Эмоциональные проявления детей с зпр презентация

Презентация на тему: «Особенности эмоциональных нарушений и поведения детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»
презентация к уроку

Особенности поведения детей с ЗПР

Скачать:

Вложение Размер
deti_s_zpr.ppt 206.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Особенности эмоциональных нарушений и поведения детей с ЗПР

Задержка психического развития Задержка психического развития (ЗПР) – это отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе.

Виды ЗПР: — конституциональная ЗПР ( вызвана замедлением созревания центральной нервной системы у детей, чаще всего она передаётся по наследству) — психогенная ЗПР( данный вид ЗПР обусловлен неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребёнок) — соматогенная ЗПР (обусловлена тяжёлыми и длительными соматическими заболеваниями ребёнка в раннем возрасте) — церебрально-органическая ЗПР( обусловлена органическим поражением головного мозга, возникшим в результате патологий беременности, родовых травм, тяжёлых заболеваний, перенесённых в раннем возрасте.

Эмоциональная сфера играет огромную роль в жизни человека. Она помогает внутренней регуляции поведения: через переживание положительной или отрицательной эмоции выражается оценка события, явления. Эмоции могут служить способом познания мира , общения с другими , кроме того, они насыщают человеческую жизнь красотой и богатством переживаний, делают ее полифоничной.

Неблагоприятным фоном для формирования эмоционального неблагополучия у детей с нарушениями интеллекта является органическое поражение центральной нервной системы, что способствует следующим факторам: — незрелость эмоционально-волевой сферы; — органический инфантилизм; — несогласованность эмоциональных процессов; — гиперактивность; — импульсивность; — склонность к аффективным вспышкам

У детей с нарушениями интеллекта эмоциональное развитие задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. они более, чем обычные дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства.

Эмоциональная сфера при ЗПР конституционального происхождения Психический инфантилизм — эмоциональная сфера у этих детей как бы находится на более ранней ступени развития. Для них характерен повышенный фон настроения, бурное проявление эмоций, живая мимика, выразительная жестикуляция, быстрые, порывистые движения, неосторожность, непредусмотрительность, плаксивость. Такие дети наивны, доверчивы, тяжело приспосабливаются к новым условиям. К школьному возрасту у такого ребенка на первом плане все еще стоят игровые интересы.

Эмоциональная сфера при ЗПР психогенного происхождения развивается на фоне патологического формирования личности : — в условиях гипоопеки, с характерными чертами патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности. Такой ребенок является заводилой всех беспорядков в классе и, по-видимому, получает от этого большое удовольствие. — по типу «кумира семьи» — в условиях гиперопеки, в которой не развиваются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, но характерны черты эгоцентризма, установка на постоянную помощь и опеку; — по невротическому типу — в условиях грубых, жестоких, агрессивных отношений в семье. Там, где нет взаимной любви, доверия. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы.

Эмоциональная сфера при ЗПР соматогенного происхождения Эмоциональная незрелость обусловлена стойкой астенией, развивающейся в результате различных соматических заболеваний. В связи с этим у младшего школьника преобладает сниженный эмоциональный фон, зачастую неадекватность эмоций, неустойчивость, вялость, сниженная выносливость, слабая способность к волевому напряжению при реализации любой (даже игровой) деятельности. Эмоциональное развитие обусловлено рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности.

Эмоциональная сфера при ЗПР церебро-органического происхождения Отмечаются : слабая заинтересованность, низкий уровень притязаний ,пониженный фон настроения, нерешительность, боязливость, нервозоподобные и психатоподобные нарушения на фоне поражения ЦНС. Дети очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть товарища, порой становятся жестокими. Среди детей данной категории выделяется группы с проявлениями психической неустойчивости и психической тормозимости.

