Эмоциональные проблемы подросткового возраста

Эмоциональные и психологические расстройства в детском и подростковом возрасте

Поведе́ние — способность человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, это любая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Поведение человека — совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Поведение –феномен свойственный не только человеку, а любому живому существу, однако и по сей день для психологической науки на первом месте стоит изучение феномена человеческого поведения. Поведение как предмет изучения психологии прошёл долгий путь: от исследований отечественных физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова до современных исследований в области психологической науки, и не только психологической. На данном этапе все чаще теории поведения фигурируют в маркетинговых исследованиях, в социологии, политике и пожалуй наверное в любой науке которая так или иначе касается человека и социума, от классических учений о рефлексах до изучения сложных форм группового взаимодействия, и психотерапии. Поведение не раз ставилось предметом изучения психологии, и не реже отодвигалось исследователями за кулисы психологической науки и практики, но на данном этапе очевидно, что нет такого направления в «науке о душе» (психологии) которое так или иначе не касалось феномена поведения. Изучение поведения не менее важно для решения фундаментальных вопросов возрастной психологии и педагогики. Возрастная психология (психология развития) как дисциплина изучающая психологические изменения человека по мере взросления, как ни одна другая психологическая дисциплина апеллирует к детскому возрасту, изучая психику ребёнка во все возрастные периоды и на всех стадиях, исследует поведение. На сегодняшний день одной из центральных проблем возрастной психологии, является проблема различных нарушений поведения в детском и подростковом возрасте и изучение факторов приводящих к данным расстройствам. Распространённость нарушений поведения различного происхождения, у детей на сегодняшний день довольно высока. По данным различных источников показатели колеблются в пределах от 12% до 25% от общего детского населения. Такой большой разброс количественных показателей в первую очередь обусловлен различиями в используемых методиках разных исследователей. Но достоверно установлено, что мальчиков нарушения поведения выявляются чаще, чем у девочек (85% и 15% соответственно, по мнению разных источников). Нарушения поведения могут выражаться по разному, например, как отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность, асоциальность, и социальную пассивность. Так же к нарушениям поведения стоит отнести расстройства описанные в МКБ 10 как «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения в начинающиеся в детском и подростковом возрасте» (МКБ 10 F 90 – 98), но не зависимо от происхождения нарушенного поведения, как характерную черту всех поведенческих расстройств можно выделить дезадаптацию (нарушения механизма приспособления) и не просто нарушения механизма приспособления, а нарастающую дезадаптацию. которая неблагоприятной форме течения, может затрагивать, всю сферу социального функционирования подростка или ребёнка.

На современном этапе исследований, нарушения поведения в детском и подростковом возрасте, по причине происхождения можно разделить на две обширные группы:

1. Расстройства поведения которые вызваны различного рода психологическими и социальными проблемами.

2. Расстройства поведения, которые обусловлены психическими и психофизиологическими расстройствами (заболеваниями), а также различного рода органическими дисфункциями ЦНС в детском возрасте.

К первой группе можно отнести такие распространённые факторы как: расстройства детско-родительских отношений, различного рода нарушения процесса воспитания в семье, характерологические особенности ребёнка, особенности эмоционально волевой сферы ребёнка, особенности личности ребёнка, особенности пубертатного возраста. Характерно в этом случае, то что нарушения поведения не имеют под собой «биологической почвы» и обусловлены как правило рядом «конфликтов», как межличностных (чаше всего внутрисемейных) так и внутри личностных (диссоциаций).

Читайте также:  Чувствую себя ненужным друзьям

В группе психогенных (обусловленных психологическими и социальными причинами) расстройств поведения, можно выделить несколько закономерных направленностей данных расстройств.

Несоциализированное расстройство поведения (МКБ 10 F 91.1)

Характеризуется сочетанием упорного конфликтного или агрессивного поведения со значительным общим нарушением взаимоотношений ребёнка с другими детьми и взрослыми, часто сочетается с лёгкими эмоциональными расстройствами. Как правило ребёнок не может эффективно интегрироваться в группе сверстников, по этому признаку важно дифференцировать данное расстройство от «социализированных» нарушений поведения которое будет описано ниже.

Социализированное расстройство поведения (МКБ 10 F91.2)

Характеризуется стойким конфликтным или агрессивным поведением, включая групповую делинквентность (криминальную направленность поведения), у детей и подростков, хорошо интегрированных в группу сверстников. Эмоциональные расстройства в этом случае обычно минимальны. Данная группа расстройств поведения соответствует принятому в отечественной психиатрии понятию непатологических форм девиантного (отклоняющегося от принятых норм) поведения.

Вызывающее оппозиционное расстройство (МКБ 10 F91.3)

Этот тип расстройств поведения характерен для детей в возрасте до 10 лет. Определяется наличием стойкого негативистического, враждебного, вызывающего, провокационного поведения и отсутствием более тяжёлых конфликтных или агрессивных действий. Негативистичность является нормативной чертой детского поведения, особенно в возрасте 1,5 — 2 лет. Она становится патологической, если становится устойчивой в процессе взросления ребёнка Расстройство может быть диагностировано после 3 лет, но обычно обращает но как правило проявляется при поступлении ребёнка в школу.

