Эмоциональные особенности личности педагога

Статья «Особенности эмоциональной сферы личности педагогов ДОУ как фактор профессиональной успешности».
статья

В статье затрагиваются и рассматриваются проблема связаннее с профессиональной успешности педагога.Изучение индивидуально — психологических особенностей эмоциональной сферы личности в профессиональной деятельности педагогов является одной из наиболее актуальных задач, решение которых является важным условием для создания условий для развития профессионально успешной личности педагога. Деятельность педагога связанная с постоянным эмоциональным контактом с детьми, для которых он выступает как модель социального поведения. Педагог, которому вверяется самое дорогое, что только есть у родителей это жизнь и здоровье их любимого малыша. И от того какое он оказывает влияние на формирование личности их ребенка, как он сохраняет его психическое и физическое здоровье, зависит будущее их ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 25.99 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ № 39 детский сад комбинированного вида Колпинского района Санкт- Петербурга Воспитатель Пичугина Ирина Олеговна

«Особенности эмоциональной сферы личности педагогов дошкольных образовательных учреждений как фактор профессиональной успешности».

Проблема профессиональной успешности педагога является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической деятельности в силу новых реформ в сфере дошкольного воспитания. Исследование влияния индивидуально — личностных особенностей эмоциональной сферы педагогов, скрытых от внешнего наблюдения, имеет большое значение для лучшего понимания причин успешности профессиональной деятельности.

Эмоциональная сфера как свойства педагога, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Эти содержательные аспекты эмоциональной сферы отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для педагога в его педагогической деятельности. Знание о многогранном влиянии эмоциональной сферы и ее значимость для полноценного развития личности педагога позволяет понять взаимосвязь с профессиональной успешностью.

Обращение к проблемам развития и становления личности современного педагога, обосновывают исследование его профессиональной успешности. Именно ориентация на профессиональную успешность обеспечивает формирование положительного отношения к профессионально — педагогической деятельности, потребность в получении профессиональных знаний, умений и навыков.

Поэтому так важно понять и изучить особенности эмоциональной сферы личности педагога обуславливающие профессиональную успешность педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Профессиональная успешность рассматривается как сложное многомерное образование (С.В. Алешин, И.М. Жданько, В.А. Пономаренко, Е.М. Ткаченко, Б.А. Федоришин, О.Е. Ящишин), как совокупность психологических и психофизиологических особенностей, необходимых для достижения эффективности труда (К.М. Гуревич), как развитие профессионально важных качеств (И.А. Жданов), качества личности (А.Т. Ростунов), как уровень эмоциональной устойчивости (Г.М. Зараковский ).

Проблема профессиональной успешности напрямую связана с проблемой эмоционального выгорания педагогов. Деятельность педагога непрерывно связана с общением, подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения, что отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, ухудшении психического и физического самочувствия.

Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.

Синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей детей, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения воспитателя. «Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения.

Дисфункциональные следствия, «выгорания» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Факторы, оказывающие влияние на эмоциональное выгорание

по Фетискину Н.П.

1. Индивидуальные факторы . 2. Организационные факторы . Условия работы, содержание труда. 3. Социально-психологические факторы . Социально-психологические взаимоотношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали.

Факторы, оказывающие влияние на эмоциональное выгорание предложенные В.В.Бойко.

Внешние факторы, провоцирующие «выгорание» : 1.Хроническая напряженная эмоциональной деятельности.

2. Дестабилизирующая организация деятельности. Недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация. 3. Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции. Работа в режиме внешнего и внутреннего контроля. 4.Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. Определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель-подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега-коллега».

Внутренние факторы, обусловливающие эмоциональное выгорание :

1. Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами.

2. Восприятие и переживание обстоятельств связанных с профессиональной деятельности. Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их.

Содержание профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждении имеет много общего с трудом учителя, но в тоже время имеет свои особенности, которые подробно раскрыты в исследованиях В.Н. Белкиной.

Образовательный процесс в детском саду кроме образовательной функции включает в себя еще и воспитательную функцию. Значительная часть времени в работе воспитателя отводится педагогическому руководству игровой, бытовой, трудовой и коммуникативной деятельностью, формированию социального опыта ребенка. Педагогу приходится учитывать физические, психологические и индивидуальные особенности развития воспитанников от 2 до 7 лет. Дети нуждаются в уходе и внимании воспитателя, особенно в раннем возрасте. Длительное время пребывания ребенка в детском саду (режим работы детского сада составляет 12 часов). Кроме этого осуществлять педагогическое образование родителей (возраст большинства родителей составляет 18 — 25 лет).

Изучение теоретических источников показало, что основное внимание исследователей уделено разработке научных понятий, составляющих оценку качества педагогического труда. Специальных работ, в которых внимание сосредоточено на комплексной оценке качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения, нет. Остаются не разработанными теоретическое и методическое обеспечение комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения, содержание и методика ее осуществления.

Эмоционально-личностный портрет успешного педагога нашего дошкольного образовательного учреждения (на основании проведенного психологического исследования). Получился таким — это молодой с большим стажем педагог. Оптимистичный, не экстраверт, активный с достаточными энергоресурсами, но при этом ему не обязательно иметь их слишком много достаточно и среднего потенциала, он не должен быть физически утомленным (недосыпание и недоедание частые диеты т.д.) это мешает работе.

Но у него наблюдается ориентир на отдых, (ему хочется отдохнуть), но при этом уровень нервно — психического напряжения не высокий. Интеллектуальная эмоциональность должна быть низкой. Сильные излишние эмоциональные переживания в случае неудач в общении, и по поводу неудач в физическом труде мешает в работе.

