Стресс в профессиональной деятельности медицинской сестры
Одной из важнейших задач при создании безопасной больничной среды является определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала в ЛПУ.
В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом зa больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медсестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.
Психоэмоциональное напряжение у медицинской сестры связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями суточных биоритмов, связанных с работой в разные смены(день-ночь). Работа медицинской сестры связана также с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Кроме того, к психологическим факторам риска относятся: опасение профессионального инфицирования, частые ситуации, связанные с проблемами общения (обеспокоенные пациенты, требовательные родственники).
Начинать проводить меры по профилактике развития нервного истощения необходимо как можно раньше.
Профессия медсестры является одной из самых сложных в мире, так как требует повышенной самоотдачи, постоянного совершенствования собственных навыков, предельной концентрации внимания, эмоциональной устойчивости, постоянного чувства личной ответственности за жизнь и здоровье своих пациентов.
Стресс медсестры на рабочем месте: закономерность или случайность?
Стресс в работе медсестры, нередко приводящий к эмоциональному выгоранию, в значительной степени обусловлен личностными особенностями.
Существует три типа медсестер, наиболее подверженных стрессу:
Люди этого типа обычно являются перфекционистами, испытывают болезненную тягу к аккуратности и идеальному порядку (часто во вред себе).
Даже в случае небольшой неудачи или незначительного отклонения от задуманных результатов работы эти люди почти перестают испытывать удовлетворение от процесса деятельности.
К данному типу поведения склонны личности, у которых преобладают лидерские качества, желание держать первенство даже в самых незначительных вещах, неумение уступать, несговорчивость.
Страх быть обойденными другими коллегами и боязнь потери собственного авторитета из-за мелкой неудачи постоянно сопровождают этих людей.
Люди этого типа настолько близко принимают все к сердцу, что это в буквальном смысле становится патологией: чужая боль для них сродни собственной, отзывчивость не знает границ, а смерть пациента может привести к глубокой депрессии и суицидальным мыслям.
Чем опасен стресс в работе медсестры?
Частое эмоциональное перенапряжение приводит к увеличению вероятности возникновения соматических заболеваний, мигреней, повышению артериального давления, снижению устойчивости иммунитета к простудным заболеваниям.
Кроме того, большинство медсестер испытывают колоссальные производственные нагрузки по причине круглосуточной вовлеченности в процесс приема пациентов, число которых нередко превышает нормативные показатели. Влияет на интенсивность стресса и низкая техническая оснащенность рабочих мест.
Каким образом можно снизить стресс медсестры на рабочем месте?
Огромное значение в профилактике стресса в работе медсестры занимает правильная психологическая подготовка к выполнению профессионального долга:
- тренинги, обеспечивающие постоянный личностный и профессиональный рост;
- обучение действенным стилям коммуникациии методам разрешения конфликтов;
- программы, направленные на повышение эмоциональной устойчивости, уверенности в своих силах, позитивное мышление;
- помощь в формировании доброжелательной атмосферыв коллективе.
Дополнительные способы снижения стресса в работе медсестры:
1) Поиск интересов, не относящихся к профессиональной деятельности
Сюда входят хобби, приносящие положительные эмоции, чтение развивающей литературы, вышивание, рисование, игра на музыкальных инструментах, посещение концертов, выставок, фестивалей.
2) Забота о своем здоровье
Работа медсестры напрямую зависит от физических возможностей ее организма, поэтому необходимо придерживаться правильного режима питания и сна, здорового образа жизни в целом.
- Желательно спать не менее 8 часов в сутки, делать зарядку, совершать пробежки.
- Дыхательная гимнастика, йога, плавание бассейн, баня, массаж– все это является прекрасным помощником в борьбе со стрессом и эмоциональным выгоранием.
3) Открытость всему новому
Крайне желательно не замыкаться на достигнутом, встречаться с коллегами для обмена профессиональным опытом, посещать различные семинары и конференции, где можно почерпнуть передовой опыт и современные знания о профессии.
4) Коррекция собственного поведения
Включает навыки ухода от стрессов, избегание общения с неприятными людьми по мере возможности, смена способа взаимодействия с коллегами.
- Люди данной профессии должны вести диалоги с собой и окружающими, чтобы быть способными проводить достаточно полный самоанализ;
- разумно использовать самовнушение в случае необходимости;
- также необходим поиск грамотных путей преодоления психологической несовместимости с коллегами.
Важно: медсестрам следует преодолевать в себе излишний перфекционизм, понимать, что они такие же люди, как и все остальные. В запущенных случаях человек вообще перестает говорить о своих личных проблемах, прочно слившись с образом «железного работника».
В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом за больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медсестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.
Причинами усталости и нервозности можно также назвать превышение нормативного числа пациентов, большой объем канцелярско-оформительской работы, низкую техническую оснащенность рабочих мест
Работа медсестры связана с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Есть еще ряд факторов, усиливающих перенапряжение: неудовлетворенность результатами труда (отсутствие лекарственных средств для оказания помощи, отсутствие материальной заинтересованности) и завышенные требования к медсестре, необходимость сочетания профессиональных обязанностей с семейными обязанностями.
Действие постоянного стресса ведет к развитию нервного истощения. В здравоохранении нервное истощение определяется, как потеря интереса и отсутствие внимания к людям, с которыми вы работаете. Эмоциональное истощение, выражается в том, что медсестра больше не выражает ни каких позитивных, симпатий или уважения к пациенту.
Нервное истощение характеризуется следующими признаками:
- Физическое истощение, частые головные боли, боли в пояснице, снижение работоспособности, ухудшении аппетита, проблемы со сном (сонливость на работе, бессонница ночью).
- Психическое напряжение: негативное отношение к себе, работе, окружающим, развивается депрессия. В своем развитии нервное истощение проходит несколько стадий: Энтузиазм. Застой. Неудовлетворенность. Уход (депрессия).
Осуществлять меры по профилактике развития нервного истощения необходимо как можно раньше. Основная роль принадлежит организации труда: постановка реальных задач и целей.
С целью профилактики отрицательного воздействия стрессовых ситуаций в своей деятельности опирайтесь на следующие принципы:
- Изучайте свои служебные обязанности и постарайтесь ответить себе на вопросы: В чем состоит моя работа? Хорошо ли я работаю? Куда могу обратиться за помощью? Мои конкретные действия и взаимодействия с другими членами команды.
- Планируйте свой день. Определите цели и приоритеты, используя характеристики «срочно» и «важно».
- Сосредоточитесь на успехи. В любом случае подход должен быть только положительным.
- Не стремитесь делать больше, чем можете. Главное – стремитесь не к абсолютному совершенству, а к совершенству в рамках ваших возможностей.
- Не забывайте об отдыхе. Короткие, но регулярные периоды отдыха, более ценны, чем пара часов расслабления в конце дня. 2 часа работы – 15 минут отдыха.
Борьба с психологическими стрессами.
Необходимо научиться вести себя в конфликтной ситуации, бороться с влияниями стресса.
- Снять напряжение помогает сознательное отношение к « психологическому осадку», чтобы отбросить его нужно идти быстро, не « копаться» в себе
- Не пугать себя. Помните, что никто не является совершенством. Совершенство – это идеал. Гордитесь тем, что прилагаете все усилия для достижения совершенства.
- Улыбнитесь, сделайте вид, что ничего не произошло. Спросите себя, какой опыт вы приобрели.
- Ваше постоянное самопожертвование никому не поможет.
- Вы не смогли сделать все. Похвалите себя, сосредоточившись на том положительном, что вам удалось сделать за день.
- Умыться, подержать под водой руки с мыслью, что вода смывает и уносит все негативные мысли и чувства.
Источник
XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021
Организация психоэмоциональной разгрузки медицинских сестер как средство сохранения психического здоровья
Проблема обеспечения здоровья медицинских работников требует поиска путей оптимизации и сохранения здоровья. В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» понятие «здоровье» определяется как «… состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которая оценивается по трем основным уровням:
— физическому (совершенствование саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде);
— психическому (основная стратегия жизни человека, степень господства человека над обстоятельствами);
— социальному (мера трудоспособности, социальной активности человека; его активное, деятельное отношение к миру).
Психическое здоровье тесно связано с базисными характеристиками, в том числе наследственно обусловленными и описанными в литературе явлениями, темпераментом, личностными особенностями, духовным миром, самопониманием. На него обязательно будут влиять проявления аффективных состояний, которые невозможно избежать в профессиональной сфере для медицинской сестры, например, расстройств депрессивного спектра. Крайне важно понятие удовлетворенности своим состоянием, мотивация к успеху как на работе, так и в семейных делах, философское понимание жизни, медицины и своей роли в ней, действия, которые осуществляет медицинская сестра для поддержания и укрепления своего здоровья.
