Эмоциональный фон (пафос) романа Пушкина «Евгений Онегин»
Эмоциональным фоном мы назовем чувства и переживания, которые составляют основную суть того или иного произведения.
Какие страсти охватывают персонажей, насколько резко они сменяют друг друга? Не всегда эмоции успевают за действиями, и наоборот.
Роман Пушкина «Евгений Онегин» представляет собой любопытную палитру душевных переживаний героев.
19 столетие, эпоха романтизма, само по себе являлось насыщенным сильными чувствами. Естественно, что герои романа, живущие в это время, будут людьми эмоциональными, способными на душевные порывы, иногда застилающие глаза разуму.
Автор просто не мог нарисовать их другими – он ведь и сам дитя своего века, недаром «…все поэты – Любви мечтательной друзья».
А Пушкин еще и постарался сделать некоторых своих персонажей особенно яркими в эмоциональном плане. Конечно, речь в первую очередь о Татьяне Лариной.
Пушкин делает ее исключительной натурой уже на этапе знакомства с читателем: «Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой».
Татьяна зачитывается французскими романами, увлекается преданиями старины, рассказами няни, ворожит в ночи и потом видит необыкновенные сны – все это признаки увлекающегося, эмоционального характера.
Самое яркое доказательство сильных чувств, владеющих Татьяной – это ее письмо.
Даже в современном мире, таком легком на знакомства, отвергающем условности, немногие девушки решатся признаться в любви с первого взгляда, причем настолько откровенно.
Ответ Евгения словно замыкает ей душу – с этой минуты она уже не совершает опрометчивых поступков и слушает разум больше, чем сердце.
Главный герой по сравнению с ней сначала проигрывает в эмоциях. Это уставший, пресыщенный человек, который дружит «от нечего делать» и ходит в гости от скуки.
Даже дуэль с Ленским словно бы не вполне занимает его, он отнимает жизнь легко, словно нехотя, и все же отнимает.
Сильные и свежие чувства Татьяны как бы встряхнули его мир, раздули тлеющие искры, которые потом заполыхают при новой встрече с ней, но будет уже слишком поздно…
Конечно, нам, людям 21 века, привыкшим к ярким сюжетам, роман Пушкина может показаться не таким уж захватывающим и эмоциональным. Между тем, в нем есть и любовь с первого взгляда, и ревность, и нешуточные страдания, и даже убийство.
Стоит лишь вчитаться в поэтические строки, и из-под них заблестит настоящая жизнь и переживания, вечные и неизменные.
Источник
Общий эмоциональный фон рассказа
Эмоциональный фон рассказа — источник информации об эмоциональных переживаниях автора. Этот фон может быть нейтральным или эмоционально окрашенным; он может усиливаться за счет описания интенсивных эмоциональных переживаний персонажей.
Позитивный эмоциональный фон:
• проявление оптимизма, доверия к миру в целом и к окружающим (при умеренной интенсивности);
• удовлетворенность собой, наличие успеха, удачи или везения (при умеренной интенсивности);
• компенсация травмирующих негативных переживаний созданием в сочинении неправдоподобно счастливого персонажа (при высокой интенсивности). Нейтральный эмоциональный фон:
• проявление эмоциональной устойчивости;
• рациональное отношение к жизни;
• проявление формального отношения к обследованию;
• отсутствие конфликтных переживаний и значимых проблем. Негативный эмоциональный фон:
• пессимистический взгляд на жизнь;
• наличие психотравмирующих событий;
• агрессивное, враждебное отношение к миру.
Тема
Тема рассказа в норме соотносится с нарисованным образом. Иногда рисунок может служить только отправной точкой для развития сюжета, а затрагиваемые в рассказах темы очень разнообразны.
Диагностически значимыми, позволяющими говорить о возможности психологического неблагополучия являются следующие темы:
Но при интерпретации необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обследуемого. Например, у детей 8 лет тема одиночества встречается редко; эта проблема для них нетипична, ее появление в рассказе может быть вызвано особым жизненным опытом ребенка, что требует внимания при анализе. В подростковом возрасте, наоборот, переживание одиночества свойственно большинству обследуемых, в этом случае важно учесть не появление темы одиночества, а остроту переживаний и особенности реакции подростка. Возникновение темы ограбления в рассказе о доме оправдано, если в недавнем прошлом такое событие произошло в жизни обследуемого. Соответственно, появление темы болезни может быть связано с госпитализацией, то есть с реальной ситуацией.
