Эмоциональный фон отряда это

Основной период смены в лагере

Интервал: с 3-го дня до предпоследнего дня смены.

Цель основного периода лагерной смены: обеспечение безопасного и комфортного отдыха и оздоровления детей в лагере, реализация программы смены.

После успешного завершения организационного периода позиционирование вожатого должно изменится. Вожатый становится старшим помощником, куратором и наставником для детей. Необходимо создать условия для возможности детям проявлять активность и самостоятельность. Однако при этом не стоить забывать об ответственности за жизнь и здоровье ребенка.

Основной период смены– самый долгий по времени, в отличие от организационного и заключительного, но, из-за расписанных буквально по минутам дням, разнообразных мероприятий и подготовки к ним, данный период проходит очень быстро. Успешность это отрезка лагерной смены зависит от грамотного проведения ее первых дней. Однако, все труды и достижения оргпериода быстро сойдут на нет, если вожатый начнет халатно относиться к выполнению своих обязанностей, решив, что самое главное – это хорошее начало смены, а в середине периода можно отдохнуть, полагаясь на самостоятельность детей и излишне доверяя отряду. Поэтому стоит обратить особое внимание на поддержание дисциплины и порядка в отряде.

Формы работы с детьми в основной период лагерной смены:

  1. проведение различных игр, коллективно-творческих дел,
  2. участие в общелагерных мероприятиях;
  3. участие в кружковой работе;
  4. проведение релаксации, анализа дня;
  5. организация спортивных мероприятий;

Задачи основного периода:

  • формирование временного коллектива детей;
  • сплочение отряда;
  • поддержание дисциплины и выполнения педагогических требований (соблюдение норм поведения);
  • выполнение программы смены;
  • организация досуга;
  • создание благоприятного психологического климата в отряде;
  • поддержание санитарных норм;
  • создание условий для самореализации ребенка.

Рекомендации вожатому.

  • В течение смены проводится достаточно много мероприятий, где дети принимают активное участие. В определенный период они могут потерять интерес к участию в культурной программе лагеря. При возникновении подобной ситуации вожатому надо обеспечить правильный эмоциональный настрой и мотивацию детей.
  • При выборе форм деятельности, вариантов организации досуга детей прислушиваться к их мнению, советоваться с ними, но проявить твердость если это необходимо.
  • Так как вы уже познакомились с детьми и знаете их индивидуальные особенности, уровни доверия и самостоятельности в работе должен изменится. Однако всему должна быть адекватная мера, не стоит излишне использовать данные факторы.
  • Обращайте внимание за зачатки возникновения конфликтных ситуаций и вовремя их пресекайте. Поддерживайте положительный эмоциональный фон в отряде. Если предотвратить конфликт на начальной стадии не удалось, проведите анализ ситуации, примите необходимые действия. Обратитесь к руководству педагогического отряда, если это необходимо.

Результаты (показатели успешной работы) основного периода:

  1. Ранее незнакомые дети стали друзьями друг другу, отряд – сплоченный коллектив.
  2. У детей появилось дальнейшее желание работать в коллективе (в качестве лидера или активного участника).
  3. Каждый из ребят в отряде смог принять участие в различных мероприятиях лагеря.
  4. Дети научились решать конфликтные ситуации и только мирным путем.
  5. Дети получили новые знания и навыки.

Основной период смены наступает после организационного периода и сменяется заключительным, о которых вы так же можете получить информацию на нашем сайте.

Источник

Динамика развития детского временного коллектива.

Детские коллективы прожива­ют в своем развитии определенные этапы, разные по значению и протяженности, и при удачном развитии и прохождении через все этапы группового взаимодей­ствия получается то, что можно назвать «хороший коллектив».

Эффективность «лагерного влияния» на ребенка очень высока, и многие дети, даже повзрос­лев, вспоминают яркие и напол­ненные жизнью лагерные смены, причем необязательно в «Арте­ке» или «орленке». Это могут быть и местные лагеря, и пришкольные площадки, ведь фи­нансовое благополучие лагеря не всегда равнозначно эмоциональному благополучию детей в нём. В хорошем коллективе у ребенка появляется возможность опробовать свои силы в новой, непривычной обстановке, вклю­читься в новые отношения. Во время «самостоятельной жизни» он почувствует, что такое «отве­чать за себя», поймет, что значит «позиция коллектива», возмож­но, попробует себя в качестве руководителя. А самым удачным результатом смены будет приме­нение нового опыта, полученно­го детьми в лагере, в реальной жизни.

