Эмоциональные нарушения у подростков классификация

Эмоциональные и психологические расстройства в детском и подростковом возрасте

Поведе́ние — способность человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, это любая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Поведение человека — совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Поведение –феномен свойственный не только человеку, а любому живому существу, однако и по сей день для психологической науки на первом месте стоит изучение феномена человеческого поведения. Поведение как предмет изучения психологии прошёл долгий путь: от исследований отечественных физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова до современных исследований в области психологической науки, и не только психологической. На данном этапе все чаще теории поведения фигурируют в маркетинговых исследованиях, в социологии, политике и пожалуй наверное в любой науке которая так или иначе касается человека и социума, от классических учений о рефлексах до изучения сложных форм группового взаимодействия, и психотерапии. Поведение не раз ставилось предметом изучения психологии, и не реже отодвигалось исследователями за кулисы психологической науки и практики, но на данном этапе очевидно, что нет такого направления в «науке о душе» (психологии) которое так или иначе не касалось феномена поведения. Изучение поведения не менее важно для решения фундаментальных вопросов возрастной психологии и педагогики. Возрастная психология (психология развития) как дисциплина изучающая психологические изменения человека по мере взросления, как ни одна другая психологическая дисциплина апеллирует к детскому возрасту, изучая психику ребёнка во все возрастные периоды и на всех стадиях, исследует поведение. На сегодняшний день одной из центральных проблем возрастной психологии, является проблема различных нарушений поведения в детском и подростковом возрасте и изучение факторов приводящих к данным расстройствам. Распространённость нарушений поведения различного происхождения, у детей на сегодняшний день довольно высока. По данным различных источников показатели колеблются в пределах от 12% до 25% от общего детского населения. Такой большой разброс количественных показателей в первую очередь обусловлен различиями в используемых методиках разных исследователей. Но достоверно установлено, что мальчиков нарушения поведения выявляются чаще, чем у девочек (85% и 15% соответственно, по мнению разных источников). Нарушения поведения могут выражаться по разному, например, как отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность, асоциальность, и социальную пассивность. Так же к нарушениям поведения стоит отнести расстройства описанные в МКБ 10 как «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения в начинающиеся в детском и подростковом возрасте» (МКБ 10 F 90 – 98), но не зависимо от происхождения нарушенного поведения, как характерную черту всех поведенческих расстройств можно выделить дезадаптацию (нарушения механизма приспособления) и не просто нарушения механизма приспособления, а нарастающую дезадаптацию. которая неблагоприятной форме течения, может затрагивать, всю сферу социального функционирования подростка или ребёнка.

На современном этапе исследований, нарушения поведения в детском и подростковом возрасте, по причине происхождения можно разделить на две обширные группы:

1. Расстройства поведения которые вызваны различного рода психологическими и социальными проблемами.

2. Расстройства поведения, которые обусловлены психическими и психофизиологическими расстройствами (заболеваниями), а также различного рода органическими дисфункциями ЦНС в детском возрасте.

К первой группе можно отнести такие распространённые факторы как: расстройства детско-родительских отношений, различного рода нарушения процесса воспитания в семье, характерологические особенности ребёнка, особенности эмоционально волевой сферы ребёнка, особенности личности ребёнка, особенности пубертатного возраста. Характерно в этом случае, то что нарушения поведения не имеют под собой «биологической почвы» и обусловлены как правило рядом «конфликтов», как межличностных (чаше всего внутрисемейных) так и внутри личностных (диссоциаций).

В группе психогенных (обусловленных психологическими и социальными причинами) расстройств поведения, можно выделить несколько закономерных направленностей данных расстройств.

Несоциализированное расстройство поведения (МКБ 10 F 91.1)

Характеризуется сочетанием упорного конфликтного или агрессивного поведения со значительным общим нарушением взаимоотношений ребёнка с другими детьми и взрослыми, часто сочетается с лёгкими эмоциональными расстройствами. Как правило ребёнок не может эффективно интегрироваться в группе сверстников, по этому признаку важно дифференцировать данное расстройство от «социализированных» нарушений поведения которое будет описано ниже.

Читайте также:  Таблетки поднимающие настроение без рецепта

Социализированное расстройство поведения (МКБ 10 F91.2)

Характеризуется стойким конфликтным или агрессивным поведением, включая групповую делинквентность (криминальную направленность поведения), у детей и подростков, хорошо интегрированных в группу сверстников. Эмоциональные расстройства в этом случае обычно минимальны. Данная группа расстройств поведения соответствует принятому в отечественной психиатрии понятию непатологических форм девиантного (отклоняющегося от принятых норм) поведения.

