Эмоциональные реакции ребенка примеры

Основные формы эмоциональных реакций детей в деонтологии

По мнению Дембовского, уже у новорожденного можно наблюдать, по крайней мере, три типа эмоциональных реакций: страх, гнев и удовольствие; причем каждая из этих реакций вызывается специфическими стимулами и имеет специфическую форму выражения.

В первые недели жизни число стимулов, вызывающих страх, незначительно: это внезапный звук, имитация падения. Позднее с развитием памяти у ребенка появляется страх перед всем новым, необычным: чужими лицами, новой обстановкой. В результате страх появляется чаще и бывает интенсивнее.

Страх — эмоция врожденная, о чем свидетельствует тот факт, что он не зависит от уровня культуры. Источником его могут быть посещение врача, пребывание в больнице, болезненные манипуляции и т. п. Провоцирует страх пребывание в одиночестве, боль, кошмарные сны, которые дети до 3 лет часто не могут отличить от реальных явлений и как бы проецируют их в естественные ситуации.

Для детей первых месяцев жизни страх имеет характер общей реакции, которая не связана с каким-либо предметом. У трехлетнего ребенка частота приступов страха почти в три раза выше по сравнению с частотой приступов страха у шестилетних детей.

В школьном возрасте страх приобретает более тонкую структуру. Весьма часто он вызывается вымышленными предметами: рассказами о покойниках, чудовищах, диких зверях и т. д. Позднее появляется боязнь заболеть опасной болезнью, боязнь оказаться калекой и, наконец, боязнь смерти. В этом же возрасте дети опасаются насмешек товарищей, вражды и неприязни. Следует отметить, что уставший, голодный или эмоционально неустойчивый ребенок страдает страхом больше, чем находящийся в состоянии комфорта.

Врач должен учитывать анамнез ребенка, помня, что дети, чересчур привязанные к матери, а также дети, подвергающиеся частым наказаниям, подвержены страху больше, чем воспитывающиеся в детских коллективах.

Частые и интенсивные страхи у ребенка могут перерасти в состояние постоянного беспокойства или тревоги. Весьма часто тревога не имеет ясной причины.

Частота появления и интенсивность страхов, как и других эмоциональных реакций, во многом зависят от склада личности ребенка. Дети, воспитанные в тепличных условиях, постоянно опекаемые родителями и лишенные чувства уверенности в себе, в большей степени подвержены страху. Неуравновешенные, нервные, ослабленные или больные дети, также чаще подвержены страху. Все, что ухудшает самочувствие ребенка, снижает пороги этой реакции. Неблагоприятным фактором является пребывание ребенка среди лиц тревожных и подверженных страху. Чем больше детей в группе или больничной палате переживают страх, тем более интенсивный страх испытывает каждый ребенок. Случается, что некоторые дети, обычно более старшие, дразнят, пугают младших, описывая им в деталях характер предстоящих манипуляций. Естественно, врач, педагог и медсестра должны с особым вниманием отнестись к проблеме комплектования групп, проводить разъяснительные беседы или отвлекать внимание детей от разговоров на медицинские темы. Преодолению страха может способствовать положительный пример, например, рассказ о выдержке и мужественном поведении какого-либо ребенка во время врачебной манипуляции.

Страх выражается у ребенка в стремлении избежать ситуаций, которые его вызывают. У маленьких детей страх проявляется, как правило, плачем или криком, кратковременной задержкой дыхания и общим торможением двигательной активности. До трех лет плач — своеобразная форма призыва к помощи. При страхе ребенок раннего возраста стремится спрятать лицо, убежать, отвернуться от пугающего предмета, а при невозможности изменить ситуацию — оказать сопротивление. Дети-школьники приобретают способность до некоторой степени преодолевать страх. Они реже плачут, хотя мимические реакции и поведение могут свидетельствовать о скрытом страхе. Например, если ребенок в возрасте около 3 лет оказывает сопротивление в ситуации, вызывающей страх, заявляя «нет», «я ничего плохого не сделал», либо просто убегает, то старшие дети пытаются прихвастнуть бесстрашием, особенно в присутствии сверстников.

