- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СТАДИИ ГОРЕВАНИЯ
- Соберись, тряпка! Почему не работает и чем заменить
- Стадии горевания: все не так, как вам расcказывали
- Стадии проживания горя могут идти в любом порядке
- Стадий горевания гораздо больше!
- Как понять, что вы в стадии отрицания или гнева
- От чего зависит, на какой стадии проживания горя вы находитесь?
- Стадия принятия – это еще не счастливый конец
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СТАДИИ ГОРЕВАНИЯ
Организация паллиативной помощи в хосписах и на дому.
Потери, смерть и горе.
РАЗРАБОТЧИК:
ШАМИНА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА,
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПМ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ
ПО ПРОФЕССИИ
МЛАДШАЯ МЕДСЕСТРА
ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ
Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
ГОД
БЛОК ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
БОЛЬ | Это неприятное сенсорное и эмоциональное ощущение человека, вызванное фактическим или потенциальным повреждением тканей. |
ИРРАДИАЦИЯ БОЛЕВЫХ ОЩУЩЕНИЙ | Распространение боли за пределы патологического очага. |
ГОРЕ | Эмоциональный отклик на утрату или разлуку, проходящий несколько стадий |
ДЕПРЕССИЯ | Тоскливое, подваленное настроение. |
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ | Совокупность параметров, измеряющих течение жизни с оценкой удовлетворенности физическим состоянием, психологическим благополучием, социальными отношениями и функциональными способностями организма в период развития заболевания и его лечения. |
ПАЛЛИАТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ | Лечение, которое начинается тогда, когда все другие виды лечения не эффективны и болезнь не поддается лечению. |
ТЕРМИНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ | Этапы умирания организма (предагония, агония, клиническая смерть). |
ХОСПИС | Специализированное лечебное учреждение для обреченных пациентов, где оказывается комплексная медицинская, психологическая и социальная помощь. |
ЭМПАТИЯ | Способность испытывать за другого его чувства, сопереживать. Способность «вчувствоваться» в другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами с его точки зрения. |
ТАНАТОЛОГИЯ | Раздел медицины изучающий вопросы, связанные с механизмами процесса умирания, возникающих при этом клинических, биохимических и морфологических изменениях в организме. |
ТЕРМИНАЛЬНЫЙ | Конечный |
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СТАДИИ ГОРЕВАНИЯ
Нередко в лечебных отделениях стационаров находится неизлечимый пациент. Когда смерть оказывается вдруг близкой и неизбежной, то встречать ее трудно. Человек, узнавший, что он безнадежно болен, что медицина бессильна, и он умрет, переживает различные психологические реакции, так называемые эмоциональные стадии горя.
Доктор Элизабет Кюблер-Росс на основании своих многолетних исследований определила 5 эмоциональных стадий, через которые проходит человек с того момента, когда он получает роковое известие.
Первая стадия: стадия отрицания — нежелание воспринимать факт неизбежности надвигающейся смерти (несогласие и уединение). У большинства больных людей наступает психологический шок на диагноз неизлечимого заболевания, особенно если потеря внезапна. Шок приводит к реакции отрицания (Этого не может быть!).
Так бывает и с теми, кто сразу узнает правду, и с теми, кто догадывается о ней постепенно.
Вторая стадия: стадия гнева — гнев, протест, агрессия, которые могут быть направлены против самого больного человека (суицид) или, что случается чаще, против окружающего мира (родные и близкие, ухаживающий персонал). Это период негодования, возмущения и зависти.
За всем этим стоит вопрос: «Почему именно я? » В этой стадии семье и ухаживающему персоналу приходится очень нелегко с больным человеком, так как его гнев изливается без видимых причин и во всех направлениях. Но следует к пациенту относиться с пониманием, уделять время и внимание, и он скоро становится более спокойным и менее требовательным.
Третья стадия: переговоры с судьбой, в том числе обращение к Богу. В первой стадии пациент не в силах признать случившееся, во второй — ссорится с Богом и с миром, а в третьей пытается отсрочить неизбежное.
