- 17 секретов ораторского мастерства для эмоционального выступления
- Основные методы для оратора:
- Дополнительные методы для оратора:
- Публичное выступление — что это такое, правила подготовки, основные ошибки
- Что такое публичное выступление
- Виды выступлений перед публикой
- Этапы публичного выступления
- Требования к публичным выступлениям
- Правила подготовки и основные приемы
- Составление и использование плана
- Начало и окончание выступления перед аудиторией
- Возможные ошибки
- Психология выступлений перед людьми
- Видео
17 секретов ораторского мастерства для эмоционального выступления
На курсах ораторского искусства учат, что эмоциональная связь с аудиторией не менее важна, чем умение хорошо говорить. Методы установления связи есть основные и дополнительные.
Основные методы для оратора:
- Выбирайте темы и подробности, которые воздействуют на эмоции.
У вас всегда есть выбор, с каких точек зрения подходить к теме выступления. Убедитесь, что хотя бы некоторые из них несут эмоциональную нагрузку.
Например, представьте, что вы подготовили 15 пунктов доводов в пользу того, почему ваши слушатели должны записаться на курсы ораторского мастерства. Но речь короткая, и вы сможете раскрыть только три или четыре пункта. Какие вы выберете? «Вы сможете победить страх публичных выступлений» пробуждает больше эмоций, чем «Научитесь ясно выражаться».
Страх, как одна из самых сильных эмоций, вызывает больший отклик и рисует в уме больше ярких картин.
- Подбирайте эмоционально окрашенные слова.
Одни слова звучат нейтрально, другие несут эмоциональную окраску. Подбирайте те, которые будут созвучны посылу вашего выступления.
Пример: Задумайтесь о разнице между словами, которыми разные воюющие стороны обозначают солдат-смертников.
Для одних это будут террористы-камикадзе, для других – мученики. Какое значение больше подойдет?
- Используйте содержательные аналогии и фигуры речи.
Если вы знаете, как создавать образы словами, это не только сделает речь живее и интереснее, но и образует эмоциональную связь, апеллируя к эмоциям, которые аудитория уже испытывала в прошлом.
Пример: Говоря о разбойных нападениях, можно сказать «В нашем городе есть проблема». А можно сказать «Это рак нашего города», апеллируя к сложившемуся отношению к раковым болезням.
- Рассказывайте истории.
Овладеть мастерством рассказа – кратчайший путь к эмоциональному отклику. Правильно подобранная история поможет вызвать почти любую нужную эмоцию. Поэтому истории – самая запоминающаяся часть любой речи.
- Используйте юмор.
Это перекликается с историями, ведь они нередко бывают смешными и поучительными. Однако у юмора своя цель. По-настоящему хороший юмор используется, чтобы вызвать удовольствие и удивить, поэтому часто связан с родственными чувствами – дружелюбием и спокойствием. Оратору нужно обязательно научиться шутить. Если аудитория смеется, значит, им весело. Если им весело, значит, им нравится вас слушать. Они внимательны. К тому же вы им нравитесь, иначе они бы не смеялись.
На своей пресс-конференции Владимир Путин не только ответил на вопрос журналиста, но и пошутил с ним, развеселив остальную аудиторию.
- Используйте наглядность.
Фото, картинка, наглядное пособие – все это будит эмоциональный отклик лучше, чем абстрактные слова.
Пример: Сравните части выступлений. Какая вызывает больше эмоций?
– Утверждение, что курение вызывает рак легких, и демонстрация фото пораженных легких.
– Утверждение, что окна в режиме проветривания смертельно опасны для кошек, и фото застрявшей между рамами кошки.
В первом случае аудитория видит только оратора. Во втором – им наглядно демонстрируют всю опасность.
Воздействие историй, шуток, картинок и прочего во многом зависит от манеры вашего выступления.
Например, вы можете подобрать грустные слова, показать соответствующее фото, но эффект усилится, если грусть будет еще и в вашем голосе, позе, выражении лица.
Дополнительные методы для оратора:
- Перед выступлением проводите анализ аудитории.
Все слушатели – люди. У всех людей есть эмоциональные крючки, за которые их можно зацепить. Выясните, в чем они могут заключаться. Это зависит и от возраста слушателей, и от профессии, и от жизненных обстоятельств. Данные анализа аудитории очень помогают улучшить выступление с учетом этой информации.
- Вызывайте интерес с помощью маркетинговых материалов.
Если человек испытывает эмоции, это мотивирует его к действию. Так, если его эмоция – жалость, он скорее пожертвует деньги на благотворительность.
Если заинтересовать аудиторию маркетинговыми материалами, она будет склонна действовать. Что делает заинтересованный человек?
– Уделяет ей внимание.
– Берет что-то на заметку.
