Эмоциональные комплексы у дошкольников

Эмоции и их комплексы у детей

наталья вяткина
Эмоции и их комплексы у детей

Эмоции и их комплексы у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем, друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

Эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию.

Эмоцииразличаются и по своей продолжительности: кратковременные эмоциональные состояния (волнения, аффекты и т. п.) и более продолжительные, устойчивые настроения.

Если две или несколько фундаментальных эмоций в комплексе проявляются у человека относительно стабильно и часто, то они определяют какую-то его эмоциональную черту. Развитие таких эмоциональных черт сильно зависит от генетических предпосылок индивида и от особенностей его жизни. Так в жизни каждого человека бывают моменты, когда он одновременно переживает несколько эмоций, одна эмоция побуждает его делать одно, а другая диктует ему нечто противоположное. При этом человек испытывает то, что обычно называют чувствами. В действительности это эмоциональные комплексы.

Человек, в силу своей биологической природы, и в силу сложной организации персептивных и когнитивных процессов, а также из-за неоднозначности той стимуляции, которую он получает от окружающей среды и себе подобных, редко отвечает на воздействие простой и однозначной эмоцией. Скорее наоборот – происходящие события и восприятие их человеком побуждает сложный комплекс эмоций. Ситуации заставляющие человека злиться, могут также вызывать у него отвращение, а иногда и презрение. В угрожающей ситуации человек может сначала испугаться, затем разозлиться, а затем вновь испытать страх. Он также может злиться на себя, когда чувствует себя в чем-то виноватым. Если у человека депрессия, то печаль – далеко не единственная эмоция, которую он переживает, она может переплетаться с враждебностью по отношению к себе, со страхом и чувством стыда.

Знание особенностей каждой эмоции дает одно несомненное преимущество – оно позволяет уловить те моменты, когда мы испытываем две или несколько эмоций одновременно или их стремительную смену. А это очень важно, если люди хотят лучше понимать себя, разбираться в том, что ими движет, ибо в переломные моменты жизни человек переживает не одну, а несколько эмоций.

К основным эмоциональнымчертам человека относятся следующие:

1. Тревожность представляет собой комплекс фундаментальных эмоций, включающих страх и такие эмоции, как горе, гнев, стыд, вину и иногда интерес-возбуждение. Состояние тревоги (тревога, тревожность) — особое эмоциональное состояние психической напряжённости человека, возникающее в результате предчуствия им неопределённой, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности. Тревога вызывает активизацию внутренних ресурсов организма, психики человека для того, как наступает ожидаемое событие, помогая субъекту адаптироваться к изменяющимся условиям своего существования, выстоять в любой кризисной ситуации. Компонентами тревожного состояния обычно являются такие эмоции, как страх, стыд, вина и некоторые другие. Однако в этом комплексе эмоций доминирующими являются умеренно выраженные опасения, беспредметный страх по различным поводам. Состояние тревожности нередко бывает связано с другими эмоциями, психическими состояниями, такими, например, как страх, состояние психической напряжённости (стресс) и с некоторыми другими.

2. Депрессия – комплекс эмоций, включающих горе, гнев, отвращение, презрение, страх, вину и робость. Гнев, отвращение и презрение могут относиться к самому себе (внутренне направленная враждебность) и к другим (внешне направленная враждебность). В депрессию включены и такие аффективные факторы, как плохое физическое самочувствие, пониженная сексуальность, повышенная утомляемость, являющиеся часто побочными продуктами депрессии, но и обладающие мотивационными качествами для развития депрессии.

3. Любовь занимает особое место в жизни каждого человека, является источником обогащения жизни и радости. Существует много видов любви, и каждый из них имеет неповторимые признаки и каждый – особый комплекс аффектов.Общее во всех видах любви: она связывает людей друг с другом, и эта связь имеет эволюционно-биологическое, социокультурное и личностное значение.

4. Враждебность – взаимодействие фундаментальных эмоций гнева, отвращения и презрения, иногда ведущее к агрессии. В сочетании с конкретным набором знаний об объектах, на которые направлена враждебность, она перерастает в ненависть.

Длительное переживание эмоций (эмоциональных комплексов, чувств, нередко переходит в довольно стойкие, сложные, порой внутренне противоречие эмоциональные психические состояния. Некоторые чувства, эмоциональные состояния становятся ведущими, доминирующие в структуре личности и в силу этого могут серьёзно влиять на формирование характера.

