Эмоциональный инфантилизм у взрослых это

Эмоциональный инфантилизм у взрослых это

Термин «инфантилизм» был введен E . Lasegue в 1864 г. Он обозначает относительно равномерную задержку темпа психического и физического развития человека.

Психический инфантилизм — незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности. У детей психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, присущих более младшему возрасту. Но в раннем возрасте признаки эмоционально-волевой незрелости и снижение уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме по существу можно говорить лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда присущие психическому инфантилизму особенности начинают выступать более отчетливо. Достаточно типичными для детей этого возраста являются преобладание игровых интересов над учебными, непонимание и неприятие школьной ситуации и связанных с ней дисциплинарных требований, что приводит к социальной и школьной дезадаптации.

Во взрослой психиатрии симптомы психического инфантилизма рассматриваются в рамках изменений личности при различных психических заболеваниях (E. Kraepelin).

По отношению к детям с задержками развития термин «психический инфантилизм» был введен в начале XIX в. немецким психиатром G. Anton, но он рассматривал его как «парциальный инфантилизм» (в отличие от «тотального инфантилизма» при олигофрении). В отечественной психиатрии эта тема получила свое развитие в трудах М. О. Гуревича, Г. Е. Сухаревой, В. В. Ковалева, К. С. Лебединской и др.

В раннем детском возрасте в связи с присущей ему физиологической гипертимией и большой зависимостью эмоциональных характеристик от условий социальной среды воспитания и индивидуальных особенностей установление психического инфантилизма, особенно его легких форм, затруднено. Однако педиатры и неонатологи [Долецкий С. Я., 1976; Гаврюшов В. В., 1982] отмечали инфантильные особенности эмоционально-волевой сферы и личности детей, формирующиеся в условиях длительной и частичной госпитализации, при повторных хирургических операциях и др. Исходя из анализа психологических и психопатологических проявлений, М. О. Гуревич (1932) и В. В. Ковалев (1985) считали, что наряду с эмоционально-волевой незрелостью для психического инфантилизма в детстве характерны «моторный инфантилизм» и большая или меньшая пограничная интеллектуальная недостаточность. Динамика и исходы психического инфантилизма изучены недостаточно и требуют специальных исследований.

Распространенность психического инфантилизма, по данным психиатрической эпидемиологии детского возраста, довольно значительна —1,6 %.

Причинами психического инфантилизма чаще всего являются относительно легкие поражения головного мозга — инфекционные, токсические и другие, включая травмы и асфиксию плода. Особенно неблагоприятными считаются в этом отношении последний триместр внутриутробного периода и период родов. Предполагается также избирательность поражения функциональных систем головного мозга, определяющаяся асинхронностью их интенсивного формирования и тропностью действия того или иного фактора в соответствующий, наиболее чувствительный период. Не меньшая роль в генезе инфантилизма отводится и конституционально-генетической предрасположенности, а также психогенным факторам в виде особенностей воспитания — гипо- или гиперопеки, деспотического воспитания и т. п. [Лебединская К. С., 1982; Ковалев В. В., 1985].

Различают 4 основных варианта инфантилизма: гармонический (простой), дисгармонический, органический и психогенный.

Наиболее существенными признаками психического инфантилизма является эмоционально-волевая незрелость, которая выражается в несамостоятельности, повышенной внушаемости, стремлении к получению удовольствия от игровой деятельности, беспечность, незрелость чувства долга, ответственности, неумение подчинять свое поведение требованиям, неспособность сдерживать проявления чувств, волевого напряжения. Предпосылки психического инфантилизма в первые годы жизни: слабый уровень мотиваций, низкий исследовательский интерес, симбиотическая привязанность к матери, отсутствие стремления к самостоятельности. О снижении темпа созревания эмоциогенных структур мозга свидетельствуют длительно сохраняющаяся диффузная, склонная к генерализации общая двигательная, мимическая и вокальная реакции на раздражители, замедление дифференциации эмоций, незрелость тонкой моторики на фоне двигательной расторможенности и т. д.