Помогает преобладание длительности сохранения эмоций, которые сохраняя эмоциональную устойчивость, поддерживают эффективность трудовой деятельности при возникновении отрицательных эмоциональных переживаний.

Проявления интенсивности и возбудимости эмоций проявляющаяся как вспыльчивость и раздражительность должна быть наименьшей. У педагога не должно быть признаков эмоционального выгорания деперсонализации ,редукции и эмоционального истощения. Эмоции не должны отрицательно влиять на эффективность деятельности. Эмпатия не должна быть слишком высокой.

Внешняя положительная мотивация предпочтение более высокого заработка, стремление продвижения по работе и потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны коллег не должна преобладать.

Превалировать должна внутренняя мотивация (ВМ) удовлетворение от самого процесса и результата работы и возможность наиболее полной самореализации.

Внешняя отрицательная мотивация (ВОМ) стремление избежать критики, и неприятностей выступает стимульным средством продуктивности трудовой деятельности.

В профессиональной деятельности педагога удовлетворенность как эмоционально окрашенное оценочное представление о результате своей трудовой активности, со знаком плюс и с высокой степень выраженности должны выступать удовлетворение от своей работы и интерес к ней.

Высокие притязания в профессиональной деятельности и предпочтение ее высокому заработку. В меру общительный педагог, излишнее общения с сотрудниками не сказывается благоприятно на трудовом процесс, а только вредит ему, отвлекая от основных трудовых обязанностей.

Изучение индивидуально — психологических особенностей эмоциональной сферы личности в профессиональной деятельности педагогов является одной из наиболее актуальных задач, решение которых является важным условием для создания условий для развития профессионально успешной личности педагога.

Деятельность педагога связанная с постоянным эмоциональным контактом с детьми, для которых он выступает как модель социального поведения. Педагог, которому вверяется самое дорогое, что только есть у родителей это жизнь и здоровье их любимого малыша. И от того какое он оказывает влияние на формирование личности их ребенка, как он сохраняет его психическое и физическое здоровье, зависит будущее их ребенка.

Поэтому так важно понять каким должен быть такой педагог, его индивидуально — психологические особенности.

Источник

Эмоциональная культура педагога

Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога. В системе образования профессия педагога является преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Профессиональная компетентность педагога — это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующей его профессионализм. Профессиональная компетентность педагога включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности. Поэтому в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной культуре педагога.

Важнейшими показателями эмоциональной культуры педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии, эмоциональной гибкости.

Эмоциональная устойчивость ― способность человека противостоять неблагоприятным факторам, преодолевать состояние эмоционального возбуждения и быстро возвращаться к состоянию душевного равновесия после стресса. Для эмоционально устойчивого человека каждая стрессовая ситуация как тренировка. Он становится сильнее, мудрее, более здраво подходит к решению проблем и спокойно переносит все превратности судьбы. Устойчивость к стрессу — важный фактор сохранения нормальной работоспособности педагога, эффективного взаимодействия с учениками, учителями, родителями. Стрессоустойчивость отождествляют с эмоциональной устойчивостью, нервно-психической устойчивостью, психологической устойчивостью, эмоционально-волевой устойчивостью, психологической стойкостью — все это способствует формированию эмоционального интеллекта учителя.

Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество. Данное качество называется также динамизмом. Так же эмоциональная гибкость — это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие.

Эмпатия ― включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего.

Современный педагог работает в условиях больших психических и эмоциональных нагрузок. Он почти ежедневно сталкивается с различного рода конфликтными, эмоционально напряжёнными ситуациями, которые требуют умения владеть собой, сохранять способность к деятельности в эмоциональных ситуациях. Анализируя наиболее характерные случаи из педагогической практики преподавателей, можно выделить типичные ситуации, которые служат фоном эмоционального переживания в профессиональной деятельности.

Ситуации в системе педагогического взаимоотношения педагога с обучающимися:

— ситуации деятельности, который возникают в связи с качеством выполнения учениками заданий, их успеваемостью;

— ситуации поведения, связанные с нарушением учениками правил поведения, плохой дисциплиной на уроках;

— ситуации отношений, которые проявляются в несовпадении оценки учителем личности ученика с его самооценкой, в отношениях учителя с учениками за стенами школы.

Ситуации взаимодействия педагога с коллегами.

Взаимоотношения в педагогическом коллективе воздействуют на настроение всех его членов, а это, в свою очередь влияет на качество учебно-воспитательного процесса. Ситуации во взаимоотношениях с коллегами могут носить деловой характер: при оценке методов работы, из-за распределения нагрузки и других моментов. Личный характер связан с эмоциональным восприятием и отношением преподавателей друг с другом.

Ситуации в системе взаимоотношений педагога с руководством учреждением образования:

— чрезмерный контроль за учебной и воспитательной работой,

— излишне критическая оценка результатов учебного занятия,

Ситуации взаимоотношений с родителями:

— ситуации, когда расходится оценка ученика, педагогом и родителями,

— педагог имеет дело с родителями, которые уклоняются от воспитания детей.

Составляющие эмоционального интеллекта педагога: способность понимать отношения личности, воспроизводимые в эмоциях, управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа; понимать сложившиеся у ребенка устойчивые способы эмоциональной деятельности, проявляющиеся как в общении, так и в познавательной деятельности и влияющие на успешность его обучения или приспособления к среде; способность распознавать собственные эмоции, владеть ими, адекватно реагировать на эмоции детей и других педагогов.

Эмоциональная компетентность педагога связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Педагогам, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно формирование эмоциональных компетенций необходимо для прогноза успешности в работе.

Источник

Читайте также:  Рефлексия смайлики настроения раскраска
Оцените статью