Поведение пациента напоминает поведение ребенка, который вначале требовательно настаивал на своем, а потом, не получив желаемого, вежливо просит, обещая при этом быть послушным: «Господи, если Ты не даешь мне вечной жизни на земле и все мое негодование не изменило Твоего решения, то, быть может, Ты снизойдешь к моей просьбе».
Главным желанием смертельно больного человека почти всегда остается продление срока жизни, а затем — хотя бы несколько дней без боли и страданий.
Четвертая стадия: депрессия (глубокая печаль по поводу предстоящей потери собственной жизни). Оцепенение, стоическое приятие случившегося, гнев и ярость скоро уступают чувству ужаса перед утраченным.
Признаки депрессии:
— постоянное плохое настроение;
— потеря интереса к окружающему;
— чувство вины и собственной неполноценности;
— безнадежность и отчаяние;
— попытки самоубийства или постоянные мысли о суициде.
Сама утрата может выражаться по-разному: как скорбь о потерянном здоровье, об изменившейся семье, детях и т. д. и как огромная боль оттого, что человек готовится к прощанию с миром.
В этот период нужно дать человеку выговориться. Изливая душу, он скорее примирится со своей судьбой и будет благодарен тем, кто в этой стадии депрессии спокойно остается рядом с ним, не твердя о том, что не надо печалиться и не пытаясь его ободрить. Многие в состоянии депрессии нуждаются в присутствии и поддержке священника.
Пятая стадия: стадия смирения — согласие, окончательное смирение и принятие смерти. Умирающий человек утомлен, очень слаб и подолгу спит или дремлет. Этот сон отличается от сна периода депрессии, теперь это не передышка между приступами боли, не стремление уйти от случившегося и не отдых.
Больной человек хочет оставаться в покое, круг его интересов становится более узким, он без радости принимает посетителей и становится неразговорчив. В этой стадии семья в большей степени нуждается в помощи, поддержке и понимании, чем сам пациент.
Время, которое необходимо человеку, чтобы пройти все эти стадии сугубо индивидуально. Нередко эти реакции проявляются в различной последовательности и некоторые из них могут наступать одновременно. Иногда смирение сменяется реакцией отрицания.
Очень важно распознать в какой стадии находится больной на данный момент, чтобы оказать ему соответствующую помощь.
ПРИНЦИПЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ХОСПИСА
В 1981 году Всемирная медицинская ассоциация приняла Лиссабонскую декларацию — международный свод прав пациента, среди которых провозглашено право человека на смерть с достоинством.
Медики поняли, что людям, стоящим на пороге смерти нужна не медицинская помощь, а самостоятельная медицинская дисциплина, требующая специальной подготовки и отношения к пациентам. Болезнь может достичь той стадии, когда лечебная терапия бессильна и возможна только паллиативная помощь.
Раньше они умирали дома, но ухаживать за таким больным крайне сложно, да и не всегда предоставляется возможным.
Это тяжело для всех – и для самих умирающих и для их родственников. И те, и другие страдают от невыносимой боли: одни от физической, другие, видя собственное бессилие, от моральной.
Хосписы — лечебные учреждения, в которых врачи, медицинские сестры проводят мероприятия по устранению у неизлечимо больных людей физических и душевных страданий. Пациентам хосписа оказывается психологическая и медицинская поддержка.
Цель хосписов — дать больному человеку возможность умереть спокойно и без страданий; принести его родным, проходящим через тяжелые испытания, душевное облегчение.
Первый хоспис современного типа был создан в Англии доктором Сесилией Сондерс в 1967 году. Сегодня в этой стране существует общенациональная сеть хосписов.
С начала 1980 годов идеи хосписного движения начинают распространяться по всему миру и стали появляться в России.
Основу хосписного движения составляют принципы паллиативной медицины (медицины временного поддержания здоровья и облегчения боли).
Паллиативная помощь — направление медицинской и социальной деятельности, целью которого является улучшение качества жизни инкурабельных больных и их семей посредством предупреждения и облегчения их страданий, благодаря раннему выявлению, тщательной оценке и купированию боли и других симптомов — физических, психологических и духовных.
