Эмоциональные вопросы по произведению

2.3. Постановка вопросов, активизирующих работу всех сфер читательского восприятия

2.3.1. Анкета и роль вопросов в выявлении качества восприятия

О качестве восприятия произведения многое можно узнать с помощью специально составленных и расположенных в определенной последовательности вопросов. В методике их часто называют «вопросами на восприятие». Формулировка вопросов, ответы на которые покажут учителю качество работы каждой сферы восприятия, только на первый взгляд кажется простым делом – в действительности это не только умение, а методическое искусство. Вопросы в анкете на восприятие не случайны, они должны затрагивать самые яркие компоненты произведения, самые важные его проблемы и помогать ребенку осмыслить художественный текст.

Анкета предполагает письменные ответы, которые ученик отыскивает самостоятельно, без каких-либо комментариев и помощи учителя. Поэтому все вопросы должны быть сформулированы ясно, точно (не допускать двусмысленности в их толковании) и по возможности лаконично. В вопросе не должно быть подсказки, подталкивающей ученика к нужному ответу.

Обычно в анкете должно быть столько вопросов, сколько необходимо для получения полной картины восприятия произведения, и в то же время вопросы следует свести к минимуму, значит, каждой сфере и каждому ее уровню будет соответствовать один вопрос, кроме вопроса на осмысление содержания на репродуктивном уровне (см. ниже).

Начинается анкета всегда с вопроса, активизирующего работу эмоциональной сферы. Это связано как с эстетической природой искусства слова (его эмоциональностью), так и спецификой читательской деятельности, в основе которой лежат эмоции. Цель «эмоционального» вопроса – проверить, насколько активны эмоциональные реакции читателя и насколько они адекватны авторским намерениям, т.е. совпадают ли читательские оценки героев, их поступков с авторскими, откликается ли читатель на эмоциональную атмосферу стихотворения, эпизода или сцены, какие события или переживания героя вызывают у читателя эмоциональный отклик, реагирует ли читатель только на содержательные компоненты произведения или испытывает эмоциональное воздействие его художественной формы.

Приведем примеры вопросов, выявляющих эмоциональные реакции учеников.

1. С каким настроением вы закончили читать сказку Х.К.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»?

2. Было ли вам страшно, когда вы читали эпизод появления охотника в сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая шейка»?

3. Кому из героев рассказа В.Ю.Драгунского «На Садовой больше движение» вы сочувствовали?

Иногда рядом с «эмоциональным вопросом» добавляют вопрос «почему?», который требует от читателя объяснения своих реакций. «Почему?», конечно, активизирует сферу осмысления, т.к. читатель должен соотнести свои чувства с содержанием произведения и его художественной формой, т.е. понять, чем они вызваны. Но учителю такие объяснения детей необходимы, потому что помогут определить, насколько точны читательские эмоции, что именно заставило ребенка переживать, сочувствовать или оттолкнуло, вызвало негативные реакции – художественная форма и содержание текста или детский жизненный опыт, опираясь на который, ребенок отталкивается от авторского текста и наполняет его своими переживаниями, а потому дает искаженные эмоциональные оценки.

Поскольку в анкете не может быть много вопросов, то учитель выбирает из множества один, на его взгляд, самый яркий, интересный и затрагивающий действительно важнейший аспект в содержании произведения.

Обычно следующий вопрос в анкете активизирует сферу осмысления художественной формы на уровне стилистической детали. Назначение вопроса состоит в том, чтобы помочь читателю зрительно конкретизировать словесные образы и увидеть в словесной форме проявление авторского отношения к персонажам или событиям. Неопытнее читатели пробегают мимо художественных деталей, что сказывается и на их восприятии отдельных эпизодов. Вопрос привлечет внимание читателя к важному элементу художественной формы и заставит задуматься над его ролью в тексте. Возможно, даже этот опыт скажется и в выполнении заданий по воссозданию и конкретизации словесных образов в читательском воображении. При составлении вопросов важно помнить, что внимание читателя мы привлекаем не событийным деталям, а языковым изобразительно-выразительным средствам. Так, вопрос «Почему князь Гвидон превратился сначала в комара, потом в муху, а потом в шмеля?» мы должны отклонить и предпочесть ему такой: «С какой целью Пушкин, описывая чувства Гвидона-мухи, слушающего рассказ ткачихи о тридцати трех богатырях, в трех строках неоднократно повторяет слова с буквой «з»?». В этом варианте вопрос нацеливает читателя на осознание роли звукописи в художественном тексте.