В повседневной жизни эмоции и чувства своевременно сигнализируют человеку о воздействующей на него окружающей среде, свидетельствует о происходящих в его организме процессах, изменениях. Эмоции, чувства оказывают серьёзное влияние на поведение, познавательную активность людей.

Феномен эмоций в деятельности ребенка играет весьма значительную роль и выступает не только как необходимое условие возникновение творческой деятельности, но и как важнейший регулятор любых психических процессов, а, следовательно, и любых видов деятельности.

Эмоциональные явления сопровождают всякую деятельность человека и проникают в каждый психологический процесс. Что же касается эмоциональной сферы ребенка, которая изучалась многими ведущими учеными мира,то доказано: она является важнейшим регулятором деятельности ребенка. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития, социализации. Эмоциональность влияет не только на формирование личностных черт и социальное развитие ребенка, она сказывается даже на его интеллектуальном развитии. Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды.

Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние).

Читайте также:  То чувство когда первокурсник

«Домик, где живут наши эмоции». Организация уголка оценки эмоционального состояния детей Тема этой публикации не нова, рассматривалась многими, но всё же, мы решили поделиться собственным опытом организации уголка оценки эмоционального.

Причины возникновения эмоции страха у детей Эмоции понимаются нами как душевные волнения, составляющие элементы чувств. Человек может испытывать различные эмоции. в попытках объеденить.

Консультация для воспитателей «Что такое эмоции?» Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспособится к той или иной ситуации. Эмоции ребёнка — это «послание» окружающим.

Комплексы общеразвивающих упражнений для детей старшего дошкольного возраста Комплексы ОРУ для детей 5-6 лет. «Герои сказок», на гимнастической скамейке 1. И. п. – сидя верхом на скамейке друг за другом, (Баба-яга.

Комплексы упражнений Цель: формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста. Комплекс № 1 Свободная ходьба (20сек, с выпрямленной спиной.

Комплексы утренней гимнастики для детей старшей группы Без предметов Комплекс № 1 1. И. п. : основная стойка. 1 – наклонить голову вправо, 2 – прямо, 3 – влево, 4 – прямо. Вначале выполнять медленно,.

НОД «Наши Эмоции» Цель: закреплять полученные знания об основных эмоциях. Задачи: Обучающая: формировать уверенность в себе, своих силах и возможностях Развивающая:.

Пособие для детей «Эмоции» Я очень давно не заходила на свой любимый сайт, соскучилась и наконец я опять начинаю работать. Недавно я, глядя на своих малышей в.

Семинар-практикум для родителей «Эмоции в жизни детей» Семинар-практикум на тему «Эмоции в жизни детей» В разработке семинара участвовали: воспитатели Крылова Е. В., Логачева А. О., ИФК Янцен Н. Г.

Конспект совместной деятельности по социально–коммуникативному развитию «Эмоции» для детей среднего дошкольного возраста Тема: «эмоции» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет Подготовила воспитатель Григорян Татьяна Юрьевна Конспект совместной деятельности.

Источник

Эмоциональные комплексы у дошкольников

С.Л. Рубинштейн считал, что человек как субъект, который познает и изменяет мир, «не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия. » [1, 551]. Человек переживает то, что с ним происходит, и относится к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций. Ученый отмечал специфику всех эмоциональных процессов, а именно их полярность. В психологической литературе обычно выделяют несколько полярностей эмоциональной сферы: положительный и отрицательный знак эмоций, возбуждение и успокоение, напряжение и облегчение, полярность, связанная со степенью контроля эмоций.

В психологии неоднократно предпринимались попытки выделить основные, фундаментальные, базовые эмоции. Так, К. Изард определяет несколько критериев для выделения базовых эмоций:

• базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;

• базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);

• базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком;

• базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов;

• базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации [2, 63-64].

Как известно, к базовым эмоциям исследователь отнес следующие: интерес, радость, удивление, горе,гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вину.

Однако К. Изард отмечал, что человек редко отвечает на воздействие простой и однозначной эмоцией. В силу своей биологической природы и в силу сложной организации персептивных и когнитивных процессов, а также из-за неоднозначности той стимуляции, которую он получает от окружающей среды и себе подобных, человек испытывает комплекс эмоций. Иначе говоря, происходящие события и восприятие их человеком побуждают сложный комплекс эмоций. Ситуации, заставляющие человека злиться, могут также вызывать у него отвращение, а иногда и презрение. В угрожающей ситуации человек может сначала испугаться, затем разозлиться, а затем вновь испытать страх. Он может также одновременно злиться на себя, когда чувствует себя в чем-то виноватым. Если у человека депрессия, то печаль – далеко не единственная эмоция, которую он переживает, она может переплетаться с враждебностью по отношению к себе, со страхом и чувством стыда [2].

