- Удовольствие от мурашек или Что такое кожный оргазм
- У меня в тунце есть папка под названием Frisson music. Песен в ней не так много, но все они вызывают особое — уникальное чувство. При их прослушивании кожа покрывается мурашками. У вас такое бывает, когда слушаете музыку?
- Оргазмические исследования
- Эмоциональный экстаз
- Физиология или магия
- Материалы по теме
- Эмоциональный экстаз — катарсис, как средство духовного развития и оздоровления
- Информация к размышлению
- ЭКСТАЗ
- Смотреть что такое «ЭКСТАЗ» в других словарях:
- Природа, причины и типы экстаза
- М. Доминик Бир (Лондон)
- Введение
- Резюме взглядов Майер-Гросса на экстаз
- Какова природа экстаза?
- Каковы причины экстаза?
- Религиозные причины экстаза
- Повседневный экстаз
- Экстаз, вызванный психическими расстройствами
- Экстаз, вызванный употреблением наркотиков
- Заключение
- Литература
Удовольствие от мурашек или Что такое кожный оргазм
У меня в тунце есть папка под названием Frisson music. Песен в ней не так много, но все они вызывают особое — уникальное чувство. При их прослушивании кожа покрывается мурашками. У вас такое бывает, когда слушаете музыку?
Если да, то поздравляю, вы обладаете уникальной особенностью мозга получать ощущение, называемое «фриссон» (от французского слова frisson — дрожать). Ещё исследователи называют это чувство кожным оргазмом.
Получать фриссон способны примерно 2/3 людей на Земле. Глубина ощущений и продолжительность эффекта может быть самой разной. Например, в моем случае, я запросто смогу усилить это чувство настолько, что мурашки запросто превратятся в дрожь, а я — реально проникну в нирвану.
Оргазмические исследования
В Университете штата Юта в США проводили специализированные исследования этого феномена. Ученые пришли к выводу, что для людей, испытывающих фриссон, характерна такая личностная особенность, как открытость к новому опыту.
«Исследования показывают, что люди, обладающие данной чертой личности, характеризуются необычно активным воображением, ценят красоту, ищут новые ощущения, часто задумываются о своих чувствах и ценят разнообразие в жизни.»
Из статьи The Conversation доктора философии Митчелла Кольвера, университет штата Юта (США)
Исследователи и ранее приходили к подобным выводам, однако исследование Кольвера доказало, что вероятность получить фриссон от музыки зависит не от эмоциональной, а от интеллектуальной стороны личности. Например, когда человек пытается представить, как будет развиваться музыкальная композиция дальше, или старается визуализировать музыку в своем сознании.
Дальше интереснее. Фриссон можно получить не только от музыки, но и от других вещей не музыкального происхождения. На Reddit есть отдельная ветка форума для обсуждения различных произведений искусства, заставляющих испытывать фриссон.
Оказывается, фриссон возникает при рассматривании красивых произведений искусства, или от ярких эмоциональных сцен в фильме (у меня часто при просмотре некоторых фильмов ощущается довольно сильное покалывание кожи головы — так называемая автономная сенсорная меридиональная реакция). Или когда что-то едят. Или при физическом контакте с другим человеком, например, при обычных сексуальных контактах. А некоторые, испытывают фриссон наблюдая за тем, как другие медленно выполняют какие-нибудь определенные действия.
Теперь понятна моя неуемность постоянно постигать что-то новое, страсть к эстетическим открытиям. Это мой катализатор удовольствий. Кстати, знаете научное название кожных мурашек? Пилоэрекция. Ну, в общем, вы поняли. И про секс, конечно, интереснее.
Эмоциональный экстаз
С сексом вообще всё забавно! Например, при виртуальном сексе человек способен получать наслаждения, сходные с обычным сексом, только за счет психической симуляции. Физический секс — привычный нам смертным, — в VR и не нужен. Вот что Матрица способна сделать с человеком! Некоторые всерьез пишут, что это плохо для человеческой психики. Потому и изучаю тему.