Агрессивный ребёнок Агрессивность у детей с ЗПР связана, прежде всего, с незрелостью его нервной системы, с ограниченностью выбора при переживаниях, поэтому наиболее удовлетворительным для ребёнка решением может оказаться и физическая или вербальная реакция. Зачастую причиной агрессивного поведения детей с ЗПР служит страх, обида, пережитая душевная травма. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Агрессивный ребенок , как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия-это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Коррекционная работа с агрессивными детьми Рекомендуется проводить работу с агрессивными детьми в четырех направлениях: — Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме. — Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания. — Отработка навыков общения. — Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты).

Направление коррекционной работы при нарушениях эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР — повышение самооценки, активности и самостоятельности; — обучение ребенка умению управлять своим поведением; — смягчение эмоционального дискомфорта у детей; — устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями (повышенная возбудимость, тревожная мнительность, страхи и др.); — отработка навыков общения, развитие познавательной активности; — снятие мышечного напряжнения;

Методы и методики коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР — Беседы, ролевые игры; — Поручения, упражнения; — Арт-терапия; — Тренинги , психогимнастика; Закаливание организма, дыхательная гимнастика; индивидуальные занятия

Правила работы с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы Не сравнивайте ребенка с окружающими. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. Чаще обращайтесь к ребенку по имени. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

Рекомендаций для тех, кто непосредственно общается детьми, испытывающими эмоциональные затруднения Нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои эмоции, задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства. Эмоции возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром. Необходимо помочь ребенку адекватным формам реагирования на те или иные ситуации и явления внешней среды. Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы ребенок не переживал того, что он переживает. Как правило, бурные аффективные реакции — это результат длительного зажима эмоций.

Не надо пытаться в процессе занятий с трудными детьми полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Это невозможно в повседневной жизни, и искусственное создание «тепличных условий» лишь на время снимает проблему, а через некоторое время она встает более остро. Здесь нужно учитывать не просто модальность эмоций (отрицательные или положительные), а, прежде всего, их интенсивность. Важно помнить, что ребенку нужен динамизм эмоций, их разнообразие, т.к. изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку.

Вывод: В заключение можно отметить, что не существует плохих или хороших эмоций, и педагог во взаимодействии с ребенком должен непрерывно обращаться к доступному для ребенка уровню организации эмоциональной сферы, способствовать регуляции поведенческих аспектов ребенка, оптимальным способам социализации. Прогноз развития указанной аномалии целиком и полностью зависит от внешних обстоятельств воспитания: от степени воспитательных воздействий, коррекционной работы, от характера социальной сферы, в которой живет ребёнок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлен материал о взаимодействии ОУ с социумом по вопросам адаптации детей с ОВЗ в среднем звене.

Данный проект направлен на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуализации.

В данном материале расскрывается значимость эмоционально-волевых качеств личности для успешной учебной деятельности. Акцентируется внимание на необходимость проведения коррекционно.

В презентации раскрываются:- проблемы родителей ребенка с ОВЗ;- формы работы педагога с родителями; — роль семьи в социализации ребенка с ОВЗ;- проблемы социализации ребенка с ОВЗ;- линии поведен.

В презентации рассказывается о методах и приемах работы с родителями детей с ОВЗ.

В презентации представлен опыт работы педагогов СОГБОУ «Сказка&quot.

Особенности эмоционального поведения детей с ЗПР.

Источник

Эмоции у детей с ЗПР
презентация к уроку на тему

В этой презентации вы найдете ответы на особенности поведения детей с ЗПР, сможете учитывать эти знания в своей работе и помочь родителям в воспитании детей.

Скачать:

Вложение Размер
emotsii_zpr1.ppt 249.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Особенности Эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР

Понятие эмоций и воли Эмоции — протяжённые во времени процессы отражающие субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Воля – важная черта личности, настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих актов.

Воспитание воли у детей с ЗПР – это долгий и трудный процесс У детей с ЗПР ярко выражен контраст волевых действий . С одной стороны они проявляют: безынициативность, неумение преодолевать малейшие трудности, противостоять искушениям. Внушаемы, некритичны в восприятии. С другой стороны дети с ЗПР проявляют: упрямство, стремление добиться эгоистических интересов, безудержность действий. Иногда ведут себя бессмысленно, делают наперекор (даже если знают, что они делают не правильно), могут оказывать длительное сопротивление.