Итак, как происходит разви­тие детского коллектива?

Первая стадия — «знакомст­во» в самом широком смысле сло­ва: у участников отряда возника­ет потребность исследовать ситу­ацию, быть включенным в нее. В это время у них формируется чувство принадлежности к отря­ду, желание устанавливать отно­шения с другими детьми, что ведет к возникновению мелких групп, часто — пар. Поведение детей зависимое — и от мнения большинства, и от взрослых. Иногда в отряде сразу возникает антилидер. На этой стадии он, как правило, противостоит взрослым. Но напряженность в отношениях возникает редко — все пока хотят понравиться друг другу, всё неопределенно. В этот период в отряде формируется си­стема правил и традиций (часто негласных), происходит распре­деление симпатий и антипатий. Основной инициатор в это вре­мя — вожатый и воспитатель. Дети могут задумывать и осуще­ствлять небольшие по объему де­ла, но с постоянной «оглядкой» на взрослого и на большинство.

Читайте также:  Чувство беспокойства за другого человека

Вторая стадия — «раздел тер­ритории», или «борьба за власть», или «поиск крайнего». Главная потребность в это вре­мя — потребность во власти, в контроле над ситуацией, что проявляется в соперничестве между потенциальными лидера­ми, между группировками. Стремление к власти может про­явиться в попытке воздейство­вать на конкурентов через «общественное мнение». Но может быть и так: никто не захочет брать на себя ответственность за дело, проявлять активность или стремиться к власти.

В этот период в отряде неиз­бежны конфликты, стычки, резко может упасть успешность и про­дуктивность работы. Ошибкой со стороны взрослого было бы взять ответственность на себя («Они так ничего и не сделают», «Надо­ело, всё сам сделаю», «Всё равно подведут — самому надежнее») или «свалить кучей» на одного или нескольких детей. Надо по­мнить, что это этап разрешения внутригрупповых конфликтов, когда «на прочность» проверяют­ся возникшие традиции и отно­шения. И здесь роль руководите­ля как установителя норм и организатора деятельности подверга­ется испытанию. Наилучшим вы­ходом из такой ситуации является поиск «золотой середины». Ес­ли же конфликт в отряде попытаться «замять», найти «козла от­пущения», воздействовать на непокорных силой — есть риск повторения этой ситуации, но уже по другому поводу — коллектив застревает на этой стадии и не развивается дальше, пока не бу­дет найден конструктивный стиль совместной деятельности.

Далее наступает третья ста­дия — привязанности, сплоченности или близости.

Главная потребность здесь — в привязанности: устанавлива­ется более тесная эмоциональная связь друг с другом, стано­вится возможным партнерство, взаимное понимание. Здесь ва­жен баланс между детьми, кото­рые с готовностью жертвуют своими установками, объединяя свои интересы с интересами других, и теми, кто испытывает сложности при сближении и очень осторожно соотносит свои и чужие установки. На этом эта­пе воспитатель или вожатый остается для детей руководителем, моделью поведения, носи­телем отрядных норм, но атмо­сферу, микрокосм общения со­здают уже сами ребята. На этой стадии очень успешны многие коллективные дела, потому что эмоциональный фон отряда можно охарактеризовать как теплый и приподнятый.

Надо отметить, что такой по­рядок развития применим к лю­бому детскому коллективу и достижение эмпатии и взаимопони­мания возможно лишь через этап конфликта, правильно пережи­тый. И не следует думать, что раз пройдя эти этапы, коллектив ос­тановится на вершине дружбы и привязанности и там будет всё время.

В течение смены отряд может несколько раз прожить чередова­ние этих стадий, каждый раз пе­реходя на новый уровень взаимо­понимания. Образно это можно сравнить с лестницей, ведущей вверх, — для каждого подъема необходимо некоторое усилие, за которым наступит отдых.