Тут же вспоминаю фильм «Кокон» 1985 года. Есть в нём один момент, когда парочка занимается «инопланетянским» сексом в бассейне, оргазмируя от обмена энергией на расстоянии. Тот же самый фриссон!
Готов подтвердить — эмоциональные ощущения от фриссона необычайно сильны! А ещё необычны тем, что для него психическое состояние много важнее, чем простые физические ощущения.
Например, вернемся к моей музыкальной фриссоновой папке. Парадокс в том, что мне даже не нужно её слушать — достаточно вспомнить, что папка вообще существует. Едва лишь я представляю, какими композициями она наполнена, по спине пробегает приятный «эстетический холодок». Необычные ощущения.
Папка Frisson music с iTunes
Это делает мозг. Ему хватает исключительно эмоционального стимула, чтобы вызвать такую реакцию. Данные изучения головного мозга во время фриссонов показали, что в этот момент в мозге задействованы: островковая кора, добавочная моторная кора и орбитофронтальная извилина. Про между нами — это те зоны, которые связаны с возникновением эмоций и работой дофаминовой системы.
Может быть, именно подобным трюком и объясняется, что у меня много красивых девушек-друзей. Оказываясь в зоне их присутствия я запросто испытываю фриссон, при этом избегаю неловких моментов, намекающих на физические контакты, приводящие к адюльтеру.
Физиология или магия
Некоторые биологи, изучающие эффект фриссона, склонны считать его результатом магического ритуала. Но и тут не всё так просто. Да, конечно, музыка в данном случае является триггером, которая его запускает. Но ещё важен контекст.
Например, я довольно часто испытываю фриссон в церкви, когда слышу орган. Но при этом — практически никогда это чувство не приходит, когда я слушаю органную музыку дома. Даже если специально включаю те же композиции. Вернее, не так. Когда я слушаю органную музыку в формате mp3. А на виниле — легко. Стал завидовать владельцам виниловых пластинок.
В общем, продолжая выводы американских исследователей подытожу. Люди, которые буквально погружаются в музыку или в искусство с использованием мыслительных процессов, с куда большей вероятностью испытают «кожный оргазм», чем те, кто слушает музыку просто в качестве приятного фона. Такие дела.
Материалы по теме
Со времен «Летающего цирка Монти Пайтона» обожаю умение английских кинематографистов пародировать большинство пороков современного общества. Вообще люблю всю эту «гиллианаду» (производное слово от фамилии режиссера Терри Гиллиама) из специфичного британского…
Для музыки, которую я слушаю, идеально подходит расхожая поговорка «не бывает некрасивых женщин, бывает мало выпивки». Если продолжать ассоциативный ряд — не бывает плохой музыки, есть музыка, до которой нужно…
Следующая серия статей так или иначе затронет тему кофе. Последние прогнозы аналитиков грозят скорым кофейным коллапсом. Видимо, скоро мой любимый напиток станет непозволительной роскошью. Недавно международная группа исследователей из Австралии,…
Источник
Эмоциональный экстаз — катарсис, как средство духовного развития и оздоровления
Информация к размышлению
Познание всегда — акт эмоциональный… Катарсис — это внутреннее очищение и просветление .
Шквал любопытства, недоверия, изумления, даже потрясения, который оно в себе несет, сродни тем потрясениям, какие таит в себе искусство
( музыка, живопись, театр, кино, книги). Сочетание, наложение этих бурных эмоций познания приводит человека к эмоциональному подъему. А вместе с ним нередко возникает чувство внутреннего просветления и очищения, которое по отношению к искусству называется катарсис.
Этот термин — катарсис — уходит своими корнями в питательную благословенную почву древнегреческой эстетики и философии.
Великие греки уважали в нем идею об очистительном воздействии искусства на человеческую душу. Платон верил, что переживание катарсиса способствует освобождению духа от несносных телесных пут.
Аристотель поместил понятие катарсиса в ряд центральных «несущих» конструкций своей «Поэтики».
Как и старшие греки, он высоко ставил катарсис, возлагал на это состояние, переживаемое человеком в момент восприятия искусства, особые надежды, видя в нем средство воспитательное, очистительное, оздоровительное.
