Эмоциональные взаимоотношения с родителями

Эмоциональный компонент детско-родительских отношений

Ляшенко Леана
Эмоциональный компонент детско-родительских отношений

Все мы родом из детства. Психологи уже давно доказали, что опыт ребенка, полученный им в отношениях с собственными родителями, является фундаментом для всей его последующей жизни. Для ребенка жизненно необходимо, что бы родители его любили. Без пищи физической он не в состоянии выжить, без любви и принятия он не может стать полноценной личностью. В случае детско-родительских отношений природа детской и родительской любви различна. На стороне родителя эмоциональная связь выступает в виде родительской любви, материнской и отцовской, а на стороне ребенка – в виде привязанности, а затем сыновьей (дочерней) любви. Родительская любовь имеет социо-культурную, историческую природу. Вплоть до 18 века общественная ценность родительской любви была относительно невысока. Социо-культурные ожидания предписывали родителям воспитывать ребенка, проявлять заботу о его душе и телесном благополучии, контролировать, наказывать в случае необходимости, но не рассматривали родительскую любовь как особую добродетель. Одной из причин такого положения была высокая детская рождаемость и высокая смертность. Родители делили внимание между многими детьми, часто теряя их в самом раннем возрасте. Длительное интимно-близкое эмоциональное взаимодействие с ребенком в раннем возрасте для большинства родителей было затруднено в силу образа жизни семьи и семейного уклада. Только во 2-й половине 18 века в Европе материнская любовь становится обязательной нормой, установкой (Кои 1888г.). В современном обществе ценность родительской любви несоизмерима. Обязанность родительской любви предписывается обществом человеку как «норма» психического здоровья, а на родителя, столкнувшегося с несчастьем нелюбви к своему ребенку, навешивается ярлык патологии. Однако обвинение и осуждение таких родителей при условии заботы, внимания и опеки в отношении ребенка было бы неадекватно, потому что любовь к ребенку – это не врожденное чувство, а формируется при жизни в ходе практики. Взрослый человек, наверное, большую часть своей жизни преодолевает то, что было заложено в первые пять лет жизни. Выросший в отсутствии любви человек, скорее всего, будет искать ее на протяжении всей своей взрослой жизни, нежели реализовывать потенциал, заложенный в него при рождении. Говоря о родительской любви, традиционно разделяют материнскую и отцовскую любовь, как различающиеся по содержанию, природе, генезису и формой проявления. Э. Фромм противопоставлял материнскую и отцовскую любовь как любовь безусловную и любовь требовательную. Материнская любовь по своей природе безусловна, не связана с достоинствами и достижениями ребенка, она слепа и не знает справедливости. Мать изначально признает самоценность ребенка и строит отношения по типу альтруистической любви, готовности к самопожертвованию, к самоотдаче. Отцовская любовь – требовательная, условная, любовь, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной и формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенной системе социальных требований. Традиционная роль отца – носитель социальных норм и требований по отношению к ребенку, образец стандартов поведения. Для формирования гармоничной личности необходимы и отцовская и материнская любовь, их интериоризация и синтез обеспечивают формирование духовно здоровой зрелой личности. Если жизненные ценности мамы и папы разные, ребенок живет в разладе, воспитывается в атмосфере противоречий. Естественно, что в большей степени ребенок усвоит ценности того из родителей, от которого исходит безусловная любовь. Подрастающий ребенок развивается в здоровую личность прямо пропорционально количеству и качеству любви, которую он получает. Точно так же как растение нуждается в солнечном свете и влаге, ребенок нуждается в любви и заботе. В детско-родительских отношениях можно выделить следующие варианты эмоциональных отношений:

Безусловное эмоциональное принятие (любовь не смотря ни на что);

Условное эмоциональное принятие (любовь обусловленная достижениями);

Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви);

Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия);

Эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку).

Рассмотрим основные из них:

Безусловное эмоциональное принятие.