Вызывающее оппозиционное расстройство (МКБ 10 F91.3)

Этот тип расстройств поведения характерен для детей в возрасте до 10 лет. Определяется наличием стойкого негативистического, враждебного, вызывающего, провокационного поведения и отсутствием более тяжёлых конфликтных или агрессивных действий. Негативистичность является нормативной чертой детского поведения, особенно в возрасте 1,5 — 2 лет. Она становится патологической, если становится устойчивой в процессе взросления ребёнка Расстройство может быть диагностировано после 3 лет, но обычно обращает но как правило проявляется при поступлении ребёнка в школу.

Ко второй группе можно отнести такие факторы как: наличие у ребёнка серьёзных психических расстройств, пограничные эмоциональные нарушения, сложное взаимодействие биологического фактора с резидуально-органической церебральной недостаточностью и социальными факторами. Стоит отметить, что у данной группы расстройств, поведенческие нарушения выступают скорее как следствие, и требуют особо тщательной оценки факторов воздействия, т.к. от правильной оценки этих факторов во многом зависит адекватность коррекционных мероприятий, а в отдельных случаях и возможность медикаментозного лечения. По разным данным численность детей с нарушениями подобного генеза неустанно растёт В практике педагога психолога, довольно часто можно услащать жалобы от учителей и родителей, на неусидчивость ребёнка, излишнюю расторможенность и возбудимость, невнимательность на уроках. Часто следствием данных симптомов, становиться плохая успеваемость, дезадаптация. Не редко на данную категорию детей навешиваются ярлыки, «троечников», хронически «неуспевающих», «слабых» учеников которые «не слушаются». Данная категория детей часто являются жертвами, «невнимания» и непонимания со стороны родителей и педагогов. Так же стоит отметить, что своевременно проведённая диагностическая, коррекционная работа и дальнейшая поддержка, в известной мере способны снизить степень последствий данной группы расстройств, а зачастую и свести их на нет.

К описанной нарушений можно отнести группу гиперкинетических расстройств. (МКБ 10. F90).

Нарушение активности внимания (МКБ 10. F90.0)

Одним из симптомов гипердинамического синдрома является нарушение активности внимания. Клиническая картина нарушенного внимания проявляется либо в форме полного отсутствия целенаправленного внимания, невозможности привлечь ребёнка к необходимой деятельности, либо представляется кратковременными (от 1 — 2 до 10 — 15 минут) эпизодами, с наступающей затем неспособностью концентрации внимания, истощаемостью и резко усиливающимися гиперкинетическими проявлениями.

Гиперкинетическое расстройство поведения (МКБ 10. F90.1)

Гиперкинетический синдром часто проявляется в виде чрезмерной подвижности, суетливости, возбудимости. Движения при этом размашистые, плохо скоординированные и не целенаправленные, отмечаются нарушения письма, среди этих детей распространён травматизм. Синдром встречается в возрасте от 1,5 до 15 лет, наиболее отчётливо проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Отдельно стоит отметить подростковый возраст. Данный период развития личности ребёнка, по мнению многих авторов является кризисным. Пубертатный период происходит «генеральная» перестройка личности ребёнка, стихийный переход от детского самосознания к неминуемому взрослению. Именно на стадии пубертатного кризиса (примерно 14-15 лет) заканчивают своё формирование те отделы коры больших полушарий, которые отвечают за различные формы поведения и саморегуляцию. На сегодняшний день девиантное (отклоняющееся) поведение все чаще ассоциируется именно с подростковым возрастом. В подростковом возрасте поведенческие нарушения очень распространены, и причины их происхождения как правило носят полифакторный характер. Поведенческие расстройства обусловлены неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. В этом возрасте наиболее чётко проступают все особенности психической сферы ребёнка и проявляются результаты родительского воспитания.

Девиантным (отклоняющимся) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа. К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путём получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д. Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство), социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) Большой оборот набирают отклонения социально-пассивного характера. Чаше всего данные отклонения выражаются в отказе от активной жизненной позиции, уклонения от работы, учёбы, стойкое нежелание решать личностные и социальные проблемы. Эпидемиологический характер носят социально-пассивные отклонения, в форме употребления наркотиками, алкоголем, и прочими ПАВ, среди подростков. [Змановская Е.В. Актуальные проблемы девиантологии].

Читайте также:  Как у тебя настроение хорошее как дела

Известно, что в качестве первого социального института общества выступает семья, чьё влияние является самым длительным и системным. На современном этапе социально-экономического развития нашего общества роль семьи, взаимоотношений ребёнка с родителями приобретают ещё большее значение, чем прежде. К сожалению, в последние десятилетия отмечается значительный рост неполных семей. В условиях целенаправленного нравственного воспитания процесс формирования социальных установок личности подростка или ребёнка принимает стихийный характер. Именно в семье у ребёнка формируется представления о самом себе и обществе в целом, способы межличностных взаимодействий, и стратегии существования в социальной среде, которые он в процессе социализации выносит из микросреды в общество.

