Эмоциональная компетентность педагога
статья
Эмоциональная компетентность педагога Доу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_1_kurs_emo_-_kopiya.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональная компетентность педагога
ФГОС дошкольного образования ставит перед дошкольной организацией задачу чрезвычайной важности — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия .
Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является развитие социального и эмоционального интеллекта дошкольника.
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей .
Ребенок — дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к познанию себя и других людей. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии, что помогает ему понять переживания другого человека, а также научиться управлять своими эмоциями в различных ситуациях .
Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% — всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека.
Что же такое эмоциональный интеллект ?
Эмоциональный интеллект это способность распознать собственные чувства и эмоции, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.
выделяют четыре составляющие «эмоционального интеллекта» :
1. Самосознание. Это способность понимать себя;
- Самоконтроль . способность совладать со своими чувствами и желаниями);
- Социальная чуткость . умение устанавливать контакты с разными людьми;
- Управление эмоциями. способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты
«Автор теории эмоционального интеллекта Дениел Гоулман убеждён, что жизненный успех зависит не только от уровня интеллекта, но и от умения управлять собственными эмоциями. А понимая свои эмоции, человек будет чувствовать и осознавать эмоции других».
Оказывается, что совершенствование памяти, мышления и кругозора ребенка ещё не является залогом его будущей успешности в жизни.
Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
• умением определять, принимать и контролировать свои чувства,
• способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему;
• способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
• умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения.
Великий французский просветитель Вольтер сказал: «Эмоции — это ветер, который надувает парус судна. Он может привести корабль в движение, а может потопить его. »
«Эмоциональная способность — это метаспособность, определяющая, насколько хорошо человек может использовать все свои остальные навыки, включая интеллект»
В системе образования профессия педагога является преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.
Профессиональная компетентность педагога включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности.
- В р амках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной компетентности педагога. Эмоциональная компетентность связана «с» и основана «на» эмоциональном интеллекте. Необходим определенный уровень эмоционального интеллекта, чтобы развить эмоциональную компетентность.
Важнейшими показателями эмоциональной компетентности педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости.
Эмоц. гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество;
Эмоц. устойчивость это способность человека противостоять неблагоприятным факторам, преодолевать состояние эмоционального возбуждения и быстро возвращаться к состоянию душевного равновесия после стресса. Эмпатия —включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение.
Доказано, что дети склонны предпочитать педагогов, обладающих следующими характеристиками:
- Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.
- Организационные качества – справедливость, последовательность, честность, уважение других.
- Деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать.
- Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.
Эмоционально компетентный педагог (воспитатель) обладает способностью к педагогической импровизации и творчеству, умением любую деятельность сделать интересной.
Также немаловажное значение имеет внешняя привлекательность педагога, его способность расположить к себе детей внешним видом и манерой поведения, потому что дети получают информацию не только из речи педагога, но и визуально – обращают внимание на выражение чувств в мимических и пантомимических движениях педагога. Кроме того, приятные манеры поведения педагога способствуют быстрой адаптации к любой обстановке и упрощают установление коммуникативных связей, что повышает уровень воздействия.
Научиться управлять эмоциями – это значит научиться выражать их приемлемыми способами. В первую очередь это относится к отрицательным эмоциям. Эмоционально компетентный человек не всегда спокоен и не всегда должен контролировать эмоции, но должен уметь выражать их в приемлемой форме и научить этому воспитанников.
Эмоциональная компетентность состоит из ключевым компетенций: 1. Владение вопросами теории эмоций и их роли в образовательном процессе.
2. Умение управлять своими собственными эмоциями и безошибочно определять характер эмоциональных состояний ребенка, сопереживать ему, проявлять эмпатию.
3. Умение прогнозировать эмоциональное состояние детей и управлять им, используя при этом соответствующие стратегии воздействия, которые позволяют снижать отрицательные эмоций воспитанников (страх, зависть, злость и т.п.), а также стимулировать и поддерживать положительные эмоции (симпатию, радость, удовольствие и т.п.).
4. Создание благоприятного эмоционального климата в группе,
В процессе совместной деятельности с детьми можно использовать следующие приемы:
— создать положительный эмоциональный фон в группе;
— найти правильный подход к детям и знать их индивидуальные и психолого-возрастные особенности;
— осознание необходимости контакта глаз при общении с ребенком, установка на равноправное общение;
— владеть навыками и умениями организаторских способностей;
— способствовать тому, чтобы детей с «низким» статусом становилось все меньше;
— обсуждайте с детьми ситуаций, которые происходят в группе;
— поощрять совместную деятельность детей;
— не запрещайте детям проявлять свои эмоции, называйте и обсуждайте с ними настроения, эмоции, которые они испытывают;
— в ситуации эмоционального напряжения переключите внимание детей на нейтральную деятельность (рисование, подвижную игру).