Приведем примеры вопросов, активизирующих сферу осмысления художественной формы на уровне стилистической детали.

1. Почему в стихотворении А.А.Фета «Печальная береза у моего окна…» наряд березы назван «траурным»? (Осмысляется роль эпитета.)

2. Почему лиса в сказке «Лиса и тетерев» называет тетерева «тетеревочек», «дружочек», а не «тетерев» и «друг»? (Осмысляется роль уменьшительно-ласкательной лексики.)

3. Какое слово используется в сказке «Петушок и бобовое зернышко» для обозначения движения курочки? Почему именно так говорится? (Осмысляется выбор слова из синонимического ряда.)

4. Почему стихотворение Э.Мошковской «Первая двойка» начинается с многоточия и каждая строфа в нем завершается тоже многоточием? (Осмысляется роль синтаксической детали – знака препинания.)

Следующие вопросы обычно активизируют воображение читателя. Часто в анкете присутствуют два вопроса – «на воссоздающее» и «на творческое воображение». Ответом на них должно стать либо описание – героя, пейзажа, интерьера, декораций к спектаклю, иллюстрации к эпизоду, обложки к книге, – либо повествование о событиях, которые могли бы произойти с героями в дальнейшем, или о тех, о которых не рассказал повествователь, но читатель может их воссоздать в своем воображении. Например, в рассказе В.Драгунского «Он живой и светится» ничего не говорится о том, как и когда папа подарил Денсике самосвал, но читатель может, опираясь на отдельные детали авторского повествования, придумать этот эпизод. (Так, кстати, поступают авторы киносценариев по мотивам литературных произведений.) В данном случае мы увидим, как активно и точно работает читательское творческое воображение: учитывает ли ребенок авторские детали, исходит ли в конструировании эпизода из характеров героев или ставит себя на место персонажа и наделяет его своими привычками и реакциями, увлекается подробностями или не перестает видеть целое – художественный образ. Конечно, в выполнении такого рода заданий проявится и качество осмысления образов героев и элементов художественной формы, что необходимо будет учесть при моделировании общей картины восприятия произведения.

Читайте также:  Родилось новое чувство метафора

Вопросы, активизирующие воображение читателя, особенно трудно подобрать к лирическим стихотворениям. Нелепы вопросы, требующие от читателя представить себе автора в момент написания стихотворения. Никто не знает как выглядел, например, А.С.Пушкин, когда писал «Зимнее утро», или Ф.И.Тютчев, создавая «Чародейкою зимою…» Да и для полноценного восприятия стихотворения это не имеет никакого значения, никак не помогает читателю осознать авторское отношение к изображенному миру. На помощь учителю в таких ситуациях приходят невербальные способы выявления восприятия – прежде всего, это рисунки к стихотворению. В том случае, если пейзаж создан лишь с помощью немногочисленных деталей, то можно предложить детям описать то, что они увидели, услышали, ощутили, читая стихотворение.

Обычно ответ ребенка на вопрос, активизирующий сферу воображения, показывает учителю, на каком уровне осуществилась эта работа: если в ответе использованы только авторские детали и ребенок не создает целостное изображение, то мы говорим о воссоздающем воображении; если же к авторским деталям читатель добавляет новые и достраивает образ до целостного, то мы говорим о включении творческого воображения. Подробности в описании отдельных деталей покажут степень зрительной конкретизации словесного образа. Сохранение связи читательского описания с авторскими деталями и общим настроением эпизода или стихотворения – свидетельство адекватности работы воображения авторским намерениям, способности ученика подчинить свое воображение чужой (в данном случае авторской) воле (произвольность воображения). Поэтому в анкете может быть только один вопрос, активизирующий воображение читателя.

Приведем примеры таких вопросов.

1. Каким вы представляете себе лесного царя в балладе И.В.Гёте «Лесной царь»?

2. Какой вы представляете себе мастерскую, в которой работал Прошка – герой рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Вертел»?

3. Какую иллюстрацию вы бы сделали к эпизоду сражения со шляпой (рассказ Н.Н.Носова «Живая шляпа»)? Опишите ее как можно подробнее.

4. О чем мог думать мальчик – герой стихотворения Э.Мошковской «Первая двойка», – увидев всюду «номер два».