Jersild подчеркивая роль окружающей среды в развитии эмоциональных реакций, пишет, что в случаях, когда ребенок получает поощрение, если чего-то не боится, или за подавление проявлений страха, то он может прийти к выводу, что его опасения ошибочны. Многие дети в раннем возрасте начинают стыдиться выражать страх. Эта мысль укрепляется при общении со взрослыми. Дети стесняются проявлять страх и просить о помощи. Некоторые не хотят выявить боязни и выставляют себя как отважных, готовых на все.

Интенсивный и частый страх тормозит развитие ребенка, уменьшает аппетит, ухудшает сон и может приводить к различного рода неврозам или вредным привычкам. В профилактике страха основную роль отводят отвлекающим мероприятиям, хотя они дают кратковременный эффект. Опытные врачи знают, что успешными являются некоторые простые приемы. Следует осторожно, без принуждения позволить ребенку ознакомиться с предметом, которого он боится. Если, например, малыш боится фонендоскопа, то можно предварительно дать ему возможность потрогать его или поиграть с ним. Другой способ состоит в совместном предъявлении при этом предметов, чем-то приятных ребенку. Так, прежде чем приступить к аускультации, врач может вначале «выслушать» игрушечного медвежонка или куклу, а затем передать их ребенку. Как показывает опыт, преодоление страха ребенка путем угроз, насмешек или обидных сравнений приносит мало пользы. В таких ситуациях ребенок теряет доверие к взрослым или врачу, а ощущение страха может усилиться из-за того, что ребенок фактически лишается моральной поддержки.

Читайте также:  Как действую капли стоп стресс

Агрессивные реакции ребенка преследуют цель ликвидировать (уничтожить) или повредить нежелательный для него объект. У детей до одного года реакции гнева возникают обычно в ситуации, ограничивающей свободу движений. В более позднем возрасте причиной агрессии становятся насильственное прекращение начатой им игры, запреты, противоречащие его желаниям, насмешки, врачебные манипуляции и т. д. Короче, если в раннем возрасте гнев появляется как реакция на ограничение потребности в движениях, то в более позднем он становится универсальной реакцией, возникающей в ответ на торможение любых побуждений и желаний.

У новорожденных гнев возникает как реакция на фиксацию головки; реакцией протеста они отвечают и на другие физические неудобства и ограничения (пеленание, купание, одевание). В раннем возрасте иногда гнев возникает в связи с собственными неудачами, например, при неумелом обращении с ложкой, стаканом, или если взрослые отбирают любимые игрушки. В дошкольном возрасте причины, вызывающие гнев, становятся более многочисленными. В этом возрасте гнев проявляется в ответ на насмешки и особенно на принуждение, когда ребенку предлагают сделать то, чего он не хочет, а также когда ему не удается достигнуть успеха в самостоятельной деятельности или если происходит внезапное нарушение его привычек. У школьников гнев часто проявляется в ответ на нотации, насмешки, невыгодные для них сравнения с другими детьми, незаслуженные упреки, строгое замечание.

У детей до 1,5-2 лет жизни гнев проявляется в импульсивной форме и обычно направлен на определенное лицо или предмет. Иногда, особенно у детей преддошкольного возраста, гнев выражается общей реакцией протеста: ребенок плачет, кричит, катается по полу, бьется, изгибается дугой. Если гнев имеет направленный характер, ребенок пытается драться, кусаться или портит и разрушает все, что оказалось под рукой; принимая генерализованную форму, гнев выражается в неприязни к родителям, медицинским работникам, другим детям, домашним животным и даже игрушкам. Максимум агрессивных реакций приходится на период между вторым и четвертым годом, после чего их частота и интенсивность идут на убыль. Длительность реакции обычно ограничивается несколькими минутами. На четвертом году жизни ребенок уже начинает выражать свой гнев словами, он угрожает, дает прозвища, хвастает и пр. Помимо этого, гнев может проявляться и физическими действиями, которыми ребенок пытается выразить свою злость: например, он отворяет дверь, бьется головой о стенку или же переносит гнев на животных или других детей.