Ко второй группе можно отнести такие факторы как: наличие у ребёнка серьёзных психических расстройств, пограничные эмоциональные нарушения, сложное взаимодействие биологического фактора с резидуально-органической церебральной недостаточностью и социальными факторами. Стоит отметить, что у данной группы расстройств, поведенческие нарушения выступают скорее как следствие, и требуют особо тщательной оценки факторов воздействия, т.к. от правильной оценки этих факторов во многом зависит адекватность коррекционных мероприятий, а в отдельных случаях и возможность медикаментозного лечения. По разным данным численность детей с нарушениями подобного генеза неустанно растёт В практике педагога психолога, довольно часто можно услащать жалобы от учителей и родителей, на неусидчивость ребёнка, излишнюю расторможенность и возбудимость, невнимательность на уроках. Часто следствием данных симптомов, становиться плохая успеваемость, дезадаптация. Не редко на данную категорию детей навешиваются ярлыки, «троечников», хронически «неуспевающих», «слабых» учеников которые «не слушаются». Данная категория детей часто являются жертвами, «невнимания» и непонимания со стороны родителей и педагогов. Так же стоит отметить, что своевременно проведённая диагностическая, коррекционная работа и дальнейшая поддержка, в известной мере способны снизить степень последствий данной группы расстройств, а зачастую и свести их на нет.

К описанной нарушений можно отнести группу гиперкинетических расстройств. (МКБ 10. F90).

Нарушение активности внимания (МКБ 10. F90.0)

Одним из симптомов гипердинамического синдрома является нарушение активности внимания. Клиническая картина нарушенного внимания проявляется либо в форме полного отсутствия целенаправленного внимания, невозможности привлечь ребёнка к необходимой деятельности, либо представляется кратковременными (от 1 — 2 до 10 — 15 минут) эпизодами, с наступающей затем неспособностью концентрации внимания, истощаемостью и резко усиливающимися гиперкинетическими проявлениями.

Гиперкинетическое расстройство поведения (МКБ 10. F90.1)

Гиперкинетический синдром часто проявляется в виде чрезмерной подвижности, суетливости, возбудимости. Движения при этом размашистые, плохо скоординированные и не целенаправленные, отмечаются нарушения письма, среди этих детей распространён травматизм. Синдром встречается в возрасте от 1,5 до 15 лет, наиболее отчётливо проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Читайте также:  Как проверить чувствует ли ребенок боль

Отдельно стоит отметить подростковый возраст. Данный период развития личности ребёнка, по мнению многих авторов является кризисным. Пубертатный период происходит «генеральная» перестройка личности ребёнка, стихийный переход от детского самосознания к неминуемому взрослению. Именно на стадии пубертатного кризиса (примерно 14-15 лет) заканчивают своё формирование те отделы коры больших полушарий, которые отвечают за различные формы поведения и саморегуляцию. На сегодняшний день девиантное (отклоняющееся) поведение все чаще ассоциируется именно с подростковым возрастом. В подростковом возрасте поведенческие нарушения очень распространены, и причины их происхождения как правило носят полифакторный характер. Поведенческие расстройства обусловлены неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. В этом возрасте наиболее чётко проступают все особенности психической сферы ребёнка и проявляются результаты родительского воспитания.

Девиантным (отклоняющимся) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа. К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путём получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д. Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство), социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) Большой оборот набирают отклонения социально-пассивного характера. Чаше всего данные отклонения выражаются в отказе от активной жизненной позиции, уклонения от работы, учёбы, стойкое нежелание решать личностные и социальные проблемы. Эпидемиологический характер носят социально-пассивные отклонения, в форме употребления наркотиками, алкоголем, и прочими ПАВ, среди подростков. [Змановская Е.В. Актуальные проблемы девиантологии].

Известно, что в качестве первого социального института общества выступает семья, чьё влияние является самым длительным и системным. На современном этапе социально-экономического развития нашего общества роль семьи, взаимоотношений ребёнка с родителями приобретают ещё большее значение, чем прежде. К сожалению, в последние десятилетия отмечается значительный рост неполных семей. В условиях целенаправленного нравственного воспитания процесс формирования социальных установок личности подростка или ребёнка принимает стихийный характер. Именно в семье у ребёнка формируется представления о самом себе и обществе в целом, способы межличностных взаимодействий, и стратегии существования в социальной среде, которые он в процессе социализации выносит из микросреды в общество.

Источник

Эмоциональные проблемы детей и подростков

Эмоции – это реакция человека на всё, что происходит вокруг него. У детей это информация для окружающих, позволяющая понять, как чувствует себя ребёнок.

