Эссе «Внутренние качества социального педагога»
Наталья Иванова
Эссе «Внутренние качества социального педагога»
Внутренние качества социального педагога очень важны в его профессиональной деятельности.
Профессия социальный педагог достаточно молодая, которая объединила определенное количество неравнодушных и бескорыстных к чужим проблемам людей, встав на стражу социального благополучия обучающихся, помогая им успешно осваивать образовательную программу. Социальный педагог помогает обучающимся социализироваться в обществе, а также стоять на охране детства, своевременно выявляя проблемы в образовательном учреждении, семье, окружении, не допустив жестокого отношения. Также социальный педагог оказывает помощь родителям (законным представителям) в недопущении безнадзорности и беспризорности, выступая посредником с субъектами профилактики. Социальный педагог, являясь специалистом общеобразовательного учреждения, выступает организатором деятельности участников образовательного процесса, создавая благоприятную обстановку для успешного освоения обучающимися образовательной программы.
Социальный («socio», «socius») – в переводе с латинского языка обозначает «союзный», «общий», процесс усвоения человеческим индивидуум определять системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Социальный педагог только при наличии благоприятной позиции в системе межличностных отношений в коллективе может повлиять на обучающихся, заслужив уважение и доверие.
Я считаю, что социальный педагог должен обладать умением разбираться в людях, способностью быстро и правильно оценивать сильные и слабые стороны людей, понимать их настроение, чувства, интересы, потребности, мотивы, цели, идеалы; быть чутким, доброжелательным и справедливым, уметь замечать прежде всего положительные качества ребенка, не акцентировать недостатки; быть коммуникабельным (от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — способность быстро и правильно строить общение, способность первому вступать в контакт с обучающимся, в беседе проявлять тактичность, использовать простую речь и доступность излагаемого текста, не «бояться» больших аудиторий, уметь грамотно изъясняться; быть инициативным, так как необходимо ставить достигаемые цели, умело и аргументированно убеждать и предлагать способы их достижения, постоянно добиваться их достижения; находить выход из различных, в том числе спорных и неоднозначных ситуаций, проявляя оптимизм.
Наличие высокого уровня внутренних качеств, позволит социальному педагогу быть психологически привлекательным в межличностных отношениях не только среди обучающихся и родителями (законными представителями,но и с участниками образовательного процесса: учителями, администрацией образовательного учреждения и школьной службы сопровождения.
К числу важнейших внутренних качеств социального педагога, на мой взгляд,также можно отнести: твердость в отстаивании своей точки зрения, старательность, нервно-психическая устойчивость, так как эффективность его деятельности зависит от искусства поведения. Можно отметить эмоциональные качества личности, характеризующие переживанием, которые социальный педагог испытывает при возникновении социальных проблем в процессе работы и оказывающие существенное влияние на его профессиональную деятельность. К таким качествам можно отнести: самообладание, способность к саморегуляции, позволяющая владеть собой в различных ситуациях профессиональной деятельности, что позволяет управлять своим состоянием в различных ситуациях и этим помогает принимать взвешенные, осмысленные решения, добиваясь поставленной цели. Способность к сопереживанию позволяет с большей душевной теплотой относиться к состоянию ребенка, его реальным социальным проблемам, лучше понимать его внутренний мир, переживания.
При принятии решении о создании этой профессии стояли глобальные задачи: уменьшить рост преступности, количество неблагополучных детей и иные проблемы, оказывая социально-педагогическую и правовую помощь детям, которые нуждаются в особой поддержке государства, для создания психологического комфорта и безопасности детей с помощью различных механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений. Социальный педагог занимается в образовательном учреждении созданием доброжелательных условий для развития обучающихся, защищает права детей, помогает наладить отношения семьи со школой, организует работу учителей и педагогов, помогает повысить успеваемость детей, а также занимается профилактикой безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних обучающихся. В связи с этим, я считаю, что социальный педагог обязательно должен повышать свой уровень образования, в том числе повышать уровень правовой подготовки, он должен быть любознательным, проявляя интерес к работе с людьми и понимать какую помощь он может оказать со ссылкой на нормативные акты.