Следующие вопросы активизируют мыслительную деятельность читателя и нацеливают его на осмысление содержания на аналитическом уровне, т.к. задавать «репродуктивные» вопросы в анкете не имеет смысла. Ответ ученика всегда покажет учителю, пытается ли он размышлять, анализировать текст или сбивается на его пересказ. Если объем произведения невелик, то достаточно одного «аналитического» вопроса, если же произведение многоплановое, композиционно сложное, то можно увеличить количество таких вопросов до двух-трех.

1. Чем главный герой рассказа Р.П.Погодина «Сима из четвертого номера» был непохож на остальных ребят?

2. Можно ли назвать героев рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа» трусливыми? Почему?

3. Как и почему меняется настроение Дениски в рассказе В.Драгунского «Он живой и светится…»?

4. Какие чувства испытывают герои рассказа Р.П.Погодина «Сима из четвертого номера» Сима и Мишка во время драки?

5. Осуждает ли автор отца Нади за то, что тот исполнил желание дочери (рассказ А.И.Куприна «Слон»)?

6. Почему князю Гвидону из сказки А.С.Пушкина удалось добиться того, чтобы его отец приплыл к нему на остров?

Следующий вопрос в анкете нацеливает учеников на осмысление художественной формы на уровне композиции. Анализу может быть подвергнут любой композиционный элемент, но для анкеты целесообразно выбирать наиболее яркие, значимые компоненты, осознание роли которых максимально приблизит ребенка и к постижению содержания.

1. Почему сказ П.П.Бажова называется «Каменный цветок»?

2. Зачем Д.Н.Мамин-Сибиряк в рассказе «Вертел» дает три точки зрения на Прошкину работу?

3. Сколько смысловых частей в рассказе Н.Н.Носова «Живая шляпа»? Придумайте название для каждой части.

4. Почему рассказ Н.Н.Носова «Живая шляпа» начинается с сообщения о котенке и упавшей на него шляпе?

Завершает анкету всегда вопрос концептуального характера, нацеливающий учеников на осмысление художественной идеи произведения. Найти «идейный» вопрос бывает трудно. Прежде всего необходимо самому идею произведения сформулировать и попробовать перевести ее в вопрос. Возможно, вам поможет совет: не ищите вопрос в содержании произведения, он найдется лишь тогда, когда вы доберетесь до подтекста, подниметесь на уровень обобщения содержания, за конкретными поступками, событиями, характерами увидите авторскую мысль о мире в целом – природе, людях, обществе, о добре и зле. Например:

Читайте также:  Эмоциональный портрет воспитанника детского дома минкова

1. Что помогло героям пушкинской «Сказки о царе Салтане…» воссоединиться и одолеть зло?

2. Почему в сказе П.П.Бажова «Каменный цветок» Данила-мастер возвращается к людям?

3. Кто виноват в том, что произошло, в рассказе В.П.Астафьева «Белогрудка»?

4. Почему выздоровела Надя в рассказе А.И.Куприна «Слон»?

Последовательность и количество вопросов в анкете не определяются строго, но в ней всегда должна быть логика: от эмоций – к концепции. Задача анкеты не только выявить особенности восприятия произведения, но и помочь ребенку открыть смысл произведения, т.е. каждый вопрос в анкете – шаг вперед, ступенька к смыслу, к идее текста.

Следует помнить, что в методике нет объективных способов выявления читательского восприятия, т.к. исследователь всегда должен трактовать детские работы, их интерпретировать. Между ребенком и исследователем находится барьер: мы не можем проникнуть в сознание ребенка и получить объективную информацию о том, как он воспринял текст. Наши оценки всегда субъективны и зависят от научной подготовки, опыта и одаренности. Поэтому так важен подробный качественный анализ детских работ, а не формальное отнесение восприятия к тому или иному уровню.

Источник

Постановка вопросов, активизирующих работу сфер читательского восприятия

О качестве восприятия произведения многое можно узнать с помощью специально составленных и расположенных в опре­деленной последовательности вопросов. В методике их на­зывают вопросами на восприятие. Вопросы в анкете на восприятие не случайны, они должны затрагивать самые яркие компоненты произведения, самые важ­ные его проблемы и помогать ребенку осмыслить художественный текст.