Для того, чтобы медицинская сестра профессионально работала на высоком уровне, необходимо физическое и психическое здоровье, положительные эмоции и адаптационные возможности: как физиологические, так и поведенческие. В связи с тем, что среда для медицинской сестры часто меняется, а условия работы предполагают постоянную встречу с непредвиденными ситуациями, болезнями пациентов, критическими состояниями, то и адаптация может быть разноплановой. В зависимости от соотношения резервных возможностей и режима работы функциональных систем выделяют три состояния адаптации:
Истощение резервов приводит к состоянию истощения и дезадаптации, которая также может быть как физической, так и психоэмоциональной.
Медицинская сестра — это медицинский работник, который больше всего времени уделяет непосредственной работе с пациентами, часто дежурит без права ночного сна в период дежурства и первым встречается с больными, в том числе с тяжелобольными в стационаре.
Медицинские сестры в профессиональной деятельности могут подвергаться воздействию различных неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса. В большей степени профессиональные риски среднего медицинского персонала присутствуют в повседневном труде сестер онкогематологических, онкологических, реанимационных, инфекционных, реабилитационных, психиатрических отделений, а также скорой помощи.
Научные исследования в сфере рисков здоровья среднего медицинского персонала, возникающих в процессе профессиональной деятельности, позволяют выделить определенные группы факторов риска:
1. Социально-психологический фактор характеризуется наличием утомления, напряженности во время трудового процесса; в результате появляется снижение работоспособности, что приводит к эмоциональному выгоранию и иногда к деформации личности.
2. Санитарно-эпидемиологический фактор (лекарственные препараты, моющие и дезинфицирующие вещества, загрязнение воздуха в помещениях для работы).
3. Химический фактор связан с взаимодействием с различными химическими веществами, что приводит к физиологическим изменениям в организме.
4. Биологический фактор (риск заражения различными инфекциями).
5. Физический фактор (несчастные случаи, травмы, порезы, проколы).
6. Преформированный фактор связан с облучением медицинских сестер электромагнитными токами и полями.
7. Постуральный фактор (нарушения, связанные с заболеваниями опорно-двигательного аппарата).
Высокая степень утомляемости среднего медицинского персонала, трудовая деятельность в условиях эмоциональной напряженности приводят к истощению нервной системы и, как следствие, развитию синдрома профессиональной деформации личности, «невозможности сострадать».
Профессиональный стресс снижает качество работы, удовлетворение профессиональной деятельностью и благополучие работника, увеличивает количество дней нетрудоспособности и порождает личностную профессиональную стагнацию. В медицинских организациях профессиональный стресс является определяющим фактором снижения качества медицинской помощи, увеличения медицинских ошибок и финансовых затрат. Стресс является одним из главных факторов психосоциального риска, специфика которого связана с повышенной напряженностью профессиональной деятельности, постоянным характером взаимодействия с пациентами, особенностями профессионального положения и организации процесса сестринского труда. Профессиональная группа среднего медицинского персонала, как отмечают многие исследователи, подвергнута высокому уровню давления и стресса.
Комплексное междисциплинарное изучение профессиональных рисков среднего медицинского персонала возможно при условии интеграции теоретических и эмпирических данных как естественнонаучного, так и гуманитарного знания. При этом как на этапе оценки, так и этапе управления риском необходимо осуществление социологической оценки риска здоровью (специфики профессии, социально-демографических и социально-экономических условий осуществления труда); психологического анализа личностных качеств и подверженности сотрудника стресс-факторам; эпидемиологической оценки внешних условий трудовой деятельности; медико-биологического анализа риск-индикаторов потенциальной угрозы здоровью.
Понимание человеком собственных эмоциональных переживаний и переживаний других людей, способность регулировать свои эмоциональные состояния, контролировать их внешние проявления, влиять на интенсивность эмоций и актуализировать те или иные эмоции в ситуациях взаимодействия лежат в основе эмоциональной компетентности личности.
Анализ факторов стресса, снижающих эффективность профессиональной деятельности сестринского персонала, указывает на ряд имеющихся у медицинских сестер трудностей: недостаток психических и физических ресурсов, дефицит коммуникативных умений, высокую напряженность рабочей смены. Все это приводит к нестабильности психоэмоционального состояния медсестры, негативно отражается на ее общении с пациентами и качестве выполняемых медицинских манипуляций. Действенной помощью медицинской сестре в направлении профилактики стресса и повышения качества профессиональной деятельности является обучение ее навыкам управления своим психологическим состоянием, здоровьесберегающему (саногенному) поведению.