Важно, чтобы социальный педагог не воспринимался обучающимися как администратор, так как возможно потерять доверие, но и не должно быть «панибратства», соблюдая дистанцию в отношениях. В связи с этим, специалисту, желающему работать социальным педагогом необходимо постоянно развивать в себе такие внутренние качества как наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию (способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки, рефлексию (умение видеть себя глазами другого человека) и самоконтроль.
Социальный педагог, по моему мнению, должен работать над своими нравственными качествами, чтобы это стало его отличительной чертой. К таким качествам относятся: нормы морали, выражающие общечеловеческие ценности в отношении к человеку, общению, социально-педагогической деятельности;нравственные чувства: удовлетворение от повседневного проявления нравственности (уважения к человеку, его достоинству, стремления помочь, поддержать обучающегося, родителя (законного представителя и участника образовательного процесса в решении социальных проблем, социально-педагогической деятельности, своей профессиональной деятельности, нравственной по своей сути; неудовлетворение от нерешенных социальных проблем человека, несоблюдения моральных норм как самим, так и другими. Это такие нравственные чувства специалиста, как долг, совесть, честь. Именно они способствуют формированию нравственных привычек.
Я считаю, что не каждый человек пригоден для социально-педагогической работы. Определяющей здесь является система ценностей социального педагога — способность делать добро другому человеку, независимо от его происхождения, веры и социального статуса, приносимой им пользы обществу
Поэтому, с утверждением можно сказать, что внутренние качества социального педагога очень важны в его профессиональной деятельности, помогая решать социальные проблемы обучающихся и их семей.
Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.
Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.
Анкета для родителей по оценке качества деятельности учреждения Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в анкетировании по оценке качества деятельности нашего Учреждения. 1. Как долго Ваш ребенок.
Цели и задачи реализуемых направлений социального проекта для гиперактивных детей с ОВЗ «Шустрик» Направление «Психотерапевтическая коррекция». Цель: Коррекция психической деятельности учащихся с дефицитом внимания. Задачи: 1. Развивать.
Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.
Консультация «Внешние и внутренние условия интеграции дошкольников с ОВЗ» Социально-образовательные услуги несколько отличаются на разных этапах развития ребенка с ОВЗ, так же, как и включенность в их обеспечение.
Подготовка молодых специалистов в рамках социального партнерства ДОО и педагогического колледжа. Часть I Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, которая обеспечивает устойчивый.
Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017–2018 учебный год группы детей среднего возраста Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017 -2018 учебный год группы детей среднего возрастаВоспитательно-образовательный.
Эссе «Миссия педагога. Взгляд изнутри» Жара… Нещадное августовское солнце испепелило землю. Пыль серым велюром покрыла поверхность, придавая монотонность ландшафту уходящего лета.
Эссе педагога «Мой путь длиною в жизнь» Основные направления моей профессиональной деятельности сформировались ещё в детстве. Одной из любимых игр была игра «В школу», и я тогда.
Источник
Внутренние качества социального педагога. (Эссе)
Татьяна Гальцева
Внутренние качества социального педагога. (Эссе)
Эти два термина — «социальный» и «педагог» — не так давно находятся рядом друг с другом. И если значение второго ни у кого не вызывает вопросов — с ним всё ясно,то сочетание этих слов до сих пор является непонимание: «Ты социальный педагог? А кто это? А что ты делаешь?»
Хорошие вопросы. И главное, как шутил один известный киногерой, редкие. Что ж, попробую ответить. Профессии воспитателя, учителя и социального педагога роднит то, что объектом их внимания является ребёнок, его развитие и становление в обществе. Но в работе имеется также и ряд особых отличий. Рассуждаем логически. Безусловно, слово «социальный» является однокоренным со словом «социум» — общество.Заглянем в толковый словарь: «социальный» — общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе. Таким образом, социальный педагог — человек, деятельность которого направлена на. Многое, на что направлена, одной фразой и не ответишь!