Практика показывает, что возможны ситуации, когда ру­ководитель детского коллектива будет не в состоянии справить­ся с возникающими проблемами и поддастся соблазну «разрубить гордиев узел» одним жестким авторитарным решением. Иногда это бывает полезно и да­же необходимо, но только в том случае, если поведение руково­дителя отвечает потребностям детского коллектива и ведет к достижению поставленных пе­ред ним целей. Также неизбеж­но руководитель будет сталки­ваться и с возникновением в от­ряде подгрупп, группировок и микрообъединений. Следует от­метить, что с позиции отрядных норм и правил эти группировки могут иметь позитивную и нега­тивную окраску, причем иссле­дования показали, что чем ниже статус участника группировки как члена детского коллектива, тем меньше он подчиняется кол­лективным нормам. Члены дет­ского коллектива с высоким статусом в группе могут соблюдать нормы до завоевания позиций лидера, а став лидерами, могут пренебрегать менее важными нормами, особенно если это не вызывает критических замеча­ний со стороны ребят и руководителя.

Как правило, в группировки объединяются дети, испытываю­щие потребность в более близких, теплых отношениях, чем те, которые они получают в отряде, а также испытывающие потреб­ность в подчинении или превос­ходстве, причем в этом случае они часто объединяются в одну иерархическую группировку. Иногда может оказаться, что один, но сильный «антилидер» подобрал себе в подчинение до­вольно большую часть детского коллектива, вызвав тем самым серьезный конфликт в отряде. Случаи антагонизма между груп­пировками в отряде — вещь довольно частая, даже, наверное, обычная и нужная, если между группами детей есть здоровое со­перничество, мелкие конфлик­ты, решаемые конструктивно, не переходящие во вражду. При полном отсутствии конфликтов и противоречий в отрядной жиз­ни велик риск «застояться», при­обрести «наивнооптимистичес­кий» взгляд на жизнь и подход к решению проблемных задач. Правильное, конструктивное разрешение конфликтов движет вперед и развивает детский кол­лектив.

Если вражда между группи­ровками все-таки возникла и ук­репилась, как быть?

Читайте также:  Чувство голода посреди ночи

Для того чтобы увеличить сплоченность группы, необхо­димо заранее — в самом начале совместной деятельности — представить детям в положи­тельном ключе самые важные нормы и правила отрядной жиз­ни, которые определяют тип «хорошего» поведения. В ходе совместной работы руководи­тель должен быть моделью, об­разцом выполнения этих пра­вил и поощрять детей, принима­ющих норму. Те дела, которые требуют взаимной зависимости и сплоченности всех членов коллектива, тоже помогают преодолеть вражду конкуриру­ющих группировок. назовем это условно «правилом общего противника», против которого объединяются все члены отря­да. Не следует понимать назва­ние буквально. Одним их самых деструктивных моментов в жиз­ни детского коллектива являет­ся поиск и борьба с «козлом от­пущения» — ребенком, выпав­шим из отрядной жизни. Здесь коллектив вступает на внешне легкий и опасный путь — вслед за одним «козлом» найдется следующий и т. д. Под словом «общий противник» необходи­мо понимать любое препятст­вие, преодолеть которое удается лишь объединив все силы. Это может быть КВН с сосед­ним отрядом, сложный поход, аварийная или чрезвычайная ситуация. Со временем всё это поможет привести отряд к груп­повой сплоченности. (37.)

Выводы по первой главе

Формирование и развитие личности определяется как ее биологическими задатками, так и совокупностью условий социального существования в данную эпоху, а также ее физического, духовного и нравственного здоровья. Поэтому огромное влияние на жизнь каждого человека, а в особенности ребенка, оказывают рекреационная и воспитательная функции окружающей среды, проявляющиеся в социально-культурной деятельности.

При изучении вопроса об организации тематической смены в детском оздоровительном лагере нами проанализирована специализированная литературу и другие источники информации по данному вопросу.

На базе исследований Г.Будановой, Н.Волковой, Кленовой Н.В., Ломова В.Ф., Меренкова А.Р. мы определили, что летний лагерь – не толь­ко как временное местонахожде­ние ребёнка, где он приобретает те или иные навыки и знания, где занимательно проводит своё сво­бодное время, но как необходи­мое бытие, позволяющее рас­крыться всем его потенциаль­ным, скрытым духовным и физи­ческим возможностям.