Таким образом, эмоциональный комплекс –это эмоции разной направленности, придающие мотивационную окраску сигналам внешней среды, которые активизируются одновременно [2].

Если две или несколько базовых эмоций в комплексе проявляются у человека относительно стабильно и часто, то они определяют какую-то его эмоциональную черту. Развитие таких эмоциональных черт сильно зависит от генетических предпосылок индивида и от особенностей его жизни. То есть в жизни человека возникают ситуации, когда он одномоментно может пережить несколько эмоций, при этом одна эмоция побуждает его делать одно, а другая – противоположное.

Способность находить дифференциальные отличия каждой эмоции дает возможность уловить те моменты, когда мы испытываем две или несколько эмоций одновременно или их стремительную смену. А это очень важно, если люди хотят лучше понимать себя и других людей, разбираться в том, что ими движет, так как в сложных обстоятельствах жизни человек переживает не одну, а несколько эмоций.

Длительное переживание эмоциональных комплексов, чувств, нередко переходит в довольно стойкие, сложные, порой внутренне противоречие эмоциональные психические состояния. Некоторые чувства, эмоциональные состояния становятся ведущими, доминирующие в структуре личности и в силу этого могут серьёзно влиять на формирование характера.

Следует подчеркнуть, что от того, какие эмоции испытывает и проявляет ребенок, зависит успешностьего социализации, так как именно социализация предполагает активное взаимодействиеегос окружающими людьми. Если ребенок находится в состоянии уныния, если он расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его сверстник, склонен к активному любопытству, к познанию окружающей среды.

Естественно, развитие эмоций и чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение или подавление потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние).

Психологическая практика показывает, что за психологической помощью чаще всего обращаются родители детей дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности и страхами, а также с признаками агрессии. То есть именно эти эмоциональные комплексы в большей степени характерны для детей данной возрастной группы, развивающихся без патологических отклонений.

По мнению А.И. Захарова, страх – это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула [3, 6]. Страх может развиться у человека в любом возрасте и проявляться в различных формах: испуга, боязни, аффективного страха. Страх, возникающий из-за серьезного эмоционального неблагополучия, может иметь крайние формы выражения: ужаса, эмоционального шока, потрясения.

Читайте также:  Как поднимается давление при стрессе

Исследователь считает, что детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Так, удетей от 1 года до 3 лет возникают ночные страхи, на 2-ом году жизни часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли. В 3-5 лет – страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. Для детей от 5 -7 лет характерен страх смерти. А от 7 до 11 лет дети больше всего боятся потерять уважение и хорошее отношение со стороны значимых взрослых.

В психологических исследованиях отмечается, что в разных цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: в дошкольном возрасте – страх отделения от матери, страх перед животными, темнотой, в 6-8 лет – страх смерти. Это является доказательством общих закономерностей в развитии, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становятся основой для проявления одних и тех же страхов. Однако насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий.И все же исследователями выявлено, что наибольшее количество страхов наблюдается у детей в 5-8 лет. Они менее интенсивны, но эти страхи более сложно психологически мотивированы и несут в себе больший познавательный заряд.

Как известно, эмоциональное развитие в основных чертах заканчивается к 6 годам, когда эмоции уже отличаются известной зрелостью и устойчивостью. Начиная, с 5 лет на первый план выходит интеллектуальное развитие, в первую очередь развитие мышления. И это позволяет ребенку в большей степени понимать, что способно причинить ему вред, чего следует бояться, избегать. Поэтому именно в этом возрасте возникает страх не только на эмоциональной, но и на рациональной основе.

Одной из самых распространенных причин появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения. Представители различных теоретических направлений в психологии сходятся в признании негативного влияния нарушенных внутрисемейных отношений на психическое развитие ребенка. Среди причин формирования и развития различных патологических черт характера и невротических симптомов выделяют следующие: внутрисемейные конфликты; неадекватные воспитательские позиции родителей; нарушение контакта ребенка с родителями вследствие распада семьи или долгого отсутствия одного из родителей; ранняя изоляция ребенка от семейного окружения; личностные особенности родителей. Итак, в психологической литературе в качестве главной причины появления страхов рассматривается неадекватное родительское поведение.

