеллекта

в старшем дошкольном возрасте.

Цель – развитие эмоционально-волевой сферы детей.

  1. Формирование положительной самооценки, уверенности в себе;
  2. Воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу;
  3. Развитие навыка взаимодействия;
  4. Развитие мелкой моторики рук;
  5. Развитие межполушарного взаимодействия.

Оборудование: мягкая игрушка солнышко, сделанные из картона основы для солнышка, прищепки, напольная мозаика, пластилин, нарисованный на бумаге ствол дерева.

Ход занятия. Дети заходят в кабинет. Психолог начинает говорить о занятии, а потом вспоминает, что что-то забыл. Поздороваться!

Сядем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень,

Всем «Привет» и «Добрый день»,

Если каждый улыбнется,

День по-доброму начнется.

Психолог: «Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Надеюсь, и вы тоже рады. Поприветствуем друг друга: передайте по очереди по кругу свои сияющие улыбки соседу справа. Молодцы! Вы заметили, в кабинете сразу стало светлее от наших улыбок».

— Ребята, посмотрите, кто заглянул к нам в гости?! (демонстрация мягкой игрушки солнышко, включение солнечных зайчиков). А скажите мне, какое сейчас время года? Правильно, на улице осень, скоро наступит…. зима. Но солнышко еще радует нас своим ласковым теплом.

— Скажите мне, пожалуйста, какое настроение у солнышка?

— А почему вы так решили?

— А покажите, пожалуйста, как вы улыбаетесь как солнышко? А теперь рассердитесь, как осенняя туча… А испугаться как зайка, который увидел серого волка, сможете? А разозлиться, как Бармалей у вас получится? А огорчиться как Пятачок, у которого шарик воздушный лопнул? А теперь снова радуемся, как солнышко. Умницы, у вас все отлично получилось!

3. Основная часть

— Ребята, посмотрите, а солнышко наше пришло не с пустыми руками. Что это такое (демонстрация картонных основ для солнышка)?

— Колобок, тарелка, мяч, солнышко…

— Вы правы, эти круги похожи и на колобка, и на мяч. Сейчас мы с вами станем волшебниками и превратим эти круги в настоящие солнышки. Для этого прикрепим к ним прищепки, это будут лучики нашего солнца. Какого цвета могут быть лучики у солнышка? (Желтые, красные, оранжевые). Молодцы, как хорошо у вас получается. Прикрепляйте прищепки поочередно то правой, то левой рукой.

— Солнышко говорит, что увидело, как вы самостоятельно по одному умеете хорошо выполнять задания. А теперь хочет посмотреть, сможем ли мы из этой мозаики дружно и весело собрать одно большое солнышко. И чтобы у нас все получилось, работать надо очень дружно. (Дети вместе собирают солнышко из крупной напольной мозаики).

— А теперь мы с вами наше солнышко удивим и сделаем для него подарок. Посмотрите, здесь на столе лежит нарисованное дерево. Но на нем нет ни одного листочка! Что же делать? К сожалению, у меня нет ни красок, ни карандашей, чтобы их дорисовать, а только пластилин. Как вы думаете, мы сможем с его помощью украсить наше дерево? А как? Правильно, вы будете отрывать небольшие кусочки пластилина и приклеивать их к веткам дерева. Какое красивое и необычное дерево у нас получилось! Это все потому, что вы делали его вместе, весело и дружно!

— А теперь я предлагаю вам порисовать нашими волшебными мелками? Садитесь в круг на ковре, поворачивайтесь друг к другу спинами и рисуйте на них пальчиком солнышко с лучиками. Вы ведь помните, что рисовать волшебными мелками надо очень нежно, спокойно и аккуратно. Нарисуйте солнышко правой рукой, а теперь левой. Повернитесь в другую сторону и нарисуйте солнце на спине соседа слева сперва правой рукой, а потом левой. Молодцы! Понравилось? А что больше понравилось: рисовать самим или чувствовать, как на вашей спине рисуют?

— Как много дел мы с вами сделали, столько всего успели! Но вот наш день подходит к концу, темнеет, на небе вместо солнца появляется луна (выключаются солнечные зайчики, затем свет), наступает….

— Правильно, наступает ночь. А что мы ночью делаем?

4. Заключительная часть

— Я предлагаю и вам отдохнуть. Ложитесь на ковер, головами в центр. Подскажите мне, ночью на небе рядом с луной появляются…

— Посмотрите, и на нашем ночном небе появляются звезды (включается световое панно «Звездное небо»). Они ярко сияют, меняют свои цвета. А вы знаете, что глядя на звездное небо, можно загадывать желание? Сделайте глубокий вдох, выдох… звездочки, мы хотим вырасти добрыми и умными, здоровыми и счастливыми, храбрыми и смелыми, стать хорошими друзьями, пусть мамы и папы всегда гордятся нами. Вы заметили, самая большая звездочка подмигнула нам? Значит, наше желание обязательно сбудется. Сделайте глубокий вдох, выдох…Отдохнули? Хорошо, молодцы.

