Эмоциональные явления по вилюнасу

Функциональная классификация эмоций В.К. Вилюнаса

Функциональные классификациипредставляют эмоции в связи с их ведущими функциями, которые они выполняют в поведении и деятельности (например, астенические и стенические эмоции; ведущие и производные переживания в концепции эмоций В.К. Вилюнаса) и поведении субъектов.

В классификации эмоциональных переживаний В.К. Вилюнаса по критерию ведущей функции в деятельности выделены две фундаментальные группы переживаний: ведущие (доминирует функция побуждения), предшествующие деятельности и релевантные ей в целом, и производные эмоциональные переживания (доминирует функция оценки), возникающие в процессе деятельности.

Ведущие переживания возникают в результате обострения некой потребности и наличия отвечающего ей предмета; окрашивают в образе сами предметы, превращая их в мотив; побуждают к деятельности и отвечают за ее общую направленность; открывают субъекту смысл самого предмета потребности; специфичны (т.е. зависят от специфики потребности) для каждой деятельности; презентируют субъекту видовой опыт, касающийся целей; конкретизируют субъекту общее унаследованное эмоциональное отношение к условиям индивидуальной жизни. Подчеркивая побудительную функцию ведущих переживаний, Вилюнас обозначает их как побуждения

Производные эмоциональные переживания возникают при наличии ведущего побуждения в конкретной ситуации; отражают фактические успехи (неуспехи) в деятельности; выражают смысл сложившихся ситуаций и наиболее значимых в ней объектов; ситуативны; универсальны (т.е. не зависят от специфики потребности); внутренне организованы в систему, в которой особую роль играют эмоции успеха-неуспеха (7).

Генетические классификациинаправлены на отражение фило- или онтогенетического развития эмоциональных явлений (например, классификация ведущих переживаний в концепции В.К. Вилюнаса), явно или неявно содержат уровневые критерии, представляют эмоциональные явления в связи с усложнением реальных отношений, когнитивной организации субъекта (например, уровневая классификация эмоций С.Л. Рубинштейна).

Л. Рубинштейн выделял три уровня эмоциональных переживаний:Первый— это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Ковторомууровню он относит предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Эти чувства подразделяются на интеллектуальные, эстетические и моральные Натретьемуровне находятся обобщенные чувства, выражающие мировоззренческие установки личности.

В психологии эмоциональных явлений выделяют эмоциональные процессы (аффект); эмоциональные состояния (настроения), а также психические состояния, отличающиеся выраженностью их эмоциональной составляющей (тревога, фрустрация, эмоциональный стресс); эмоциональные особенности личности (индивидуализированное содержание человеческих чувств), а также эмоциональность человека как обусловленная особенностями его темперамента.

Источник

Психология эмоциональных явлений. Вилюнас в.К.

Глава 1.

Состояние проблемы.

Не преуменьшая значения работ по психологии эмоций, нельзя не признать, что их появи­лось непропорционально и незаслуженно мало, что многие высказанные в них положения требуют более детальной разработки. Среди них мы не найдем труда, который по своей пол­ноте, охвату исторического материала или внутренней завершенности был бы сопоставим с капитальным исследованием Н.Я. Грота, вышедшим в 1879-1880 г.г.

Согласно группе родственных «аварийных» теорий, критерием эмоциональных поведен­ческих реакций могла бы служить экстремальность, конфликтность ситуации, исключающая возможность обычного адекватного поведения. Однако чем этот критерий обоснован? Карр и Хоудж ссылаются на возникновение эмоций в ситуациях, вызывающих у субъекта затрудне­ниями, как хорошо известный факт, подтверждая это примерами.

Порочный круг – когда «эмоциональные» стимулы, определенны по эмоциональным ре­акциям, затем сами служат критерием идентификации последних – чрезвычайно характерен для бихевиоризма. Наряду со стимулами и реакциями, третьим «опорным пунктом» для та­ких взаимоотсылающих определений обычно служат физиологические показатели. В работе Дарроу возникновение эмоций в конфликтных ситуациях верифицируются по показателям изменения кровяного давления.

Факты позволяют утверждать, что ни нервные образования или процессы, ни поведение, рассматриваемые сами по себе, не обнаруживают качества «эмоциональности». Отказ от психологии эмоций приводит к отказу от проблемы эмоций вообще Эмоцию впервые харак­теризовали Джеймс и Ланге, определив ее как ощущение висцеральных перефериче6ских изменений.

