Эмоциональным жестом является поклон
Изобразительные жесты появляются в случаях:
— если не хватает слов, чтобы полностью передать описание предмета, состояние человека;
— если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);
— если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.
Задание 19. Проверьте, угадают ли ваши родные, друзья, что вы имеете в виду, если жестом изобразите следующие предметы:
Штопор, петля, молоток, веник, пила, зубило, пишущая машинка, ножницы, подушка, телефон, топор, автомобиль, губная помада, карандаш, мыло, стакан, скрипка, дирижер, фортепьяно, вентилятор.
Например: У меня кончилась (изображается, как чистят зубы). Ответ — зубная паста.
2.5. Символические жесты
Вы, несомненно, не один раз были в театре, на концерте, смотрели выступление актеров по телевидению. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с публикой. Самый частый жест — поклоны как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, как бы заключая в свои объятья сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует сердечное отношение, любовь актера к зрителям.
Вспомните передачу КВН. Ведущий Александр Масляков представляет членов жюри. Один, когда называют его, встает, поворачивается к сидящим в зале и делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками; третий кланяется; четвертый приветственно машет рукой. Такие жесты условны, и называются они символическими.
Если изобразительный жест связан с конкретными признаками, то жест-символ связан с абстракцией. Его содержание понятно только какому-то народу или определенному коллективу. Это приветствие, прощание, утверждение, отрицание, призыв к молчанию, предвкушение приятного.
Так, для русских знаком согласия служит покачивание головой вперед-назад, а для болгар — влево-вправо. О различии между жестом прощания во Франции и в России узнаем из произведения И.С. Тургенева «Новь»:
Нежданов наклонил голову, а Сипягин простился с ним на французский манер, несколько раз сряду быстро поднес руку к собственным губам и носу и пошел далее, бойко размахивая тростью и посвистывая — вовсе не как важный чиновник или сановник, а как добрый русский.
Высказывания могут сопровождаться не одним, а несколькими жестами. Возьмем предложение Меня это не касается. При слове меня используется указательный жест (ладонь движется к середине груди. это сопровождается тоже указательным жестом (рука отбрасывается вперед от себя ладонью вверх), сочетание не касается — символическим жестом (покачивание рукой из стороны в сторону).
Задание 20. Найдите в материале для справки описание жестов, которые соответствуют содержанию приведенных предложений. Воспроизведите каждый из указанных жестов.
1. Вареники лепят вот так. 2. Ну, это что-то такое огромное, необъятное. 3. Замкнутый круг какой-то. 4. Машинка шьет зигзагами. 5. Есть у вас дырокол? 6. Его надо держать крепко, а то разболтается. 7. Полюбуйтесь-ка на него.
Материал для справки: вытянутая ладонь; указательным пальцем правой руки описывается круг; разводящие движения обеими руками в воздухе; сжатый кулак; движение в воздухе указательным пальцем налево-направо, снизу вверх или сверху вниз; движение сжатой в кулак правой руки вниз с нажимом; защипывающие движения пальцами.
Задание 21. Определите, какие жесты могут быть использованы при произнесении фраз.
1. Все это не для меня. 2, Стучат, стучат и вверху и внизу. 3. Пришли и те и другие. 4, Пусть это останется между нами. 5. Мы-то с тобой поймем друг друга. 6. Пускай, пускай, оставь его. 7. Да что там, ну пусть. 8. Избавьте меня от этого, я этого не хочу. 9. Нет-нет, ни за что! 10. Так все напутано, такая неразбериха. 11. Никто ничего не поймет, полная сумятица. 12. Все это не совсем так. 13. Тут как-то все, знаете, эдак.
В художественной литературе мастера слова, изображая героев, передавая их разговоры, беседы, споры, описывают и жесты, которыми сопровождается речь. Жест героя — немаловажная деталь в его характеристике.
Задание 22. Определите, к какому виду жестов (ритмический, указательный, эмоциональный, изобразительный, символический) относится каждый жест, описанный И.С. Тургеневым в романе «Новь»:
1. — И откуда взялся черномазый, паскудный, нудный, усы как у таракана. — тут Пуфка показала своими толстыми короткими пальцами, какие у него усы.
2. Соломин повел сперва одним плечом — потом другим; у него была такая повадка, когда он не тотчас решался отвечать.
— Без сомнения, — промолвил он, наконец, — вы, господин Паклин, обиды никому причинить не можете — и не желаете; и к господину Голушкину почему же нам не пойти? Мы, я полагаю, там с таким же удовольствием проведем время, как и у ваших родственников; да и с такой же пользой.
