Эмоциональные типы личности детей

Какой тип личности у Вашего ребенка?

Характеристика и правильная линия воспитания каждого типа

Родителям следует выяснить тип личности своего ребенка, так будет намного проще его понимать.

Каждый ребёнок – единственный и неповторимый, уникальный по-своему. И всё же мы можем увидеть, что некоторые дети по способу взаимодействия с окружающим миром весьма схожи между собой. Это проявляется через выбор игр, увлечений, вида спорта. Дети одинаково относятся к порядку и выполнению домашних заданий, а также почти одинаково себя ведут в стрессовых ситуациях. Этот похожий или очень отличающийся тип поведения определяется не степенью родства, не возрастом, а типом личности.

Выделяются основные типы личности:

чувствительный и впечатлительный;

обязательный и здравомыслящий;

авантюрный и эмоциональный;

рациональный и осмотрительный умник.

Разработала такую типологию школьный психолог с многолетним стажем Кристина Каниал-Урбан. Разрабатывая свою концепцию, она опиралась на опыт американских исследователей. Все четыре типа вы редко встретите в чистом виде. Часто они смешанные, например, чувствительный и обязательный, но, как правило, в ребёнке доминирует какой-то один, который и следует определить. Это поможет вам лучше узнать своего ребёнка: его слабые и сильные стороны, способности и возможности, чтобы строить более гармоничные доверительные отношения. Например, то, что хорошо для “умника”, может быть отвергнуто “авантюристом”, а то, что предпринимается для безопасности “обязательного”, “впечатлительный” может воспринять как посягательство на его свободу. Было бы очень хорошо, когда родители четко понимают тип личности, к которому можно отнести их ребёнка. Когда воспитание противоречит типу личности ребёнка, то он как бы получает установку: это ненормально, что ты такой, какой есть. Все это приводит ребёнка в смущение и огорчение, что может довести до серьёзной болезни. В случае, когда воспитание идёт с учётом типа личности, то ребёнок развивается гармонично, его сильные стороны укрепляются, обретается чувство защищенности и уверенности в собственных силах. Это очень важно, ведь в жизни ему придется преодолевать различные кризисы, будь то проблемы с друзьями или учителями, разлука с родными или любимыми людьми и пр.

Чувствительный и впечатлительный тип

ЧТО ХАРАКТЕРНО. Это ранимый ребёнок с врождённой интуицией, который легко идет на контакт. Малыш нуждается в близости с семьёй, сверстниками и другими людьми. Всегда испытывает потребность в тесном общении и заботе о других. Этот ребёнок стремится знать как можно больше об окружающих его людях, и прежде всего членах семьи. Каким был дедушка, когда был таким, как я сейчас? А какой девочкой была моя бабушка? Почему все люди разные и как они себя при этом чувствуют? Ребёнку данного типа это важно, как никому другому. Они с упоением слушают сказки и приключения и могут охотно пересказать услышанное или прочитанное. Такие детки начинают рано говорить и имеют способности к изучению иностранных языков. Если участвуют в ролевых играх, то погружение в свою роль бывает полным. К миру фантазий это относится в полной мере. Не оставляйте такого ребёнка одного перед телевизором: они настолько погружаются в действия, происходящие на экране, и так вживаются в экранных героев, что очень часто нуждаются в реальной помощи, когда на экране развиваются драматические события. Эти дети данного типа всегда нуждаются в постоянном подтверждении того, что их любят, ценят, ими восхищаются.

КОГДА ПРИХОДЯТ ТРУДНОСТИ. У чувствительной натуры граница между Я и ТЫ очень размыта, поэтому она буквально сливается с любимым человеком, растворяется в нём, начинает чувствовать как он, забывая о собственной индивидуальности. Это чревато полным отказом от собственного Я. Когда в семье спорту и активным занятиям придаётся слишком большое значение, чувствительная натура может ощущать себя совсем беспомощной. В этом случае следует найти взрослого из родных или друзей семьи, который является его единомышленником и разделяет его склонности.