Источник

Психические расстройства у подростков

Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст является противоречивым и сложным периодом, в котором происходит множество физиологических, психологических, социальных перемен. Это кризисное, но ответственное время для личности ребенка, которое может резко поменять отношения между подростком и семьей, окружающим его миром.

Подросток – как оголенный провод: он демонстрирует стрессы, противоречивость, запутанность, отверженность, разочарование (в себе, обстоятельствах или людях). Гормональная гремучая смесь влияет на поведение и эмоции ребенка, он способен многое делать вопреки себе, а затем сильно раскаиваться. На этом фоне можно по невнимательности проглядеть даже серьезные психические расстройства у подростков.

По статистике до совершеннолетия переживают депрессивные расстройства до 11%. Большую предрасположенность к депрессии имеют девочки, причем чем старше становятся подростки, тем чаще ставится диагноз. ВОЗ сообщает:

Серьезная депрессия – основная причина инвалидизации среди людей 15-44 лет, которая может привести к летальному исходу.

Это серьезная проблема, но на фоне стремительных перестроек и множества переживаний в пубертатном периоде диагностировать на ранних этапах психические расстройства у подростков порой бывает трудно даже врачам и психологам.

Какие самые распространенные психические расстройства у подростков?

Наиболее часто у подростков диагностируются:

  • Тревожность и связанные с ним расстройства;
  • Связанные со стрессом патологии;
  • Нарушения настроения;
  • Обсессивно-компульсивное расстройство;
  • Дезорганизованность – проблемы поведения, как гиперактивность, дефицит внимания (СДВГ) и другие.

У подростков чаще встречается кататония, чем шизофрения. Нередко симптоматика психических расстройств у детей и подростков имеет широкие диагностические границы, то есть они могут свидетельствовать одновременно о нескольких патологиях психики. Например, более четверти детей, имеющих СДВГ, есть патологическая тревожность, а четверть всех детей демонстрируют нарушения настроения.

Признаки психических расстройств у подростков

Проблемы с психическим здоровьем начинают развиваться с детского и подросткового возраста, кроме того, они часто проявляются именно в пубертатном периоде, когда поведение ребенка становится смелее и ярче. Во взрослой жизни они приносят массу неудобств. Молодых людей, которые имеют поведенческие расстройства, психические травмы, биполярное расстройство, психозы и другие проблемы с психическим здоровьем, часто не принимает социум, они не могут работать с людьми, детьми, имеют суженный профессиональный выбор и другие ограничения.

Раннее выявление и лечение психических расстройств у детей и подростков помогут предотвратить не только социальные проблемы, но и ряд причин заболеваемости и инвалидности.

Четыре и более из перечисленных признаков – повод насторожиться и проверить, есть ли психические расстройства у подростков. Но даже наличие одного из них – уважительная причина обратиться за помощью к психологу и поговорить с ребенком.

Перепадам настроения подвержены абсолютно все, тем более это часто встречается у детей переходного возраста. Необходимо научиться отличать признаки психических заболеваний от подростковой эмоционально лабильности.

Обратите внимание не только на резкие перемены в настроении, но и в поведении, уровне энергии. Если эти перепады буквально мешают детям жить, дезадаптируют в повседневности, то это могут быть признаки биполярного расстройства у подростков.

Признаки биполярного аффективного расстройства (БАР)

Биполярное расстройство (маниакально-депрессивный синдром) диагностируют в детском возрасте от 7 лет, но, как правило, пик проявлений зачастую припадает на подростковый возраст. Особенно тщательно нужно обследовать подростков с депрессивными нарушениями психики.

Что может указывать на БАР? Наиболее явный признак – быстрый переход от мании (веселья, возбужденности, деятельности, хорошего настроения) к фазе депрессии (общий эмоциональный фон снижается). И даже в периоды между этими эпизодами нарастает общая раздражительность. Дети становятся непредсказуемыми, хотя это родители оценивают это как норму для подростков.

Читайте также:  Дозировка финлепсина при депрессии

Виды психических расстройств у подростков

Выделают конкретные виды психических расстройств у подростков, при которых в первую очередь следует обратиться к специалистам для оказания медицинской помощи.

Возникают в детском или переходном возрасте, и зачастую сохраняются на всю жизнь. расстройства личности у подростков бывает трех типов.