Команды всех хосписов развивают принципы, которые поддерживает Всемирная Организация Здравоохранения:
ü утверждает жизнь и рассматривает смерть как нормальный процесс;
ü не ускоряет и не замедляет смерть;
ü обеспечивает психологические и дневные аспекты ухода за больными;
ü обеспечивает облегчение боли и других беспокоящих симптомов;
ü предлагает систему поддержки, чтобы помочь больным жить активной жизнью до конца;
ü предлагает систему поддержки, чтобы помочь семьям справиться с трудностями во время болезни родственника, а так же после его смерти.
Спектр пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи:
— больные со злокачественными опухолями
— больные с необратимой сердечно-сосудистой недостаточностью
— больные с необратимой почечной недостаточностью
— больные с необратимой печеночной недостаточностью
— больные с тяжелыми необратимыми поражениями головного мозга
Потребности умирающего человека, его семьи и близких
За тяжелобольными и умирающими требуется постоянное наблюдение днем и ночью, так как в любое время может произойти ухудшение состояния больного человека или наступит смерть.
Любой пациент ожидает, во-первых, медицинской компетентности, а во-вторых, нашего человеческого отношения к нему.
Для обеспечения ухода и паллиативного лечения следует учитывать потребности умирающего пациента:
ü хороший контроль за проявлениями болезни (следить за внешним видом пациента, дыханием, пульсом, артериальным давлением и физиологическими отправлениями);
ü ощущение безопасности (по возможности не оставлять пациента одного);
ü желание чувствовать себя нужным и никому не быть в тягость;
ü человеческое общение (контакт) благосклонность;
ü возможность обсуждать процесс умирания;
ü возможность принимать участие в решениях (чувство собственного достоинства);
ü желание, несмотря на любое настроение, быть понятым.
Источник
Соберись, тряпка! Почему не работает и чем заменить
Стадии горевания: все не так, как вам расcказывали
Екатерина Сигитова психотерапевт
Почему в ситуации потери или кризиса не помогает «взять себя в руки»? Потому что горе и ущерб обязательно надо пережить – и желательно наименее травматичным для себя способом. Как это сделать?
Куда же тут без Элизабет Кюблер-Росс и её известных стадий горевания:
Я добавлю к этой цепочке немного.
Прежде всего эта цепочка, как вы, возможно, уже знаете, не общепринятая. Элизабет Кюблер-Росс исследовала умирающих людей, у которых была терминальная стадия рака 1 . Она изучала их отношение к надвигающейся собственной смерти и то, как они это «переваривают».
Психологическая цепочка Кюблер-Росс, с одной стороны, пошла в народ и стала популярным объяснением процесса горя, а с другой — её много изучали и дополняли.
По проблеме горя появились новые исследования. Оказалось, что горе бывает и по другим поводам, и утраты тоже бывают разные, а не только переживания по поводу собственной скорой смерти. Вот что выяснилось в исследованиях на эту тему.
Стадии проживания горя могут идти в любом порядке
Главная новость: сколько бы ни было пунктов, 5, 50 или 100, это никогда не цепь последовательных событий. Это только названия фаз или стадий, но это не значит, что вы из первой стадии планомерно переходите во вторую, а потом обязательно в третью. Это значит лишь то, что эти стадии у вас могут быть, но не обязательно будут.
Также не обязательна их строгая очередность: они могут идти в любом порядке. Более того, согласно некоторым исследованиям, человек одновременно может быть в двух стадиях. То есть можно находиться какой-то частью себя в отрицании, а какой-то — в депрессии или в принятии.
Поэтому я хочу сейчас деконструировать эту цепочку. Фактически это не цепочка, а хаотический набор стадий проживания потери, и вы можете оказаться на любой из них
Картинка 2 — это иллюстрация к тому, как отличаются наши ожидания от реальности. Мы можем возвращаться на предыдущую стадию, потом снова идти вперёд, потом нас снова бросает назад, на первую, а потом мы резко оказываемся на предпоследней. И из этой предпоследней стадии, когда, казалось бы, конец так близок, мы снова устремляемся в начало, потому что ещё что-то там не доделали. Получается клубок, как на картинке.
Стадий горевания гораздо больше!
Что важного я бы добавила к этим пяти основным стадиям — отрицанию, гневу, торгу, депрессии, принятию — применительно к кризису? У многих в кризисе добавляется стадия или фаза недоумения. Люди её отчётливо регистрируют ещё до основных стадий или даже вместо них. У многих сильно выражено именно недоумение и растерянность, то чувство, когда ничего не понятно. А остальные стадии наступают позже — или вовсе не наступают.
В общем, недоумение — одна из распространённых и вполне обычных стадий переживания потери, особенно в кризисе. Когда что-то случилось и сильно нарушило ваши планы и вашу жизнь, вполне ожидаемо, что какое-то время вы не будете ни в какой яркой эмоциональной фазе, а будете довольно растерянны. Вообще запутанность и растерянность — это характеристика самого кризиса. Потому что кризис — это поворотная точка. Мы не знаем, как будет. Мы не знаем, как мы тут оказались и почему нам так тяжело.
Другая стадия, которую я бы добавила к упомянутым пяти, — отчаяние. Это где-то между гневом, депрессией и торгом.
Суть отчаяния — это когда растерянность сопровождается очень бурными негативными эмоциями. Примерно так: я не знаю, что делать, и от этого мне очень плохо — ЧТОДЕЛАТЬ ЧТОДЕЛАТЬ АААААА.
В отчаянии содержится очень много энергии, в отличие от стадии депрессии. В отчаянии нет злости, в отличие от стадии гнева. То есть это своего рода состояние битья головой об стену в совершенном непонимании того, что же делать дальше.
Ещё одна стадия, которую важно добавить к уже названным, — это диссоциация. Некоторые люди переживают внезапные страшные потери и нарушение жизненного уклада, не успевая почувствовать боли, потому что быстро психологически отщепляют весь этот эмоциональный кусок, запаковывают его внутри головы и укладывают на хранение в ментальную кладовку.
Симптомом диссоциации является именно то, что человек не чувствует… ничего. Все остальные стадии — про чувства и эмоции. И в отчаянии есть чувства, и в растерянности они есть. А в диссоциации их нет. Это какое-то странное спокойствие, равнодушие, механическое функционирование.
Если вы это чувствуете, то, возможно, вы как раз переживаете стадию диссоциации. Как ни странно, это тоже вариант нормы при серьёзных потерях и кризисах. Конечно, это травматический механизм, но он не хороший и не плохой, он просто такой, какой есть.
Как понять, что вы в стадии отрицания или гнева
Теперь немного уточню про уже описанные стадии. Например, стадия отрицания — это не всегда «этого не существует», на самом деле отрицание устроено чуть сложнее.
Некоторые люди, например, говорят и думают так: «Я просто хочу, чтобы всё стало так же, как раньше. Я просто хочу, чтобы всё вернулось, и мы бы продолжили с того места, на котором всё пошло не так».
Это тоже отрицание, только более продвинутый вариант. Для полного отрицания реальности в виде идеи «этого не существует» мы всё же должны быть немножко сумасшедшими, а мы ведь не сумасшедшие. Мы видим, что да, кризис, мы всё понимаем, но у нас есть такое вот сложное отрицание, выражаемое в явно ощущаемом желании: «Я просто хочу, чтобы всё вернулось назад. Я просто хочу, чтобы всё стало как было. Я просто хочу, чтобы не осталось никакого следа от того, что сейчас происходит».
У стадии гнева тоже есть продвинутый и усложнённый вариант — поиск козлов отпущения. Это значит, что у человека есть злость, которая направлена не туда, куда должна бы. Не на реальные причины кризиса и не на тех, кто виноват (особенно если никто не виноват), не на ситуацию, а буквально на кого угодно. Ищется кто-то, на кого можно все эмоции спустить и назначить стрелочником. Часто это властные структуры, даже если они совсем ни при чём: правительство, какие-то люди в лабораториях, врачи, полиция и т.д.
В общем, поиск козлов отпущения — это подвид стадии гнева. Не все люди могут гневаться абстрактно и по делу. Многие понимают, что гневаться им особо не на кого, и тогда они ищут крайних 3 .
От чего зависит, на какой стадии проживания горя вы находитесь?
В первую очередь от того, в какой момент вас застал кризис и какая именно у вас произошла утрата. Насколько то, что вы утратили, было важно для вас? И что именно с вами теперь происходит?
Дело в том, что некоторых людей кризис и утрата застают в какие-то странные периоды времени, когда у них нет прямо сейчас никаких целей. Кризис настигает их во время затишья и не рушит никаких жизненных планов, потому что планы ещё не успели созреть, а человек и так был на перепутье.
Люди, находящиеся на перепутье, вряд ли будут переживать яркие стадии гнева, отчаяния и т.д. Они могут быть в недоумении, могут быть в депрессии, — и не более того. Они быстро переходят в стадию философского осмысления последствий кризиса и пересборки. Если вы переживали именно так, то это вариант нормы!
А вот если у человека на момент начала кризиса были важные цели и процессы и если всё это было ему очень нужно и ценно, то он или она могут очень быстро оказаться в отчаянии и гневе и в этих стадиях практически всё кризисное время и просидеть. Такие люди почти не могут делать процессинг (от английского processing — «переработка, переваривание») и пересборку матрицы, потому что у них разрушены ключевые опоры и им нужно время на минимальное восстановление.
Стадия принятия – это еще не счастливый конец
Последнее, о чём хотелось бы здесь сказать, — это о трёх видах ответа на все стадии горя. Допустим, мы худо-бедно приплыли в стадию принятия. Не смирились с действительностью, а начали её хотя бы мысленно и эмоционально обрабатывать. Дальше есть три возможных выхода из горя:
1. Первый способ выхода — через отрицание или диссоциацию. Человек продолжает хотеть, чтобы всё стало ровно так, как было, и ни следа бы не осталось от того, что произошло. Ни в нём самом, ни в ситуации. В этом случае человек будет всё время ждать: ну когда же, когда же наконец наступит тот момент, когда всё это закончится, когда исчезнут последние знаки утраты и все напоминания о ней.
К сожалению, это рискованный вариант.
- Во-первых, он не содержит в себе реальной переработки произошедшего, а вместо этого многое откладывает в сторону.
- Во-вторых, ситуация «вернуть всё точно так, как было» после любой мало-мальски серьёзной утраты технически невозможна. Любая ситуация, особенно утраты и потери, по определению оставляет след.
- В-третьих, этот способ отрицает важность произошедшего и те смыслы, которые можно было бы из утраты и своего кризисного опыта извлечь (я имею в виду даже не возможности развития, а более базовые и простые штуки, вроде того же опыта проживания).
2. Второй способ выхода — это виктимизация, поведение жертвы 4 . Человек полностью переключается на то, какой ущерб ему нанесён, на свои потери, на всё то, что он утратил. И дальше на всё реагирует так, словно его непоправимо подмяло, словно он всё ещё лежит под бетонной плитой и больше никогда не встанет и не восстановится.
У этого способа есть подвид, когда человек ждёт к себе особого отношения: всё, он теперь жертва, он никогда не будет прежним, его покалечило так, что он не может жить дальше. Это тоже крайность, преувеличение важности утраты и застревание в ней.
Уточню: когда я говорю про преувеличение, то не имею в виду, что утраты на самом деле неважны. Нет, они важны и болезненны, и многих действительно калечит какими-то потерями и утратами. При этом у любой травмы и горя обычно есть конец. Если у вашей травмы и вашего горя нет конца, если вы продолжаете чувствовать себя жертвой и вести себя так, будто навечно поселились под бетонной плитой, то, возможно, незаметно для вас реализуется именно этот способ выхода. Тогда важно поискать, почему так происходит: например, вам не хватило помощи или времени на горевание и переработку нанесённого ущерба.
3. Третий способ выхода — сбалансированный, что-то среднее между первым и вторым. Это горевание, оценка ущерба, гнев и всё по списку, а потом — извлечение из ситуации уроков (если ситуация это позволяет и если хочется), процессинг и пересборка.
Наверное, это описание несколько дидактично, но суть в том, чтобы частично всё-таки вернуть всё как было, а частично признать повреждения. И чтобы утрата превратилась в эпизод биографии, а не в то, что определяет всю вашу дальнейшую жизнь в негативном смысле.
1 Kubler-Ross, E. On Death and Dying (Routledge, 1969)
2 Рисунок взят с сайта Lost and Found Grief Center. Перевод автора.
Источник