Консультация «Эмоциональные нарушения у дошкольников»
Апресян Елена
Консультация «Эмоциональные нарушения у дошкольников»
Нарушения эмоционально-волевой сферы ребёнка
Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные для жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.
Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте
Несмотря на то что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам.
Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.
В дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.
Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.
Основные внешние проявления выглядят следующим образом:
Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.
• Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
• Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
• Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
• Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
• Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
• Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать.Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
• Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
• Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
• Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т. п.
Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка
Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.
В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.
По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.
Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка
Детские психологи особенный акцент делают на утверждении, что развитие личности ребёнка, может гармонично происходить только при достаточном доверительном общении с близкими взрослыми.
Основными причинами нарушений являются:
1. перенесённые стрессы;
2. отставание в интеллектуальном развитии;
3. недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
4. социально-бытовые причины;
5. фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
6. ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.
Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.
Что делать если поведение малыша заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна.
Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных оценок, показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.
Использование фитбол-мячей для профилактики и коррекции нарушения осанки у дошкольников В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья детей. Осанка ребенка является динамическим стереотипом и в дошкольном.
Использование психотехнических игр при коррекции фонетического нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией Использование психотехнических игр при коррекции фонетического нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией Тезисы: комплекс игр для.
Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.
Консультация для воспитателей «Нарушения слуха и связанные с ним расстройства речи» Бабешкина Е. С., учитель — логопед Центр развития ребенка-детский сад №2 «Жемчужинка», Майкопский район Консультация для воспитателей.
Нарушения в воспитании дошкольников Актуальность данной проблемы определяет сложная ситуация в современном обществе, которое отнюдь не идеально. В мире много жестокости, зла,.
Обучение грамоте дошкольников, имеющих нарушения речи Не секрет, что обучение грамоте — это, наверное, самый больной вопрос для родителей дошколят. Именно умение читать кажется основным признаком.
Особенности обучения рисованию портрета дошкольников, имеющих нарушения зрения Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей жизни у дошкольников с нарушениями зрения является одним из важнейших.
Семинар-практикум «Неблагоприятные эмоциональные состояния и способы их профилактики» План: 1. Вступительное слово 2. Мини-лекция «Стресс» 3. Упражнение «Ключ» Х. Алиева (тест на зажатость) 4. Мини-дискуссия «Плюсы и минусы.
Рекомендации для родителей дошкольников по профилактике нарушения осанки и плоскостопия Памятка для родителей дошкольников. Профилактика и коррекция плоскостопия средствами физической культуры. Инструктор по физической культуре.
Консультация «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Статья: «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Актуальность У 90% детей посещающих детский сад имеются те или иные отклонения в.
Источник
Консультация «Эмоционально-поведенческие нарушения у дошкольников»
ЛЮБОВЬ СОЛОМЕИНА
Консультация «Эмоционально-поведенческие нарушения у дошкольников»
Эмоционально-поведенческие нарушения у дошкольников
Эмоции (от лат. Emoveo — Потрясаю, волную) — состояния, связанные
с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и
выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний
удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей.
Являются одним из главных регуляторов деятельности.
Эмоция связана с потребностью, с ситуацией, с мышлением, с речью и
В эмоциональной регуляции участвует вегетативная нервная система
(два отдела: симпатическая-мобилизующая, парасимпатическая –
сохраняющая ресурсы) и эндокринная система.
Эмоциональные нарушения, их причины, особенности и коррекция
исследуются не только в психологии и педагогике, но и в психиатрии, физиологии,
социологии, биохимии, философии
«Нарушение» — это прекращение, прерывание нормального хода
развития, состояния чего-либо Т. е был «нормальный ход развития» эмоций или
«нормальное эмоциональное состояние», которое «прервано,
прекратилось» по каким-либо причинам, из-за влияния каких-то факторов
(биологических, психологических, социальных). Психологический и
социальный фактор –являются ведущими в детском возрасте, которые
влияют на первичные эмоциональные нарушения у нервно-психически
здоровых детей, проявляются в поведении, в дезадаптации, в прерывании
«свободного взаимодействия с окружающим миром» и пр.
Эмоциональные нарушения — устойчивые эмоциональные
состояния, как отдельные, так и комплексные, сопровождающиеся
поведенческими реакциями, которые препятствуют свободному
взаимодействию с окружающим миром: тревога, страхи, упрямство,
раздражительность и обидчивость, легко меняющееся настроение и
др. (В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, М.,
Из эмоциональных нарушений у детей, в которых наблюдается
преобладание или выраженность определённых видов эмоций, а так же их
поведенческих реакций можно выделить тревожно-фобические и агрессивные
нарушения.
Эмоциональные нарушения и поведенческие нарушения
различаются. Эмоциональное нарушение сопровождается одним или несколькими дополнительными расстройствами (гиперактивностью, расстройством научения, агрессивным и антисоциальным поведением и пр.).
