Эмоциональные процессы это по психологии

Эмоциональные процессы и их характеристика

Эмоциональные процессы — это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизни человека. Эмоции — психическое отражение жизненного смысла явлений, ситуаций, проявляющиеся в форме непосредственного «сиюминутного» пристрастною переживания, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субьекта.

Виды эмоциональных процессов:

1. Аффект — эмоциональный процесс, быстроовладевающий человеком, бурно протекающий, характеризующийся изменениями сознания, нарушением волевого контроля действий, сужением сознания. Основное условие возникновения: невозможность субъекта найти адекватный выход из неожиданно возникшей ситуации.

2. Собственно эмоции. Принято выделять следующие эмоции: радость (положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность); удивление (эмоция, не имеющая четко выраженного знака, реакция на внезапно возникшие обстоятельства); страдание (отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной или кажущейся таковой информации о невозможности удовлетворения жизненно важных потребностей); гнев (отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения потребности); отвращение (отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектом, соприкосновение с которым вступает в резкое противоречие с представлениями и установками субъекта): презрение (отрицательное эмоциональное состояние, порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, объекта); страх (отрицательное эмоциональное состояние, которое появляется при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности): стыд (отрицательное эмоциональное состояние, которое выражается а осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности ожиданиям окружающих и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике).

3. Чувства — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.

— чувства более длительны, чем другие эмоциональные состояния;

— чувства предметны — отражают устойчивое отношение к конкретным объектам (реальным или воображаемым);

— чувства устойчивы и постоянны;

— чувства возникают как обобщение эмоций.

Чувства могут быть интеллектуальными, эстетическими, нравственными, практическими, мировоззренческими.

4. Настроение-общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени отдельные психические процессы и поведение субъекта. Настроение не предметно, а личностно; разлитое состояние личности; бессознательная оценка того, как в данный момент для личности складываются обстоятельства; для настроения характерна большая устойчивость, интенсивность; настроение причинно обусловлено: зависит от общего состояния здоровья, тонуса нервной системы.

5. Страсть — сильное, глубокое, абсолютно доминирующее переживание, выраженное в сосредоточенности на объекте. В страсти объединяются эмоциональные и волевые процессы; страсть всегда направлена на объект.

6. Стресс — нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс — неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования

Функции эмоций: 1) отражательная; 2) сигнальная; 3) побудительная; 4) подкрепляющая; 5) переключающая; 6) приспособительная; 7) коммуникативная (вербальное и невербальное выражение эмоций).

Воля как форма активности

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних | и внешних препятствий.

Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок И т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева)

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы произвольными, поскольку они производны от воли человека.

Воля необходима при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.

Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций «трудного мира» и 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при

этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в

себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность. инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные: 1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись либо 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения.

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простыми и сложными. К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то. что выбор цели, принятие решения о выполнении действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов. В сложном волевом действии выделяют следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возможностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществление принятого решения; 7) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

Читайте также:  Виды расстройств эмоций эссе

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое-это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цепи, затраченных усилий.

Источник

Эмоциональный процесс

Эмоциона́льный проце́сс, Эмоциона́льный фено́мен, Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную), сленг. Аффе́кт (лат. Affectus — страсть, душевное волнение) — психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность (поведение, восприятие, мышление), отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания. Среди эмоциональных процессов выделяют аффекты, эмоции, чувства и настроения.

Содержание

Смысл понятия

В научном сообществе существует множество различных взглядов на природу эмоциональных процессов. Какой-то одной, общепринятой теории до сих пор не выработано. В связи с этим, универсального определения эмоционального процесса также не существует, как не существует и общепринятого термина для их обозначения. Психологи зачастую используют в этом широком смысле термины «аффект» [1] и «эмоция», однако эти названия в то же время используются для обозначения более узких понятий. Термин «эмоциональный процесс» также не является общепринятым, но он, по крайней мере, не содержит неоднозначности.

Несмотря на то, что все определения эмоциональных процессов пытаются описать одно и то же, различные авторы выделяют различные характеристики этого явления в качестве основных. Так, например, один из основателей деятельностного подхода в психологии А. Н. Леонтьев, определяет эмоциональные процессы следующим образом:

В этом определении акцент делается на оценочной, ориентировочной природе эмоциональных процессов, а также на их двойственной природе: психической и физиологической.

Американский специалист в области эмоций К. Э. Изард даёт иное определение:

Здесь акцент смещён на не менее важный, мотивирующий аспект эмоциональных процессов, а также дополнительно обращается внимание на то, что эмоциональный процесс представлен в сознании переживанием. Можно также заметить, что в деятельностном подходе восприятие, мышление и действия — являются составными элементами деятельности.

Таким образом, под эмоциональными процессами в психологии понимают процессы, имеющие как психическую, так и физиологическую составляющие, выделяющиеся из других психофизиологических процессов тем, что отражают собой для субъекта значение чего-либо, и соответствующим этому значению образом регулирующие его поведение, мышление и даже восприятие. В сознании эмоциональные процессы представлены в виде различных переживаний. Например страх. Кроме очевидной психической составляющей, он имеет и ярко выраженную физиологическую (повышение выделения адреналина, потение, замедление пищеварительных процессов). Страх отражает собой реальную или мнимую опасность чего-либо для субъекта, а также готовит организм к деятельности, направленной на избегание опасности (обостряются ощущения, увеличивается приток крови к мышцам). В то же время, например, стресс, так же являющийся психофизиологическим процессом, появляется при любом воздействии, независимо от его значения для субъекта, и потому к эмоциональным процессам не относится.

Классификации

Различные исследователи по-разному понимают эмоциональные процессы, и по-разному их классифицируют. Существуют теории (например двухфакторная теория эмоций С. Шехтера), которые даже предполагают существование только одной эмоции, которая, в зависимости от различных факторов, может вызывать те или иные переживания. Согласно таким теориям классифицировать становится нечего.

Многие западные исследователи, изучая эмоциональные процессы, уделяют им внимание как целому, сосредотачиваясь на общих закономерностях и природе явления. Такие исследователи обычно используют понятие «эмоция» для обозначения любых эмоциональных процессов, а задача классификации выходит за рамки их работ. Например К. Э. Изард предполагает, что существует набор из 10 базовых эмоций, а все остальные эмоциональные процессы рассматривает как их комбинацию и модификации. Соответственно, основное внимание он уделяет именно базовым эмоциям, а не классификации производных.

В отечественной психологии широкое распространение получила практика классификации эмоциональных процессов на аффекты, эмоции, чувства, в зависимости от их психологических особенностей и закономерностей протекания. [2] Часто настроения так же выделяют как отдельный класс. [4] В результате получается следующая классификация:

  • Аффекты — кратковременные и интенсивные эмоциональные процессы, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Например испуг.
  • Эмоции — более продолжительные и менее интенсивные чем аффекты эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение ситуаций, но не конкретных объектов самих по себе. Например тревога.
  • Чувства — более продолжительные и менее интенсивные чем аффекты эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение конкретных объектов. Например ненависть.
  • Настроения — достаточно продолжительные эмоциональные процессы невысокой интенсивности.
Читайте также:  Чего вы ждите от депрессии

Базовые эмоции

Многие исследователи пытаются, по различным основаниям, выделить так называемые базовые эмоции — то есть те элементарные эмоциональные процессы, из которых складывается всё многообразие эмоциональной жизни человека. Различные исследователи предлагают различные списки этих эмоций, но единого и общепринятого пока не существует.

См. также

Примечания

  1. William Huitt. The Affective System
  2. 12Леонтьев Алексей Николаевич.Потребности, мотивы и эмоции (рус.) . — Москва: МГУ, 1971.
  3. Изард, Кэррол Эллис. Психология эмоций = The Psychology of Emotions. — Питер, 2007. — С. 27. — 464 с. — (Мастера психологии). — 3000 экз. — ISBN 5-314-00067-9
  4. Березанская, Наталия Борисовна, Нуркова, Вероника Валерьевна.Психология. — Юрайт-Издат, 2003. — 576 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9692-0465-2

Беспокойство · Боль · Боязнь · Гнев · Гордость · Грусть · Досада · Замешательство · Злорадство · Изумление · Метанойя · Надежда · Напряжённость · Неуверенность · Ностальгия · Огорчение · Одиночество · Отчаяние · Печаль · Радость · Скука · Счастье · Сожаление · Тоска · Тревога · Увлечённость · Удивление · Удовлетворение · Удовольствие · Унижение · Фрустрация · Эйфория · Энтузиазм

Источник

Лекция 4. Эмоциональные процессы

Эмоциональные процессы как часть психических процессов включают в себя эмоции и чувства.

Эмоции— психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребности, значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизне­деятельности человека.

Эмоции — это, как правило, простой вид психического отражения, существующий в форме психических состояний (активность-пассив­ность, удовольствие-отвращение) и отношений (переживаний) челове­ка как организма на непосредственное действие раздражителей (на­пример, эмоции боли, испуга, голода).

Эмоции и чувства:

1) влияют на эффективность деятельности человека, активизируя ее (стенические чувства) или угнетая (астенические чувства).

2) проявляются внешне (страху, радости и горю характерны только им присущие внешние признаки поведения человека).

3) динамичны, т.е. изменяются во времени.

4) полярны (любовь — ненависть).

5) бывают амбивалентны, т.е. двойственно противоречивы (люблю, но ненавижу).

6) субъективны.В зависимости от особенностей психики личности, от её мировоззрения, от состояния здоровья и других причин меняется личное отношение к одним и тем же предметам и явлениям. Так, на­пример, у христиан и мусульман могут возникнуть разные чувства при восприятии белого цвета.

Функции эмоций

1. Сигнальная. Появление чувств или эмоций является своеобраз­ным сигналом, свидетельством об отношении личности и организма к процессу деятельности, к другим людям, к действию раздражителей.

2. Регулятивная. Хорошее настроение улучшает производитель­ность труда, а плохое — ухудшает. Страх может активизировать все жизненные ресурсы солдата на борьбу с врагом, а может сделать из него предателя и труса.

3. Выразительная. Внешние проявления чувств помогают оценить состояние человека, его отношение к ситуации. Так, нахмуренный лоб и сжатые губы могут выражать нежелание общаться.

4. Познавательная. Известна роль любопытства, особенно в сочета­нии с действием необъясненного запрета. Так, никто не станет есть яблоки, если точно известно, что они отравлены. Но короткое объявление: «Рвать и есть яблоки строго запрещено» чаще всего способству­ет возникновению попытки попробовать их на вкус.

Виды эмоций

Многообразные проявления эмоциональной жизни человека традиционно делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настро­ения и стресс.Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы н состояния человека. Любые проявле­ния его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Наиболее мощная эмоциональная реакция — аффект.

Аффект как— особый вид переживания возникает к концу действия и отражает сум­марную, итоговую оценку ситуации.

Аффект полностью захватывает психику человека, как бы сплавляя главный воздействующий раздра­житель cо всеми смежными. Тем самым образуется обобщенный аф­фективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуа­цию в целом. Можно сказать, что аффект- взрывная, аварийная реак­ция на экстремальную ситуацию. Он неодолимо навязывает действие, и при этом теряется чувство реальности. Аффект сопровождается так­же изменением жизнедеятельности организма.

Отличительные особенности аффектов:

1. Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих поступках.

2. Кратковременное, отличающееся своеобразными особен-ностями течение эмоционального переживания.Аффект, являясь интен­сивным процессом, не может длиться долго и быстро себя изживает.

3. Известная безотчетность эмоционального переживания, в зависимости от силы аффекта, и выражается в снижении сознательного контроля за своими действиями.

4. Резко выраженный диффузный характер эмоционального переживания. Сильные аффекты захватывают целиком личность челове­ка и все его жизненно важные проявления. Особенно резкие изменения при аффектах наблюдаются в деятельности сознания, объем которого сужается.

Собственно эмоции, в отличие от аффектов, — более длительные состояния. Они — реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные или воспоминаемые. Если раздражение воспринимается как угроза или вызов, то за ними следует эмоциональное возбуждение.

Читайте также:  Отсутствие чувства наполнения мочевого пузыря

Феномен эмоционального переживания — сигнал для перехода от автоматизмов поддержания физиологического равновесия организма к активной ориентировочной деятельности, поиску условий для адаптации. Например, переживание голода — сигнал, что ресурсы внутренне­го обеспечения исчерпаны и их надо искать извне.

Чувства еще более чем эмоции, устойчивые психические состоя­ния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выража­ют устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или во­ображаемым).

Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.

В зависимости от направленности чувства делятся на:

1) моральные (переживание человеком его отношения к другим людям),

2) интеллектуальные (чувства связанные с познавательной деятельно­стью),

3) эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явле­ний природы),

4) практические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Чувства субъективны. В зависимости от особенностей психики личности, от её мировоззрения, от состояния здоровья и других при­чин меняется личное отношение к одним и тем же предметам и явле­ниям. Так, например, у христиан и мусульман могут возникнуть раз­ные чувства при восприятии белого цвета.

Настроения

Длительные эмоции называются настроениями.

На­строение — это относительно слабое, но длительное эмоциональное состояние. Например, хорошее настроение от утренней встречи с друзьями может сохраниться на целый день.

Настроения имеют следующие отличительные особенности:

1. Слабая интенсивность. Если человек испытывает настроение удовольствия, то оно иногда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления; если это грустное настроение, то оно выражено неярко и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.

2. Значительная длительность. Само их название указывает на то, что настроение медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода.

3. Неясность, «безотчетность». Испытывая то или иное настрое­ние, человек, как правило, слабо сознает причины, его вызвавшие. Ко­гда же человеку разъясняют причину его настроения, оно нередко бы­стро у него проходит.

4. Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли и действия человека в данный момент.

Настроение представляет собой общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Настроение бывает радостное или печальное, бодрое или вялое, возбужденное или подавленное, серьезное или легкомысленное, раздра­жительное или добродушное и т.д. Находясь в плохом настроении, че­ловек реагирует на шутку или замечание товарища совсем не так, как при веселом настроении.

Обычно настроения характеризуются безотчетностью и слабой выраженностью. Человек даже не замечает их. Но иногда настроение; например веселое и бодрое или, наоборот, тоскливое, приобретает зна­чительную интенсивность.

Стресс

Особую форму переживания чувств, близкую по своим психологическим характеристикам к аффекту, но по длительности протекания приближающуюся к настроениям, представляют стрессо­вые состояния (от англ. Слова stress — давление, напряжение), или эмоциональный стресс.

Стресс — это интегральный (глобальный) ответ организма и личности на экстремальные воздействия (стрессоры) или на повышенную нагрузку.

Эмоциональный стресс является комплексным процессом, вклю­чающим физиологические и психологические компоненты.

Стрессо­рами могут быть как неожиданные, неблагоприятные воздействия: опасность, боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки, так и сложные ситуации: необходимость быстро принять ответственное ре­шение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор, ответить обидчикам.

Стрессорами могут быть не только сильные реально действующие психические и физические раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а также другие эмоциональные состояния. Стресс как бы перераспреде­ляется и усиливает физические и психические резервы человека. Одна­ко различные перенапряжения не проходят для человека бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство устало­сти, безразличия, а иногда и депрессии.

Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормаль­ный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длитель­ны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Страсть

Страсть — это сильное, длительное и устойчивое чувство. На­пример, любовь к профессии летчика. Страсть — вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональ­ных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. Страсть означа­ет порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели.

Таким образом, аффект переживается с максимальной интенсив­ностью и краткосрочен. Его продолжительность измеряется в секундах или минутах (гнев, восторг).

Эмоции переживаются со средней напря­женностью и уже более продолжительны, их длительность — часы и даже дни.

Источник

Оцените статью