Эмоциональные состояния психологическое консультирование

Психологическое консультирование и его типы: работа с особыми клиентами

Психологическое консультирование во всем мире становится все более популярным способом решения непростых жизненных проблем. Но одно дело повседневные житейские ситуации, и совсем другое, когда возникают особые случаи. Об этом мы сейчас и поговорим.

Понятие психологического консультирования

Понятие «что такое психологическое консультирование» складывается из следующих аспектов:

  • что это за сфера деятельности;
  • для кого предназначено;
  • на что направлено;
  • чем отличается от другой психологической помощи.

Понятие «психологическое консультирование» — часть практической психологии, выделившейся из психотерапии и закрывающей запросы на психологическую помощь людей без психических нарушений.

Такое консультирование требуется, когда человек не может сам преодолеть жизненные трудности, такие как:

  • сложности на работе;
  • одиночество;
  • семейные проблемы;
  • трудности с детьми;
  • неуверенность в себе;
  • сложности при принятии решений и т.д.

Психологическая помощь может потребоваться людям в особых жизненных ситуациях: смерть близкого человека, непроходящее чувство вины, состояния тревоги и страха, фобии и пр.

Психологическое консультирование направлено на то, чтобы:

  • помочь человеку понять и принять имеющуюся жизненную ситуацию;
  • помочь сделать выбор и начать действовать;
  • помочь принять необходимость изменения модели поведения и обучиться новым навыкам;
  • способствовать развитию личности.

Основные отличия психологического консультирования от другой помощи подобного плана:

  • психолог-консультант дает клиенту советы и рекомендации, показывает различные техники работы. Их практическая реализация — дело самого клиента;
  • основная работа клиента над собой и своим поведением проводится самим клиентом в отсутствии психолога;
  • зона ответственности консультанта — правильность выводов о сути проблемы клиента и потенциальная эффективность своих рекомендаций. Результат работы — зона ответственности клиента.

Основы психологического консультирования

Основы психологического консультирования — это прежде всего те принципы, которых должен придерживаться консультант при общении с клиентом:

  1. Безоценочное отношение.
  2. У человека есть все ресурсы для решения своих проблем.
  3. Человек делает лучшее из того, чему его научили.
  4. Разграничение личной и профессиональной сфер.
  5. Эффективное консультирование — это путь, который консультант проходит рядом, а не вместо клиента.

Психологическое консультирование, в основу которого положены профессиональная и человеческая компетенции консультанта, позволяет клиенту найти приемлемое для себя решение проблемы и взять на себя ответственность за его выполнение.

Психологи различают 6 типов клиентов, приходящих на консультации. Но это касается обычных повседневных проблем. Кроме них в жизни есть особые ситуации, которые приводят на консультации особых клиентов.

Особенности психологического консультирования тревожных клиентов

Тревожность — предупреждение об угрозе и одновременно защита от нее. Тревожный клиент в психологическом консультировании оказывается, как правило, после посещения нескольких врачей, которые так и не смогли поставить определенный диагноз. А между тем основная проблема — нерешенный внутренний конфликт.

Консультирование тревожного клиента начинается с диагностики — сам человек не может объяснить, что с ним творится. В консультировании психологическое состояние тревожных клиентов сравнивается с темным небом, которое угнетающе действует на человека. У тревожных клиентов наблюдается:

  • острая реакция на кажущуюся опасность;
  • неспособность выделить конкретные ситуации, которые вызывают состояние тревоги;
  • повышение артериального давления, боли в сердце, нарушения дыхания;
  • бессонница;
  • плохое настроение;
  • соматические симптомы — головная боль, спазмы, кожный зуд и пр.
Читайте также:  Психологическая характеристика смешанных типов темперамента

Консультирование тревожных клиентов — долгая и кропотливая работа психолога, поскольку трудно сразу вскрыть проблемы, скрывающиеся за данным состоянием.

Особенности консультирования тревожных клиентов — тревожность часто маскируется под такие эмоции, как агрессия, враждебность, раздражение, многословие и др. или прямо противоположные: холодность, скованность, неразговорчивость и пр. Нужно уметь это распознать.

Консультирование тревожных клиентов опирается на рекомендации дать человеку возможность выговориться, чтобы выразить свое состояние в словах. Тогда тревожность станет объектом, видимым консультанту.

Методы работы с тревожностью:

  • арт-терапия;
  • релаксация и аутотренинг;
  • имаготерапия;
  • НЛП-практики;
  • рациональная психотерапия;
  • гештальт-терапия, психодрама и др.

Консультирование тревожных клиентов — одна из популярных тем для рефератов по психологии.

Психологическое консультирование при реакциях страха и фобии

Страх близок к тревожности, но в отличие от нее всегда имеет конкретный объект. Различают страхи:

  • нормальный — естественная реакция на явление, человека, предмет, событие;
  • патологический (фобия), не имеющий для возникновения реального основания.

Консультирование при реакциях страха и фобиях начинается с диагностики уровня неадекватности страха клиента. В норме страх является регулятором безопасности. Задача психолога — научить человека конструктивно взаимодействовать со своим страхом.