Замечено, что у детей, живущих в отдельных квартирах, страхи встречаются чаще, чем у детей, живущих в частных домах. В отдельных квартирах дети лишены непосредственного контакта с другими детьми. У них больше вероятность появления страхов одиночества, темноты, страшных снов.

Недостаточная двигательная и игровая активность, а также потеря навыков коллективной игры способствуют развитию у детей беспокойства. Отсутствие эмоционально насыщенных, шумных и подвижных игр существенно обедняет эмоциональную жизнь, приводит к чрезмерно ранней и односторонней интеллектуализации психики. В то же время игра является эффективным способом изживания страхов. Однако некоторые родители опасаются игр, боятся, что в процессе игры ребенок может получить травму, испугаться. Общение с детьми у постоянно пугающихся родителей строится преимущественно на абстрактно-отвлеченном, а не на наглядно-конкретном, образном уровне. Это приводит к тому, что ребенок учится безосновательно беспокоиться по поводу всего того, что может произойти.Это особеннокасается единственных детей в семье, по отношению к которым взрослые проявляют больше беспокойства и опеки.Единственный ребенок в семье – этооснова родительских забот и тревог. Он находится в тесном эмоциональном контакте с родителями, поэтому быстрее и глубже присоединяется к их беспокойству. Замечено, что именно в таких семьях родители хотят, чтобы их ребенок соответствовал высоким социальным стандартам. В итоге у детей возникают внушенные, зачастую необоснованные страхи по поводу несоответствия ожиданиям родителей.

На количество страхов оказывает влияние состав семьи. У детей старшего дошкольного возраста в неполных семьях число страхов заметно выше, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Это связано с тем, что именно в 5-7 лет дети в наибольшей степени стремятся идентифицировать себя с родителем того же пола. Мальчики хотят быть во всем похожими на отца, как представителя мужского пола, а девочки – на свою мать, что придает им уверенность в общении со сверстниками своего пола. Отсутствие отца, незащищенность им и общение с беспокойной, лишенной опоры матерью ведет к нарастанию страхов. Страх, беспокойство у детей могут вызвать постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей, прежде всего роли отца. Так, мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца.

Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения страхов у детей. У родителей, ставших отцами и матерями после 30-35 лет, дети более беспокойны, что отражает преимущественно тревожность матери, поздно вышедшей замуж и долго не имевшей детей. Развитие «поздних» детей происходит под знаком чрезмерных забот и беспокойств. Впитывая тревогу родителей, они рано обнаруживают признаки беспокойства, перерастающего затем в неуверенность в себе.

Наиболее чувствительны к конфликтным отношениям родителей дети-дошкольники. Если они видят, что родители часто ссорятся, то число их страхов выше, чем когда отношения в семье хорошие. При конфликтной ситуации девочки чаще, чем мальчики, отказываются выбирать роль родителя того же пола. Заслуживает внимание обнаружение у детей-дошкольников из конфликтных семей более частых страхов у девочек перед животными, стихией, заболеванием, заражением и смертью, а также страхов кошмарных снов и родителей у мальчиков. Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье.

Следует подчеркнуть, что боязливость и страх в дошкольном возрасте не являются устойчивой чертой характера, при адекватном подходе со стороны взрослых он становиться обратимым процессом. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются, говорят об ослабленной нервной системе ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным.

Читайте также:  Чувство когда всех жаль

Тревожность являетсяодной из наиболее сложных проблем в современной психологической науке. Многие исследователи данного феномена подчеркивают неопределенность, размытость, неточность и многозначность самого понятия. Обычно термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске психического состояния, характеризующееся субъективными ощущениями беспокойства, напряжения, мрачных предчувствий. Так, Г.Ш. Габдреева определяет тревогу как состояние, которое «в норме переживается каждым здоровым человеком в случаях, предполагающих антиципацию (предвосхищение) негативных результатов» [4, 133]

По мнению А.И. Захарова, это состояние зарождается уже в раннем возрасте и отражает «. тревогу, основанную на угрозе потери принадлежности к группе (вначале это мать, затем – другие взрослые и сверстники)» [3, 22].Необходимо отметить, что сложность исследования страха и тревоги у детей связана, по крайней мере, с двумя обстоятельствами. Во-первых, разграничение внешней и внутренней, определенной и неопределенной угрозы возникает в онтогенезе довольно поздно. Во-вторых, разграничение «витальной» и «социальной» угрозы часто достаточно условно, особенно для детей.