ЕГО РЕАКЦИЯ НА СТРЕСС. Малыш станет искать ещё большей близости с другими людьми, цепляясь за них, как лиана за мощный ствол дерева. Если он не получит вовремя необходимой поддержки, то может последовать эмоциональный взрыв, сопровождающийся плачем и рыданиями, либо будет молча страдать, погрузившись в себя или в мир своих фантазий.

ПРАВИЛЬНАЯ ЛИНИЯ ВОСПИТАНИЯ

Гиперчувствительная натура нуждается в постоянном присутствии близкого человека, который будет читать ему сказки, рассказывать историю семьи, рисовать вместе с ним и просто давать пищу для воображения, не ограничивая полёт фантазии. Такой ребёнок больше других нуждается в похвале и признании его одаренности. Таким детишкам лучше учиться в школе, в которой приоритет отдаётся развитию творчества. Они постоянно нуждаются в близости с кем-то, кто может утешить их, придать уверенности в собственных силах, особенно во время душевного кризиса. Хвалите их как можно чаще! Рассказывайте истории, в которых их сверстник столкнулся с подобными проблемами и преодолел их! Не жалейте внимания, душевной теплоты и ласки, это поможет ребёнку вырасти самостоятельным и быть счастливым.

Авантюрный и эмоциональный тип

ЧТО ХАРАКТЕРНО. Этот малыш часто имеет проблемы со временем, ему его постоянно не хватает, ведь мир полон загадок и приключений! Ребенок очень активен, деятелен и коммуникабелен. Он познаёт мир сразу, включая все свои чувства, легко справляется с неприятностями, иногда просто их не замечая, экспериментирует, рискует, действует! Если пропал интерес к чему-то, то уже трудно заставить малыша заниматься этим делом. Именно поэтому в детской почти всегда хаос.

Дети всегда находятся в движении, у них прекрасный аппетит, они не боятся открыто проявлять свои эмоции.Очень часто у детей данного типа возникают проблемы со временем (опаздывают, и не только в школу), с деньгами (не ведают, как с ними обращаться) и школой. Длительное время находится в покое очень трудно , еще и на одном месте, ведь за стенами школы так много интересного, а здесь им скучно. Но поскольку это очень коммуникабельные и деятельные натуры, то они часто мешают на уроках, выступая в роли клоуна. Домашние задания выполняют “спустя рукава” либо просто о них забывают.

КОГДА ПРИХОДЯТ ТРУДНОСТИ. Когда в семье огромное значение придаётся контролю и порядку, то ребёнку-авантюристу приходится нелегко, ведь он постоянно вызывает неудовольствие домочадцев. Его вечные опоздания, переключения внимания с одного на другое, бардак в комнате – всё может вызвать гнев людей, которые привыкли к размеренности и дисциплине. Поэтому и в школе ему приходится совсем непросто.

Читайте также:  Афферентный путь мышечно суставного чувства от нижних конечностей это

ЕГО РЕАКЦИЯ НА СТРЕСС. При возникновении неприятности, с которой ребёнок не может самостоятельно справиться, резко возрастает его беспокойство. Это выражается в импульсивных, неконтролируемых движениях и жестикуляции, ребёнка охватывает перевозбуждение, ему может отказать чувство самосохранения и тогда он впадает в ярость, бросаясь на обидчика или швыряя всё, что попадёт под руку. Именно это его качество часто приводит к трудностям в общении с другими детьми.