Проанализировав классификацию загородных лагерей, выделим досуговые, оздоровительные, профильные, трудовые.

При проектировании деятельности в загородных лагерях необходимо учесть такие условия, как

— временный характер коллектива;

— изменение привычной среды жизнедеятельности;

— закрытость загородного лагеря как типа детского учреждения;

— отсутствие родительской опеки, поддержки и контроля.

К основным концепциям организации летнего детского лагеря можно отнести следующие: Лагерь – дом, Лагерь – клуб, Лагерь — длительная педагогическая игра, Лагерь – эрудит, Лагерь — детский центр.

Лагерную смену можно разделить на три периода: организационный (1-2 дня), основной (самый большой по времени) и заключительные (2-3 дня).

К существенным особенностям временного коллектива следует отнести относительную автономность его существования. В это время ослабляется прямое влияние на школьника семьи, класса, дворовой компании, других постоянных групп.

Источник

Динамика развития временного детского коллектива в условиях летнего лагеря

Детский коллектив во время лагерной смены проходит определенные этапы развития, знание которых облегчает руководителю коллектива взаимодействие с 1 детьми. Многие совместные отрядные или коллективные дела возможны лишь на оп­ределенных этапах развития коллектива. Немаловажное значение имеет и настроение руководителя — гораздо легче жить, когда понимаешь, что происходит с детьми. Все детские коллективы проживают в своем развитии определенные этапы, разные по значению и протяженности, и при удачном развитии и прохождении через все этапы группового взаимодействия получается то, можно назвать «хороший кол­лектив».

Наблюдения за работой многих временных коллективов позволили принять за основу изменений в жизни коллектива степень соответствия потребностей и желаний ребенка общественно полезной цели коллективной жизни. Такое соответствие прояв­ляется в следующем:

• по мере развития коллектива дети становятся инициаторами новых обще­ственно полезных дел отряда;

• повышается внимание к нравственному смыслу деятельности;

• увеличивается интерес к своей личности и личности товарищей.

На основе этих трех критериев выделяют четыре основных периода жизни временного коллектива.

I период (примерно 3-4 дня). Его условно называют временем первоначального привыкания.Происходит «знакомство» в самом широком смысле слова: у участников отря­да возникает потребность исследовать ситуацию, быть включенным в нее, устанавли­вать отношения с другими детьми, возникает очень много мелких групп, часто это пары, поведение зависимое — и от мнения большинства, и чаще всего от взрослых. Иногда сразу возникает антилидер. На этой стадии он, как правило, противостоит взрослым. Но напряженность в отношениях на этой стадии возникает редко — все пока хотят понравиться друг другу, все неопределенно. В это время в отряде формируется система правил и традиций (часто негласных). Этот период благоприятен для выдви­жения на общем сборе отряда цели коллектива — прожить в лагере с пользой для себя и окружающих.

Главная педагогическая задача этого периода — содействовать формированию положительного отношения к общественно полезной цели жизни коллектива, вырабо­танным сообща нормам и правилам этой жизнедеятельности, к нужным и интересным творческим делам. Не надо забывать, что различные дела отряда в этот период долж­ны быть непродолжительными по подготовке и проведению, но яркими и увлекатель­ными по форме. Именно во время таких дел ребята лучше узнают друг друга, могут быстрее объединиться в микрогруппы, избрать актив. Основной двигатель в это время — вожатый и воспитатель. Дети могут проду­цировать и осуществлять небольшие по объему дела, но с постоянной «оглядкой» на взрослого и большинство.

Читайте также:  Выражать свои чувства перевод

II период. Период конфликтов, «раздел территории», или «борьба за власть», или «поиск крайнего». Главная потребность в это время — потребность во власти, в контроле над си­туацией. Уже проявляется соперничество между потенциальными лидерами и взрос­лыми, между группировками, стремление к власти может проявиться в попытке дав­ления через «общественное мнение», идет борьба за лидерство. В последние годы си­туация может быть парадоксально перевернутой: никто не хочет брать на себя ответ­ственность за дело, проявлять активность или стремиться к власти.

