Человек сталкивается с эмоциональными реакциями каждый день, но редко о них задумывается. Тем не менее они сильно облегчают ему жизнь. Что же дает эмоциональная разрядка человеку? Она помогает сохранять нервы в порядке. По этой причине те персоны, которые скрывают проявление своих эмоций, чаще страдают сердечными недостаточностями и нервными болезнями.
Что такое эмоциональная реакция? Это процесс, который выражается в действиях, словах или же состоянии. Он возникает в ответ на душевное или же внешнее раздражение. Например, вас кто-то напугал, и вы начинаете переживать. Или же вам кто-то сделал сюрприз, и вы обрадовались. Эмоциональная реакция на одну и ту же ситуацию у двух людей может быть разной. Все будет зависеть от того, как та или иная персона смотрит на сложившуюся ситуацию. Каждый человек является автором своих эмоций, по этой причине люди могут не только искренне чему-то радоваться, но и подделывать свои эмоции. А порой рамки приличия заставляют человека сдерживать свои чувства. Но все же от взгляда внимательного зрителя не ускользнет реальная эмоция и ее наигранный прототип.
Какие бывают виды эмоциональных реакций? Условно их можно разделить на две группы. В первой эмоции делятся по своей положительной окраске.
На какие еще виды могут делиться эмоциональные реакции?
Какие вы знаете эмоциональные реакции? Ниже представлены 6 основных.
Эмоциональные реакции человека развиваются в трех направлениях. Условно их можно охарактеризовать тремя степенями.
Эмоции бывают разными, и реакции человека на эти эмоции тоже. То, что персону не интересует, проходит тихо и не задевает тонких струн души. То, что для человека важно, оставляет сильный отпечаток. Какие же бывают типы эмоциональных реакций?
Зачем нужны эмоциональные реакции и состояния человеку?
Человек может скрыть от посторонних многое, но не свои чувства. Сильные душевные волнения всегда передаются за счет эмоциональных реакций. Примером такого поведения могут быть искусственные улыбки, которые сегодня принято ”надевать” в обществе. Если ваш знакомый на подходе к вам держит мрачную мину, но его лицо преображается, когда человек подошел уже практически вплотную, это значит, что личность не очень добродушно настроена. Нарисовать эмоции на лице можно, но опытному глазу неискренность видна сразу. Так же как и явная радость, которая выдает симпатию одной личности к другой. Если при появлении человека в компании из трех персон одна из них начинает широко улыбаться, то это явный признак неравнодушного отношения. Так что если вы хотите знать, как к вам относится человек, посмотрите на то, как он себя ведет при вашем появлении.
Источник
Эмоционально-чувственное познание мира
Эмоции и чувства
Эмоции (латынь — потрясаю, волную) — реакции человека и животных на воздействие внешних раздражителей. Эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением физиологических потребностей организма.
Чувства — это эмоциональные переживания, которые носят устойчивый характер, возникающие на основе социальных потребностей человека.
Чувства — это переживание человека своего отношения к тому, что он познает и делает. Чувства вызываются определенным объектом и
Зависят от свойств этого объекта, но чувства отражают не эти свойства, а наше отношение к ним.
Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него те или иные чувства. Чувства очень разнообразны. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе. Человеческая жизнь не может быть без переживаний, и если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает «эмоциональный голод». Для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием. Все познается в сравнении. Вспомним знаменитые Пушкинские строки: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»
Особенности чувств
Чувства носят личностный характер, в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Так, пища, предлагается сытому и голодному человеку, вызовет у них разные чувства. Чувства можно рассматривать как важнейшую характеристику личности. «То, что радует человека, что интересует, повергает в уныние, волнует, что ему представляется смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность» (Ф. Крюгер).
Полярность чувств: удовольствие — неудовольствие, любовь — ненависть, радость — горе.
Интегральность чувств. Чувства охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний, производя почти моментальную интеграцию всех функций организма.
Связь чувств с жизнедеятельностью организма. Под влиянием чувств изменяется деятельность внутренних органов человека: органов кровообращения, дыхания, пищеварения.
Чувства имеют двойственную обусловленность. Чувства вызываются Определенным объектом и зависят от свойств этого объекта (объективный компонент), но чувства отражают не сами эти свойства, а наше отношение к ним (субъективный компонент). Взаимосвязь объективного и субъективного объясняет, почему наряду с рациональной оценкой объекта человек занимает по отношению к нему свою личностную позицию, включающую эмоциональные переживания.
Амбивалентность (двойственность) чувств (любовь и ненависть). Один и тот же объект может вызывать противоречивые чувства.
Средства выражения чувств
Определенным чувствам соответствуют свои специфические формы выражений. Например, страх выражается в расширении зрачков, в дрожи, в бледности. Наиболее наглядно отражены чувства в мимике (лицо — зеркало души). Переживаемые человеком чувства выражаются также в пантомимике и в непроизвольных мышечных движениях. Особенно полно выражаются чувства в речи. Большую роль играет интонация. При различных эмоциональных переживаниях изменяется скорость речи, нарушается её правильность.
Выражение чувств, как и сами чувства, общественно обусловлено. В каждом обществе существуют нормы выражения чувств, отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности.
Виды чувств
Положительные чувства, связанные с удовлетворением потребностей человека и поэтому доставляющие удовольствие и чувства отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и поэтому доставляющие неудовольствие. Например, любовь, ненависть, страх, месть и т.д.
Простые чувства (страх, гнев), сложные чувства (патриотизм, эстетические чувства).
Моральные — это чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительных и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, патриотизм. К аморальным чувствам относятся — жадность, эгоизм, жестокость, злорадство.
Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Удивление, любопытство, любознательность, чувство радости по поводу сделанного открытия.
Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, жизни людей, искусству. Они проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах. Чувство прекрасного, комического и трагического, чувство юмора.
Чувства различаются по направленности. Чувства могут быть направлены на себя — самодовольство, стыд, раскаяние; — на других людей — любовь, благодарность, зависть, презрение. Чувства, связанные с оценкой событий окружающего мира — огорчение, разочарование, радость. Чувства, связанные с инстинктом самосохранения — страх, тревога, испуг.
Эмоциональные реакции и состояния.
Эмоциональные реакции — улыбка, смех, плачь, взволнованная речь, импульсивные действия или полная неподвижность.
Эмоциональные состояния — это настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть.
Настроение — это эмоциональное самочувствие человека, влияющее на всё его поведение, помыслы и переживания в течение более или менее длительного времени. Настроение стимулирует или подавляет деятельность человека. Причина настроения кроется либо в физическом самочувствии, либо в ранее испытанном эмоциональном переживании.
Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние. Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. Человек перестаёт контролировать себя в состоянии аффекта. «Слово — что воробей, вылетит — не поймаешь». Остановиться практически невозможно, но при определённых волевых усилиях, контроле за своим поведением человек может не войти в состояние аффекта.
/Практические рекомендации Д. Ушинского/
М.Ю. Лермонтов в поэме «Мцыри» так описывает аффективное состояние:
Тогда на землю я упал, и в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли, и слезы, слезы потекли в нее горячею рекой.
Стресс (англ. слово — «давление», «напряжение») — это эмоциональное состояние, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Эпизодические стрессовые состояния, которые не заканчиваются истощением, никакой опасности для здоровья не предоставляют. Они тренируют организм и укрепляют нервную систему.
Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил — это так называемый «стресс льва». Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны — стресс может взывать дезорганизацию деятельности, пассивность и общее торможение — «стресс кролика».
Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, волевую собранность и решительность.
Фрустрация — (латынь — обман, расстройство, неудача, несбыточная надежда) — состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями (или субъективно так воспринимаемыми), возникающими на пути достижения цели. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка. Фрустрация проявляется в постоянной агрессивности, желании причинить боль, либо в депрессии — полной отрешённости от всего.
Страсть — сильное чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.
Культура чувств
Культура чувств включает в себя богатство и разнообразие переживаний; умение управлять своими чувствами; умение понимать и уважать чувства других людей, сопереживать им.
Можно ли по-настоящему проникнуть душевным состоянием другого человека? Ф.И. Тютчев сомневался в этом: «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь?». А вы?
Очень важна готовность понять другого человека, а такую готовность нужно воспитывать. Говорят, что сытый голодного не разумеет, а я бы добавил, если не хочет разуметь. Жизнь учит человека, что нужно сдерживать свои чувства, уметь владеть собой. В то же время, когда о человеке говорят, что он «бесчувственный», — это ведь не похвала. Психически нормальный человек эмоционален в любой деятельности, чем бы он ни занимался. Такие люди вызывают дружеское расположение окружающих. Мне нравятся люди, о которых А.Н. Толстой сказал так: «Коль любить, так без рассудка, коль грозить, так не на шутку, коль ругнуть, так сгоряча, коль рубнуть, так уж с плеча».
Но, говоря о профессии педагога, нужно помнить, что педагог должен быть эмоционально стабилен.
Источник