Тревожно-фобические и агрессивные нарушения. Тревога, страх, гнев — неотъемлемые эмоциональные проявления
психической жизни, как радость, восхищение, печаль. Но при чрезмерной
податливости этим эмоциям, зависимости от них меняется поведение
человека, его отношение с окружающим миром, с людьми, нарушается
гармония внутреннего мира, развития его личности.
Мы часто сталкиваемся с детской тревожностью, что оказывает влияние
внутриличностные и внутрисемейные родительские конфликты и ошибки
воспитания.К ним относят: негативные модели семейного воспитания;
эмоциональные нарушения у родителей; алкоголизм родителей; развод
родителей; ссоры в семье; грубое и строгое отношение родителей;
баловство, отсутствие контроля; неодинаковое и противоречивое
воспитание; отверженность; ситуация депривации; воспитание вне семьи;
симбиотическая связь с одним из родителей; ссоры с братьями и сестрами;
узнавание об усыновлении и пр. (Гарбузов В. И. ; Захаров А. И. ; Кочубей и др)
Могут возникать трудности общения со сверстниками также может вызвать тревожность у детей старшего дошкольного возраста. Это — дефицит общения со сверстниками; изгои в детском коллективе; конфликты с детьми; демонстративность поведения; отсутствие потребности в детском общении; анормальный конформизм и пр (Абраменкова В. В. ; Лисина М. И. ; Репина Т. А. ; Лысюк Л. Г. ; Рузская А. Г. и др.). Негативный социальный опыт ребёнка влияет на дисгармонию эмоционального и личностного развития дошкольника, порождает невротические конфликты.
Раскрывая психологические факторы исследователи выделяют
неустойчивость самооценки, болезненно-чувствительное, неуверенное «Я»,
которое формируется в процессе негативного социального опыта ребёнка.
Невротическая дезинтеграция «Я» переживается вначале, как
невозможность соответствовать требованиям и ожиданиям родителей и
оставаться в то же время самим собой, в дальнейшем – как несоответствие
нормам общения, принятым среди сверстников.
К психологическим факторам относят особенности темперамента,
патологии восприятия, мышления, нарушения внимания и памяти,
задержки в развитии и т. д.
Своевременная диагностика факторов негативно влияющих на
личность ребёнка позволит организовать профилактические мероприятия,
предупредить тревожное расстройство.
Для профилактики поведенческих нарушений у дошкольников можно использовать игры.
Используя эти игры,вы научите детей:
• управлять поведением и эмоциональными проявлениями;
• выражать эмоциональное состояние вербально, мимикой, движениями;
• понимать эмоциональное состояние других людей;
• действовать согласованно по сигналам, договариваться друг с другом.
С помощью разнообразных игровых действий и движений в воображаемой ситуации дети передают свои впечатления и представления о ней. Это развивает у них воображение, связную речь, выразительные движения, что очень важно также для умственного и познавательного развития.
Игра 1. «Иголка и нитка»
Цель: развить произвольность.
Музыкальное сопровождение: веселая мелодия.
Инструкция. Выберите водящего — он будет выполнять роль иголки. Остальные дети — роль нитки. «Иголка» под музыку бегает между стульями, «нитка» (дети друг за другом) — за ней.
Если в группе есть зажатый или аутичный ребенок — предложите роль иголки ему. Таким образом, вы сможете развить его коммуникативные и организаторские способности.
Игра 2. «Кто за кем»
Цель: снизить возбудимость.
Музыкальное сопровождение: спокойная мелодия.
Инструкция. Для проведения игры расставьте в комнате стулья. Вызовите первого ребенка. Его задача — двигаться под музыку между стульями. Как только вы выключите ее, ребенок должен сесть на стул. Вызовите следующего. Игру продолжайте до тех пор, пока на стулья не сядут все дети.
Игра 3. «Слушай команду»
Цель: развить умение сосредоточиваться.
Музыкальное сопровождение: маршевая мелодия.
Инструкция. Предложите детям маршировать под музыку. Затем прервите ее и шепотом произнесите команду,например: сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки и т. п.
Примечание. Команды давайте только на выполнение спокойных движений. Продолжайте игру до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя.
Игра 3. «Ну-ка, отгадай»
Цель: развить мышление и речь.
Инструкция. Разделите участников на две группы. Задача первой — загадать предмет. Задача второй — с помощью наводящих вопросов отгадать задуманное. Участники первой группы могут отвечать только «да» или «нет».