Все это ведет к развитию эмоционального интеллекта детей.
И какие бы новации ни вводились, в педагогике как сотни и тысячи лет назад встречаются участники образовательного процесса: воспитатель и воспитанник. Между ним всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. А педагог всегда будет капитаном в этом плавании, главным штурманом проводки через рифы.
Источник
Эмоциональный интеллект педагога
Лада Скуднова
Эмоциональный интеллект педагога
1. Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Также эта способность позволяет распознавать эмоциональное состояние других людей.
Эмоциональный интеллектобычно состоит из пяти составляющих:
• Самопознание. Вы признаёте собственные эмоции и понимаете, как они влияют на ваши мысли и поведение. Вы знаете, свои сильные и слабые стороны, у вас есть уверенность в собственных силах.
• Самоконтроль. Вы умеете контролировать импульсивные чувства, управлять своими эмоциями в отношениях, брать на себя инициативу, следовать обязательствам и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
• Эмпатия. Вы знаете, как развивать и поддерживать хорошие отношения, легко общаться, вдохновлять и направлять других людей.
• Мотивация. Вы представляете свою цель и чётко осознаёте каждый следующий шаг на пути к своей мечте.
• Социальные навыки. Вы можете понимать эмоции, потребности и проблемы других людей, распознавать невербальные сигналы, комфортно чувствовать себя в обществе, определять статус человека в группе или организации, разрешать конфликты внутри команды.
Что поможет сформировать эмоциональный интеллект
САМОПОЗНАНИЕ. Вы признаёте собственные эмоции и понимаете, как они влияют на ваши мысли и поведение. Вы знаете, свои сильные и слабые стороны, у вас есть уверенность в собственных силах.
Если в прошлом вы оценили и поняли свои эмоции, они станут ценными активами в будущем. Если же переживания были болезненными и запутанными, вы, вероятно, сделаете всё возможное, чтобы дистанцироваться от них. Однако не стоит отстраняться даже от негативных чувств, ведь принятие и осознание своего эмоционального состояния — ключ к понимаю того, как переживания влияют на ваши мысли и действия.
Задайте себе несколько вопросов:
• Сопровождаются ли эмоции физическими ощущениями в желудке, горле или грудной клетке?
• Испытывали ли вы чувства, которые явно отражались на вашей мимике?
• Можете ли вы испытывать сильные чувства, которые целиком поглощают ваше внимание и внимание других?
• Следите ли вы за своими эмоциями, когда принимаете решения?
• Если есть хотя бы один отрицательный ответ, ваши эмоции подавлены или выключены. Для того, чтобы обладать здоровым эмоциональным интеллектом, вы должны открыться переживаниям, впустить их в свою зону комфорта.
Вот самые верные способы улучшить самопознание:
• Тренируйте осознанность. То есть намеренную фокусировку внимания на настоящем моменте. Осознанность часто связывают с медитацией в буддизме, однако большинство религий мира практикуют нечто подобное в форме молитвы. Она снимает озабоченность, успокаивает и настраивает, воспитывает характер.
• Заведите дневник. В конце каждого дня записывайте, что с вами случилось, как вы чувствовали себя и справлялись со сложностями. Периодически оглядывайтесь назад и анализируйте типичные ситуации, отмечайте, где вы не дожали или переусердствовали.
• Спросите у близких, кем они видят вас. Отзывы от нескольких людей оголят ваши сильные и слабые стороны. Не забудьте всё зафиксировать и найти закономерности. Главное, не спорить и не возражать. Вам важно посмотреть на себя чужими глазами.
САМОКОНТРОЛЬ. Осознание чувств — это первый шаг к эмоциональному управлению. Вы должны использовать эмоции, чтобы принимать конструктивные решения и выстраивать линию поведения. Когда вы становитесь чрезмерно напряжены, вы можете потерять контроль над собой и утратить вдумчивость.
Эмоции являются важными фрагментами информации, они говорят нам о себе и о других. Однако в условиях стресса мы становимся подавленными и теряем контроль над самими собой. Научитесь справляться со стрессом. Так вы сможете контролировать чувства и поведение, управлять отношениями, брать инициативу в свои руки, следовать обязательствам и адаптироваться к изменчивому миру.
Так как же научиться самоконтролю? Наверняка вы слышали о дедовском способе — посчитать до десяти, когда сердишься.
Не всегда получается подавить гнев или депрессию, тем не менее физический толчок будет к месту.
• Чувствуете усталость — сделайте несколько упражнений.
• Не можете собраться с силами — врежьте себе пощёчину.
В общем, применяйте любое физическое воздействие, которое приведёт к лёгкому шоку и разорвёт порочный круг.
ЭМПАТИЯ. Мы постоянно сосредотачиваемся на том, что наиболее важно именно для нас. Однако наши эмоции — лишь половина отношений. Все остальные люди тоже имеют свои собственные чувства, желания, триггеры и страхи. Поэтому сопереживание — крайне важное жизненное умение.
Попробуйте на практике несколько советов,которые помогут вам стать эмпатом:
• Меньше говорите, больше слушайте. Это золотое правило любого искренне сопереживающего человека. Конечно, вы не можете пропустить через себя всю гамму чувств другого человека, но можете попытаться его услышать. Просто позвольте человеку выговориться, не перебивая его своими соображениями. Это трудно, особенно в том случае, если присутствуют сильные негативные эмоции. Однако практически любая связь станет крепче только из-за того, что вы подождёте лишние несколько секунд, прежде чем вступить в разговор.
• Примите противоположное мнение вопреки собственной позиции. Чтобы понять, что движет человеком, необходимо оказаться на его месте. Если вы считаете, что ваш собеседник пребывает в безрассудном состоянии, попробуйте оправдать его в своей голове. Возможно, вы поступили бы аналогично, если бы очутились в его шкуре.
• Поймите разницу между словами «я знаю» и «я тебя понимаю». Первое указывает на то, что вы якобы имели аналогичный жизненный опыт. Второе же говорит о том, что вы обдумали ситуацию и проиграли её от своего лица. Разумеется, понимание чужих проблем — более доверительный и правдивый уровень взаимоотношений.
Эмпатия подразумевает вашу реакцию, однако она должна поступить вовремя. Если кто-то готов разрыдаться или разрывается от глубокой боли, не пытайтесь приглушить чувства. Человек должен выплеснуть эмоции, и ему понадобится ваша помощь.
Способность положительного взаимодействия с другими людьми является еще одним важным аспектом эмоционального интеллекта. Истинное понимание эмоций включает в себя больше, чем просто признание собственных эмоций и чувств других людей — нужно, чтобы эта информация работала в вашем взаимодействии и коммуникациях с людьми каждый день.
Вот несколько важных социальных навыков: активное слушание, вербальные навыки общения, невербальные коммуникативные навыки, лидерство и способность убеждать.
Педагоги с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обуславливает высокую эффективность в профессиональной деятельности. Создав определенную атмосферу в педагогическом коллективе в которой люди будут испытывать положительные эмоции, можно развить стремление людей помогать друг другу в процессе работы и работать «по максимуму», когда того требует ситуация.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что эмоциональный интеллект позволяет использовать новый ресурс, который есть у каждого, для повышения качества работы в педагогическом коллективе и дальнейшего саморазвития каждого сотрудника как в личностном, так и профессиональном плане.
2. Родители смогут вырастить из детей эмоционально зрелую личность,если начнут с себя: высокий коэффициент развития эмоционального интеллекта (EQ) поможет им понять, что чувствует их ребенок, почему он переживает, правильно и вовремя реагировать на это и создать условия для его гармоничного развития.Вспомните известное высказывание: «жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, и на 90% из того, как мы к этому относимся». На примере распространенных ситуаций мы предлагаем родителям определить свои типичные реакции, почерпнуть идеи, которые помогут им действовать сознательно в зависимости от того, чего они хотят для своего ребенка.
• Вспомните, как вы обычно реагируете в таких ситуациях (как поступаете чаще всего и как — иногда). Самоанализ нужен не для того, чтобы себя оценить, — он позволит заметить постепенные изменения в себе.
• Поставьте себя на место ребенка и представьте, что бы вы почувствовали, услышав такой (ваш) тон, видя такое (ваше) выражение лица. Станьте вновь ребенком, вслушайтесь в свои чувства и мысли. Это поможет вам больше, чем любая книга по воспитанию.
• Прочитайте «Новую установку», выраженную в одной-двух фразах.
• Перепишите эти фразы на листочки и прикрепите на холодильник. Вы сможете обращаться к новым установкам и черпать в них вдохновение всякий раз, когда возникает «напряженная» ситуация, связанная с ребенком.
Психорисунок «Нарисуй за минуту». За одну минуту необходимо нарисовать свое настроение, не рисуя ничего конкретного, только линии, формы, различные цвета. Затем передать свой рисунок соседу справа. Рассмотреть внимательно полученный рисунок и попробовать угадать, какое настроение на нем изображено.
Живые руки. Выполняется в парах. Один участник передает руками другому какую-либо эмоцию (говорить нельзя). Второй пытается отгадать, какая это эмоция. Затем упражнение выполняется в обратном порядке. После него следует обмен чувствами.
Самооценка эмоционального интеллекта
Используя пятибалльную шкалу, оцените, в какой мере вы обладает каждой из указанных ниже способностей.
Прежде чем выставлять оценку, вспомните реальные ситуации,в которых вы проявляли данное качество:
2 – проявляется в незначительной степени;
3 – проявляется в средней степени;
4 – проявляется в значительной степени;
5 – присутствует постоянно.
1. Я связываю внутренние психологические состояния с различными эмоциями.
2. Я умею снять внутреннее напряжение, находясь в сложных ситуациях.
3. Я знаю о том, как мое поведение влияет на других людей.
4. При возникновении конфликта я стремлюсь первым разрешить его.
5. Когда меня охватывает гнев, я могу быстро взять себя в руки.
6. Я замечаю, когда собеседник начинает злиться.
7. Я вижу, когда человек испытывает стресс. 8. Я достигаю консенсуса с другими людьми.
9. Я распознаю эмоции окружающих.
10. При выполнении неинтересной работы я умею найти мотивацию.
11. Я помогаю другим овладеть своими чувствами.
12. Я помогаю окружающим почувствовать себя комфортно.
13. Я замечаю, когда у собеседника меняется настроение.
14. Я сохраняю спокойствие, когда собеседник начинает злиться.
15. Я могу поставить себя на место другого человека.
16. При необходимости я могу дать совет и оказать эмоциональную поддержку другим людям.
17. Я замечаю, когда собеседник начинает занимать оборонительную позицию.
18. Я могу оценить, насколько поступки человека соответствуют его словам. 19. Я веду доверительные беседы с другими людьми.
20. Я отвечаю человеку точно теми же чувствами, которые он проявляет по отношению ко мне.
Подсчитайте сумму баллов по всем двадцати пунктам, чтобы определить общий уровень эмоционального интеллекта.
Самосознание оценивается пунктами 1, 6, 9, 13 и 17;
владение собой – пунктами 2, 5, 10, 14 и 18;
социальное сознание – пунктами 3, 7, 11, 15 и 19;
менеджмент взаимоотношений – пунктами 4, 8, 12, 16 и 20.
Интерпретация результатов
Эта анкета позволяет определить уровень эмоционального интеллекта.
Если вы набрали более 80 баллов, у вас высокий уровень эмоционального интеллекта.
Если вы набрали 50-80 баллов, у вас есть прочный фундамент для развития эмоционального интеллекта и задатков лидера.
Сумма баллов ниже 50 указывает, что, по вашему мнению, вы обладаете эмоциональным интеллектом ниже среднего. Для каждого из компонентов результат более 20 является высоким, а менее 10 – низким.
Что вы предпримете, чтобы улучшить ваши результаты?
У каждого из нас в силу генетики и воспитания свой набор составляющих эмоционального интеллекта. Кто-то быстрее справляется с плохим настроением, кто-то без труда считывает эмоции окружающих. Но это отнюдь не означает невозможности его дальнейшего развития. Каждый компонент эмоционального интеллекта есть совокупность привычек и ответных реакций, которые при желании можно усовершенствовать.
• Чаще анализируйте свои чувства, выясняйте связи, ищите первопричину. Можно создать свой словарь чувств;
• Прежде чем принять решение, подумайте и осознайте, что вами руководит – разум или чувства;
• Используйте методику внутреннего диалога, чтобы выявлять скрытую негативную информацию;
• Занимайтесь спортом, чаще бывайте на свежем воздухе. Ищите свои эффективные способы релаксации;
• Чаще обращайте внимание на чувства других людей. Стремитесь их понять;
• Не бойтесь обсуждать чувства с близкими. Это поможет лучше понять, что скрывается за их действиями, поступками;
• Учитесь отвечать за последствия своих решений/поступков. Доводить начатое до конца;
• Смело говорите о том, что вас тревожит. Без раздражения и не безучастно;
• Четко определяйте для себя, когда вести за собой, а когда быть ведомым;
• Подходите к решению конфликтов конструктивно.
Показатель IQ еще не залог счастливого будущего. Скорее успеха добьется тот, чей уровень эмоционального интеллекта выше. Поскольку такой человек умеет сдерживать импульсивные порывы ради достижения поставленных целей. Умеет прислушиваться и понимать потребности других людей, принимать их такими, какие они есть, выстраивать отношения. Совершенствуйте свой эмоциональный интеллект ради себя и ради окружающих вас людей!
Источник