Ознакомление с эмоциями детей с задержкой психического развития (из опыта работы)
Ольга Елисеева
Ознакомление с эмоциями детей с задержкой психического развития (из опыта работы)
Из опыта работы по ознакомлению с эмоциями детей с задержкой психического развития
«Учитесь властвовать собою…»
Развитию и коррекции эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. Дефектологи, воспитатели и родители направляют все свои усилия в первую очередь на развитие и коррекцию интеллекта ребенка, забывая о его чувствах и эмоциях. Л. С. Выготский и А. В. Запорожец указывали на то, что только согласованное функционирование двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение различных форм деятельности. Об этом же писал К.Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие». Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее, и в конечном итоге определяют всю жизнь человека, его место в обществе. Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе. В дошкольном возрасте необходимо знакомиться с собственными эмоциями. Это дает возможность в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволять эмоциям, особенно негативным, руководить нашими словами, мыслями, поступками и чувствами и, что самое главное, искажать общение с другими людьми. Для ребенка распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь передача эмоций – это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию. Однако дети в дошкольном возрасте не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции и чувства. Поэтому важно привлекать внимание детей к эмоциональному миру человека; обучать дошкольников выражению эмоций и их распознаванию. Детям с задержкой психического развития еще сложнее ориентироваться в мире эмоций и чувств. Это связано с их особенностями. У детей с ЗПР слабее развит познавательный интерес, бедный словарный запас, узкий кругозор. Они менее работоспособны, внимание чаще непроизвольное, неустойчивое. Особенности зрительного и слухового восприятия, мышления не позволяют им в полной мере дифференцировать свои эмоции и эмоции других людей. Слабость волевых усилий часто приводит к проявлению негативных эмоций. Поэтому актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы в ее единстве с интеллектуальной сферой, с учетом индивидуальных особенностей детей. Считаю, что формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны быть приоритетными направлениями в работе психолога с детьми с задержкой психического развития.
Для целенаправленной системной работы с детьми необходимо определить, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Основываясь на изучении работ психологов, обобщив свой опыт, пришла к выводу, что в дошкольном возрасте необходимо работать над следующими эмоциями: радость, грусть, страх, обида, гнев, вина, удивление. Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движениям мышц лица, пантомимике (выразительным движениям всего тела) и выражению эмоций в интонации, тембре голоса. Для изучения эмоциональнойсферы ребенка использую следующие задания:
• Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций (проводится индивидуально). Ребенку предлагаются карточки с графическим изображением радости, грусти, страха, удивления, злости. Предъявляют их по одной, с вопросом «Какое это лицо?», «Какое у маски настроение?»
• Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции (проводится индивидуально).
Для изучения эмоциональной сферы ребенка использую метод наблюдения за детьми в различных видах деятельности. При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее поймет собеседника. По результатам диагностики пришла к выводу, что дети точнее определяют радость, веселье, злость. Затрудняются в определении грусти и страха. Возникают сложности в дифференциации эмоций страха и удивления. При направляющей роли взрослого, обращая внимание на положение рук, всего тела, дети начинают сопоставлять указанные эмоции. Из этого следует, что дети при определении эмоционального состояния людей, прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам).
Цель проводимой работы – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово, а также развивать умение управлять своими чувствами и эмоциями.
• Дать детям знания о некоторых базовых эмоциях — радости, грусти, удивления, обиды, вины, страха, злости, используя разные каналы восприятия.
• Учить детей различать эмоции по схематическим изображениям, сравнивать.
• Помочь детям понимать собственное эмоциональное состояние.
• Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонацию.
• Обучить детей навыкам релаксации, саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием.
• Повышать эмоциональную устойчивость ребенка, обсуждая и «проживая» ситуации, вызывающие разнообразные чувства.
• Развивать коммуникативные умения.
Для решения поставленных задач использую следующие методы и приемы:
• Ритуал приветствия и прощания.
• Слушание песни или отрывка музыкального произведения соответствующего характера.
• Чтение отрывка из литературного произведения.