Методы работы со страхами:

  • методика «Диалог со страхом»;
  • арт-терапия;
  • песочная терапия;
  • техника «Волшебная страна»;
  • упражнение «Как ты можешь защититься от страха?»;
  • НЛП-техники;
  • символдрама и др.

Сложнее обстоит дело с фобиями. Их известно более тысячи. В основе фобии — смещение тревожности от первичной ситуации на ситуацию-заместитель вследствии неразрешенного внутреннего конфликта. Работать с фобиями берутся только опытные психологи-консультанты. При этом используются схема Ричарда Бендлера, основанная на НЛП-методах, метод диссоциации, коррекция через расслабление и проживание иерархии страхов и др.

Консультирование при реакции страха и фобии направлено на то, чтобы выявить вторичную выгоду, которую извлекает клиент от их выражения. Это увеличивает шансы понять клиента и справиться с проблемой.

Психологическое консультирование при переживании горя утраты

Психологическое консультирование при переживании утраты направлено на то, чтобы помочь клиенту последовательно пройти все стадии принятия горя. Горе, вызванное утратой близкого человека, знакомо почти каждому. Смерть, длительная разлука, развод — события, связанные с утратой того, кто дорог.

Особое место здесь занимает смерть близкого человека, когда переживание утраты особенно остро. Консультирование требуется человеку, у которого не получается самому пережить горе.

Чтобы примириться с утратой, нужно последовательно пройти стадии проживания горя: шок, отрицание, агрессию, компромисс, депрессию, осознание. Консультирование при переживании утраты помогает человеку постепенно свыкнуться с фактом потери, оно уместно на каждой стадии проживания горя.

Утраты, как и многие жизненные события, доставляют не только страдание, они часто открывают возможности для личностного роста. Консультирование переживаний утраты может способствовать их реализации.

Особенности консультирования при переживании утраты — облегчение переживаний клиента: выслушивание, сопереживание, сопровождение на всех этапах периода скорби с тем, чтобы человек не застрял ни на одном из них.

Консультирование переживания утраты включает и работу с близкими клиента с целью формирования правильной реакции на его поведение. Консультирование клиентов при переживании утраты — непростая проверка профессионального уровня самого консультанта.

Психологическое консультирование при переживании вины

Консультирование при переживании чувства вины направлено на то, чтобы разобраться, насколько обоснованно это чувство клиента. Есть ли в его ситуации настоящая вина или это невротическое проявление страха.

Консультирование переживания вины направлено на помощь клиенту осознать личную ответственность за свои поступки и изменить поведение в лучшую сторону.

Психологическое консультирование плачущих клиентов

Особенности консультирования плачущих клиентов — в том, что не нужно любым способом стараться их утешить, пусть дадут волю своим эмоциям и проживут их. Конечно, слезы очень мешают правильно построить взаимодействие, и консультирование при плачущих клиентах — это определенное испытание для психолога.

Читайте также:  Межличностные отношения чувства основа межличностных отношений

Во время психологического консультирования плачущего клиента психолог не должен принимать его слезы на свой счет. Человек плачет из-за проблем, лежащих в его зоне ответственности.

Консультирование плачущих клиентов, чаще женщин, показывает, что люди кроме как от свалившихся на них проблем, могут плакать от злости. А злости лучше дать выйти наружу, чтобы она не мешала поиску конструктивного выхода из проблемной ситуации.

Консультирование плачущего клиента сначала позволяет ему выплакаться вволю, и только потом приступить к обсуждению своих проблем с консультантом.

Консультирование агрессивных и враждебно настроенных клиентов

Агрессивные и враждебно настроенные люди создают проблемы не только в кабинете психолога. Но ему важно понять, какие обстоятельства вызвали озлобленность человека. От чего он стал защищаться, выбрав эту модель поведения/ Тогда на состояние клиента можно эффективно отреагировать.

Консультирование враждебно настроенных агрессивных клиентов начинается с понижения уровня агрессии. Для этого консультант использует модель эмоционально-нейтрального поведения — спокойно слушает клиента, не вовлекаясь в его переживания. Это дает возможность клиенту прожить свои эмоции и снижает уровень напряженности. После этого появляется возможность конструктивного диалога между ним и консультантом.

Чтобы лучше разобраться в вопросах психологического консультирования, приглашаем вас пройти программу «Психологическое консультирование и коучинг» в Академии дополнительного образования EdPro.

Источник

Как психологу работать с эмоциональными переживаниями клиента

Начинающего психолога, кроме прочего, могут пугать эмоциональные переживания клиента. Я решила порассуждать на эту тему.

Мне кажется, что работа с переживаниями клиента — это очень важная часть мастерства психолога. И для меня это значит, что достигается это умение не сразу и не просто.

Что это за умение? Как гештальт-терапевт, я училась поддерживать чувства, не гасить их, давать возможность переживанию развернуться и быть прожитым. Помогая полноценно прожить какое-либо чувство или состояние, мы стараемся усилить его, помочь ему состояться. Для того чтобы научиться этой работе, терапевты должны сами приобрести такой опыт. Я полагаю, что любому психологу было бы полезно такое умение, поскольку оно позволяет глубже смотреть на ситуацию клиента и поддерживать аутентичный, не обыденный контакт, способствующий изменениям.