В отличие от страха тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха.

Известно, что проблема тревожности как собственно психологическая проблема была впервые поставлена в трудах 3. Фрейда. Ученый говорил о необходимости разграничения страха и тревоги, считая, что страх – реакция на конкретную опасность, тогда как тревожность – реакция на опасность, не известную и не определяемую.

З. Фрейд выделил два критерия, по которым можно отличить невротическую тревожность от реального страха. Невротическая тревожность отличается тем, что опасность является внутренней, а не внешней, и в том, что она сознательно не признается. Основной источник невротической тревожности – боязнь потенциального вреда, который может причинить освобождение влечений.

В настоящее время в научной литературе, когда речь заходит о тревожности и страхе, то разные авторы указывают на разные критерии их различения. Можно выделить пять наиболее известных и описанных в психологической литературе критериев, позволяющих размежевать эти понятия:степень конкретности угрозы, опасности, на которую реагирует человек; направленность угрозы; способ реагирования человека; сложность организации переживания; интенсивность переживания.

Дальнейшее развитие проблема тревожности получила в работах Г.С. Салливана, К. Хорни и Э. Фромма. Так, К. Хорни отмечала, что возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка. У ребенка есть определенные потребности в любви, заботе, одобрении со стороны других. Если эти потребности удовлетворяются в раннем опыте ребенка, если он чувствует любовь и поддержку окружающих, то у него развивается чувство безопасности и уверенности в себе. Если близкие люди не могут создать для ребенка такой атмосферы, их отношение к ребенку блокируется их собственными искаженными, невротическими потребностями, конфликтами, то у ребенка развивается тревожность. В эти искаженные отношения исследователь включает доминирующие, гиперопекающие, запугивающие, тревожные, чрезмерно требовательные, чрезмерно снисходительные, колеблющиеся, некритичные, безразличные отношения. В результате у ребенка развивается «базисная тревожность», то есть переживание глубокой ненадежности и смутной озабоченности, а также чувство изолированности и беспомощности в мире, который он воспринимает как потенциально враждебный себе [5].

В современных исследованиях также указывается, что главной причиной возникновения тревожности у дошкольников – неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. Ощущая условность материнской любви, ребенок будет добиваться удовлетворения потребности в любви любыми способами. К детской тревоге, по мнению исследователей, также приводят чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание.

Н.Д. Левитов пишет, что тревога у детей может порождаться отсрочкой подкрепления. Так, например, если ребенку обещают что-то приятное, а затем откладывают обещание, то он обычно томиться в ожидании и беспокойстве. «Отсрочка подкрепления вызывала у большинства детей состояние неуверенности, беспокойства»[6].

В исследованиях Н.В. Имедадзе определены следующие причины тревожности у детей дошкольного возраста, вызванные характером внутрисемейных отношений:

• излишний протекционизм родителей, опека;

• условия, создавшиеся в семье после появления второго ребенка;

• плохая приспособленность ребенка- тревожность возникает из-за неумения одеваться, самостоятельно есть, укладываться спать и т.д.[7, 133].

Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, школой, детским садом. Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

2. Неадекватными, чаще всего, завышенными требованиями. Например, родители требуют от ребенка, чтобы тот непременно был отличником, и не могут смириться с тем, что их ребенок не является лучшим учеником класса.

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение [8].

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает. Также была выявлена и такая закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми.

Таким образом, развитие эмоциональных комплексов у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой. Исследователи единодушны в оценке негативного влияния высокого уровня тревожности и страхов на жизнедеятельность ребенка, при этом отмечают увеличение количества детей с повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Причины возникновения связаны с множествомкак природных, генетических факторов развития психики ребенка, так и социальных. И если природные факторы возникновения эмоциональных комплексов трудно устранимы, то социальные причины можно устранить, создав благоприятные, комфортные условия для психического развития дошкольника. Поэтому перед психологами стоит задача ранней диагностики этого состояния и коррекции эмоциональных комплексов. Наиболее перспективным направлением для решения этой проблемы представляется использование арт-терапии при работе с детьми с эмоциональными комплексами.

Источник

Оцените статью