– Увлекается словами оратора и следует его советам.
Заинтересуйте аудиторию ярким высказыванием или поразительной статистикой, тогда они заинтересуются и вашей речью.
Как и любопытство, удивление мотивирует к действиям. Людям как минимум станет интересно, каким образом удивительный факт из начала речи соотносится с остальной ее частью. Поэтому им придется слушать внимательно.
Это не значит, что нужно сбивать аудиторию с толку. Удивительное должно быстро получать объяснение.
- Будьте искренни.
Чтобы заставить аудиторию почувствовать что-то, вы должны сами ощущать эти эмоции.
Не нужно дергать слушателей за эмоциональные ниточки, как марионеток. Людей отталкивает, когда они понимают, что вы играете с ними. Делитесь своими идеями так, чтобы слушатели прониклись ими вместе с вами.
Когда Владимир Путин прослезился во время своей речи на митинге, это подействовало лучше, чем слова. Люди видели, что он испытывает те чувства, о которых говорит.
- Модулируйте голос под стать эмоциям.
– Гнев нужно выражать громким вызывающим голосом.
– Грусть или отчаяние требуют более мягкого тона.
– Оптимизм или радостное возбуждение нуждаются в более быстром темпе речи.
- Подбирайте жесты и движения под стать эмоциям.
Это еще один способ донести идею и вызвать отклик. Используйте в выступлении 9 жестов и движений оратора-мастера. Если вы рассказываете историю о любви или радости, то не стойте, как манекен. Если рассказываете о разочаровании, плечи стоит опустить, а с лица убрать улыбку.
Хороший актер на сцене не притворяется, а вживается в роль и испытывает нужные чувства по-настоящему. Хороший оратор тоже должен не изображать, а заново пережить то, о чем рассказывает.
Некоторые ораторы находят это сложным, потому что говорят о прошлом, а все эмоции давно сгладились. Но аудитория слышит рассказ впервые, им важно показать, какие чувства бушевали в вас тогда.
- Поддерживайте зрительный контакт.
Зрительный контакт с аудиторией помогает передать взглядом разочарование, презрение или радость. В идеале тот человек, на которого вы смотрите, должен зеркально отразить эмоции. Это и будет признаком связи.
- Устраняйте физические барьеры между вами и аудиторией.
Выйдите из-за кафедры.
Кафедра – это барьер. Оратор словно закрывается ею от людей.
Подойдите к аудитории. Попросите их занять места в передних рядах. Если все же необходимо выступать за кафедрой, то делайте это правильно.
Чем ближе вы стоите к аудитории, тем более личным окажется для нее выступление. Чем более личным оно кажется, тем выше шансы установить сильную эмоциональную связь.
- Устраняйте эмоции-помехи.
Во время вашего выступления может происходить масса вещей, которые тоже вызывают эмоциональную реакцию у слушателей и соревнуются за их внимание. За окном может пройти шумный оркестр, который вызовет раздражение. Люди отвлекутся, связь с вами ослабнет. Нужно предусматривать возможные отвлекающие факторы, например:
– Голод и другие потребности организма. Если выступление длинное, следует делать перерывы.
– Шум, некомфортная температура (слишком жарко или холодно) и плохое освещение раздражают и злят. Заранее проверьте помещение для публичного выступления и постарайтесь по возможности улучшить условия.
– Если вы выступаете дольше, чем планировали, слушатели начинают нервничать, особенно если опаздывают куда-то. Следите за временем.
– Трудные слушатели, например, так называемые Снайперы в аудитории, могут раздражать, если вы слишком много времени тратите на пререкания. Научитесь справляться с ними.
- Избегайте больных тем.
Ситуации, когда аудитория вам не знакома, потенциально опасны. Вы можете выступать перед сотрудниками компании, в которой только что прошли массовые увольнения. Или перед людьми другой культуры. Нужно быть осторожным, чтобы не допустить фразы или жеста, которые окажутся спусковым крючком для негативных эмоций.
В лучшем случае аудитория посмеется, но если вы нечаянно обидите людей или наступите на больную мозоль, то эмоционального отклика достигнуть не удастся.
Лучшая подстраховка – анализ аудитории. Если такой возможности нет, будьте предельно внимательны к настроению людей, когда выступаете. Если случайно задели людей, нужно просто извиниться.
Источник
Публичное выступление — что это такое, правила подготовки, основные ошибки
Устное распространение информации среди людей практикуется с давних времен. Еще в Древней Греции ораторское выступление было очень востребованным и использовалось для восхваления кого-либо либо убеждения в чем-то.
Что такое публичное выступление
Публичное выступление – это общественное мероприятие, в ходе которого выступающий (оратор) доносит до слушателей некую информацию. Особенности таких представлений:
- присутствие группы слушателей,
- преобладающая монологическая речь,
- продуманная структура высказывания,
- конкретная цель.