Эти контрасты – есть проявление незрелости личности. Сущьностью этой незрелости является: недоразвитие духовных потребностей . Все требования взрослых ребенку известны, но они еще не превратились в его собственные потребности, интересы, устремления. Поэтому требования и выполняются без волевых усилий.

Незрелость личности, неразвитость самообладания и разумной переработки информации приводит к обилию примитивных реакций, ребенок действует необдуманно, импульсивно. Выгодский: « Примитивная реакция – это реакция обошедшая личность, следовательно в ней и проявляется недоразвитие личности» Вывод – надо развивать духовные потребности.

Личность ребенка- продукт воспитания! Принятые личностью образцы поведения , ставшие принятой внутренней нормой, дают возможность человеку противостоять дурным воздействиям, влияниям или собственным мимолетным эгоистичным побуждениям.

Эмоции Положительные, если потребности удовлетворяются Отрицательные, если потребности не удовлетворяются

Эмоции у ребенка с ЗПР неадекватны, не пропорциональны Большинство детей на маленькую ситуацию реагируют бурно, остро и долго не могут выйти из этого состояния. Слабость интеллектуальной регуляции мешает детям заменить, найти другой способ удовлетворения, даже лучшей вещью.

С опозданием и трудом формируются высшие чувства: совесть, чувство долга, ответственность и пр. Формирование высших чувств – это слияние мысли и чувства. Слабость мысли тормозит формирование высших чувств. Но воспитать их можно! Лишь своевременная настойчивая работа родных и педагогов, направленная на развитие интеллекта и высших духовных потребностей может воспитать высшие чувства .

Важно! Пока высшие чувства в ребенке не воспитаны – стихийно все большее место занимают элементарные потребности и эмоции.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приоритетной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями является задача их социальной адаптации.Эта категория детей особенно нуждается в своевременном выявлении присущих им дефек.

Наиболее благоприятным периодом коррекции социальных качеств является детство. В это время через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками происходит .

Цель занятия: дать определение эмоциям и чувствам, познакомить с многообразием эмоциональных проявлений у человека, причинами их возникновения; учить различать чувства и эмоции окружающих; выявить уро.

РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Цель: — Развитие коммуникативных навыков и социальной активности у детей с нарушением слуха Задачи:Образовательные: — Учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике.

этюды на выражение различных эмоций для детей младшего школьного возраста.

В своей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) мы часто используем игры, сделанные своими руками. Наши дидактические игры созданы и адаптированы для детей, и.

Источник

Проявление нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР и средства их коррекции. Проявление нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР и средства их коррекции.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проявление нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР и средства их коррекции. Подготовила Деменок М.В. Воспитатель ГБДОУ сад № 82 компенсирующего вида

План Водная часть 1.Определение: Задержка психического расстройства (ЗПР) 2. Причина 3. Классификация по Лебединской К.С. Основная часть 1.Определение: Эмоционально — волевой сферы (ЭВС) 2. Понятие Эмоция и воля 3. Особенности ЭВС детей с ЗПР 4. Проблемы 4. Методики коррекции ЭВС детей с ЗПР

Задержка психического развития Понятие, объединяющее синдромы отставания в развитии психики (интеллекта, личности и деятельности) или отдельных ее функций. Основаниями для рассмотрения этой сборной группы в рамках одной формы являются ряд существенных отличий как от нормативного развития, так и от общего психического недоразвития (умственной отсталости), а также такие особенности интеллекта, личности и деятельности детей, которые не позволяют им своевременно и качественно овладевать навыками чтения, письма и счета, а также овладевать контролем над собственным поведением. ЗПР — синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций. Задержка темпа может иметь обратимый характер. Основные черты: 1. повышенная истощаемость и в результате — низкая работоспособность, 2. незрелость эмоций, 3. слабость воли, 4. психопатоподобное поведение, 5. ограниченный запас общих представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. 6. рассеянное внимание, сложности с концентрацией на одном типе деятельности, слабая память, абстрактное мышление развито плохо.

Причиной могут быть слабовыраженные органические поражения головного мозга, которые могут быть врождёнными или возникать во внутриутробном, природовом, а так же раннем периоде жизни ребёнка. Может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей. Причиной развития когнитивной сферы связаны с мозаичной органической недостаточностью и нейродинамическими расстройствами. Для детей этой группы характерна неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.

Классификация по Лебединской К.С. Конституциональный генез (психофизический инфантилизм): причиной является генетический фактор, что подтверждается нередкостью семейных случаев (когда признаки задержки отмечаются в нескольких поколениях), может быть связан и с негрубыми обменно-трофическими нарушениями в раннем возрасте. Соматогенный генез: соматогенная задержка -от длительных соматических заболеваний острого или хронического характера с синдромом госпитализма. Психогенный генез: формируется в неблагоприятных условиях воспитания(безнадзорности, гиперопеки, в психотравмирующих условиях) Церебрально-органический генез: церебрально-органическая -от повреждений различных отделов головного мозга в перинатальном периоде(причины сходны с причинами ИН, только не так выражен результат).

Эмоциона́льно-волева́я сфе́ра Это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств, в том числе способов их регуляции. Компонент эмоциональной устойчивости. Степень волевого владения человеком своими эмоциями.

Эмоция и воля Эмоции — особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Воля- Способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Непроизвольное поведение основывается на привычках и регулируется ситуацией, в то время как волевое поведение может осуществляться и вопреки привычке, вопреки импульсивному побуждению, и поэтому оно связано с усилием.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР: 1.гипертимия, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Дети неутомимы в игре (не регламентированной четкими правилами), но быстро утомляются при выполнении практических заданий, в особенности однообразных, требующих удержания внимания. Они несамостоятельны и некритичны к своему поведению, склонны к избыточному фантазированию, замещая и вытесняя своими фантазиями неприятные переживания. 2. затруднение эффективного включения как в образовательный процесс, так и в межличностные отношения. Невротические и неврозоподобне проявления, зачастую связанных с ощущением своей физической неполноценности (страх, тревожность, склонны к аффективным действиям). 3. • по типу психической неустойчивости — обычно в условиях гипоопеки, с характерными чертами патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде эмоциональной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости на фоне недостаточного уровня знаний и представлений; • по типу «кумира семьи» — в условиях гиперопеки, когда не развиваются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, но характерны эгоцентризм, установка на постоянную помощь и опеку, сниженная способность к волевым усилиям и недостаточность мотивационной сферы; • по невротическому типу — в условиях грубых, жестоких, агрессивных отношений в семье, когда формируется личность робкая, боязливая, нерешительная, малоактивная, несамостоятельная. 4. отсутствуют яркость и живость эмоций, характерна их недостаточная дифференцированность. Ребенку свойственны низкий уровень притязаний, слабая заинтересованность в оценке, резко нарушенная критичность, а также бедность воображения и творчества, двигательная расторможенность (как наиболее отчетливый признак часто сопутствующего задержке развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности). тяжеловесных и затяжных аффективных состояний

Проблемы Центральной проблемой развития личности у детей с ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Вне зависимости от формы ЗПР детям присущи трудности дифференцирования эмоций и их оттенков, ограниченность эмоциональных связей. 1)Проблемы адаптации в детском коллективе и во взаимоотношениях со взрослыми; недостаточное понимание особенностей социальной ситуации; неумение выдерживать дистанцию при общении со взрослыми; невротические проявления; речевые нарушения; замедление формирования рече-мыслительной деятельности; низкий уровень познавательного интереса; сложности самоорганизации в условиях взаимодействия. 2) преобладание игровых интересов над познавательными; 3) эмоциональная неустойчивость( вспыльчивость, плаксивость, конфликтность либо неадекватная весёлость и дурашливость); 4) неумение контролировать свои действия и поступки; недостаток самоконтроля и самоанализа; не критичность, эгоизм, отсутствие эмпатии; завышенная или заниженная самооценка; 5) отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам.

Проявление нарушений ЭВС у детей ЗПР 1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности; 2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов; 3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям. 4) Отличаются несамостоятельностью, непосредственностью; не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу; неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность, но при переключении на игру, соответственную эмоциональным потребностям, продуктивность повышается. Дети с ЗПР испытывают трудности активной адаптации, что мешает их эмоциональному комфорту и равновесию нервных процессов: торможения и возбуждения. Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к стереотипным действиям. Изменения эмоционального состояния и вслед за этим познавательной деятельности доказывает единство эмоций и интеллекта.

Методики коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР Коррекция эмоциональных нарушений у детей – это целесообразно организованная система психолого-педагогических воздействий. Для коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития достаточно эффективными являются: 1.Игротерапия (словестные и подвижные)- используется как средство самовыражения, достижения эмоциональной устойчивости и саморегуляции. -Первый этап игры связан с овладением специфическими функциями предметов (предметная игра) -Второй этап- с овладением отношений между людьми (сюжетно- ролевая игра) -Третий этап – с выделением скрытых в этих отношениях задач и правил человеческих действий (игры с правилами) -Четвёртый этап характеризуется сдвигом мотивов в процессе деятельности и их результатами (игра-драмматизация и игра-фантазирование). 2. Артпедагогика- самостоятельная отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития человека средствами искусства. Она имеет единую цель с общей педагогикой – помочь ребенку научиться понимать себя, научиться жить в ладу с другими людьми, познавать окружающий мир и обретать уверенность в своих силах. Особенность артпедагогики в том, что она оперирует средствами искусства и художественно творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса.

3. Сказкотерапия. Сказка может в увлекательной форме и доступными словами показать окружающую жизнь, людей, поступки, в самое короткое время показать к чему приводит тот или иной поступок. 4. Дыхательная гимнастика – способствует смягчению эмоционального дискомфорта, обучению приемам релаксации, развитию навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. 5. Психогимнастика – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики. 6. Релаксация – способствует расслаблению всех групп мышц, развитию воображения, восприятия, снятие эмоционального напряжения.

Пример сесии(артпедагогика) 1. Выявление «друзей» персонажа имеет смысл позитивного якоря. Определение «врагов» или персонажей, вызывающих негативные чувства, является «входом» в эмоциональную проблему ребенка. Таким же «входом» может оказаться изображение дискомфортной среды, в которой действует персонаж. В работе используется принцип «режиссера фильма», т.е. ребенок является единственным творцом создаваемой истории, педагог может только предлагать варианты развития сюжета, которые ребенок может принимать или не принимать. «Фильм» можно «прокручивать» назад и создавать альтернативный сюжет. 2. При работе с негативными эмоциями ребенка введение в ткань сюжета «волшебной палочки» или любой другой могущественной силы, помогающей персонажу справиться с проблемами, приводит к значительному облегчению состояния ребенка уже после одной сессии. Усвоение «волшебной палочки» позволяет осуществить своеобразный контр-перенос с персонажа на самого ребенка. Это достигается предложением к ребенку показать, каким образом персонаж действует с волшебной палочкой. «Волшебную силу» можно передавать другим предметам, например, конфете. Это позволяет сохранить позитивный якорь, сформированный во время сессии, и за ее рамками.

Следует добавить, что количество сессий, необходимых для успешной коррекции, может отличаться у разных детей. Кроме того, ребенок даже во время одной сессии может идентифицировать себя с разными персонажами своего рисунка, поэтому при работе педагог обязательно должен установить раппорт, чтобы чутко отслеживать все возможные изменения фокуса эмоций. Перед началом работы необходимо информировать родителей о сути коррекционной работы, а также предупредить их о том, что их вмешательство допускается только в случае обращения к ним педагога. Уже первая — диагностико-коррекционная сессия — дает обильный материал для индивидуальной консультации родителей. Присутствие или отсутствие родителей на последующих сессиях определяется обоюдным желанием ребенка и родителя. До начала совместного рисования и для «разогрева» можно использовать модифицированный тест Люшера: попросить ребенка проранжировать свои цветные карандаши (фломастеры) по степени привлекательности. Каждым карандашом ребенок рисует последовательно кружок в верхней части рисунка. Могут быть варианты (выбор цвета фиксирует педагог, используя стандартный набор карточек). Такую же процедуру стоит проделать в конце сессии. Тест Люшера является лишь одним из индикаторов изменения эмоционального состояния, можно использовать любые другие, предпочитаемые специалистом и адекватные методы диагностики.

1.Стадия контакта: Хочешь порисовать? Что ты будешь рисовать. После того, как ребенок освоился в кабинете и с рисованием в присутствии педагога: Ты придешь ко мне еще? А давай с тобой в следующий раз придумаем сказку (фильм)? И ты будешь самый главный сказочник! Как ты скажешь — так и будет в твоей сказке! 2. Стадия коррекционно-диагностическая (сессия проводится обычно через несколько дней после первой встречи) О ком сегодня будет наша сказка? Кого ты хочешь нарисовать? Как его зовут? Чем он питается? Где он живет? В лесу, в море, в пустыне? На другой планете? Есть ли у него друзья? Нарисуй их. Как их зовут? Что они делают? Может быть, им надоело играть и они решили погулять? Куда они пошли? Есть ли кто-нибудь, кого боится персонаж? Или кто-нибудь, кто ему не нравится? Кто? Нарисуй его. Почему он не нравится персонажу? Что можно сделать, чтобы этого не было? Может быть, нам понадобится волшебная палочка? У кого она может быть? Покажи, как персонаж (или персонаж, символизирующий добрые силы) держит волшебную палочку. Персонаж хочет что-нибудь сказать? Ведь теперь у него есть волшебная палочка! Он все может! Он сильнее всех! Он может, к примеру, превратить Злодея во что угодно! Или уменьшить его! А потом уже поговорить. Альтернатива: А может быть, персонажу не нравится то, что его окружает? Что именно? Как бы ему хотелось это изменить, чтоб понравилось? (в том случае, если отсутствует персонификация негативной эмоции). 3. Стадия завершения Сессию можно заканчивать, если удалось выйти на позитивные переживания в ходе развития сюжета. Например, Баба Яга превратилась в вазу с цветами, добрую девочку и т.п. Можно сказать: Ну, теперь у них все хорошо. И что же они стали делать? (Играть, пить чай…) В конце каждой сессии (а она длится 30-60 минут, в зависимости от возможностей ребенка, при этом, если педагог чувствует, что ребенок переутомляется, а конца работе не видно, можно завершить развитие сюжета на промежуточном этапе. Например: «И тогда они сели отдохнуть…» Проводится экспресс-диагностика эмоционального состояния ребенка. Следует особо подчеркнуть, что невозможно описать четкий алгоритм работы педагога, поскольку каждая новая сессия совершенно не похожа на другие. Стоит особо отметить, что в случае повторения сюжета (что само по себе является диагностическим признаком), нужно настойчиво изменять, шаг за шагом, составные элементы сюжета, предлагая версии самому ребенку.

Литература Глозман Ж.Ш. Нейропсихология детского возраста: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2009. Как обучать детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе: учебно – методическое пособие/ под ред. И.А. Михаленковой. –СПб.: Издательство ООО «НПО ПБ АС» 2019 Специальная психология: учебник для академического бакалавриата/ под ред. Л.М. Щипицыной. – Издательство Юрайт, 2006. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 40-41) Словарь-справочник по специальному образованию: / авторы-сост. О. Л. Алексеев, В. В. Коркунов, И. А. Филатова – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008.

Источник

Читайте также:  Физиологические проявления стресса активация гипоталамуса
Оцените статью