Паклин погрозил ему пальцем.
— О! Да и вы, я вижу, злой!
3. — За наше. наше предприятие! — воскликнул Голушкин, мигая при этом глазами и указывая головою на слугу, как бы давая знать, что в присутствии чужого надо быть осторожным!
4. — Я вот к нему, — он указал на Маркелова, который стоял неподвижно, скрестив руки на груди.
5. — Ах, если б кто-нибудь мог почувствовать, до какой степени я несчастлив! — Маркелов ударил себя кулаком в грудь, и в ней словно что застонало. — Нежданов! Будь великодушен! Дай мне руку. Не откажись простить меня!
Нежданов протянул ему руку — нерешительно, но протянул. Маркелов стиснул ее так, что тот чуть не вскрикнул.
6. — Ведь если взвешивать наперед все последствия, — наверное между ними будут какие-либо дурные. Например, когда наши предшественники устроили освобождение крестьян — что ж? могли они предвидеть, что одним из последствий этого освобождения будет появление целого класса помещиков-ростовщиков, которые продают мужику четверть прелой ржи за шесть рублей, а получают с него (тут Маркелов пригнул один палец): во-первых, работу на все шесть рублей, да сверх того (Маркелов пригнул другой палец) — целую четверть хорошей ржи — да еще (Маркелов пригнул третий) с прибавком! то есть высасывают последнюю кровь из мужика!
7. — Да, я решился! — повторил он, с размаху ударив по колену своим волосатым, смуглым кулаком, — я ведь упрямый. Я недаром наполовину малоросс.
— Ну, так чем же вы решили? — Нежданов по жал плечами.
— Да я тебе сказал уже, что пока — ничем, надо будет еще подождать.
8. — Гм! — произнес Сипягин. — Это ты про студентика?
— Про господина студента.
— Гм! Разве у него тут (он повертел рукой около лба) — что-нибудь завелось? А?
9. Лишь только Соломин переступил порог, Сипягин, на которого он едва не наткнулся, протянул ему обе руки и, любезно осклабясь и пошатывая головою, радушно приговаривая — «вот как мило. с вашей стороны. как я вам благодарен» — подвел его к Валентине Михайловне.
Задание 23. Скажите, о каких жестах пишет в «Кратком руководстве к риторике» М.В. Ломоносов. Когда они используются и что означают?
В последнее время ученые-лингвисты ввели термин «звуковой жест». Конечно, слово жест употребляется в данном случае условно. Звуковой жест — элемент устной речи, назначение которого похоже на назначение обычного жеста. Так, в предложении Я зацепилась, и чулок тррр и поехал звукосочетание тррр совпадает по своему значению с жестом, обозначающим «плавное движение руки слева направо», который изображает, как спускались петли на чулке. Другой пример: Я уезжаю. Ту-ту. Звуковой жест тпу-тпу первоначально имитировал гудок паровоза, но затем приобрел обобщенное значение и стал знаком поездки независимо от вида транспорта.
Звуковой жест нередко сопровождается жестом в прямом смысле. Например, выражая укор, произносят Ай-ай-ай! и одновременно с этим качают головой. Призывом к молчанию служит звуковой жест Тсс! или собственно жест — прижатый к губам палец, а чаще и то и другое одновременно. Вот пример из произведения И.С. Тургенева:
— Запретили бы об этом говорить? — переспросила Марина.
— Да! Я бы сказал публике: интересоваться не мешаю. но говорить. Тссс! — Он поднес палец к губам.
Задание 24. Все участники делятся на пары. Один из пары изображает какой-либо жест, а другой его разгадывает, определяет значение и тип жестов, к которому он относится. После демонстрации 10-15 жестов участники меняются ролями.
Задание 25. В каждой паре участники встают друг против друга. Один из них — «зеркало». Другой перед «зеркалом» жестикулирует, а «зеркало» тут же жесты воспроизводит. Затем участники меняются ролями.
Источник
Жесты – «сигнальная связь» человечества
Их язык один из самых древних языков в истории
Две тысячи лет назад Марк Туллий Цицерон учил ораторов правильно жестикулировать. Самый древний словарь жестов, судя по всему, принадлежал римскому ритору Квинтилиону, жившему в I веке до н. э.
