Эмоциональные процессы и их характеристика
Эмоциональные процессы — это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизни человека. Эмоции — психическое отражение жизненного смысла явлений, ситуаций, проявляющиеся в форме непосредственного «сиюминутного» пристрастною переживания, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субьекта.
Виды эмоциональных процессов:
1. Аффект — эмоциональный процесс, быстроовладевающий человеком, бурно протекающий, характеризующийся изменениями сознания, нарушением волевого контроля действий, сужением сознания. Основное условие возникновения: невозможность субъекта найти адекватный выход из неожиданно возникшей ситуации.
2. Собственно эмоции. Принято выделять следующие эмоции: радость (положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность); удивление (эмоция, не имеющая четко выраженного знака, реакция на внезапно возникшие обстоятельства); страдание (отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной или кажущейся таковой информации о невозможности удовлетворения жизненно важных потребностей); гнев (отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения потребности); отвращение (отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектом, соприкосновение с которым вступает в резкое противоречие с представлениями и установками субъекта): презрение (отрицательное эмоциональное состояние, порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, объекта); страх (отрицательное эмоциональное состояние, которое появляется при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности): стыд (отрицательное эмоциональное состояние, которое выражается а осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности ожиданиям окружающих и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике).
3. Чувства — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.
— чувства более длительны, чем другие эмоциональные состояния;
— чувства предметны — отражают устойчивое отношение к конкретным объектам (реальным или воображаемым);
— чувства устойчивы и постоянны;
— чувства возникают как обобщение эмоций.
Чувства могут быть интеллектуальными, эстетическими, нравственными, практическими, мировоззренческими.
4. Настроение-общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени отдельные психические процессы и поведение субъекта. Настроение не предметно, а личностно; разлитое состояние личности; бессознательная оценка того, как в данный момент для личности складываются обстоятельства; для настроения характерна большая устойчивость, интенсивность; настроение причинно обусловлено: зависит от общего состояния здоровья, тонуса нервной системы.
5. Страсть — сильное, глубокое, абсолютно доминирующее переживание, выраженное в сосредоточенности на объекте. В страсти объединяются эмоциональные и волевые процессы; страсть всегда направлена на объект.
6. Стресс — нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс — неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования
Функции эмоций: 1) отражательная; 2) сигнальная; 3) побудительная; 4) подкрепляющая; 5) переключающая; 6) приспособительная; 7) коммуникативная (вербальное и невербальное выражение эмоций).
Воля как форма активности
Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних | и внешних препятствий.
Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.
Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок И т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева)
Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы произвольными, поскольку они производны от воли человека.
Воля необходима при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.
Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций «трудного мира» и 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при
этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в
себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность. инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные: 1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись либо 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения.
Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простыми и сложными. К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то. что выбор цели, принятие решения о выполнении действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов. В сложном волевом действии выделяют следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возможностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществление принятого решения; 7) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.
Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое-это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цепи, затраченных усилий.
Источник
Лекция 4. Эмоциональные процессы
Эмоциональные процессы как часть психических процессов включают в себя эмоции и чувства.
Эмоции— психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребности, значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности человека.
Эмоции — это, как правило, простой вид психического отражения, существующий в форме психических состояний (активность-пассивность, удовольствие-отвращение) и отношений (переживаний) человека как организма на непосредственное действие раздражителей (например, эмоции боли, испуга, голода).
Эмоции и чувства:
1) влияют на эффективность деятельности человека, активизируя ее (стенические чувства) или угнетая (астенические чувства).
2) проявляются внешне (страху, радости и горю характерны только им присущие внешние признаки поведения человека).
3) динамичны, т.е. изменяются во времени.
4) полярны (любовь — ненависть).
5) бывают амбивалентны, т.е. двойственно противоречивы (люблю, но ненавижу).
6) субъективны.В зависимости от особенностей психики личности, от её мировоззрения, от состояния здоровья и других причин меняется личное отношение к одним и тем же предметам и явлениям. Так, например, у христиан и мусульман могут возникнуть разные чувства при восприятии белого цвета.
Функции эмоций
1. Сигнальная. Появление чувств или эмоций является своеобразным сигналом, свидетельством об отношении личности и организма к процессу деятельности, к другим людям, к действию раздражителей.
2. Регулятивная. Хорошее настроение улучшает производительность труда, а плохое — ухудшает. Страх может активизировать все жизненные ресурсы солдата на борьбу с врагом, а может сделать из него предателя и труса.
3. Выразительная. Внешние проявления чувств помогают оценить состояние человека, его отношение к ситуации. Так, нахмуренный лоб и сжатые губы могут выражать нежелание общаться.
4. Познавательная. Известна роль любопытства, особенно в сочетании с действием необъясненного запрета. Так, никто не станет есть яблоки, если точно известно, что они отравлены. Но короткое объявление: «Рвать и есть яблоки строго запрещено» чаще всего способствует возникновению попытки попробовать их на вкус.
Виды эмоций
Многообразные проявления эмоциональной жизни человека традиционно делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы н состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Наиболее мощная эмоциональная реакция — аффект.
Аффект как— особый вид переживания возникает к концу действия и отражает суммарную, итоговую оценку ситуации.
Аффект полностью захватывает психику человека, как бы сплавляя главный воздействующий раздражитель cо всеми смежными. Тем самым образуется обобщенный аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом. Можно сказать, что аффект- взрывная, аварийная реакция на экстремальную ситуацию. Он неодолимо навязывает действие, и при этом теряется чувство реальности. Аффект сопровождается также изменением жизнедеятельности организма.
Отличительные особенности аффектов:
1. Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих поступках.
2. Кратковременное, отличающееся своеобразными особен-ностями течение эмоционального переживания.Аффект, являясь интенсивным процессом, не может длиться долго и быстро себя изживает.
3. Известная безотчетность эмоционального переживания, в зависимости от силы аффекта, и выражается в снижении сознательного контроля за своими действиями.
4. Резко выраженный диффузный характер эмоционального переживания. Сильные аффекты захватывают целиком личность человека и все его жизненно важные проявления. Особенно резкие изменения при аффектах наблюдаются в деятельности сознания, объем которого сужается.
Собственно эмоции, в отличие от аффектов, — более длительные состояния. Они — реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные или воспоминаемые. Если раздражение воспринимается как угроза или вызов, то за ними следует эмоциональное возбуждение.
Феномен эмоционального переживания — сигнал для перехода от автоматизмов поддержания физиологического равновесия организма к активной ориентировочной деятельности, поиску условий для адаптации. Например, переживание голода — сигнал, что ресурсы внутреннего обеспечения исчерпаны и их надо искать извне.
Чувства еще более чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).
Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.
В зависимости от направленности чувства делятся на:
1) моральные (переживание человеком его отношения к другим людям),
2) интеллектуальные (чувства связанные с познавательной деятельностью),
3) эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы),
4) практические (чувства, связанные с деятельностью человека).
Чувства субъективны. В зависимости от особенностей психики личности, от её мировоззрения, от состояния здоровья и других причин меняется личное отношение к одним и тем же предметам и явлениям. Так, например, у христиан и мусульман могут возникнуть разные чувства при восприятии белого цвета.
Настроения
Длительные эмоции называются настроениями.
Настроение — это относительно слабое, но длительное эмоциональное состояние. Например, хорошее настроение от утренней встречи с друзьями может сохраниться на целый день.
Настроения имеют следующие отличительные особенности:
1. Слабая интенсивность. Если человек испытывает настроение удовольствия, то оно иногда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления; если это грустное настроение, то оно выражено неярко и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.
2. Значительная длительность. Само их название указывает на то, что настроение медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода.
3. Неясность, «безотчетность». Испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо сознает причины, его вызвавшие. Когда же человеку разъясняют причину его настроения, оно нередко быстро у него проходит.
4. Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли и действия человека в данный момент.
Настроение представляет собой общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Настроение бывает радостное или печальное, бодрое или вялое, возбужденное или подавленное, серьезное или легкомысленное, раздражительное или добродушное и т.д. Находясь в плохом настроении, человек реагирует на шутку или замечание товарища совсем не так, как при веселом настроении.
Обычно настроения характеризуются безотчетностью и слабой выраженностью. Человек даже не замечает их. Но иногда настроение; например веселое и бодрое или, наоборот, тоскливое, приобретает значительную интенсивность.
Стресс
Особую форму переживания чувств, близкую по своим психологическим характеристикам к аффекту, но по длительности протекания приближающуюся к настроениям, представляют стрессовые состояния (от англ. Слова stress — давление, напряжение), или эмоциональный стресс.
Стресс — это интегральный (глобальный) ответ организма и личности на экстремальные воздействия (стрессоры) или на повышенную нагрузку.
Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающим физиологические и психологические компоненты.
Стрессорами могут быть как неожиданные, неблагоприятные воздействия: опасность, боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки, так и сложные ситуации: необходимость быстро принять ответственное решение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор, ответить обидчикам.
Стрессорами могут быть не только сильные реально действующие психические и физические раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а также другие эмоциональные состояния. Стресс как бы перераспределяется и усиливает физические и психические резервы человека. Однако различные перенапряжения не проходят для человека бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство усталости, безразличия, а иногда и депрессии.
Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Страсть
Страсть — это сильное, длительное и устойчивое чувство. Например, любовь к профессии летчика. Страсть — вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели.
Таким образом, аффект переживается с максимальной интенсивностью и краткосрочен. Его продолжительность измеряется в секундах или минутах (гнев, восторг).
Эмоции переживаются со средней напряженностью и уже более продолжительны, их длительность — часы и даже дни.
Источник