Детям невозможно дать слишком много любви. Нескончаемый поток любви и одобрения от родителя к ребенку – источник его эмоционального и физического здоровья. В основе прочных взаимоотношений родителя и ребенка лежит безусловная любовь. Безусловная любовь способна помешать развитию у ребенка обидчивости, предотвратить возникновение чувства страха, оградить от ощущения собственной ненужности, неполноценности. Безусловная любовь станет путеводной нитью, благодаря которой родители могут понять, каковы их отношения с ребенком здесь и сейчас, и что вам нужно делать дальше. И так, что же такое безусловная любовь? Безусловная любовь – это когда вы любите ребенка независимо от его качеств и особенностей, склонностей, достоинств и недостатков, независимо от его поведения и от того, насколько он отвечает вашим ожиданиям, удовлетворяет вашим потребностям. Безусловная любовь – это когда вы любите ребенка даже тогда, когда поступки его вам не нравятся. Безусловная любовь – это идеал. Мы не можем испытывать абсолютную любовь к ребенку все время, постоянно. Но чем ближе мы будем подходить к этому идеалу, тем увереннее мы будем себя чувствовать, и тем более благополучным и спокойным будет расти наш ребенок. Если ребенок чувствует, что его любят без всяких условий, любым, каким бы он не был, то он будет чувствовать себя защищено, его жизнь будет складываться светло и радостно. Он научится держать себя в руках, сдерживать гнев и раздражение, и, по мере взросления, его манеры и стиль поведения будут приобретать все более взрослый характер. Он не застрянет на детской стадии развития, не будет инфантильным. Каждый раз, когда ребенок слышит от своих родителей слова «я тебя люблю», он чувствует себя более защищенным и уверенным. Его личность формируется и мужает. Но кроме слов о любви,ребенок должен видеть и чувствовать родительскую любовь на самом деле: в делах, поступках, поведении.Есть три основных способа регулярно показывать детям свою любовь:

Читайте также:  Как не чувствовать вкус таблеток

«контакт любящих глаз» — благодатная сила любви передается именно посредством зрительного контакта «глаза в глаза». Когда на ребенка смотрят любящим взглядом – это позволяет ему ощущать себя ценным и нужным;

— физический контакт – легкое прикосновение к плечу, спине или руке. Посредством этого контакта восполняются душевные силы ребенка;

— безраздельное внимание – это время, когда внимание родителя безраздельно принадлежит ребенку. Это позволяет ребенку ощутить свою значимость, почувствовать заботу, одобрение и уважение со стороны родителя.

Зрительные и физические контакты должны быть частью детско-родительских отношений, но надо, чтобы это происходило от сердца. Это нельзя делать формально, «выполняя родительский долг».

Условное эмоциональное приятие.

Условная любовь – любовь неистинная. Ребенка любят, и это демонстрируют ему только тогда, когда он отвечает требованиям и ожиданиям родителей. Его любят, когда он послушен, не доставляет хлопот и неприятностей, хорошо учится, выбирает тот жизненный путь, который устраивает его родителей, когда его успехами можно гордиться. Чем меньше таких моментов, приносящих радость родителям, тем меньше любви остается ребенку. Любовь с условием – это когда родитель любит свои чувства по отношению к ребенку, но не самого ребенка. Любовь с условием мешает ребенку нормально развиваться. Она способствует развитию у детей неуверенности, тревожности, чувства неполноценности, снижает уровень самооценки. Любя ребенка только тогда, когда он соответствует ожиданиям родителей и отвечает их требованиям, родители обрекают его на неудачи в жизни. Ребенок утвердится в бесполезности любых стараний быть хорошим, потому что их всегда оказывается недостаточно.

Эмоциональное отвержение.