— На этом наше занятие подошло к концу. Вспомним, что интересного сделали сегодня. Мы смогли сделать маленькие солнышки? Смогли! Мы – молодцы! Мы собрали одно большое солнце? Да, у нас получилось! Мы сделали разноцветное осеннее дерево из пластилина? Да! И даже порисовали волшебными мелками на спинах своих друзей! Молодцы!

— Скажите, пожалуйста, что вам понравилось больше всего? (дети в кругу обмениваются мнениями). Спасибо вам, ребята, до встречи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ).

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российским.

Эссе о формировании эмоционального интеллекта дошкольника.

Выступление на научной конференции.

В статье представлен краткий теоретический обзор условий формирования эмоционального интеллекта.

5 заповедей Я. Карчака:1. Любить ребёнка вообще. а не тоько своего собственного.2. Наблюдать ребёнка.3. Не давить на ребёнка.4. Быть честным с сабой. чтобы быть чествнм с ребенком.5. Познать себ.

Создание эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности.

Источник

Интегрированная НОД по развитию эмоционального интеллекта с детьми старшей группы.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Задачи:

— развивать навыки экспериментирования;

— развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, любознательность;

— обогащать словарный запас дошкольников;

— развивать умение работать в небольшой группе;

— мотивировать детей на познание собственного эмоционального мира;

— упражнять в определении базовых эмоций (радость, удивление, злость);

— формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями, умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение;

обогащать творческий потенциал детей.

Скачать:

Вложение Размер
nod_istoriya_odnoy_shlyapy.docx 23.05 КБ

Предварительный просмотр:

«История одной шляпы»

— познакомить детей с историей появления шляпы;

— развивать навыки экспериментирования;

— развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, любознательность;

— обогащать словарный запас дошкольников;

— развивать умение работать в небольшой группе;

— мотивировать детей на познание собственного эмоционального мира;

— упражнять в определении базовых эмоций (радость, удивление, злость);

— формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями, умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение;

— обогащать творческий потенциал детей.

Педагог: Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть сегодня.

— Давайте познакомимся! Меня зовут Елена Ивановна.

— Теперь, когда я вверх подниму платочек, вы громко все вместе произнесёте своё имя. Какие у вас весёлые, звонкие, дружные голоса.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Педагог: А поближе нам с вами познакомиться поможет моя любимая волшебная шляпка.

Нравится она вам? У неё есть своя история. Хотите её узнать?

Моя шляпка живёт на свете не одна. У неё были бабушки и дедушки, тёти и дяди, есть даже братья и сёстры.

2. Основная часть .

  1. Давным-давно люди жили в пещерах. Вместо головных уборов они использовали листья больших растений или шкуры животных.
  2. Позднее люди стали делать шляпы из соломы. Впервые они появились в Древней Греции. Были они прочными, как вы думаете?
  3. Поэтому позже, люди стали делать шляпы из ткани, кожи, меха. Украшали их перьями, цветами. Даже целые корабли иногда помещались на голове барышень.
  4. Парикмахеры даже придумали шляпу – причёску. И иногда они были такими высокими, что дамы с трудом помещались в карету.
  5. Так выглядели мужские шляпы (котелок, цилиндр)

Рассказ о традиции снимать шляпу в помещении.

  1. Посмотрите, как выглядят современные изделия. На что они похожи?

— Как называли мастера по изготовлению шляп? (шляпник, совр. – модельер, дизайнер)

— Для чего служила и служит шляпа человеку?

— Ребята, шляпа может не только защищать человека, служить для красоты, но и … создавать настроение. Об этом нам расскажут родственники моей шляпки, которые тоже здесь присутствуют.

Звучит весёлая музыка.

— Чей головной убор сейчас появится? (клоуна)

Какое настроение она дарит?

— Как выглядит весёлый человек?

— Найдите подходящий смайлик.

— Кто эту шляпу надевает, со всеми весело играет!

— А для игры у нас есть… (загадка)

Зонтик разноцветный, белый,

И большой и очень смелый,
Я по воздуху летаю,

С облаков людей спускаю.

Педагог: Да, у нас есть весёлый разноцветный парашют.

— Выбирайте себе любимый цвет и крепко держитесь за его края. Поднимаем вместе парашют вверх, опускаем вниз.

