Методы диагностики эмоций и эмоциональных состояний
Читайте также:
Cтруктуры внешней памяти, методы организации индексов
II. Методы искусственной детоксикации организма
II. Методы несанкционированного доступа.
III. Методы манипуляции.
IV. Традиционные методы среднего и краткосрочного финансирования.
IX. Методы СТИС
R Терапевтическая доза лазерного излучения и методы ее определения
V. Способы и методы обеззараживания и/или обезвреживания медицинских отходов классов Б и В
А-грамматик в виде графа состояний. Неоднозначность грамматик
А. Тепловые методы исследования – Термический анализ
Традиционными методами изучения эмоциональных состояний являются наблюдение, опросник, анкетирование. Для детей дошкольного и младшего возраста применяются игровые и цветовые методы диагностики. Диагностика эмоциональных состояний возможна на трёх уровнях: адаптивно-мобилизирующем (выявление изменения параметров состояния на физиологическом уровне), поведенческо-экспрессивном (отслеживаются внешние выражения состояний в мимике, поведении, голосе) и субъективно-оценочном (испытуемый в устной или письменной форме выражает субъективную оценку своих переживаний на основе собственного восприятия и анализа). Эмоциональное состояние имеет внешнюю сторону выражения (вербальные и невербальные знаки), внутренний план содержания (понимание и осознание человеком своего состояния) и физиологическую основу (изменение состояния организма). В соответствии с этим диагностику эмоциональных состояний можно проводить в трёх направлениях:
1) Изучение осознаваемых компонентов эмоционального состояния, выражаемых в субъективных переживаниях.
2) Изучение выразительных компонентов состояния, проявляющихся в поведении, речи, пантомимике, продуктах деятельности.
3) Изучение неосознаваемых проявлений, отражающихся в вегетативных изменениях организма.
Физиологические показатели и диагностика эмоций. Поскольку возникновение эмоций связано с изменением физиологических параметров, естественно стремление исследователей, диагностирующих наличие того или иного эмоционального состояния, опираться на эти «объективные» показатели.
Среди вегетативных показателей наиболее часто используются частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД) и кожно-гальваническая реакция (КГР), реже – газообмен и энерготраты.
О.В. Овчинникова и Н.И. Наенко (1968) для измерения эмоциональной напряженности использовали показатели температуры кожи на пальцах руки. Температура пальцев, с их точки зрения, позволяет дифференцировать эмоциональное напряжение от операционального: при первом температура понижена, при втором – повышена. Насколько это правомерно, сказать трудно, так как имеются данные, что такая же динамика зависит от знака эмоции: при тревоге и депрессии наблюдается снижение температуры, а положительные эмоции сопровождаются ее повышением.
Из психомоторных показателей наиболее чуткими индикаторами эмоционального возбуждения зарекомендовали себя тремор, кинематометрия (воспроизведение заданных амплитуд движений), рефлексометрия (измерение времени простой и сложной сенсомоторной реакции), реакция на движущийся объект (РДО) и отмеривание временных отрезков.
Ю.М. Забродиным и др. (1989) разработан метод оценки личностной и ситуативной тревожности с помощью оценки временных интервалов.
Разработаны электромиографические методы диагностики эмоций по выражению лица (измерение лицевой экспрессии).
П. Экман и У. Фризен разработали метод, получивший название FACS (Facial Action Coding System) – «система кодирования активности лицевых мышц». Метод основан на детальном изучении в течение более 10 лет анатомии лицевых мышц. Была выделена 41 двигательная единица, из которых составлено 24 паттерна реакций отдельных мышц лица и 20 паттернов, отражающих работу групп мышц, вовлеченных, например, в кусание губ. Применение этой методики показало, что при отрицательных эмоциях (гнев, страх, отвращение, печаль) активизируется около 41 % всех мышц лица. Были выделены три мышцы, активирующиеся при отвращении: одна поднимает центральную часть верхней губы, другая поднимает и напрягает крылья носа, третья усугубляет носогубную складку.
Диагностика эмоций с помощью анализа речи. В ряде ситуаций единственным каналом, по которому может поступать информация об эмоциональном состоянии человека (летчики, космонавты, метеорологи на крайнем Севере и т. п.), является речевой. В связи с этим разработка объективных (аппаратурных) методов диагностики этих состояний по различным параметрам речи имеет большое практическое значение. Ряд таких методов разработан в лаборатории В.И. Галунова при участии В.X. Манерова. Выделяются следующие характеристики: частота основного тона речи за каждый период, средняя частота основного тона речи за любой отрезок высказывания, интервал изменения частоты основного тона, изрезанность кривой основного тона. Эти показатели позволяют определить степень эмоционального возбуждения говорящего.