ПРАВИЛЬНАЯ ЛИНИЯ ВОСПИТАНИЯ

Воспитание на жёстких запретах не даст положительного результата, ребенку просто необходимо давать волю в известных пределах. Не жалейте времени для объяснения необходимости выполнения им обязательных правил, убедитесь в том, что ребёнок понял и принял ваши доводы. Только после этого вы можете проявлять твёрдость, контролируя их неукоснительное соблюдение. Если возникают проблемы в школе, откажитесь от резкого запрета чего-то важного для ребёнка, например занятий спортом, но обратите повышенное внимание на порядок и режим школьника. Для таких детей крайне важно присутствие кого-то, кто поможет навести порядок в комнате и организовать рабочее пространство, а главное вовремя подскажет, как избавится от приступа ярости. Это может быть боксёрская груша или просто подушка, по которой можно молотить кулаками без всякого ущерба для других, или какие-то активные физические упражнения, с помощью которых ребёнок сможет переключить внимание и избавиться от перевозбуждения.

Рациональный и осмотрительный умник

ЧТО ХАРАКТЕРНО. Свои поступки ребенок хорошо обдумывает. Чтобы чувствовать себя уверенно, ему очень необходимо хорошо ориентироваться в окружающем мире, поэтому он задаёт много дополнительных вопросов. Активные командные игры или действия в составе какой-либо группы оставляют его равнодушным. Он отдаёт предпочтение общению с другом или подругой, а если их нет, то с компьютером. У него собственный взгляд на порядок, поэтому, даже если на первый взгляд, в его комнате царит полный бардак, он, в отличие от авантюриста, всегда отыщет то, что ему нужно в данный момент. Дети данного типа часто разумны не по годам и поэтому часто предпочитают размеренную беседу с взрослыми шумным забавам сверстников. Они способны самостоятельно ставить перед собой цель, ориентируясь на достижение результата, всегда стремятся всё сделать как можно лучше, предъявляя при этом к себе завышенные требования.

КОГДА ПРИХОДЯТ ТРУДНОСТИ. Этого ребенка сверстники воспринимают высокомерным и холодным типом, потому что не умеет угождать, и именно поэтому легко превращается в аутсайдера. Но в душе он очень ранимый, тяжело переживающий непонимание окружающих.

ЕГО РЕАКЦИЯ НА СТРЕСС. Главное правило, которому следует такой ребёнок,- при любых обстоятельствах сохранить спокойствие и невозмутимость. В трудной ситуации он запирает свои эмоции и становится ещё более рассудительным. Если родители разводятся, например, то поведение ребёнка остаётся внешне совершенно спокойным, хотя в душе бушует огонь такой силы, что эмоционально очень его обедняет. В результате может быть утрачен контакт с родными и даже с самим собой. В других случаях, почувствовав угрозу для своего Я, ребёнок может отреагировать очень эмоционально, не сдерживая приступ ярости. Неудачи в школе его обескураживают, он начинает с ещё большим упорством добиваться совершенства, что иногда превращается в почти болезненное навязчивое состояние.

ПРАВИЛЬНАЯ ЛИНИЯ ВОСПИТАНИЯ

Ребёнка-умника трудно заставить выполнить что-то, используя фразы типа “я требую, чтобы ты это сделал немедленно!” Если кто-то хочет, чтоб такой ребёнок действительно что-то сделал, нужно набраться терпения и убедить его в этом. Для него крайне важно понимание того, что и для чего он будет делать. Такие дети очень ранимо относятся к неудачам в школе, поэтому поддержка со стороны родителей им необходима. Похвалите и подчеркните его способности, объясните, что ошибки и, главное, их исправление дают человеку неоценимый опыт. Если у ребёнка возникли эмоциональные трудности, то деликатное замечание, такое, например, как “меня это очень расстроило, думаю, что ты огорчён не меньше” будет вполне уместной поддержкой. При этом не ждите от него явного проявления печали, он может просто, скривив рот, смотреть в сторону, но и этого вполне достаточно.

Обязательный и здравомыслящий

ЧТО ХАРАКТЕРНО. Ребенок всегда хочет быть полезным! Чувствовать себя членом семьи является для него высшей ценностью. Дети всегда охотно берут на себя какие-нибудь обязанности по дому (например, вытереть пыль или пропылесосить), иначе говоря, они обожают делать что-то практичное, вполне осмысленное, то, что может быть полезным кому-то, причём больше всего они любят этим заниматься с кем-то из родителей.