Социальный педагог — это новый тип педагога. У него новые отношения к ребёнку, новые отношения и ребёнка к педагогу. Социальный педагог решает проблемы ребёнка, не совершая действия, которые во вред подопечному. Социальный педагог объединяет усилия детского сада, школы и родителей, помогает получить сильную личность, достойную гражданина, который преодолевает трудности, умеет подняться, если упал, у которого есть свой стержень, своё «Я».
Главное – научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребёнок — человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Каждый ребёнок талантлив по-своему. Каждому нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, само реализоваться. Моя цель — увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть. «Молодец!», «Умница!», «Я тобой горжусь!»— эти высказывания укрепляют доверительное отношение. Я считаю, что самое важное в моей профессии — глубокое уважение к личности каждого ребёнка.
Во-вторых, оказывать помощь в успешной социализации воспитанников. Модель существования и поведения во взрослой жизни дети начинают «отрабатывать», находясь ещё в детских учреждениях.Воспитанники каждую минуту решают сложнейшие задачи: как сделать так, чтобы тебя приняли в коллективе? как научиться не идти ни у кого на поводу и уметь отстаивать своё мнение? как добиться уважения окружающих? как выходить из спорных ситуаций? как говорить так, чтобы тебя слушали? На эти и многие другие вопросы нужно учиться отвечать уже сейчас, для того чтобы в будущем накопить определённый багаж знаний и умений. В любом коллективе нужно самоутвердиться, занять свою нишу и учиться этому надо заранее.
Бывает так, что я говорю ребёнку неприятные вещи, могу быть строгой и требовательной, но если ребёнок чувствует, что я интересуюсь его делами, хочу понять его, искренне помочь, остаться хранителем его детских тайн, которые он доверил мне, то он примет мои замечания, поверит и сохранит уважение и признательность.Главными целями в моей работе являются: социальная защита воспитанников, их развитие, воспитание нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, способной строить жизнь, достойную Человека, умеющей быть счастливым и нести счастье людям. Чтобы добиться выполнения этих целей, надо хорошо знать своих подопечных, их здоровье, их интересы. Отношения с семьёй и их товарищами. Такое знание помогает понять истоки трудностей, которые возникают в воспитании детей, помогает следить за ростом детей в умственном, духовном, нравственном плане, вносить коррективы в уровень их воспитанности. Работа с родителями предполагает определённые трудности.Но это работа дают свои результаты: родители начинают прислушиваться, понимать.
В-третьих, социальный педагог является связующим звеном между учебными учреждениями и окружающим их миром. Договориться о совместных действиях и мероприятиях, постараться уладить конфликтную ситуацию между родителями и педагогами, организовать встречу воспитанников с нужными людьми и в нужное время. Социальный педагог тесно сотрудничает с органами социальной защиты, опекунским советом, полицией. Он везде и всегда должен представлять и защищать интересы ребёнка в государственных учреждениях, различных комиссиях, административных органах.
Суть работы социального педагогаможно выразить русской поговоркой: «И швец, и жнец, и на дуде игрец». Это, действительно, так, потому что соц. педагог объединяет в себе воспитателя, социального работника, педагога дополнительного образования, психолога, педагога, дефектолога, организатора воспитательной деятельности и в чём-то — юриста. Всё это говорит о том, что наша деятельность уникальна и универсальна,ведь она направлена на выполнение множества функций: посредническую, охранно-защитную, диагностическую, коррекционно-реабилитационную, предупредительно-профилактическую. Социально-педагогическая деятельность действительно многопрофильна, но в какой бы сфере ни работал социальный педагог, ему приходится работать с людьми, а более всего с детьми.
В моей работе есть обязанности приятные и не очень. Безусловно, отрадно становится на душе, когда удаётся помочь конкретному ребёнку, конкретной семье. Хорошо, когда получается оградить воспитанника от негатива, направить развитие его личности в «нужное русло», защитить его права. В такие моменты понимаю, что работаю не напрасно, не зря отдаю столько сил. И пусть мы (соц. педагоги) часто сталкиваемся с безразличием, чёрствостью и невоспитанностью неблагополучных родителей, с равнодушным отношением окружающих к проблемам детей, к тому, что достучаться до своих подопечных очень нелегко – трудные дети, в основном, никому не верят и, как правило, озлобленные. Зато сколько позитивных чувств получаешь, когда видишь, что ты помог ребёнку стать на путь исправления!