Использование опросников. Психологические методы изучения эмоциональной сферы человека в основном базируются на опросниках и выявляют эмоциональные особенности человека (преобладающие в его жизни эмоции, доминирующие средства их выражения и эмоциональную устойчивость).
В лаборатории А.Е. Ольшанниковой были разработаны четыре методики (опросники) изучения эмоциональности: три – для выявления модальности ведущих («базальных») эмоций и одна – для выявления средств выражения эмоций (экспрессивности).
Имеется методика самооценки базисных эмоциональных состояний, предложенная К. Изардом (1976). Эта методика (шкала дифференцированных эмоций) представляет собой список общеупотребительных эмоциональных состояний, стандартизированных и переводящих индивидуальное описание эмоционального переживания в отдельные категории эмоций.
Методика «самоооценка эмоциональных состояний»– опросник, разработанный американскими психологами А. Уэссманом и Д. Риксом. Измерение в этой методике производится по 10-балльной (стеновой) системе. Испытуемому предлагается выбрать в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает его состояние сейчас. Измеряются следующие показатели: «спокойствие – тревожность», «энергичность – усталость», «приподнятость – подавленность», «чувство уверенности в себе – чувство беспомощности». Диагностика подходит как для подросткового, юношеского возраста, так и для зрелого возраста человека.
Шкала оценки значимости эмоций– методика, предложенная Б.И. Додоновым. Проводится с помощью ранжирования эмоциональных предпочтений.
Проективные методы оценки эмоциональных состояний.
Практический интерес для психологов представляют методики изучения эмоциональных состояний детей дошкольного возраста, разработанные С.В. Велиевой (2001). Методика «Паровозик»(для детей от 2,5 лет) основана на цветовом тесте Люшера. Она направлена на определение степени позитивного и негативного психического состояния. В качестве стимульного материала используются белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зелёный, синий, фиолетовый, серый, коричневый, чёрный). Испытуемому предлагается построить необычный поезд. В зависимости от места вагончика в составе поезда ему присваивается определённое количество баллов. Сумма баллов определяет знак и степень выраженности эмоционального состояния ребёнка в данный момент.
Эмоциональное отношение ребёнка к членам семьи, сверстникам, их отношение к ребёнку позволяет определить методика «Цветик-восьмицветик». Материалом служат разноцветные лепестки (красного, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов), сердцевина цветка – белая. Детали беспорядочно располагаются на белом фоне. Исследование проводится в форме игры-беседы. Ребёнку предлагается выбрать лепесток, который больше всего ему нравится, затем выбрать лепесток, цвет которого похож на . например, маму (папу, брата, дедушку, бабушку). Фиксируется цвет лепестка, кому он адресован, комментарии ребёнка. Анализируется расположение лепестка, выбранного ребенком для себя, по отношению к другим членам семьи. Результаты, полученные С.В. Велиевой в ходе обследования нормально развивающихся детей дошкольного возраста с помощью данной методики, показали, что за каждым цветовым тоном, независимо от возраста, в сознании дошкольника закреплены определенные личностные характеристики.
Широко распространено применение рисуночных тестов для диагностики эмоциональных состояний детей, эмоционального отношения ребёнка к сверстникам, определённым видам деятельности, родителям, педагогам. Это такие методики, как «Рисунок семьи» (проективная методика диагностики особенностей внутрисемейных отношений), графическая методика «Кактус» (цель: определение эмоциональных состояний ребёнка, наличие агрессивности, её направленность, интенсивность), методика «Обида» (для оценки степени выраженности состояния обиды у детей старшего школьного возраста).
Методика Н.П. Фетискина «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний» предназначена для экспресс-диагностики эмоциональных состояний на основании выбора эталонных масок, соответствующих, по мнению испытуемого, его состоянию в данный момент.
Дата добавления: 2015-02-09 ; просмотров: 685 ; Нарушение авторских прав
Источник
Методики диагностирования психоэмоционального состояния подростков
Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда,
когда он меньше всего ее заслуживает.
