В эмоциональной сфере подростков происходят значительные изменения по сравнению, например, с младшим школьным возрастом. Так, характерными чертами эмоциональной сферы подростков являются:
высокая устойчивость эмоциональных переживаний;
высокий уровень тревожности (по данным В. Н. Кисловской);
противоречивость чувств. Например, перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно;
очень высокая эмоциональная возбудимость;
внутренний эмоциональный конфликт из-за возможного несовпадения оценки и самооценки.
Как можно заметить, в подростковом возрасте проявляется большой всплеск в эмоциональной жизни. Многие авторы связывают это с процессами возбуждения и торможения. В этот период процесс возбуждения нарастает, а процесс торможения ослабевает. Иными словами, одни и те же события вызывают у подростков более яркие эмоциональные реакции, чем у младших школьников или взрослых.
Е. П. Ильин считает, подростки больше склонны к проявлению радости, чем гнева, страха и печали. А склонность к гневу выражена ярче, чем к страху и печали. Радость, гнев и печаль наиболее интенсивно переживаются в возрасте 12–13 лет, а выраженность страха в этот период уменьшается.
В. Г. Казанская, в свою очередь, говорит, что для подростков характерно «застревание» на своих эмоциях, как положительных, так и отрицательных.
Существуют некоторые различия в проявлении эмоций у мальчиков и у девочек в подростковый период. Так, у девочек-подростков чаще проявляются обидчивость, резкие перепады настроения, повышенная слезливость. Мальчики же очень подвижны даже тогда, когда. Однако физиологическая перестройка организма подростков также может сопровождаться возникновением у них повышенной утомляемости.
Эмоции подростков в большей степени связаны с ведущим видом деятельности- общением. То есть характер и содержание эмоциональных реакций в этом возрасте определяется личностно-значимыми отношениями с другими людьми.
В подростковом возрасте резко возрастает интерес к своей внешности. Формируется образ физического «Я». Из-за предания ему излишней значимости ребёнком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, излишний вес или худоба- всё это расстраивает и иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости или даже нервной анорексии.
Тяжёлые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми. А бестактные замечания, подтверждающие худшие опасения подростка, могут усугубить пессимизм и дополнительно невротизируют.
Таким образом, подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности. И в это время подростку очень важно проявление внимания, тактичности со стороны взрослых. Родителям требуется перестраивать взаимоотношения с подростком так, чтобы он мог продолжать гармонично развиваться. Эти отношения необходимо строить на основе личности подростка, так как оно даст возможность предвидеть, как он поступит в той или иной ситуации, оно поможет установить подлинные причины тех или иных особенностей, и подскажет, что можно ожидать от него в будущем.
Список использованной литературы:
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. / М. В Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова— Москва.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин— Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 752 с.
Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления/ В. Г. Кулагина. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 177с.
Круглова Т. Е. Особенности эмоциональной сферы подростков с разной успеваемостью / Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 281-284.
Источник
Сегодня мы поговорим о том, какую роль эмоциональность играет в жизни подростков.
Начиная разговор, стоит сказать, что здесь тесно связаны 2 науки — психология и биология. Эмоции – это один из видов психических процессов, отражающих отношение человека к себе и к окружающему его миру.
Это переживание человеком чего бы то ни было в данный момент времени. Сила переживания зависит от того, насколько значима данной ситуации для человека.
Но помимо переживания, психического компонента, существует биологическая составляющая — определенные физиологические изменения — которые протекают в организме параллельно переживанию
Чувства – это очень важная часть каждого из нас.
Они помогают понять истинные желания, познать себя. По микроэмоциям лица можно определить, например, врет человек или нет.
Кстати, а вы знаете, что не бывает «плохих» и «хороших» эмоций? Такую классификацию психологи не используют.
Они могут быть позитивными и негативными. Но каждая н их низ нужна и важна для человека, выполняет определенную функцию. Более подробно про классификацию можно узнать в нашей статье
Подростковый возраст – период интенсивного развития и изменения эмоциональной сферы
В 11-14 лет, особенно характерны резкие перепады настроения, возбудимость. В принципе все то, что они переживают, очень полярно –все то слишком хорошо, то плохо…
Важно обращать внимание на проблемы детей, помогать их решать, с пониманием относиться к ребенку этого возраста.
После 14 лет молодые люди продолжают исследовать себя и мир, но их эмоциональное состояние постепенно становится спокойнее.
Новые события не приносят такой бури чувств, как раньше. Они лучше умеют управлять собой.
В целом в подростковом возрасте формируется общая эмоциональная направленность, поэтому именно сейчас стоит уделить время развитию этой сферы.
Для начала – не паниковать. И не пытаться изменить его сразу, здесь и сейчас. Как минимум, потому что это так не работает.
5 советов психологов как помочь подростку:
А вот почему это действительно важно. Потому что если все, что вы хотите знать о своем ребенке, ограничивается только учебой…
Неудивительно, почему на контакт подросток особо не идет.
В случае повышенной эмоциональности разговоры особенно важны.
При каждом «выходе из себя», дайте возможность успокоиться, а после – говорите. И, успокаивая ребенка, не жалейте, а слушайте его и общайтесь с ним. Не в духе «не переживай, мой золотой, все вокруг плохие, ты один хороший», ни в коем случае.
Учите его осознавать, что происходит и решать свои проблемы с помощью коммуникации, а не посредством крика.
Вы даже не представляете, как это плохо для будущего ребенка. Из детей, которым родители не разрешали выплескивать чувства, вырастают очень скрытные взрослые, которые потом всю жизнь мучаются от того, что не могут позволить эмоциям выйти наружу.
Скрытые эмоциональные реакции – частая причина психосоматических заболеваний.
Говоря про проявление чувств, нельзя обращаться
К полу ребенка – чаще всего это происходит в сторону мальчиков – «что ты плачешь, как девчонка?».
К возрасту – «такой большой, а плачешь!».
К чувствам, которые сейчас «не вовремя» испытывать – «не плачь, это совсем не больно!» — спрашивается, а как вы узнали, больно ему или нет?
Научить выражению эмоций
Останавливаться и осознанно говорить о том, что сейчас происходит. Понимать, в адрес кого и почему возникло то или иное чувство. Например, сказать: я злюсь, потому что ты обещала мне сходить в кино, и не сделала этого, вместо криков, слёз и обид.
Также стоит освоить способы выплеснуть энергию и негативные чувства. Хорошо помогает движение и спорт, занятия творчеством, арт-терапия – каждому своё. Нужно искать свой способ.
Следите за собой
То, как вы себя ведете в присутствии ребенка, очень сильно на него влияет. И если вы кричите, от вас постоянно слышны оскорбления, не удивляйтесь, если в дальнейшем вы услышите тоже самое от ребенка.
Речь о том, что родителям нельзя показывать, что они чувствуют. Нужно говорить об этом правильно.
Разговаривайте с подростками
Некоторым этот совет может показаться странным. «Ну, спрашиваю я у него, как дела, как оценки в школе, доброе утро и спокойной ночи тоже говорю. Он отвечает «нормально» и на этом диалог заканчивается. От меня-то что еще нужно?!»
Развивайте эмоциональный интеллект
Как свой, так и своего ребенка.
Смотрите на каждый эмоциональный всплеск не с точки зрения проблемы, а с точки зрения очередной возможности для развития.
Эмоциональный интеллект – это умение распознавать чувства других людей и управлять своими
Владение помогает в жизни лучше налаживать контакты с другими людьми, разбираться в своих чувствах, грамотно просить помощи, и уметь говорить «нет», поддерживать и понимать окружающих.
Сейчас этот навык актуален, как никогда – это не только собственный психологический комфорт, но и большой плюс практически для любой профессии.
Не зря эмоциональный интеллект назван, важнейшим навыком 21 века и присутствует практически во всех списках требований работодателей к сотрудникам.
Несмотря на это, способностью узнать и назвать то, что сейчас чувствуешь, обладает достаточно немного людей.
Если эмоциональный интеллект развит и у родителей, и у ребенка – представляете, насколько сильно это укрепляет связь между ними и на какой новый уровень может выйти общение?
В тренинг центре К.О.Т. проводятся специальные бесплатные семинары для родителей–занятия, на которых профессиональные психологи помогают разобраться в проблемах воспитания детей и отвечают на вопросы родителей. Одна из важных тем – эмоциональный интеллект. Выбирайте подходящую дату и время и записывайтесь на семинар!
Курс «Властелин эмоций» для детей и подростков поможет научиться выражать негативные чувства, не обижая окружающих, лучше понимать себя и контролировать своё поведение. В итоге курса участники становятся более эмоционально устойчивыми.
В принципе, психология не делит мир на строго черное и белое. И эмоции – не исключение. Они – верные помощники, с которыми стоит учиться находить общий язык.
Вам интересно, на сколько Ваш ребенок умеет понимать и выражать свои чувства? Пройдите короткий тест, и вы получите ответ и рекомендации психологов!
Источник
Депрессия у подростков – это часто встречающееся состояние. 11% подростков до 18 лет страдают депрессивными расстройствами. Девочки страдают депрессией чаще, чем мальчики. Если игнорировать проявления депрессии и не оказать своевременную помощь, данное состояние может привести к трагическому исходу, например, суициду.
В переходном возрасте происходит бурный рост организма, который сопровождается гормональным сдвигом, перестройкой в жизнедеятельности всего организма. Также подростки испытывают стресс из-за учебной нагрузки, возрастающей ответственности, сложностями взаимодействия со сверстниками, взрослыми. Вышеперечисленные моменты делают ребенка крайне уязвимым. Причинами развития депрессии могут быть как внешние причины (стресс, плохая успеваемость в школе, проблемы в отношениях в семье, со сверстниками, тяжелые заболевания), так и внутренние причины, связанные с нарушением биохимических процессов в головном мозге.
Симптомы депрессии у подростков
Диагностика депрессии в подростковом возрасте вызывает некоторые трудности, так как типичная картина депрессии проявляется у детей не всегда. Пубертатный возраст накладывает отпечаток на картину симптомов депрессии, определяет своеобразие болезненных переживаний. Гораздо чаще депрессия у подростков проявляется в виде нарушений поведения, интереса к алкоголю, наркотикам, постоянной скуки. Отмечается снижение успехов в учебе, обилие соматических жалоб на здоровье и т.д. Важно обращать внимание на изменения в поведении у ребенка, которые могут скрывать под собой симптомы депрессии, чтобы не упустить время и в нужный момент обратиться к врачу-психиатру, психотерапевту, психологу за помощью.
«Маски» депрессии у ребенка
Депрессия у подростков может скрываться за «масками», когда типичные проявления депрессии не являются первым, бросающимся в глаза компонентом. Условно выделяют несколько «масок» или, так называемых, эквивалентов депрессий у подростков.
Девиантный эквивалент. Этот эквивалент проявляется внезапно начавшимися, не свойственными ранее, нарушениями поведения. Подросток начинает испытывать тягу к «дурным» компаниям, прогуливать школу, сбегать из дома, проявлять интерес к алкоголю, воровству. Имеет место самоповреждающее поведение (ребята наносят себе порезы, ожоги, ввязываются в драки). Однако в отличие от истинного девиантного поведения, на состоянии ребенка лежит отпечаток отчаяния, и истинного удовольствия от своих поступков он не получает.
Употребление алкоголя и наркотических веществ связано с тем, что подросток хочет облегчить свое эмоциональное состояние. Как правило, подростки скрывают свои внутренние переживания от взрослых, но в голове у них могут скрываться довольно мрачные мысли о собственной несостоятельности, отсутствии смысла жизни, перспектив.
Психологи объясняют подобное поведение тем, что ребенок намеренно ищет наказания, так как думает о себе как о «плохом».
Случай из практики. Мальчик Р., будучи в младшей школе примерным ребенком, состоятельным в учебе, любимцем учителей, в подростковом возрасте внезапно начал употреблять наркотики, обманывать взрослых, воровать, наносить себе повреждения. Учителя, родители списывали изменения поведения на подростковый возраст и отнеслись к состоянию ребенка серьезно только после незавершенной суицидальной попытки. Впоследствии мальчик признавался врачам в том, что на протяжении длительного времени находился в подавленном состоянии, видел свое будущее в мрачном свете, считал себя бесполезным, думал, что он ничего не добьется, только подведет всех. После обращения к врачу и прохождения курса лечения, психотерапии мальчик вернулся к нормальной жизни, снова появилась заинтересованность в учебе, планы на будущее, отношения в семье стали более доверительными.
Апатический эквивалент. Характеризуется трудностями в учебе. Дети жалуются на быструю утомляемость, снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, постоянную скуку. Часто подростки говорят о том, что они стали «как будто глупее». Вышеперечисленные проблемы приводят к снижению успеваемости. Дети начинают прогуливать школу, сидят дома, теряют интерес к общению, забрасывают хобби, кружки, пренебрегают личной гигиеной. Изменяется digital-активность подростка, например, на смену социальным сетям приходят однотипные игры или просмотр роликов в интернете, которые не несут смысловой нагрузки. При таком состоянии часто появляются мысли о «нежелании жить», так как подростки начинают корить себя за свою несостоятельность. Нередко взрослые списывают состояние подростка на лень, ругают ребенка, тем самым усугубляют тяжесть его состояния, создавая «порочный круг».
Случай из практики. Подросток В., после смерти отца перестала посещать школу, спортивные кружки, стала жаловаться на ухудшение памяти, быструю истощаемость, не могла сконцентрироваться на сюжете фильма или книги, потеряла контакт с друзьями, со временем практически перестала вставать с постели. После обращения к психиатру и подбора терапии девочка стала активнее, инициативнее, вновь начала общаться со сверстниками, вернулась в школу, успешно закончила 10 класс. Психотерапия помогла ей принять потерю близкого человека. Впоследствии девочка стала большой поддержкой для своей мамы.
Ипохондрический эквивалент. Этот вариант «маски депрессии» встречается реже, чем первые два. Он проявляется многочисленными жалобами на здоровье, желанием постоянно обследоваться у врачей. Ссылаясь на слабое здоровье, такие подростки пропускают школу. При этом они не обманывают родителей, а на самом деле испытывают различные физические недомогания (головокружение, тошноту, может отмечаться подъем температуры до 38 градусов).
Случай из практики. Пациентка К., постоянно предъявляла различные жалобы на головные боли, боли в животе, ломоту в конечностях, головокружение, тошноту, просила обследовать ее, читала о заболеваниях в интернете. Полное обследование исключило наличие какого-либо заболевания, что ненадолго успокоило девочку. Спустя непродолжительное время она вновь находила у себя симптомы тяжелых заболеваний. По собственной инициативе девочка посетила психиатра. После подбора лечения постепенно пропали соматические жалобы, а после работы с психотерапевтом она выяснила причину своей депрессии и смогла ее побороть.
«Будто тяжелый металл закачали внутрь меня»
Помимо депрессивных «масок» в старшем подростковом возрасте могут встречаться и более классические депрессивные картины. Юноши и девушки жалуются на тоску, угнетенное настроение, плаксивость, тревогу. Голос становится тихим, речь замедляется, мимика оскудевает.
Для классической депрессии характерна бессонница с ночными и ранними утренними пробуждениями, снижение аппетита. Пища становится «как трава» на вкус, любимые прежде блюда не приносят удовольствия. Появляются идеи самообвинения, физические недостатки преувеличиваются, начинают казаться «уродствами». Периодически подростки очень красочно описывают свои переживания. Например, одна девушка так описывала свое состояние: «Будто тяжелый металл закачивают внутрь, и он разливается по всему телу. В груди камень. Мысли взяли и перевернули через мясорубку. В голове каша».
Как справиться с подростковой депрессией
Родителям необходимо обращать внимание на подобные изменения в поведении ребенка и вовремя обращаться за помощью к психиатру, психологу. Также в этот сложный период крайне важна поддержка семьи, окружения. В лечении депрессии у подростков чаще всего применяется комплексный подход (лекарственная терапия, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, другие реабилитационные мероприятия). Однако, каждый случай депрессии уникален. Для оптимального подбора лечения необходимо рассматривать ситуацию в индивидуальном порядке. При наличии симптомов депрессии у ребенка важно не отворачиваться от него, не бояться вовремя обратиться за помощью, чтобы вернуть сыну или дочке улыбку и радость жизни.
Источник