Национальные изюминки
Тесная связь жестов с речью наложила на них немало расовых, социальных и индивидуальных отпечатков. Национальный характер многих жестов подтверждают красноречивые факты. Так, англичане, итальянцы и русские по-разному машут рукой на прощание. Восточные народы, в отличие от европейцев, в момент приветствия складывают ладони перед грудью, а конголезцы вообще дуют на ладони.
Культурными нормами социума определяется также сила и частота жестикуляций. Английский психолог Майкл Арчил, изучавший язык жестов во время кругосветного путешествия, установил: в течение часового разговора финн прибегает к жестикуляции в среднем один раз, итальянец – 80, француз – 120, а мексиканец –180 раз. Русские отличаются относительной сдержанностью – используют примерно 40 жестов в час. Язык французов и латиноамериканцев наиболее экспрессивен, причем «сигналят» они обеими руками.
Одно и то же выразительное движение означает у разных народов разные вещи.
В Америке «бублик», образованный большим и указательным пальцами, гласит: «Все в порядке» (о’кей), а в Японии он означает просьбу занять монету.
Жесты неискренности часто связаны с левой рукой. Если на Востоке протянуть в ней еду, деньги либо подарок, можно нанести собеседнику оскорбление: левая рука у тех, кто исповедует ислам, считается «нечистой».
Ритуальные жесты
Жесты делят на ритуальные и эмоциональные. Ритуальные жесты в свою очередь можно разделить на две социокультурные группы: жесты Средневековья и Нового времени.
Мы и поныне воспроизводим многие жесты, рожденные в те эпохи, не зная, откуда они взялись. Эти жесты продуцируются нашей генетической памятью. Таковы поцелуй, рукопожатие, вручение подарков.
Жесты, возникшие в феодальные времена, отражали личную преданность вассала сеньору. Слуге полагались верность и самоотверженность по адресу покровителя либо прекрасной дамы. К периоду рыцарства относятся следующие жесты:
– когда сеньор легко ударяет рукой по плечу вассала или мечом касается плеча воина, посвящаемого в рыцари, это означает принятие человека под свое покровительство. Вассал при встрече и прощании вкладывает обе руки в руки покровителя, а тот его обнимает и целует;
– подданный вручает сеньору свою перчатку как символ преданности, а тот в знак тесной дружбы надевает ему кольцо. Наоборот, разрыв отношений символизировался тем, что соперники и враги швыряли друг другу перчатки и кольца.
И в наши дни при официальном и публичном общении многие политические деятели, подчеркивая тесные контакты, обмениваются рукопожатиями, объятиями и поцелуями. Знаменитые лобызания Брежнева с соратниками — типичный знак абсолютного доверия. Что касается современного делового мира, то подобные излияния в нем далеко не всегда уместны.
Сохранились и ритуальные жесты между мужчиной и женщиной, принятые в эпоху служения прекрасным дамам. Он подает руку ей в знак восхищения ее красотой, целует руку и преклоняет колено… Жесты галантности, изобретенные мужчинами, по сей день отражают личную преданность и желание служить женщине.
Вторая культурная стадия связана с эпохой развития предпринимательства, когда основной ценностью провозгласили независимость личности. Почти перевелись жесты «сверху вниз». Партнеры при общении больше не заключают друг друга в объятия, не похлопывают по плечу, а прикасаются к руке, к локтю, похлопывают сбоку, что обозначает некий баланс в общении. Кисти работают не по вертикали, а по горизонтали. Если жестикуляция Средневековья символизировала некую спаянность, контакт тел и рук, то новые времена стали демонстрировать партнерские отношения, подчеркивая автономность собеседников.
Возникают жесты, которые не требуют физического контакта:
– мужчина прижимает руку к сердцу — клятва верности и уважения. Жест происходит от инаугурации американского президента, выражает преданность своему народу и желание служить ему;
– обе руки прижимаются к груди — этот более эмоциональный жест является выражением искренности;
– преклонение на одно колено — служение человеку, обладающему большими достоинствами. В отличие от позы в русской культуре — встать на оба колена: фигура поверженного, наличие некоторого дискомфорта;
– встреча и прощание скрепляются простым рукопожатием, что обозначает плодотворное сотрудничество в общем деле, а не только личные симпатии;
– согнутая в локте и сжатая в кулак рука выражает сплоченность и твердость в отстаивании своих позиций (традиционный жест разных лидеров, призывающий к борьбе).