Простой гармонический инфантилизм — равномерная задержка темпа и физического и психического развития, проявляющегося в первую очередь незрелостью эмоционально-волевой сферы, а затем и личности в целом. Считается, что созревание в этом случае отстает от нормы на 1—3 года. Это отражается как на поведении ребенка, так и на его возможностях социальной адаптации. Клиническая картина простого инфантилизма характеризуется чертами незрелости, «детскости» в соматическом и психическом облике. Дети выглядят младше своего возраста и отличаются грацильностью. Им свойственны живая, но поверхностная любознательность, общие нестойкие интересы к окружающему. При полноценном интеллекте отмечается неразвитость интеллектуальных интересов, своего рода диспропорциональность: неутомимость в игровых действиях и быстрая отвлекаемость, утомляемость при выполнении заданий, требующих интеллектуального, волевого усилий и терпения. В связи с этим при поступлении в школу у детей с простым инфантилизмом в ответ на обычные учебные задания могут возникать невротические реакции и нарушения поведения. Возрастная динамика гармонического инфантилизма относительно благоприятна. Постепенно приобретаются индивидуальная активность и самостоятельность, появляются исследовательские и творческие элементы в деятельности, дополняемые воображением и фантазией. Проявления простого психического инфантилизма уменьшаются или полностью исчезают приблизительно к 10 годам. В тех случаях, когда инфантилизм сочетается с пограничной интеллектуальной недостаточностью, наступает ее компенсация. Тем не менее, видимо, прав В. В. Ковалев (1985), который считает, что полной нормализации личностных свойств не наступает и простой инфантилизм, отмечаемый в детском и пубертатном возрасте, сменяется личностной дисгармонией и завершается акцентуацией характера или психопатией преимущественно неустойчивого или истероидного типа. Простой инфантилизм в клинической практике встречается редко и чаще на уровне субклинического состояния.

Читайте также:  Перечислите высшие чувства формируемые у младшего школьника

Дисгармонический инфантилизм отличается сочетанием признаков психической незрелости, свойственной простому инфантилизму с отдельными патологическими чертами характера, такими как аффективная возбудимость, конфликтность, лживость и хвастовство, эгоизм, капризность, повышенный интерес к социальным эксцессам. Отдельные патологические черты характера обнаруживаются уже на 1—2-м году жизни в виде упрямства, реакций протеста, стремления настоять на своем, обидеть близких, сделать им больно. У детей старшего возраста черты незрелости эмоционально-волевой сферы «перекрываются» девиантным поведением и патологическими чертами характера. Структура и возрастная динамика дисгармонического инфантилизма позволяют расценивать его как этап формирующейся психопатии.

Наиболее распространенным вариантом органического, или психического, инфантилизма является инфантилизм, связанный с психоорганическим синдромом. Он развивается вследствие органического повреждения мозга. Поскольку нередко речь идет о внутриутробном повреждении плода, то при этом типе инфантилизма часто встречаются множественные стигмы дизморфогенеза — низкорослость, дискрании, дизотия, высокое небо, неправильный рост волос, зубов и т. п. Клиническая картина этой формы инфантилизма чрезвычайно полиморфна и определяется выраженностью других психопатологических симптомов органического поражения головного мозга. Эмоционально-волевая незрелость, как и при простом инфантилизме, проявляется детскостью поведения, суждений, наивностью, внушаемостью, преобладанием игровых интересов, неспособностью к занятиям, требующим волевого усилия. Особенности интеллектуальной деятельности в этих случаях — инертность и плохая переключаемость мыслительных процессов. Кроме того, отмечаются снижение эмоциональной живости и яркости эмоций, поверхностность эмоциональных привязанностей, бедность воображения. Игровую, а затем и учебную деятельность характеризуют однообразие и малая заинтересованность в оценке своих действий, отражающая низкий уровень притязаний. Наряду с этим наблюдаются некритичность, двигательная расторможенность и элементы психопатоподобного поведения. Пограничная интеллектуальная недостаточность у этих детей выражена в большей степени, чем при других формах инфантилизма: задерживаются в развитии предпосылки интеллектуальной деятельности — внимание, память, психическая работоспособность. Но эти расстройства, имея некоторое сходство с легкими формами умственной отсталости, отличаются от дебильности преобладанием признаков эмоционально-волевой незрелости и меньшей пораженностью собственно интеллектуальных функций (таких как способность к обобщению и абстрагированию).

К осложненным вариантам органического инфантилизма относятся его церебрастенический, невропатический и диспропорциональный варианты, а также инфантилизм при эндокринопатиях. При церебрастеническом варианте эмоционально-волевая незрелость сочетается с симптомами раздражительной слабости и мягкой интеллектуальной недостаточности. Невропатический вариант осложненного инфантилизма характеризуется превалированием астеноневротических явлений в виде повышенной тормозимости, пугливости, робости, внушаемости, неуверенности в себе, трудности адаптации в детских коллективах с симптомами выраженной соматовегетативной дизрегуляции. При эндокринных вариантах клиническая картина определяется сочетанием признаков инфантилизма с особенностями психики, типичными для того или иного типа гормональной дисфункции. Так, при гипогенитализме характерны черты инфантилизма в сочетании с вялостью, медлительностью, несобранностью, рассеянностью, бесплодным мудрствованием. При гипофизарном субнанизме признаки незрелости сосуществуют с чертами старообразности в физическом и психическом облике, склонностью к педантизму, рассуждениям со слабостью волевого усилия, расстройствами внимания и логической памяти.

Исходя из особенностей эмоционально-волевой незрелости, К. С. Лебединская выделяет неустойчивый и тормозимый варианты органического инфантилизма.

Недостаточно изученным остается особый вариант инфантилизма — психогенный инфантилизм [Кириченко Е. И., 1979; Лебединская К. С., 1982]. Этот вариант рассматривается как выражение аномального формирования личности в условиях неправильного воспитания. Формирующиеся в случаях депривации аффективная незрелость и повышенная лабильность, отсутствие внутренних запретов определяются неправильным воспитанием или длительной эмоциональной и социальной фрустрацией. С возрастом формируется эмоционально-незрелая личность. При воспитании по принципу гиперпротекции наряду с инфантильностью ярко выступает эгоцентризм, неумение считаться с окружающими, крайняя несамостоятельность, пассивность, психическая невыносливость, неспособность к напряжению. Деспотичное воспитание детей с физическими наказаниями и постоянными запретами способствует выработке и закреплению эмоционально-волевой незрелости в виде сниженной инициативной активности, недостаточной самостоятельности, нерешительности. Но всем разновидностям психогенного инфантилизма свойственны социальная незрелость личности в виде недостаточности или отсутствия высших этических установок и системы идеалов. У таких детей остаются недостаточно сформированными позитивно направленные социальные и интеллектуальные интересы, потребность в труде, чувство долга, отмечается искаженное понимание своих социальных обязанностей, своего будущего. Все это составляет основу девиантного поведения таких детей.

Дифференциальный диагноз всех форм инфантилизма проводится прежде всего с умственной отсталостью и расстройствами поведения различного генеза. В отличие от умственно отсталых у детей с инфантилизмом отмечается более высокий уровень абстрактно-логического мышления, они способны использовать помощь в мыслительной деятельности, переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи и объекты, более продуктивны в самостоятельных видах деятельности. Если при инфантилизме имеет место интеллектуальная недостаточность, то ее динамика в отличие от таковой при умственной отсталости характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности. Вместе с тем у детей старшего возраста при наличии неблагоприятных средовых факторов возможна отрицательная динамика простого инфантилизма. Для отграничения простого инфантилизма от дисгармонического, являющегося базисом психопатий, имеет значение отсутствие при нем аффективной возбудимости, эксплозивность, нарушений влечений, расстройств социального поведения. Достаточно сложно отграничить органический инфантилизм от осложненных форм умственной отсталости. Главным критерием следует считать преобладание при органическом инфантилизме нарушений предпосылок интеллектуальной деятельности (памяти, внимания, вербального и невербального интеллекта, психической работоспособности, темпа и подвижности психических процессов), тогда как возможности самой интеллектуальной деятельности нарушены значительно меньше. Если оценивать динамику инфантилизма в целом, то она преимущественно благоприятна. Проявление выраженной личностной эмоционально-волевой незрелости с возрастом имеет тенденцию к редуцированию или становится частью синдромов преимущественно пограничной психопатологии.

Читайте также:  Прикольные фразы про жизнь для поднятия настроения

Источник

Личностный инфантилизм взрослого человека

Инфантилизм личностный (от лат. infantilis — младенческий, детский) — сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, которому свойствен инфантилизм личностный (инфантил), при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.).