Эмоциональное отвержение или неприятие в разных семьях выражается по –разному, может осознаваться или не осознаваться родителями. Такая наиболее неблагоприятная для ребенка ситуация возникает не только в так называемых неблагополучных семьях, где равнодушие для всех очевидно. В семьях внешне благополучных родители могут заботиться о ребенке и не осознавать, что не принимают его по какой-то причине. Дети чувствуют неприятие со стороны родителей. Отсутствие любви, истинное или кажущееся, имеет серьезные последствия. Лишение ребенка любви может привести к физической или эмоциональной болезни. Недополучение любви деструктивно влияет на личность ребенка. Многие психологические проблемы взрослых людей возникают от того, что их недостаточно любили или одобряли родители. Есть много примеров того, как в отсутствии любви дети прекращали расти и развиваться, замедлялось эмоциональное и умственное развитие. Эти умственные и эмоциональные проблемы проявляются в отклонениях в поведении, в расстройствах личности, в неврозах, психозах и в серьезных неудачах, настигающих их во взрослой жизни. Можно со всей определенностью сказать, что лишение любви – наиболее серьезная проблема, которую может испытывать ребенок в процессе формирования личности. Ребенок начинает чувствовать себя нелюбимым.Так закладывается фундамент его личностных проблем в будущем: многим из нас известны люди, которые постоянно заискивая перед значимыми старшими (например, начальником) пытаются снискать расположение, «оправдать доверие». Им, увы, никто не сказал, что доверие оправдывать не нужно — оно ни в чем не виновато. Закончить разговор об эмоциональном компоненте детско-родительских отношений хотелось бы словами великого педагога К. Д.Ушинского: «Любовь – единственное средство подчинить себе душу ребенка. Кто повинуется другому из любви, тот повинуется уже по требованию собственной души и делает чужое дело своим».

Фотоотчет о новогодней выставке детско-родительских поделок Зима — удивительное время года, ей присуща белоснежная красота. Это магическая и сказочная пора, которая не имеет себе равных. Она пробуждает.

Фотоотчёт о выставке детско-родительских работ, посвящённых Дню Космонавтики Космос хранит в себе множество тайн и загадок. Издавна люди во всём мире задавались вопросами: «Какая Земля?», «Где её край?». Мореплаватели.

Конкурс детско-родительских поделок «Я и моя семья» (фотоотчёт) В своём детском саду мы часто проводим разнообразные конкурсы для родителей, привлекаем родителей к деятельности, которую они могут сделать.

Читайте также:  Что делать что бы преодолеть депрессию

Отчет о выставке детско-родительских работ «Осенняя фантазия» Наступила осень — чудная пора, богатая своими яркими красками и урожаям фруктов, овощей, ягод и грибов. В детском саду состоялась ежегодная.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Фотоотчет о выставке детско-родительских работ «Русская матрёшка» Деревянные подружки Любят прятаться друг в дружке, Носят яркие одёжки, Называются-матрёшки. Предлагаю вашему вниманию фотоотчет детско-родительских.

Участие в проекте «Оптимизация детско-родительских отношений «На крыльях семейного счастья» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой,.

Фотоотчет «Выставка детско-родительских работ «Космические дали» 12 апреля наша страна отмечала замечательный праздник — День космонавтики! Когда-то космос казался недосягаемым, и вот уже через какие-то.

Выставка детско-родительских работ «Осенние фантазии» ВЫСТАВКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ» Автор: Ланкина Светлана Петровна воспитатель ГБОУ «Школа №1356», дошкольный корпус.

Выставка детско-родительских работ «Светлая Пасха» Повсюду благовест гудит, Изо всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес… Христос Воскрес! Христос Воскрес! Среди всех христианских.

Источник

Как укрепить эмоциональную связь с ребенком

Эмоциональная связь детей с родителями – залог их способности строить здоровые отношения в будущем

Эмоциональная связь между родителями и ребенком – ключ к доверительным и любящим взаимоотношениям. Привязанность ребенка к родителям – это не данность, а длительный процесс. Поэтому однократное проявление любви к ребенку и заботы о нем еще не означает, что ребенок будет привязан к вам. Точно так же и отдельные конфликты с ребенком не означают, что теперь эмоциональная связь с ним нарушена.