Когда нынешний спортсмен кланяется публике, он делает кивок головой и разводит руки в сторону — жест, сохранившийся от гладиаторских боев. Актеры очень похоже посылают воздушный поцелуй и низко кланяются аплодирующему зрительному залу, демонстрируя любовь и признательность.
Эмоциональные жесты
Эмоциональные жесты, которые еще называют экспрессивными или модальными, усиливают значение сказанного, отражают наш душевный накал. Известный русский государственный деятель начала XIX века М. М. Сперанский говорил: «Рука может двигаться тогда только, когда ударит в нее сердце».
Тем не менее, говорящий должен соотносить проявление собственных чувств и эмоциональную окраску изложения материала с манерой жестово-выразительной демонстрации. Контроль позволит избежать несоответствия эмоционального накала и излагаемой темы. Чтобы не вышло так, как у Гоголя с учителем истории в комедии «Ревизор». Тот говорил об ассириянах и вавилонянах еще уравновешенно, когда же дошел до Александра Македонского, «сбежал с кафедры и что силы есть хвать стулом об пол»! Так выразил свой восторг перед героизмом Македонского горячий провинциальный преподаватель…
К эмоциональным относятся некоторые театрально-патетические жесты. Например, положение стоя, одна или обе руки на уровне плеч, слегка согнутые в локтях, означает, что оратор предъявляет себя миру и заявляет о своей любви к окружающим. Используется обычно в момент, когда градус страстей достигает апогея и по задумке мобилизует всех собравшихся.
Известный жест Ленина: сверху, с трибуны, рука несколько выше головы разворачивается и указывает в бесконечность, также адресован ко многим.
Другие разновидности жестикуляции
Имеются в арсенале у людей и жесты позитивные, и негативные, и жесты-колебания, и некоторые другие жесты.
Позитивные выражают восторг, восхищение, радость, внимание, одобрение, согласие, благодарность. Это и руки-объятия, и большой палец кверху, и две сцепленные кисти рук, и многие другие.
Негативные символизируют растерянность, смятение, досаду, недовольство, возмущение, испуг, страх, несогласие, недоверие, негативную оценку, оскорбление, угрозу. Руки, сжатые в кулаки и согнутые в локтях, приподнятый вверх подбородок обозначают месть. Руки, разведенные в стороны и сжатые внизу в кулаки — фигура бессилия, гласящая, что человек хочет, но не в состоянии отомстить за нанесенное оскорбление.
Жест прощания – рука согнута в локте и поднята вверх, воспроизводя движение маятника по горизонтали, – разделяющий. Его широко стали использовать, стоя на Мавзолее, члены правительства для приветствия проходящих мимо «товарищей». Таким способом функционеры отделяли себя от людей, подсознательно показывая, что им с ними в этой жизни идти в разные стороны.
Жест закрытости выражается в машинальном прикрытии рта рукой. Так председатель правительства Е. М. Примаков сидел на совещаниях, положив локти на стол и прикрыв рот двумя кулаками, а иногда и переплетенными пальцами.
Обычная фига, «комбинация из трех пальцев» – по сути, защитный жест, отражающий энергетическое, существующее или вероятное, нападение.
Чтобы повысить свою коммуникативную компетенцию, нужно сознательно осваивать язык жестов. Особенно – некоторые группы жестов, выражающие позицию человека в процессе общения, а также различные внутренние состояния говорящих.
Среди них жесты-прикосновения: поцелуй, поглаживание, рукопожатие, объятие, потирание кончика носа и прочие. На выбор подобных жестов влияет статус партнера, возраст, пол, степень знакомства, принадлежность к культуре. Например, рукопожатие при общении мужчин в момент приветствия у немцев и русских используется чаще, чем у англичан и американцев. А похлопывание по спине и плечу возможно только при социальном равенстве партнеров.
Пару слов об этике
Жесты-паразиты, как и слова-паразиты, крайне нежелательно использовать в общении: крутить пуговицы, хватать за рукав, поправлять одежду, переминаться с ноги на ногу и т. п. Вообще жесты должны быть органичными, сдержанными, без резких широких взмахов и острых углов. Предпочтительны округлые «сигналы» и лаконичная жестикуляция. Противная программа действий выдает нервного, закомплексованного человека
Чтобы каждый день выглядеть безупречно в обществе, надо учиться корректно держать себя, следить за своей осанкой и позой.
Этикет не рекомендует указывать пальцем на человека или на какой-либо предмет, во время разговора вертеть в руках различные предметы, барабанить пальцами по столу, хрустеть пальцами, почесываться, рыться в карманах…
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник