Эмоциональные вирусы что такое

Содержание
  1. Ментальные расстройства у подростков: как вовремя заметить и помочь
  2. Эмоциональный вирус: как не дать пандемии испортить ваши отношения с близкими
  3. Как эмоциональное заражение разрушает отношения?
  4. Другими словами, мы перенимаем эмоции других людей. Вы когда-нибудь замечали, как одни люди самим своим появлением разрушают царящую в комнате радостную атмосферу, в то время как другие могут заражать радостью всех вокруг? Эмоциональные состояния очень заразительны, особенно злость.
  5. Позитивные эмоции тоже заразительны
  6. Прежде всего необходимо отказаться от прошлых привычек и развить эмоциональный интеллект. Построение успешных отношений требует разных навыков. Один из самых важных — умение управлять своими эмоциями.
  7. Древнегреческий философ-стоик Эпиктет и рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ) в один голос говорят, что «нам причиняют страдание не сами происходящие с нами события, а то, как мы воспринимаем эти события».
  8. Как стать носителем позитивных эмоций
  9. Распространение психических вирусов — Эмоциональные вирусы
  10. Эмоциональные вирусы

Ментальные расстройства у подростков: как вовремя заметить и помочь

По данным ВОЗ, половина всех нарушений психического здоровья возникает до наступления 14-летнего возраста. Если такие случаи не выявить вовремя и оставить без лечения, во взрослой жизни человек столкнётся с последствиями, которые могут существенно ограничить его возможности. О том, как правильно вести себя родителям, которые беспокоятся о психическом здоровье детей, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала клинический психолог Екатерина Роде.

– Какие ментальные расстройства встречаются у детей и подростков?

– Наиболее распространены тревожное расстройство, расстройства, связанные со стрессом или перепадами настроения, невроз навязчивых состояний, синдром дефицита внимания, гиперактивность, биполярное аффективное расстройство, реже других встречается шизофрения. На первый план выступают депрессивные и тревожные расстройства и смежные с ними.

Сейчас среди подростков чаще встречаются биполярное и маниакальное расстройства. Это объясняется тем, что у современных детей присутствует депрессивная составляющая, связанная с повышенной тревогой. Причина этих расстройств – давление социальной среды. Кроме того, сейчас некоторые заболевания популяризируются, о них появляется больше информации. На этом фоне подростки начинают искать у себя различные симптомы и ставить себе те или иные «диагнозы», чтобы почувствовать себя особенными.

– К чему приводит игнорирование заболеваний?

– К игнорированию можно отнести обесценивание ментальных расстройств и психологической помощи, недоступность нужных специалистов. Это чревато усугублением заболеваний и нарушением нормального функционирования человека в социуме: он не может правильно расставлять поведенческие акценты, понимать других людей. Так развиваются коморбидные состояния, когда на одно заболевание наслаивается другое. В итоге расстройство, которое легко можно было исправить терапией или небольшим медикаментозным лечением, переходит в состояние, когда больного необходимо помещать в стационар. Когда появляются первые признаки, родителям необходимо сразу обращать на них внимание и начинать наблюдение, при этом стараться давать ребёнку больше любви и заботы.

Взрослым важно помнить: если проигнорировать проблемы подростка, он может искать помощь самостоятельно и попасть к непрофессионалам. Таким образом ребёнок сильнее разрушит собственную психику, что приведёт к девиантному поведению. Последствия здесь могут быть как на социальном, так и на личностном уровне.

– Почему взрослые не обращают внимание на ментальные проблемы детей?

– Чаще всего это вызвано незнанием. Необходимо вносить изменения в работу образовательных учреждений, говорить с родителями, информировать о том, что может происходить с детьми не только в физическом, но и в психическом плане. Нужно донести до людей, что лечить ментальные расстройства можно так же, как и обычные болезни, не надо этого бояться или стесняться.

Ситуация меняется в лучшую сторону, но некоторые родители продолжают относиться к проблеме несерьёзно, потому что не считают ментальные расстройства болезнью. Они рассуждают по принципу: «У нас же в детстве такого не было, почему это сейчас вдруг появилось?» Но социальные условия меняются, жизнь у современных детей уже иная. Проблема психического здоровья существовала и раньше, просто ей не придавали значения так, как сейчас.

– Если не заметить у подростка ментальное расстройство, в каком возрасте оно может проявиться и какие последствия повлечёт?

– Ребёнок будет расти с чувством, что с ним что-то не так. Это повлечёт тяжёлые последствия, которые могут проявиться и в тридцать, и в двадцать пять, и в сорок лет. Невозможно назвать точный возраст, для каждого это индивидуально. Иногда расстройства могут так и остаться на психосоматическом уровне, а иногда могут перейти в тяжёлую психиатрию, которая уже требует лечения в клинике.

– Что может провоцировать психические заболевания?

– Факторов очень много. Один из самых весомых – социальная обстановка, обесценивающая роль человека в обществе. Также имеет значение популяризация некоторых заболеваний. Большой плюс, что психическое здоровье стали обсуждать, но о некоторых болезнях стали говорить слишком много, они вошли в «моду».

Читайте также:  Вильгельм райх эмоциональная чума человечества

– Как укрепить психическое здоровье подростков? Какие меры профилактики нужно принять?

– Важно, чтобы подростки не боялись, что над ними будут смеяться сверстники или их будут осуждать взрослые, если они обратятся за психологической помощью. Необходима глобальная перестройка всей работы с психическим здоровьем человека. В школах нужен не один психолог, а целый штат, чтобы каждому ребёнку уделялось должное внимание, велась комплексная работа. Нужно вовлекать в эту работу родителей, информировать их, просвещать. При этом учителя должны понимать важность этого процесса и относиться к нему серьёзно.

Если говорить о профилактике, то родителям нужно позаботиться о том, чтобы у ребёнка был разнообразный досуг, чтобы он занимался тем, что ему нравится. Они обязаны соблюдать его личное пространство, предоставлять возможность самовыражения. Для подростков важно, чтобы к ним относились не как к детям, а как ко взрослым, у которых есть свои личные чувства и эмоции, которые нужно уважать и не игнорировать.

– Если у подростка было обнаружено ментальное расстройство, каким образом должны действовать родители?

– Если родители стали замечать, что с ребёнком что-то происходит, необходимо не спешить с расспросами, а понаблюдать за его поведением. Можно обратиться к школьному психологу и попросить его также понаблюдать за подростком в школе. И уже на основе этих наблюдений пообщаться со специалистом, сначала без ребёнка. Если опасения подтвердились, тогда стоит обращаться за лечением. Самое важное – не бояться. Не думать о том, что, если обратиться к психологу или психиатру, это как-то негативно повлияет на жизнь ребёнка. Наоборот, если этого не сделать, последствия могут быть значительно хуже.

Источник

Эмоциональный вирус: как не дать пандемии испортить ваши отношения с близкими

Чем дольше тянется глобальная пандемия и сохраняются меры социальной изоляции, тем больше число разводов и расставаний. Самоизоляция сдерживает распространение одного вируса, но стимулирует распространение другого — эмоционального. Философы-стоики и психологи советуют не держать негатив в себе и уж тем более не выплескивать его на окружающих, а постараться изменить свое отношение к происходящему и развивать эмоциональный интеллект.

Римский император и философ-стоик Марк Аврелий написал свой знаменитый философский трактат «Размышления» во время пандемии Антониновой чумы, поразившей Римскую империю во II веке н. э. В нем Марк Аврелий пишет, что моральное и эмоциональное разложение гораздо опаснее чумы:

«…погибель разума больше чума, чем какая-нибудь там дурная смесь и разворот разлитого вокруг дыхания. Ибо то — чума живых существ, поскольку они живые, а это — чума людей, поскольку они люди».

Во время вынужденной изоляции бывает трудно поддерживать здоровые отношения. Проблемы начинаются, когда происходит процесс, называемый эмоциональным заражением . Под этим термином понимаются эмоции, которые передаются от одного человека к другому, как вирус.

Давайте посмотрим, что могут предложить в этой ситуации психология и философия стоицизма.

Как эмоциональное заражение разрушает отношения?

Жизнь в условиях дополнительных ограничений, накладываемых карантином, приводит к всплескам тревожности, депрессии и гнева; все эти состояния отражаются на наших близких.

Профессор психологии из Гавайского университета Элейн Хатфилд определяет эмоциональное заражение как «склонность автоматически копировать мимику, речь, позу и движения другого человека, а затем и его эмоциональное состояние».

Другими словами, мы перенимаем эмоции других людей. Вы когда-нибудь замечали, как одни люди самим своим появлением разрушают царящую в комнате радостную атмосферу, в то время как другие могут заражать радостью всех вокруг? Эмоциональные состояния очень заразительны, особенно злость.

Если от вас исходит негативная энергия, ваш партнер и другие люди тоже заражаются ей. Так разрушаются отношения и семьи. А когда супруги изо дня в день, сами того не осознавая, заражают друг друга, их дети становятся носителями вируса и, вырастая, передают его следующему поколению.

Позитивные эмоции тоже заразительны

К счастью, заразительны не только негативные эмоции. Став более жизнерадостными, мы можем улучшить настроение и другим. Умение использовать эмоциональное заражение себе во благо — ключ к построению отношений, которые смогут выдержать испытание временем. А также залог того, что другие люди будут наслаждаться нашим обществом, а не терпеть его.

Но как научиться излучать положительные эмоции?

Прежде всего необходимо отказаться от прошлых привычек и развить эмоциональный интеллект. Построение успешных отношений требует разных навыков. Один из самых важных — умение управлять своими эмоциями.

Не стоит пренебрегать старым методом «сосчитать до десяти». Но еще лучше не сдерживать эмоции уже после того, как они возникли, а постараться изменить свое мышление, чтобы предотвратить волну негатива. Трансформировать собственные эмоции можно при помощи постоянной практики визуализации и тренировки воображения. Начните с малого и постепенно продвигайтесь к более серьезным проблемам.

Читайте также:  Хорни настроение это как

Древнегреческий философ-стоик Эпиктет и рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ) в один голос говорят, что «нам причиняют страдание не сами происходящие с нами события, а то, как мы воспринимаем эти события».

Да, иногда с нами происходят неприятные вещи, но не обязательно из-за этого становиться невротиками. Вы должны понимать, что вы в состоянии контролировать, а что — нет, и принимать конструктивные решения. Не бойтесь сообщать о своих чувствах и просить других людей что-то изменить в своем поведении. Если справиться с эмоциями самостоятельно не удается, можно обратиться за профессиональной помощью для преодоления прошлых травм, которые по-прежнему отравляют вам жизнь.

Если возмутителем спокойствия является кто-то другой, мы должны делать всё, что в наших силах, чтобы повлиять на его поведение, держа в уме мудрые слова Марка Аврелия:

«Что же дурного или странного в том, что невоспитанный делает то, что невоспитанные? Смотри-ка лучше, не себя ли надо обвинять, если не ожидал, что этот в этом вот погрешит. Даны же тебе побуждения от разума, чтобы понять, что этот допустит, надо полагать, эту вот погрешность. Ты же, позабыв об этом, впадаешь, когда он погрешил, в изумление. Особенно когда порицаешь кого-либо за неверность или неблагодарность, к самому себе обращайся — тут уж так явственна твоя погрешность, раз ты человеку, имеющему такой душевный склад, поверил, что он сохранит верность…»

Это не значит, что нужно во всём винить себя. Нужно просто научиться брать на себя ответственность за свои поступки и решения, ведь в дальнейшем это поможет нам стать счастливее. Нынешний кризис требует от нас стать лучшей версией самих себя и не привносить в мир дополнительный негатив.

Как стать носителем позитивных эмоций

Эмоциональный интеллект помогает продвинуться в самопознании и построить отношения, основанные на доверии, а также стать более приятным в общении человеком.

  • Мы восхищаемся уверенными в себе людьми, которые имеют высокий уровень самообладания .
  • Мы уважаем людей, которые добры и справедливы, но в то же время умеют стоять на своем .
  • Мы любим людей, которые хотят сделать нам приятное, но при этом не нуждаются в постоянном одобрении .
  • Нас привлекают люди, которые не боятся быть уязвимыми, но при этом не изображают из себя жертву .
  • Мы доверяем эмоционально стабильным людям, а не тем, кто может в любой момент выкинуть какую-нибудь неприятную штуку.

Все вышеперечисленные черты свойственны людям с развитым эмоциональным интеллектом. Именно такие люди строят самые прочные отношения и добиваются наибольших успехов в любви.

До тех пор, пока вы не научитесь излучать позитивные эмоции, можно использовать проверенный метод: остановиться, сосчитать до десяти и отреагировать более подходящим образом.

А когда вы начинаете злиться на неподобающее поведение другого человека, вспомните слова Марка Аврелия:

«Кто не хочет, чтобы дурной погрешал, похож на того, кто не хочет, чтобы сочилась смоква, выросшая на смоковнице; чтобы младенцы не ревели и не ржал конь. Ну а что тому делать, раз состояние его такое? Состояние излечи, если ты такой проворный».

Умение управлять своими эмоциями никогда не было настолько важно для нас самих, окружающих нас людей и всего мира, как сейчас. Мы не можем контролировать пандемию коронавируса, но перестать распространять эмоциональные вирусы нам вполне по силам.

Источник

Распространение психических вирусов — Эмоциональные вирусы

Эмоциональные вирусы

Существенными составляющими эмоций являются наши ощущения, воспоминания и интерпретации. Эмоции возникают из взаимодействия физиологического возбуждения, управляемого автономной нервной системой, осознания его и проявления их в поведении. Здравый смысл подсказывает большинству из нас, что мы плачем, потому что грустим, ругаемся, потому что нас разозлили, дрожим, потому что испугались.

Для выдающегося психолога Уильяма Джеймса здравый смысл в отношении эмоций был повернут на 180 градусов. Согласно Джеймсу, «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что деремся, боимся, потому что дрожим». Он считал, что чувство следует за реакцией тела. Поскольку Джеймсу пришлось бороться с собственными переживаниями депрессии и уныния, он проверил на опыте идею, что мы можем контролировать эмоции, совершая внешние движения, соответствующие любой эмоции, которую мы хотели бы ощутить. «Чтобы почувствовать радость, — советовал он, — сядьте прямо, улыбнитесь и веселым взглядом посмотрите вокруг. Действуйте так, словно радость уже здесь». Дж. Зингер, проведя многочисленные эксперименты, доказал факт «заражения» очевидными эмоциями — счастьем, гневом, раздражением, эйфорией, отвращением, скорбью и т. д. Иногда мы переживаем некоторые эмоции до того, как подумаем о них.

Исследования нейрологических процессов показывают, как можно пережить эмоции без знания. Некоторые нейронные цепи, задействованные в эмоциях, обходят области в коре головного мозга, задействованные в мышлении. Одна из таких цепей проходит от глаза или уха через таламус к миндалине — центру управлениями эмоциями. Некоторые эмоциональные реакции — особенно простые симпатии, антипатии и страхи — не включают в себя сознательного обдумывания. Мы можем бояться паука, даже зная, что он безвреден.

Читайте также:  Стресс как фактор риска для здоровья

Комплексные эмоции, такие как вина, счастье и любовь, наиболее контрастно возникают из наших интерпретаций и ожиданий. Очень эмоциональные люди зачастую столь впечатлительны из-за своих интерпретаций. Они персонализируют события, направляя их на себя, и обобщают свой опыт, вычленяя отдельные события из ряда других. То, к чему мы относим низкую оценку — к несправедливому экзамену, неудаче или на шей неспособности или лености, — определяет наше самочувствие — раздраженное или подавленное. Если мы относим неудачу к нашей неспособности, то это разрушает мотивацию: «Если у меня нет способностей, то зачем стараться?» Если мы относим неудачу к нечестности, — это злит нас.

Эмоциональные вирусы воздействуют на переживаемые в различной форме отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. То есть он воздействует на переживания, интерпретации и чувства, являющиеся одной из форм отражения реальности. Он искажает чувства, вызывает аффективные состояния, создает гнетущее настроение, что приводит к эмоциональному истощению. Как их распознать? В отношениях любящих людей появляется вдруг ненависть, у друзей — беспричинный гнев, жадность, зависть. Вас случайно задели, а вы лезете в драку. Вам показали палец, вы умираете со смеху. Душевное состояние, вызываемое эмоциональными вирусами, может привести к серьезному психическому расстройству. Происходит полная или частичная утрата чувства реальности, виртуализация психики (создание устойчивой системы иллюзий, проецируемых на объекты, с которыми сталкивается инфицированный), обращение к асоциальным формам поведения.

Заражение данным видом вируса. Наиболее опасны вирусы, вызывающие гнев, злобу, ненависть, страх. Гораций назвал гнев коротким сумасшествием. Злоба разрушает жизнь. Ненависть, как сдерживаемая постоянная ярость, отравляет разум.
Гнев является одним из опасных проявлений эмоциональных вирусов. Большинство из опрашиваемых Институтом Метапсихологии людей признается, что впадали, по крайней мере, в среднюю степень гнева несколько раз в неделю, а некоторые сердились по нескольку раз на день. Гнев — это попытка заставить других делать то, что вы хотите чтобы они делали, запугивая их. Обычно вы выбираете этот метод, когда чувствуете бессилие. Даже несмотря на то, что он обычно не побуждает других людей к сотрудничеству, он дает вам чувство собственной значительности, обладания властью.

Гнев является обычной реакцией, когда действие другого человека кажется намеренным, неоправданным и его можно было избежать. Но досадные ситуации и состояния, за которые никого нельзя упрекнуть, — неприятные запахи, жара, дорожная пробка, колики и боли — также способны вас разозлить. Иногда утверждается, что вспышки ярости иногда полезнее, чем хронический гнев. Совет «выпустить гнев» предполагает, что эмоциональное выражение приводит к эмоциональному высвобождению, или катарсису. В гипотезе о катарсисе утверждается, что мы уменьшаем гнев, высвобождая его через агрессивные действия или фантазию. Но исследования показали, что по сравнению с теми, кто не выпустил свой гнев, люди, выпустившие его, проявляли затем еще большую враждебность. Хотя «выпускание пара» и может временно успокоить разозленного человека, оно способно и усилить основную враждебность. Вспышки гнева, несколько успокаивая нас, одновременно провоцируют формирование привычки.

Так как же лучше управлять гневом? Во-первых, снизить уровень физиологического возбуждения от гнева с помощью ожидания. «Для организма справедливо то же, что и для стрел, — отметила Кэрол Таврис, — что взлетает, то должно опуститься. Любое эмоциональное возбуждение остудится, если пройдет некоторое время». Во-вторых, старайтесь обходиться с гневом таким образом, чтобы не быть ни хронически разозленным из-за каждого пустяка, ни пассивно угрюмым, что является поиском поводов для гнева. Не уподобляйтесь тем людям, которые сдерживают свои чувства в отношении серии провокаций, а затем вкладывают всю накопившуюся злость в один инцидент. Высвободите гнев, занявшись физическими упражнениями, игрой на музыкальном инструменте или доверив свои чувства другу или дневнику.

Учитесь замещать эмоцию гнева эмоциями радости, смехом, ироническим отношением к себе. Для этого рекомендуется искусственно с помощью актерских приемов, воспоминаний, управления мимикой лица войти в состояние гневливости, а затем, с помощью тех же приемов, изменить это состояние на радостное, веселое состояние, с долей здоровой иронии и шутки. Безусловно, эту трансформационную технику следует практиковать в уединении. Постепенно этот механизм начнет действовать автоматически. В тех ситуациях, когда вы гневались на кого-то, вы будете от души веселиться, осознавая иронию всего происходящего.

Гнев порой и улучшает отношения, когда в нем выражено огорчение, способствующее скорее примирению, нежели отмщению.

Источник

Оцените статью