В ходе жизнедеятельности у каждого из нас возникают те или иные эмоциональные состояния. Они определяют как уровень информационного и энергетического обмена человека, так и направленность его поведения. Эмоции способны очень сильно управлять нами. Не является исключением и их отсутствие. Ведь это такое эмоциональное состояние, которое позволяет описать поведение человека как особенное.
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ?
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ– особая форма психических состояний человека,
переживания с проявлением эмоционального реагирования своего отношения к окружающей действительности и к самому себе;
те состояния, которые регулируются преимущественно эмоционально-волевой сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения;
относительно устойчивые переживания.
Эмоциональные состояния, возникающие у человека в процессе какой-либо деятельности, оказывают влияние и на его психическое состояние, и на общее состояние организма, и на его поведение в той или иной ситуации. Они воздействуют как на процессы познания и развитие личности, так и на качество жизни в целом.
Значение проблемы эмоциональных состояний едва ли нуждается в обосновании.
Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение — условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению.
Психоэмоциональное состояние – основа здоровья личности.
Все мы в свое время были подростками и прошли через трудности подросткового возраста. Но только становясь родителями, мы можем в полной мере оценить проблемы детей этого периода жизни.
Психологи выделяют следующие типы психоэмоционального состояния подростков:
уверенность – неуверенность в себе.
Несмотря на то, что эти психические процессы противоположны, у подростков они могут чередоваться и меняться в течение коротких промежутков времени. Это обусловлено гормональной бурей и может быть характерно для абсолютно здорового, нормального ребенка. Сейчас он может дружески разговаривать с вами, а через две минуты – замкнуться в себе или устроить же скандал и уйти, хлопнув дверью. И даже это – не повод для беспокойства, а всего лишь вариант нормы.
Однако те состояния , которые преобладают в поведении ребенка в этом возрасте, способствуют формированию соответствующих свойств характера (высокая или низкая самооценка, тревожность или жизнерадостность, оптимизм или пессимизм и т.п.), и это будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА:
Положительные изменения , происходящие с подростком:
проявление чувства взрослости;
рост самосознания, самооценки, саморегуляции;
повышенное внимание к своей внешности;
проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков;
появление познавательной мотивации;
желание быть не хуже, а лучше других.
ранимая неустойчивая психика;
намеренная манипуляция взрослыми;
внутренний кофликт с самим с собой и окружающими;
повышенное негативное отношение к взрослым;
страх одиночества (мысли о суициде),
ведут к эмоциональным расстройствам, отклонениям в поведении. Трудности в развитии адаптивных и социальных качеств в целом приводят к нарушению психического и психологического здоровья у подростков.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКА.
Для получения своевременной и достоверной информации о психоэмоциональных проявлениях ребенка, определении причин нарушений его в обучении, поведении и развитии, необходимо применение различных диагностических методов выявления детей группы риска, нуждающиеся в коррекции эмоциональных нарушений.
Наблюдение является классическим методом, используется в психологических исследованиях как дополнительный метод диагностики, что не снижает его ценности и значимости. Целенаправленное отслеживание специфики и изменений эмоциональных состояний школьников происходит в процессе различных видов деятельности. На основании наблюдения экспериментатор (классный руководитель) составляет различные шкалы, заносит результаты в карты оценки состояния. Наблюдение в психологических исследованиях часто используется совместно с методом экспертной оценки.
Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
Опросники, тесты, диагностические методики
Источник
Экспериментальное изучение эмоциональных состояний человека
Вы будете перенаправлены на Автор24
Эмоциональное состояние — это непосредственное переживание определенного чувства. В соответствии с удовлетворением потребностей состояния, которые переживает человек, могут быть положительными, отрицательными или амбивалентными.
Особенности и виды эмоциональных состояний
Если учитывать характер воздействия на деятельность человека, то эмоции можно классифицировать на:
стенические (побуждающие к активной деятельности, мобилизующие силы, например, вдохновение),
астенические (расслабляющие человека, парализующие его силы, например, грусть).
Есть эмоциональные состояния, которые могут быть и стеническими, и астеническими в одно время. Разное воздействие одного и того же чувства на действия разных лиц обусловлено их личными особенностями и волевыми качествами. Так, чувство страха способно дезорганизовать трусливого человека, при этом мобилизует смелых людей.