Если ребенок сможет сформировать безопасную привязанность к вам, это будет во многом ему полезно. Дети, у которых есть сильная эмоциональная связь с родителями, имеют более высокую самооценку и успеваемость в школе, лучше ладят с людьми и управляют стрессом, чем их сверстники.

Родители могут помочь ребенку развить безопасную привязанность. Для этого нужно придерживаться следующих правил.

Будьте надежной опорой для ребенка

Рядом с вами ребенок должен чувствовать себя в безопасности. Окружите его заботой и дайте почувствовать себя комфортно, когда он болеет или расстроен. Как можно чаще будьте рядом с ребенком, когда ему это необходимо. Чувствуя себя в безопасности, ребенок может самостоятельно исследовать окружающий мир: он знает, что в любой момент вернется к вам и опять почувствует себя под защитой. Поощряйте ребенка пробовать что-то новое. Показывайте, что вы верите в то, что ему по силам справиться с новыми заданиями самостоятельно. Но в то же время будьте рядом, если ребенок почувствует себя некомфортно.

Будьте внимательны к ребенку

Уделяйте время ребенку и взаимодействуйте с ним один на один. Найдите игры и занятия, которыми вы можете заниматься вдвоем с ребенком, испытывая от этого удовольствие. Находите время на то, чтобы выслушать ребенка и поговорить с ним о том, что ему интересно. Дайте ребенку возможность самому выбирать занятия в соответствии с его интересами, не навязывайте при этом свое мнение. Важно не то, сколько времени уделять взаимодействию, – важно показывать свою привязанность к ребенку и уделять ему внимание. Визуальный и тактильный контакт, дружелюбие и улыбка помогут вам укрепить эмоциональную связь с ребенком.

Будьте предсказуемы

Детям нужен распорядок дня, чтобы он чувствовал себя уверенно и безопасно. Привычный распорядок приема пищи, сна и других ежедневных занятий помогает ребенку развить навыки дисциплины и почувствовать себя в безопасности. Когда ребенок знает, что будет происходить дальше, это помогает ему самостоятельно переходить от одного занятия к другому.

Будьте чуткими по отношению к ребенку

Спрашивайте себя: «Что сейчас чувствует ребенок?» или «Как это выглядит в глазах ребенка?». Не думайте, что ребенок видит события так же, как и вы. Не спешите делать за него выводы. Наблюдайте за ребенком – и вы сможете увидеть происходящее его глазами.

Будьте эмоционально открыты

Ребенок должен иметь возможность видеть, как вы выражаете различные эмоции. Когда вы видите его, выражайте радость и улыбайтесь. Когда вы чем-то опечалены, не прячьте от него слез. Ваша эмоциональная открытость поможет ребенку понимать и выражать свои эмоции. Если у него будут возникать различные чувства, он не будет их прятать или притворяться.

Не принимайте поведение ребенка на свой счет

Многим родителям становится больно, когда ребенок отталкивает их, убегает или отказывается обняться. Когда ребенок учится словесно выражать свои эмоции, вы можете услышать от него: «Ты злая!», «Я тебя ненавижу!» или даже «Ты мне больше не мама!». Не воспринимайте эти слова буквально: так ребенок выражает свой страх, злость, разочарование и другие отрицательные эмоции. Он еще не умеет делать это правильно.

Читайте также:  Паломническая служба радость моя

Следите, чтобы ваши слова не расходились с действиями

Например, когда вы утром заходите в комнату ребенка, скажите ему: «Доброе утро! Как тебе спалось? Я скучала по тебе, пока ты спал! Ты – самый лучший ребенок во всем мире. Вставай, и давай прогуляемся». Ребенку необходимо установить четкую связь между вашими действиями и вашим голосом.

Покажите ребенку свои ожидания от его поведения

Ведите себя с ребенком так, как будто он поступает именно в соответствии с вашими ожиданиями. Когда вы приходите забирать ребенка из детского сада, а он просто поворачивает голову в вашу сторону, представьте, что он тянется к вам с распростертыми объятиями и улыбается. Улыбнитесь ребенку, протяните к нему руки и скажите: «Привет! Я ждала тебя! Иди ко мне, я тебя обниму!».