Читайте также:  Не могу поправиться после стресса

Согласно Болдуина «модифицированной периферической теории эмоций», которая схема­тически изображалась им следующе: «Восприятие –установка (на бегство), чувство (опасно­сти) – органические реакции – эмоция (страха), обратная волна от органических изменений, вызванных полезным чувством –оценкой, как бы усиливает его, делает чрезмерным, непри­способленным или даже разрушительным. Подобным образом – как дополнительный усили­тель некоторого исходного отношения субъекта, – рассматривая висцеральные сдвиги С.Л. Рубинштейн: « Ели выключить все периферические органические изменения, которые обычно имеют место при страхе, то останется скорее мысль об опасности, чем чувство страха: в этом Джеймс прав».

О возможности разработки психологии эмоций в рамках позиции параллелизма свиде­тельствует, учение об аффектах, созданное Спинозой.

На разработку проблемы эмоций значительное влияние оказали методологические уста­новки, образовавшие ряд независимых направлений в теоретических и экспериментальных исканиях. Специфическим подходом к проблеме отличаются исследования, проведенные в школах и традициях психоанализа, гештальтпсихологии, экзистенционализма.

В образе литературы по теме «Эмоциональный аспект научения», вышедший 1964 г. в ка­честве вводной характеристики служит следующее утверждение: «психологи в целом при­держиваются мнения, часто повторяемого вслед за Даффи…, которая в 1934г. указала, что термины, такие, как «|эмоция», пережили свой век и не могут быть полезными». Таким обра­зом, рассматриваемая нами «составляющая» частично является негативной, т.е. отвечающей не за определенное направление исследований, а за их отсутствие.

Кейсон полагает, что ограниченность существующих точек зрения может и должна быть преодолена их синтезированием. В осуществленном виде эта идея утверждает, что эмоцио­нальное явление – это не сознательное переживание, не органическое ощущение, не талами­ческий процесс, не «выразительное» движение, — а все это, взятое вместе и рассматриваемое как «взаимодействующий паттерн», все члены которого равнозначны и не подлежат сопос­тавлению ни в отношении их существенности, ни в аспекте причинно-следственных связей (которые во всех случаях являются двусторонними).

В целом стирание границ между различными психологическими направлениями, как от­мечает А.Н. Леонтьев, не является свидетельством теоретического прогресса, оттаивание терпимости к субъективной феноменологии повлекло за собой также и некоторые благопри­ятные последствия. В психологии стали шире исследоваться такие проблемы, отношение эмоциональных явлений к личности, к широко понимаемому процессу познания, за развитие которых долгое время отвечал психоанализ.

Источник

28. Классификация по Вилюнасу

В. К. Вилюнас (1986) делит эмоции на две фундаментальные группы: ведущие и ситуативные (производные от первых). Первую группу составляют переживания, порождаемые специфическими механизмами потребностей и окрашивающие непосредственно относящиеся к ним предметы. Эти переживания возникают обычно при обострении некоторой потребности и отражении отвечающего ей предмета. Они предшествуют соответствующей деятельности, побуждают к ней и отвечают за общую ее направленность. Они в значительной степени определяют направленность других эмоций, поэтому они и названы автором ведущими.

Ко второй группе относятся ситуативные эмоциональные явления, порождаемые универсальными механизмами мотивации и направленные на обстоятельства, опосредующие удовлетворение потребностей. Они возникают уже при наличии ведущей эмоции, т. е. в процессе деятельности (внутренней или внешней), и выражают мотивационную значимость условий, благоприятствующих ее осуществлению или затрудняющих его (страх, гнев), конкретных достижений в ней (радость, огорчение), сложившихся или возможных ситуаций и др. Производные эмоции объединяет их обусловленность ситуацией и деятельностью субъекта, зависимость от ведущих эмоциональных явлений.

Если ведущие переживания открывают субъекту значимость самого предмета потребности, то производными эмоциями эта же функция выполняется по отношению к ситуации, условиям удовлетворения потребности. В производных эмоциях потребность как бы объективируется вторично и уже более широко — по отношению к условиям, окружающим ее предмет.