Переживая катарсис, люди получают облегчение и очищаются от своих аффектов, получая при этом «безвредную радость». К сожалению, в «Поэтике» нет достаточно полного, однозначного определения сущности катарсиса, что, естественно, вызвало бурную длительную полемику среди исследователей. Нет окончательной ясности в понимании катарсиса и до сих пор. Одни трактуют это состояние чисто эстетически, другие склонны к более широкой, этической его трактовке (среди последних заметное место принадлежит Г. Лессингу). К XIX веку появилась новая точка зрения — близкая скорее к медицин-ской, понимающая катарсис как «облегчение» души, наступающее после страстного напряжения ( Я. Бернайс, 3. Фрейд ,…)
Прежде всего разумно посмотреть на катарсис с более общих позиций и увидеть в нем черту не только переживания искусства, а некое универсальное свойство человеческой души: очищаться, сопереживая героям произведений. В этом чудесном качестве отдельного человека — одна из причин выживаемости рода в целом.
Жить эмоциями, страстями других людей, сливаться с ними духом, «входить» всецело в их дела — эта способность человека предопределяет здоровье его души, дает импульс к ее развитию, очищает и раскрепощает личность…
Катарсис — одна из высших кульминационных точек всякого культурного чувства, то есть бескорыстного, познающего сопереживания делам других людей, основанного на солидарности. В катарсисе человек «выпрыгивает» из своей изолированности, бежит от биологического эгоцентризма, опутывающего каждого по рукам и ногам, освобождается от томительных личных аффектов.
Выходит человек из этой очистительной бури сопереживания обновлен-ным, освобожденным, более мудрым.
Один из спасительных даров катарсиса — его способность вытеснять из нашей жизни разрушительные отрицательные эмоции и замещать их эмоциями положительными, созидательными…
«Секрет» катарсиса в бурном и радостном преодолении собственно самого себя .
Источник
ЭКСТАЗ
Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .
Смотреть что такое «ЭКСТАЗ» в других словарях:
ЭКСТАЗ — (от греч. смещение, перемещение, исступление, восторг), термин др. греч. философии, одно из осн. понятий неоплатонизма. В своём первонач. значении слово Э. означало, в частности, переход от нормального состояния к ненормальному (как в… … Философская энциклопедия
ЭКСТАЗ — (греч. исступление). Исступление, восторженное состояние духа, как бы отделившегося от тела, так что субъект, в этом состоянии, не замечает ничего вокруг себя; род эффекта. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка
экстаз — а, ж. extase f., гр. Исступленно воссторженное состояние; крайняя степень восторженности, доходящая до болезненности. БАС 1. Как ваши все друзья Должны в экстазе быть от этой перемены; Вы знаете меж них такие феномены. 1815. Шаховской Урок… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
экстаз — См. горячность. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. экстаз воодушевление, горячность; транс, экстракласс, упоенность, упоение, экзальтация, завороженность, восхищение,… … Словарь синонимов
ЭКСТАЗ — ЭКСТАЗ, экстаза, мн. нет, муж. (от греч. ek из и stasis положение) (книжн.). Исступленно восторженное состояние, крайняя степень воодушевления, доходящая до болезненности. «Экстаз… есть то возбужденное состояние., когда человек, под влиянием… … Толковый словарь Ушакова
Экстаз — (от греч. έκστασις исступление, восхищение) положительно окрашенный аффект. Высшая степень восторга, воодушевления. Термин, зафиксированный еще в античной литературе, для обозначения особого состояния сознания, в котором теряются… … Википедия
экстаз — состояние крайней степени восторга, доходящего до исступления. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. экстаз … Большая психологическая энциклопедия
экстаз — ЭКСТАЗ, а, м. 1. и в зн. сказ. Что л. хорошее; то, что нравится. Девочка экстаз. 2. межд. Выражает положительную эмоцию … Словарь русского арго
ЭКСТАЗ — (от греческого ekstasis исступление, восхищение), высшая степень восторга, воодушевления, иногда на грани исступления … Современная энциклопедия
ЭКСТАЗ — (от греч. ekstasis исступление восхищение), высшая степень восторга, воодушевления, иногда на грани исступления … Большой Энциклопедический словарь
Экстаз — (от греч. extasis восхищение) термин, зафиксированный еще в античной литературе, для обозначения особого состояния сознания, в котором теряются границы между внешним и внутренним. Это состояние сопровождается чувством восторженности … Психологический словарь
Источник
Природа, причины и типы экстаза
M.Dominic Beer // Philosophy, Psychiatry & Psychology, v.7, N 4, 2000, 311-315
М. Доминик Бир (Лондон)
Введение
Помимо того, что диссертация Майер-Гросса имеет историческое значение, она важна потому, что исследует состояния экстаза, которые плохо представлены в психиатрической литературе.
Во многих последних руководствах по психопатологии проблема экстаза едва упоминается (Hamilton, 1974, …). Правда, была дискуссия по проблеме переживания счастья, например, обсуждался вопрос о «мягкой мании» (Moore, ….). Аналогичные обсуждения касаются также того, следует ли состояние счастья классифицировать как психическое расстройство. Bentall (1992) сделал немного насмешливое предложение об этом, в то время как Harris, Birley и Fulford (1993) отвергли его. Эти прения были сосредоточены на том, является ли мягкая мания заболеванием, и, если да, то следует ли ее лечить принудительно в рамках Акта о психическом здоровье.
В отличие от этого, Майер-Гросс в своей диссертации исследовал более глубокий вопрос, а именно: «как следует отличать анормальное счастье от истинного религиозного экстаза». В своем комментарии я коснусь этого вопроса, и рассмотрю тот анализ, который провел Майер-Гросс. Майер-Гросс находился под влиянием Ясперса, и я также затрону вопрос о том, что Ясперс написал об этом предмете в своей «Общей психопатологии» (1959). Я начну с краткого резюме позиции Майер-Гросса в отношении отличия между анормальным счастьем и истинным религиозным экстазом.
Резюме взглядов Майер-Гросса на экстаз
Сула Вольф сделала важный перевод докторской диссертации Майер-Гросса и показала исторический контекст этой работы. Она также наилучшим образом модернизировала литературные ссылки, которые приводил Майер-Гросс.
Вольф дала ясное представление о том, что Майер-Гросс считал основными отличиями между состояниями анормального счастья и экстаза. Это следующие 6 положений:
- Состояние экстаза – спокойствие и отсутствие всякого внутреннего хаоса; тогда как счастье связано с ощущением своих безграничных возможностейчувством потенциальных возможностей.
- Экстаз – это ошеломляющее внутреннее переживание, которое старается вытеснить все другие содержания сознания; счастье – внутреннее переживание, которое стремится окрасить другие своим эмоциональным тоном.
- В экстазе нет места для феномена внешнего осознания; в то время как эмоциональный тон счастья «течет» к внешним объектам.
- Эго «растворяется» в экстазе; в то время как при переживании счастья эго становится сильным и утверждается.
- Во время экстаза неприятное качество физических ощущений акцентирует угрозу целостности (личности); при переживании счастья физические ощущения отражают хорошее настроение.
- Состояние сознания при экстазе изменено вследствие плохого охвата вниманием внешней реальности; в то время как при переживании счастья сознание ясно, т. к. внимание удерживается на окружающем мире.
Тщательное разграничение между экстазом и анормальным счастьем, выполненное Майер-Гроссом, ставит перед нами 2 вопроса: «Какова природа экстаза?» и «Каковы причины экстаза?»
В своем комментарии я, в свою очередь, рассмотрю эти вопросы и проанализирую, как соотносятся между собой разные типы экстаза.
Какова природа экстаза?