1. Вопросы, активизирующие работу эмоциональной сферы. Цель «эмоционального» вопроса — проверить, насколько активны эмо­циональные реакции читателя и насколько они адекватны автор­ским намерениям, т.е. совпадают ли читательские оценки героев, их поступков с авторскими, откликается ли читатель на эмоцио­нальную атмосферу стихотворения, эпизода или сцены, какие со­бытия или переживания героя вызывают у читателя эмоциональ­ный отклик, реагирует ли читатель только на содержательные ком­поненты произведения или испытывает эмоциональное воздей­ствие его художественной формы:

С каким настроением вы закончили читать сказку Х.К.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»?

Было ли вам страшно, когда вы читали эпизод появления охотника в сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»?

Кому из героев рассказа В.Ю.Драгунского «На Садовой большое движение» вы сочувствовали?

Иногда рядом с «эмоциональным» вопросом добавляют воп­рос «почему?», который требует от читателя объяснения своих реакций. «Почему?», конечно, активизирует сферу осмысления,так как читатель должен соотнести свои чувства с содержанием произведения и его художественной формой, т.е. понять, чем они вызваны. Но учителю такие объяснения детей необходимы, пото­му что помогут определить, насколько точны читательские эмо­ции, что именно заставило ребенка переживать, сочувствовать или это оттолкнуло, вызвало негативные реакции — художественная форма и содержание текста или детский жизненный опыт, опи­раясь на который ребенок отталкивается от авторского текста и наполняет его своими переживаниями, а потому дает искаженные эмоциональные оценки.

2. Вопрос на уровне стилистической детали. Неопытные читатели пробегают мимо художественных деталей, что сказывается и на их восприятии отдельных эпизодов. Вопрос привлечет внимание читателя к важному элементу худо­жественной формы и заставит задуматься над его ролью в тексте. При составлении вопросов вни­мание читателя мы привлекаем не к событийным деталям, а к языковым изобразительно-выразительным средствам. Так, вопрос «Почему князь Гвидон превратился сначала в комара, потом в муху, а затем в шмеля?» мы должны отклонить и предпочесть ему такой: «С какой целью Пушкин, описывая чувства Гвидона-мухи, слушающего рассказ ткачихи о тридцати трех богатырях, в трех строках неоднократно повторяет слова с буквой «з»?». В этом ва­рианте вопрос нацеливает читателя на осознание роли звукописив художественном тексте. Примеры:

Почему в стихотворении А.А.Фета «Печальная береза у моего ок­на. » наряд березы назван «траурным»? (Осмысляется роль эпитета.)

Почему лиса в сказке «Лиса и тетерев» называет тетерева «тетеревочек», «дружочек», а не «тетерев» и «друг»? (Осмысляется роль уменьши­тельно-ласкательной лексики.)

Какое слово используется в сказке «Петушок и бобовое зернышко» для обозначения движения курочки? Почему именно так говорится? (Ос­мысляется выбор слова из синонимического ряда.)

3. Вопросы на активизацию воображения чита­теля — воссоздающего и творческого.. Ответом на них должно стать либо описание героя, пейзажа, интерьера, декораций к спектаклю, иллюстрации к эпизоду, обложки к книге, либо повествование о событиях, которые могли бы произойти с героями в дальней­шем, или о тех, о которых не рассказал повествователь, но чита­тель может их воссоздать в своем воображении. Например, в рас­сказе В.Драгунского «Он живой и светится. » ничего не гово­рится о том, как и когда папа подарил Дениске самосвал, но читатель может, опираясь на отдельные детали авторского пове­ствования, придумать этот эпизод.

Вопросы, активизирующие воображение читателя, особенно трудно подобрать к лирическим стихотворениям. На помощь учителю в таких ситуациях приходят невербальные способы выявления восприятия, прежде всего ри­сунки к стихотворению. В том случае, если пейзаж создан лишь с помощью немногочисленных деталей, можно предложить детям описать то, что они увидели, услышали, ощутили, читая стихо­творение.

Читайте также:  Чай для прекрасного настроения

Обычно ответ ребенка на вопрос, активизирующий сферу во­ображения, показывает учителю, на каком уровне осуществи­лась эта работа:

если в ответе использованы только авторские детали и ребенок не создает целостное изображение, то мы го­ворим о воссоздающем воображении;

если же к авторским дета­лям читатель добавляет новые и достраивает образ до целостно­го, то мы говорим о включении творческого воображения.

Сохранение связи читательского описания с авторскими деталями и общим на­строением эпизода или стихотворения — свидетельство адекват­ности работы воображения авторским намерениям, способно­сти ученика подчинить свое воображение чужой (в данном случае авторской) воле (произвольность воображения):

Каким вы представляете себе лесного царя в балладе И. В. Гёте «Лес­ной царь»?

