Эмоциональные представления позволяющие предвосхищать последствия своих действий формируются у детей

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ (6-7 ЛЕТ)
консультация (подготовительная группа) на тему

Ребенок на пороге школы (6-7 лет) обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.

Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счёт развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

Скачать:

Вложение Размер
harakteristiki_osobennostey_razvitiya_detey_na_poroge_shkoly.docx 16.32 КБ

Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ (6-7 ЛЕТ)

Ребенок на пороге школы (6-7 лет) обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.

Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счёт развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.

К 6—7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья.

В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль.

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.

В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, её содержательной, эстетической и формальной сторонам — важнейший итог развития дошкольника-читателя.

Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).

Источник

Как помочь ребенку осознать свое поведение

Людмила Шулигина
Как помочь ребенку осознать свое поведение

Даже перед самым маленьким ребенком (3 – 4 л.) жизнь уже ставит нелегкие проблемы морального выбора. Дело взрослых – предотвратить неправильные поступки, помочь осознать их, дать ему знания о том, что такое хорошо и что такое плохо. Усвоить правильное отношение к разного рода поступкам, дети смогут избегать их, а, попав в критическую ситуацию, попытаться найти верное решение.

1. У ребенка 3 – 7 лет происходит значительный скачок в развитии психических функций.

Восприятие –утрачивает свой первоначальный аффективный характер: эмоциональный процесс дифференцируется. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.

Мышление – переходит от наглядного – действенного к наглядного – образному и в конце дошкольного периода – к словесному мышлению. Дошкольники могут правильно рассуждать и решить довольно сложные задачи. Но, лучший способ добиться правильного решения – так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта.

Эмоциональная сфера – в более раннем возрасте течение эмоциональной жизни ребенка обусловливали особенности той конкретной ситуации,в которую он был включен: обладание привлекательной игрушкой. Теперь появление преставлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают привыкания, с ней не связанные, и сиеминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнею значимость. Ребенок выстраивает свои действия на основе представлений. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.

Механизм эмоционального предвосхищения.

Еще до того, как ребенок – дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат и его оценку со стороны значимого взрослого. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собрался поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность – эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им оценки со стороны взрослых, связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующих поведение.

Создание нужного эмоционального образа:

Если нужно собрать игрушки, то вместо приказа – «Собери сейчас же игрушки!» лучше сказать о том, как удивится заяц (мама, папа,, когда увидит порядок и обрадуется, ведь Петя (Маша) как большой смог собрать свои вещи.

Мотивационная сфера – самый важный личностный механизм, который формируется в детском возрасте считается соподчинение мотивов (раньше все желания ребенка были одинаково сильны и напряжены, теперь сила желаний варьируется.

Легче разрешается ситуация выбора чего-то одного из многого. Так как жизнь дошкольника более разнообразна, чем в раннем возрасте и ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности, то у него появляются, соответственно, и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием – мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы связанные с усваивающимися моральными нормами. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Первоначально ребенок оценивает чужие поступки – других детей или литературных героев, не умея оценить своих собственных. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным героям, глобально оценивает их как хороших или плохих, потому, что так должно быть. Зайца одобряют потому, что он сам хороший, а волк поступает дурно, потому что он плохой.

В среднем детском возрасте эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться (ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки).

Пример: «Иван-царевич и серый волк». Иван-царевич положительный, по-детски непосредственный герой, ребенок идентифицирует себя с ними.Но: его поступки, идущие в разрез с мудрыми советами волка, оцениваются как «плохие» и «неправильные». Старшие дошкольники начинают судить о поступках не только по результатам,но и по мотивам: их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло и тому подобное.

Таким образом, основываясь на том, что детский возраст является сенситивным для развития ребенка, то для формирования осознанногоотношения к своим поступкам можно использовать следующее:

1. Вместе с детьми с детьми найти удовлетворяющий всех выход из конфликта.

2. Вырабатывать отрицательное отношение и неприемлемым формам поведения (формирование у детей отрицательного отношения к конкретным формам поведения).Работа в этом направлении может опираться на следующие психологические особенности дошкольников этого возраста:

• Способность при определенных условиях осознать негативные стороны собственных действий;

• Умение мысленно поставить себе на место другого, чтобы «пережить» ситуацию с его точки зрения;

• Возможность включения соответствующих форм поведения в образование ребенка.

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Консультация для родителей. Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста начинается с формирования понятий «хорошо» и «плохо».

Нравственное воспитание дошкольников. Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» Как Бог научил человека отличать добро от зла. Цель: углубление светского понимания этических норм. Введение нравственных категорий добра.

Источник

Читайте также:  Перепады настроения у женщин что принимать
Оцените статью