В младшем возрасте ребёнок испытывает примитивные эмоции. С возрастом постепенно приходит к сложным и выражает их с помощью невербальных средств. С взрослением зачастую приходит и нежелание выражать чувства, контроль и сдерживание эмоций, подчинение их рассудку. Но нарушения эмоционального спектра всё больше растёт в наше время.

Эмоциональные нарушения – это нарушения, которые не позволяют ребёнку адекватно воспринимать мир, формировать свою позицию, модель отношений с миром. Такие проблемы возникают обычно на фоне личностных конфликтов ребёнка.

К причинам возникновения эмоциональных проблем у детей относят:

  • конституциональные причины (тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов);
  • негативный опыт взаимодействия ребенка с социальным окружением: отрицательные оценки со стороны взрослых; неблагоприятное отношение родителей к ребёнку (гипер- и гипоопека, агрессия, сверхтребовательность и пр.); плохие отношения со сверстниками; семейные конфликты.

Проявления эмоциональных проблем и пути их решения:

  • Повышенная тревожность у детей – это склонность испытывать опасение и беспокойство даже без причин. Чувство страха при такой проблеме становится постоянным спутником ребёнка, реакцией на любые ситуации. Такой ребёнок подавлен, осторожен, настроен враждебно. Причины повышенной тревожности: тревожная атмосфера в семье; недостаток информации; тревожные родители, контролирующие своего ребёнка и требующие от него очень много; следствие конфликтов, вызванных неадекватными, противоречивыми или негативными требованиями. Что делать? Ребёнку поможет работа с психологом, групповые психокоррекционные занятия;
  • Агрессия – это модель поведения ребёнка, выражающаяся в активности, направленной на причинение вреда себе или окружающим. Проявляется непослушанием, раздражительностью, жестокостью, угрозами и другими действиями и эмоциями, несущими негатив. Причины такого поведения: эмоциональное напряжение; неумение выражать негативные эмоции словами; недостаток внимания; желание получить что-либо, показать сверстникам свою силу. Всё это объясняется: проблемами в семье (агрессия, жестокость, насилие, конфликты, безразличие); личностными особенностями (неустойчивый эмоциональный фон, неуравновешенный тип ЦНС); социально-биологическими факторами (выбор модели поведения в зависимости от пола, роли, социального положения); ситуацией (внешние неблагоприятные события). Что поможет? Работа с психологом, в более тяжёлых случаях – с психиатром;
  • Детские капризы, истерики и непослушание – это лишь реакция ребёнка на внешнюю ситуацию. Такая модель поведения может быть вызвана следующими причинами: психосоматическое расстройство; нарушенный тип воспитания (всё разрешено/запрещено или сочетание обоих типов от разных членов семьи); негативная атмосфера в семье; нежелание ребёнка что-либо делать; желание получить что-либо. Что делать родителям? Учите ребёнка выражать свои эмоции словами; сведите систему воспитания к единой модели со стороны всех членов семьи; дайте понять ребёнку, что Вас сильно огорчает такое его поведение; не реагируйте стереотипным образом; измените своё поведение, возможно ребёнок отзеркаливает Вас; уделите внимание ребёнку или наоборот уменьшите его, если причина такого поведения в этом. В случае, если с таким поведением не получается справиться самостоятельно, обратитесь к психологу;
  • Детская ложь – это способ ребёнка приспособиться к жизни. Главная причина лжи – недоверие окружающему миру. Следствием этого может стать фантазирование, создание более привлекательной реальности в своей голове. Причины лжи: излишняя требовательность к ребёнку; страх наказания, запреты на всё. Что делать родителям? Постарайтесь улучшить взаимоотношения с ребёнком. Не срывайтесь на него, не выискивайте ложь, выражайте свой интерес и доверие ребёнку, выражайте так же и свою озабоченность, беспокойство, дайте ответственность ребёнку за его действия; предъявляйте к нему разумные требования; не лгите сами.
  • Заниженная самооценка у ребёнка – это неадекватное восприятие себя, неуверенность в себе. Причины: низкая оценка окружающих; недостаток любви, внимания, ласки; критика со стороны взрослых; излишняя требовательность; ситуация, когда ребёнок что-то всегда должен; болезни, подрывающие уверенность в себе ребёнка. Ребёнок, склонный остро воспринимать слова окружающих, подвержен занижению своей личности. Такой ребёнок часто пытается всем понравиться и сделать всё в угоду окружающим с ущербом для себя. Как помочь? Покажите ребёнку своё уважение и поддержку; признавайте его заслуги; не критикуйте саму личность ребёнка; хвалите; помогайте в реализации и научите говорить людям «нет». Если помочь ребёнку повысить самооценку самостоятельно у Вас не получается, обратитесь к психологу.
Читайте также:  Канал твц настроение все выпуски

Эмоциональные проблемы детей и подростков – это частое явление, которое можно определить по их поведению. Главное – вовремя отреагировать на изменения поведения ребёнка и помочь ему справиться с внутренними переживаниями. Обращение к психологу в таком случае – лучший вариант.

Источник

Оцените статью