15. Виды и роль эмоций в жизни человека.
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний. Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции — более простое, непосредственное переживание в данный момент. Говорят о разных эмоциональных состояниях человека в различных ситуациях. Чувство — более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость.
Чувства и эмоции — это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе. Такие отношения придают эмоциональную окраску всему, что человек делает или воспринимает, о чем он думает.
Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки — в потребностях человека, как простейших, органических, так и социальных. Если наши потребности удовлетворяются, то это вызывает у нас положительные эмоции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции. Таким образом, положительные эмоции — это приятные для человека чувства, отрицательные — неприятные.
Стенические и астенические эмоции различаются тем, что вызывают активное или пассивное состояние, повышают или угнетают жизнедеятельность человека. Стенические (от греческого слова «стенос» — сила) эмоции вызывают подъем сил, возбуждение, бодрость, напряжение. Астенические (от греч. «астенос» — слабость, бессилие) — уменьшают активность, энергию человека: это тоска, печаль, уныние, подавленность. Однако одни и те же чувства в зависимости от индивидуальных особенностей человека могут проявляться как в стенической, так и астенической форме. Например, одного человека страх парализует, другого делает находчивым, быстрым; радость у одного бурная, возбуждающая энергию, у другого — тихая, расслабляющая.
Мы всегда находимся в каком-либо эмоциональном состоянии: жизнерадостном, оптимистичном, грустном, печальном, подавленном, мрачном и пр. Выделяют несколько видов таких состояний.
Настроение — длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. Настроение может длиться очень долго — неделями, месяцами. У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения. Речь идет о решительном преобладании у данного человека того или иного настроения. Уметь управлять своим настроением — это особенность волевой регуляции и культурного развития личности.
Аффекты — эмоциональные состояния, противоположные настроению. Аффекты — бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю личность человека. Это может быть сильный гнев, страх, радость и т.п. Человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой, весь отдается переживанию, не контролирует свои действия.
Появление аффекта связано с возникновением в коре мозга сильного очага возбуждения, в результате чего происходит ослабление тормозных процессов и кора теряет возможность контроля.
Можно ли регулировать состояние аффекта, преодолеть его? Важно не доводить себя до такого состояния, проявлять выдержку и самообладание. Порой люди попадают во власть аффекта из-за своеобразной безответственности и ощущения безнаказанности.
Главное в предупреждении аффективного состояния — чувство ответственности перед собой и перед окружающими людьми.
Страсть — самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, всеохватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности мыслей и сил, их направленности на единую цель — предмет страсти.
Стресс (от англ. слова stress — напряжение) — эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, т.е. в необычно трудной ситуации. Переживается оно с большой внутренней напряженностью.
Стресс полезен тогда, когда он дает человеку силу и смелость, когда же он вызывает неприятные чувства слишком сильное нервное напряжение, тогда он оказывает вредное воздействие на психику и психическое здоровье человека. Чаще всего понятие «стресс» употребляется в его негативном значении.
Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами. Выделяют три вида таких чувств: нравственные, интеллектуальные и эстетические.
Нравственные чувства в форме переживаний выражают отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе. Человеколюбие является основной ценностью нравственных чувств.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами и творчеством. К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм.
Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это любовь к красоте. Их источником являются природа, произведения искусства, люди.
РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния.
Источник
3.Эмоции и чувства: понятие, виды и функции
Эмоции оказывают большое влияние на жизнь и деятельность человека, на протекание всех психических процессов, проявление свойств. Тема человеческих эмоций остается одной из самых загадочных областей психологии. Трудность научного исследования эмоций связана с высоким уровнем субъективности их проявления.
Само слово «эмоция» происходит от латинского слова «emovere», что означает возбуждать, волновать, потрясать.
Эмоции – это первоначальная реакция организма на какие-то раздражители, выражающая переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям, к результатам собственной деятельности.
Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (радость, страх, испуг) значимость действующих на человека явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Эмоции человека выражаются одновременно:
— в специфических субъективных переживаниях, которые всегда индивидуальны. Одинаковые раздражители могут вызвать самые непохожие реакции у разных людей (субъективный критерий);
в поведении, которое проявляется в мимике, позе, жестах (поведенческий критерий);
— в физиологических реакциях организма, которые тесно связаны с эмоциональными переживаниями. Они выражаются в расширении зрачков, увеличении потоотделения, учащенном дыхании, усилении сердцебиения, повышении давления, уровня сахара в крови, кожно-гальванических реакциях (физиологический критерий).
Для оценки ряда физиологических реакций на стимулы используется полиграфический тест (детектор лжи), который представляет собой аппарат, собирающий и интерпретирующий информацию с датчиков на теле испытуемых. Проблема описания эмоций заключается в том, что ни один из трех критериев (субъективный, поведенческий, физиологический) не является абсолютно надежным. Человек далеко не всегда может четко описать и назвать переживаемые им эмоции и эмоциональные состояния.
Эмоции человека выполняют несколько функций:
3. Разрешения ситуации (аварийное поведение, бегство, агрессия,
4. Организации деятельности. Эмоции могут организовывать деятельность, направлять силы и внимание на определенный объект.
5. Эвристическая функция проявляется при творческом мышлении. Специфические эмоциональные состояния («предчувствия решения», «красоты решения») играют важную роль в творчестве.
6. Регулирующая функция заключается способности эмоционального подкрепления, закрепления реакций, что играет важную роль в процессе научения.
7. Функция активации, мобилизации организма, выделяемая некоторыми психологами как самостоятельная, может рассматриваться также как аспект функции организации.
8. Экспрессивная функция предполагает выражение отношения к тому, что человек переживает.
9. Синтезирующая функция. Эмоции могут служить тем центром, вокруг которого группируются различные содержания, создавая таким образом целостные комплексы представлений.
На основе эмоций формируются чувства.
Чувства – устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.
Эмоции и чувства находятся в сложном взаимодействии. В процессе развития конкретного человека чувства возникают позже, чем собственно эмоция, и как результат обобщения отдельных эмоций. Однако сформировавшиеся чувства во многом определяют возникновение и содержание ситуативных эмоций. Одно и тоже чувство может реализовываться в различных эмоциях, причем нередко разных по знаку. Этим объясняется такое свойство чувств как двойственность (абвивалентность). В то же время эмоции и чувства имеют между собой много принципиально общих черт. Сходство эмоций и чувств состоит прежде всего в том, что они являются мотивирующей системой в жизнедеятельности человека.
Основные характеристики эмоционально-чувственного переживания включают:
— определенный уровень возбуждения (общее изменение скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных
— знак (какое значение – положительное и отрицательное – имеет для субъекта событие, предмет, человек);
— предметность (направленность на что-то или кого-то, адресность отношения);
— модальность или содержание и качество эмоции и чувства (радость, удивление, тревога и т.д.).
Эмоции можно классифицировать по самым разным основаниям.
1. По влиянию на жизнедеятельность все эмоции подразделяются на:
— положительные (стенические, от греч. слова «стенос» — сила), повышают активность, вызывают прилив энергии, подъем;
— отрицательные (астенические), действующие противоположным образом.
Рис. 12. Эмоции и чувства: виды и функции
Положительные эмоции стимулируют человека к достижению цели, отрицательные – к избежанию объектов, вызывающих неприятные
2. По потребностям:
— низшие, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые, общие ощущения (голод, жажда и т.д.);
— высшие – социально обусловленные, связанные с общественными отношениями.
3. По силе и длительности проявления эмоций:
— аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные состояния, сопровождаемые резко выраженными поведенческими и физиологическими проявлениями. Действия в состоянии аффекта, как правило, реализует «аварийное поведение», при котором самоконтроль резко понижен;
— собственно эмоция – относительно более длительные и слабо проявляющиеся во внешнем поведении переживания. Они выражают оценочное отношение личности к воспринятой информации;
— чувства – длительные, устойчивые компоненты психической структуры человека, которые носят ярко выраженный предметный характер и возникают в результате обобщения эмоций. Иногда их называют высшими эмоциями;
— настроения – относительно слабо выраженные, диффузные переживания, не относящиеся к конкретному предмету, могут удерживаться в течение достаточно длительного времени, определяют общий эмоциональный тон. Настроение не предметно, а очень личностно и имеет разнообразные проявления (радостное и печальное, спокойное и раздраженное);
— страсти – устойчивые, интенсивные и продолжительные стремления личности к определенному объекту. Страсти бывают как конструктивными, приводящими к развитию личности, так и деструктивными, разрушающими ее;
— стресс (общий адаптационный синдром) – это неспецифический ответ организма на любые предъявляемые ему требования. Стресс возникает в сложных, неожиданных, особо ответственных ситуациях и представляет комплексную реакцию всего организма, общий знаменатель любой приспособительной реакции;
— фрустрация – сложное эмоциональное переживание гнетущего напряжения, тревожности, безысходности, отчаяния, возникающее в ситуации, угрожающей достижению значимой для человека жизненной цели.
4. По степени интенсивности протекания выделяют следующие уровни:
— нейтральное состояние – отсутствие явно выраженного эмоционального процесса; человек реагирует дифференцировано в зависимости от значимости объекта;
— умеренный уровень эмоции – эмоция уже достаточно отчетлива, чтобы осознаваться, но еще не настолько сильна, чтобы нарушить протекание действий;
— высокий уровень интенсивности — эмоция направляет действия человека, он ведет себя эмоционально, проявляя гнев, радость, тревогу.
5. По качеству. Классификация эмоций по этому признаку более противоречива. В разных работах авторы выделяют от 6 до 20 эмоций. Так, большинство авторов выделяют следующие виды эмоций:
— радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с удовлетворением актуальной потребности;
— удивление – эмоциональная реакция на неожиданные обстоятельства;
— страдание – отрицательное переживание, связанное с воспринимаемой невозможностью удовлетворения важных потребностей;
— гнев – отрицательное переживание, часто протекающее в форме аффекта и представляющее собой реакцию на неожиданно возникшее препятствие на пути к достижению важной цели;
— страх — отрицательное эмоциональное переживание, связанное с прогнозом вероятного неблагополучия;
— стыд – состояние, вызываемое осознанием своего несоответствия мнению окружающих или собственным принципам.
Развитие чувств и эмоций личности следует вести в двух направлениях. Во-первых, необходимо формировать высшие положительные моральные, интеллектуальные и эстетические чувства и вытеснять ими отрицательные, вредные для личности, коллектива и общества. Во-вторых, нужно формировать умение владеть своими эмоциями, что необходимо в любой профессиональной деятельности.
Источник
Эмоциональные состояния, их виды и роль в общении
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность, компоненты и функции эмоциональных состояний
Эмоциональные состояния – это реакции психики человека на разнообразные жизненные обстоятельства, определяющие направленность деятельности личности.
Эмоциональное состояние оказывает влияние на принятие решений человеком, его реагирование на поведение и поступки других людей, самочувствие и продуктивность деятельности. В случае, если человек не способен контролировать собственные переживания, то они начинают как бы «управлять» им, то есть оказывать влияние на его действия, поступки и поведение, что в итоге может привести не к самым приятным последствиям.
Эмоциональное состояние представляет собой достаточно сложный психический процесс, который состоит из трех взаимосвязанных элементов:
- Физиологический компонент – представляет собой внешнее отражение того, что на данный момент происходит в организме при проявлении того или иного эмоционального состояния. Например, учащенный пульс и сердцебиение, повышение частоты дыхания и т.д.
- Психологический компонент – характеризует непосредственно переживаемые человеком эмоции. Например, грусть, гнев, радость и т.д.
- Поведенческий компонент – проявляется в виде жестикуляции, мимики, разнообразных действий (активность, заторможенность, плач, агрессия и т.д.).
Физиологический и психологический компоненты представляют собой внутреннее формирование эмоционального состояния человека, в то время как поведенческий компонент характеризует его внешне проявление.
Основные характеристики эмоциональных состояний:
- Полярность. Эмоции могут быть положительно и отрицательно окрашенные. Кроме того встречается и смешение эмоций. Например, человека можно одновременно любить и испытывать по отношению к нему гнев или обиду.
- Энергетическая заряженность. По напряженности выделяют стенические переживания и астенические переживания. Стенические переживания – это переживания, которые вызывают у человека повышение активности (восторг, разъяренность, воодушевление и т.п.). Астенические переживания – это переживания, которые понижают активность человека (страх, грусть, тоска и т.п.).
- Целостность. Эмоции оказывают воздействие на весь организм человека, предполагая взаимодействие между всеми психофизическими сторонами личности, все это проявляется в движениях, поведении, образе мыслей и т.д.
- Неотчуждаемость. Эмоциональное состояние человека тесно связано со всеми процессами, происходящими в его психике. Эмоции сопровождают не только работу органов чувств, но и оказывают влияние на интеллектуальную деятельность.
Готовые работы на аналогичную тему
Функции эмоциональных состояний:
- Субъективная функция – эмоциональное состояние оказывает влияние на формирование у человека собственной точки зрения, а также позволяет устанавливать контакты и связи с внешним миром.
- Коммуникативная функция – позволяет определить настроение другого человека, что позволяет правильно установить с ним контакт, а в некоторых случаях и вовсе манипулировать поведением.
- Поведенческая функция – эмоциональное состояние определяет направленность поведения человека.
Классификации основных видов эмоциональных состояний
Существует множество различных подходов к систематизации и типологизации видов эмоционального состояния.
Наиболее простым и распространенным является следующее деление:
- Позитивные эмоциональные состояния – приносят человеку удовлетворение, создают ощущение счастья и довольства от происходящего.
- Негативные эмоциональные состояния – приносят человеку состояния неудовлетворенности и плохого настроения.
- Нейтральные эмоциональные состояния – не оказывают прямого воздействия на состояние человека, его поведение и поступки.
Еще одной популярной классификацией эмоциональных состояний является классификация Додонова, в которой состояния распределяются на виды в зависимости от выполняемых функций:
- Коммуникативные – возникают у человека в процессе общения.
- Альтруистические – находятся во взаимосвязи с стремлением приносить другим людям пользу и радость.
- Практические – проявляются в случае, если человек успешно выполнит задуманное и получил ожидаемый результат.
- Глорические – связаны с потребностью человека самоутвердится.
- Путнические – связаны с тягой к опасности и риску.
- Романтические – связаны со стремлением к необычному, нестандартному, новому.
- Эстетические – возникают у человека при взаимодействии со сферой искусства.
- Гностические – обусловлены тягой к познанию нового.
- Акизитивные – основаны на собирательстве и накоплении.
- Гедонистические – обусловлены испытанием удовольствия от осуществляемой деятельности или результата своего труда.
Эмоции в общении
Эмоциональное состояние человека имеет большое значение в его общении и взаимодействии с другими людьми. Обусловлено это тем, что оно оказывает влияние на его голос (ласковый, грубый), мимику, жесты, позу и т.д.
Именно эмоциональное состояние регулирует взаимоотношения между людьми, благодаря тому, что они представляют собой достаточно сложную форму поведения, готовность действовать тем или иным образом по отношению к определенным людям.
В повседневной жизни эмоциональное состояние оказывает влияние на межличностные отношения людей, либо облегчают их, либо усложняют. Эмоции способны не только активизировать, но и угнетать и даже разрушать личность.
Эмоции в общении играют огромную роль, и это важно не только для построения взаимоотношений с окружающими людьми, на работе и т.д. Это важно для семьи и той атмосферы, которая будет сформирована благодаря им. Многие даже не осознают, что эмоции являются определяющим фактором для создания благоприятного микроклимата в общении между людьми. Ведь от того, насколько положительные эмоции человек испытывает во время общения, будет зависеть, захочет ли он и впредь общаться с тем или иным человеком.
Источник