Еще до Второй Мировой войны Андерсон (1938) сделал обзор литературы и пришел к выводу, что в великих немецких и французских психиатрических учебниках очень мало написано об экстазе. Он упомянул целый ряд авторов, начиная с 1920-х гг., которые не написали об экстазе ни одной строчки. Швейцарский психиатр Э. Блейлер писал о шизофреническом экстазе: «Связь с внешним миром окончательно прерывается, и можно говорить о существовании совершенной анестезии» (80). В огромном учебнике О. Бумке описаны экстатические состояния среди пациентов с эпилепсией, «в которых они видели небеса раскрывшимися, слышали говорящим с ними голос Бога, чувствовали себя преображенными, даже уверовали, что они есть Бог». (81). E. W. Anderson назвал это «классическим психиатрическим описанием экстаза». (81). Пьер Жане различал 3 степени экстаза – recueillements, extases и ravissements – и выделял шесть необходимых критериев:
- Полная неподвижность и равнодушие к внешним предметам.
- Огромная внутренняя активность.
- Сильная вера в реальность переживаемого.
- Глубокое чувство автоматизма и вдохновения.
- Особое чувство радости.
- Сильное религиозное чувство.
Немецкий психиатр Ганс Груле (Джексон, 89) указал, что необходимой чертой экстаза является особенное соединение чувства со знанием. Это встречается и при эпилепсии, и при шизофрении. Он показал, что в обоих случаях встречаются зрительные галлюцинации и божественные откровения. T. Flournoy (Jackson 89) описал случай экстаза с выраженными истерическими чертами. Anderson описал 4 случая экстаза, которые встречаются при аффективном расстройстве, при котором … (1) «переживалось особое чувство радости, составной частью которого было ощущение спокойствия, это было связано с (2) изменением сознания… меняющееся переживание «я» описывалось как чувство слияния с Космосом или с Богом, хотя личностная идентичность не только не была утрачена, но даже усилилась; и (3) было отмечено изменение в восприятии времени». (81-87).
Как и Майер-Гросс, Андерсон утверждал, что «состояния экстаза отличаются от маниакальных состояний. Сущностная природа экстатического состояния состоит в удивительном пантеистическом переживании субъекта, которому кажется, что он и вселенная составляют одно целое. Это переживание связано с настроением, которое довольно своеобразно и качественно отлично от настроения при мании. В отличие от мании, это миролюбивое и спокойное настроение» (95). Андерсон, однако, признает, что «может существовать родство между маниакальным ступором и наиболее крайней формой экстаза», хотя для ступора обычно характерно «замедление или задержка мышления, а для экстаза — бурная продуктивность».
Ясперс (1959, 114-115) пишет в связи с работой «Анормальное чувство счастья», что «состояния экстатической интоксикации встречаются у пациентов с шизофренией». Ясперс цитирует один из медицинских случаев Груле, но не анализирует подробно черты экстатических переживаний, ограничиваясь указанием на то, что «пациенты наполняются удивительным энтузиазмом; их все глубоко волнует, все кажется движущимся и многозначительным» (114).
Известный психолог У. Джеймс (1979) в конце XIX века выделил 4 качества того, что он назвал «мистическое переживание»:
- Невыразимость – т. е., это крайне трудно выразить словами.
- Духовное, умозрительное качество – т. е., воспринимаемое как никогда ранее не встречавшееся понимание.
- Мимолетность, временность – т. е., продолжающееся не более 2 часов.
- Пассивность – т. е., «как если бы его воля была временно упразднена, а иногда, как если бы он был схвачен высшей силой и удерживался ею».
Джеймс пишет: «некоммуникабельность порыва – это лейтмотив всего мистицизма. Мистическая правда существует только для самого индивида, рвущегося к Абсолюту, и ни для кого другого… Преодоление всех обычных преград между индивидом и Абсолютом – великое мистическое достижение. В мистических состояниях мы становимся одним целым с Абсолютом, и осознаем наше единство». (391).
Джеймс в своей лекции по мистицизму цитирует написанную в 1897 г . автобиографию J. Trevor, который чувствовал, что он «на Небесах – внутреннее состояние мира и радости и неописуемо сильное чувство уверенности в себе, в сочетании с чувством, что искупался в теплом зареве света, хотя внешнее условие вызвало внутренний эффект – чувство, что что-то прошло через тело».
Каковы причины экстаза?
Были описаны 4 основные причины экстаза:
- Религиозные;
- Повседневные;
- Психиатрические;
- Наркотические или лекарственные.