Так что же это за человек – социальный педагог? Каким должен быть его психологический и личностный портрет? Чем он должен отличаться от представителей других профессий?
Если сравнить необходимые для профессии качества с красками, то добавим на палитру для портрета доброжелательность, способность любить детей, терпимость, активность, отзывчивость, тактичность, энергичность, развитый эмоционально-волевой контроль, аналитическое мышление, позитивный настрой, умение работать с разными категориями населения. Яркая и перспективная палитра получается! Добавим также наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, способностью представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания и поступки. Разведём всё это несколькими каплями чуткости, общительности, доброты, любознательности и твёрдости в отстаивании своей точки зрения. Богатая личность получается на полотне!
На мой взгляд, главным качеством социального педагога обязательно должно присутствовать чувство собственного достоинства, иначе он не заслуживает уважения и сам не сможет воспитать того же у ребёнка, нуждающегося в помощи. А ведь именно чувство собственного достоинства есть обязательное условие и предпосылка личностной и социальной ответственности. И важнейшим, повторюсь, является умение любить. Красивых и успешных детей любить легко, на это способен почти каждый. А вот отдать своё сердце забитым, неухоженным, колючим подопечным способен далеко не каждый. Профессия социального педагога важна и актуальна для общества, ведь этот специалист помогает детям найти своё место в жизни, свою дорогу. Благородна высокая цель работы соц. педагога – помочь «трудным» детям стать полноправными членами общества!
Работу любого педагога лёгкой не назовёшь, а социального – в особенности. Эта деятельность требует многих душевных сил и больших энергозатрат. Социальный педагог постоянно сталкивается с настоящими жизненными трагедиями и проблемами, и у него просто нет времени чувствовать себя несчастным из-за отсутствия денег или модных вещей. Он далеко не всегда чувствует отдачу от того, во что вкладывает своё сердце. Не очень оплачивает эту работу государство, да и дети, с которыми он работает, скажут спасибо ему не скоро (да и скажут ли вообще). Но, несмотря на все сложности профессии, она мне интересна тем, что социальный педагог на самом деле может сделать кое-что важное в этой жизни!
Консультация «Внешние и внутренние условия интеграции дошкольников с ОВЗ» Социально-образовательные услуги несколько отличаются на разных этапах развития ребенка с ОВЗ, так же, как и включенность в их обеспечение.
Научно-практическая конференция «Творчество педагога-потенциал повышения качества образования». Часть 2 Итак продолжаю рассказывать,как ломая стереотипы и шаблонные установки проведения педагогических конференций группа энтузиастов,и не побоюсь.
Общероссийская научно-практическая конференция «Творчество педагога-потенциал повышения качества образования» Итак,напоминаю,что 15 июля в городе-герое Туле встретились педагоги из разных уголков России. Пообщаться,поближе познакомиться,обменяться.
Отчёт об итогах профессиональной деятельности социального педагога Отчёт об итогах профессиональной деятельности социального педагога за 2013-2015 г. Я, Кожевникова Ольга Николаевна, имею диплом № 10492.
Отчет социального педагога за год Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа – интернат «Кадетский корпус» г. Химки ОТЧЁТ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 2015.
План работы социального педагога на год АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Общеобразовательная школа — интернат начального.
Рекомендации педагога-психолога по развитию навыков социального взаимодействия у подростков с недоразвитием интеллекта Обобщая результаты изучения ценностных ориентаций подростков с интеллектуальной недостаточностью, необходимо отметить следующие особенности.
Содержание работы социального педагога с неполной семьёй в условиях детского сада Главная цель, которую ставит перед собой социальный педагог, заключается в определении специфики и содержания работы с рассматриваемой категорией.
Всероссийская научно-практическая конференция «Творчество педагога-потенциал повышения качества образования». 15 июля 2016 года более 20 педагогов с разных уголков России собрались в Туле на такое серьёзное мероприятие (ещё разок прочитайте название.
Источник