В зависимости от цели и аудитории, выбирается стиль выступления, для большей эффективности в настоящий момент используются различные электронные инструменты (видео, презентации, аудиозаписи и другие).
Публичным выступлением можно считать любую монологическую речь, направленную на нескольких слушателей (объявление о концерте всему классу, ответ школьника у доски, выступление на сцене, проведение урока, поздравление друга за праздничным столом и так далее).
Виды выступлений перед публикой
Публичные выступления не одинаковы, по целевой нагрузке подразделяются на:
- Информирующие (главная задача – передача сведений слушателям).
- Протокольные (применяют на официальных мероприятиях, юбилеях, митингах).
- Развлекающие (юмористические телепередачи, концерты, рассказы собеседников).
- Убеждающие или агитирующие (популярны у политиков или рекламщиков, которые убеждают слушателей в своей правоте).
Важно! Обычно ораторы используют не один вид выступления, а несколько (например, информативно-развлекательный).
Публичные выступления различаются не только по цели, но и по форме подачи материала:
- Сообщение – публичная речь длительностью до 10 минут, в которой кратко обрисовывается суть проблемы.
- Доклад – четко выверенный и заранее подготовленный рассказ по конкретной теме, может длиться от 10 минут до 3 часов.
- Выступление – краткосрочное, не более 5 мин., представление информации по предложенному вопросу. Бывает импровизированным или заготовленным.
- Лекция – монологическое выступление перед аудиторией специалиста, прекрасно ориентирующегося в теме. Оптимальная продолжительность – 90 мин.
- Беседа – форма открытого выступления, в которой монолог оратора чередуется с выступлениями слушателей.
Этапы публичного выступления
Практически все выступления проходят 3 этапа:
- Докуммуникативный (подготовительный) этап.
- Коммуникативный этап:
- установка взаимосвязи со слушателями;
- концентрация и удержание внимания аудитории на проблеме;
- аргументирование и доказывание своей точки зрения;
- подведение итогов и завершение выступления.
- Посткоммуникативный (анализ положительных и отрицательных моментов мероприятия, личные выводы оратора).
Важно! Слушатели лучше всего запоминают завершение выступления, поэтому словесное оформление этой части ораторы тщательно продумывают заранее.
Требования к публичным выступлениям
Главная задача оратора – донести до слушателей информацию. Для этого его словесное представление должно соответствовать нормам:
- Четкое начало. Первая фраза должна собрать внимание и заинтересовать слушателей, поэтому ее готовят заранее и точно запоминают.
- Создание и поддержание легкого напряжения в течение всего выступления. Для этого намеренно сталкивают 2 противоположных мнения или ведут спор с воображаемым оппонентом.
- Дозированная эмоциональность. Монотонная речь не улавливается аудиторией, но и чрезмерная темпераментность не внушает доверия к выступающему. Для удержания внимания не поражают своим драматическим талантом, а подбирают факты, которые воздействуют на чувства слушателей.
- Лаконичность. Краткие выступления лучше воспринимаются и запоминаются.
- Диалог со слушателями. В выступление обязательно включают вопросы к аудитории (риторические и реальные), оратор может требовать ответов на них.
- Непринужденность и приближенность к разговорному стилю речи. Рассказать о важных вещах простым понятным языком без труднопроизносимых терминов – высший пилотаж в ораторском искусстве.
- Установление и удержание взаимосвязи со слушателями. Оратор обязательно следит за реакцией аудитории и по мере необходимости корректирует способы подачи информации.
- Ясность идеи выступления. Главную мысль четко формулируют и повторяют несколько раз для лучшего восприятия.
- Четкое окончание речи. Как и начальные, так и завершающие фразы формулируют заранее, произносят эмоционально, четко и многозначительно, чтобы слушатели поняли – это завершение речи.
Важно! В зависимости от цели и жанра выступления, некоторые пункты проявляются в разной степени: в развлекательных выступлениях может допускаться больше эмоциональности, чем в информационных.
Правила подготовки и основные приемы
Опытные ораторы при подготовке выступления соблюдают определенные каноны:
- Ответственно относятся к определению темы: она должна быть конкретной, не подразумевать большого количества информации, базироваться на опыте из жизни рассказчика или на требованиях заказчика либо соответствовать тематическому плану и учебной программе (для учителей и преподавателей).
- Продумывают и формулируют название, точно выражающее суть выступления. В заголовке используют понятные слова, избегают сложных терминов и длинных предложений.
- Определяют цели выступления для выступающего и для слушателей, которые прямо или косвенно доводятся до аудитории. Чаще всего речи произносят с целью:
- информировать;
- сформировать мнение;
- изменить точку зрения;
- оказать воздействие на сознание людей и побудить к действию.