Группа 1 встает по прямой линии друг за другом. Напротив — группа 2. Сначала в диалог вступают первые участники. Ребенок из группы 2 задает вопрос,например: «Оно живое?» («Это животное?», «Это человек?» и т. п.). Участник группы 1 отвечает. После этого они перемещаются в конец шеренги, а в диалог вступают вторые участники.Ребенок из группы 2: «Я его видел?» И т. д. После того как участники угадали предмет, группы меняются ролями. Если в течение 8–10 мин предмет не угадан, назовите его, чтобы дети не заскучали.
Игра4. «Картинки загадки»
Цель: развить мышление и речь.
Материал: большая коробка, карточки с изображением различных предметов (можно использовать картинки из детского лото).
Инструкция. Выберите водящего. Остальных детей попросите сесть на стулья. Водящий берет из коробки любую карточку. Его задача — не показывая остальным участникам, описать предмет, который изображен на ней. Тот, кто первым отгадал, становится водящим. Игра продолжается до тех пор, пока в роли ведущего не побывают все дети. Игра 5. «Перечисли предметы»
Цель: развить восприятие, наблюдательность, память.
Материал: различные предметы, одежда и т. п.
Инструкция. Выберите водящего и попросите его выйти из комнаты. Вместе с детьми задумайте ситуацию и выложите на стол семь предметов, которые могут понадобиться в ней.Например: «Я иду гулять» — тогда на столе должны лежать семь предметов одежды. Пригласите водящего, опишите ему ситуацию и предложите в течение 1–2 мин осмотреть предметы. Затем попросите водящего повернуться спиной к столу, а лицом к группе и перечислить все, что лежит на столе. После каждого правильного ответа дети хором говорят «правильно», после неправильного — «неправильно». Если водящий забыл какие-то предметы, группа называет их.
Игра 6. «Я не знаю»
Цель: развить выразительность движений, коммуникативные способности.
Инструкция. Выберите водящего — он будет исполнять роль незнайки. Его задача — на все вопросы детей молчать и только мимикой и выразительными движениями (поднятие бровей, опускание уголков губ, разведение рук в стороны) показывать, что он не знает ответа на заданный вопрос.
Игра 7. «Поссорились два петушка»
Цели: стимулировать раскрепощенность, развить самоконтроль.
Музыкальное сопровождение: А. Райчев «Поссорились два петушка» или любая веселая мелодия.
Инструкция. Предложите детям беспорядочно двигаться под музыку, слегка толкаясь плечами. Следите за тем, чтобы удары при столкновении были не сильными и не болезненными.
Цели: снизить гиперактивность, развить самоконтроль.
Музыкальное сопровождение: маршевая мелодия.
Инструкция. Предложите детям двигаться под музыку — они могут маршировать или выполнять свободные движения. Объясните им, что, как только вы поднимете флажок, они должны замереть в тех позах, в которых их застал сигнал. Музыку не выключайте. Через 5–7 с опустите флажок — дети могут продолжить движение.
Игра 9. «Раздумье»
Цель: выработать способность концентрироваться и успокаиваться.
Музыкальное сопровождение: спокойная мелодия.
Инструкция. Выберите одного участника — он исполняет роль грибника, остальные — деревья в лесу.
Под музыку грибник идет в лес по грибы. Он ходит между деревьями, плутает и в конце концов не может найти дорогу обратно. Выключите музыку. Задача «грибника» —остановиться и задуматься: «Куда идти?».При этом ребенок должен встать в определенную позу: руки сложены на груди, смотрит перед собой.
Консультация «Дизартрия — нарушения артикуляционной моторики» Дизартрия-нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Патогенез дизартрии.
Формирование коммуникативных навыков у дошкольников, имеющих нарушения речи Сообщение на районном семинаре для воспитателей МБДОУ и ГКП по теме «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с требованиями.
Использование методов песочной терапии в развитии эмоционально-личностной сферы дошкольников В последнее время под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством.
Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста» Болезни позвоночника — одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими.
Консультация «Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с ранним детским аутизмом» Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с ранним детским аутизмом Нарушение эмоционально-волевой сферы является ведущим.
Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности Развивающее занятие в подготовительной группе. «Семена для лунных жителей» Цели: развитие чувств, эмоций; развитие.
Причины и признаки нарушения речи у дошкольников «Причины нарушения речи» Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда,.
Влияние авторских музыкальных игр в процессе театрализации на развитие эмоционально-познавательной деятельности дошкольников 1 Слайд: (Титульный) Тема: «Влияние авторских музыкальных игр в процессе театрализации на развитие эмоционально-познавательной деятельности.
Профилактика нарушения зрения у дошкольников Разрешите представить вам мастер-класс по теме «Профилактика нарушений зрения у дошкольников» Профилактика появления зрительных расстройств.
Эмоционально — нравственная сфера дошкольников Темой моего самообразования является «Эмоционально — нравственная сфера дошкольников». Цель: передать опыт работы по программе «Эмоционально.
Источник