Эмоциональные психические процессы примеры

Лекция 4. Эмоциональные процессы

Эмоциональные процессы как часть психических процессов включают в себя эмоции и чувства.

Эмоции— психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребности, значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизне­деятельности человека.

Эмоции — это, как правило, простой вид психического отражения, существующий в форме психических состояний (активность-пассив­ность, удовольствие-отвращение) и отношений (переживаний) челове­ка как организма на непосредственное действие раздражителей (на­пример, эмоции боли, испуга, голода).

Эмоции и чувства:

1) влияют на эффективность деятельности человека, активизируя ее (стенические чувства) или угнетая (астенические чувства).

2) проявляются внешне (страху, радости и горю характерны только им присущие внешние признаки поведения человека).

3) динамичны, т.е. изменяются во времени.

4) полярны (любовь — ненависть).

5) бывают амбивалентны, т.е. двойственно противоречивы (люблю, но ненавижу).

6) субъективны.В зависимости от особенностей психики личности, от её мировоззрения, от состояния здоровья и других причин меняется личное отношение к одним и тем же предметам и явлениям. Так, на­пример, у христиан и мусульман могут возникнуть разные чувства при восприятии белого цвета.

Функции эмоций

1. Сигнальная. Появление чувств или эмоций является своеобраз­ным сигналом, свидетельством об отношении личности и организма к процессу деятельности, к другим людям, к действию раздражителей.

2. Регулятивная. Хорошее настроение улучшает производитель­ность труда, а плохое — ухудшает. Страх может активизировать все жизненные ресурсы солдата на борьбу с врагом, а может сделать из него предателя и труса.

3. Выразительная. Внешние проявления чувств помогают оценить состояние человека, его отношение к ситуации. Так, нахмуренный лоб и сжатые губы могут выражать нежелание общаться.

4. Познавательная. Известна роль любопытства, особенно в сочета­нии с действием необъясненного запрета. Так, никто не станет есть яблоки, если точно известно, что они отравлены. Но короткое объявление: «Рвать и есть яблоки строго запрещено» чаще всего способству­ет возникновению попытки попробовать их на вкус.

Виды эмоций

Многообразные проявления эмоциональной жизни человека традиционно делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настро­ения и стресс.Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы н состояния человека. Любые проявле­ния его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Наиболее мощная эмоциональная реакция — аффект.

Аффект как— особый вид переживания возникает к концу действия и отражает сум­марную, итоговую оценку ситуации.

Аффект полностью захватывает психику человека, как бы сплавляя главный воздействующий раздра­житель cо всеми смежными. Тем самым образуется обобщенный аф­фективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуа­цию в целом. Можно сказать, что аффект- взрывная, аварийная реак­ция на экстремальную ситуацию. Он неодолимо навязывает действие, и при этом теряется чувство реальности. Аффект сопровождается так­же изменением жизнедеятельности организма.

Отличительные особенности аффектов:

1. Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих поступках.

2. Кратковременное, отличающееся своеобразными особен-ностями течение эмоционального переживания.Аффект, являясь интен­сивным процессом, не может длиться долго и быстро себя изживает.

3. Известная безотчетность эмоционального переживания, в зависимости от силы аффекта, и выражается в снижении сознательного контроля за своими действиями.

4. Резко выраженный диффузный характер эмоционального переживания. Сильные аффекты захватывают целиком личность челове­ка и все его жизненно важные проявления. Особенно резкие изменения при аффектах наблюдаются в деятельности сознания, объем которого сужается.

Собственно эмоции, в отличие от аффектов, — более длительные состояния. Они — реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные или воспоминаемые. Если раздражение воспринимается как угроза или вызов, то за ними следует эмоциональное возбуждение.

Феномен эмоционального переживания — сигнал для перехода от автоматизмов поддержания физиологического равновесия организма к активной ориентировочной деятельности, поиску условий для адаптации. Например, переживание голода — сигнал, что ресурсы внутренне­го обеспечения исчерпаны и их надо искать извне.

Чувства еще более чем эмоции, устойчивые психические состоя­ния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выража­ют устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или во­ображаемым).

Читайте также:  Органы чувств бычьего цепня таблица

Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.

В зависимости от направленности чувства делятся на:

1) моральные (переживание человеком его отношения к другим людям),

2) интеллектуальные (чувства связанные с познавательной деятельно­стью),

3) эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явле­ний природы),

4) практические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Чувства субъективны. В зависимости от особенностей психики личности, от её мировоззрения, от состояния здоровья и других при­чин меняется личное отношение к одним и тем же предметам и явле­ниям. Так, например, у христиан и мусульман могут возникнуть раз­ные чувства при восприятии белого цвета.

Настроения

Длительные эмоции называются настроениями.

На­строение — это относительно слабое, но длительное эмоциональное состояние. Например, хорошее настроение от утренней встречи с друзьями может сохраниться на целый день.

Настроения имеют следующие отличительные особенности:

1. Слабая интенсивность. Если человек испытывает настроение удовольствия, то оно иногда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления; если это грустное настроение, то оно выражено неярко и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.