Анализируя ситуативные эмоции у человека, Вилюнас выделяет класс эмоций успеха—неуспеха с тремя подгруппами:

1) констатируемый успех—неуспех;

Читайте также:  Первое чувство это что

2) предвосхищающий успех—неуспех;

3) обобщенный успех—неуспех.

Эмоции, констатирующие успех—неуспех, отвечают за смену стратегий поведения; обобщенная эмоция успеха—неуспеха возникает в результате оценки деятельности в целом; предвосхищающие эмоции успеха—неуспеха формируются на основе констатирующих в результате ассоциации их с деталями ситуации. При повторном возникновении ситуации эти эмоции позволяют предвосхищать события и побуждают человека действовать в определенном направлении.

29. Потребность

Потребность (в психологии) — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребность выступает как такое состояние личности, благодаря которому осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека.

Потребность человека обусловлены процессом его воспитания в широком смысле, то есть приобщения к миру человеческой культуры. Поскольку процесс удовлетворения потребности выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности.

32. Этапы формирования и функции потребностей

Процесс осознания потребности предполагает его стадиальный характер. Это хорошо было показано на примере развития у мужчин полового влечения (В.М. и И.В. Ривиных).

1-я стадия-латентная или стадия формирования потребности, в течение которой происходит специфическая настройка чувствительности к внешним раздражителям.

2-я стадия — неосознаваемая модальность нужды (мотивации). Для нее характерно возникновение у субъекта ощущения какого-то нового для себя состояния. Психологически это переживается как усиливающееся чувство тревоги. Энергия мотивации пока неспецифична, что может мотивировать любое иное поведение.

3-я стадия — стадия осознания потребности. Она характеризуется появлением сексуального влечения. Отчеты испытуемых свидетельствовали о появлении приятных ощущений, мыслей, мечтаний и планов сексуального характера.

Выделяют две основные функции потребностей личности: сигнальную и побуждающую.

Первая состоит в том, что возникновение потребности сигнализирует человеку о появлении дефицита, изменении состояния (физического или психического), нужности чего-то. Именно измененное состояние, осознаваемое либо неосознаваемое человеком является сигналом, запускающий деятельность.

Вторая функция состоит в побуждении активности, деятельности для удовлетворения потребности, с целью устранения или усиления потребностного состояния. Потребность выступает как источник активности, побудитель деятельности, поведения человека

Источник

Эмоциональные явления по вилюнасу

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ запись закреплена

ПОДБОРКА КНИГ ПО ПСИХОЛОГИИ ЭМОЦИЙ

Вилюнас В. К. — Психология эмоций. Тексты

В сборнике текстов воспроизводятся фрагменты работ, знакомящих с основными направлениями изучения эмоций в отечественной и зарубежной психологии. Наряду с обобщающими работами в пособие включены материалы, анализирующие отдельные эмоциональные состояния и индивидуальные особенности эмоциональной сферы человека.

Предназначен для студентов, аспирантов и специалистов, интересующихся историей и современным состоянием психологии эмоций.

Чарльз Дарвин — О выражении эмоций у человека и животных

Книга Чарльза Дарвина (1803-1882), впервые изданная в 1872 г., положила начало научному изучению мира человеческих эмоций. Многие закономерности, установленные великим ученым, до сих пор сохраняют свою актуальность.

Обилие и разнообразие материала, осмысленного гениальным естествоиспытателем, выразительность описаний мимики и поведения человека и животных делают эту книгу замечательным образцом научной прозы.

Кэррол Изард — Психология эмоций

Имя Кэррола Е. Изарда, одного из создателей теории дифференциальных эмоций, известно каждому психологу. «Психология эмоций» (1991) является расширенной и переработанной версией его книги «Эмоции человека» (1978), которая стала у нас в стране одним из базовых пособий по курсу психологии личности.

В «Психологии эмоций» Изард анализирует и обобщает огромное количество новых экспериментальных данных и теоретических концепций, вошедших в научный обиход в последние десятилетия, на протяжении которых наука об эмоциях стремительно эволюционировала.