В это время в отряде неизбежны конфликты, стычки, может резко упасть ус­пешность, продуктивность работы, и ошибкой со стороны взрослого было бы взять ответственность на себя («А, они ничего так и не сделают», «Надоело, все сам сде­лаю», «Все равно подведут — самому надежнее») или «свалить кучей» на одного или нескольких детей. Это этап разрешения внутригрупповых конфликтов, когда «на прочность» проверяются возникающие традиции и отношения. Здесь роль руководи­теля как модели поведения, установителя норм и организатора деятельности подвер­гается испытанию. Как и во многих делах, наилучшим является поиск «золотой сере­дины».

В начале принятая цель и нормы жизни далеко не для всех становятся побуди­тельной силой. Это вполне закономерно, поэтому бояться конфликтов не следует. Лучше это использовать для убеждения ребят в том, что интересная жизнь возможна лишь при сплоченности коллектива, в организации совместных полезных дел.

В этот период важно повышать внимание ребят к нравственным качествам сво­их товарищей, проявленным в делах, побуждать к преодолению отрицательных ка­честв. На этом этапе важно проводить дела, которые рассчитаны на безусловный ус­пех. Часть этих дел должна быть направлена на заботу об окружающих людях, млад­ших товарищах, взаимодействие с другими отрядами. В интересных и полезных де­лах, их коллективном осмыслении (при подведении итогов подчеркивать то, что при­ятно быть полезным людям) формируются общественно ценные мотивы поведения. Все это позволит коллективу перейти на новую стадию своего развития.

III период. Время интенсивной жизни коллектива. Главная потребность здесь — в привязанности; устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом, возможным становится партнерство, взаимное понимание. Здесь важен баланс между детьми, которые с готовностью жертвуют своими установками, объединяя свои интересы с интересами других, и теми, кто ис­пытывает сложности при сближении и очень осторожно соотносит свои и чужие ус­тановки. Это же противоречие может быть проявлено внутри человека, оптимальным для организации группового отрядного взаимодействия являются дети, у которых это противоречие наименее проявлено. На этом этапе воспитатель или вожатый сохраня­ет свои функции как руководитель, модель поведения, носитель отрядных норм, но атмосферу, микрокосм общения создают уже дети. На этой стадии очень хорошо мо­гут проходить многие коллективные дела, потому что эмоциональный фон отряда можно охарактеризовать как теплый и приподнятый. Задача вожатого содействовать тому, чтобы цель — быть полезным людям, нести им радость — стала бы определять деятельность не только коллектива, но и каждого его члена.

Дела, планируемые в этот период, могут и не обладать яркой внешней привле­кательностью. Вся предшествующая работа (дела на пользу и радость людям, внима­ние к нравственному смыслу таких дел, постоянная поддержка положительных дей­ствий ребят на сборах и вечерних «огоньках») должна осуществить своеобразный «перенос» в сознании ребят значимости дела с его формы на смысл «зачем оно нужно людям?». На основе такой работы у ребят (особенно подростков) может возникнуть стремление разобраться в том, что лежит в основе поступков человека, интерес к во­просам морали. На основе этого интереса особенно важно организовать сборы-дискуссии, откровенные разговоры, вечера вопросов и ответов.

IV период. Время активного усвоения тех ценностей, которые в предшест­вующей работе выработал коллектив. Настоящий коллектив продолжает влиять на

умы и сердца своих членов. Поэтому главная задача взрослого — содействовать такому усвоению каждым из ребят коллективного опыта, который вызовет желание перене­сти в свою дальнейшую жизнь приобретенной во временном коллективе ценности.

Для этого коллектива характерно эмоциональное единство, особая теплота от­ношений, во многом вызванная тем, что лагерная смена заканчивается. В беседах с ребятами, на прощальных кострах, разговорах «Расскажи мне обо мне», итоговом сборе важно всем вместе обсудить, что дал лагерь каждому, чему здесь научились.

(Большаков С.В., Гаврилова Т.П. и др. Лето. Лагерь. Вожатому: Методические рекомендации. – Пермь, 2000. С. 11-14.)

Источник

Оцените статью