Религиозные причины экстаза
Британский психиатр W. Sargant (1957) цитирует работу J.F.C. Hecker «Эпидемии средних веков», когда люди танцевали публично, полностью теряя контроль над своими чувствами, продолжали танцевать, не считаясь с рядом стоящими, часами вместе, в диком бреду, до тех пор пока не падали на землю в состоянии делирия… Во время танца они ничего не видели и не слышали, будучи нечувствительны к внешним впечатлениям, приходящим посредством чувств, но были охвачены образами…. Другие во время этого приступа видели раскрывшиеся небеса и Спасителя, возведенного на престол, с девой Марией. (120).
Sargant цитирует его преподобие George Salmon, который описал, как на возрождение Северной Ирландии в 1859 г., «человек падал совершенно без чувств и находился в таком состоянии от часа до двух дней… Пораженный таким образом человек оставался совершенно спокойным, очевидно не осознавая происходящего вокруг… На их лицах было удивительное выражение. Абсолютное сияние радости» (119).
Sargant показал во-первых, что этот феномен современен, а во-вторых, продемонстрировал ошеломляющие фотографии новых американских христиан на церковных службах, «которые брали руками ядовитых змей в состоянии напряжения и экстаза».
Повседневный экстаз
Британский философ Marghanita Laski (1980) писал в работе «Повседневный экстаз»: «отличительный признак экстатического переживания, на уровне ли экзальтации или на самом низком уровне, — это результирующее чувство моментальной гармонии» (23). «Основные моментальные экстазы» были разделены на адамический, экстаз знания и экстаз соприкосновения». Адамический – термин, выбранный Laski «вследствие частой христианской тенденции описывать эти переживания в терминах чувств, «восходящих к состоянию Адама, в котором он находился до грехопадения», как изложил это квакер George Fox». Вторая категория Laski – переживание знания, когда личность чувствует, что постигает новые знания. Третья категория – экстаз соприкосновения — характеризуется чувством состоявшегося контакта и часто тотальной потерей «я» контактирующего человека в этом большом контакте. Laski приходит к выводу, что «эффекты экстаза повседневной жизни обычно игнорируются».
Экстаз, вызванный психическими расстройствами
Джексон и Фулфорд (1997) написали статью «Духовный опыт и психопатология», в которой показали перспективы теории расстройств. Статья была продолжением работы Джексона (1992) «Изучение взаимосвязей между психотическими и духовными переживаниями». Впоследствии Джексон писал, что «благоприятные духовные переживания … являются во многих аспектах сходными с позитивными симптомами психозов». Джексон (1992, 1997) тщательно исследует вопрос происхождения этих переживаний как на основе экспериментального, так и теоретического подхода. Он приходит к заключению, что психотический/духовный опыт может быть понят как «эпизоды доступа к тем процесса сознания, которые обычно являются подсознательными или бессознательными». Он предположил, что некоторые люди имеют более высокую готовность доступа к этим зонам, чем другие , и в результате эти переживания имеют место на более низком пороговом уровне стресса. В некоторых случаях процесс оказывается адаптивным и ведет к разрешению кризиса. В других, напряжение нарастает, заканчиваясь психотическим разрывом с реальностью.
Другие исследователи также отмечали сходство между психотическими состояниями и мистическими переживаниями. Хадли (1979) описал опыт более четырех тысяч человек, которые отвечали на его газетные объявления с просьбой описать свои религиозные переживания. Число тех, кто описывал экстаз или состояние экзальтации, достигло двухсот человек или 5 процентов от всех ответивших.
Давид Лукоф (1985) выдвинул диагностические критерии для того, что он назвал «мистические переживания с психотическими характеристиками». Это:
А) Экстатическое настроение
Б) Чувство вновь приобретенных знаний
Г) Отсутствие познавательной дезорганизации
Он также исследовал проблему прогноза и утверждал, что для того, чтобы человек имел позитивный выход из психотического состояния необходимо наличие двух из следующих критериев:
А) хорошее функционирование накануне приступа, отсутствие предшествующих психотических эпизодов; поддержание социальных связей с друзьями; близкие отношения с представителями другого пола (или того же в случае гомосексуализма); успехи в профессии или учебе;
Б) острое начало симптоматики в течение трех месяцев или меньше;
В) стрессовая обусловленность психотического эпизода, например, серьезные жизненные перемены;
Д) позитивное отношение к пережитому опыту как к значимому, открывающему новое, развивающему.