• Изображение эмоций различными изобразительными способами (нарисовать, дорисовать, вылепить, выложить из деталей).
• Игры и упражнения с использованием интонации, тембра.
• Рассматривание фотографий, пиктограмм, сюжетных картинок с непрорисованным лицом.
• Выкладывание эмоций из кубиков и плоскостных деталей.
• Анализ заданных ситуаций.
• Рассказы психолога и рассказы детей.
• Упражнения подражательного и творческого характера на мышечную релаксацию.
Учитывая особенности детей с ЗПР, занятия по ознакомлению эмоциями строятся по определенному алгоритму. В процессе занятий задействованы зрительный, слуховой, кинестетический, тактильный каналы восприятия, что облегчает усвоение предложенного материала. Приемы и количество упражнений, заданий можно варьировать в зависимости от состава подгруппы, возраста и индивидуальных особенностей детей.
Алгоритм занятий на примере знакомства с чувством радости.
Занятие №1 Радость.
• Ритуал приветствия. Дети здороваются друг с другом разными, знакомыми им способами.
• Чтение рассказа «А просто так». Обсуждение настроения песика и лисенка.
• Слушание песни «Вместе весело шагать». Какое настроение было у вас, когда слушали песню? Что хочется делать под эту музыку?
• Рассматривание веселой картинки (нелепицы). Что вас развеселило? Почему стало весело?
• Игра «Солнечный зайчик». Снятие напряжения мышц лица.
• Рассматривание фотографий, на которых изображено чувство радости.
• Игра «Фотограф». Дети на «фотографии» изображают радостное настроение.
Занятие №2 Радость
• Слушание песни «Чунга-Чанга». О чем вы думали, когда слушали песню? Что чувствовали? Что хочется делать под эту песню?
• Рассматривание пиктограммы «радость». Каждому ребенку раздается пиктограмма.
• Упражнение «Зеркало». Детям предлагается посмотреть в зеркало и порадоваться.
• Определение что такое радость? Это веселое чувство, когда хочется смеяться, хлопать в ладоши, танцевать.
•Закончи предложение: «Я радуюсь, когда…», «Мама (папа) радуется, когда…», «Кошка (собака) радуется, когда…».
• Нарисуем (вылепим) веселое лицо.
Занятие №3 Радость
• Рассматривание картинки «Веселый клоун». Какие у клоуна глаза, ротик, брови? Почему он такой веселый?
• Складывание лица веселого человечка из кубиков. Почему твой человечек веселый, чему он радуется?
• Игра «Море волнуется раз…» Изобразить фигуру радости.
• «Мне подарили игрушку». Учимся интонационно передавать чувство радости.
• «Что забыл нарисовать художник?» Определить настроение дорисовать (вылепить) лицо.
• Игра «Обезьянки». Копирование мимики, пантомимики чувства радости.
Занятие №4 Радость
• Рассматривание сюжетных картинок, на которых изображено чувство радости. Чему радуются люди?
• Этюд «Радостная встреча» (с мамой, бабушкой, другом).
• Рассматривание картинок из лото «Азбука настроения». Обсуждение чему радуются кошка, рыбка, мышка, птичка. Покажи, как они радуются.
• Игра «Четвертый лишний». Выбрать картинку, которая не подходит к заданной пиктограмме.
• «Превращение в волшебников». Пожелания, чтобы все люди были веселыми и радостными.
• Создание галереи детских рисунков «Как мне было весело».
Тема занятия Количество занятий
Закрепление знаний об эмоциях 4
Педагог-психолог ГБДОУ №58 Елисеева О. А.
Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.
Развитие творческой активности детей посредством театрализованной деятельности Большое внимание я уделяла развитию эмоций, так как именно расширение эмоциональной сферы является одним из направлений работы по развитию.
Источник
Особенности эмоционально-чувственной сферы детей с ЗПР
Александра Назарук
Особенности эмоционально-чувственной сферы детей с ЗПР
Особенности эмоционально-чувственного развития детей с ОВЗ
1. Понятие эмоций и чувств.
2. Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР в зависимости от вида ЗПР.
3. Методы коррекция и развития эмоционально-чувственной сферы детей с ОВЗ.
4. Методы, используемые в рамках логопункта (фото слайды).
1. Понятие эмоций и чувств.
Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает — виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия.
В настоящее время эмоциональная сфера рассматривается в психологической науке как важнейшая система регуляции поведения человека, реализующая его отношения к явлениям окружающего мира и позволяющая адекватно взаимодействовать с другими людьми.
Особым этапом эмоционального онтогенеза считается дошкольное детство, поскольку в этот период оформляются важнейшие эмоциональные новообразования: переживания становятся более глубокими, осознанными, обобщёнными, дифференцированными, усложняется их предметное содержание, формируется устойчивая система эмоциональных отношений, появляется эмоциональная децентрация — способность к сопереживанию другому человеку, совершенствуется способность к распознаванию эмоций, усложняются речевые характеристики переживаний, начинает функционировать механизм эмоционального предвосхищения как способность прогнозировать чувства окружающих при ожидаемых событиях, возникает эмоциональная коррекция поведения.
На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнения его отношений с окружающим миром.
Ключевыми моментами эмоциональногоразвития ребенка дошкольного возраста являются:
• освоение социальных форм выражения эмоций;
• благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;
• эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Эмоции и чувства — понятия синонимичные, но не равнозначные. Эмоции — это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Чувства — это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.
2. Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР в зависимости от вида ЗПР.
У детей с ЗПР в целом отмечаются следующие особенности эмоционально-чувственной сферы:
• незрелость эмоционально-чувственной сферы, тормозящая развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля;
• некритичность, неадекватность самооценки;
• эмоции детей поверхностны и неустойчивы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности;
• проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;
• появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям, агрессии;
• детям свойственен инфантилизм (в зависимости от преобладания эмоциональногофона можно выделить два вида органического инфантилизма: неустойчивый — отличается психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения, тормозной — отличается преобладанием пониженного фона настроения);
• ситуативность поведения, нестойкость, нестабильность эмоциональных проявлений;
• недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций; неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды;
• нескоординированность эмоциональных процессов;
• преобладает эмоциональный мотив поведения, слабость волевого усилия, непосредственность, поверхностность переживаний, лабильность настроения, несамостоятельность и внушаемость, т. е. те качества, которые характеризуют личностную незрелость.
• дети испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения;
• недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний;
• в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;
• однообразии эмоций;
• недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в худшем по сравнению с нормально развивающимися детьми понимании эмоций как чужих, так и собственных.
• они испытывают трудности при определении эмоций, не могут их назвать (радость, печаль, гнев, страх, удивление). Недостаточно сформировано умение передавать собственное эмоциональное состояние, серьёзные затруднения вызывает интонационная выразительность.
• У детей с ЗПР отмечаются повышенная агрессивность, неадекватная чувствительность к изменениям условий общения, трудности усвоения эмоционального опыта, нарушения преобладающего тона настроения, сложности интерпретации эмоциональных состояний, высокая лабильность переживаний, недостаточность вербальных средств обозначения эмоций и бедность содержательной стороны их изображения.
Многие авторы рассматривают эмоциональные особенности детей данной категории соответственно классификации задержки психического развития (К. С. Лебединская, Заширинская)
1. ЗПР конституционального происхождения — эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая эмоциональную сферу детей младшего возраста. Характерными чертами при такой форме ЗПР являются непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость.
2. ЗПР соматического происхождения — эмоциональная незрелость обусловлена стойкой астенией, развивающейся в результате различных соматических заболеваний. В связи с этим преобладает сниженный эмоциональный фон, зачастую неадекватность эмоций, слабая способность к волевому напряжению при реализации любой (даже игровой) деятельности. У таких детей могут возникать трудности в адаптации, они долго не могут освоиться в новом коллективе, могут быть пассивны, бездеятельны и безынициативны.