Игра «Сильный ветер — слабый ветер».

Игра «Ветер дует на…»

Ветер дует на мальчиков (садятся под парашют).

А теперь — на девочек…

Игра «Полёт». Парашют летит вправо (лёгкий бег с ускорением), затем смена движения.

Игра «Приземление» (парашют сам приземляется, мы считаем)

Игра «Кто быстрее?» (сворачиваем пособие руками, разделившись на 2 команды)

Звучит загадочная, таинственная музыка.

— А это чьё настроение? (появляется шляпа фокусника — цилиндр)

Она дарит не только радость, но и удивление (ищут смайлик с эмоцией удивления), превращение.

Кто к ней прикоснётся, научится говорить без помощи языка, только с помощью мимики и жестов.

— Что такое «мимика» (движение мышц лица)

— Что такое «жесты»? (движение рук, ног, тела)

Волшебной шляпой я вращаю,

Всех вас в гномов превращаю.

— Я буду рассказывать о вас историю, а вы изобразите её с помощью мимики и жестов

Любили гномы весело шагать,

Прыгать, веселиться и в снежки играть.

А по утрам другу руку пожимать.

Жителям леса всегда помогали,

Шишки для белок они собирали.

Птиц рябиною кормили,

Новые кормушки им сколотили.

Искали путь тому, кто потерялся,

Чтобы в беде никто не оставался!

Когда за зимой приходила весна,

Лес просыпался от глубокого сна,

Гномы всех волшебством удивляли,

Подснежники дружно в лесу распускали!

— Возвращаем нашу речь. Почему этот цветок так называется? Когда он появляется? (первоцвет)

— Перед вами ещё не распустившиеся подснежники.

Эксперимент: опускаем их в ванночку с водой и наблюдаем, как «распускается» цветок.

Дети высказывают предположения, почему цветок распустился (вода пропитывает бумагу, наполняет места сгибов и лепестки выпрямляются).

Волшебной шляпой я вращаю, гномов снова в ребят превращаю.

Звучит страшная музыка.

— А это что за шляпа? (появляется пиратская шляпа — треуголка)

Как вы думаете, почему у пиратов именно такая шляпа? (потому что поля мешали бы стрелять, в ней легко спастись от дождя, выгрести воду в шлюпке, если она течёт)

Изобразите пиратов (они машут руками, хмурятся, угрожают, топают ногами). Сожмите крепко руки в кулачки и резко расслабьтесь.

Как выглядит злой человек? (брови сдвинуты, рот сжат…)

Бываете вы такими сердитыми?

Игра «Конструктор эмоций»

— У меня есть необычный конструктор. Собрать нужно будет лицо пирата. Найдите себе пару.

— Красивый человек, когда злится? Нужны нам такие эмоции?

— Они будут нам мешать общаться, дружить, радоваться. Ведь с каким лицом мы обращаемся к человеку, так и он нам отвечает.

— Поменяйте эмоции, превратите их в добрых людей.

Какие добрые поступки могли бы совершить пираты? (придумывание историй)

Понравилось сегодня вам наше знакомство?

— Я узнала, что вы многое умеете. Вы весёлые и добрые ребята.

— Что вас порадовало?

— Какое у вас настроение? Нарисуйте его на воздушных шариках. С кем бы вы поделились своим настроением?

Звучит песенка «От улыбки хмурый день светлей», дети рисуют на шариках.

Источник

Эмоциональный интеллект ребёнка

Вместе с психологом рассказываем, что это такое и как и зачем его развивать.

Елена Петрусенко

Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми. Знает, как помочь ученикам с низким эмоциональным интеллектом.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.

Историческая справка

Именно такое определение впервые ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году в своей статье с одноимённым названием. Чуть позже к команде присоединился Дэвид Карузо, который стал автором единственного признанного научным сообществом теста для определения уровня ЭИ – MSCEIT (The Mayer Salovey Caruso Emotional Intelligence Test).

Авторы выделили четыре составляющие ЭИ:

  • восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу;
  • понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью;
  • управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;
  • использование — активизация мозга с помощью эмоций.

В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (EQ).

Особенности эмоционального интеллекта детей

Особенности ЭИ младших школьников:

  • непосредственны и откровенны;
  • оптимистичны и позитивны;
  • легко эмоционально отзываются на события;
  • чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок;
  • резко меняют эмоциональный настрой;
  • незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции.

Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со слабым выражением эмоций.