Экстаз, вызванный употреблением наркотиков
Томас Оксман с соавторами (1988) в своей работе «Язык измененных состояний» сравнил субъективные переживания 66 людей, имевших три разных формы измененного состояния сознания: шизофреническое, вызванное наркотиками и мистическое. Использовав дискриминативный статистический анализ, авторы обнаружили, что в этих трех группах существенно отличались слова, используемые для описания своих переживаний. Авторы утверждают, что в 84 процентах автобиографических отчетов они могли очень точно определить форму измененного сознания в соответствии с частотой различных типов слов, используемых индивидуумами.
Заключение
И ранние, и последние работы, обзор которых дан в этом комментарии, показывают, что необходимо дальнейшее прояснение природы экстаза и идентификация его причин. Это поможет нам представить экстаз в описательной психопатологической литературе более правильным образом и, следовательно, провести решительное разделение между религиозными и психиатрическими причинами этого состояния. Важный и своевременный перевод статьи Майер-Гросса может стать ключевым стимулом к такой работе.
Литература
Anderson, E. W. 1938. A clinical study of slates of «Ecstasy» occurring in affective disorders // Journal of Neurology and Psychiatry 1: 80-99
Bentall, R. P. 1992. A proposal to classify happiness as a psychiatric disorder // Journal of Medical Ethics 18: 94-98
Berrios, G. E. 1996. The history of mental symptoms: Descriptive psychopathology since the nineteenth century. Cambridge: Camridge University Press.
Hamilton, M., ed. 1974. Fish’s clinical psychopathology: Signs and symptoms in psychiatry. Bristol, Eng.: John Wright.
- C. Hardy. 1979. The spiritual nature of man. Oxford; Clarendon Press.
Harris, J., J.L.T.Birley, and K.W.M. Fulford. 1993. The current literature: A proposal to classify happiness as a psychiatric disorder // British Journal of Psychiatry 162: 539-42
Jackson, M.C. 1992. A study of the relationship between psychotic and spiritual experiences. D.Philthesis, University of Oxford.
Ibid, 1997. Benign schizotypy? The case of spiritual experience // Schizotypy: Relations to illness and health, ed. G. S. Claridge. Oxford: Oxford University Press.
Jackson, M. C., and K. W. M. Fulford. 1997. Spiritual experience and psychopatology // Philosophy, Psychiatry, and Psychology 4:41-65.
James W. 1979. Varieties of religious experience: A study in human nature. Glasgow: Collins.
Jaspers K. 1959. General psychopathology. Manchester: Manchester University Press.
Laski, M. l980. Everyday ecstasy. London: Thames and Hudson.
Lukoff, D. 1985. Diagnosis of mystical experiences // Journal of Transpersonal Psychology 17.2: 155-81.
Moore, A., T. Hope, K. W. M. Fulford. 1994. Mild mania and well-being // Philosophy, Psychiatry, and Psychology 1:165-77.
Nordenfelt, L. A response to «mild mania and «well-being.»// Philosophy, Psychiatry, and Psychology 1:185-91.
Oxman, T. E., S. D. Rosenberg, P. P. Schnurr et al. I988. The language of altered states // Journal of Nervous and Mental Disease 176: 401-8.
Sargant, W. 1957. Battle for the mind: A physiology of conversion and brain-washing. London: Heinemann.
Scharfetter, C. 1980. General psychopathology: An introduction. Trans. H. Marshall. Cambridge: Cambridge University Press.
Shepherd, M. and O. L. Zangwill. 1983. Handbook of psychiatry. Vol. 1. General psychopathology. Cambridge: Cambridge University Press.
Sims, A. 1988. Symptoms in the mind: An introduction to descriptive psychopathology. London: Bailliere Tindall.
Источник