Позвольте ребенку проявлять инициативу

Маленькие дети часто чувствуют себя центром Вселенной. На определенном этапе развития ребенка это нормально, более того – ребенку важно прожить этот этап. Это помогает ему развить чувство собственного достоинства и лучше понять себя. Если родители поддерживают ребенка на этом жизненном этапе, они помогают ему стать более самостоятельным. Позволяйте ребенку брать инициативу (а вместе с ней – и ответственность) на себя. Можно даже подыграть ребенку и на некоторое время поменяться ролями: он будет родителем, а вы – ребенком.

Устанавливайте зрительный контакт

Если ребенок не поддерживает зрительный контакт – продолжайте с ним над этим работать, но не принуждайте к этому ребенка. С маленькими детьми можно играть, закрывая глаза ладонями, а затем открывая их. Игры расслабляют ребенка, и от этого он легче привыкает к зрительному контакту с вами.

Относитесь с терпением к капризам и истерикам ребенка

Во время таких проявлений плохого поведения не кричите на ребенка и не уходите от него. Ребенок хочет, чтобы вы были рядом с ним. Его поведение изменится, когда он научится лучше понимать и выражать свои чувства. Реагируйте на его поведение позитивно. Говорите с ребенком: «Мне кажется, ты хочешь к папе», «Хочешь, чтобы я не уходила, а осталась с тобой?». Если вы будете отстраняться от ребенка в такие моменты, вы только усугубите ситуацию. Вместо этого можно мягко установить для ребенка границы: «Я бы хотела, чтобы ты посидел у меня на коленях, но мне нужно тебя видеть, поэтому я буду сидеть рядом». Оставайтесь рядом с ребенком и разговаривайте с ним, пока он не успокоится. Это не означает, что вы идете на поводу у ребенка и поддаетесь на его провокации, – разумеется, за исключением того, что цель ребенка в том, чтобы быть рядом с вами.

Иногда вам действительно нужно будет уйти (например, когда в семье есть младший ребенок и вам нужно присматривать за ним). Ваш старший ребенок со временем поймет это.

Будьте особенно внимательны, если ребенок никогда не впадает в истерики и не демонстрирует плохого поведения. Возможно, он не умеет говорить о своих потребностях и нуждается в вашей помощи, чтобы научиться выражать свои чувства.

Показывайте привязанность к ребенку, даже если не можете всегда быть рядом с ним

Если вы не можете всегда быть рядом с ребенком (например, если вы с супругом разведены и ребенок не живет с вами), это не должно влиять на ваши с ним отношения. Ребенок может быть привязан и к своей новой семье, и к вам. Придумайте особый ритуал, когда вы прощаетесь с ребенком до следующей встречи. Это придаст ребенку уверенности. Он понимает, что вы можете быть расстроены тем, что вам приходится расставаться. Но, если вы покажете, что вы не расстроены, он тоже сохранит спокойствие. По возможности приучайте ребенка проводить больше времени без вас, постепенно увеличивая время между вашими встречами. Однако первое время после развода или переезда проводите много времени с ребенком – это поможет ему привыкнуть к жизненным изменениям. Некоторым детям хорошо помогает, если рядом с ними всегда будут любимая игрушка или предмет, к которому они привыкли.

Вы не сможете своей любовью испортить ребенка

Чем больше ребенок будет чувствовать себя в безопасности, тем более самостоятельным он станет в будущем. Чем больше заботы и внимания вы проявляете по отношению к ребенку, тем меньше он будет прибегать к плохому поведению, чтобы привлечь ваше внимание. Ваше общение с ребенком станет глубже, а эмоциональная связь между вами – крепче.

Эмоциональная связь ребенка с родителями приносит ему большую пользу по мере его роста и развития. Ваши забота, душевная теплота и предсказуемость в действиях вселят в ребенка уверенность и будут способствовать тому, чтобы он самостоятельно исследовал окружающий мир.

Источник

Оцените статью