Мнения специалистов…… и другие мнения

Одним из наиболее важных факторов развития психического инфантилизма являются родители человека, которые недостаточно серьёзно относятся к человеку в детстве, не позволяя принимать самостоятельные решения — тем самым ограничивая подростка (но не ребёнка) в свободе. То есть в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители.

Мужской инфантилизм называют в среде психологов еще «синдромом Питера Пэна». Молодые люди, страдающие этим психическим нарушением, достигнув возраста восемнадцать и даже тридцать пять лет, поведением своим более походят на десятилетних малышей. Это завзятые эгоисты, которым свойственно отрицание всего и вся, они не задумываются о будущем, о последствиях своих действий, стараются как можно меньше думать о реальной жизни, большинство времени занимаются играми, не пытаются вникать ни в какие проблемы. Мужчина, страдающий этим нарушением, может писать стихи, картины или музыку, он склонен к нервозности, а также является больше зрителем, чем участником жизненного процесса. Имея потенциал, мужчина не в состоянии его реализовывать. Это и загоняет его в рамки поведения ребенка, даже не пытаясь развивать свои способности. Такие люди любят помечтать, со временем они начинают ворчать на окружающих и искать причины своих неудач в них. Для того чтобы отвлекаться от собственных неудач, такой мужчина увлекается компьютерными играми, просмотром телепередач или иными «бесполезными» с точки зрения близких занятиями, вырывающими его из действительности.

Некоторые мужчины подсознательно выбирают для себя подобную линию поведения в надежде навсегда остаться ребенком, не постареть. Но это тупиковый путь, так как надлежащее место в жизни могут занять лишь совершенно зрелые с психологической точки зрения люди. Остальные же станут своего рода изгоями в обществе. Но все не так безнадежно. Существуют специальные психотерапевтические методики, позволяющие человеку, страдающему инфантилизмом, побороть этот недуг. Конечно, если он сам этого очень хочет.

«Инфантилизм жизненной позиции»? Или … хорошо работающий инстинкт самосохранения? Критический анализ одного негативного «диагноза»

Почему некоторые люди живут вроде бы — плохо, но делать с этим ничего не хотят и практически никогда не делают. Распространённая такая проблема, не так ли. «Высокая психотерапия» объясняет сей парадокс тем, что у некоторых людей, которые себя вот таким образом проявляют, имеется одно базовое личностное нарушение. И называется это базовое личностное нарушение — инфантилизмом жизненной позиции. Это очень громко сказано, надо прояснить. Что же это означает на практике? А на практике, инфантилизм «переводится» психологией в данном конкретном случае как полное нежелание адекватно платить за горячо желаемое.

И вот мудрые психологи и психотерапевты говорят нам:

«Плохо это, товарищи. Плохо, когда Вы не хотите платить за то, чего так желаете. Инфантилизмом Вы страдаете — достойны жалости и осмеяния в коллективе, как вредный мечтатель или же вообще — просто трутень. Надо всегда хотеть платить за всё, что Вы желаете. А иначе, Вы больной невротик, и мы Вас будем лечить, хотя навряд ли вылечим…. Это ж, понимаете ли, сложно, даже Фрейду не всегда удавалось, а Вы — такой запущенный».

И мы киваем головой и соглашаемся. Потому что примеры нам приводят – достойные:

1. Хочет девушка похудеть.

А на диету садиться не хочет. Спортом заняться — нет. «Не могу», говорит, «То да сё, дела, нервы»…

Видите, не хочет платить за желаемое.

2. Другой случай: парень хочет быть бизнесменом, не работать «на дядю».

А ответственность хочет продолжать иметь такую же, как наёмный работник — то есть — никакой ответственности. «А пошли Вы все — я вообще завтра от Вас уволюсь и перейду в другое место».

Читайте также:  Гифки подруге для настроения с надписями ватсап

Видите, в облаках витает, не хочет платить за желаемое. Разве можно так вести свой бизнес?

3. Девушка, мечтает носить платья в пол, по дресс-коду это «блек, тай» называется.

Ну и понятно, быть приглашаемой на подобные мероприятия, не на дачу же такие платья надевать. А вот отучить себя говорить на местечковом диалекте, да ещё и с орфоэпическими ошибками — ни-ни. Что я Вам — ботаник какой-то заученный?

Налицо — абсолютный отказ платить за желаемое и детское витание в облаках. «Инфантилизм жизненной позиции», как уточняют психологи.