2. Значительная длительность. Само их название указывает на то, что настроение медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода.

3. Неясность, «безотчетность». Испытывая то или иное настрое­ние, человек, как правило, слабо сознает причины, его вызвавшие. Ко­гда же человеку разъясняют причину его настроения, оно нередко бы­стро у него проходит.

4. Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли и действия человека в данный момент.

Настроение представляет собой общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Настроение бывает радостное или печальное, бодрое или вялое, возбужденное или подавленное, серьезное или легкомысленное, раздра­жительное или добродушное и т.д. Находясь в плохом настроении, че­ловек реагирует на шутку или замечание товарища совсем не так, как при веселом настроении.

Обычно настроения характеризуются безотчетностью и слабой выраженностью. Человек даже не замечает их. Но иногда настроение; например веселое и бодрое или, наоборот, тоскливое, приобретает зна­чительную интенсивность.

Стресс

Особую форму переживания чувств, близкую по своим психологическим характеристикам к аффекту, но по длительности протекания приближающуюся к настроениям, представляют стрессо­вые состояния (от англ. Слова stress — давление, напряжение), или эмоциональный стресс.

Стресс — это интегральный (глобальный) ответ организма и личности на экстремальные воздействия (стрессоры) или на повышенную нагрузку.

Эмоциональный стресс является комплексным процессом, вклю­чающим физиологические и психологические компоненты.

Стрессо­рами могут быть как неожиданные, неблагоприятные воздействия: опасность, боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки, так и сложные ситуации: необходимость быстро принять ответственное ре­шение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор, ответить обидчикам.

Стрессорами могут быть не только сильные реально действующие психические и физические раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а также другие эмоциональные состояния. Стресс как бы перераспреде­ляется и усиливает физические и психические резервы человека. Одна­ко различные перенапряжения не проходят для человека бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство устало­сти, безразличия, а иногда и депрессии.

Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормаль­ный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длитель­ны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Страсть

Страсть — это сильное, длительное и устойчивое чувство. На­пример, любовь к профессии летчика. Страсть — вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональ­ных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. Страсть означа­ет порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели.

Таким образом, аффект переживается с максимальной интенсив­ностью и краткосрочен. Его продолжительность измеряется в секундах или минутах (гнев, восторг).

Эмоции переживаются со средней напря­женностью и уже более продолжительны, их длительность — часы и даже дни.

Источник

Научная электронная библиотека

Тема занятия №5. Эмоциональные психические процессы. Эмоции чувства

Место проведения: аудитория

Читайте также:  Тот кто смеется над твоими чувствами

Продолжительность: 2часа

Цели занятия:

  1. Определение и общая характеристика эмоций.
  2. Изучение основных свойств и функции эмоций.
  3. Изучение патологий эмоциональной сферы.

Студент должен знать:

  1. Определение понятия «эмоция»
  2. Классификации эмоций
  3. Функции эмоций
  4. Проявления эмоциональных свойств
  5. Патологию эмоциональной сферы.

Студент должен уметь:

  1. Классифицировать эмоциональные состояния.
  2. Владеть способами снижения эмоциональной напряженности.
  3. Классифицировать индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.

Темы проектов, рефератов:

  1. Эмоции и их роль в жизни человека.
  2. Изучение эмоциональных отношений больных к своему заболеванию.
  3. Индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.
  4. Патология эмоциональной сферы.
  5. Развитие эмоций в онтогенезе.

Рекомендуемая литература:

Основная литература

  1. Сидоров, А.В. Парняков. Б.Д. Клиническая психология. — 2008.
  2. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. — Ташкент, 1976.
  3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. — М., 1976.
  4. Петренко Л.В. Нарушение высших форм памяти. — М., 1976.
  5. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М., 1990.
  6. Лакосина Н.Р., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. — Л., 1976.
  7. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. — М.: 2006.
  8. Лакосина Н.Д.Клиническая психология. Учеб. для студентов медицинских вузов. — М.: МЕД пресс-информ, 2003.
  9. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. — 2002.
  10. Рубинштейн С.Л Основы обшей психологии: в 2т. — Т.1. — М., 1989.

Дополнительная литература:

1. Современная психология: справочное руководство. — М.: ИНФРА-М, 1999.

2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружини-на. — СПб.: Питер, 2001.

3. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии. — 3-е издание. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997.

4. Вилюнас В.К. психология эмоциональных состояний. — М.: Изд-во МГУ, 1976.

5. Изард К.Е. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999.

6. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. Вилюнаса. — М.: Изд-во МГУ, 1984.

Исходный уровень контроля знаний:

1. Что изучает наука психология?

2. Что является предметом и объектом психологии?

3. Основные формы психических явлений.

4. Какие вы знаете психические процессы и состояния личности?

5. Назовите, какие вы знаете органы чувств?

Основные вопросы темы:

1. Характеристика эмоций

2. Основные теории эмоций.

3. Функции эмоций.

4. Основные компоненты эмоций

5. Классификация эмоций

6. Эмоциональные феномены

7. Снятие эмоционального напряжения

8. Патология эмоциональной сферы

Итоговый контроль уровня знаний:

1. Дайте основную характеристику эмоций.

2. Какие вы знаете основные теории эмоций.

3. Чем обусловлено возникновение эмоций в периферической теории Джеймса-Ланге?

4. В чем заключается различия в теориях эмоций Джеймса-Ланге и Кеннона-Барда?

5. Какие вы знаете функции эмоций?

6. В чем состоит регулирующая функция эмоций?

7. Перечислите основные компоненты эмоций.

8. Что относится к внутренним проявлениям эмоций.

9. Авторы классификаций эмоций.

10. О каких трех основных переменных идет речь в классификации, разработанной Симоновым?

11. В чем разница эмоционального состояния и эмоциональной реакции?

13. Какие проявления эмоциональных свойств вам знакомы?

14. Дайте определение понятию «эмпатия»? Какова ее роль в деятельности медицинского работника?

15. Какие способы снятия эмоционального напряжения вам знакомы?

Содержательная часть

Эмоции и чувства — процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные признаки.

Во-первых, они характеризуются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье — грусть, радость — печаль; счастье — горе и т.д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него).

Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции:

— стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев);

— астенические, — сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).

Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность, целостность: в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон).

Читайте также:  Шестое чувство интуиция у кого существует

Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций — неотделимость их от других психических процессов. Эмоции взаимосвязаны с психической жизнью, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное — неприятное), в мышлении — как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).

Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека.

Основные теории эмоций. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге

Согласно этой теории, эмоциональные состояния являются вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Американец В. Джеймс (18884) и не зависимо от него датчанин Г.Ланге (1885) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими физиологическим сдвигам в организме. Ощущение этих собственных ощущений в организме и переживаются человеком как эмоция. Джеймс подчеркивал, что телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознания нами этого возбуждения, в то время как оно совершается и есть эмоция. Суть своей теории Джеймс выразил известным парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим». В рамках этой теории физиолого-телесные периферические изменения которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали их причиной. Теория Джеймса Ланге сыграла важную роль в развитии теории эмоций, обозначив связь между тремя событиями: внешним раздражителем, поведенческим актом и эмоциональным переживанием. Наиболее уязвимым местом теории остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций.

Таламическая теория эмоций Кенона-Барда

Одна из первых центральных эмоций — таламическая теория эмоций была создана в 1929 году. Физиолог У. Кенон пришел к выводу, что в теории Джеймса — Ланге ошибочно само исходное положение, согласно которому каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Его исследования показали, что одни и те же физиологические реакции могут сопровождать разные по модальности эмоции. У. Кенон пришел к выводу о том, что телесные изменения при эмоциях биологически целесообразны и являются средством до достижения цели — они готовят организм к борьбе или бегству. Согласно таламической теории (сигналы активизации вегетативных функций возникают в одном и то же центре мозга — таламусе) психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно. Согласно этой теории центральной структурой эмоционального процесса является таламус, а сам процесс относится к разделу безусловных рефлексов. Таким образом, таламус рассматривается как резервуар эмоционального напряжения который при известных условиях разряжается мощными импульсами направляющимися преимущественно к коре и вызывающими эмоции злобы, страха и т.д.

Лимбическая теория эмоций

Наиболее существенный теоретический вклад в создание лимбической теории принадлежит Пейпецу (1937 г.). В соответствии с его взглядами структурно и функционально связанные между собой гипоталамус, передние таламические ядра, поясная извилина, и гиппокамп составляют замкнутый круг, по которому циркулируют эмоциональные процессы.

Информационная теория П.В. Симонова

П.В. Симонов полагает, что «потребность выступает как побудительная сила любого поступка, в том числе действий обыденных, автоматизированных, осуществляемых на эмоционально нейтральном фоне. Таким образом, мы не имеем никаких оснований рассматривать эмоцию в качестве прямого и обязательного следствия возникновения потребности». [В своих работах П.В. Симонов ставит себе задачу «сосредоточить внимание на тех фактах, которые показывают, что потребность, влечение (мотивация), возбуждение нервного аппарата эмоций и, наконец, действие представляют тесно связанные, но самостоятельные звенья адаптивного поведения, имеющие относительно самостоятельное анатомическое представительство в мозге».] Таким образом, он считает, что за развитие мотиваций и эмоций отвечают различные анатомические структуры нервной системы. Согласно теории П.В. Симонова, в организме человека объективно существуют определенные потребности, которые не зависят от сознания. Мотивация есть результат осознания этой потребности, которое приводит к формированию цели активности. При этом активность может быть двоякого рода: по приближению желаемого события и по устранению нежелаемого.

Таблица 1

Классификация эмоций человека в зависимости от соотношения величины потребности и информационной характеристики среды (по Симонову)

Дистанционное взаимодействие

Овладение, обладание

Источник

Оцените статью