У старших детей под влиянием воспитания и социальных факторов формы выражения гнева приобретают в основном вербальный характер и проявляются в форме оскорблений, насмешек, обидных прозвищ, угроз, в отказах разговаривать с родителями или отвечать врачу и в сопротивлении при медицинских осмотрах. В поведении он выражается упрямством, жестокостью, негативизмом, отказом выполнить то или иное поручение. Характер гнева и его проявления зависят от врожденных свойств личности и воспитания: одни реагируют на неудачу агрессией, другие отступают и замыкаются в себе, третьи досадуют; у некоторых же возникает генерализованная форма негативизма — они кричат и сопротивляются всяким попыткам помочь им.

Ревность является естественной реакцией ребенка на действительную и кажущуюся утрату внимания и ласки родителей. У детей в семье ревность проявляется при рождении младшего ребенка или в отношении одного из родителей. В условиях детского коллектива или больницы ревность может возникнуть, когда врачи или воспитатели открыто демонстрируют свои симпатии к какому-то одному ребенку. По-видимому, здоровый климат в коллективе может поддерживаться при условии одинаково доброжелательного подхода ко всем детям. Естественно, это не исключает возможности кого-либо выделить и похвалить. Но в таком случае и остальные дети должны в какой-то степени поощряться за какое-то качество, присущее данному ребенку. При несоблюдении этих условий у некоторых детей возникает чувство неполноценности, вины, они даже могут чувствовать себя несчастными.

Ревность выражается в разных формах, важнейшими из которых являются: а) агрессия или враждебность, направленные на соперника; б) желание подражать сопернику; в) антипатия к некогда любимому лицу; г) причинение себе боли (особенно в пубертатном периоде), различные формы сублимации.

Радость, удовольствие, удовлетворение. Реакция удовольствия является естественным отражением физического благополучия ребенка. Источником положительных эмоций в раннем возрасте является присутствие матери или воспитателя, разговоры и забавы с малышом — словом, все, что дает ему возможность почувствовать заботу и ласку. С возрастом число факторов, вызывающих положительные эмоции, прогрессивно увеличивается. На восемнадцатом месяце жизни дети смеются или улыбаются каждые 6 мин, а на четвертом году жизни через каждые 1-1/3 мин.

Читайте также:  Всем отличного настроения короткие

Симпатия представляет чувство привязанности к какому-либо лицу или предмету. Дети, проявляющие холодность и сдержанность в отношении других, отличаются недооценкой себя, чувством зависимости, напряженностью и конфликтностью.

Симпатия к матери или воспитательнице проявляется уже с шестого месяца жизни. Вначале это чувство касается только людей, а затем распространяется и на предметы.

Как проявит симпатию ребенок к другим лицам, зависит от того, много ли симпатии он чувствует по отношению к себе. Чаще всего дети раннего возраста больше привязаны к матери, чем к отцу. Это объясняется тем, что мать является более постоянным спутником жизни ребенка, больше ему позволяет и прощает, чем отец, который, как правило, в своих чувствах более сдержан. Тем не менее, ребенок отдает свои симпатии не тем, кто с ним больше проводит время, кормит и ухаживает, а тем, кто его любит.

К концу первого года жизни дети с трудом отличают живые существа от игрушек, которые в это время становятся объектом симпатии. При этом привязанность к игрушке может быть такой же сильной, как и к члену семьи. На втором году жизни у детей возникают признаки привязанности к сверстникам.

В деонтологическом аспекте вопрос о симпатиях ребенка приобретает остроту при разлуке с матерью и родственниками. Внезапную разлуку — при поступлении в ясли, детский сад или тем более больницу ребенок переживает очень тяжело. Поэтому желательно постепенно приучать ребенка к периодическим расставаниям с близкими. Участковый врач или сестра должны рекомендовать матери ненадолго оставлять ребенка в комнате одного, предварительно заняв его игрушками, либо с другими детьми.

Следует отметить, что ребенок в детском саду или в больнице пытается найти в воспитательнице, сестре или враче «вторую» мать или «второго» отца. Успешность этих попыток, естественно, будет зависеть от поведения взрослых. Следует отметить, что дети очень тонко по интонациям и выражению лица разграничивают фальшь от истинного чувства. В подтверждение этого можно привести наблюдение Р. Конечного и Ш. Боухала, описавших женщину-врача, которая «травмировала детей, хотя на ее лице и была улыбка, но улыбка, застывшая как маска, хотя она говорила сладким голосом. Дети к ней не хотели ходить. Она похожа на волка из «Красной шапочки», говорит сладким голосом, но остается злым волком,- так охарактеризовал се один из маленьких пациентов». Другой важный момент в общении с ребенком — умение завоевать его доверие. Не следует его обманывать, говоря «сейчас мама придет» или утверждать при инъекции, «это совсем не больно». Нужно, по-видимому, говорить правду, смягчая и приспосабливая ее соответственно возрасту, интеллекту и темпераменту ребенка.

Врачам и медсестрам волей-неволей приходится регулировать проявления симпатии родителей к своим детям. Сверхзаботливые родители часто пытаются вмешаться в лечение, в режимные моменты, приносят в больницу множество гостинцев. Особенно опасным и недопустимым со стороны родителей являются нескрываемые опасения за состояние здоровья. Бестактные возгласы: «Ах, что с тобой здесь сделали! Как ты плохо выглядишь!» и т. п. могут подорвать у ребенка доверие к медицинскому персоналу и привести к дезадаптации. Отсюда совершенно очевидна необходимость разъяснительных психотерапевтических бесед с родителями и родственниками больного ребенка. По данным Р. Конечного и М. Боухала, дети становятся невропатами в 35% случаев по вине своих родителей, под влиянием неправильных воспитательных мер.

Среди факторов, влияющих на эмоциональное поведение, следует отметить: состояние здоровья, утомление, время дня и социальное окружение. Врачи и педагоги, заинтересованные в сохранении определенного эмоционального статуса, должны учитывать эти обстоятельства.

Утомление ребенка из-за перевозбуждения, бессонницы или нарушения режима способствует появлению раздражительности и капризов. Этот фактор особенно отчетливо проявляется в раннем возрасте, когда у ребенка не сформированы достаточно прочные режимные стереотипы: увлеченный игрой или каким-то другим занятием, ребенок утомления не замечает.

Дети в состоянии астении или во время болезни ведут себя приблизительно так, как при утомлении. Даже кратковременные нарушения общего благополучия, вызванные, например, недосыпанием, нерегулярными физиологическими отправлениями приводят к раздражительности и агрессивным реакциям. Часто болеющие дети обычно эмоционально лабильны и проявляют тенденцию к депрессивным реакциям. Определенное влияние на эмоциональное поведение ребенка оказывает время суток. У детей в возрасте до 1,0-1,5 лет эмоциональная возбудимость усиливается перед кормлением, а часто и перед засыпанием. Следует отметить, что дети, отстающие в умственном развитии, а также перенесшие родовую травму, с трудом обучаются сдерживать свои эмоции.

Среди многих факторов, определяющих эмоциональное развитие ребенка, многие авторы отмечают численность семьи. Частые приступы гнева отмечены у детей в тех семьях, в которых часто бывают гости, или в семьях, в которых несколько взрослых. Спокойные домашние условия, атмосфера доброжелательности и мажорная обстановка — все это создает нормальные условия для формирования психической и эмоциональной сферы ребенка. Дети, окруженные излишней опекой родителей, в новых условиях чувствуют себя неуверенно, хуже приспосабливаются, чаще дают невротические срывы, чем дети, воспитывающиеся правильно.

Читайте также:  Органы чувств глаз рыбы

Первенцы, как правило, более возбудимы, чем младшие дети. Самые старшие обычно окружены чрезмерной заботой родителей, становятся избалованными и с помощью капризов легко добиваются того, чего хотят. В таком же положении может находиться и последний (по счету) ребенок, которого, кроме родителей, опекают старшие дети.

При работе с детьми небезынтересно знать о становлении способности ребенка к распознаванию мимических реакций у детей в возрасте 3-6 месяцев эта способность практически отсутствует. Spitz, предъявлял детям этого возраста муляжи лиц, птичьих пугал, в том числе — муляжи, имитирующие сардоническую гримасу, и на все раздражители сумел получить улыбку. Более подробно этот вопрос был изучен Ahrens, показавшим, что к концу первого месяца жизни ребенок реагирует улыбкой на темные круги размером с человеческий глаз, очертания головы-муляжа. При этом, по-видимому, для него не имело значения и предъявление двух или трех кругов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, как на костяшке домино; один круг также не давал эффекта. На втором месяце жизни ключевым раздражителем для того, чтобы «спровоцировать» улыбку оказалась пара «глаз» и, возможно, брови и очертания верхней части головы. Нижняя часть лица и нос значения не имели. На 3-м месяце дети выделяли очертания нижней части лица, нос, но не реагировали на характер конфигурации рта. В возрасте 4 месяца наблюдалась реакция на движение губ, хотя характер этих движений не играл заметной роли.

В 5-7 месяцев ребенок начинает воспринимать движение губ, но еще не способен различать лица родителей и чужих. Мимику смеха ребенок начинает распознавать только с 8 месяцев жизни. На мимику, имитирующую гнев (сведенные над переносицей вертикальные складки), ребенок реагирует отворачиванием головы и плачем только с 14 месяцев.

В изучении динамики становления эмоциональных реакций в Институте педиатрии АМН была использована методика, позволяющая выявить способность детей в возрасте от 2 до 9 лет, распознавать по фотопортретам мимические реакции (радость, гнев, страх, удивление и др.). Затем детям предлагалось воспроизвести опознанные мимические реакции произвольно. Применение этого метода показало, что с возрастом показатели распознавания мимических реакций улучшаются и могут быть представлены в виде логарифмической функции. Первыми в ряду мимических реакций дети распознавали радость, затем гнев и печаль (в интервале 3-4 лет). Произвольное воспроизведение мимических реакций по инструкции экспериментатора удалось зарегистрировать у детей, начиная с 2-летнего возраста, причем последовательность воспроизведения реакций оказалась следующей: радость, гнев, отвращение, огорчение, удивление, интерес, стыд. Здесь обращает внимание, что способность распознавать мимические реакции и воспроизводить их произвольно по инструкции формируется раньше в отношении положительных эмоций. Казалось бы, этот факт вступает в противоречие с наблюдениями, показавшими более раннее становление отрицательных эмоций. На наш взгляд, это противоречие кажущееся. По-видимому, для ребенка в возрасте 2 лет и старше наиболее часто встречаемыми, информативными и употребительными являются мимические реакции окружающих, отражающие радость, одобрение, поощрение.

Мимические и голосовые реакции представляют основную форму общения между взрослыми и ребенком, когда он еще не может выражать свои желания в вербальной форме. Поэтому медицинские работники должны иметь в виду, что, начиная с 6-8 месяцев жизни ребенка, успешность контактов с ним будет зависеть от мимики, жестов и интонации речи взрослого.

Понятие о жизни представляет существенный момент в проявлении эмоциональных реакций ребенка. Для ребенка свойствен анимизм, т. е. способность приписывать черты живого неодушевленным предметам, например, куклам и другим игрушкам, изображающим зверей и птиц. В возрасте 4-5 лет дети делают попытку осмыслить разницу между живыми существами и неодушевленными предметами, причем главным критерием для них является способность к движению, активности.

Понятия о жизни тесно переплетаются с понятиями о смерти. Между третьим и пятым годом дети представляют смерть как отъезд или перемену места жительства. В этом возрасте они не осознают смерть как прекращение жизни, как нечто неизбежное и окончательное. В этом возрасте дети часто считают, что умерший глубоко заснул.

Между 5 и 6 годом они начинают осмысливать смерть как возможное, возникающее в определенном периоде жизни явление, но не считают ее неизбежной для себя.

Между 5 и 9 годами жизни понятие о смерти конкретизируется и связывается с умершим. И только после 9-12 лет дети начинают понимать смерть или прекращение жизни и как нечто неизбежное.

Источник

Оцените статью