Особенности сюжета
Интерпретировать содержание рассказа можно только при знании анамнеза и биографических данные клиента, а также его текущих проблем.
В содержании рассказов может отражаться:
• то, что реально происходило в жизни обследуемого;
• то, что он испытывает в настоящий момент;
• то, что им не осознается, но является источником напряжения и проявляется в символической форме;
• то, к чему он стремится;
• то, каким ему представляется будущее.
Характер взаимодействия с окружающими
o Конструктивная поведенческая активность, направленная на достижение цели, разрешение конфликта.
o Социальная активность, направленная на поиск поддержки, помощи со стороны окружающих.
o Агрессивное поведение как способ достижения цели, как форма самоутверждения или самозащиты.
o Пассивность, отказ от деятельности.
o Эмоциональные формы реагирования.
Симптомокомплексы признаков, выделенных по методике ДДЧ Р. Ф. Беляускайте
Название симптомокомплекса | Проявления в рисунке | Баллы |
Незащищенность | 1.Рисунок в самом центре листа. | 0,1,2,3 |
2. Рисунок в верхнем углу листа. | 0,1,2,3 | |
3. Дом, дерево с самого края. | 0,1,2 | |
4. Рисунок внизу листа. | 0,1,2,3 | |
5. Много второстепенных деталей. | 0,1,2,3 | |
6. Дерево на горе. | 0,1 | |
7. Очень подчеркнутые корни. | 0,1 | |
8. Непропорционально длинные руки. | 0,1 | |
9. Ноги, широко расставленные. 10. Другие | 0,1 | |
Тревожность | 1. Облака. | 0,1,2,3 |
2. Выделение отдельных деталей. | 0,1 | |
3. Ограничение пространства. | 0,1,2,3 | |
4. Штриховка. | 0,1,2,3 | |
5. Линии с сильным нажимом. | 0,1 | |
6. Много стирания. | 0,1,2 | |
7. Мертвое дерево, больной человек. | 0,2 | |
8. Подчеркнутая линия основания. | 0,1,2,3 | |
9. Толстая линия фундамента дома. | 0,2 | |
10. Интенсивно затушеванные волосы. 11. Другие | 0,1 | |
Недоверие к себе | 1. Очень слабые линии рисунка. | 0,2 |
2. Дом с края листа. | 0,1 | |
3. Слабая линия ствола. | 0,1 | |
4. Одномерное дерево. | 0,1 | |
5. Очень маленькая дверь. | 0,1 | |
6. Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание ри сунка рукой. 7. Другие | 0,1 | |
Чувство неполноценности | 1. Рисунок очень маленький. | 0,1,2,3 |
2. Нет ног, рук. | 0,2 | |
3. Руки за спиной. | 0,1 | |
4. Непропорционально короткие руки. | 0,1 | |
5. Непропорционально узкие плечи. | 0,1 | |
6. Непропорционально большая система веток. | 0,1 |
Название симптомокомплекса | Проявленияв рисунке | Баллы | |
7.Двухмерные листья, непропорционально крупные. | 0,1 | ||
8. Дерево, умершее от гниения. 9. Другие | 0,1 | ||
Враждебность | 1. Отсутствие окон. | 0,2 | |
2. Дерево — замочная скважина. | 0,1 | ||
3. Очень большое дерево. | 0,1 | ||
4. Дерево с края листа. | 0,1 | ||
5. Обратный профиль дерева, человека. | 0,1 | ||
6. Ветки двух измерений, как пальцы. | 0,1 | ||
7. Глаза — пустые глазницы. | 0,2 | ||
8. Длинные, острые пальцы. | 0,2 | ||
9. Оскал, видны зубы. | 0,1 | ||
10. Агрессивная позиция человека. 11. Другие | 0,2 | ||
Конфликтность | 1. Ограничение пространства. | 0,1,2,3 | |
(фрустрация) | 2. Перспектива снизу (взгляд червя). | 0,1,2,3 | |
3. Перерисовывание объекта. | 0,2 | ||
4. Отказ рисовать какой-либо объект. | 0,2 | ||
5. Дерево, как два дерева. | 0,2 | ||