Сильно любят похвалу и страшно переживают, если не получают ее. В школе им легко, потому что у них не возникает проблем, связанных с нарушением порядка или дисциплины, к тому же они очень старательны. Затруднения испытывают тогда, когда выдаётся свободный час и им приходится самим придумывать, чем заняться. Такие дети мыслят весьма реалистично и способны достигать наилучших результатов. Обожают семейные праздники и с большим интересом наблюдают за тем, как ведут себя родные и близкие.

КОГДА ПРИХОДЯТ ТРУДНОСТИ. Зачастую окружающие злоупотребляют расположением такого ребёнка, пользуясь его готовностью всегда прийти на помощь. Если в семье происходит разрыв и один из родителей покидает дом, то такой ребёнок может взять на себя выполнение его роли. Он не склонен критиковать или должным образом осмысливать правила поведения и мнения других людей, нередко перенимая их безоговорочно. Не ждите от него раннего проявления самостоятельности, это непосильная для него задача. Такой ребёнок будет чувствовать себя совершенно беспомощным, если в семье не придерживаются чётких и понятных правил, если отсутствуют семейные традиции.

ЕГО РЕАКЦИЯ НА СТРЕСС. Из страха вызвать неудовольствие такой ребёнок старается весть себя как можно лучше, буквально предугадывая ваши невысказанные требования или пожелания. Изо всех сил цепляется за традиции, что может вызвать навязчивые состояния. Но, доведённый до отчаяния, способен пойти на шантаж: “Если мне запрещено играть на компьютере, уйду из дома!”

ПРАВИЛЬНАЯ ЛИНИЯ ВОСПИТАНИЯ

Обязательному ребёнку очень важно чувствовать обратную связь, похвалу, внимание, подтверждение того, что он способный и одарённый, он любит, когда его спрашивают о том, чего бы он хотел. Особенно это необходимо в трудные моменты его жизни. Он нуждается в указаниях родителей, как ему следует поступать в том или ином случае, поэтому не следует ожидать, что он станет проявлять самостоятельность с раннего возраста. Пусть он выполняет домашние задания так, как объяснял учитель на уроке, это придаст ему некую стабильность. Обычно такой ребёнок чувствует себя очень неуверенно там, где преобладают свободные занятия. Мама и папа могут помочь получить большую самостоятельность, предлагая на выбор разнообразные варианты выполнения того или иного поручения.

Читайте также:  После стресса очень плохо себя чувствую

Новое видео:

Новое видео:

Источник

Типы личности ребенка

Если вы сможете определить, к какому типу личности относится ребенок, вам будет легче понимать друг друга.

Каждый ребенок — уникальный, неповторимый, каждый отличается от других. И тем не менее некоторые дети похожи друг на друга в гораздо большей степени, чем остальные. Они предпочитают одни и те же игры, у них похожие увлечения, похожее отношение к порядку, спорту, домашним заданиям, они примерно одинаково реагируют на стресс, радость или ссору. То, что у детей сходный или сильно различающийся тип поведения, зависит не от возраста или степени родства, а от типа личности.

Различают четыре основных типа: впечатлительная, чувствительная натура; здравомыслящий, обязательный ребенок; эмоциональный авантюрный тип и стратегически планирующий свои действия умник.

Сам по себе каждый тип логичен и представляет собой вполне нормальное явление. Школьный психолог Кристина Каниал-Урбан разработала эту детскую типологию в ходе своей многолетней практики, опираясь также на опыт, накопленный американскими исследователями. При этом надо иметь в виду, что в чистом виде данные типы практически не встречаются. Иногда это смешанные формы (в частности, чувствительной натуры и обязательного ребенка), но обычно налицо заметное преобладание одного из типов. Стоит выяснить, к какой группе относится собственное чадо. Это поможет лучше оценить своего ребенка, его способности, его слабые стороны и с большей чуткостью учитывать их. К примеру, то, что хорошо для авантюрного типа, может не подойти для умника. То, что обязательному ребенку необходимо для его безопасности, чувствительной натурой воспринимается уже как ограничение. Важно принять как должное то, что ваш ребенок относится к данному основному типу личности, не пытаться переделать его. Это все равно не удастся, но будет иметь серьезные последствия. Для ребенка хуже всего, если его воспитание будет противоречить типу его личности, ведь тем самым он как бы получает послание: то, что ты такой -ненормально. Это смущает ребенка и может даже довести до болезни. Воспитание в соответствии с типом личности, напротив, поможет ребенку оптимально развиваться, укреплять свои сильные стороны, обрести чувство уверенности и защищенности. Это особенно важно, когда возникают большие и маленькие кризисы: проблемы с друзьями, в школе, разлука с родителями, утрата любимого человека.

Мы опишем четыре типа личности в их основных проявлениях и укажем, как лучше обращаться с ребенком соответствующего типа.

Чувствительная натура

ЧТО ТИПИЧНО . Это коммуникабельный ребенок, чуткий, с развитой интуицией. Ему нужна близость с другими людьми, с семьей, со сверстниками. Он хочет тесно общаться с ними, заботиться о других, одаривать их. И больше знать о них. Какой женщиной была моя прабабушка? Как жил мой дедушка, когда был маленьким мальчиком? Никакой другой тип не интересуется так сильно тем, каковы другие люди (в первую очередь члены семьи), как они себя чувствуют.

Дети, относящиеся к этому типу, восторгаются сказками и разными историями, поэтому они замечательные слушатели и хорошие рассказчики. Обычно они рано начинают говорить, очень способны в обучении иностранным языкам. В ролевых играх они полностью погружаются в свою роль. То же относится к миру фантазий. Не следует оставлять их одних у телевизора: они настолько отождествляют себя с действующими лицами, что в драматические моменты действия нуждаются в поддержке. Дети этого типа очень хотят быть любимыми и ценимыми, им постоянно необходимо подтверждение того, что они представляют собой нечто особенное, ценное.

КОГДА СТАНОВИТСЯ ТРУДНО. Чувствительной натуре трудно проводить границу между Я и ТЫ. Они — «сливающиеся», буквально перетекают в любимого человека. Это подвергает их опасности отказа от собственного Я и полного растворения в личности другого — потому что они считают хорошим то, что считает хорошим любимый ими человек. Из-за этого они легко забывают о собственных потребностях. В семьях, которые придают большое значение спорту и другим активным занятиям, ребенок, относящийся к типу чувствительной натуры, часто чувствует себя беспомощным. В таком случае ему нужен единомышленник из взрослых, разделяющий его склонности.

КАК ОН РЕАГИРУЕТ НА НЕПРИЯТНОСТИ. Он еще больше, чем обычно, ищет близости с другими, буквально цепляется за них. Некоторые реагируют эмоциональными взрывами, плачут и рыдают. Другие уходят в себя, страдают молча. Многие еще больше погружаются в мир своих фантазий.

ПРАВИЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

В будни и в кризисы: чувствительной натуре нужен человек (кто-нибудь из родителей, дедушка или бабушка), который давал бы простор и пищу его воображению, его характерным качествам. Рассказывал бы ему сказки, занимался рисованием, посвящал в историю семьи. Такому ребенку необходимо признание его дарований, его эстетического чутья (красивые одежды!) и время для мечтаний. Высмеять фантазера — значит, нанести ему глубокую обиду. Обычно такие дети хорошо чувствуют себя в школах, уделяющих особое внимание развитию творческих способностей учеников. Они нуждаются в утешении, уверенности и как можно большей близости. Особенно в кризисных ситуациях. Если эта повышенная потребность в близости не удовлетворяется, кризис усиливается. Важна также чуткая индивидуальная похвала («Как замечательно ты это сделал!»). Помогают также истории о разрешении каких-либо проблем, в которых ребенок того же возраста справляется с аналогичным затруднением.

Авантюрный ребенок

ЧТО ТИПИЧНО. Ему часто не хватает времени, потому что мир так увлекателен, полон приключений, испытаний на смелость. Авантюрным детям требуется активность — чуть ли не круглые сутки. Они — увлекающиеся, коммуникабельные натуры, познающие мир всеми своими чувствами. Идеально справляются с неприятностями, не боятся рисковать, охотно экспериментируют. То, что перестало их интересовать, они просто бросают. Неудивительно, что в их детской комнате часто царит хаос. Там рядом с компьютерной игрой может лежать всякий хлам.

У них сильна потребность в движении, они с аппетитом едят, открыто проявляют свои эмоции. Их проблемы: время (часто опаздывают), деньги (не умеют обращаться с ними) и школа. В школе им скучно, поэтому они мешают занятиям и часто выступают в роли клоуна класса. Домашние задания либо не выполняют, либо выполняют поверхностно.

Читайте также:  Педагоги изучающие эмоциональную сферу детей

КОГДА СТАНОВИТСЯ ТРУДНО. В семье, придающей большое значение порядку и контролю, авантюрному ребенку приходится несладко, потому что он вечно вызывает неудовольствие. Поэтому такой ребенок больше всего страдает и от нашей школьной системы.

КАК ОН РЕАГИРУЕТ НА НЕПРИЯТНОСТИ. Еще большим беспокойством. Стремление к движению превращается в беспрестанную активность, потребность в стимулах — в перевозбуждение, многообразие интересов — в импульсивность. В затруднительных ситуациях такие дети часто теряют столь важное для них чувство самосохранения, при малейшем разочаровании впадают в буйную ярость. В конечном итоге такой ребенок может испытыватьтрудности в общении с детьми).

ПРАВИЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Давать волю до определенных пределов -элементарное требование применительно к авантюрному типу. Обязательные правила и твердое руководство настоятельно необходимы, равно как и контакты со сверстниками (даже если авантюрный ребенок, относящийся к типу «Я», стремится к независимости). В случае возникновения проблем в школе надо не запрещать, например, спортивные занятия, а уделить больше внимания режиму и порядку. Такие дети нуждаются в ком-то, кто вместе с ними убирал бы в комнате, организовывал бы рабочее место, показывал им. как можно дать приемлемый выход приступам ярости — например, с помощью груши для тренировки боксера, активных физических упражнений

Ребенок Умник

ЧТО ТИПИЧНО. Обычно весьма разумный и всегда поступающий обдуманно — тип интеллектуального ребенка. Он всегда задает дополнительные вопросы, хочет знать все досконально, стремится понять мир, чтобы чувствовать себя уверенно. Какие-либо групповые действия и буйные игры в составе команды для него обычно не очень привлекательны, он больше предпочитает общаться с другом, подругой. Или с компьютером. В его комнате на первый взгляд царит хаос, но, в отличие от авантюрного типа, он сразу находит то, что нужно, потому что у него свой собственный порядок. Дети-умники очень рано начинают вести себя как взрослые, иногда не по годам разумны. Им нравится участвовать в размеренной беседе и поэтому они охотно присоединяются к взрослым. Они ориентируются на результат, преследуют самостоятельно поставленные перед собой цели. К самим себе предъявляют высокие требования, стремятся достичь большего.

КОГДА СТАНОВИТСЯ ТРУДНО . Ребенок-умник не владеет искусством угождать, поэтому он часто выглядит высокомерным, холодным, легко становится аутсайдером. При всем при том это чрезвычайно ранимый ребенок.

КАК ОН РЕАГИРУЕТ НА НЕПРИЯТНОСТИ. Обычно высшее правило у детей этого типа — сохранять невозмутимость. В трудные периоды они становятся еще более рассудительными, не дают воли эмоциям. Показательно, что, например, после развода родителей такие дети по-прежнему ведут себя хорошо, однако их спокойствие лишь напускное, в эмоциональном же плане они обедняют себя. В результате они утрачивают контакт с самими собой и своими близкими. Чувствуя какую-то угрозу для себя, дети-умники реагируют на нее — совершенно неожиданно для других — крайне эмоционально, вплоть до приступов ярости. При неудачах, например в школе, они легко теряются, пытаются добиваться еще большего совершенства, что может превратиться в навязчивое состояние.

ПРАВИЛЬНЫИ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

С детьми-умниками выражения типа «Ты сейчас же сделаешь это, потому что я так хочу» вряд ли помогут чего-либо добиться. Чем старше они становятся, тем меньше можно рассчитывать на авторитет, поскольку они считают решающей инстанцией самих себя. Тому, кто хочет, чтобы они что-то сделали, надо убедить их. Они руководствуются только пониманием. В случае неудач в школе такой ребенок настоятельно нуждается в поддержке. Важно снова и снова подчеркивать его способности, подкреплять его уверенность в себе — и разъяснять ему, что ошибки тоже важны, что без них было бы невозможно двигаться вперед. В случае эмоциональных затруднений родители могут деликатно поддержать ребенка, заводя разговор о собственных чувствах. К примеру: «Я очень огорчена этим и думаю, что ты испытываешь то же самое». Скорее всего, он будет смотреть в сторону, скривив рот. но этого достаточно. Не следует ожидать от него большей демонстрации печали.

Обязательный ребенок

ЧТО ТИПИЧНО. Он в совершенстве владеет искусством быть полезным. Чувство принадлежности к семье тоже является высшей ценностью. Такие дети стремятся добиться большей близости тем, что делают (в отличие от типа чувствительной натуры) что-нибудь осмысленное, практичное, охотно помогают по дому, берут на себя определенные обязанности (например, накрыть на стол), но больше любят делать что-либо вместе с матерью или отцом.

Ужасно переживают, если их не похвалят. Хорошо приспосабливаются к школьной системе с ее правилами, поскольку у них нет проблем с дисциплиной, усердием,порядком. Трудности возникают, когда в свободный час им надо самим выбирать себе занятие. Это реалистически мыслящие дети, способные добиваться выдающихся результатов. Они любят семейные праздники, им интересно, как ведут себя родственники.

КОГДА СТАНОВИТСЯ ТРУДНО. Распо-ложением обязательного ребенка нередко злоупотребляют, поскольку он всегда готов помочь. В трудных обстоятельствах или после развода он легко входит в роль заменителя одного из родителей. Такой ребенок склонен некритично, без должного осмысления, перенимать правила и мнения других людей. Тот, кто слишком рано ожидает от него самостоятельности, тем самым ставит перед ним непосильную задачу. В семьях без четкого распорядка дня, без постоянного времени приема пищи, устойчивых ритуалов такой ребенок чувствует себя беспомощным, ему нужен ясный порядок.

КАК ОН РЕАГИРУЕТ НА НЕПРИЯТНОСТИ. Старается быть еще более послушным. Обязательный ребенок ведет себя невероятно хорошо, из страха выполняет все действительные или даже воображаемые требования. Цепляется за ритуалы что может довести его до навязчивых состояний, но может и угрожать: «Если мне нельзя включать компьютер, уйду к папе!»

ПРАВИЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Обязательный ребенок особенно сильно нуждается в обратной связи, похвале, подтверждении его способностей — и в постоянных вопросах о том, чего ему хотелось бы. В трудные периоды это особенно необходимо. Хорошо предлагать ему различные варианты — на выбор. Родителям следует давать ему больше указаний о том, как ему поступать в жизни. Не предъявлять к нему чрезмерных требований в отношении самостоятельности. Разумно, если он будет выполнять домашние задания по частям и так, как объяснила учительница. Там, где велик удельный вес свободных занятий, такой ребенок обычно чувствует себя неуверенно.

Источник

Оцените статью