Профилактика психического стресса (психопрофилактика) заключается в следующих мероприятиях:
— повышении устойчивости к стрессу заключается в психологической подготовке человека к встрече со стрессовыми ситуациями, вооружение его соответствующей философией, приобретение навыков управления состоянием психики;
— отреагирование отрицательных эмоций может быть непосредственным либо в позже смоделированной ситуации. Формы реагирования: агрессия с двигательным возбуждением (чаще у холериков), речевое возбуждение с руганью (чаще у сангвиников), слезы (у людей меланхолического склада).
Среди основных средств и методов саморегуляции психических состояний можно выделить:
методы прямой регуляции психического состояния;
трудотерапию, деловые игры как методы опосредованной регуляции;
методы психического самоуправления — нервно-мышечная (прогрессивная) релаксация; аутогенная тренировка; идеомоторная тренировка; сенсорная репродукция (метод образных представлений).
Техники психической регуляции для поддержания психологической устойчивости и оптимальной активности — это метод отвлечения, метод самоубеждения, метод самоприказа, метод самовнушения.
К первой группе методов можно отнести различные фармакологические средства, имеющие успокоительный эффект; музыкотерапия, чтение литературы или библиотерапия; ароматерапия; цветотерапия.
Во вторую группу методов входят имитационные игры: ролевые, деловые. Их суть заключается в проигрывании человеком определенных ролей и ситуаций, благодаря чему снижается уровень напряжения, человек прорабатывает возможные варианты действий в разных ситуациях. Также в эту группу относят трудотерапию или физические нагрузки.
В третьей группе методов особое значение принадлежит аутогенной тренировке, прогрессивной релаксации из-за их нарастающей популярности. Наряду с аутогенной тренировкой большую популярность приобрела так называемая «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление) для снятия эмоциональной напряженности (тревоги, страха) предлагает расслаблять мышцы.
В четвертую группу методов входят метод отвлечения, самоубеждения, самоприказа и самовнушения. Метод отвлечения заключается в переключении внимания на деятельность, не имеющую отношения к проблемным ситуациям; метод самоубеждения основан на представлении человеком предстоящей ситуацию и мысленной проработке вариантов действий.
Для успешного выполнения профессиональной трудовой деятельности должна быть развитой способность к актуальному «включению» адекватных конкретных рабочих ситуаций, способствующих формированию профессионально важных качеств в процессе обеспечения профессиональной деятельности. Такая возможность возникает благодаря эффективному функционированию системы, состоящей из средств саморегуляции, что и способствует формированию соответствия человека самым объективным требованиям профессиональной должности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Акимова, Н.А. Психосоциальные факторы риска профессиональной деятельности среднего медицинского персонала / Н.А. Акимова, Е.А. Андриянова, Р.Ю. Девличарова, Е.Н Медведева. // Вестник. – 2018. — №4. – С. 420–438.
Липатова, Е.Е. Психологическое здоровье сестры стационара / Е.Е. Липатова, Э.Н. Ахмадеева, Л.Р. Ахмадеева. // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». – 2018. – № 7. – С. 57–61.
Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса: учеб. пособие / В.Л. Марищук, В. И. Евдокимов. – СПб.: Сентябрь, 2001. – 259 с.
Масляков, В.В. Организация создания благоприятного микроклимата в коллективе медицинских сестер с целью предупреждения конфликтных ситуаций / В.В. Масляков, В.А. Левина, И.В. Романова, Н.М. Нехотящая. // Вестник новых медицинских технологий. – 2014. – № 1. – 168 с.
Никифоров, Г.С. Практикум по психологии здоровья / Г.С. Никифоров. – СПб.: Питер, 2005. – 350 с.
Овчинников Б.В, Профессиональный стресс и здоровье. Психология профессионального здоровья. / Б.В. Овчинников, А.И. Колчев. – СПб.: Речь, 2015. – 437 с.
Покровский В.И Энциклопедический словарь медицинских терминов / В.И. Покровский. — М.: Медицина, – 2005. – 960 с.
Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010 –2020 годы [Электронный ресурс] / Электронный фонд правовой и нормативно технической документации. – 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901786320 (дата обращения: 20.12.2020).
Скворцов, В.В. Профилактика нарушений психического здоровья в работе медицинской сестры. / В.В. Скворцов, А.В. Тумаренко, Е.М. Скворцова, А.А. Луговкина. // Медсестра – 2017. – № 2. – С. 10–13.
Спивак, И.М. Обучение сестринского персонала здоровьесберегающему (саногенному) поведению / И.М. Спивак, Е.Г. Бирюкова, И.Л. Артамонова. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – №43. – С. 139–148.
Шилова, Л.С. Ресурсы модернизации здравоохранения // Риск исследования и социальная практика. — М.: ИС РАН, 2011. – С. 69–89.
Источник