3. Психогенная форма ЗПР — эмоционально-волевая сферамогут развиваться на фоне разных вариантов патологического формирования личности:
• по типу психической неустойчивости — встречается в условиях гипоопеки, с характерными чертами патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости на фоне недостаточного уровня знаний и представлений;
• по типу «кумира семьи» — в условиях гиперопеки, в которой не развиваются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, но характерны черты эгоцентризма, установка на постоянную помощь и опеку;
• по невротическому типу — в условиях грубых, жестоких, агрессивных отношений в семье, когда закономерно формируется личность робкая, боязливая, нерешительная, малоактивная, несамостоятельная.
4. ЗПР церебрально-органического происхождения — эмоции характеризуются отсутствием живости, яркости и тонкости оттенков. В плане эмоционального развития характерны недостаточная дифференцированность эмоций, слабая заинтересованность в оценках окружающих людей, однообразие и ограниченность эмоциональных контактов. В зависимости от преобладающего эмоционального фона у таких детейвыделяются два основных клинических варианта типа личности:
• неустойчивый — с эйфорическим оттенком настроения, психомоторной расторможенностью,
• тормозимый — с неврозоподобными расстройствами в виде неуверенности в себе, боязливости, малой активности.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что задержка психического развития характеризуется следующими основными особенностями эмоциональной сферы: • недостаточность эмоциональной сферы, ее незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения; нестойкость, нестабильность, нескоординированность эмоциональных проявлений; • недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций, неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды. В результате — нереализованность возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения.
1. Незрелость мозга.
2. Замедленное созревание лобных структур головного мозга.
3. Нарушение развития эмоциональной сферы происходит как за счет замедленного созревания эмоционально- волевой сферы, так и за счет нейродинамических и энцефалопатических расстройств, вторично тормозящих темп развития познавательной деятельности.
3. Методы коррекция и развития эмоционально-чувственной сферы детей с ОВЗ.
Принципы работы с детьми:
1. Постоянные игры на развитие всех психических функций (памяти, внимания, воображения, мышления).
2. Неоднократное повторение одного и того же материала.
3. Простые, понятные инструкции.
4. Давать положительный характер даже проблемной ситуации.
5. Не допускать формирование агрессивного поведения, давать выход негативным чувствам,
6. предотвращать наступление утомления (чередование умственной и практической деятельности).
7. В процессе обучения использовать только те методы, которые могут максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, форми-ровать необходимые навыки учебной деятельности;
8. Проявлять особый педагогический такт — постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности.
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это целесообразно организованная система психологических воздействий.Основными ее направлениями являются:
• Смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
• Повышение их активности и самостоятельности;
• Устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, страхи и другие.
1. Музыкотерапия (занятия по логоритмике совместно с музыкальным руководителем и психологом).
5. Игратерапия (сюжетно-ролевая игра, игры-драматизации, режиссёрские игры)
7. Релаксационные методы.
8. Коммуникативные игры
В рамках логопункта используются лишь элементы перечисленных методов, так же активно используется массаж и самомассаж для снятия внутреннего напряжения, расслабления детей (традиционные и нетрадиционные): массажные валики, шарики, рукавицы, суджог-шарики, платочки, карандаши, коврики, природный материал и т. д)
Слайды с методами, которые используются.
Вывод: Таким образом необходима комплексная работа по постепенному формированию осознания и контроля своих переживаний, понимания эмоциональных состояний других людей, развития волевого поведения родителями и всеми специалистами ДОУ.
Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.
Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.
Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.
Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.
Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.
Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей Задачи: — обогащение словарного запаса; — развитие зрительной и моторной памяти, наблюдательности, осязательных ощущений, воображения, сенсомоторики;.
Перспективный план по развитию эмоционально-нравственного опыта и навыков общения детей через позитивное влияние игры Перспективный план Задачи обучения. 1. Формировать эмоционально – нравственное отношение к окружающим людям и сверстникам. 2. Познакомить.
Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.
Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.
Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работы Как часто недооценивается роль положительных эмоций в развитии ребенка-дошкольника! А ведь если малыш смотрит на жизнь добрым, открытым.
Источник