Какой вы представляете себе мастерскую, в которой работал Прошка — герой рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Вертел»?

Какую иллюстрацию вы бы сделали к эпизоду сражения со шляпой (рассказ Н. Н. Носова «Живая шляпа»)? Опишите ее подробно.

О чем мог думать мальчик — герой стихотворения Э. Мошковской «Первая двойка», — увидев всюду «номер два»?

4. Вопросы на осмысление содержания (на анали­тическом уровне, так как задавать «репродуктивные» вопросы в анкете не имеет смысла). Ответ ученика всегда покажет учителю, пытается ли он размышлять, анализировать текст или сбивается на его пересказ. Если объем произведения невелик, то достаточно одного «аналитического» вопроса, если же произведение много­плановое, композиционно сложное, то можно увеличить количе­ство таких вопросов до двух-трех:

Можно ли назвать героев рассказа Н.Н. Носова «Живая шляпа» трус­ливыми? Обоснуйте свой ответ.

Как и почему меняется настроение Дениски в рассказе В.Драгун­ского «Он живой и светится. »?

Осуждает ли автор отца Нади за то, что тот исполнил желание дочери (рассказ А. И. Куприна «Слон»)?

Почему князю Гвидону из сказки А.С. Пушкина удалось добиться того, чтобы его отец приплыл к нему на остров?

5. Вопросы на осмысле­ние композиции. Анализу может быть подвергнут любой композиционный элемент, но целесообразно выбирать наиболее яркие, значимые компоненты, осознание роли которых максимально приблизит ребенка и к по­стижению содержания:

Почему сказ П. П. Бажова называется «Каменный цветок»?

Сколько смысловых частей в рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа»? Придумайте название для каждой части.

Почему рассказ Н. Н. Носова «Живая шляпа» начинается с сообще­ния о котенке и упавшей на него шляпе?

6. Вопросы концептуального характера, нацеливающие учеников на осмысление художественной идеи про­изведения. Прежде всего, необходимо самому сформулировать идею произведения и попро­бовать перевести ее в вопрос. Возможно, вам поможет совет: не ищите вопрос в содержании произведения, он найдется лишь тог­да, когда вы доберетесь до подтекста, подниметесь на уровень обобщения содержания, за конкретными поступками, события­ми, характерами увидите авторскую мысль о мире в целом — при­роде, людях, об обществе, о добре и зле:

Что помогло героям пушкинской «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» воссоединиться и одолеть зло?

Почему в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок» Данила-мастер возвращается к людям?

Почему выздоровела Надя в рассказе А. И. Куприна «Слон»?

Последовательность и количество вопросовне опре­деляются строго, но в ней должна быть логика: от эмоций к концепции. Задача— не только выявить особенности вос­приятия произведения, но и помочь ребенку открыть смысл про­изведения, т.е. каждый вопрос — это шаг вперед, сту­пенька к смыслу, к идее текста.

Важно: одинвопрос может активизировать несколько разных сфер или разные уровни одной и той же сферы.

Наши оценки всегда субъективны и зависят от научной подго­товки, опыта и одаренности. Поэтому так важен подробный, каче­ственный анализ детских работ, а не формальное отнесение вос­приятия к тому или иному уровню.

Пример постановки вопросов к сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая шейка»

Рассмотрим на примере сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Се­рая Шейка», как задать вопросы,активизирующие работу всех сфер читательского восприятия.

Выявляем эмоции читателя, вызванные содержанием произведе­ния

1. Какой эпизод сказки заставил тебя больше всего переживать и по­чему?

2. Кто из персонажей сказки вызывал у тебя сочувствие и почему?

3. Как ты отнесся к решению старой Утки и Селезня оставить свою дочь зимовать?

4. Менялось ли твое отношение к старику охотнику и почему?

Выявляем эмоции читателя, вызванные художественной формой произведения

1. Какое настроение вызвал у тебя первый пейзаж? Что повлияло на твое настроение?

2. Какие чувства вызвал у тебя пейзаж настоящей зимы в III части сказки? Что в тексте повлияло на твои чувства?

Активизируем сферу воображения, выявляя способности чита­теля к точной зрительной конкретизации образов: Какую иллюстрацию ты бы нарисовал к эпизоду, рассказывающему о подготовке уток к отлету? Опиши ее подробно.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью