Эмоциональные проблемы участников конфликта

Эмоциональные проблемы участников конфликта

Эмоциональные аспекты конфликтных ситуаций.

Конфликтное взаимодействие в эмоционально-динамическом аспекте

На какой бы почве не возник конфликт, он всегда протекает «в следующей последовательности:

а) Постепенное усиление участников конфликта за счет введения все более активных сил, а также за счет накопления опыта борьбы;

б) Увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;

в) Повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта, в сторону его ужесточения, вовлечения в конфликт новых лиц;

г) Нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, которая может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние на поведение участников конфликта;

д) Изменение отношения к проблемной ситуации и конфликту в целом». В основе различных типологий и классификаций конфликтного взаимодействия лежат различные основания.

Но любая типология дает возможность «развернуть» эмоциональную динамику участников конфликта по напряженности повторяющую сам конфликт. Приводим типологию, в которой как раз развитие эмоций выступает системообразующим фактором.

На основе социально-психологических описаний различных конфликтов, возникающих между разными людьми в специфических ситуациях их взаимодействия, можно выделить в качестве наиболее распространенных, чаще встречающихся, следующие типы межлич­ностных конфликтов.

Наиболее распространенным является чувственно-аффективный тип межличностного конфликта. Он характеризуется тем, что конфликтное взаимодействие между двумя субъектами начинается с довольно острого, эмоционально окрашенного и неприятного для партнера вопроса, обращенного одним из них к другому. Второй партнер, испытывая неприязненные, а порой и враждебные чувства к первому, стремится игнорировать все, что связано с мнениями, оценками, вкусами, предпочтениями первого из них, не отвечает на его вопросы, игнорируя его, избегает дружеского взаимопонимания с партнером, сводя свое общение с ним до минимума, необходимого и формального. В возникающем вследствие этого конфликте выявляются две особенности.

Первая из них заключается в том, что конфликтная ситуация разворачивается постепенно, раздражение и озлобленность нагнетаются как бы исподволь, не сразу приводя к конфликтному взаимодействию.

Вторая особенность состоит в том, что конфликтное взаимодействие в данном случае выражает разную направленность позиций соперников. Первый из них, стремящийся получить ответы на свои вопросы и не получающий их, начинает раздражаться, злиться и выражать все более неприязненные отношения ко второму, вступает в состояние, не позволяющее ему контролировать свои слова и поступки. Второй же, напротив, стремится всячески уйти от непосредственного взаимодействия с первым, игнорируя его слова, чувства, эмоции. Его игнорирующая позиция усиливает отрицательную эмоциональную реакцию партнера и провоцирует тем самым возникновение межличностного конфликтного взаимодействия.

Бескомпромиссный тип межличностного конфликта характеризуется тем, что он начинается со взаимных замечаний, упреков, претензий друг к другу. В ходе перерастания конфликтной ситуации в реальное конфликтное взаимодействие обе стороны в данном случае продолжают высказывать друг другу свое недовольство, выдвигают все новые претензии и обвинения в адрес партнера. В таком конфликте его деструктивная функция, как правило, по мере развертывания взаимодействия между враждующими партнерами усиливается, а соперники делают все назло друг другу.

Эмоционально невыдержанный тип межличностных конфликтов начинается с эмоциональной агрессивности одного из субъектов взаимодействия. Для него характерно эмоциональное недовольство и неудовлетворенность партнеров друг другом, высказываемые откровенно, порой в резкой форме в процессе конфликтного общения. Начинающийся конфликт характеризуется, как правило, отсутствием стремления спокойно разобраться в причинах возникшего недоброжелательства и нежеланием понять своего партнера. Его стремление обидеть, унизить партнера проявляется в демонстративном и деструктивном поведении, которое, к тому же, часто не контролируется с его стороны. Для его партнера, вступившего с ним в конфликтное взаимодействие, свойственно непонимание причин конфликта и оценка поведения другого как неправильного. Такой конфликт носит затяжной характер и приводит к взаимной формализации межличностного взаимодействия, которое характеризуется свернутостью процесса общения до минимально необходимого.

Читайте также:  Церебральная депрессия новорожденного мкб

Вежливо-обидчивый тип межличностного конфликта характеризуется тем, что начинается он с выражения одним из партнеров несогласия с точкой зрения другого или же с оценкой последним того или иного явления, человека, его поступков и т.п. Для него специфично использование вежливой формы обращения к сопернику (иногда даже подчеркнуто вежливого), а также чувства недовольства собой за вступление в конфликтное взаимодействие. В таком случае у обоих партнеров чаще всего проявляется обоюдная готовность к примирению, которая может без труда реализоваться, нередко со взаимными извинениями.

Агрессивный тип межличностного конфликтного взаимодействия отличается тем, что для обоих его участников характерно деструктивное поведение, в котором эмоции подавляют рассудок. В связи с тем, что один из конфликтующих не в состоянии контролировать свои слова и поступки, а другого переполняют отрицательные эмоции, их взаимодействие нередко сопровождается взаимными оскорблениями, доходящими до острой стычки — в форме словесной перебранки, истерики, а иногда и драки.

Роль эмоций в конфликтной ситуации

В конфликтной ситуации эмоции играют значительную роль. Порой эмоции способны заставить действовать нерационально. Искусство управления собственными эмоциями состоит в умении направлять их в нужное русло. Реакции, основанные на эмоциях, часто приводят к конфликтам, а в конфликтной ситуации приводят к эскалации противодействия. Такое развитие событий негативно как для самих оппонентов, так и для коллектива. Обратимся к некоторым особенностям эмоционального реагирования в конфликтной ситуации.

Тревога – психическое состояние беспокойства, испытываемое человеком без ясного осознания его источника. Это эмоциональное состояние характеризуется напряжением, ожиданием неблагополучного развития событий. Оно включает комплекс эмоций: страх, горе, стыд, вину, интерес и возбуждение.

Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги: может стать устойчивой чертой личности – воспринимать угрозы своему «Я» в различных ситуациях и реагировать на них усилением тревоги. В конфликтной ситуации тревожность такой личности обусловливает определенные реакции: всяческие попытки ухода от опасной ситуации – как в виде вербальной или физической агрессии, так и в виде ступора, оцепенения, неспособности к анализу.

Тревожная личность воспринимает мир как несущий потенциальную опасность и любой ценой стремится к спокойствию, избегая конфликтов и не отстаивая своих интересов. Тревожность может стать причиной повышенной конфликтности личности. Повышенный уровень тревоги ведет к появлению защитных механизмов, которые помогают избавиться от тревоги.

Эмоциональная ригидность выражается в заторможенности, косности эмоциональных откликов на меняющийся объект. Мысли, действия, эмоции текущего конфликта возникают не только под воздействием происходящего в данный момент, но и под влиянием глубинных подсознательных процессов. Если мы ограничиваем выражение таких эмоций, как страх, гнев, то снижаем нашу способность адекватно воспринимать действительность.

Читайте также:  Эмоциональные нагрузки у беременных

Контроль эмоций осуществляется большей частью неосознанно. Люди с повышенным контролем за отрицательными эмоциями и люди с пониженным или нормальным контролем будут по-разному выражать их (эмоции) в ситуации конфликта. И внешние выражения эмоции (экспрессии) будут различными, и это не способствует конструктивному разрешению конфликта.

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев — войдите на сайт или зарегистрируйтесь.

Источник

Влияние эмоций на конфликтное поведение

Эмоциональный и рациональный факторы в конфликте

Конфликт, основанный на эмоциональном факторе является следствием того, каково личностное восприятие происходящего в группе или результатом деформации внутренних связей, взаимодействий и отношений, а также психологической несовместимости. Ведущим является не рациональный, а иррациональный, эмоциональный фактор, а мотивация конфликта не осознается.

Настроение человека — важный личностный фактор возникновения конфликта, оно индивидуально и зависит от актуального физического и душевного состояния. Низкие регулятивные способности обуславливают проявление различных негативных эмоциональных и поведенческих реакций, которые могут спровоцировать конфликт.

Эмоциональный фактор в конфликте — это следствие накопленной и требующей разрядки неудовлетворенности существующим положением дел, ростом противоречий, обострением социальной напряженности.

К эмоциональному фактору конфликтаотносятся: внешние характеристики и область вкусов людей (манера одеваться, разговаривать и т. д.); невербальные особенности; черты характера; взгляды, жизненные, моральные ценности и установки; возрастные особенности; этническая и национальная принадлежность; особенности и стиль работы некоторых сотрудников, безделье, простои в работе, личностные и профессиональные качества (чрезмерное самомнение, завышенные профессиональные амбиции, одержимость завистью, ожесточение, вызванное чьим-либо преимуществом или карьерным ростом и т. п.).

Условия возникновения социально-трудовых конфликтови связанной с ними фрустрации: отсутствие упорядоченных и четко построенных партнерских связей, единства и согласованности между работниками, несоблюдение норм группового поведения, отсутствие общих ценностей и интересов.

Конфликты, основанные на субъективных психологических факторах:

конфликт ценностей (столкновение, противоположное понимание и интерпретация социальных связей, целей и ценностей).

Проблема эмоций и психологической несовместимости в конфликте

Шкалы, отражающие типы поведения:

1) экстраверсия -интроверсия;

2) нейротизм — эмоциональная стабильность.

У любого человека присутствуют все четыре характеристики, но всегда есть одна доминирующая, которая способна меняться с течением времени и с изменениями в самих людях.

Экстраверсия— это направленность человека на внешний мир. Черты характера экстраверта: подвижность, неусидчивость, активность, поверхностная эмоциональность, развитые организаторские способности, лидерство, доминирование, высокая продуктивность деятельности, но в ущерб качеству работы.Интроверсия— это ориентация на внутренний субъективный мир. Черты характера интроверта: медлительность, замкнутость, чувствительность, настойчивость, усидчивость и постоянность, большей продуктивностью деятельности, но с большими временными затратами.

Стабильный нейротизмформирует спокойный уравновешенный тип с определенной зрелостью, силой, устойчивостью, надежностью, сосредоточенностью внимания, склонностью к лидерству.Нестабильный нейротизмформирует тип подвижной нервной системы со следующими характеристиками: беспокойство, переменчивость в настроении, ловкость в действиях, решительность, склон­ность к лидерству

Совмещение этих шкал дает соответствующий тип темперамента:

экстраверсия и нестабильный нейротизм — холерик(подверженность резким сменам настроений, поверхностность, склонность к бурным эмоциональным реакциям, обидчивость, возбудимость, агрессивность, импульсивность, непостоянство);

Читайте также:  Просто хорошее настроение цитаты

экстраверсия и стабильный нейротизм — сангвиник(общительность, отзывчивость, подвижность, поверхностность, активность, инициативность, жизнерадостность);

интроверсия и нестабильный нейротизм — меланхолик(легкоранимость, необщительность, неустойчивость, раздражительность, замкнутость, пессимизм);

интроверсия и стабильный нейротизм — флегматик(медлительность, замкнутость, устойчивость, старательность, пассивность, управляемость).

Конфликтную основу может составлять психологическая несовместимость типов темпераментов и преобладающих в них качеств характера; манера поведения; скорость и стиль реакций; особенности и стиль общения; сильная разница в возрасте; тендерные (половые) разли­чия и связанные с этим различия в мышлении, системе ценностей.

Появление конфликта в основном связано с психологическими особенностями личности, ее поведением. Анализ большого количества конфликтных ситуаций показывает, что в основе практически любого конфликта находятся нереализованные потребности личности, определяющие ее поведение в конфликте. К ним относятся: индивидуальные психологические особенности личности, система.

1. Природные свойства личности — это то, что заложено природой и, как правило, характеризуется степенью выраженности таких динамичных характеристик, как активность и эмоциональность.

В начале 20-х гг. XX в. психолог К.Г. Юнг предложил психологические особенности индивидуума, вытекающие из его интереса к окружающему миру, называть «экстраверсия-интроверсия». Экстраверсия-характеристика психологических особенностей личности человека, при которой он концентрирует свои интересы на внешнем мире. Эк­стравертам свойственна импульсивность, активность в жестах, открытость внутреннего мира. Интроверсия характеризуется концентрацией внимания на своем внутреннем мире. Для таких людей характерна замкнутость, пассивность, склонность к самоанализу и т.д.

Сочетание интроверсия — экстраверсия с эмоциональными характеристиками определяет темперамент личности.

Темперамент — это совокупность особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее поведения. Внешнее поведение человека проявляется в соответствии с различными темпераментами. Ухолериков— в бурных реакциях, резких сменах настроения, общей подвижности. Уфлегматиков— в медлительности, замкнутости. Умеланхоликов— в неустойчивости, ранимости, драматизации событий. Усангвиников— в подвижности, склонности к смене впечатлений, отзывчивости, общительности.

Так, флегматика очень трудно вывести из себя и вовлечь в конфликт, тогда как холерик может «завестись» моментально.

В 1940-е гг. американские ученые под руководством К. Айзенка предложили графическую интерпретацию понятия темперамента как следствие взаимосвязи двух факторов: экстраверсии и эмоциональной устойчивости. В настоящее время существует множество тестов, определяющих психологические особенности личности и ее подверженность конфликтам. Знание возможных реакций индивидуума на события исходя из его темперамента может, позволить опираться на положительные черты темперамента и преодолевать отрицательные, снизить тем самым угрозу конфликта.

2. Второй характеристикой личности является ее система потребностей, мотивов, интересов, т.е. то, что объясняет причину поведения личности, помогает понять принимаемые ею решения, участие или неучастие в конфликтах.

Потребности — это осознание отсутствия чего-либо.

Мотив — это внутреннее побуждение к деятельности, связан­ное с удовлетворением каких-либо потребностей. Мотив является основой поступка человека.

Интерес — это форма проявления познавательной потребности индивидуума, направленная на тот или иной предмет.

Определение основных интересов личности, затронутых в конфликте, является достаточно сложным процессом, но необходимым для правильного определения всех составляющих конфликта, выбора форм воздействия на оппонента, управления конфликтом.

Источник

Оцените статью