В соответствии с динамикой протекания эмоциональные состояния делятся на длительные и кратковременные, в зависимости от интенсивности они могут быть интенсивными и слабовыраженными, по устойчивости — устойчивыми и изменчивыми. Если рассматривать форму протекания, то эмоциональные состояния делят на настроение, аффект, стресс, страсть, фрустрацию, высшие чувства.
Простейшая форма эмоционального переживания представлена эмоциональным тоном, то есть эмоциональной окраской в виде своеобразного качественного оттенка психического процесса, который побуждает людей сохранять или устранять их. Эмоциональный тон способен накапливать в себе отражение самых общих и часто встречающихся признаков, присущих для полезных и вредных факторов окружающей действительности, позволяя принять быстрые решения о роли нового раздражителя (например, красивые пейзажи, неприятный собеседник).
В рамках эмоциональных состояний эмоциональный тон объясняется личностными особенностями человека или процессами осуществления его деятельности. Целенаправленное использование эмоционального тона дает возможность влиять на настрой коллектива, включая продуктивность его деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Методы исследования эмоциональных состояний
Методы исследования эмоциональных состояний весьма разнообразны. В состав самых достоверных и надежных критериев определения эмоциональных состояний сегодня можно включить соматические и вегетативные критерии (ЭЭГ, ЭКГ, ЭПГ, КГР и др.).
Ученые занимались исследованием эмоциональных состояний с помощью метода сверхмедленных колебаний потенциалов. Изменения эмоциональных состояний связаны в динамике со сверхмедленной биоэлектрической активностью, при этом не вполне известно, каким образом отразиться качественная сторона эмоциональных состояний в параметрах сверхмедленной биоэлектрической активности.
Исследователями были обнаружены различия в изменениях сверхмедленных колебаний постоянного потенциала при эмоциональных состояниях, которые возникают в ситуации решения задач, при рассмотрении фотографий или возникновении эмоциональных состояний разного знака. Они отражают связь между индивидуальными особенностями изменения сверхмедленных колебаний постоянного потенциала и аспектами эмоциональной личностной сферы и самоконтроля.
Для данных методов присущи существенные недостатки. Во-первых, они весьма трудоемки в исполнении, так как для них необходима дорогая техника и работа высококвалифицированных экспертов. Эти факторы значительно затрудняют использование методик для некоторых целей (например, как экспресс-диагностические методики).
Много лет назад начались и по сегодняшний день ведутся исследования, предназначенные для создания адекватных, простых и надежных методов диагностики эмоциональных состояний. Еще Е. А. Зинченко разрабатывал методики экспертного визуального выявления эмоциональных состояний персонала на производственных предприятиях.
В ходе сложнейшей многоэтапной работы этот ученый выявил показатели, для которых характерны максимальные коэффициенты весомости:
На их основе была выстроена таблица экспертной оценки, где внешние эмоциональные показатели обобщили с помощью интегративной оценки в целостную картину, учитывая индивидуальные особенности субъекта оценки.
Еще одну методику самооценки базисных эмоциональных состояний предложил К. Изард. Она представляет собой шкалу дифференцированных эмоций и включает перечень эмоциональных состояний. Последние подвергнуты стандартизации и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в некоторые категории эмоций.
Ряд исследователей изучали динамику эмоций с помощью метода хронологической регистрации Для того чтобы получить некоторые количественные характеристики эмоциональной динамики, испытуемым было предложено вести своего рода эмоциональный дневник. Они должны были отметить там длительность, знак и интенсивность (от — 5 до + 5) испытываемых эмоциональных переживаний, включая вид деятельности, где они проявляются.
Н. В. Витт и Л. Б. Ермолаева-Томина вели разработку методики выявления эмоциональности в рамках мнемических процессов. Они брали за основу анализ актуализации по памяти пережитых ранее эмоций четырех модальностей (страха, радости, гнева и неприятных переживаний). Были получены существенные отличия в зависимости от скорости репродуцирования эмоционально-значимых ситуаций, частоты репродуцирования эмоциональных ситуаций некоторой модальности, степени интенсивности повторных переживаний эмоций.
Э. Л. Носенко исследовал возможности провести оценку эмоциональной напряженности человека, являющегося оператором, по характеристикам его речи. Данная методика имеет в основе положение о возникновении существенных затруднений в речи говорящего в оперативном выборе языковых единиц для адекватного выражения мыслей в состоянии эмоциональной напряженности. Они способствуют росту числа и продолжительности поисковых пауз в высказываниях, что, естественно, отражается на темпоральных характеристиках речи.