Лесли Кэмерон-Бэндлер, Майкл Лебо — Заложник эмоций

Книга выдающихся специалистов в области НЛП Лесли Кэмерон-Бэндлер и Майкла Лебо повествует о действиях, которые необходимо предпринять, чтобы освободиться из плена требований и капризов наших эмоций, обогатить ваши переживания, вооружив вас способностью распознавать и использовать собственные эмоции ради личного благополучия и благополучия других, а также способностью переходить к полезному поведению, чтобы прийти к желаемым результатам. Вы научитесь управлять, выбирать, выражать и использовать свои эмоции, освободите свою эмоциональную жизнь от неблагоприятных влияний и настроения других людей, овладеете техникой спасения вашей эмоциональной жизни, чтобы ощутить свободу и силу эмоционального выбора. Для самого широкого круга читателей.

Читайте также:  Хроническая боль это стресс

Лук А. Н. — Эмоции и личность

Роль чувств в поведении человека огромна. Многие наиболее важные решения принимаются под непосредственным влиянием чувств. Именно потому так важна проблема воспитания и самовоспитания чувств, являющаяся одной из основных в процессе формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Орлов Ю. М. — Обида. Вина

Сохранение чувств и отношений, равно как и здоровья, невозможно без коренного улучшения способа мышления, посредством которого вы оцениваете и переживаете возникающие в вашей жизни события.

В представленной работе показаны умственные операции, бессознательное выполнение которых вырабатывает чувства обиды и вины, типичные ситуации, приводящие к их появлению. Предлагаются эффективные методы, позволяющие облегчить боль и страдания в случае возникновения этих эмоций.

Методы и приемы, излагаемые в настоящем издании, разработаны с учетом закономерностей развития и функционирования психики человека. И их эффективность проверена в строгих психологических исследованиях.

Орлов Ю. М. — Обида. Вина

Стыд и зависть являются наиболее опасными и разрушительными эмоциями, которые, по выражению мудрецов всех народов, препятствуют просветлению и восхождению «на гору самопознания». Вопрос о том, как избавиться от этих внутренних мучений, настоящей болезни души, по-разному решается в Отечественных и зарубежных системах воспитания и самопознания. Теория саногенного (оздоравливающего) мышления предлагает уникальный подход и методы правильного, то есть сознательного переживания стыда и зависти на основе знаний об «архитектуре этих эмоций».

Поступки взрослого не должны определяться стыдом и завистью, поэтому зрелый человек бесстыден и независтлив в том смысле, что позволяет этим эмоциям терзать и мучить себя лишь очень короткое время, а затем управление его действиями должен взять на себя его Величество Разум.

В этой книге впервые широко использованы материалы публичных лекций и индивидуальных консультаций Ю.М. Орлова, поэтому особый интерес вызывают конкретные примеры авторского анализа болезненных жизненных ситуаций, связанных с часто трудно распознаваемыми проявлениями стыда и зависти.

Редозубов А. Д. — Логика эмоций

Существует несколько достаточно здравых и устоявшихся в умах теорий эмоций. То, что в этих теориях что-то объясняется слишком поверхностно или не объясняется совсем, принято списывать на сложность предмета, возникшую из-за наслоения в процессе эволюции друг на друга множества механизмов.

Отсюда проистекает главный недостаток всех существующих теорий — локальность объяснения. Многие явления в природе человека воспринимаются как независимые друг от друга. То есть неявно делается вывод: если у человека есть много непохожих друг на друга свойств, то значит есть множество независимых механизмов, реализующих эти свойства. Но оказалось, что все одновременно и проще и сложнее.

В предлагаемой теории удалось сформулировать несколько достаточно простых принципов, которые в сочетании позволяют не просто объяснить широкий спектр эмоциональных явлений, а найти ответы на все вопросы относительно эмоциональной природы человека.

Симонов П. В. — Что такое эмоция?

Книга доктора медицинских наук П. В. Симонова посвящена анализу роли эмоций в приспособительном поведении высших животных и человека; в ней рассматривается связь эмоциональных состояний с потребностями и действиями, предпринимаемыми для их удовлетворения.

Автор излагает данные современной науки о физиологических механизмах эмоциональных состояний и развивает оригинальную концепцию о компенсаторном значении эмоций в условиях, когда организм не располагает достаточными сведениями для достижения цели (т. е. удовлетворения потребности). Последние две главы посвящены значению теории эмоций в искусствоведении, педагогике и медицине.

Источник

Оцените статью