Но давайте скажем несколько слов вообще про то, что значат эмоции в контексте работы психолога.

«Эмоции как индикаторы удовлетворения актуальных потребностей служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения. Общее состояние дискомфорта, с которым клиенты приходят на психологическую консультацию, часто связано с тем, что на протяжении длительного времени они были вынуждены регулярно «гасить» в себе гнев, подавлять страх, сдерживать раздражение, демонстрировали не те чувства, которые реально испытывали, не имели возможности сбросить накапливающиеся негативные эмоции и напряжение и т.д. Соприкосновение с реальностью собственных чувств, распознавание собственных эмоций, понимание того, что же именно они испытывают (например, стыд или страх, ревность или злость), какие их потребности не удовлетворены, являются довольно сложными задачами для многих клиентов».

Сапогова Е.Е. «Консультативная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений».

В этом отрывке из консультативной психологии указаны основные идеи, описывающие пользу и необходимость работы с переживаниями.

Наши клиенты стараются выстраивать свою повседневную жизнь рационально и быть эмоционально сдержанными. Чтобы в жизни клиента начались изменения, действовать нужно не как всегда. Если в жизни много сдерживания и стараний не быть эмоциональным, то в психологической работе всё же необходимо прожить и осознать свои переживания. Конечно, рациональные доводы, которыми живёт клиент тоже порой совсем не рациональны, и их стоит пересматривать, но и в такой когнитивной работе мы всё равно можем увидеть, что человек бывает взволнован, если его мнение требует пересмотра.

Читайте также:  Есть чувства которые поднимают нас от земли значение

Как мы работаем с эмоциями?

Во-первых, мы можем просить клиента назвать, сказать нам, что он переживает. Называние чувства, сама попытка его определения может оказаться полезной для продвижения в сессии, поскольку позволяет клиенту приблизиться к осознаванию актуальной потребности. Например, если клиент постепенно рассказывает нам о каком-то происшествии, рассказ нам понятен, но потребность не ясна, то мы можем спросить: «Что вы чувствуете, когда…», «что с вами сейчас происходит?», «что вы чувствуете, когда говорите мне об этом?» и т.п.

Во-вторых, слушая клиента и наблюдая за ним, мы можем заметить в речи особые слова, акцент на которых приблизит клиента к переживанию, лучшему контакту с собой и осознаванию. Эти «сильные» слова могут выделяться своею выразительностью среди всей фразы. Обычно эти слова каким-то образом волнуют клиента, при проговаривании голос становится тише или громче, дыхание изменяется в эти моменты, или появляются другие феномены, свидетельствующие о значимости произносимого. Например, «Она позвонила мне и сказала, что делать будет по-своему. Это всё равно, что она сказала: «Ты — ничто!»». Вот эта фраза «ты — ничто» может привести нас к глубокому и сильному переживанию, если мы успеем её заметить и привнести в работу.

В-третьих, внимательно наблюдая за поведением клиента, мы можем обратить внимание на несоответствие позы и мимики клиента произносимому сообщению. Такое наблюдение тоже приводит нас к исследованию актуального переживания клиента. Например, «Вы говорите мне о том, что подруга обидела вас, обошлась с вами жестоко, и при этом улыбаетесь, что вами происходт?».

В-четвёртых, переживание клиента также может быть поддержано эмоциональным откликом психолога. Способность идентифицировать, переживать и вносить в работу собственные эмоциональные реакции — это очень важный навык, доступный однако не всякому психологу. Такая ясная и помогающая эмоциональная работа многим становится доступной только после курса собственной терапии, иначе это может превратиться в манипулятивное разыгрывание чувств или в использование клиента для собственных эмоциональных потребностей.

Эти действия, однако, будут избегаться психологом, боящимся встречи с настоящим переживанием. При всём декларируемом желании, такой психолог будет «промахиваться» и употреблять предложенные интервенции невпопад. Трудность же такого психолога состоит, вероятнее всего, в страхе встретиться с собственными переживаниями, страхом, злостью, болью, возбуждением. Это не редкое явление. Даже опытные психологи могут ситуативно попадать в такую ловушку избегания чувств или конкретного чувства. Например, психолог, потерявший в недавнем прошлом близкого, может «не видеть» сколько-нибудь скрытые грусть и отчаяние клиента в силу остроты собственного переживания. Если же психолог боится встречи со злостью, также он может быть склонен «не замечать» гнева клиента, который на самом деле важен.

Лекарством от такой «слепоты» снова будет личная работа над собою в терапии или самопознании (в разных направлениях говорят по-разному)

Есть ещё масса нюансов, моментов и возможностей для работы с чувствами, эмоциями и переживаниями человека (кстати, это не одно и то же). Работа эта довольно тонкая и познаётся в практически ориентированном обучении, при наблюдении профессиональной работы, обсуждении и на собственном опыте.

Источник

Оцените статью