Эмоциональный фон учебных заданий

Как создать благоприятный эмоциональный фон урока?

Урок может пройти плодотворно и радостно, на одном дыхании, а может вяло и скучно тянуться, изнуряя детей и учителя и не принося никому удовлетворения. И причина этого — не только методические ошибки, особенности материала и класса. Может быть, даже в большей степени причину надо искать в эмоциональном фоне урока, оказавшемся неблагоприятным. Создание эмоционального фона — это задача, которая неизбежно встает перед любым учителем и требует его внимания и усилий. Как создать положительный фон урока?

Как учить и как учиться?

Роль эмоционального настроя на уроке едва ли можно переоценить. Ведь все мы не раз наблюдали, как, казалось бы, трудный материал воспринимался слабым классом «на ура», хотя, вроде бы, и особенных методических приемов не было. Но энергия и увлеченность просто захватили и детей, и педагога — и результат превзошел все ожидания. А бывает, что не «пошел» материал. Настроя не было. Ведь и в самом деле, по меткому замечанию ДжанниРодари в его «Сказках по телефону», «многое, что можно было бы выучить смеясь, учат со слезами — горькими и бесполезными».

Даже у взрослого человека многое зависит от настроения — что же говорить о ребенке! И чем младше школьник, тем в большей степени он зависим от того эмоционального настроя, который транслирует ему педагог, тем легче и чаще меняется его настроение.

Какой же эмоциональный фон предпочтителен на уроке? Если говорить об уроке в целом, то это фон бодрой деловитости и заинтересованности. Излишние возбуждение и смешливость мешают усвоению материала, но в еще большей степени врагами учения являются страх, скука, ненависть к предмету или учителю. Именно на борьбу с этими отрицательными эмоциями и должна быть, как нам кажется, направлена работа учителя.

Какие бывают эмоции

Все мы знаем, что эмоции бывают положительные и отрицательные. Положительные доставляют удовольствие, отрицательные — наоборот. Однако не стоит забывать, что положительные эмоции не всегда полезны и нравственны, а отрицательные не всегда достойны порицания и исключения из жизни человека.

Например, ощущение своего превосходства — безусловно, положительная эмоция. И, нет сомнений, школьники, которым все время говорят, какие они гениальные, приглашая посмеяться над тупостью ребят из параллельных классов, будут настроены очень радостно и с симпатией отнесутся к учителю. Вот только на пользу ли такой эмоциональный настрой как с точки зрения воспитания, так и для усвоения материала? Напротив, ощущение дискомфорта от того, что нужных знаний пока нет, (отрицательная эмоция) — это как раз то состояние, которое провоцирует стремление обучаться.

То есть эмоциональный фон урока — это не нечто статичное и радостно-положительное. Это сложное многоцветное полотно, колер которого изменяется во время урока, и соткать такое полотно — задача не из самых простых.

Как избежать страха?

Страх убивает не только стремление к знаниям. Он вообще блокирует способность мыслить. Испуганный школьник не ученик. Его единственная мысль — «как бы чего не вышло»; он не хочет узнать новое — он хочет, чтобы его оставили в покое, не трогали и не замечали.

Почему возникает страх? Мы априори не рассматриваем случаи, когда учитель или родители целенаправленно запугивают ребенка из превратно понятых целей образования. Допустим, никто его не пугал, а он все же боится.

Думается, причины тут две: незнание материала или страх чужой низкой оценки (в широком смысле).

В первом случае поможет актуализация изученного. Возможно, многие подзабыли пройденное и сейчас волнуются: вдруг они не поймут объяснение нового. Поэтому перед объяснением новой темы хорошо бы найти время чуть-чуть повторить. Если это не помогает конкретному ученику, надо решать эту конкретную проблему (с помощью индивидуального плана и т.п.), но учащийся должен знать: учитель в курсе его проблемы, ничего страшного, все решаемо.

Что касается страха низкой оценки («учитель рассердится», «все будут смеяться» и т.п.), то это уже вопрос дисциплины и воспитания. Никогда не следует самому высмеивать ученика или позволять это детям. Недопустимо «переходить на личности» (то есть ругать самого ребенка вместо того, чтобы осудить конкретный поступок). Напротив, надо постараться создать для школьника ситуацию успеха, заставить его поверить в свои силы.

На помощь может прийти игра: в увлечении ребенок часто забывает страх, и тут уж дело учителя суметь заметить его небольшой успех и от души похвалить его.

Помогут и «задания в конвертах» —дифференцированные задания, которые подбираются так, чтобы быть посильными для ученика. При этой форме контроля учитель выдает каждому конверт с вопросами, ориентированными на его уровень владения материалом. Конечно, невозможно поставить одинаковые оценки и тому, кто выполнил трудное задание, и тому, кто едва ответил на простейшие вопросы. Поэтому в «легком» конверте должно быть одно задание посложнее и одно трудное. Первое — это чуть повышенная планка (а вдруг возьмет?), второе — просто доказательство слабому ученику, что он пока не все знает (часто ребенок необъективно оценивает себя и подозревает учителя (нередко с подачи родителей) в занижении оценок).

Как воспитать радость познания

Радость познания — это основная положительная эмоция, которая является наградой школьнику на уроке. Как сделать так, чтобы ребята ее испытали?

Читайте также:  Тот чувство когда пошутил

Во-первых, их можно заинтриговать. Таинственное и хитрое лицо учителя («Сегодня у нас очень необычная тема, но —тссс— все узнаете в свое время») или странный предмет на учительском столе, необычный видеоряд на экране в начале урока, загадка — все это заставит любопытных ребят допытываться, о чем пойдет речь, и с нетерпением ждать объяснения.

Во-вторых, энтузиазм, с которым учитель приступает к объяснению, его заинтересованное лицо, горящие глаза. Он словно бы снова, вместе с ребятами, узнает что-то потрясающе интересное.

Прекрасным средством можно считать дискуссию. Это может быть попытка найти решение трудной задачи, а может быть «ярмарка прогнозов»: «Угадайте, что сейчас произойдет?»

При этом учителю необходимо следить за тем, чтобы мог высказаться каждый, кто хочет, но не заставлять говорить того, кто не хочет. Каждого высказавшегося необходимо похвалить хотя бы кратко («Интересная идея!», «Оригинально!», «Молодец, что об этом сказал» и т.п.) Главные враги дискуссии — презрительные насмешки и безапелляционное учительское мнение. Вроде такого: ну, поболтали — и будет; на самом деле задача решается вот так. В такой ситуации ребята чувствуют себя глубоко оскорбленными: их мнение, оказывается, никому не нужно. Из дискуссии надо выходить всем вместе. Неправильные мнения, если они возобладали, надо не отмести, а испытать: «Но если так сделать, то не получится ли вот так?» На правильное — натолкнуть наводящими вопросами. Но истина должна родиться в споре —иначе зачем было его и затевать!

Классы разные нужны

У каждого класса свое лицо и своя общая идея. Есть запуганные классы и заласканные, сильные и слабые, активные и апатичные. Стремясь создать благоприятный эмоциональный фон на уроке, надо учитывать особенности класса, его уровня и общего настроения.

Если класс вялый, апатичный, немотивированный, то можно встряхнуть его ярким эмоциональным началом урока: фильмом, песней. А в слишком эмоциональном классе этого, напротив, делать не стоит: пол-урока придется утешать или успокаивать расчувствовавшихся ребятишек, да и потом результативность будет низкая: пик активности уже миновал.

Слабому классу хорошо предложить групповую викторину, чтобы ребята вспомнили изученное и получили порцию положительных эмоций от успеха. А сильному, амбициозному классу лучше предложить трудную задачу или проблему, чтобы ребята осознали тот самый «информационный дискомфорт» и захотели узнать что-то новое (так-то они, вообще-то, все уже знают и не академики только по нелепой случайности…).

Чтобы удобнее было готовиться к урокам, некоторые учителя составляют импровизированные таблички для себя, где помечают, какие методы дали хороший настрой в каждом классе. Это позволяет сэкономить время в будущем, особенно если классов много.

Подбор материала

Об одном и том же можно рассказать разными словами и на разных примерах. Можно написать на доске десяток слов на правило для списывания, а можно— смешной краткий текст. То есть от подбора материала зависит очень много. Часто педагоги стараются найти в интернете что-то интересное («вкусное»), чем можно будет на уроке удивить ребят. Если же не получилось, можно попытаться самый рутинный материал оформить в захватывающую историю, детектив, фантастический роман, путешествие…

Полезными могут оказаться различные видеоматериалы, которых немало в интернете.

Создают рабочее настроение и приносят множество эмоций и различные творческие и нестандартные задания:

Короче, задания и объяснения должны быть такими, чтобы не допустить на урок скуку, и тогда все получится.

«Палочки-выручалочки»

Что же делать, если материал урока не особо годится для всех этих вариантов, или по какой-то причине учитель не мог подготовиться (замена, например), или дети не воспринимают ничего, сидят надутые и с пустыми глазами?

Ну что ж, и такое бывает. Однако есть несколько приемов, которые не позволят уроку вовсе превратиться в скучную тягомотину.

  • Во-первых, это юмор. Добрая и веселая шутка способна спасти любую ситуацию. Стоит иметь про запас несколько смешных историй из жизни писателей, ученых, исторических деятелей, которые можно рассказать на уроке, и тем расшевелить класс. А если еще и по теме подходит, то можно и вообще урок на этом вытянуть.
  • Во-вторых, музыка. Музыка — это речь, обращенная напрямую к душе. Если класс неэмоциональный, музыка может звучать на каждом уроке, настраивая ребят на нужный лад. В нервном, эмоциональном классе надо осторожнее обращаться с этим и в самом деле сильнейшим средством. Но в любом случае хороший музыкальный отрывок создаст нужное настроение и поможет достучаться до ребят.
  • В-третьих, физкультминутка. Да-да, та самая, которую мало кто любит проводить. Она и кровь разгонит (нередко подавленное настроение — это просто недостаток движения), и развеселит, если это забавная физкультминутка. Смешные мультяшные физкультминутки нетрудно найти в интернете. Вот несколько примеров.
  • В-четвертых, антураж. Например, можно принести на урок черный ящик, сказать, что содержимое связано с темой урока и что в конце надо будет угадать, что там внутри, а победителя ждет приз.

Учитель, зачем-то надевший поверх костюма тогу или на голову — корону и в таком виде ведущий урок, всегда рассказывает интереснее и объясняет понятнее, чем он же, но одетый обычно.

Какой-то предмет, зачем-то лежащий на учительском столе на возвышении; приспособление для рисования песком (используемое, конечно), гость на уроке (например, представитель какой-то профессии) и т.п. — все это действует безотказно.

Читайте также:  Плохо себя чувствую после зачатия

Эмоции учителя

И, наверное, ни для кого не секрет, что на школьников очень сильно влияет то, в каком настроении пребывает учитель (точнее, какое настроение он транслирует). Педагог — всегда немного актер, поэтому он обычно старается, в каком бы настроении ни пришел, продемонстрировать детям бодрость и оптимизм.

Бодрый, деловой, благожелательный тон, заинтересованный взгляд, прямая осанка и энергичные движения — все это стимулирует и учащихся держаться соответственно.

Внимание к ученику, словесное поощрение, невербальная демонстрация симпатии и заинтересованности (внимательный взгляд, поворот головы и легкий наклон к отвечающему, кивок, улыбка) вселяют в школьника ощущение своей важности и тоже способствуют положительному эмоциональному настрою на уроке.

В последнее время очень много говорится об эмоциональном интеллекте и его важности для современного человека. Создание делового, радостного и благоприятного фона на уроке — это и показатель владения учителем навыками эмоционального интеллекта, и условия усвоения школьниками не только программного материала, но и основ этой важной составляющей мягких навыков.

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН УРОКА

Эмоциональный фон урока может способствовать решению задач обучения и воспитания. Оптимальная степень возбуждения центральной нервной системы дает возможность успешно формировать знания, обучать двигательным навыкам, переносить физические нагрузки. В спортивных играх имеется широкий выбор учебных игр, игровых упражнений и эстафет, при помощи которых можно регулировать эмоциональный фон различных частей урока и урока в целом.

Эмоциональный фон урока повышается постепенно. Для этого разминка включает в себя подвижные игры различного характера, игровые упражнения, эстафеты. Возбуждение ЦНС перед основной частью должно достичь оптимальных значений. Тогда эффективность обучения новым движением в основной части урока значительно повышается. На фоне эмоционального возбуждения более успешно воспитываются физические качества, выполняются упражнения высокой интенсивности и мощности. В конце урока эмоциональный фон снижается за счет упражнений на внимание, ды­хательных упражнений и других методических приемов.

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ НА УРОКЕ

Воспитание личности на уроке непрерывно связано с деятель­ностью, которую выполняют ученики.

Воспитание личности начинается с создания представлений о нравственности и нравственных поступках, нравственном поведении. Оценивается поведение учеников в строю, во время выполнения заданий, взаимоотношения учеников, выполнение команд и распоряжений. Учитель совместно с учениками дает оценку поступкам, отмечает культуру поведения, взаимовыручку, оказание помощи. Ученики обсуждают негативные поступки, вырабатывают активную позицию в их оценке. Высокая эмоциональность упражнений и игр с мя­чом могут вызвать ошибки в поведении учеников и в их взаимоотношениях. Поведение учеников и команд можно оценивать совместно с результатами эстафет и игр. Это должно закреплять представления о нравственных поступках и способствовать воспитанию нравственных привычек, нравственного поведения.

Воспитанию нравственного поведения учащихся способствуют требования правил соревнований. Правила игры направлены на добросовестное соперничество. Победа в игровом эпизоде или результат игры может быть достигнут только в честной спортивной борьбе. Нарушение правил соревнований предусматривают наказания, персональные фолы, штрафные броски или удары. Ученик, умышленно или грубо нарушивший правила соревнований, может быть наказан сроком за неспортивное поведение или удален из игры. Все факты нарушения правил соревнований, неспортивное поведение и удаление игроков должны сопровождаться разбором, где должна быть дана оценка поступка каждого ученика. Подведение итогов деятельности учеников, их поведения и поступков является необходимым условием нравственного воспитания, совместной деятельности учителя и учеников на уроках спортивных игр.

ЧАСТИ УРОКА

В подготовительной части урока решается весь комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, заявленных на уроке.

Регулирование физической нагрузки в различных частях урока и на уроке в целом направлено на решение оздоровительных задач и функциональную подготовку учащихся. Одним из основных требований является постепенное увеличение физической нагрузки. В подготовительной части организм занимающихся готовится для выполнения упражнений более высокой интенсивности, которые выполняются в основной части урока. Чередование ходьбы и бега позволяет активизировать деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повысить температуру мышц и их вязкость. Это даёт возможность применять упражнения на растягивание, постепенно увеличивать скорость перемещений, интенсивность двигательной деятельности.

В подготовительной части урока упражнения на воспитание физических качеств носят кратковременный характер. Задача таких упражнений активизировать мышечные группы, которые будут выполнять упражнения более высокой интенсивности в основной части урока. Упражнения на воспитание физических качеств чередуются и сочетаются с упражнениями общеразвивающего характера, упражнениями на растягивание и на воспитание гибкости. Упражнения будут более ценными, если по координации эти упражнения сходны с изучаемыми на уроке двигательными действиями и приёмами игры. Упражнения, направленные на воспитание одного физического качества, согласуются с упражнениями на воспитание данного качества в основной части урока.

В подготовительной части могут совершенствоваться приёмы игры, которые хорошо основаны на предыдущих уроках. В первую очередь это перемещения игроков: разновидности бега, остановки, повороты, прыжки. Разученные раннее приёмы выполняются поточно, без остановок на обучение. Методические указания, которые уточняют отдельные положения частей тела или отдельные характеристики движений, сообщаются во время пауз между упражнениями или в процессе их выполнения. Двигательные структуры или части приёмов, которые будут разучиваться в основной части урока, выполняются в форме подготовительных и подводящих упражнений.

Читайте также:  Что значит маскированная депрессия

Воспитание личности в подготовительной части начинается с организации учащихся. Во время строевых и порядковых упражнений воспитывается внимание и дисциплина. Формируются представления о нравственности, этике поведения спортсмена, взаимоотношениях в коллективе. Подготовительная часть организует учащихся и значительно влияет на проведение уроков в целом.

Регулирование эмоционального фона в подготовительной части направлено на возбуждение ЦНС до оптимального уровня. В этом случае создаются наиболее благоприятные условия для обучения новым движениям. Для того, чтобы функциональные возможности организма и возбуждение ЦНС достигли оптимальных значений, проводятся подвижные игры, эстафеты и игровые упражнения. Большой выбор игр на внимание, строевых и порядковых упражнений, игр и эстафет без мячей и с мячами дают возможность учителю успешно решать задачи подготовительной части урока.

Основная часть. В основной части урока физическая нагрузка увеличивается и достигает своих максимальных значений. Это достигается за счёт более совершенной организации упражнений, когда увеличивается моторная плотность занятий, за счёт выполнения упражнений высокой интенсивности.

Физические качества воспитываются в упражнениях, преимущественно направленных на развитие одного качества: быстроты, ловкости, силы, выносливости. Комплексный характер проявления двигательных качеств в спортивных играх не является помехой для направленного воспитания одного из этих качеств.

Обучение новым движениям, приёмам игры рекомендуется проводить после подготовительной части. Ознакомив учеников с базовым элементом нового приёма игры, учитель формирует знания о приёме, о его двигательной структуре и отдельных частях. Опробование нового приёма выполняется после имитационных и подготовительных упражнений. Задача обучения будет решена, если ученик будет знать, как правильно выполнять приём и овладеет навыком, как выполнять двигательную основу, базовый элемент приёма. В качестве базовых элементов могут быть определены части приёма или отдельные его характеристики: пространственные, временные или динамические. Освоение базовых элементов игры даёт возможность совершенствовать приёмы в учебных и игровых упражнениях, в играх и эстафетах. Во время совершенствования упражнения выполняются поточно, в условиях сопротивления соперников. Совершенствование игровых приёмов и действий способствует повышению физической нагрузки, комплексному воспитанию физических качеств, т.е. решается задача интегрального обучения.

Учебный материал по спортивным играм создаёт благоприятную возможность для воспитания личности. Каждое упражнение, эстафета или игра требует от учащихся проявления усилий, силы воли, инициативы и личных качеств. В играх проявляются коллективистские черты поведения: уважение к своей команде и к команде соперника, уважение к сопернику в единоборстве и во время защитных действий. Учитель контролирует эти процессы, активно вовлекая учеников в оценку поступков и поведения.

В основной части урока эмоциональный фон понижается во время обучения и повышается во время воспитания физических качеств. Для того, чтобы обучение сделать более эмоциональным, можно вводить элемент соревнования кто быстрее, кто точнее и т.д. Учитель контролирует, чтобы во время соревнований основные параметры новых движений выполнялись без ошибок.

Заключительная часть.В заключительной части урока необходимо снижать физичес­кую нагрузку. Упражнения на воспитание физических и специальных качеств применяются ограниченно. Повторяется и анализируется техника упражнений, формируются знания о методах воспитания физических качеств, определяются домашние задания. В домашних заданиях может быть поставлена задача измерения своих физических и специальных качеств.

В заключительной части урока обучение двигательным навыкам про­должается в форме анализа двигательного действия и отдельных его харак­теристик. Формируются знания о способах решения двигательных задач. Упражнения выполняются в медленном темпе. Рассматриваются базовые элементы техники, характеристики движений (пространственные, временные, динамические), повторяются теоретические сведения о базовых элементов техники и о методах воспитания двигательных качеств. Выполняются упражнения на внимание, дыхательные упражнения. Объявляются оценки, определяются домашние задания. Уче­никам предлагают домашние задания для совершенствования разученных на уроке действий, анализируют дозировку отдельных упражнений.

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Домашние задания являются необходимым дополнением урока. Выпол­нение домашних заданий показывает, на сколько сильна мотивация физической культуры личности, которая создается на учебном предмете «Физическая культура». В домашних заданиях ученики могут воспитывать физические качества, совершенствовать технику владения мячом. Качество самостоятельных занятий будет выше, если ученик будет измерять и контролировать уровень развития этих показателей. Измерять показатели физического развития можно двумя способами: из­мерять повторный максимум (П.М.) и измерять максимальный тест (М.Т.) Повторный максимум (П.М.) покажет, сколько раз ученик может выпол­нить упражнения с определенным весом отягощений т.е. выжать штангу весом 20, 30, 40 кг, выполнить приседания с различным весом отягоще­ний, подтянуться на перекладине, поднять ноги из виса до положения — угол и т.д. Максимальный тест (М.Т.) определяет максимальные возможности ученика: какой вес он может поднять, с каким весом выполнить приседание и т.д. Учебные задания определяются от показателей М.Т. и П.М. контролируется результатами этих измерений. Домашние задания и самостоятельные занятия направлены на воспитание привычки заботиться своем здоровье, физическом развитии, умении реализовать знания и навыки, полученные на уроках физической культуры.

В домашних заданиях ученики могут совершенствовать технику выполнения различных приёмов игры: передач, подач, ударов, бросков. Знания о базовых элементах техники, которые формируются на уроках, должны помочь учащимся в самостоятельных занятиях. В домашних заданиях могут совершенствоваться различные параметры движений: направление движения отдельных частей тела, согласование частей движения по времени, быстрота и сила выполнения отдельных частей движения. Например: совершенствование верхних передач волейболистов, броски вверх баскетбольного мяча из стойки, ведение и обводка предметов баскетбольным и футбольным мячом, броски гандбольного мяча.

Источник

Оцените статью