- Подбирают, изучают и анализирует информацию из:
- официальных источников,
- научной и научно-популярной литературы,
- справочной литературы,
- статистических данных,
- публицистики,
- интернет-ресурсов.
Важно! Сведения берут из нескольких источников и тщательно обрабатывают.
- Анализируют состав предполагаемых слушателей и общую обстановку в помещении. Текст выступления составляется с учетом возраста, социального статуса и интересов аудитории (дети воспринимают информацию иначе, чем взрослые).
- Работают над содержимым речи:
- составляют план,
- отбирают материал,
- подбирают стиль речи,
- композиционно и логически выстраивают части выступления,
- трудятся над написанием полного текста,
- записывают тезисы и конспект сообщения (некоторые докладчики используют рассыпные или карточные конспекты).
Подготовка к выступлению
Составление и использование плана
Часто выступающие люди понимают важность правильно составленного плана, в который обычно включают:
- продуманный способ зацепить публику;
- вводную часть, очерчивающую некую проблему, понятную и близкую слушателям;
- краткий перечень основных идей выступления;
- основную часть, содержащую не более 3-4 ключевых моментов, чтобы не перегружать аудиторию информацией;
- заключительную часть, в которой делаются четкие и значимые выводы по всему выступлению.
План необходим на этапе подготовки выступления, чтобы материалы были выстроены в правильную логическую цепочку. Во время выступления он также нужен, чтобы докладчик смог донести все запланированное до слушателей.
Успешные ораторы понимают природу зрительного контакта с залом и не позволяют себе читать весь текст выступления с листа. Именно в этот момент пригождается план (лучше тезисный), который не позволит говорящему уйти в сторону от намеченной темы.
Начало и окончание выступления перед аудиторией
Начало и завершение – самые мощные части выступления. Доказано, что первоначальное мнение о говорящем складывается в течение первых 5-30 секунд общения. Поэтому оратор старается с самого начала создать соответствующий психологический настрой приветствием, демонстрацией видео или фото, сообщением интересного факта, описанием проблемы или возможных после ее решения перспектив.
После того, как связь со слушателями установлена, ритор переходит к основной части, не забывая, что концентрация внимания у людей ослабевает через 10-20 минут.
Важно правильно закончить выступление. В этой части сообщения закрепляется первоначальное впечатление о говорящем и теме рассказа, усиливается эмоциональное воздействие на аудиторию, подводится итог всему сказанному, еще раз подчеркивается идея текста, и произносятся призывы к конкретным действиям. Грамотные ораторы составляют выступление таким образом, что все части логически вытекают одна из другой, достаточно насыщены эмоциями и аргументами, включают в себя практические рекомендации и комплименты слушателям.
Продумывание начала и завершения выступления
Возможные ошибки
Ораторское мастерство приходит не сразу, многие начинающие спикеры делают типичные ошибки:
- Демонстрируют отсутствие уверенности (докладчик слабо знает освещаемый вопрос или боится людей).
- Начинают оправдываться и утрачивают доверие слушателя.
- Не иллюстрируют речь примерами из опыта или из литературы.
- Используют излишнюю жестикуляцию и хаотичную мимику (для контроля за языком тела анализируют видеозапись выступления и избавляются от ненужных движений).
- Не точно подбирают слова и составляют предложения (например, частое использование отрицательных частиц приведет к неправильному пониманию текста).
- Уделяют мало внимания подготовке.
- Монотонно читают сообщение без юмористических отступлений и не поддерживают зрительный контакт.
- Не используют паузы для удержания внимания – остановка на 10 секунд пробудит любопытство у всех отвлекшихся.
- Показывают излишнюю серьезность, самоуверенность и сверхэрудицию.
- Употребляют большое количество слов-паразитов.
- Суетятся или, наоборот, зажимаются.
Важно! Качественная подготовка и неоднократные репетиции позволяют избежать многих ошибок.
Психология выступлений перед людьми
Для того чтобы привлечь внимание людей, психологи советуют:
- Уделить достаточно внимания своему внешнему виду (одеться удобно и солидно).
- Сделать небольшую паузу перед началом и обвести взглядом слушателей, установить зрительный контакт.
- Начинать выступление в медленном темпе.
- Для публичного выступления рекомендуется снизить на 2 тона тембр голоса (это поможет беречь голосовые связки, низкий голос воспринимается людьми лучше, чем высокий) и выработать навык использования различных голосовых техник.
- Самые важные мысли повторить 3 раза.
- Не превышать регламент выступления, даже если внимание аудитории не ослабело.
Таким образом, если старательно подготовиться, то каждый сможет качественно выступить перед публикой.
Видео
Источник