Аффективные и психосоматические подростковые расстройства

Депрессия. Хроническая утомляемость, низкий жизненный тонус, нарушение аппетита, сна. Подростки ощущают тяжелое чувство в груди, тоску, апатию, хуже учатся, становятся ранимыми, плаксивыми, замкнутыми. Они занимаются самобичеванием, занижают свою ценность. Возможно компульсивное переедание, бессонница, трудности с пробуждением.

Депрессия входит в официальные психические расстройства у подростков и требует психотерапевтической и медикаментозной коррекции. Если же ребенок не получит своевременное и адекватное лечение, это грозит ухудшением течения болезни и возрастанию вероятности суицида.

Это целая группа психических заболеваний у подростков, которые имитируют общие заболевания – кардиопатологию, расстройство ЖКТ, ВСД, повышение температуры тела, крапивница и другие. Симптомы сопровождаются сильной тревогой о состоянии здоровья, полной убежденностью в том, что есть какое-либо заболевание.

При обследовании никаких соматических нарушений не обнаруживается, но у подростка могут быть длительные локализированные боли. Пациенты не доверяют квалификации врачей, не верят результатам анализов, отказываются жить активно и считают себя серьезно больными. Это могут быть головные боли, псевдоаллергия, псориаз, метеоризм, синдром раздраженного кишечника нейрогенного характера.

  1. Специфические нарушения поведения

Эта разновидность психических расстройств симптомы у подростков имеет самые разнообразные. Самый распространенный случай – гебоидный синдром (пубертатный патологический криз), при котором наблюдается болезненное заострение и искажение эмоционально-волевых качеств личности ребенка. Подросток становится нетерпимым, враждебным, склонным к антисоциальному и асоциальному поведению. Стираются границы дозволенного, извращаются примитивные влечения (злоупотребление алкоголем, наркотиками, сексуальная распущенность). Сильно страдает нравственность – у таких подростков нет табу.

Такое психическое расстройства в основном идет в сочетании с инициальным или манифестным периодом шизофрении, поэтому лечение у психиатра – обязательно.

Расстройства пищевого поведения проявляютсяу подростков такими симптомами, как вера в собственное уродство, сильная критика в сторону своей внешности (дисморфофобия). Подростки утрачивают способность оценивать свою внешность объективно.

Нервная анорексия – сверхценное стремление к похуданию, болезненный страх иметь ожирение, неадекватное ограничение в питании. Больные заняты только собственным весом, упуская из виду ужасные последствия анорексии – выпадение волос, нарушение менструального цикла и другие симптомы.

Нервная булимия часто встречается как часть анорексии в моменты сильного голода. Как отдельное психическое расстройство булимия – это сменяющие друг друга фазы приступов переедания с фазами различных процедур по очищению кишечника. Подростки провоцируют рвоту, принимают слабительные и мочегонные препараты, занимаются самоуничижением из-за навязчивых мыслей про набор веса, чувства вины.

Расстройства пищевого поведения лечатся семейной и индивидуальной психотерапией, введением режима питания, медикаментозной терапии.

Что делать при расстройствах?

Если с вашим ребенком происходят перемены, он стал агрессивным, раздраженным, разговаривает с собой, необходимо сразу же обсудить ситуацию со специалистами. Это не грозит штампом на всю жизнь, а помогает не допустить серьезных ошибок. Из-за неправильного поведения родителей, могут развиться подозрительные, недоверчивые, конфликтные отношения.

Не проявляйте страх, удивление и ни в коем случае не смейтесь над переживаниями ребенка. Для восстановления или коррекции психического здоровья подростков важно взаимопонимание, сотрудничество и доверие. Постарайтесь успокоить ребенка. Действуйте без насилия, последовательно. Нужно сделать так, чтобы он понял, что нуждается в помощи.

Не стоит бояться госпитализации. Позвоните нам, запишитесь на консультацию (можно анонимно), чтобы узнать, какое лечение нужно, как оно проводится, какие есть перспективы, риски. Ходить к целителям, священникам, ездить в паломничество, самостоятельно пить антидепрессанты – все это не только может не помочь, но и серьезно навредить психике подростка.

Лечение психологических нарушений у подростков

Когда имеется психическое расстройство и симптомы у подростков распознаны, обязательно необходимо проходить лечение. Оно может быть амбулаторным или стационарным. Под круглосуточным наблюдением врачей и психологов реабилитационного центра можно оказать всестороннюю комплексную помощь, контролировать прием лекарств, проведение релаксационных процедур, различных курсов терапии.

Вы можете не переживать за своих детей, доверив их нам. Лечение строго конфиденциально, структурировано и индивидуально. Также мы оказываем платные услуги по вызову врача на дом, принудительное лечение. Мы приложим все усилия, чтобы избавить детей от психических расстройств как можно быстрее и мягче.

Источник

Оцените статью