6. Явное несоответствие одного из рисунков. | 0,2 | ||
7. Противоречивость рисунка и высказывания. | 0,1 | ||
8. Подчеркнутая талия. | 0,1 | ||
9. Отсутствие трубы на крыше. 10. Другие | 0,1 | ||
Трудности общения | 1. Отсутствие двери. | 0,2 | |
2. Очень маленькая дверь. | 0,1 | ||
3. Отсутствие окон. | 0,2 | ||
4. Окна — отверстия без рам. | 0,1 | ||
5. Излишне закрытые окна. | 0,1 | ||
6. Подчеркнутое лицо. | 0,1 | ||
7. Лицо, нарисованное последним. | 0,1 | ||
8. Отсутствие основных деталей лица. | 0,2 | ||
9. Человек, нарисованный схематично, из палочек. | 0,2 | ||
10. Дом, человек профилем. | 0,1 | ||
11. Дверь без ручки. | 0,1 | ||
12. Руки в оборонительной позиции. | 0,1 | ||
Название симптомокомплекса | Проявления в рисунке | Баллы | |
13. | Высказывания о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей. | 0,1 | |
14. | Другие | ||
Депрессивность | 1. | Помещение рисунка в самом низу листа. | 0,1 |
2. | Вид дерева или дома сверху. | 0,1,2,3 | |
3. | Линия основания, идущая вниз. | 0,1 | |
4. | Линия, слабеющая в процессе рисо- | 0,1 | |
вания. | 0,2 | ||
5. | Сильная усталость после рисования. | 0,2 | |
6. | Очень маленькие рисунки. | 0,1 | |
7. | Другие |
Таблицы перевода баллов в стэны
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ШКАЛА Девочки
Возраст | Стэны | 4 5 | |
3,6-3,11 | 3 4 | ||
4,0 — 4,5 | 3 4 | 5-6 | 7-8 |
4,6-4,11 | 5 6 | 7-8 | |
5,0 — 5,5 | 6 7 | ||
5,6-5,11 | 7 8 | И | |
6,0 — 6,5 | 8 8 | И | |
6,6-6,11 | 8 9 | ||
7,0 — 7,5 | 8-9 10 | ||
7,6-7,11 | 9 10 | И | |
8,0 — 8,5 | 9 10 | И | |
8,6-8,11 | 9-10 11 | ||
9,0 — 9,5 | 9-10 | И 12 | |
9,6-9,11 | 11 12 | ||
10,0-10,5 | 11 12 | ||
10,6-10,11 | 11 12 |
ФОРМАЛЬНАЯ ШКАЛА Девочки
Возраст | Стэны | |||
3,6-3,11 | ||||
4,0-4,5 | ||||
14,6-4,11 | 4-5 | 8-9 | ||
5,0 5,5 | 1-2 | 3-4 | 9-10 | |
5,6-5,11 | 5-6 | |||
6,0 — 6,5 | 5-6 | 11-12 | ||
6,6 — 6,11 | 5-6 | |||
17,0-7,5 | 5-6 | |||
7,6-7,11 | 5-6 | 8-9 | ||
18,0-8,5 | 5-7 | 9-10 | 15-16 | |
8,6-8,11 | 6-7 | 9-10 | 13-14 | |
9,0-9,5 | 6-7 | 8-9 | И | 13-14 |
9,6-9,11 | ||||
10,0-10,5 | ||||
10,6-10,11 | 13-14 |
СУММАРНАЯ ШКАЛА Девочки
Возраст | Стэны | 1 2 3 4 | 6 7 8 9 10 |
3,6-3,11 4,0 — 4,5 4,6-4,11 5,0 — 5,5 5,6-5,11 6,0 — 6,5 6,6-6,11 7,0 — 7,5 7,6-7,11 8,0-8,5 8,6-8,11 9,0 — 9,5 9,6-9,11 10,0-10,5 10,6-10,1 | 1 1 2-3 4-5 1 2-3 4-5 6-7 3 4-5 6-7 8-10 6 7-9 10-11 12-13 9 10 11-12 13-14 10 11-12 13-14 15 10 11-12 13-15 16-17 11 12-14 15-16 17-18 12 13-15 16-17 18-19 13 14-15 16-18 19-20 13 14-15 16-18 19-21 14 15-19 20-21 22-23 19 20 21 22-23 21 22 23-24 25 21 22 23-24 25 | 6-7 8-9 11-12 15-16 16-17 19-20 20-21 21-22 22-23 24-25 24-25 | 8-9 10 11-12 13 14 10-11 12-13 14-15 16 17 13-14 15-16 17-18 19 20 15-16 17-18 19 20 21 17-18 19-20 21-22 23 24 18-19 20-21 22 23 24 19-20 21 22-23 24 25 21-22 23-24 25-26 27 28 22-23 24-25 26-27 28 29 23-24 25-26 27-28 29 30 24-25 26-28 29 30 31 26-27 28 29 30 31 26-27 28 29 30 31 27 28 29-30 31 32 27-28 29 30 31 32 |
Примечание.Для определения умственного возраста ребенка следует найти количетво сырых баллов обследованного в столбце, соответствующем 5 стэнам, на той же горионтальной оси в столбце «возраст» — показатель умственного возраста ребенка.
Возраст | Стэны | |
3,6-3,11 | 7-8 | |
4,0 — 4,5 | ||
4,6-4,11 | 4-5 | |
5,0 — 5,5 | 4-5 | 6-7 |
5,6-5,11 | ||
6,0 — 6,5 | ||
6,6-6,11 | ||
7,0 — 7,5 | ||
7,6-7,11 | ||
8,0 — 8,5 | 8-9 | |
8,6-8,11 | 6-7 | |
9,0 — 9,5 | 7-8 | |
9,6-9,11 | 7-8 | |
10,0 — 10,5 | 7-8 | |
10,6-10,11 |
ФОРМАЛЬНАЯ ШКАЛА Мальчики
Возраст | Стэны | ||
3,6-3,11 | 1-2 | ||
4,0 — 4,5 | 1-2 | ||
4,6-4,11 | 2-3 | 7-8 | |
5,0 — 5,5 | 2-3 | 6-7 | |
5,6-5,11 | |||
6,0 — 6,5 | 3-4 | 6-7 | |
6,6-6,11 | 4-5 | ||
7,0 — 7,5 | 6-7 | ||
7,6-7,11 | 6-7 | 10- | 11 12 |
8,0 — 8,5 | 10- | 11 12-13 | |
8,6-8,11 | 6-7 | 9-10 | И |
9,0 — 9,5 | 6-7 | 8-9 | 10-11 |
9,6-9,11 | 10-11 | ||
10,0 — 10,5 | |||
10,6-10,11 | И | 16-17 |
СУММАРНАЯ ШКАЛА Мальчики
Возраст | Стэны | 1 2 3 4 | 6 7 8 9 10 |
3,6-3,11 4,0 — 4,5 4,6-4,11 5,0 — 5,5 5,6-5,11 6,0 — 6,5 6,6-6,11 7,0 — 7,5 7,6-7,11 8,0 — 8,5 8,6-8,11 9,0 — 9,5 9,6-9,11 10,0 — 10,5 10,6-10,11 | 1 1 2 3-4 1 2 3-4 5-6 1 2-3 4-6 7-8 1 2-3 4-6 7-9 7 8-10 11 12 8 9-11 12-13 14-15 10 11-12 13-14 15-16 11 12-13 14-15 16-17 11 12-13 14-15 16-17 12 13-14 15-16 17-18 13 14-15 16-17 18-20 14 15-17 18-19 20-21 14 15-17 18-19 20-21 17 18-19 20-21 22 18 19-20 21-22 23-24 | 5-6 7-8 9-11 10-11 13-14 17-18 18-19 18-20 19-20 21-22 22-23 22-23 25-26 | 7-8 9-10 11 12 13 9 10 11 12-13 14 12-13 14-16 17-18 19 20 12-14 15-17 18-19 20 21 15-16 17-18 19 20-21 22 17 18-19 20-21 22 23 19 20 21 22 23 20-21 22 23 24 25 21-22 23 24 25 26 21-23 24-25 26-27 28-29 30 23-24 25 26-27 28-29 30 24-25 26-27 28 29 30 24-25 26-27 28-29 30 31 24-25 26-27 28-29 30 31 27 28-29 30 31 32 |
Примеры обработки рисунков по психометрической методике «Нарисуй человека»
Пример
Рисунок девочки, возраст 5 лет и 5 месяцев.
|
Сырые баллы Стэны
Содержательная шкала:
1,2,3,4,5,6,7,9,10,12,13 11 9
Источник