Можно привести ещё с десяток таких примеров, и все они только утвердят ещё глубже позицию официальной психологической науки:

«Есть такое личностное расстройство — инфантилизм жизненной позиции. И проявляется этот инфантилизм в том, что человек что-то иметь хочет, а «платить» за это — отказывается». Ждёт, что оно всё само… Или же как-то иначе, по-волшебному…

Дорогой Читатель! А что если это не «инфантилизм», а просто хороший инстинкт самосохранения!

Очень часто вместо психологов в «инфантилизме» почему-то яростно нас обвиняют совсем не психологи, а обычные, к тому же — неприятные люди, которым от нас либо что-то надо, либо мы просто раздражаем их своим оптимизмом и цветущим видом.

Очень часто нам говорят: «Снимите Ваши розовые очки!»

«Неужели Вы не знаете, что за то, что Вы хотите иметь, нужно платить: вот так, или вот так ещё, но никак иначе?»

Да, мы знаем, что почти за всё нужно платить… и платим — своим временем, отказом от других альтернатив…

Но ведь не всегда «платить» нужно именно — ТАК, как «подсказывает» нам:

1) общество опустивших руки неудачников;

2) просто… недалёкие люди;

или как подсказывают нам…

3) некоторые воры и просто преступники…

Вот Вам и несколько других, иных примеров на ту же тему.

Коррумпированная учительница говорит ученику: «Разве ты не знаешь, что для того, чтобы тебе получить хорошую оценку за мой предмет, твои родители должны отремонтировать мой класс?».

Как? Ты не хочешь ПЛАТИТЬ за желаемое? Какой инфантилизм жизненной позиции! Поскорей вырастай и снимай свои розовые очки — так делают все!

Подруги говорят девушке: «Разве ты не знаешь, что для того, чтобы выйти замуж, нужно распрощаться со словами «личное счастье» и «творческая индивидуальность»? Нужно быть как все, слушать «правильную» музыку, носить «правильную» одежду, иметь «правильные» увлечения (А лучше — никаких). Нужно, наконец, никогда, не показывать мужчинам свой ум. А главное — снизить планку и настроиться терпеть морального урода (и его семью) рядом с собой всю жизнь. А иначе ты так и останешься — одна. Потому что такие как ты — гордячки, для брака непригодны».

Какие же мы можем сделать выводы?

Схема «Чтобы получить то-то, нужно заплатить тем-то» таит в себе угрозу преступления, как плохо написанный закон.

А, тем не менее, уважающая себя наука психология, без оговорок и рефлексии опирается именно на ту — сырую и неоднозначную схему, когда определяет тип «инфантильного» невротика!

Из примеров видно, что иногда «отказ платить за желаемое» есть признак вовсе не «инфантильной жизненной позиции», а признак порядочного человека, которого научили:

  1. относиться с уважением к себе и априори к незнакомым людям;
  2. верить в то, что рано или поздно всегда восторжествуют — Добро, Закон и, Правда.

Тот способ, которым мы расплачиваемся за желаемое — это и есть способ нашего индивидуального мировидения. И этим вот способами мы и отличаемся друг от друга.

Поэтому, когда к психологу с одним мировидением приходит клиент с другим мировидением… у них может возникнуть сущностный конфликт. И тогда психолог может, поставит диагноз – «инфантилизм жизненной позиции».

В защиту науки психологии…

Вообще-то психологи — не «дураки». Просто они думают, что все и так прекрасно понимают — когда «требования к оплате желаемого» — преступны и неадекватны, субъективны и отсталы, а когда они — очевидны, объективны и просты как ясный день… Примерно: «Хочешь похудеть — ну так займись как-то своим здоровьем».

Беда в том, что таких вот простых истин очень мало. В основном, жизнь полна нюансов и деталей, и в ней не всё так однозначно.

Но главное стоит запомнить: если Вы (собираясь платить за желаемое) добродушно протягиваете свою монету, а над Вами и Вашей монетой — потешаются, и требуют какой-то совсем иной валюты, разворачивайтесь и уходите прочь из этого места.

Главное только, чтобы у Вас была … хоть какая-то монета…

ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» приглашает Вас посетить
индивидуальное психологическое консультирование.
Запись по тел. 282-448.

Статью подготовила: педагог-психолог – М. Н. Ларионова

Источник

Оцените статью