Особенности ЭИ подростков:

  • нестабильно проявляют эмоции и чувства, с которыми не всегда могут совладать;
  • осознают собственную исключительность и неповторимость;
  • противопоставляют себя окружающим, что приводит к конфликтам;
  • не понимают, что происходит с их эмоциональным состоянием.

Зачем развивать

Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте.

Родительские установки «не кричи», «не смейся так громко», «не злись» и им подобные приводят к понижению ЭИ, так как родитель как бы запрещает ребёнку чувствовать и проявлять эмоции.

Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.

Зачем это детям:

  • поможет в общении;
  • повысит продуктивность в учёбе;
  • научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
  • укрепит уверенность в себе;
  • позволит быстро принимать решения.

В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена каждая эмоция. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее описание в круге. Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных реакциях.

Как определить уровень эмоционального интеллекта

Эти методики и тесты может использовать родитель ещё до похода к специалисту, чтобы определить уровень на момент «сейчас». После коррекционной работы нужно пройти тест ещё раз, чтобы оценить результат.

Методика ЭмИн

Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых ребёнок должен выбрать ответ из четырёх возможных, от «полностью согласен» до «полностью не согласен».

Результат скажет о межличностном и внутриличностном ЭИ.

Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»

За 15 минут ребёнок должен дорисовывать детали к трём фигурам, чтобы получить картинку со смыслом.

Результат выявит эмоциональную ориентацию ребёнка на мир людей или вещей.

Тест Холла

Опросник предлагает 30 утверждений, на которые нужно ответить от +3 (полностью согласен) до −3 (совершенно не согласен) баллов.

Результат подсчитывается по шкалам, показывает уровень эмоциональной осведомлённости, управления эмоциями, самомотивации, эмпатии и управления эмоциями других людей.

Тест SREIT

Опросник из 33 утверждений, которые нужно оценить от 1 (совершенно не про меня) до 5 (точно про меня) баллов.

Результат говорит об общем уровне ЭИ и трёх компонентах: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.

Тест ЭмIQ–2

Опросник из 66 вопросов, в каждом из которых пять вариантов ответов.

Результат сообщает об общем уровне ЭИ и пяти компонентах: самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость и самооценка чуткости.

Если уровень развития ЭИ ребёнка средний и ниже, отчаиваться не стоит. ЭИ подвижен, и его можно развивать.

Как развивать эмоциональный интеллект

Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития ЭИ. Задания не должны казаться ребёнку полноценными занятиями.

Игры на развитие ЭИ

«Кубик настроений»

Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.

«Зеркало»

Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и командами.

«Я радуюсь, когда. »

По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда. ». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.

Упражнения на работу с эмоциями

«Подушка злости»

Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.

«Дневники добра»

Для отслеживания позитивных эмоций составьте:

  • «Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;
  • «Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;
  • «Дневник успеха», который помнит только хорошее.

После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и родители смогут наблюдать ребёнка, который:

  • обладает богатым эмоциональным словарём;
  • не стремится к совершенству и перфекционизму;
  • не позволяет другим портить себе настроение;
  • способен переключаться от негатива к позитиву;
  • наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую;
  • умеет отказывать;
  • может увлекаться делом и не ждать при этом награды.

Развитием эмоционального интеллекта чаще всего занимается психолог. Правда, это понятие ЭИ достаточно молодое: в России им стали интересоваться буквально несколько лет назад. Поэтому, возможно, у вашего школьного психолога ещё не было такой практики. Тогда вы можете взять эту функцию на себя или доверить её профессионалам.

Например, в «Домашней школе Фоксфорда» есть наставники — персональные помощники семьи, которые знают ответы на все вопросы по обучению и помогают ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки», которые помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. К ним относится и эмоциональный интеллект. А ещё есть психолог, который помогает справиться со сложными ситуациями.

Какие книги можно почитать

Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:

  • Джон Готтман, Джоан Декклер «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей»;
  • Анна Быкова «Как подружить детей с эмоциями. Советы “ленивой мамы”».

Если хотите почитать с ребёнком:

  • Седрик Рамадье «Моя книжка злится», «Моей книжке страшно»;
  • Жо Витек, Кристин Руссе «Большое маленькое сердце»;
  • Жаклин Крупи, Джен Портер, серия книг «Я такой разный»;
  • Корнелия Спилман «Когда я злюсь»;
  • М. Лебедева «Радуюсь, злюсь, боюсь. Азбука развития эмоций»;
  • серии книг «Капризные сказки» и «Книга первых чувств» издательства «Феникс-Премьер».

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Интересное по рубрике

Найдите необходимую статью по тегам

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

Посмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

Звонок по России бесплатный

Пишите нам письма

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Источник

Читайте также:  То чувство когда хочешь уснуть
Оцените статью